Научная статья на тему 'Концептуальная модель формирования профессиональной компетентности социального педагога'

Концептуальная модель формирования профессиональной компетентности социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / METHODOLOGY / SYSTEMATIC APPROACH / SYNERGETIC APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL PEDAGOGUE / SOCIO-PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амельченко Т. В.

В статье представлены профессиональная компетентность социального педагога, концептуальная модель и последовательность ее формирования, а также факторы, уровни развития и критерии оценки профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A conceptual model of formation of social pedagogue’s professional competence

The article gives notion of social pedagogue’s professional competence, the conceptual model and succession of its formation as well as the factors, levels and criteria for assessment of professional competence.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель формирования профессиональной компетентности социального педагога»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

УДК 378

© Т.В. Амельченко

Концептуальная модель формирования профессиональной компетентности социального педагога

В статье представлены профессиональная компетентность социального педагога, концептуальная модель и последовательность ее формирования, а также факторы, уровни развития и критерии оценки профессиональной компетентности.

Ключевые слова: методология, системный подход, синергетический подход, профессиональная компетентность, социальный педагог, социально-педагогическое образование.

T.V. Amelchenko

A conceptual model of formation of social pedagogue’s professional competence

The article gives notion of social pedagogue’s professional competence, the conceptual model and succession of its formation as well as the factors, levels and criteria for assessment of professional competence.

Keywords: methodology, systematic approach, synergetic approach, professional competence, social pedagogue, socio-pedagogical education.

Анализ исследований по организации социально-педагогического профессионального образования в России, по формированию и развитию профессиональной компетентности социального педагога (А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, М.А. Га-лагузова, Ю.Н. Галагузова, И.Н. Клемантович,

Н.Ю. Клименко, Р.М. Куличенко, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, П.А. Шептенко, Н.Б. Шмелева) свидетельствует о том, что в настоящее время еще не наработан достаточный теоретический и практический материал, определяющий основу его профессиональной подготовки.

Основной целью профессиональной деятельности социального педагога является активизация социально-культурных и социальнопедагогических функций общества, семьи, каждой конкретной личности.

Гуманистическая направленность деятельности специалиста во всех областях социальной практики выражает его причастность к решению сложных проблем многопланового взаимодействия, социально-педагогической поддержки людей, заботы о духовно-нравственном здоровье человека.

Объектами профессиональной деятельности социального педагога являются многообразные явления и процессы, происходящие в социуме. К ним относятся социальные системы разного масштаба и их отдельные компоненты; социаль-

но-педагогические процессы и их отдельные компоненты; социально-педагогическая среда; система социально-педагогических отношений; виды социально-педагогической деятельности; личностные и межличностные структуры; профессиональная позиция; социально-

педагогические ситуации. При этом будущая профессиональная деятельность требует развития у студентов социально-педагогических, междисциплинарных умений.

Определяющим аспектом овладения будущим специалистом профессией является его стремление к постоянному саморазвитию и эффективной самореализации. «Стратегию современного социального образования, - считает В.А. Сластенин,- составляют развитие и саморазвитие личности специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях реформируемого общества» [2].

Цель нашей статьи - рассмотреть возможность построения концептуальной модели формирования профессиональной компетентности социального педагога.

Разработка концептуальной модели происходила на следующих позициях:

- социально-педагогическое образование студентов является ведущим компонентом цело-

стной системы профессиональной подготовки будущих специалистов;

- система формирования профессиональной компетентности социального педагога является открытой динамической системой, способной к саморазвитию;

- цели и задачи социально-педагогического образования сформулированы на основе компе-тентностного подхода с учетом профессиональной направленности студентов;

- теоретические основания модели составляют методологические подходы (системный, синергетический, компетентностный, личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический, ситуационный); закономерности (социальная, образовательная и личностная); принципы формирования профессиональной компетентности социального педагога;

- понятие «профессиональная компетентность» может быть определено как сложная динамическая интегральная система личностных и профессиональных качеств, определяемая диспозициями личности, действующая на основе ее нравственно-ценностных, смысложизненных ориентаций в ситуациях решения профессиональных социально-педагогических задач.

