Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вадурина Елена Николаевна, Носова Наталья Валентиновна

В статье представлен опыт работы по актуализации рабочей программы по дисциплине за счет внедрения цифровых технологий. На примере конкретных тем курса показано, как логически выстроена работа по формированию у студентов готовности осуществлять профессиональную деятельность в дистанционном формате и с использованием онлайн-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THE DISCIPLINE "AGE PSYCHOLOGY"

The article presents the experience of updating the work program in the discipline through the introduction of digital technologies. Using the example of specific topics of the course, it is shown how the work on the formation of students ' readiness to carry out professional activities in a remote format and using online resources is logically structured.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»»

использован непараметрический критерий U Манна-Уитни с целью сравнения двух независимых выборок по количественно измеренному признаку. Математико-статистическая обработка полученных диагностических данных при помощи статистической программы SPSS Statistics 21 позволила сформулировать следующие выводы.

В группе студентов, демонстрирующих готовность к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере, наблюдается более низкий уровень тревожности по сравнению с противоположной группой (р<0,05). Данный факт может быть связан с преемственностью изначального и последующего профессионального выбора молодого человека, с его уверенностью в том, что он выбрал соответствующее его индивидуальным особенностям профессиональное направление и последующим желанием реализовать себя в данной профессиональной сфере. Более высокий уровень тревожности в группе студентов, не готовых к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере, может детерминировать определенную неуверенность личности в себе, в своем выборе, в своих актуальных профессиональных интересах и возможностях.

Существенные различия между исследуемыми студенческими группами наблюдаются также по параметру «эгоцентрическая направленность» - в группе респондентов, демонстрирующих готовность к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере, данный показатель существенно ниже в (р<0,01). Общими чертами личности с низкими показателями по данной шкале являются повышенная ориентация на общение, высокая степень социальной адаптации в сфере взаимоотношений. Наличие высоких показателей по данному фактору в первой группе обследуемых может быть во многом связано с тенденцией к соответствию социальным ожиданиям и нацеленностью «оправдать» ожидания общества в отношении последующих профессиональных действий.

Высокие значения по данному параметру в противоположной группе респондентов инициируют такие качества, как безразличие и равнодушие к общественному мнению, что в последующем может отразиться на отсутствии готовности молодого человека к осуществлению профессиональной деятельности, подготовка по которой осуществлялась образовательным сообществом достаточный период времени.

По остальным исследуемым факторам направленности личности значимых различий не обнаружено.

Выводы. Таким образом, специально организованное и проведенное эмпирическое исследование позволило нам выделить личностные детерминанты готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере. В качестве подобных детерминант нами рассматриваются низкий уровень тревожности человека, обуславливающий уверенность в своих профессиональных действиях, а также социоцентрическая направленность личности, связанная с ориентацией на общественное мнение и желание соответствовать общественным ожиданиям, в том числе ожиданиям «значимых других».

Полученные эмпирические данные могут быть использованы в рамках составления специальных программ, направленных на реализацию комплексного подхода в работе с современной молодежью в профориентационном контексте.

Данное исследование может быть продолжено в контексте выделения дополнительных личностных детерминант, актуализирующих готовность современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности в тех или иных сферах. На основе полученных результатов возможна разработка специального психолого-педагогического программного комплекса, ориентированного на формирование, развитие и усиление профессиональной осознанности как важнейшего фактора, детерминирующего успех личности в будущем.

Литература:

1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение / Н.С. Пряжников. - Москва: Академия, 2008. - 320 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Е.А Климов. - Москва: Академия, 2010. - 304 с.

3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - Москва: Академический проект, 2006. - 186 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 395 с.

Психология

УДК 159.9

доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук Вадурина Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Носова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье представлен опыт работы по актуализации рабочей программы по дисциплине за счет внедрения цифровых технологий. На примере конкретных тем курса показано, как логически выстроена работа по формированию у студентов готовности осуществлять профессиональную деятельность в дистанционном формате и с использованием онлайн-ресурсов.

Ключевые слова: дистанционное сопровождение, онлайн-ресурсы, рабочая программа, цифровые компетенции, цифровые технологии.

Annоtation. The article presents the experience of updating the work program in the discipline through the introduction of digital technologies. Using the example of specific topics of the course, it is shown how the work on

the formation of students ' readiness to carry out professional activities in a remote format and using online resources is logically structured.

