а) повышение эффективности использования ресурсов, когда ресурсы, аккумулируемые в одной части системы, используются одновременно и другими ее частями; такими ресурсами в ИПЭ являются интеллектуальные, материальные, информационные;
б) оптимизация субъектного состава участников в педагогическом процессе: обучающиеся разных квалификационных уровней профессиональной подготовки, преподаватели, специалисты-практики, ученые;
б) перенос в рамках системы научных, профессиональных и инновационных компетенций;
в) совершенствование стратегии деятельности, профессиональной культуры, объединение способностей команды.
Среди процессов, воздействующих на сознание человека, выделяется две группы: а) процессы, приводящие к росту энтропии (мера неупорядоченности в системе, хаотизация); б) процессы, приводящие к уменьшению энтропии (увеличение порядка в системе). Хаос в системе нарушает порядок взаимодействия, разрушает структурные связи и ведет к повышению степеней свободы. С этим процессом связывается повышение личностной активности в процессе обучения. Порядок определяет структурную иерархию в организации системы между ее компонентами и устанавливает закономерные связи. Порядок способствует выживанию системы, но ведет к ограничению индивидуальной свободы. В функционировании образовательной системы поря-
Библиографический список
док играет свою положительную роль, поставляя информацию о состоянии внешней среды (экономики), о внутренних структурных связях системы. Хаос также положительно влияет на развитие системы. При изменении каких-либо параметров среды функционирования (например, изменение структурных потребностей на рынке экономического труда) состояние системы становится неустойчивым относительно флуктуаций (возмущений). Возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет в новое устойчивое состояние на более высокий уровень функционирования. В условиях организованной и управляемой образовательной системы существует возможность влиять на процесс перехода в другое устойчивое состояние с необходимыми характеристиками. Хаос, таким образом, выступает как генератор развития управляемой системы, которая способна мобилизовать внутренние ресурсы для самоорганизации и саморазвития в условиях меняющейся среды - глобализирующейся экономики, предопределяющей инновационный характер современного развития.
Таким образом, системно-синергетический подход как общенаучная основа подготовки экономистов к инновационной деятельности позволяет методологически целесообразно выстроить проблемное поле изучения, определить направления изыскания и раскрыть системные характеристики профессиональной подготовки с новым качеством личностно-профессиональ-ного развития будущих специалистов.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г № 1662-р. - М., 2008.
2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных концепций. - М., 1998.
3. Новинский, И.И. Понятие о связи в марксистской философии. - М., 1991.
4. Сабелли, Г.К. Социодинамика: применение процессуальных методов в социальных науках // Синергетика и психология. - М., 1999. Bibliography
1. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r. - M., 2008.
2. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya KhKhl veka: v poiskakh praktiko-orientirovannihkh koncepciyj. - M., 1998.
3. Novinskiyj, I.I. Ponyatie o svyazi v marksistskoyj filosofii. - M., 1991.
4. Sabelli, G.K. Sociodinamika: primenenie processualjnihkh metodov v socialjnihkh naukakh // Sinergetika i psikhologiya. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 28.11.11
УДК 378.14 (072)
Nasyrova E.F., Eanskaya Т.А. THE TECHNOLOGICAL EDUCATION OF THE FUTURE TEACHERS CONSIDERING
PERSONAL AND FUNCTIONAL APPROACH. The article analyses the structure of technological education; substantiates the necessity of application of personal and functional approach in the technological education of the future teachers; all the components on the problem we are interested in are considered.
Key words: technology, personality, personal-oriented approach, activity, component, functional approach, personal and functional approach.
Э.Ф. Насырова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики профессионального образования Сургутского гос. университета, г. Сургут, E-mail: [email protected]; Т.А. Еланская, ассистент каф. теории и методики профессионального образования Сургутского гос. университета, г. Сургут, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье анализируется сущность и структура технологического образования; обосновывается необходимость применения личностно-деятельностного подхода в технологическом образовании будущих педагогов; раскрываются личностный и деятельностный компоненты.
Ключевые слова: технология, технологическое образование, личностно-деятельностный подход, личность, личностно-ориентированный подход, деятельность, деятельностный подход.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Технологического образования» предъявляет ряд требований к будущим выпускникам: бакалавр технологического образования должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследования, кото-
рые применяются в области технологического образования; конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения технологических дисциплин в различных типах учебных заведений, диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Интеграция России в мировое образовательное пространство выдвигает новые требования к подготовке специалистов. Назрела острая необходимость в профессионально компетентных педагогах, способных осуществлять образовательные программы с учетом их обновления в меняющихся социокультурных условиях. Сказанное относится и к учителю технологии, призванному обеспечить подготовку учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве.
