УДК 374.1
Medvedevа L.D. GENERAL SCIENTIFIC BASIS ИНТЕГРАТИВНОЙ OF PREPARATION OF ECONOMISTS: THE
SYSTEM-SINERGETICHESKY APPROACH. In work from positions it is system-sinergeticheskogo the approach the theoretical bases интегративной preparations of economists in a context of an innovative message of social development are described.
Key words: innovative activity, vocational training, economic sphere, integration, system, system communications, interaction, синергетический effect, lichnostno-professional development, the economist.
Л.Д. Медведева, канд. пед. наук, доц., проф. каф. финансов и кредита Сибирской академии финансов и банковского дела, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В работе с позиций системно-синергетического подхода описаны теоретические основания интегративной подготовки экономистов в контексте инновационного посыла общественного развития.
Ключевые слова: инновационная деятельность, профессиональное образование, экономическая сфера, интеграция. система, системные связи, взаимодействие, синергетический эффект, личностно-профессиональ-
ное развитие, экономист.
Доминирующей тенденцией современности является глобализация, которая становится повсеместным императивом и для каждого государства важно находиться в русле основных экономических процессов. Именно в таком ключе определены перспективы национального развития. К настоящему времени в России завершен переход к рыночным отношениям, и российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, один из которых связан с возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития в условиях глобализации. «Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности» - отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].
В характеристике современного состояния профессионального образования, приведенной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, отмечается высокий уровень безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования в силу того, что работодатели не заинтересованы в получении рабочей силы, не обладающей необходимой квалификацией, знаниями и навыками. Такое положение дел имеет место и в подготовке специалистов экономического профиля. Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости (www.rostrud.ru - дата обращения 20 сентября 2011 г.) за первое полугодие 2011 г. на рынке экономического труда в разрезе профессий, представленных профессией бухгалтера, экономиста и менеджера среди лиц, имеющих такие квалификации без опыта работы, не трудоустроены соответственно 11%, 35,5% и 10% выпускников. По трудоустроенным выпускникам нет статистики о работе по специальности, поэтому можно предположить, что эти данные будут еще выше. В профессии востребованы те выпускники, которые обладают компетенциями, получившими признание работодателей, каждый из которых работает в условиях конкуренции и стремится поднять свой инновационный статус. Поэтому в недалеком будущем при приеме на работу среди прочих в комплексной оценке претендента появится новый критерий - его полезность в инновационном процессе. Сказанное позволяет заключить, что инновационная направленность развития российского общества и национальной экономики предопределяют задачу для всей системы профессионального образования - обеспечить качество подготовки специалистов, адекватное инновационным потребностям общественного развития.
Экономическое образование имеет свою специфику. Конкурентный характер и феномен коммерческой тайны субъектов рыночных отношений (предприятий, организаций) особенно остро проявляются в экономической деятельности в силу присущего ей документального характера. Экономические документы раскрывают всю картину деятельности субъекта и его ноу-хау, дающие конкурентные преимущества на рынке. Сегодня эти документы находятся за пределами доступности обучающихся, что не создает условий для системного изучения экономических процессов.
В современных условиях, когда государство не регулирует вопрос закрепления предприятий и образовательных учреждений для прохождения профессиональной практики в существующей модели экономической подготовки сфера образования отделена от динамичных процессов глобализирующейся экономики, где появляются новые экономические функции и потребности в новых экономических профессиях. Обучающимся, находясь вне среды будущей профессии, трудно осваивать культуру профессионального сообщества, наблюдать обновление профессиональной области, участвовать в инновационной экономической деятельности. Названное ограничение вызывает противоречие между инновационной направленностью национальной экономики и возможностью экономического образования без педагогического взаимодействия субъектов сферы образования и сферы профессиональной деятельности подготовить специалистов, которые смогут обеспечить национальной экономике конкурентное позиционирование на мировом рынке. Емкий потенциал интеграции может стать методологической основой преодоления названного противоречия и разрешения проблемы -как построить образовательный процесс, который сочетает интересы государства в подготовке человеческих ресурсов для инновационной экономики и интересы личности будущего специалиста, конкурентоспособного на современном рынке экономического труда. Для этого, в первую очередь, необходимо теоретическое обоснование построения такого процесса в методологии интеграции.
