Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/60PSMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кольчик Е.Ю., Ушакова В.Р. Гендерные особенности отклоняющегося поведения подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kolchik E.Yu., Ushakova V.R. (2020). Gender features of adolescent deviant behavior. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN520.pdf (in Russian)
УДК 159.91 ГРНТИ 15.81.61
Кольчик Елена Юрьевна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия
Старший преподаватель кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6116-6053
Ушакова Владислава Романовна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8317-2518 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=915779
Гендерные особенности отклоняющегося поведения подростков
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. В статье проанализированы различные подходы к пониманию отклоняющегося поведения в структуре девиантного поведения. Рассмотрены основные причины отклоняющегося поведения, среди которых особенности нервной системы, особенности социального взаимодействия в пубертатном возрасте, акцентуации характера, изменения в эмоционально-волевой сфере (в частности, повышенная тревожность). Выдвинуто предположение о влиянии гендерного фактора на особенности проявления отклоняющегося поведения подростков. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление гендерных особенностей отклоняющегося поведения подростков. В исследовании приняли участие 54 подростка в возрасте 12-13 лет. Испытуемые являются учащимися седьмых и восьмых классов МБОУ «школы-гимназии №10» им. Э.К. Покровского. Все испытуемые были разделены на 3 группы по результатам методики «Маскулинность-фемининность» С. Бем. В первую группу вошли испытуемые с ведущим гендерным типом «маскулинность» (22,20 %), во вторую группу вошли испытуемые с ведущим полоролевым типом «андрогинность» (51,80 %) и в третью группу вошли испытуемые с ведущим полоролевым типом «фемининность» (26 %). В результате проведенного исследования были выявлены формы отклоняющегося поведения, характерные для каждого гендерного типа. Для подростков с маскулинными чертами более характерна склонность к агрессии и насилию, а также склонность к преодолению норм и правил. Для подростков с фемининными чертами более характерна
https:// mir-nauki. com
склонность к аддиктивному поведению и склонность к самоповреждающему поведению. Для подростков с андрогинными чертами в незначительной степени характерна склонность к аддиктивному поведению. Все выявленные различия были подтверждены статистически при помощи ф-критерия углового преобразования Фишера и Н-критерия Крускала-Уоллиса.
Ключевые слова: подростки; отклоняющееся поведение; гендерные особенности; девиантное поведение; нарушение адаптации; самоповреждающее поведение
Одним из важнейших показателей жизненного благополучия любого человека в современном мире является его адаптация к окружающему миру, социуму. Особую роль адаптация играет в подростковом возрасте, что связано с ключевой ролью общения и включенности в коллектив в пубертатном периоде. Существует множество причин, обусловливающих нарушение адаптации подростков и приводящих к возникновению отклоняющегося поведения. Основной причиной такого поведения являются социально-психологические факторы, к которым относятся возрастные психологические новообразования, а также повышенная потребность во внимании извне. Н.Г. Тормосина изучала качественные отличия причин и механизмов аутодеструктивного поведения как одной из форм отклоняющегося поведения у разных групп подростков и пришла к выводу о том, что большую роль аффективный компонент суицидального поведения играет у младших подростков [1]. Подростки мужского пола возрастом 11-15 лет склонны к демонстративности, как способу повысить свою самооценку, профилактики суицидального поведения и возможного сигнала о своем неблагополучии, а «риск наркотизации» в данном случае связан с понятием «максимализм». У девушек 11-15 лет ощущение собственной несостоятельности является особо значимым фактором, повышающим риск суицидального поведения, а «риск алкоголизации» связан с желанием произвести впечатление на окружающих и с компенсацией низкой нервно-психической устойчивости [1]. Изучением отклоняющегося поведения в подростковом возрасте занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых В. Ипатов, Т.