Научная статья на тему 'ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13028
1337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Л. М.

В статье приводится обзор цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения. Представлена разработанная авторами классификация цифровых инструментов, в которой выделены следующие группы: инструменты организации совместной деятельности, осуществления обратной связи, создания цифровой образовательной среды, организации онлайн-уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайхутдинова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF DIGITAL TEACHER TOOLS FOR ORGANIZING DISTANCE LEARNING

The article provides an overview of the digital tools of the teacher for the organization of distance learning. The classification of digital tools developed by the authors is presented, which identifies the following groups: tools for organizing joint activities, providing feedback, creating a digital educational environment, and organizing online lessons.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Обзор цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения Overview of digital teacher tools for organizing distance learning

Шайхутдинова Л.М.,

отделение математики и естественных наук, 5 курс

Студент,

Елабужский институт Казанского Федерального Университета

Елабуга, Россия maratovna_1003@mail. ru

Shaykhutdinova L.M.,

Department of Mathematics and Natural Sciences, 5th year Student, Yelabuga Institute of Kazan Federal University

Elabuga, Russia [email protected]

Научный руководитель Галимуллина Э.З.,

ст. преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елабужский институт Казанского Федерального Университета

Елабуга, Россия galimullina. [email protected]

Scientific supervisor Galimullina E. Z.,

Senior lecturer of the Department of Mathematics and Applied Informatics

Yelabuga Institute of Kazan Federal University

Elabuga, Russia galimullina. [email protected]

Аннотация.

В статье приводится обзор цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения. Представлена разработанная авторами классификация цифровых инструментов, в которой выделены следующие группы: инструменты организации совместной деятельности, осуществления обратной связи, создания цифровой образовательной среды, организации онлайн-уроков.

Annotation.

The article provides an overview of the digital tools of the teacher for the organization of distance learning. The classification of digital tools developed by the authors is presented, which identifies the following groups: tools for organizing joint activities, providing feedback, creating a digital educational environment, and organizing online lessons.

Ключевые слова: цифровые инструменты, дистанционное обучение, образовательный процесс, цифровые образовательные инструменты.

Key words: digital tools, distance learning, educational process, digital educational tools.

Современное образовательное пространство невозможно представить без цифровых инструментов. Цифровые инструменты заняли прочное место в образовательном процессе, существенно расширили возможности как педагогов, так и учащихся. Практически у каждого педагога возникает необходимость дистанционного взаимодействия с обучающимися. Использование цифровых инструментов в образовательном процессе дает возможность педагогу организовывать совместную работу учащихся в дистанционном формате и получать мгновенную обратную связь.

Дистанционное обучение - это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Данный вид обучения

базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика [5] .

Основной особенностью дистанционного обучения является возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством сети интернет. Организация дистанционного обучения в сети предполагает активное использование современных цифровых инструментов, обеспечивающих взаимодействие как с преподавателем-координатором, так и с другими участниками образовательного процесса.

Цифровые инструменты в образовании — это подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении [3]. К ним можно отнести электронные учебные системы, социальные сети, видеосервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов и др. Целью создания таких ресурсов является упрощение процесса мониторинга учебных результатов и прогресса, повышение интереса и вовлеченности детей в учебный процесс за счет многообразия форм получения, репродукции, анализа и применения знаний, что позволяет сделать образование открытым и доступным. Основная цель использования цифровых инструментов в образовании — делать его более качественным.

Для эффективного использования цифровых инструментов, педагогам необходимо знать их функциональные и педагогические возможности и уметь их правильно применять в процессе обучения. Рассмотрим основные возможности цифровых инструментов подробнее:

1. Передача важной образовательной информации учащимся и родителям. В любом формате обучения учитель остается лидером и менеджером класса, а значит, презентует и собирает организационную информацию. Форумы, мессенджеры и виртуальные доски помогают учителю общаться с учениками, напоминать о важных событиях и также поддерживать связь с родителями учеников.

2. Создание комфортных условий для дистанционного обучения. Комфортные условия в процессе дистанционного обучения — это когда все участники процесса обмениваются информацией в срок, без ущерба для здоровья и частной жизни, с пользой для развития. В данном случае возможно использовать чаты в социальных сетях, функции оповещения и хранения файлов в электронных учебных системах и многообразные видеотеки интернета.

3. Поддержка эмоциональной связи с учениками. Для поддержки эмоциональной связи с учениками служат социальные сети и мессенджеры, видеоконференции, виртуальные доски, облачные хранилища и форумы.

4. Развитие интереса, вовлеченности и увлеченности учащихся. Интерес к учебе растет, когда ученик может играть, выбирать, испытывать радость открытия и укреплять самостоятельность. Для привлечения внимания учеников, увеличения их заинтересованности, учителю помогают цифровые инструменты, которые реализуются в игровой форме.

5. Развитие собственной профессиональной свободы. Свобода учителя и педагога — это такой набор умений, навыков и знаний, который позволяет решать образовательные задачи в зависимости от запросов и уровня увлеченности учеников. В классе всегда есть дети, которым нужен только базовый уровень предмета, но есть и те, кто стремится к победе на всероссийской олимпиаде [3].