Интеграция происходит от латинских слов: integrum - целое; integratio - восстановление, восполнение. С философской точки зрения интеграция - полный, цельный, ненарушенный процесс или действие, имеющие своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства. Приведенные в разных источниках трактовки понятия «интеграции» (критический словарь психоаналитика, советский энциклопедический словарь, энциклопедия профессионального образования, словарь иностранных слов) однозначно определяют интеграцию как процесс создания из частей целостности, приобретающей системные свойства.
Всестороннее изучение опыта интеграции профессионального образования и производства в историческом контексте и в международной практике, использование интеграции современными исследователями для разрешения разных проблем в области профессионального образования, вскрывает основную функцию интеграции, суть которой сводится к созданию условий для овладения практической стороной профессии под непосредственным руководством специалистов в сфере профессиональной деятельности. Каковы же особенности современных реалий? Часть из них нами уже обозначена - это директивы инновационного развития, специфика экономической деятельности и отход государства от регулирования взаимодействия предприятий (организаций) и учреждений профессионального образования; другие - связаны с научно-техническим прогрессом. С созданием новых технологий передачи и распространения информации по всему миру быстро устаревают новшества на фоне мощного стремления стран к позиционированию на
мировом рынке. В связи с этим возникает необходимость уже в процессе подготовки включить будущих экономистов в реальный инновационный процесс. Из сказанного вытекает, что функция интеграции профессионального образования и производства требует инновационного переопределения в русло взаимодействия субъектов, имеющих отношение к подготовке экономистов, на качественно новой основе в совокупном субъекте, объединяющем вокруг единой педагогической цели студентов, преподавателей, ученых и специалистов-практиков в целостном образовательном пространстве интеграции сфер экономического образования и профессиональной деятельности. Задачи, решаемые каждым участником совокупного субъекта, ведут к одной цели - подготовке ресурса для инновационной профессиональной деятельности путем формирования личностных качеств и свойств востребованного рынком специалиста, реализующего себя в экономической профессии.
Мировоззренческую позицию любого исследования представляет совокупность современной педагогической парадигмы, синтагмы, прагматики и механизмов их реализации, именуемую методологическим подходом, конкретизирующим состояние объекта. В этом качестве для обеспечения интегративной подготовки экономистов (ИПЭ) нами принят системно-синергетичес-кий подход, в котором ИПЭ выступает в качестве системы.
Энциклопедическое определение системы (греч. sistema -целое, составленное из частей) - совокупность частей, связанных общей функцией. В словаре иностранных слов синергия, синергизм [гр. synergeia ] - содружественное (совместное) действие двух или нескольких органов или агентов в одном и том же направлении. Можно отметить непротиворечивость этих понятий, выражающих связанность частей, взаимодействующих в направлении общей цели. Следовательно. выражением сис-темно-синергетического подхода является система целенаправленного функционирования некоей целостности с синергетичес-ким характером взаимодействующих частей, между которыми могут свободно перемещаться информационные и материальные потоки. В качестве таких частей выступают сфера экономического образования и сфера профильной деятельности, и когда речь идет о профессиональной подготовке и ее результатах -личностно-профессиональном развитии будущих специалистов, то ядром выступает педагогическая система.
