Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/04PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кольчик Е.Ю., Ушакова В.Р. Особенности эмоционального реагирования подростков, склонных к отклоняющемуся поведению // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kolchik E.Yu., Ushakova V.R. (2020). Features of emotional response of adolescents prone to deviant behavior. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 159.91 ГРНТИ 15.81.61
Кольчик Елена Юрьевна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия
Старший преподаватель кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6116-6053
Ушакова Владислава Романовна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8317-2518 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=915779
Особенности эмоционального реагирования подростков, склонных к отклоняющемуся поведению
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных реакций у подростков с отклоняющимся поведением. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления эмоций подросткам в целом, а также подростками с девиантным поведением. Рассмотрены основные особенности эмоционально-аффективной сферы у подростков с отклоняющимся поведением, к которым относятся повышенная тревожность, агрессивность, раздражительность, низкие способности к эмпатии, вспыльчивость и депрессивные тенденции. Выдвинуто предположение о том, что у подростков, склонных к самоповреждению, преобладает рефрактерный тип эмоциональной реакции на стимулы внешней среды, а у подростков, склонных к проявлению агрессии и насилия, - дисфорический тип эмоциональной реакции. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоциональных реакций подростков с девиантным поведением. Эмпирической базой исследования стало МБОУ «Школа-гимназия №10» им. Э.К. Покровского МБОУ «Школа-лицей №3» им. А.С. Макаренко. В исследовании принимали участие ученики восьмых и девятых классов. В исследовании приняли участие 110 подростков (55 юношей и 55 девушек) в возрасте 13-14 лет. Испытуемые были разделены на две группы по результатам методики определения склонности к отклоняющемуся поведению, разработанную А.Н. Орлом. В первую группу вошли 33,6 % подростков с выраженной склонностью к аутодеструктивному поведению, а во вторую группу - 24,5 %
https:// mir-nauki. com
подростков, склонных к агрессии и насилию. В результате проведенного исследования было выявлено, что подростки с выраженной склонностью к аутодеструктвному поведению характеризуются рефрактерной эмоциональной реакцией на воздействия окружающей среды. Подростки с выраженной склонностью к агрессии и насилию демонстрируют дисфорическую рефрактерную эмоциональную реакцию на воздействия внешней среды. Все выявленные различия были подтверждены статистически при помощи ^критерия Манна-Уитни.
Ключевые слова: подростки; аутодеструктивное поведение; агрессия; насилие; девиантное поведение; рефрактерная эмоциональная реакция; дисфорическая эмоциональная реакция
В условиях современности проблема поведения подростков, отклоняющегося от нормы, не теряет своей актуальности. Это обусловлено рядом объективных факторов, среди которых можно выделить рост количества девиантных подростков, представляющих опасность для общества, социальную нестабильность и некоторую незащищенность молодежи на этом фоне, дистанцирование представителей основных социальных институтов (школы, вуза) от подростков, поведение которых отклоняется от нормы, а также рост нравственной деформации родителей (алкоголизация, употребление наркотиков, применение физического насилия и т. д.). Указанные факторы рассматривались в работах П. Лафренье, Е.А. Кошкиной, Е.В. Змановской и других [1-3].
Вместе с тем, особого внимания заслуживают индивидуально-типологические и эмоциональные особенности подростков, которые характеризуются проявлением поведения, отклоняющегося от нормы. Знание этих особенностей позволит лучше понять причины такого поведения, а также правильно построить работу с такими подростками.
С.И. Моисеева в своей работе подчеркивает некоторую тенденцию к сглаживанию гендерных различий у девиантных подростков, а также указывает на шизоидную и гипертимную акцентуации характера, которые чаще всего преобладают у таких подростков [4]. На опасность этих акцентуаций, прежде всего, по причине их эмоциональной неоднозначности и нестабильности, указывают в своей работе В.Р. Ушакова и Е.Ю. Кольчик [5]. С.В. Ковалев в своей работе говорит об эмоциональном интеллекте подростков с отклоняющимся поведением, указывая на его специфику. Результаты исследования С.В. Ковалева свидетельствуют о том, что подростки с отклоняющимся поведением характеризуются менее выраженным осознанием собственных чувств, а также чувств и эмоций других [6]. Соответственно, они менее способны управлять своим поведением. С.В. Ковалев также отмечает такую закономерность, как трудности в распознавании эмоций других людей и, соответственно, сложности в проявлении своих. Данная особенность связана с тем, что таким подросткам труднее стать на место другого человека и представить мир его глазами. В свою очередь, это указывает на недостаточный уровень развития механизма идентификации, в основе которого лежит существенная эмоциональная связь и преимущественная ориентация на другого человека [6]. В связи с этим, у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению не развито умение правильно оценивать эмоциональный окрас ситуации и понимать переживание партнера, что оказывает влияние на их способности к прогнозированию дальнейших событий, а также уменьшает вероятность позитивного влияния на результат процесса общения и эффективного решения проблем.