Р. Шишигина, Э.В. Левус и др., которые понимали под отклоняющимся поведением совокупность действий и поступков, которые не соответствуют существующим в обществе нормам и правилам. Примечательным является то, что девиация предполагает любое отклонение от норм и традиций общества [2]. Я.И. Гилинский и О.С. Осипова отмечают, что существуют не только негативные, но и позитивные формы отклоняющегося поведения [3]. Так, В.Н. Дружинин выделяет два вида преобразования: творческое поведение, создающее новую среду, и разрушение - дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду. Он отмечает, что творчество и деструкцию объединяет то, что их причиной является отчуждение человека от природы и мира в целом [4]. В данном исследовании мы говорим о девиантном поведении, к которому относятся аддитивное поведение, суицидальное поведение, виктимное и фанатичное поведение и пищевая зависимость. Суицидальное поведение является самой опасной формой отклоняющегося поведения. А.Е. Личко выделял демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение [5]. Отклоняющееся поведение распространено настолько широко, что его масштабы уже сегодня несут угрозу социальной стабильности. В исследованиях Карли В., Вассермана С. и ряда других зарубежных ученых аутоагрессивное поведение как одна из форм отклоняющегося поведения, рассматривается как патологически обусловленные девиации - самоповреждающее и суицидальное поведение, так и проявления так называемого «рискованного поведения», в которое включают малоподвижный образ жизни, избыточный вес и дефицит массы тела, интенсивное использование Интернета, увлечение видеоиграми, депривацию сна, неумеренное употребление алкоголя, злоупотребление ПАВ и табаком [6]. Кроме этого, к
Введение (актуальность)
https:// mir-nauki. com
аудтодеструктивному поведению так же часто относят разнообразные экстремальные виды спорта и опасные физические упражнения, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание, спелеологию, триал. Некоторые увлечения современных подростков, такие, как руфрайдинг, трейнхоппинг и паркур, тоже потенциально несут в себе угрозу жизни и здоровью подростка [6]. В статье Кольчик Е.Ю. и Ушаковой В.Р. одним из факторов, влияющих на вероятность аутодеструктивного поведения, рассматриваются акцентуации личности, в частности - застревающая акцентуация с параноидальными чертами [7]. Кузнецова М.Н. указывает на тревожность как значимый фактор нарушения саморегуляции поведения подростков [8]. Кроме этого, на изменения в эмоционально-волевой сфере указывает Гребенщикова Л.Г., добавляя к тревожности искажение системы ценностных ориентаций, особенно в области смысла жизни [9]. Рычкова Л.С. отмечает специфику агрессивных подростков: для них большую значимость приобретают внешние ограничения, а не внутренние, они менее доброжелательны по отношению к сверстникам и для них практически не характерно переживание чувства вины за свое асоциальное поведение [10]. Однако, несмотря на то, что проблема аутодеструктивного поведения существует уже давно и продолжает разрастаться, возникают все новые вариации аутодеструктивного поведения, отдельные особенности и причины его проявления у подростков до сих пор изучены недостаточно.
В рамках данного исследования было выдвинуто предположение о влиянии гендерного фактора на проявление отклоняющегося поведения подростков. С социально-психологической точки зрения на гендер в значительной степени влияют как культурные нормы, которые определяют, что должны делать мужчины и женщины, так и информация о том, насколько велика разница между ними. В результате гендерной идентификации у подростков создается гендерная константность, что приводит к повышенному вниманию к ролевым моделям, Я-социализации и способности во взаимоотношениях в социуме воспроизводить модели своего гендера.
Сложность исследования характеристик гендерной идентичности подростков обусловлена главным образом тем, что ранее существовавшие традиционные стереотипы модели маскулинности/фемининности в значительной степени изменились и продолжают изменяться в современных условиях. Это создает серьезные трудности для подростка, который пытается интегрировать различные социальные роли, поведение и характеристики в свою личность. В обществе давно наблюдается выраженное искажение нравственных, культурных и семейных ценностей, что напрямую влияет на размывание гендерным стереотипов поведения.