В представлении Б.С. Гершунского педагогическая система есть «упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся), характеризующих в наиболее общем, инвариантном (для разных подсистем образования) виде все составляющие собственно педагогической деятельности в данных социальных условиях» [2, с. 54]. Отметим, что в педагогической системе Б.С. Гершунский отмечает наличие подсистем, не уточняя их качественной характеристики. Переводя такой конструкт в плоскость нашего исследования и учитывая интеграцию гетерогенных социальных сфер (образования и профессиональной деятельности) как методологическое основание для разрешения исследуемой проблемы, мы приходим к качественной характеристике системной целостности экономической подготовки, когда педагогическая система находится в «поле» действия бизнес-процессов глобализирующейся экономики. При этом профессиональная подготовка, рассматриваемая в системном контексте, приобретает свойства открытости, незамкнутости, самоорганизации. Под влиянием меняющихся условий среды за счет внутреннего потенциала она способна переходить в новое состояние. Приобретенная посредством интеграции целостность системных структур проявляется в свойстве когерентности развития частей системы. Конкретизируя эти позиции в области нашего научного изыскания, мы выделяем следующие общие положения:
• ИПЭ является сложной системой, целостной по своей природе: она не ограничивается сферой образования и включает в себя профессиональную деятельность;
• составляющие компоненты ИПЭ представляют социально разнородные (образование, профессиональная деятельность), но функционально однородные части (в образовательном процессе выполняют только те действия, которые предусмотрены процессом формирования личности будущего специалиста), объединены общей педагогической целью;
• развитие ИПЭ детерминировано инновационным характером национальной экономики и свойствами открытой системы, передающей импульсы педагогической системе, в которой формируется личность конкурентоспособного специалиста;
• значение профессиональной подготовки заключается в том, что в условиях ИПЭ индивид овладевает собственной технологией профессиональной деятельности, приобретает опыт инновационной деятельности и тем самым обеспечивает собственную готовность к самореализации в профессии;
• готовность к самореализации представляет сложную психологическую систему совокупности мотивационно-волевых, когнитивных, технологических и рефлексивно-коммуникативных начал, позволяющих выпускнику успешно осуществлять профессиональную деятельность в инновационной экономике.
Представленные положения позволяют утверждать, что ИПЭ - это реальная образовательная система, социальная, сложная, открытая, динамическая и целеустремленная. Кроме общих системных признаков рассматриваемая образовательная система обладает специфическими особенностями, к которым относятся:
• существование и взаимодействие в ее структуре формализованных структур разных социальных сфер с определенным функционалом и педагогическим взаимодействием их субъектов;
• структурная иерархичность профессиональной подготовки, обусловливающая включенность подсистемы в более крупную систему и наличие внутренних (квалификационных) уровней;
• гибкость перестройки системы за счет внутреннего потенциала под влиянием изменения условий экономической бизнес-среды;
• инновационная направленность протекающего в системе образовательного процесса и синергетическое взаимодействие.
Кроме общих положений и специфических особенностей системно-синергетического подхода, необходимо рассмотреть связи в системе. Наибольшее распространение в современной педагогике получила классификация системных связей И.И. Новинского, выделяющего связи исходного, обратного, относительно самостоятельного, встречного, последовательного и параллельного направлений [3]. Вслед за автором мы выделяем в нашей системе все эти виды связей и, учитывая специфику, дополняем их следующими видами:
- связи преобразования, выражающие связь изменения качеств личности в полифункциональном межличностном взаимодействии при периодической смене ведущей деятельности в образовательном пространстве ИПЭ;
- связи синергетические, появляющиеся за счет увеличения количества согласованных воздействий синхронного характера в процессах теоретического обучения, творческой и профессиональной деятельности, ведущие к изменению качества объекта.
В рассмотрении процессов, детерминирующих личностно-профессиональное развитие будущих экономистов, мы опираемся на теорию процессов и учитываем сущностное наполнение самих процессов. Так, согласно теории процессов все процессы (биологические, экономические, психологические) состоят из одинаковой субстанции (действия и взаимодействия) и энергии. Данный постулат описывается уравнением: «действие = энергия*время = количество движения*пространство = мас-са*скорость*расстояние» [4, с. 235]. Из уравнения обмена делается вывод о том, что социальные процессы должны пониматься, в первую очередь, как биологические, и обратно, психологические и культурные процессы столь же реальны и энергетич-ны, как и физические [4]. Следовательно, энергия, информация и структура представляют три различные, но неотделимые друг от друга аспекта взаимодействия, а психическая энергия передается от индивида к индивиду при их взаимодействии.
В теории процессов описание системного становления частей опирается на закон диалектики о единстве противоположностей, которые при взаимодействии способны создавать новые структуры. Различия между противоположностями вызывают синергетичные силы, действующие нелинейным образом, и при созидательной направленности процессов взаимодействия эти силы приводят к появлению диссипативных структур, за счет которых система может переходить в новое устойчивое состояние (системная самоорганизация). В ИПЭ взаимодействующие субъекты гетерогенных социальных сфер в силу единства цели деятельности направляют свои усилия на максимизацию результата, а в процессе синхронного и однонаправленного их воздействия появляется синергетический эффект, чему способствуют следующие факторы:
а) повышение эффективности использования ресурсов, когда ресурсы, аккумулируемые в одной части системы, используются одновременно и другими ее частями; такими ресурсами в ИПЭ являются интеллектуальные, материальные, информационные;
б) оптимизация субъектного состава участников в педагогическом процессе: обучающиеся разных квалификационных уровней профессиональной подготовки, преподаватели, специалисты-практики, ученые;
б) перенос в рамках системы научных, профессиональных и инновационных компетенций;
в) совершенствование стратегии деятельности, профессиональной культуры, объединение способностей команды.