В.Г. Казанская, говоря об общих особенностях эмоционального фона в подростковом возрасте, акцентирует внимание на депрессии и тревожности как нарушениях эмоциональной сферы у подростков с девиантным поведением [7]. А.М. Прихожан, продолжая данную тему,
Введение
https:// mir-nauki. com
выделяет тревожность парциальную или частичную и генерализованную, что в значительной степени связано с протеканием химических процессов в организме подростка [8]. Депрессия же у подростков, особенно у подростков с девиантным поведением, чаще всего является «маскированной». Зачастую ее очень трудно различить из-за подросткового негативизма, высокой чувствительности и прочих обязательных атрибутов подросткового возраста [8].
Ю.А. Клейберг и А.В. Печерский указывают на такую специфику эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением, как наличие высокой аффективной заряженности поведенческих реакций, высокий уровень импульсивности при реакции на фрустрирующую ситуацию, высокая агрессивность, вспыльчивость, раздражительность и тревожность [9; 10].
Таким образом, эмоциональный фон подростков в целом имеет свою специфику, а эмоциональный фон подростков с девиантным поведением усугубляется поведенческими проблемами. Вместе с тем, эмоции в данном возрасте играют особую роль, поскольку позволяют успешно взаимодействовать со сверстниками, а межличностное общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Развитие эмоциональной компетентности в данном возрасте предполагает активное формирование и развитие эмпатии в общении, эмоционального самоконтроля и самомотивации, что весьма проблематично при наличии отклоняющихся форм поведения у подростка. Данное исследование направлено на изучение особенностей эмоциональной реакции у подростков, которые склонны к отклоняющемуся поведению, что в дальнейшем даст возможность разработать соответствующую психокоррекционную программу, направленную на формирование и развитие устойчивой, полноценной эмоциональной сферы подростков с подобными проблемами.
Определить преобладающий тип эмоциональной реакции у подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.
Эмпирической базой исследования стало МБОУ «Школа-гимназия №10» им. Э.К. Покровского МБОУ «Школа-лицей №3» им. А.С. Макаренко. В исследовании принимали участие ученики восьмых и девятых классов. В исследовании приняли участие 110 подростков (55 юношей и 55 девушек). Возраст всех участников - 13-14 лет. В рамках исследования использовали методику определения склонности к отклоняющемуся поведению, разработанную А.Н. Орлом, направленную на диагностику предрасположенности к наличию девиаций в поведении подростков. В эмпирическом исследовании были использованы две шкалы: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к агрессии и насилию. С целью определения доминирующего типа эмоциональной реакции подростка на внешние стимулы, характерного способа преобразования воздействий, что обуславливает соответствующий тип поведения, использовали методику диагностики типа эмоциональных реакций, разработанную В. Бойко. Автор выделяет такие типы эмоциональных реакции на стимулы внешней среды, как эйфорический, рефрактерный и дисфорический.
Важно отметить, что после проведения методики определения склонности к отклоняющемуся поведению, в нашем исследовании остались лишь те подростки, у которых была выявлена выраженная склонность к самоповреждающему и поведению, а также склонность к агрессии и насилию.
В основу нашего исследования легло предположение о том, что у подростков, склонных к самоповреждению, преобладает рефрактерный тип эмоциональной реакции на стимулы
Страница 3 из 8
Цель исследования
Методы (подробное описание исследования)
04PSMN620
внешней среды, а у подростков, склонных к проявлению агрессии и насилия, - дисфорический тип эмоциональной реакции. Данное предположение основывается на том, что подростки, которые направляют гнев на себя путём нанесения себе повреждения, воспринимают в негативном ключе стимул любой модальности из внешней среды, что сопровождается такими переживаниями, как тоска, боль, печаль и гнев. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась при помощи ^критерия Манна-Уитни.