Подросток в процессе построения собственного мировоззрения, нового Я-образа, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а пытается самостоятельно и активно понять и сформировать свою гендерную идентичность. Стоит отметить, что именно в подростковом возрасте наиболее интенсивно осуществляется процесс гендерной социализации. Важной задачей в реализации гендерной социализации является целенаправленная и компетентная поддержка процесса освоения подростками моделей определенного поведения мужчин и женщин и принципиально разных гендерных ролей со стороны мальчиков и девочек. Исследования, проведенные по данной проблематике, указывают на то, что к проявлению различных форм отклоняющегося поведения склонны больше юноши, чем девушки. Но в то же время существует некоторая дифференциация в видах отклоняющегося поведения. Вместе с тем, исследования влияния именно гендерной принадлежности - андрогинной, фемининной или маскулинной, - проведены не были.
Цель исследования
Выявить гендерные особенности аутодеструктивного поведения подростков.
Методы (подробное описание исследования)
Эмпирической базой исследования стало МБОУ «школа-гимназия №10» им. Э.К. Покровского. В исследовании принимали участие ученики восьмых и седьмых классов. В исследовании приняли участие 54 подростка (27 юношей и 27 девушек). Возраст всех участников - 12-13 лет. В рамках исследования были использованы следующие методики: методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем, направленная на диагностику психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности, а также методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), направленная на диагностику предрасположенности к наличию девиаций в поведении подростков. Последняя методика предполагает выявление готовности к реализации поведения по таким шкалам:
1. склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
2. склонность к агрессии и насилию;
3. склонность к аддиктивному (зависимому) поведению;
4. склонность к деликвентному поведению;
5. склонность к преодолению норм и правил;
6. волевой контроль эмоциональных реакций.
В основе нашего исследования лежало предположение о том, что подростки с гендерной предрасположенностью «маскулинность» характеризуются более высокой склонностью к отклоняющемуся поведению по сравнению с андрогинным и фемининным типами. Наши предположения были основаны на том, что маскулинный тип гендера характеризуется более высокими показателями агрессивности, что потенциально может обусловливать различные виды отклоняющегося поведения. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась при помощи критерия ф* - угловое преобразование Фишера и Н-критерия Крускала-Уоллиса.
Результаты исследования
С помощью методики «Маскулинность-фемининность», разработанной С. Бэм, была выявлена выраженность андрогинных, маскулинных и фемининных черт у современных подростков. На рисунке 1 представлены результаты по полоролевым типам испытуемых.
51,80%
60,00% -
50,00% -
40,00% -
30,00% -
20,00% -
10,00% -
0,00%
Маскулинность Андрогинность Фемининность
Рисунок 1. Распределение полоролевых типов в группе подростков (составлено автором)
22,20%
—26%
Согласно данным, представленным на рисунке 1, у 22,2 % подростков выражена маскулинность, у 26 % испытуемых преобладают фемининность и 51,8 % подростков относят себя к андрогинным. Следовательно, большинство подростков не определились со своим полоролевым статусом.
В таблице 1 представлено распределение соотношения пола и гендера.
Таблица 1
Соотношение пола и гендера в подростковом возрасте
Гендер Юноши, n = 27 Девушки, n = 27 ф* - угловое преобразование Фишера
Маскулинность 37 % 7,4 % 2,8*
Андрогинность 51,9 % 51,9 % 0
Фемининность 11,1 % 40,7 % 2,6*
* при р = 0,01 (составлено автором)
Согласно данным, представленным в таблице 1, у 37 % юношей выражены маскулинные черты, а у 40,7 % девушек - фемининные черты. Важно отметить, что юношей с фемининными чертами больше (11,1 % испытуемых), чем девушек с маскулинными чертами (7,4 % человек).
Равное количество юношей и девушек (51,9 % испытуемых) относят себя к андрогинному типу. В них гармонично сочетаются маскулинные и фемининные черты, что повышает приспособительные возможности индивида в социальной среде.
Выявлены статистические достоверные различия по выраженности полоролевого типа среди подростков с помощью критерия ф* - угловое преобразование Фишера. Различия существуют среди юношей и девушек по выраженности маскулинных черт (ф* = 2,8 при р = 0,01) и фемининных черт (ф* = 2,6 при р = 0,01).