Концепция формирования профессиональной компетентности социального педагога включает основополагающие идеи, цель, тенденции, закономерности и принципы, предпосылки, факторы, содержание, образовательно-профессиональное пространство формирования профессиональной компетентности, которое выстроено с учетом основных методологических тенденций развития социально-педагогического образования. В процессе исследования нами были выявлены социальная, образовательная и личностная закономерности и принципы формирования профессиональной компетентности социального педагога;

- социальная: развитие социально-педагогического образования закономерно зависит от социальной обусловленности образования, основанного на общечеловеческих ценностях, на взаимодействии среды и личности как самоорганизующихся систем, зависит от соотношения взаимодействия человека и социума, что определяет объективную связь между основными тенденциями развития социально-педагогического образования и формированием жизненной позиции субъектов образовательно-профессионального процесса. Эта закономерность находит отражение в принципах гуманизации, системности, целостности, антропологической обоснованности, культуросообразности, аксио-

логичности образовательно-професси-онального процесса;

- образовательная, определяющая зависимость стратегий формирования профессиональной компетентности социального педагога от реализации государственного образовательного стандарта, детерминированного содержанием социально-педагогического образования и личностными позициями студента и педагога, характером субъект-субъектных отношений всех участников образовательно-профессионального пространства. Выделенная закономерность находит отражение в принципах диалогичности и сотрудничества в образовательно-профессиональном процессе, межпредметных связей, интеграции и преемственности всех компонентов образовательно-профессионального процесса, индивидуализации и дифференциации образовательно-профессионального процесса; вариативности и дополнительности; проблемности и эв-ристичности компонентов образовательнопрофессионального процесса.

- личностная, указывающая на взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность качества социально-педагогического образования реализацией в образовательном процессе предложенных педагогических условий и уровнем сформированности профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса, их способностями адекватно понимать социальную реальность, правильно оценивать социально-педагогическую ситуацию и действовать в соответствии с освоенными компетентностями. Из данной закономерности вытекают принципы гуманитаризации, непрерывности образовательно-профессионального процесса, субъектной активности, нравственно-ценностного коммуникативного взаимодействия, жизненно смысловой ориентации контекстности, рефлексивности.

Содержательное наполнение концептуальной модели формирования профессиональной компетентности социального педагога (ФПКСП) раскрывается через ее структурные компоненты:

- образовательно-профессиональное пространство ФПКСП;

- интегративную функционально-динамичную модель ФПКСП;

- педагогические условия ФПКСП.

Образовательно-профессиональное пространство формирования профессиональной компетентности социального педагога может быть представлено как структурно-системное образование, определяющееся плотностью профессионально-образовательных, личностно значимых влияний, воздействий, жизненно-

культурных смыслов и ценностных ориентаций студента в его деятельности, взаимодействии и общении. Образовательно-профессиональное пространство выстраивается в трех измерениях: «Личность», «Среда», «Госстандарт образования», образующих соответственно совокупность трех взаимосвязанных полей: социокультурное поле, средо-ориентированное личностное поле и личностно значимое образовательное поле. Основными качественными признаками его являются направленность на профессиональноличностное развитие студента; социокультурная детерминированность, утверждающая обязательную обусловленность всех компонентов образовательного процесса; динамичность изучаемого пространства, выраженная в диалектической совокупности переходов: от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от развития к саморазвитию; интегрированность, проявляющаяся в сопряжении социокультурных, педагогических и личностных составляющих; внутренняя противоречивость, обусловленная сочетанием элементов стихийности и упорядоченности образовательно-профессионального процесса; оптимизационность как стремление всех компонентов выстроенного пространства к получению высокого уровня эффективности функционирования; преобразовательный характер выстроенного пространства, оказывающий преобразовывающее воздействие практически на все сферы жизнедеятельности и профессионального роста всех участников образовательного процесса, что позволяет прогнозировать и управлять процессом ее формирования на всех этапах вузовской подготовки.

Обоснованное образовательно-

профессиональное пространство включает в себя интегративную функционально-динамическую модель формирования профессиональной компетентности социального педагога, обладающую целостностью, цикличностью и технологичностью и предполагающую личностное и профессиональное саморазвитие субъекта образовательно-профессиональной деятельности, само-выстраивание собственных характеристик личности, развитие ее самоуправления, самоутверждения и самоактуализации.

Структура интегративной функциональнодинамической модели ФПКСП включает следующие компоненты:

- ценностно-целевой компонент: выражает

цель и основной ценностный ориентир профессионального социально-педагогического образования - формирование профессиональной компетентности социального педагога; ценностно-

смысловые конструкты гуманного и личностно-ориентированного отношения к окружающим, к профессиональной деятельности, динамичная личностная и профессиональная направленность, ценности творческой индивидуальности, ценности самореализации;

- содержательный компонент, специфика ко-

торого состоит в том, что он включает в себя базовые профессиональные компетенции: общекультурную, социально-психологическую, специальную (социально-педагогическую), личностную; технологические компетенции: адаптивно-ориентировочную, конструктивно-

проектировочную и рефлексивно-корректировочную; интегративные профессионально важные качества личности социального педагога

- направленность, мобильность, гибкость и устойчивость;