Результаты исследования
С помощью методики определения склонности к отклоняющемуся поведению, разработанную А.Н. Орлом, была определена степень выраженности у подростков склонности к аутодеструктивному поведению и к проявлению гнева и насилия по отношению к другим. На рисунке 1 представлено процентное соотношение по указанным формам отклоняющегося поведения в выборке подростков.
40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%
Склонность к аутодеструктивному Склонность к агрессии и насилию
поведению
Рисунок 1. Распределение форм отклоняющегося поведения в группе подростков (составлено автором)
Согласно данным, представленным на рисунке 1, 33,6 % подростков из всей выборки склонны к аутодеструктивному поведению. Они не воспринимают собственную жизнь, как ценную и значимую. У этих подростков выражена потребность в получении острых ощущений, базирующихся на грани жизни и смерти. Они склонны к риску, имеют некоторые садистские и мазохистские тенденции. Они вступают в отношения, которые им доставляют боль и страдания. В случаи невозможности справиться с душевной и моральной болью, подростки переносят ее в физический план, нанося себе ушибы, порезы или истязая себя. Среди этих подростков 12 юношей и 25 девушек.
Склонность к агрессии и насилию по отношению к другим была диагностирована у 24,5 % подростков. Они решают проблемы или справляются с препятствием путем насилия или агрессивного нападения. Во взаимоотношениях с другими людьми они в основном используют подавление, унижение и вербальный открытый гнев, что способствует возникновению конфликтов и драк. Также для подростков характерны садистические тенденции по отношению к партнёру. Такого рода способы взаимодействия стабилизируют самооценку школьника, он
чувствует свое превосходство и силу над другими. Среди этих подростков 20 юношей и 7 девушек.
Таким образом, после обработки полученных данных в дальнейшем эмпирическом исследовании приняли участие 64 подростка (32 юноши и 32 девушки). В группу 1 вошли 37 подростков, склонных к аутодекструктивному поведению. В группу 2 - 27 подростков, склонных к насилию и агрессии.
На втором этапе исследования с помощью методики диагностики типа эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды, разработанной В. Бойко, были определены преобладающие эмоциональные реакции у подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков, склонных к агрессии. В таблице 1 представлены результаты исследования.
Таблица 1
Эмоциональные реакции у подростков склонных различным формам отклоняющегося поведения
Типы эмоциональных реакций Группа 1, n = 37 Группа 2,n = 27 U-критерий Манна-Уитни
Эйфорический 2,3±0,4 2,9±0,3 205
Рефрактерный 12,6±0,5 3,4±0,6 81*
Дисфорический 4,2±0,3 12,1±0,35 92*
* при р = 0,01 (составлено автором)
Согласно данным, представленным в таблице 1, у подростков, склонных к аутодекструктивному поведению, преобладает рефрактерный тип эмоционального реагирования на воздействие стимулов внешней среды (ср.зн. 12,6±0,5). У подростков, склонных к агрессии и насилию, показатель рефрактерного типа эмоционального реагирования существенно ниже (ср.зн. 3,4±0,6). Это говорит о том, что активность у таких подростков направлена вовнутрь. Позитивные и негативные стимулы они воспринимают больше в амбивалентном или негативном ключе, что обуславливает проявления торможения активности в процессе взаимодействия с социумом. Важно отметить, что у них возникает возбуждение и желание активности, но в конечном итоге они все равно уходят «в себя».
У подростков, склонных к агрессии и насилию, преобладает дисфорический тип эмоционального реагирования на воздействие стимулов внешней среды (ср.зн. 12,1±0,35). У подростков, склонных к аутодекструктивному поведению, данный показатель находится на более низком уровне (ср.зн. 4,2±0,3). Подростки выражают свою активность и отрицательную энергию в форме негодования, подавления, гнева и злопамятства на окружающих. Причину своих проблем они видят в окружающих людях, в связи с чем могут мстить недоброжелателям.
Наименее выраженным у подростков, склонных к аутодекструктивному поведению, и подростков, склонных к агрессии, оказался эйфорический тип эмоционального реагирования на воздействие стимулов внешней среды (ср.зн. 2,3±0,4 и ср.зн. 2,9±0,3, соответственно). Этот тип эмоционального реагирования говорит об умении людей любое воздействие извне преобразовывать в позитивные проявления с помощью юмора, смеха, легкого переключения.