При правильной реализации рассмотренных возможностей достигается главная цель использования цифровых образовательных инструментов. Итак, целью использования цифровых образовательных инструментов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

На сегодняшний день существует огромное количество цифровых инструментов для организации совместной деятельности, осуществления обратной связи, создания цифровой образовательной среды, организации онлайн-уроков. Наиболее популярными из них являются Padlet, Mentimeter, Google Form, Plickers, Kahoot, Quizizz, Google Classroom, Learning Apps, Microsoft Teams, Zoom, Skype. Именно поэтому возникает необходимость их разграничения по определенным признакам. Ниже приведем разработанную нами классификацию цифровых инструментов педагога. Были выделены следующие группы инструментов:

1. Инструменты для организации совместной деятельности: Padlet, Mentimeter, сервисы Google (Google Документы, Google Таблицы, Google Презентации и т.д.).

2. Инструменты для осуществления обратной связи: Google Form, Kahoot, Quizizz.

3. Инструменты для создания цифровой образовательной среды: Google Classroom, Learning Apps.

4. Инструменты для организации онлайн-уроков: Microsoft Teams, Zoom, Skype.

Рассмотрим подробнее некоторые цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения, представленные в нашей классификации.

Padlet — это интуитивный, удобный и многофункциональный сервис для хранения, организации и совместной работы с различными материалами. Padlet может использоваться учителем для проведения эффективных занятий, где он имеет возможность разместить разного вида учебные материалы, организовать проектную деятельность учащихся, провести опрос, создать доску объявлений, хранилище документов по выбранной теме и др. Как и любой другой цифровой инструмент Padlet имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество данного цифрового инструмента - возможность организации совместной деятельности учащихся всего класса.

Google Формы - онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Данный инструмент прост в использовании. У него удобный и понятный интерфейс. Google Формы дают возможность выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой для создания дизайна для формы. Формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона или планшета с помощью облегченной мобильной версии с полной функциональностью. Google Формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Нет необходимости дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов [1].

Инструмент Kahoot! - образовательная платформа, основанная на играх и вопросах. Приложение позволяет создавать презентации, тесты, организовать сотрудничество и совместную деятельность на уроке. Kahoot! способствует обучению на основе игр, что повышает вовлеченность учащихся и создает динамичную, социальную и веселую образовательную среду. Сервис обеспечивает учителя возможностью создавать и применять игровые элементы в классе, чтобы привлечь внимание учащихся. Материал проектируется таким образом, что ученики отвечают на вопросы во время игры. Учащиеся могут просматривать презентации на общем экране или использовать собственные смартфоны, планшеты или ноутбуки [4].

Google Classroom — это удобная платформа для обучения, которая объединяет в себе все полезные возможности сервисов Google. Данный инструмент позволяет создавать виртуальные классы, распределять задачи и домашние задания, организовывать общения с классом. Google Classroom дает возможность учителям создавать свои курсы, назначать задания, принимать, проверять, комментировать и оценивать задания учащихся. В свою очередь, учащиеся могут отслеживать, просматривать материалы, выполнять задания, предложенные учителем, общаться с учителем и одноклассниками, контролировать свою успеваемость и т.д. Преимуществом Google Classroom является возможность организации дистанционного обучения, обсуждения заданий с

преподавателями и учащимися и совместного оценивания выполненных заданий. К недостаткам инструмента можно отнести отсутствие возможности проведения онлайн-конференций.

LearningApps - сервис, который позволяет создавать интерактивные задания разных видов: викторина, сортировка, группировка, классификация, ввод текста, кроссворд, лента времени и мн. др. Прежде, чем создать собственное приложение можно поискать уже готовые, так как среди множества опубликованных пользователями приложений можно найти очень качественные, подходящие по замыслу и исполнению пособия. К преимуществам данного инструмента можно отнести: возможность создания своего класса, наличие готовых качественных материалов, понятный интерфейс. Недостатки - для создания класса требуется самостоятельно зарегистрировать всех учащихся и раздать им логины и пароли; учащиеся могут проходить одно и тоже задание неограниченное количество раз; невозможно отследить ошибки учащихся [2].

Zoom - это один из самых популярных сервисов для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Сейчас Zoom помогает бизнесу продолжать качественно работать, а школьникам - учиться в условиях дистанционного обучения. К преимуществам данного инструмента можно отнести стабильность в работе платформы; возможность организатора включать/выключать микрофоны, выключать или запрашивать включение видео у участников; демонстрацию экрана можно ставить на паузу; есть встроенная интерактивная доска. Недостатком является сложный интерфейс, а также ограничение по времени (продолжительность видеоконференции ограничена 30 минутами, по истечению которых связь с участниками автоматически прерывается) [5].

На основе рассмотренных цифровых инструментов, можно составить рейтинг данных инструментов для организации дистанционного обучения по их функциональным возможностям. Для составления данного рейтинга были рассмотрены следующие критерии (Таблица 1).