Keywords: remote support, online resources, work program, digital competencies, digital technologies.

Введение. Цифровизация всех сфер деятельности человека является на сегодняшний день приоритетным направлением в их развитии [1]. Цифровая трансформация в образовании обусловливает необходимость актуализировать программы обучения студентов путем расширения содержания компетенций, которые должны быть сформированы в процессе и результате обучения по конкретному курсу, за счет включения цифровых знаний, умений и навыков.

Актуальность формирования знаний и навыков в сфере информационных технологий в рамках изучения дисциплины «Возрастная психология» продиктована современными требованиями к практической подготовке педагога-психолога, а именно: выполнять свои трудовые функции [2], активно используя онлайн-ресурсы и дистанционный формат:

1. Необходимость на постоянной основе повышать квалификацию (образовательные онлайн-ресурсы, онлайн-курсы повышения квалификации (вебинары), участие в онлайн-конференциях и профессиональных сообществах и др.).

2. Оптимизировать свою профессиональную деятельность по всем направлениям (разработка инструментария, работа с диагностическими данными, передача информации, онлайн-ресурсы помощи и самопомощи клиентам).

3. Осуществлять психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса и оказывать психологическую помощь в дистанционном формате (все направления профессиональной деятельности психолога в системе образования: просвещение, диагностика, консультирование, коррекция и развитие).

Кроме того, учитывая, что дисциплина «Возрастная психология» предполагает изучение психического развития человека на всех этапах онтогенеза, актуальным явилось и расширение содержания курса за счет включения информации о влиянии цифровых технологий на людей разного возраста.

Изложение основного материала статьи. Нашей целью стало: сформировать целостное представление у студентов, во-первых, о возможностях использования цифровых технологий во всех направлениях работы психолога, во-вторых, о возможностях осуществления при необходимости своей профессиональной деятельности в дистанционном формате.

Кроме того, важным было учитывать «сквозной» характер внедрения технологий: четкая логическая взаимосвязь знаний, умений, навыков, содержания лекционных и практических занятий, форм контроля.

Компетенции, на формирование которых направлена программа, расширяем за счет добавления цифровых составляющих (см. таблицу). Перечень технологий и средств является примерным.

Таблица

Содержание цифровых компетенций, формируемых в рамках курса «Возрастная психология»

Знать Уметь Владеть

1. Образовательные онлайн-ресурсы, видеопорталы по изучаемому курсу http://univertv.ru/lekcii po psihologii, http://childpsy.ru/), профессиональные сайты (https://www.b17.ru/), профессиональные сообщества (https://psi-star.ru/); онлайн-ресурсы поддержки родителей, сайты для прохождения тестирования онлайн, онлайн-тренажеры (http://azps.ru/, http://psihologu.info/, http://mnemonikon.ru/obnov.htm, https://psytests.org/tags/kids.html). 1. Использовать онлайн-ресурсы для повышения профессиональной квалификации, оптимизации своей профессиональной деятельности и информационной помощи участникам ОП. 1. Навыками поиска информации в зависимости от дефицита собственных профессиональных знаний (образовательные онлайн-ресурсы, онлайн-библиотеки, профессиональные сообщества и чаты) и в зависимости от запроса субъекта ОП (сайты поддержки детей, сайты поддержки родителей, сайты онлайн-тестирования и получения консультаций, онлайн-тренажеры и онлайн-игры).

2. Программы сбора, передачи, хранения, обработки, интерпретации и визуализации данных (Google Forms, Kahoot!, Miro, MS Teams, Google Docs, MS Excel, Statistica 6.0, SPSS Statistics), сервисы для совместной работы (Google Docs, Miro). 2. Использовать современные, в том числе интерактивные, дистанционные формы и методы работы в урочной и внеурочной деятельности, программы сбора, передачи, хранения, обработки, интерпретации и визуализации данных. 2. Навыками использования цифровых технологий для оптимизации своей профессиональной деятельности: размещение информации (сайт, социальные сети, мессенджеры), онлайн-тестирования и разработки собственного инструментария; сбора, передачи, хранения, обработки, интерпретации и визуализации данных; организации самопомощи участникам ОП, сервисами для совместной работы.