Слово «технология» происходит от двух греческих слов: «techne» - искусство, мастерство, ремесло, умение и «logos» - понятие, учение [1]. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют технологию как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [1]. Иное представление технологии у Г.А. Качевской, Е.Н. Толикина, которые раскрывают сущность технологии через совокупность знаний, сведений о способах переработки материалов, изготовления изделий и процессах сопровождающие эти работы. В толковом словаре «технология» трактуется как совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие [1].
Как отмечает В.М. Жучков, длительное время в педагогической, научной и методической литературе понятие «технология», при всем разнообразии трактовок, определялось через совокупность методов, приемов, средств обработки (воздействия), вещества, энергии или информации (как объект появилась в конце ХХ в.), таким образом, очевиден подход к этому понятию как совокупности специальных (отраслевых) технологий [2].
Технологическое образование определяется как организованный процесс и результат обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности [3].
В.Д. Симоненко в качестве структуры технологического образования рассматривает совокупность технологических знаний, умений и технологически значимых качеств личности [3]. В качестве технологических знаний в данном случае рассматривается результат познания технологической среды и ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, выводов и теорий. Технологические знания представлены знаниями способов и средств деятельности, представлениями о развитии техники и технологий в процессе общественного развития, знанием основных технологий применяемых в производстве, экономике, сфере обслуживания и быта, знаниями содержательной характеристики профессионального самоопределения.
В качестве технологических умений рассматриваются количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств.
К технологическим умениям относятся:
• умение правильно осуществлять профессиональный выбор и стратегию профессиональной карьеры;
• умение быстро осваивать новые профессии, технологические операции и технологии в целом;
• умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;
• умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности, быть всегда в деловой форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку.
В качестве технологически значимых качеств личности рассматриваются личностные возможности человека, необходимые для успешного овладения образовательной деятельностью. К ним можно отнести: сознательное профессиональное самоопределение; трудолюбие, предприимчивость, коммуникабельность; гибкость мышления, направленного на выбор способов преобразовательной деятельности с целью улучшения качества жизни; высокую профессиональную компетентность и мастерство; высокую ответственность и дисциплинированность; профессиональную мобильность, позволяющую осваивать новые профессии и технологии, адаптироваться к меняющимся средствам и условиям труда; стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Богатство любого общества определяется образованностью и развитостью его членов. Поэтому не случайно в информаци-
онной цивилизации так много внимания уделяется развитию личности, личностному и деятельностному подходам в воспитании подрастающих поколений.
Следует отметить, что подход - это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь [1].
Личностно-деятельностный подход определяется как единство личностного и деятельностного компонентов. Отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно-ориентированным (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом. Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями» [4]. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности [4].
В философии, социологии и педагогике личность рассматривается как продукт общественных отношений. Отношения выступают основной характеристикой личности и общества. Таким образом, образование личности есть процесс присвоения отношений в форме культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями.
В педагогике Ю.К. Бабанский, Н.К. Гончаров, в социальной психологии В.Д. Парыгин и др. рассматривают личность, с одной стороны, в качестве объекта, а с другой, в качестве субъекта и при этом не только социальных, но и биологических отношений, взятых вместе [5].
В конце XX века проблемам личностно-ориентированного подхода в педагогике уделяли большое внимание Ш.А. Амонаш-вили, Ю.К. Бабанский, Э.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, В.А. Караков-ский, И.С. Кон, Б.Ф. Шаталов и многие другие. Так, И.С. Кон рассматривал личность со стороны ее многозначности, полиструктуры. С одной стороны, личность выступает как конкретный индивид, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегративных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающие его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения [4]. Следовательно, как субъект деятельности, личность должна делать сама себя.
В современных условиях личностно-ориентированный подход мы связываем с формированием мотивации на саморазвитие личности на основе русской культуры; развитием нравственных чувств, гражданственности, исторической памяти и патриотизма; формированием национального самосознания; воспитанием национальной чести и достоинства; воспитанием бережного отношения к русской культуре и ее развитию.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Другими словами, обучающийся в конце занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Такая постановка вопроса применительно к обучению означает, что все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т. д.) преломляются через призму личности обучаемого - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.
Личностный компонентличностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любой учебной дисциплины максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенно-
сти обучающегося [5]. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения со студентом. Адресованные студенту вопросы, замечания, задания в условиях личностно-деятельностного подхода стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей студентов, но и формирование, дальнейшее развитие психики обучающегося, его познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик и т. д.