Таблица 1. Критерии

Критерии Zoom Google Classroom LearningAp Ps Kahoot! Google Формы Padlet

Поддержка Имеется Имеется Имеется Имеется Имеется Имеется

мобильной мобильное мобильное мобильная мобильное мобильная мобильное

версии приложение приложение версия приложение версия приложение

Эргономичес Удобен в Удобен в Удобен в Удобен в Удобен в Удобен в

кие использовании, использовани использова использова использова использова

требования прост в и, прост в нии, прост в нии, нии, прост в нии, прост в

освоении освоении освоении, красочный дизайн интерфейса красочный дизайн интерфейса освоении освоении, красочный дизайн интерфейса

Язык Рус Рус Англ Англ Рус Англ

интерфейса

Функциональ Организация Возможность Возможност Возможност Возможност Возможност

ные онлаин-уроков, создание ь создания ь создания ь создания ь

возможности видеоконферен курса, интерактив интерактив анкет, организаци

ций, имеется различного ных ных опросов; и

встроенная вида заданий; упражнений заданий организация совместной

доска, оценивание и , создания обратной работы

возможность комментиров класса; связи

общаться в ание работ использова

чате ние готовых упражнений

Бесплатный Да Да Да Да Да Да

доступ

Из представленной таблицы 1 можем сказать, что практически все рассмотренные цифровые

инструменты для организации дистанционного обучения отвечают представленным критериям, таким как: поддержка мобильной версии, эргономические требования, язык интерфейса, функциональные возможности и

бесплатный доступ. Важно отметить, что не все инструменты в полной мере подходят под данные критерии. Например, эргономические требования, а именно красочный дизайн интерфейса реализованы лишь в таких инструментах, как LeamingApps, Kahoot! И Padlet; мобильное приложение отсутствует у таких инструментах, как LearningApps и Google Формы. Также немало важным критерием является язык интерфейса, ведь не все инструменты имеют русскоязычный интерфейс. LearningApps, Kahoot! и Padlet используются на английском языке, что не совсем удобно для его использования, так как перед началом работы приходится переводить страницу на русский язык.

1. Zoom - один из сервисов, предназначенных для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Возможности данного инструмента позволяют учителю организовать урок, не выходя из дома. А ученикам продолжать заниматься, не прерывая учебный процесс в условиях дистанционного обучения. Именно поэтому Zoom является одним из популярных сервисов в работе педагога при организации учебного процесса в дистанционном формате.

2. Google Classroom - это удобная платформа для обучения, которая дает возможность учителям создавать свои курсы, назначать задания, принимать, проверять, комментировать и оценивать задания учащихся. Несмотря на обширные возможности данного инструмента в нем отсутствует возможность организации видеоконференций, что, в свою очередь, является большим минусом в работе педагога.

3. LearningApps - сервис, который представляет собой ряд разнохарактерных интерактивных модулей, которые учитель использует как конструктор для создания дидактических единиц. Упражнения, созданные в данном сервисе, могут быть использованы в качестве дополнительных материалов к уроку, что способствует вовлечению учащихся в учебный процесс за счет интерактивных элементов, некоторые из которых представлены в игровой форме.

4. Kahoot! - сервис, который обеспечивает учителю возможность создавать викторины и тестовые задания с применением игровых элементов в классе, чтобы привлечь внимание учащихся. Работа с сервисом проходит в онлайн-режиме и требует наличия и использования смартфонов с выходом в интернет учащимися, что, в свою очередь, может иметь и негативные последствия.

5. Google Формы - онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Данный сервис позволяет облегчить работу педагога, так как он собирает и оформляет статистику по ответам. Учителю нет необходимости дополнительно проводить анализ полученных результатов, а можно сразу же приступить к оценке работ.

6. Padlet - это интуитивный, удобный и многофункциональный сервис для хранения, организации и совместной работы с различными материалами. В представленном списке является единственным инструментом организации совместной деятельности в онлайн-режиме.

Данный рейтинг составлен исходя из оценки их возможностей при непосредственной работе с каждым из них. Рассмотренные нами ресурсы - это лишь малая часть всех существующих на сегодняшний день цифровых образовательных инструментов, которые могут успешно применяться в процессе обучения как в традиционном формате, так и в дистанционной форме.

Список используемой литературы:

1. Все возможности Google Forms // Медиа нетологии URL: https://netology.ru/blog/google-formy (дата обращения: 22.03.2021).

2. Доклад "Использование сервиса Learningapps.org как инструмента формирующего оценивания // Мультиурок URL: https://multiurok.ru/files/doklad-ispol-zovaniie-siervisa-learningapps-org-ka.html (дата обращения: 18.03.2021).

3. Как подружиться с цифровыми инструментами в образовании // Мел URL: https://mel.fm/blog/sveta-shchelokova/35198-kak-podruzhitsya-s-tsifrovymi-instrumentami-v-obrazovanii (дата обращения: 22.03.2021).

4. Пантелеева Т.В., Затонский А.В. Система дистанционного обучения как элемент информационной системы вуза // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12-2. - С. 231-234; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4120 (дата обращения: 15.03.2021).

5. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.