3. Специфику и технологии организации психологического сопровождения в 3. Осуществлять психологическое 3. Навыками осуществления психологического

сопровождения участников ОП в дистанционном формате в рамках запроса: способы передачи

информации (сайт,

мессенджеры, вебинары, консультации), проведение онлайн-тестирования (онлайн-сервисы, разработанный инструментарий), коррекционно-развивающие занятия (онлайн-тренажеры и онлайн-игры),

консультирование (использование различных платформ и мессенджеров).

Конкретные темы курса позволяют показать, каким содержанием дополняются лекции, как формируются определенные цифровые умения и навыки и осуществляются отдельные виды деятельности, какие задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов использованы, каким образом, применяя метод кейсов, можно увидеть готовность выпускника осуществлять профессиональную деятельность в дистанционном формате и с использованием цифровых технологий. Приведем примеры тем.

Тема «Проблема готовности к обучению в школе».

Лекционный блок.

Содержание лекций дополнено следующей информацией: дистанционные формы работы психолога по формированию готовности к школьному обучению:

1. информирование по теме: сайт, чаты, вебинары, социальные сети;

2. просвещение и консультирование родителей: онлайн-ресурсы поддержки родителей, онлайн-консультирование (платформы Skype, Zoom, Google Meet, Webinar, мессенджеры VK Messenger, Viber, WhatsApp, Telegram);

3. диагностика: онлайн-сайты и программы разработки собственного инструментария (Kahoot!, Google Forms), программы для сбора, хранения, обработки данных (MS Excel, Statistica 6.0, SPSS Statistics);

4. развитие и коррекция психологической готовности к школьному обучению: онлайн-тренажеры, онлайн-игры.

Практическое занятие по теме включило следующие задания:

1. Проанализировать 3 варианта онлайн-тестов на определение психологической готовности ребенка к школьному обучению (по выбору преподавателя).

2. Определить, какой тип готовности диагностируется в представленных тестах.

3. Разработать экспресс-анкету для родителей, позволяющую выявить степень удовлетворенности занятиями по формированию готовности ребенка к школе (с использованием онлайн-сервиса Google Forms).

4. Сделать выводы о возможностях и ограничениях применения онлайн-тестирования готовности к обучению в диагностических целях.

Задания для самостоятельной работы студентов по теме «Проблема готовности к обучению в школе» позволяют освоить и развивать цифровые навыки получения, обработки, интерпретации и визуализации диагностических данных:

1. Проведите онлайн-диагностику готовности к школьному обучению у детей (не менее 10 чел), занесите результаты в сводную таблицу Excel, обработайте, продумайте формы визуализации данных. Оформите в виде презентации (программа PowerPoint). (Результат работы - Таблица данных, презентация).

2. Разработайте рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школьному обучению, включив ссылки на онлайн-ресурсы по теме (Результат - Рекомендации).

Тема «Младший школьный возраст».

Лекционный блок.

Содержание лекций дополнено следующей информацией:

- возможности и возрастные ограничения использования цифровых ресурсов. Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов в младшем школьном возрасте;

- возможности осуществления сопровождения развития младших школьников в дистанционном формате. Этапы: диагностика развития и трудностей развития (онлайн-тесты и разработка дополнительного инструментария), хранение данных (виды данных, программы), просвещение родителей (формы, площадки), коррекционно-развивающая работа (сайты, онлайн-занятия), консультирование. Критерии выбора дистанционных форм сопровождения, их возможности, риски и ограничения. Взаимодействие с участниками образовательного процесса - сервисы для совместной работы.

На практическом занятии под руководством преподавателя студенты овладевают умениями выполнять отдельные виды деятельности.

Работа выполняется в группе (4-5 человек). Для взаимодействия используется платформа Miro.

1. Сформировать базу онлайн-методик на определение особенностей когнитивного развития младшего школьника (не менее 5).

2. Разработать анкету для родителей, позволяющую выявить трудности в обучении ребенка (применяя онлайн-сервис Kahoot!).

3. Подготовить информацию для школьного сайта о причинах трудностей в обучении у младших школьников.

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление и развитие цифровых компетенций при осуществлении отдельных видов работы специалиста:

дистанционном формате. Платформы для проведения онлайн-консультаций (Skype, Zoom, Google Meet, Webinar), мессенджеры для взаимодействия с участниками образовательного процесса (ОП) (VK Messenger, Viber, WhatsApp, Telegram), их возможности и ограничения.

сопровождение участников ОП дистанционно,

использовать онлайн-

платформы, мессенджеры для организации

взаимодействия.