С помощью и-критерия Манна-Уитни были выявлены статистически достоверные различия в исследовании типа эмоциональных реакций у подростков, склонных к различным формам отклоняющегося поведения. Так, выявлены достоверные различия по рефрактерному (С = 81, при р = 0,01) и дисфорическому (С = 81, при р = 0,01) типам эмоциональных реакций среди подростков, склонных к аутодеструктивному поведению, и подростков, склонных к агрессии и насилию.
https:// mir-nauki. com
Обсуждение результатов исследования
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что 33,6 % подростков (37 человек из 110 школьников) склонны к таким формам отклоняющегося поведения, как самоповреждение и саморазрушение. Подростки характеризуются тем, что направляют свой гнев и негодование не на окружающих людей, а на самих себя. Подростки считают, что они несут ответственность за все происходящее, а также и за других людей. Другими словами, у них выражен комплекс вины, который подкрепляется самообвинением и самобичеванием. Данный феномен свидетельствует о заниженной самооценке подростков. Школьники воспринимают себя плохими и неудачниками, чувствуют свою ущербность и неполноценность в сравнении с другими. На фоне этого возникает соматизированная тревога, которая может привести к самопорезам и самоповреждениям, чтобы посредством физической боли заглушить «душевную боль». Отсутствие поддержки и взаимопонимания, в первую очередь, со стороны родителей, приводят к еще большему уходу в себя, концентрации на своей ненужности и незначимости, жизнь теряет ценность и смысл.
Выявлено, что подростки, склонные к аутодеструктивному поведению, предпочитают скрывать в себе свои страхи, разочарования и иные переживания. Для них характерна рефрактерная эмоциональная реакция на воздействия окружающей среды. Всю свою активность школьники направляют вовнутрь. Эмоциональная сфера таких подростков испытывает сложности и затруднения в восприятии положительных и отрицательных стимулов из внешней среды. Это проявляется в таких психофизиологических поведенческих реакциях, как растерянность, шок, ступор, стеснение, беспричинные передвижения, бегство и т. д. Таким образом, из всех стимулов внешней среды подростки преимущественно выбирают амбивалентно заряженные, чтобы эмоционально обезопасить себя от такого рода потрясений. Однако эти амбивалентные стимулы носят обсессивный характер для личности подростка, что проявляется в виде возвращения к одним и тем же мыслям, прокручиванием их по кругу, выстраивания однотипного внутреннего диалога на давнюю ситуацию, неприятные эмоциональные переживания в виде осадка, культивирования скрытой грусти, печали и гнева. Важно отметить, что подростки не умеют безопасно и адекватно ситуации выражать своей гнев, боятся проявлять свои аутентичные эмоции из-за непринятия их окружающими. В связи с чем, проживают свои эмоциональные переживания внутри и подавляя их.
Определено, что 24,5 % подростков (27 человек из 110 школьников) склонны к проявлению агрессии и насилию. В решении проблемы или ситуации они прибегают к проявлению открытого гнева, физического или морального насилия. Следовательно, для них характерен агрессивный стиль преодоления препятствий и взаимодействия с окружающими. Общение с одноклассниками строится по принципу подавления и унижения. Школьники быстро и без раздумий реагируют нападением - переходят от вербального гнева к физическому - на разного рода ситуации. Отличаются упрямством, негативизмом и садистическими тенденциями. Фрустрирующая ситуация возникает у данной группы подростков, когда возникают непреодолимые препятствия в достижении и получении желаемого. Важно отметить, что подавление, унижение, оскорбление, содержание людей в страхе, стабилизирует и повышает подросткам их самооценку. Следовательно, выражение гнева и насилия на окружающих, уводит их от ощущения собственной ущербности и незначимости.
Выявлено, что для подростков, склонных к проявлению гнева и насилия характерна дисфорическая рефрактерная эмоциональная реакция на воздействия окружающей среды. Всю свою активность и энергию школьники направляют вовне, на внешние объекты. Воспринимая положительные и отрицательные стимулы из внешней среды, подростки их трансформируют в негативные переживания. Следовательно, независимо от модальности посыла, школьники воспримут его, как негативно окрашенный.