Среди процессов, воздействующих на сознание человека, выделяется две группы: а) процессы, приводящие к росту энтропии (мера неупорядоченности в системе, хаотизация); б) процессы, приводящие к уменьшению энтропии (увеличение порядка в системе). Хаос в системе нарушает порядок взаимодействия, разрушает структурные связи и ведет к повышению степеней свободы. С этим процессом связывается повышение личностной активности в процессе обучения. Порядок определяет структурную иерархию в организации системы между ее компонентами и устанавливает закономерные связи. Порядок способствует выживанию системы, но ведет к ограничению индивидуальной свободы. В функционировании образовательной системы поря-
Библиографический список
док играет свою положительную роль, поставляя информацию о состоянии внешней среды (экономики), о внутренних структурных связях системы. Хаос также положительно влияет на развитие системы. При изменении каких-либо параметров среды функционирования (например, изменение структурных потребностей на рынке экономического труда) состояние системы становится неустойчивым относительно флуктуаций (возмущений). Возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет в новое устойчивое состояние на более высокий уровень функционирования. В условиях организованной и управляемой образовательной системы существует возможность влиять на процесс перехода в другое устойчивое состояние с необходимыми характеристиками. Хаос, таким образом, выступает как генератор развития управляемой системы, которая способна мобилизовать внутренние ресурсы для самоорганизации и саморазвития в условиях меняющейся среды - глобализирующейся экономики, предопределяющей инновационный характер современного развития.
Таким образом, системно-синергетический подход как общенаучная основа подготовки экономистов к инновационной деятельности позволяет методологически целесообразно выстроить проблемное поле изучения, определить направления изыскания и раскрыть системные характеристики профессиональной подготовки с новым качеством личностно-профессиональ-ного развития будущих специалистов.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г № 1662-р. - М., 2008.
2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных концепций. - М., 1998.
3. Новинский, И.И. Понятие о связи в марксистской философии. - М., 1991.
4. Сабелли, Г.К. Социодинамика: применение процессуальных методов в социальных науках // Синергетика и психология. - М., 1999. Bibliography
1. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r. - M., 2008.
2. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya KhKhl veka: v poiskakh praktiko-orientirovannihkh koncepciyj. - M., 1998.
3. Novinskiyj, I.I. Ponyatie o svyazi v marksistskoyj filosofii. - M., 1991.
4. Sabelli, G.K. Sociodinamika: primenenie processualjnihkh metodov v socialjnihkh naukakh // Sinergetika i psikhologiya. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 28.11.11
УДК 378.14 (072)
Nasyrova E.F., Elanskaya Т.А. THE TECHNOLOGICAL EDUCATION OF THE FUTURE TEACHERS CONSIDERING
PERSONAL AND FUNCTIONAL APPROACH. The article analyses the structure of technological education; substantiates the necessity of application of personal and functional approach in the technological education of the future teachers; all the components on the problem we are interested in are considered.
Key words: technology, personality, personal-oriented approach, activity, component, functional approach, personal and functional approach.
Э.Ф. Насырова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики профессионального образования Сургутского гос. университета, г. Сургут, E-mail: [email protected]; Т.А. Еланская, ассистент каф. теории и методики профессионального образования Сургутского гос. университета, г. Сургут, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье анализируется сущность и структура технологического образования; обосновывается необходимость применения личностно-деятельностного подхода в технологическом образовании будущих педагогов; раскрываются личностный и деятельностный компоненты.
Ключевые слова: технология, технологическое образование, личностно-деятельностный подход, личность, личностно-ориентированный подход, деятельность, деятельностный подход.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Технологического образования» предъявляет ряд требований к будущим выпускникам: бакалавр технологического образования должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследования, кото-
рые применяются в области технологического образования; конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения технологических дисциплин в различных типах учебных заведений, диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.