- операционно-деятельностный: обеспечивает применение образовательных средств, способов и технологий подготовки, отвечающих специфике целей и содержания сконструированной модели, направлен на развитие способностей моделировать, конструировать и проектировать решение социально-педагогических задач, формирование личностно-индивидуального стиля профессиональной деятельности социального педагога и компетентное сопровождение обучения, воспитания и развития детей, подростков, юношей, выработку способностей прогнозировать и осуществлять индивидуальное формирование каждого ребенка, подростка, юноши;

- нравственно-регулятивный: реализуется через понимание и бережное отношение к личности ребенка, прогнозирование его развития, личностно ориентированное взаимодействие на основе знания индивидуальных особенностей детей, регулирование отношений к себе, к другим, других к себе, этические нормы, интеллектуально-нравственную позицию личности, критичность, потребность в познании психологических особенностей других людей, развитые перцептивные способности, эмпатию;

- рефлексивно-результативный: сконструи-

рованная модель, направленная на получение личностного результата, обеспечивает и социальный эффект - формирование профессиональной компетентности социального педагога, поскольку результатом подготовки фактически становятся базовые профессиональные компетенции: общекультурная, социально-

психологическая, специальная (социальнопедагогическая), личностная; технологические компетенции: адаптивно-ориентировочная, кон-

структивно-проектировочная и рефлексивнокорректировочная; интегративные профессионально важные качества личности социального педагога - направленность, мобильность, гибкость и устойчивость; развитие рефлексивной культуры личности.

Уровни профессиональной компетентности социального педагога определяются через систему критериев: мотивационно-ценностного,

интегрально-личностного, содержательно-

аналитического, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного.

Ресурсно-технологическое обеспечение формирования профессиональной компетентности социального педагога в образовательнопрофессиональном процессе вуза состоит из ряда продуктивных образовательных социо- и личностно-ориентированных технологий: тестирование, использование диалогических, дискуссионных форм освоения содержания социальнопедагогической деятельности, конструирование, проектирование, моделирование, прогнозирование решения проблемных социальнопедагогических задач на основе ситуационного подхода, кейс-метод, технология развития критического мышления, обучения на основе трансформации знаний, интегрального обучения, самоуправляемого обучения, кооперативного обучения, рефлексивные технологии.

Содержательно-смысловое назначение выделенных компонентов концептуальной модели позволяет определить педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности социального педагога, которые обеспечивают надежное планирование и прогноз результатов, последствий и рисков в профессиональной социально-педагогической деятельности: интеграция социальных, педагогических и психологических знаний; включение в них смыслообразующих технологических воздействий; ориентация педагогической системы вуза и ее преподавателей на профессиональную компетентность; вариативность, проблемность, инновационность, гуманистическая направленность

образовательно-профессионального пространства; личностно-деятельностный и культурологический подходы к профессиональному образованию социальных педагогов.

Подводя итог, приведем графическое изображение концептуальной модели формирования профессиональной компетентности социального педагога (схема 1).

Разработанная концептуальная модель формирования профессиональной компетентности социального педагога представляет собой сложную многомерную структуру, отражающую различные стороны и этапы социальнопедагогического образования студентов, его ценностно-целевые, содержательные, операционно-деятельностные, нравственно-регуля-

тивные, рефлексивно-результативные аспекты, а также становление личности будущего специалиста.

Спроектированная модель дает обоснование открытости, непрерывности, самоорганизации образовательно-профессионального пространства формирования профессиональной компетентности социального педагога, единству и взаимосвязи, взаимообусловленности выделенных компонентов интегративной функциональнодинамической модели, а также определяет деятельностно-творческий и оптимизационный характер ресурсно-технологического обеспечения формирования профессиональной компетентности социального педагога в образовательнопрофессиональном процессе вуза, в целом определяет социально-педагогическое образование как:

- образование, связанное с овладением каждым человеком основными правилами жизнедеятельности в обществе, освоением социальной культуры, социального мышления, культуры социальных чувств и культуры межличностного взаимодействия, культуры влияния на жизнь социума;

- профессиональное образование, направленное на подготовку специалистов социальной сферы;

Схема 1

Социальный заказ общества - формирование профессиональной _____________компетентности социального педагога.___________

Концептуальная модель формирования профессиональной компетентности социального педагога

Теоретические основания модели

М стодоло 1 и чес КИ с II од ход ы Закономсрносі и Принципы

Образовательно-профессиональное пространство ФПКСП Векюрнан направленное!ь: Среда - Госстандарт - Личность;

Совокупность сопряженных полей: социокультурное поле, средо-ориентированное личностное поле и личностно-значимое образовательное поле;

Качественные признаки: направленность на профессионально-личностное развитие студента, социокультурная детерминированность, динамичность, внутренняя противоречивость, оптимизационность.

Интегративная функционально-динамическая модель ФПКСП

Ценностно-целевой компонент Содержательный компонент Операционно- деятельностный компонент Нравственно- регулятивный компонент Рефлексивно- результативный компонент

Ресурсно-ГСХИОЛОІ нчсскос обеспечение ФПКСП:

образовательные council личностноориентированные технологии.