На следующем этапе научного исследования была выявлена склонность подростков с преобладанием разного полоролевого типа к различным формам отклоняющегося поведения. В таблице 2 представлены результаты данных по различным формам отклоняющегося поведения у подростков с выраженными чертами маскулинности (группа 1, п = 12), андрогинности (группа 2, п = 28) и фемининности (группа 3, п = 14).
Таблица 2
Формы отклоняющегося поведения у подростков с разным полоролевым типом
Формы отклоняющегося поведения Группа 1, n = 12 Группа 2, n = 28 Группа 3, n = 14 Н-критерий Крускала-Уоллиса
Склонность к преодолению норм и правил 66 53 34 68,5**
Склонность к аддиктивному поведению 48 55 62 60,3
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 29 51 62 67**
Склонность к агрессии и насилию 60 48 36 66,5**
Волевой контроль эмоциональных реакций 44 48 55 61
Склонность к деликвентному поведению 46 43 34 58
** при р = 0,05 (составлено автором)
Согласно данным, представленным в таблице 2, подростки с типом «маскулинность» склонны преодолевать, бороться и нарушать общепринятые нормы и правила поведения (ср.зн. 66), проявляя агрессивность (ср.зн. 60). Для них не характерно причинение вреда себе -склонность к аддиктивному поведению (ср.зн. 48) и аутодеструкции (ср.зн. 29), и другим -участие в правонарушительных мероприятиях (ср.зн. 46). Они склонны контролировать свои влечения, в особенности эмоциональные (ср.зн. 44).
В отличие от подростков с маскулинными чертами, у подростков с типом «андрогинность» менее выражено противостояние социальным нормам и правилам поведения,
https:// mir-nauki. com
больше для них характерно брюзжание и выражение негодования при противопоставлении своего мнения групповому (ср.зн. 53). Незначительная склонность к аддиктивному поведению дает возможность уйти от решения насущных проблем и чувства несправедливости (ср.зн. 55). Подростки данной группы на фоне выраженной потребности в новых и острых ощущениях в незначительной степени склонны к риску (ср.зн. 51). Для них не характерны агрессивные проявления и насилие (ср.зн. 48), они стараются контролировать свои эмоциональные реакции (ср.зн. 48).
Результаты исследования также показали, что подросткам с фемининными чертами комфортней находиться в установленных и контролируемых социумом правилах и нормах поведения (ср.зн. 34). На фоне ориентации на чувственную и эмоциональную сторону жизни, подростки прибегают к различным формам аддиктивного поведения (ср.зн. 62) и склонны к нанесению самоповреждений (ср.зн. 62). Возникают трудности с волевым контролем своих эмоциональных реакций (ср.зн. 55). Для данной группы подростков не свойственны правонарушение и участие в группировках (ср.зн. 34).
С помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса выявлены достоверные различия по таким формам отклоняющегося поведения, как склонность к преодолению норм и правил (Н = 68,5 при р = 0,05), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (Н = 67 при р = 0,05) и склонность к агрессии и насилию (Н = 66,5 при р = 0,05) у подростков с разным полоролевым типом.
У 22.2 % подростков преобладают маскулинные черты. Для них характерны такие проявления, как активность, самостоятельность, независимость, доминирование и агрессивность. По мнению большинства исследователей, лица с выраженными маскулинными чертами отличаются высокой степенью уважения к себе, своим личностным границам, увлечениям и потребностям. На фоне высокой самооценки своих профессиональных и академических достижений, проявляется высокая оценка своей внешности и физических данных. Большое внимание представители маскулинного типа уделяют не только социальной реализации (Я социальное), но и своему телу и физическим проявлениям (Я физическое). Проводя соотношение пола и гендера, выявлено, что у 37 % юношей и у 7,4 % девушек подросткового возраста выражены маскулинные черты. Следовательно, 7,4 % девушек обладают такими чертами, как уверенность в себе, уважение себя в целом, стремление к лидерству, активность, решительность и спортивность.
