Научная статья на тему 'Модельный подход к формированию социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов'

Модельный подход к формированию социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / MODELING / SOCIAL AND PEDAGOGIC COMPETENCE / COMPONENTS AND CRITERIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL PRACTICE / THE RESULT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Т. Н.

Актуальность проблемы формирования социально-педагогической компетентности вытекает из анализа социально-экономических потребностей современного общества, недостаточной разработанности в педагогической теории механизмов формирования данной компетентности. Статья посвящена проблеме поиска путей формирования социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов, представлен опыт по разработке модели коррекционно-развивающей деятельности, способствующий формированию социально-педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELLING APPROACH TO FORMATION SOCIALLY-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS-LOGOPEDISTS

In the article «Modeling of process formation socially-pedagogical competence the future teachers-logopedists». Urgency of the problem of forming social and pedagogical competence derived from analysis of the socio-economic needs of modern society. Also from lack of readiness in educational theory of forming mechanisms of this competence. An article was devoted to the problem of modeling the process of forming the social and pedagogical competence for future teacher-speech therapists during the pedagogical practice. Experience of development pattern of pedagogical practice contributing forming of social and pedagogic competence shown.

Текст научной работы на тему «Модельный подход к формированию социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов»

УДК 378.14

МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

Т.Н. Бойко

Актуальность проблемы формирования социально-педагогической компетентности вытекает из анализа социально-экономических потребностей современного общества, недостаточной разработанности в педагогической теории механизмов формирования данной компетентности. Статья посвящена проблеме поиска путей формирования социальнопедагогической компетентности будущих учителей-логопедов, представлен опыт по разработке модели коррекционно-развивающей деятельности, способствующий формированию социальнопедагогической компетентности.

Ключевые слова: моделирование, гуманизация, личностные качества, социальнопедагогическая компетентность, компоненты социально-педагогической компетентности, результат обучения.

Моделирование как метод исследования в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях, поскольку является наиболее подходящим для исследования сложных по разработке многомерных объектов, находящихся в полифакторном поле взаимной зависимости.

Термин «моделирование» в педагогику внесен из технического знания. Он там означал создание опережающей модели того, что затем будет сделано в реальности. Педагогическая наука накопила сегодня значительный опыт моделирования педагогических систем и педагогических процессов.

Моделировать - это значит создавать образцы новых педагогических систем и процессов, на основе которых было бы возможно познавать сложные социально-педагогические явления, преодолевать негативные факторы, находить им противодействующие. В частности, в процессе и посредством моделирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса. Педагогическое моделирование является связующим звеном между педагогической теорией и практикой (С.Ф. Занько, М.И. Махмутов, Ю.С. Тютюнников).

Педагогическая теория в процессе моделирования может играть двоякую роль. Она может быть взята непосредственно как модель, т.е. целевая идея, а может быть только источником ее формирования. Модельное же описание педагогической практики подразумевает такую фиксацию основных процессов, которая позволяла бы воспроизводить и описывать их в наиболее обобщенном виде.

Таким образом, моделирование в педагогике является одним из ключевых понятий, употребляемых для характеристики поисков по совершенствованию процесса обучения на основе построения педагогических моделей.

В нашем исследовании отправной точкой моделирования процесса формирования социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов явилась модель коррекционно-развивающей деятельности.

К модели деятельности исследователи предъявляют определенные требования. В нашем исследовании мы опирались, в частности, на мнение тех ученых, которые считают, что модель должна быть: адекватной реальности (должна обеспечивать максимальное соответствие между профессионально-теоретической и практической деятельностью специалиста); динамичной (должна периодически воспроизводиться, благодаря чему может быть достигнуто непрерывное отражение происходящих в обществе изменений) и в то же время консервативной (должна обеспечить накопление и освоение традиционных профессиональных знаний, умений, которым уже владеет данная профессиональная общность); опережающей время, определяющей перспективы в подготовке специалиста, т.е. должна носить прогностический характер.

Отметим, что попытки разработать модель профессионально-компетентного специалиста с учетом вышеизложенного предпринимались В.И. Загвязинским, Н.А. Бессмертной, Е.Н. Жукатинской, С.А. Игнатьевой, А.Ю. Кругликовой, Е.В. Колтаковой, Н.Г. Петелиной, Р.М. Султановой и др., но сегодня составление модели специалиста недостаточно, более актуальным является создание компетентностной модели подготовки специалиста (А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В. А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.).