Эвристическая Микромодсли

структурно- ФПКСП:

содержательная -адаптивно-

модель ПКСП: ориентировочная

-базовые компетенции -конструктивно-

-технологические -проектнровочная

-компетенции -рефлексивно-

интегральные корректировочная

-профессионально

важные качества

I

Критерии сформированное'и ПКСП:

-мотивациоипо-

ценностный

-иптегральпо-

личностный

-содержэтельно-

аналитичсский

-деятельностно-

творческий

-рефлексивно-

регулятивный

Педагогические условия ФПКСП

Профессиональная компетентность социального педагога

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концептуальная модель ФПКСП

- собственно личностное образование, предполагающее личностное и профессиональное саморазвитие субъекта образовательнопрофессиональной деятельности, способствующее самовыстраиванию собственных характеристик личности будущего специалиста, развитию его самоуправления, самоутверждения и самоактуализации.

Литература

1. Aмельченко T.B., Bерxотyрова H.B. Ресурснотехнологическое обеспечение формирования профессиональной компетентности специалиста социальной сферы: учеб. пособие. - Чита: Изд-во ЧитГУ, 2011. - 13б с.

2. Сластенин B.A. О моделировании содержания высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1997.

- № 1. - С. 10.

Л.Д. Айсуев, А.С. Сагалеев. Методика обучения и совершенствования вариативных технико-тактических действий в вольной борьбе_________________________________________________________________________________________________________________

Амельченко Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной политики, Читинский государственный университет, академик Академии социального образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, e-mail: AmelchenkoTV@mail.ru

Amelchenko Tatyana Vasilievna, candidate of pedagogical sciences, professor, department of social policy, Chita State University, academician, Academy of Social Education, corresponding member, International Academy of Sciences of Pedagogical Education. Chita, Aleksandro-Zavodskaya str., 30.

УДК 796.81 © Л.Д. Айсуев, А.С. Сагалеев

Методика обучения и совершенствования вариативных технико-тактических действий в вольной борьбе

В статье раскрыта методика обучения, совершенствования и восстановления вариативных техникотактических действий в вольной борьбе на основе «принципа воронки». Обоснована методика обучения технике выполнения приемов на примере броска поворотом через плечи «мельница».

Ключевые слова: поединок, вольная борьба, коронная атака, тактическая подготовка.

L.D. Aisuev, A.S. Sagaleev

Methods of training and improvement of variable tactical and tactical movements in free-style wrestling

In the article the methodology of training, improvement and restoration of variable technical and tactical movements in free-style wrestling has been revealed on the basis of the «principle of funnel». The methodology of teaching technique has been substantiated on the example of throws turning over the shoulders «mill».

Keywords: combat, free-style wrestling, best attack, tactical training.

На основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью, бесед с тренерами и спортсменами высокой квалификации (МС и МСМК), а также совместного с учениками детального анализа техники выполнения техникотактических действий выявлено, что для спортсмена высокой квалификации основным является умение создавать в условиях поединка выгодные ситуации и выбирать момент для точного выполнения приема, причем техника выполнения приема должна обладать достаточной степенью вариативности.

С целью обоснования методики обучения технико-тактическим действиям на основе принципа «воронки» проведен анализ соревновательной деятельности борцов различных квалификаций от начинающих спортсменов до мастеров спорта международного уровня. Задачей исследования является изучение вариативности выполняемых технико-тактических действий. Всего было проанализировано более 500 схваток.

Было выявлено, что чем выше квалификация спортсменов, тем больше в их арсенале способов тактической подготовки. При этом они проводят технико-тактические действия из более разнообразных захватов, умеют создавать в условиях поединка выгодные ситуации и выбирать

нужный момент для выполнения приемов. Полученные результаты исследований согласуются с многочисленными данными специалистов борьбы [1-7].

При выполнении приемов начинающими борцами встречаются весьма значительные отклонения в технике их выполнения даже в облегченных условиях (1-й год обучения). Такая вариативность приемов является неуправляемой.

В процессе последующего обучения отклонений в технике выполнения приемов становится значительно меньше (2 и 3-й годы обучения), она становится более стабильной. При этом спортсмены начинают овладевать навыками вариативного выполнения приемов. На 4 и 5-м годах обучения спортсмены овладевают навыками стабильного в техническом отношении выполнения приемов. В то же время вариативность технико-тактических действий расширяется.

Реализация «принципа воронки» при восстановлении эффективности технико-тактических действий. Педагогические наблюдения, анализ соревновательной деятельности и опрос свидетельствуют о том, что после того, как спортсмен овладеет навыками выполнения техникотактических действий (особенно излюбленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.