Выводы
Таким образом, в исследовании было выявлено, что большинство подростков (преимущественно, девушки) склонны к самоповреждению и саморазрушению. На фоне заниженной самооценки, комплекса вины и чувства неполноценности, они занимаются самобичеванием и самообвинениями. Утрата ценности жизни и потребность в острых ощущениях, обуславливает самопорезы и садо-мазахистические тенденции. Они воспринимают больше амбивалентные стимулы из окружающей среды, на которых в последующем школьники застревают на когнитивно-эмоциональном уровне.
Подростки, склонные к проявлению агрессии и насилию в решении проблемных ситуаций, направляют свою активность и энергию на окружающих посредством нападения, контроля, подавления и унижения других людей, что повышает их самооценку. Восприятия внешних стимулов происходит через призму негативизма независимо от модальности стимулов.
Следовательно, предположение о том, что у подростков, склонных к самоповреждению, преобладает рефрактерный тип эмоциональной реакции на стимулы внешней среды, а у подростков, склонных к проявлению агрессии и насилия - дисфорический тип эмоциональной реакции, подтвердилось.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. / П. Лафренье. - СПб.: Питер, 2004. - 256 с.
2. Кошкина Е.А. Оценка распространенности наркомании и токсикомании в динамике на федеральном и региональном уровнях // Наркомания: ситуация, тенденции, проблемы / Под общ. ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Ин-т социологии РАН, 1999. - С. 47-56.
3. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская - М.: АСТ-Пресс, 2003. - 288 с.
4. Моисеева С.И. Психологические особенности подростков, склонных к девиантным формам поведения в современных социально-экономических условиях / С.И. Моисеева [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 2003. - 176 с.
5. Ушакова В.Р. Особенности межличностного взаимодействия подростков с различными акцентуациями характера / В.Р. Ушакова, Е.Ю. Кольчик // Живая психология. - №1. - Т.7. - 2020 г. - с. 46-59.
6. Ковалев С.В. Развитие эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению. [Электронный доступ]: https://nauchkor.ru/pubs/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-podrostkov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu-5b887ee97966e1073081b579 Дата последнего обращения: 03.11.2020 г.
7. Казанская, В.Г. Подросток и трудности взросления / В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006. - 404 с.
8. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.; Воронеж: Академия, 2000. - 367 с.
9. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 163 с.
10. Печерский А.В. Интерсубъектная модель психолого-педагогической профилактики наркомании в подростковой и юношеской среде: дис. ... канд. психол. наук. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. - 253 с.
https:// mir-nauki. com
Kolchik Elena Yur'evna
Crimean engineering and pedagogical university by Fevzi Yakubova, Simferopol, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6116-6053
Ushakova Vladislava Romanovna
Crimean engineering and pedagogical university by Fevzi Yakubova, Simferopol, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8317-2518 PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=915779
Features of emotional response of adolescents prone to deviant behavior
Abstract. The article is devoted to the study of the features of emotional reactions in adolescents with deviating behavior. The article analyzes the positions of various scientists and researchers regarding the features of the manifestation of emotions to adolescents in general, as well as adolescents with deviant behavior. The main features of emotional-affective sphere in adolescents with deviating behavior are considered, which include increased anxiety, aggressiveness, irritability, low empathy abilities, temper and depressive tendencies. It has been suggested that adolescents prone to self-harm are dominated by a refractory type of emotional response to environmental stimuli, and adolescents prone to aggression and violence have a dysphoric type of emotional response. An empirical study was conducted aimed at identifying the features of emotional reactions of adolescents with deviant behavior. The empirical base of the study was MBOU "School-Gymnasium No. 10" named after E.K. Pokrovsky MBOU "School-Lyceum No. 3" named after A.S. Makarenko. The study involved students in the eighth and ninth grades. The study involved 110 adolescents (55 boys and 55 girls) aged 13-14 years. The subjects were divided into two groups according to the results of the methodology for determining the tendency to deviating behavior, developed by A.N. Orel. The first group included 33.6 % of adolescents with a pronounced tendency to autodestructive behavior, and the second group - 24.5 % of adolescents prone to aggression and violence. As a result of the study, it was revealed that adolescents with a pronounced tendency to autodestructive behavior are characterized by a refractory emotional response to environmental influences. Adolescents with a pronounced tendency to aggression and violence show a dysphoric refractory emotional response to environmental influences. All differences identified were confirmed statistically by the Mann-Whitney U-test.
Keywords: adolescents; autodestructive behavior; aggression; violence; deviant behavior; refractory emotional response; dysphoric emotional response
04PSMN620