Опираясь на теоретические разработки вышеназванных ученых проектирование модели

формирования социально-педагогической компетентности студентов - будущих учителей-логопедов базировалось также на современных требованиях к профессии. В условиях социальноэкономических перемен меняется назначение учителя-логопеда. Гуманизация отношения общества к лицам с особыми возможностями здоровья, все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни, подготовка их к более самостоятельной и независимой жизни, заставляют вносить существенные коррективы в профессиональную деятельность учителей-логопедов. Специфика и сложность социально-логопедической работы обусловлены оказанием коррекционной помощи людям самых разных возрастов, многообразием нарушений речи, ролью и значением полноценной коммуникативной функции речи для адаптации и социализации человека с речевыми нарушениями в обществе. В результате возникла необходимость в выработке качественно новых подходов к подготовке профессионалов в этой области, с учетом многочисленных социальных факторов, специфики развития личности человека с проблемами в развитии на разных возрастных этапах, в различных сферах микросреды.

В области коррекционной педагогики сегодня уже нельзя обойтись без особых стандартов поведения, например, вдохновения, мотивации, гуманности, стремления к сотрудничеству, духовности, референтности, высокой степени толерантности, педагогического оптимизма. Чрезвычайно важны особые приемы взаимодействия: гибкость, мудрость, наличие способности сопереживанию. Таким образом, специалист, работающий в области коррекционной педагогике должен обладать высоким уровнем социально-педагогической компетентности.

Квалификация «учитель-логопед» предполагает, что областью профессиональной педагогической деятельности выпускника вуза будет «коррекционно-педагогическая деятельность». Соответственно, работая в этой области, он будет реализовывать направления профессиональной деятельности, которые зафиксированы в ФГОС ВПО.

К специфическим трудовым функциям будущего учителя-логопеда согласно ФГОС ВПО по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» и профилю подготовки «Логопедия» (бакалавриат) необходимо отнести: диагностическую функцию; коррекционно-обучающую; профилактическую функцию; консультативную; социальнопедагогическую; исследовательскую и функцию самообразования.

Объектами профессиональной деятельности будущего учителя-логопеда будут: обучение и воспитание лиц с особыми возможностями здоровья; реабилитационные процессы в различных типах учреждений; психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей и подростков с проблемами в развитии; психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, имеющих таких детей; психолого-педагогическая готовность субъектов образовательного пространства к интегративным (инклюзивным) формам взаимодействия.

Будущий учитель-логопед должен быть готов к реализации следующих видов профессиональной деятельности наиболее востребованных со стороны социума: диагностикоаналитической, консультативной, коррекционно - развивающей, профилактической и социальнопедагогической. Все они обеспечивают этапность целостного реабилитационного процесса, включая работу с ближайшим социальным окружением. По нашему мнению, будущий учитель-логопед должен решать следующие профессиональные задачи в области социальнопедагогической деятельности:

• обеспечение психолого-педагогического сопровождения процессов развития, социализации и профессионального самоопределения лиц с особыми возможностями здоровья во всех типах образовательных учреждениях, учреждениях социальной сферы и здравоохранения;

• планирование и проведение мероприятий по социально-психологической профилактике в процессе обучения, коррекции и воспитания;

• владение системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой с проблемами в развитии;

• владение и использование специальных социально-педагогических знаний в работе с ближайшим социальным окружением логопатов;

• умение творчески использовать приобретенные социальные знания в профессиональной деятельности.

Направлена деятельность будущих учителей-логопедов, как мы говорили выше, на детей, имеющих речевые нарушения, причем детей, имеющих проблемы не только в речевом развитии, но и отклонения в психическом (задержка в психическом развитии, аутизм), умственном или физическом развитии (дети с детским церебральным параличом, с нарушениями слуха, зрения). Исследования свидетельствуют о том, что у многих детей с отклонениями в развитии возникают

вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера в виде чувства неуверенности, страха речевого общения, пониженный фон настроения, чрезмерная обидчивость, тревожность. Все эти эмоциональные расстройства ослабляют еще больше нервную систему ребенка и создают благоприятные условия для развития различных невротических состояний (заикания, энуреза, страха, насильственных движений и т.п.). Важное значение при работе с такими детьми имеет помощь в адаптации к условиям коррекционно-педагогической деятельности, реабилитации и социальной интеграции, а следовательно будущий учитель-логопед должен обладать высоким уровнем социально-педагогической компетентности.

А.Н. Васильева рассматривает социально-педагогическую компетентность как необходимую характеристику профессиональной деятельности специалиста любой сферы социальной практики, отражающую качество его профессиональной подготовленности и уровень профессионального роста [ 2, с. 67].

Н.С. Чагина относит к числу важнейших характеристик этой компетентности профилактический характер поддержки человека в сложных жизненных ситуациях; активную деятельность каждого индивида как субъекта решения собственных проблем и социального участия в жизнедеятельности общества [ 8, с.71 ].