1. Проведите онлайн-диагностику когнитивного развития младшего школьника (не менее 5 человек), занесите результаты в сводную таблицу Excel, обработайте, продумайте формы визуализации данных. Оформите в виде презентации (программа PowerPoint). (Результат - Таблица данных, презентация).

2. Подготовьте индивидуальные рекомендации по когнитивному развитию младших школьников. (Результат - Рекомендации).

3. Подготовьте список онлайн-источников для родителей, содержащих информацию по теме. (Результат - Список источников).

4. Подготовьте список онлайн-платформ, которые можно использовать для развития когнитивных способностей детей. (Результат - Список платформ).

Тема «Подростковый возраст».

Лекционный блок. Содержание лекций дополнено следующей информацией:

- возможности и возрастные ограничения использования цифровых ресурсов. Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов в подростковом возрасте. Интернет-зависимость, причины и способы профилактики и коррекции. Безопасность в виртуальном пространстве, правила поведения и общения;

- возможности оказания дистанционной помощи подросткам в трудных жизненных ситуациях: сайты, где можно получить бесплатную анонимную консультацию (Твоятерритория.онлайн, горячая линия, центры помощи), сообщества поддержки («Помощь рядом»); ресурсы поддержки для родителей подростков: группы, чаты, сервисы, возможности онлайн-консультаций (группы в социальных сетях).

Практические занятия. Консультирование подростка по запросу: «Проблемы в общении со сверстниками».

Задания для групповой работы:

1. Актуализировать знания по общению как ведущему типу деятельности подростков (просмотр видеолекции).

2. Составить план подготовки и проведения консультации с подростком.

3. Проанализировать платформы для проведения онлайн-консультаций (Skype, Zoom, Google Meet, Webinar), осуществить выбор, обосновать.

4. Провести онлайн-консультации - работа в парах.

5. Подготовить рефлексивный отчет о проделанной работе.

В процессе самостоятельной работы студентам необходимо подготовить и провести вебинар для родителей подростков.

Задания:

1. Составьте план подготовки и проведения вебинара (Как вариант: видео-ролик). (Результат - План).

2. Актуализируйте знания о возрастных особенностях подростков (онлайн-ресурсы), отберите материал для вебинара. (Результат - Конспект вебинара).

3. Подготовьте презентацию в программе PowerPoint. (Результат - Презентация).

4. Проанализируйте платформы для проведения онлайн-консультаций (Skype, Zoom, Google Meet, Webinar), определитесь с выбором. Обоснуйте свой выбор. (Результат - Название платформы).

5. Проведите вебинар для родителей. (Результат - Запись вебинара).

6. Рефлексивный отчет о проделанной работе. (Результат - Отчет).

В качестве формы контроля можно использовать кейс с цифровыми навыками, которые предполагают применение и закрепление компетенций в сфере информационных технологий.

Пример кейса по теме: «Психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения подростков».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача реализации кейса: формирование цифровых навыков в процессе осуществления основных направлений профессиональной деятельности педагога-психолога (диагностика, просвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование) в дистанционном формате в рамках конкретного запроса.

Подготовительный этап.

1. Распределение на группы (4-5 человек). Для совместной работы (хранения и совместного использования данных) необходимо использовать облачные сервисы Google Docs или платформу Miro. (Результат работы - Список группы).

2. Планирование работы (этапы выполнения заданий, сроки). (Результат работы - График).

3. Актуализация знаний по этическим нормам работы психолога с клиентами и правилам онлайн-консультирования (видео и аудио-лекции по теме (https://counseling.su/video-i-audio-lekcii и др.), статьи по теме (https://www.b17.ru и др.). (Результат работы - Памятка с правилами).

4. Анализ и отбор онлайн-ресурсов для проведения тестирования по профессиональной ориентации дистанционно (https://testometrika.com/, https://prof-test24.ru/test/). (Результат работы - Список ресурсов с указанием тестов).

5. Разработка дополнительного инструментария с целью определить готовность к выбору подростков и основные затруднения (используя Kahoot! или Google Forms). (Результат работы - Инструменты).

6. Выбор платформ проведения онлайн-консультаций (групповой и индивидуальных) для подростков и вебинара для родителей. Для этого необходимо осуществить SWOT-анализ платформ Skype, Zoom, Google Meet, Webinar. (Результат работы - Название платформы).