У 26 % подростков преобладают фемининные черты. Для таких подростков характерны такие проявления, как нежность, застенчивость, высокий уровень эмпатии и сопереживания, гибкость. Для них менее значима реализация в социальной среде и профессиональные достижения. Однако, областью наименьшего сопротивления выступает эмоциональная сфера. Большое внимание уделяется сопутствующим ощущениям и эмоциям, среди которых ощущение комфорта, ощущение счастья или опасности, чувство любви и привязанности, чувство одиночества и т. д. Также, как и для маскулинного типа, для представителей фемининного типа важную роль играет внешность. Выявлено, что у 40,7 % девушек и 11,1 % юношей подросткового возраста выражены фемининные черты. Таким образом, 11,1 % юношей больше обращают внимания на свои ощущения и эмоции, тем самым заботясь о своем эмоциональном комфорте.
У большинства подростков (51,8 % испытуемых) преобладают андрогинные черты. Это говорит о том, что подростки гармонично сочетают в себе маскулинные и фемининные черты. Они проявляют фемининные черты в заботе о себе и о других, но при достижении целей и
Обсуждение результатов исследования
https:// mir-nauki. com
получении желаемого больше проявляют маскулинные черты. Это способствует проявлению гибкости и более успешной адаптации в социальной среде. Наряду с выраженным самоуважением, уважением к другим, уверенностью в себе и своих силах, для данной категории подростков характерна деликатность и устойчивость в социальном взаимодействии без ярко выраженных агрессивных и доминирующих тенденций. Лица андрогинного типа отличаются принятием себя и своих проявлений. Также, как и представители маскулинного типа, они характеризуются высокой самооценкой в области достижений и своих физических параметров, внешности. Выявлено, что 51,9 % как юношей, так и девушек подросткового возраста относят себя к андрогинному типу, сочетая в себе маскулинные и фемининные черты. Их благосклонность и обходительность в отношениях с собеседником и отсутствие подавляющих тенденций говорит не об неуверенности в себе и податливости, а наоборот, об умении строить эффективное взаимодействия, уважая себя и других.
Выявлено, что у подростков с маскулинными чертами более выражен негативизм, отрицание социальных общепринятых норм и ценностей, эталонов поведения, что может сопровождаться подавлением других или агрессивными приступами. У подростков с андрогинными чертами показатель по данной форме отклоняющегося поведения ниже. Следовательно, для них характерна склонность противопоставлять свои ценности и правила общественным. Подростки с преобладанием фемининных черт следуют общепринятым нормам и правилам поведения. Пребывание в привычных условиях, которые ограничены правилами и контролируются вышестоящими людьми или органами, вызывает у них ощущение комфорта и стабильности. Таким образом, удовлетворяется потребность в безопасности и защите, т. к. потребность в противостоянии и уникальности у них не выражена.
На фоне чувственного восприятия мира и компенсаторного способа ухода от решения проблем, в том числе и реальности, подростки с андрогинными чертами прибегают к аддиктивному поведению. Также на фоне склонности к риску и потребности в ощущениях в незначительной степени проявляют самоповреждающее поведение. Подростки с фемининными чертами на фоне выраженной потребности в ощущениях, в том числе острых, даже ценой своей жизни, при наличии сопутствующей соматизированной тревоги и чувства вины за все происходящее, склонны к самоповреждению, саморазрушению и аддиктивному поведению как способам усиления чувственных и эмоциональных переживаний.
Подростки с фемининными чертами, в отличие от подростков с маскулинными и андрогинными чертами, испытывают затруднения в контроле своих потребностей, чувственных переживаний, влечений и эмоциональных реакций, что может приводить к слезливости и меланхоличности, истерическим вспышкам.
Понятия фемининность и маскулинность характеризуют социальные нормативные представления и установки о психических, соматических и поведенческих проявлениях, свойственных для мужчин и женщин. Выраженность одного из типов гендерной идентичность усиливает или ослабляет соответствующие черты личности, что обуславливает характерные поведенческие реакции.