Е.Д. Шульгин выделяет качества, которые интегрирует в себе социально-педагогическая компетентность: специальные гуманитарные знания и практические умения; особые психические качества, ядром которых являются восприятие и понимание внутреннего мира и поведения человека, социальной реальности, правильное оценивание конкретной ситуации; гуманистическую направленность личности, толерантность к мнению других и креативность [ 9, с. 112 ].

Проанализировав и обобщив опыт исследователей мы считаем, возможным выделить свойства, личностные качества, которые характеризуют социально-педагогическую направленность будущего учителя-логопеда:

• гуманистическая направленность личности;

• ценностные ориентации;

• интерес и любовь к детям с проблемами в развитии, увлеченность работой;

• целеустремленность, справедливость, уравновешенность, выдержка и терпение, трудоспособность;

• психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность;

• педагогический такт и этикет;

• педагогический оптимизм.

Личностные качества, интересы и склонности: умение слушать и понимать других людей; тактичность, доброжелательность, этичность; бескорыстность; чуткость; состродание; внимательность; отзывчивость.

Совокупность этих профессионально значимых личностных качеств будущего учителя-логопеда должно повлиять на успешность его профессиональной деятельности и послужить нам основой при определении понятия социально-педагогическая компетентность учителя-логопеда.

Исследуя понятие «социально-педагогическая компетентность», мы заключаем, что оно многогранно, многоаспектно, и меняется в соответствии с изменениями, происходящими в образовании и обществе в отношении людей с особыми возможностями здоровья.

Социально-педагогическую компетентность будущего учителя-логопеда в нашем исследовании мы рассматриваем, как интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую готовность и способность педагога выполнять социальнопедагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей детей с речевыми нарушениями; использовать ресурсы социокультурной среды и личностные ресурсы каждого ребенка с целью достижения позитивных результатов в его развитии и воспитании; эффективно решать проблемные ситуации, регулировать конфликты ненасильственным путем на основе соответствующих норм и правил, принимать решения и отвечать за их последствия, жить в ладу людьми других культур и религий, выявляя толерантность, иными словами, готовности и способности к осуществлению успешной социально-педагогической деятельности.

Учитывая сложный, интегративный характер понятия «социально-педагогическая компетентность», отраженный в его определении, проанализировав все вышесказанное, мы определили структуру социально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда. В этой работе мы опирались на труды Н.В. Кузьминой, А.К Марковой, Л.М. Митиной, И.А. Зимней, В.Г. Бочарова, Н.Ю. Клименко. Интересны на наш взгляд исследования в этой области А.Н. Васильевой, Н.С.Чагиной, Н.Н. Шубякиной. Н.А. Лупановой. Соответственно, структура

социально-педагогической компетентности представляет собой взаимосвязь четырех компонентов: социально-личностного, когнитивного, профессионально-деятельностного и

аналитико-рефлексивного. Раскроем каждый из них с учетом специфики профессии учителя-логопеда.

1. Социально-личностный компонент: включает в себя мотивы, цели, потребность, ценностные установки в актуализации социально-педагогической компетентности. Он подразумевает приложение дополнительных усилий для уменьшения вероятности неудачи, мобилизации энергии проявление настойчивости, целеустремленности, упорства в работе со сложными речевыми дефектами, веру в положительный результат (педагогический оптимизм). Немаловажно, что он включает в себя способность к доминированию, так как эта способность позволяет усилить влияние на других людей, выдерживать большую социальную нагрузку, а социально ориентированная способность доминировать подразумевает умение добиваться своего путем убеждений и разъяснений, что особо важно в коррекционной педагогике.

2. Когнитивный компонент включает в себя социально-педагогические знания, знания основ социально-педагогической деятельности, основ лечебной педагогики, возрастных особенностей детей, особенностей поведения детей различных социальных групп, детей с особыми возможностями здоровья в развитии, и методов работы с ними. Знания индивидуальнопсихологических особенностей личности, группы, коллектива; нормативно-правовой базы деятельности учителя-логопеда; информированности о требованиях к личности специалиста.

3. Профессионально-деятельностный компонент (профессиональные умения) выражается в: умении выполнять социально-педагогические функции; применять социально-педагогические знания в процессе педагогической практики; умении взаимодействовать с детьми с проблемами в развитии и специалистами, с ними работающими; профессиональной мобильности; овладении методами, способствующими адаптации ребенка к новым условиям компенсации, адаптации, социализации и интеграции в социуме; умение создавать каждому ребенку ситуации успеха.