Деятельностный компонент также имеет многосторонние предпосылки для формирования личностно-деятельностного подхода: в общепедагогическом плане - положение о субъект-но-субъектном отношении преподавателя и студента (А. Дис-тервег) и активности обучаемого (И. Песталоцци, А. Дистервег, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.); в общепсихологическом -теорию деятельности А.Н. Леонтьева, личностно-деятельност-ного опосредствования (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
A.В. Петровский), теорию учебной деятельности (Д.Б. Эльконин,
B.В. Давыдов, А.К. Маркова, И.И. Ильясов).
Деятельностный подход представляет собой теорию, основным положением которой является положение о ведущей роли деятельности в процессе образования личности.
Деятельность в науке рассматривается как одна из ведущих категорий. В.В. Давыдов рассматривает деятельность как специфическую форму общественно-исторического бытия человека; как средство преобразования действительности, в том числе и человека. По его мнению, педагог должен учитывать, что законы общества, в том числе и образования личности, проявляются полько через деятельность [4]. Следовательно, дея-т ельност ь - это активное взаимодействие человека с естественной и социальной средой, в процессе которой достигаются поставленные цели.
Деятельностный подход как любой научный подход к изучению и организации процесса, включает в себя содержание, комплекс методов и принципов. Сам подход носит интегратив-ный характер. Так же, он требует установления связи с потребностями, то есть выяснения того, какие потребности вызывают конкретную деятельность, какими мотивами обусловливается цель деятельности.
Деятельность педагога связана, главным образом, с формированием учебной деятельности студентов, включающая их потребности, мотивы, задачи, действия и операции. Учебная деятельность студентов характеризуется двигательной (мотор-
Библиографический список
ной), интеллектуальной (обмен информацией на языковом уровне) и духовной деятельностью.
Учебная деятельность, как и деятельность в целом, есть форма активного отношения студента к изучаемому учебному материалу. Она начинается не с пустого места, а на базе некоторой переориентации индивида. Он организует свои силы не в самый момент деятельности, а предуготовлен к ней и направлен в определенную сторону и на определенную активность. Активность познания - это проявление преобразовательного, творческого отношения студента к объектам его познания. Она предполагает наличие таких моментов, как избирательность подхода к объектам познания, постановка перед собой выбора объекта, цели, задачи, которые надо решать, преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы. Такое понимание учебной деятельности позволяет рассматривать студента как активного субъекта этой деятельности. А это самый главный фактор развития личности.
Начальным звеном учебной деятельности является процесс целеполагания, т. е. выделение той конечной цели, ради достижения которой осуществляется деятельность. Для того чтобы достичь намеченной цели, обучение должно быть организовано. Иными словами, обучению необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет соединено взаимодействие преподавателей и студентов, будут получены определенные результаты. Этого можно достичь, внедряя инновационные образовательные технологии, такие как модульное обучение, игровые технологии, проблемное обучение, компьютерные технологии и т.д. Необходимо проектирование новых образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности будущего учителя.
В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.
Таким образом, предполагается моделирование такого процесса обучения с учетом личностно-деятельностного подхода, где преподаватель, опираясь на состав учения, ориентирует их на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая самоуправляемый образовательный процесс, с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося.
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 2008.
2. Жучков, В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов: монография. - СПб., 2001.
3. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. - М., 2000.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность Сознание. Личность. - М., 1975.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов высших уч. заведений пед. психологических специальностей. -М., 2005.
Bibliography
1. Ozhegov, S. I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. - M., 2008.
2. Zhuchkov, V.M. Teoreticheskie osnovih koncepcii modernizacii predmetnoyj oblasti «Tekhnologiya» dlya pedagogicheskikh vuzov: monografiya.
- SPb., 2001.
3. Simonenko, V.D. Osnovih tekhnologicheskoyj kuljturih: uchebnik dlya uchathikhsya 11 klassov obtheobrazovateljnihkh shkol, gimnaziyj, liceev / V.D. Simonenko, N.V. Matyash. - M., 2000.
4. Leontjev, A.N. Deyateljnostj Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.
5. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya studentov vihsshikh uch. zavedeniyj ped. psikhologicheskikh specialjnosteyj.
- M., 2005.
Статья поступила в редакцию 28.11.11
УДК 37.015.3, 159.923
Fil T.A. POSSIBILITY OF FORMATION OF THE PERSON'S IDENTITY AND FOR THE DEVELOPMENT OF
PEDAGOGICAL CHARISMA IN THE CONDITIONS OF THE TRAINING WORK. The article represents the results of experimental research to verification of the training program, aimed at the development of charismatic qualities and the formation of personal identity of the teacher.
Key words: identity of charismatic person, pedagogical charisma, charismatic qualities.