Согласно результатам проведенного научного исследования, преобладающим типом полоролевого поведения среди подростков является андрогинность, что сочетает в себе максулинные и фемининные черты. Для 51,8 % подростков с преобладанием андрогинных черт характерно негативное отношение и критика устоявшихся в социальной среде норм и правил поведения, желание выступать против имеющего мнения в группе. Они склонны к риску и прибегают к формам аддиктивного поведения с целью усиления ощущения и получению
Выводы
чувственного опыта. Подростки с андрогинными чертами не склонны к агрессивным реакциям и делинквентному поведению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тормосина Н.Г. Психологическое исследование тендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-gendernyh-i-vozrastnyh-osobennostey-autodestruktivnogo-povedeniya. Дата последнего обращения: 18.10.2020 г.
2. Ипатов А.В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности / А.В. Ипатов, Т.Р. Шишигина // Акмеология, 2018. - №4 (68). - С. 25-31.
3. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я.И. Гилинский. - СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин -Москва: Издательство «Наука», 1996. - 296 с.
5. Личко А.Е. Подростковая наркология [Текст] / А.Е. Личко, В.С, Битенский. - Л.: Медицина, 1991. - 301 с.
6. Carli V., Hoven C.W., Wasserman C., Chiesa F., Guffanti G., Sarchiapone M., Apter A. и др. Новая группа подростков с «невидимым» риском психопатологии и суицидального поведения: находки исследования SEYLE // World Psychiatry 2014; 13 (1): 78-86. DOI: 10.1002/wps.20088.
7. Кольчик Е.Ю., Ушакова В.Р. Социально-психологическая безопасность у лиц с параноидальными чертами // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/76PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
8. Кузнецова М.Н. К вопросу о тревожных расстройствах и деструктивном поведении у подростков / М.Н. Кузнецова // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, 2016. [Электронный доступ]: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-trevozhnyh-rasstroystvah-i-destruktivnom-povedenii-u-podrostkov Дата последнего обращения: 18.10.2020 г.
9. Гребенщикова Л.Г. К вопросу изучения деструктивного и предрасположенности к нему у несовершеннолетних / Л.Г. Гребенщикова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2011. - с. 40-43.
10. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие / Л.С.Р ычкова. - Челябинск, издательский центр ЮУрГУ, 2013. - 134 с.
https:// mir-nauki. com
Kolchik Elena Yur'evna
Crimean engineering and pedagogical university by Fevzi Yakubova, Simferopol, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6116-6053
Ushakova Vladislava Romanovna
Crimean engineering and pedagogical university by Fevzi Yakubova, Simferopol, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8317-2518 PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=915779
Gender features of adolescent deviant behavior
Abstract. The article is devoted to the study of the problem of deviant behavior in adolescence. The paper analyzed different approaches to understanding deviant behavior in the structure of deviant behavior. The main causes of deviant behavior are considered, among them features of nervous system, features of social interaction in pubertal age, character accentuation, changes in emotional-will sphere (in particular, increased anxiety). An assumption has been made about the influence of the gender factor on the features of the manifestation of deviant behavior of adolescents. An empirical study was conducted aimed at identifying the gender characteristics of deviant behavior of adolescents. The study involved 54 adolescents aged 12-13 years. The subjects are students of the seventh and eighth grades of MBOU "gymnasium school No. 10" named after E.K. Pokrovsky. All subjects were divided into 3 groups according to the results of the Masculinity-Feminininity technique by S. Bem. The first group included subjects with the leading gender type "masculinity" (22.20 %), the second group included subjects with the leading semi-role type "androgyny" (51.80 %) and the third group included subjects with the leading semi-role type "femininity" (26 %). The study revealed the forms of deviating behaviour specific to each gender type. Adolescents with masculine features are more characterized by a tendency to aggression and violence, as well as a tendency to overcome norms and rules. Adolescents with feminine traits are more characterized by a tendency to addictive behavior and a tendency to self-harming behavior. For adolescents with androgynous features, the tendency to addictive behavior is insignificantly characteristic. All the differences identified were confirmed statistically using the Fischer angular transformation criterion and the Kruskal-Wallis H-test.
Keywords: adolescents; deviant behavior; gender features; deviant behavior; adaptation impairment; self-damaging behavior
60PSMN520