7. Выбор формы сетевого взаимодействия с участниками процесса. Для этого необходимо выполнить SWOT-анализ мессенджеров - VK Messenger, Viber, WhatsApp, Telegram. (Результат работы - Название мессенджера).

Основной этап.

1. Проведение диагностики, анализ и обработка данных с помощью программы MS Excel, продумать формы визуализации результатов. (Результат работы - Сводные таблицы данных, результаты обработки, графики или другие формы визуализации).

2. Подготовка презентации для родителей в программе Microsoft PowerPoint. (Результат работы -Презентация).

3. Проведение онлайн-консультаций (групповой и индивидуальной) для подростков и вебинара для родителей. (Результат - видео-запись консультации).

Заключительный этап. Подведение итогов.

1. Подготовка рефлексивного отчета в формате Microsoft Word по итогам работы, выявление трудностей и путей их преодоления. (Результат - Рефлексивный отчет).

2. Подготовка выступления с презентацией в программе PowerPoint по итогам работы. (Результат -Выступление).

Выводы. Таким образом, формирование у студентов - будущих педагогов-психологов цифровых компетенций является на сегодняшний день необходимым условием успешного осуществления ими профессиональной деятельности. Такое обучение возможно в рамках преподавания отдельных дисциплин по профилю подготовки.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 Выход 01.08.2021

2. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575) [Электронный ресурс] // https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 Выход 01.08.2021

3. Богдановская И.М. Информационные технологии в педагогике и психологии. Учебник для вузов. -СПб, 2015. - 304 с.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Волоскова Наталья Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат экономических наук, доцент Филимонова Елена Владиславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОБЩЕНИЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности общения акцентуированных подростков после карантинных мероприятий, степень включенности в учебную деятельность, поведенческой и личностной изменчивости.

Ключевые слова: общение, акцентуации характера, индивидуально-психологические качества, личностно-типологическая включенность в учебную деятельность.

Annotation. The article examination peculiarity contact of accentual character later on juarantine measure, class of wedge oneself in school activity, behavior and personality changeableness.

Keywords: contact, accentual character, person-psychological juality, person-typification wedge oneself in school activity.

Введение. На фоне эпидемиологических событий нынешней глобальной чрезвычайной ситуации из-за COVID-19, перехода на удаленное обучение особо актуальной является знание процесса общения подростков в норме и при отклонении от нормы. Удаленное, дистанционное обучение, общение только в социальных сетях, создали трудности живого общения. Общение после карантинных мероприятий сопровождалось трудностями и особенностями личностно-типологической включенности в учебную деятельность, невротизацией, у части подростков коммуникативно-речевой пассивностью, изменением всех структур общения (коммуникативной, интерактивной, перцептивной).

По мнению Ж.М. Глозман, тесная связь между структурами личности и процессом общения как в онтогенезе, так и в процессе актуалогенеза (функционирования зрелой личности) выявляет нарушения возможностей общения, а это приводит к изменениям личности, неадаптивному ее поведению на внутри- и межличностном уровне. И наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений общения будет зависеть от того, какое звено процесса общения (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) больше пострадало [3].

Эти наблюдения позволили предположить, что под воздействием неблагоприятных внешних социальных, экологических факторов среды обитания с одной стороны, и индивидуального психологического симптомокомплекса личностных свойств - с другой стороны, наблюдается актуализация патобиологических механизмов, приводящих к появлению личностных и поведенческих расстройств, что отражается в процессе общения [2].

Проблема исследования: каковы качественные изменения общения у акцентуированных подростков после карантинных мероприятий коронавируса? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Согласно определению акцентуаций характера как крайних вариантов нормы А.Е. Личко, представителей и последователей его школы (Ю.В. Попов, Ар.А. Александров, Э.Г. Эйдемиллер, Н.Я. Иванов, С.Д. Озерецковский и др.) крайность характерологической нормы «сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт» [5, с. 21].

А.Е. Личко доказано, что в каждом акцентуированном характере есть места «наименьшего сопротивления», т.е. незащищенные мишени, в которые может «попасть» средовое неблагоприятное воздействие или внутреннее переживание, связанное с какой-то психотравмирующей ситуацией. Если психическая травма, не зависимо от ее содержания и степени тяжести, адресуется к «месту наименьшего сопротивления» в характере конкретного психотипа, если эта травма предъявляет повышенные, специфические требования к «месту наименьшего сопротивления», то мы можем наблюдать неадекватную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.