4. Аналитико-рефлексивный компонент выражается в сознательном контроле за результатами своей деятельности; за уровнем собственного развития и личностных достижений; нацеленностью на сотрудничество и сотворчество; открытости и коммуникабельности; общепрофессиональной культуре личности; сформированности таких качеств и свойств, как ответственности, инициативности, креативности, уверенности в себе, склонности к самоанализу, способности к предвидению и прогнозирования результатов деятельности и отношений, творческому воображению; поиска личных смыслов в общении с людьми; формирования индивидуального стиля работы.

Выделение рефлексивного компонента важно, поскольку этот компонент определяет уровень развития самооценки, понимания собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Анализ большого числа работ, посвященных социально-педагогической и социальной компетентности, а также опираясь на собственный многолетний опыт педагогической работы, мы сочли целесообразным выделить следующие этапы развития социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов:

- подготовительный;

- информационный;

- поисковый;

- интегрирующий.

На подготовительном этапе студенты получают представления о необходимости использования социально-педагогических знаний на практике. Большое значение на данном этапе имеет использование междисциплинарных связей.

На втором этапе происходит накопление знаний о проблемах социально-педагогической компетенции, о коммуникативной и рефлексивной культуре будущего учителя-логопеда, о ресурсах социокультурной среды. Особое значение на этом этапе имеет самостоятельная работа студентов.

На третьем этапе важным является практическое применение приобретенных знаний и умений в реальных условиях педагогической практики. Особую значимость на данном этапе следует отвести обсуждению результатов социально-педагогической деятельности из личного опыта.

На интегрирующем этапе необходимо формировать целостное представление социальной

обусловленности коррекционно-педагогической деятельности, толерантном отношении к лицам с особыми возможностями здоровья, социальной гибкости, мобильности.

Последовательное прохождение всех этапов развития социально-педагогической компетенции должно способствовать осознанию собственной причастности к проблемам людей с проблемами в развитии, возможностью помощи таким людям в адаптации, социализации и интеграции в социум.

По нашему мнению, главной целью модельного подхода является усиление социальнопедагогической направленности в подготовке будущих учителей-логопедов. Результатом такой подготовки должен стать высокий уровень сформированности социально-педагогической компетентности студентов, способствующей осознания будущим специалистом своеобразия предстоящей профессиональной деятельности и своего места в ней; развитие в процессе обучения социально оправданной реакции на возникающие проблемы и потребности логопатов; развитие личности будущего учителя-логопеда, где знание и вера переплетаются в убеждения и определенную жизненную позицию будущего педагога и гражданина.

In the article «Modeling of process formation socially-pedagogical competence the future teachers-logopedists». Urgency of the problem of forming social and pedagogical competence derived from analysis of the socio-economic needs of modern society. Also from lack of readiness in educational theory of forming mechanisms of this competence. An article was devoted to the problem of modeling the process of forming the social and pedagogical competence for future teacher-speech therapists during the pedagogical practice. Experience of development pattern of pedagogical practice contributing forming of social and pedagogic competence shown.

The key words: modeling, social and pedagogic competence, components and criteries of social and pedagogical competence, principles ofpedagogical practice, the result of education.

Список литературы:

1. Астапов, В.М., Лебендинская, О.И., Шапиро, Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонение в развитии. М.: МИПКРО, 1999. 267с.

2. Васильева, А.Н. Развитие социально-педагогической компетентности воспитателей сельских дошкольных учреждений: Дисс. ... канд. пед наук:13.00.01. - Якутск, 2004. 180с.

3. Поваренков, Ю.П. Системогенетический анализ профессионального самоопределения личности // Ярославский психологический вестник. Вып. 1 М.-Ярославль: Изд-во «Российское психологическое сообщество», 2005. 54с.

4. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Сб.ст. / Ред.кол. В.А. Сластенина (отв. ред) и др. М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1982. 180с.

5. Современная логопедия: теория, практика, перспективы. // Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2002. 168с.

6. Симоненко, А.В. Организационно-педагогические условия формирования волевых качеств курсантов. / Дис. Канд.пед.наук. Брянск, 1998. 204с.

7. Учитель-дефектолог: современные проблемы подготовки и совершенствования работы / Под ред. В.А. Лапшина. В.И. Селиверстова. М., 1990. 322с.

8. Чагина, Н.С. Формирование социально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря. Дисс. ... канд. пед.наук. 13.00.01. - Москва, 2008. 184с.

9. Шульгин, Е.Д. Формирование социально-педагогической компетентности специалиста правоохранительных органов в процессе начальной профессиональной подготовки: Дисс. ... канд.пед.наук: 13.00.08. Сургут, 2005. 169с.

10.Щербаков, А.И. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. // Межвз. сб. науч. тр. Л., 1980. 346с.

11.Ядвиршис, Л.А. Методические рекомендации по социально-педагогической практике по специальности 031300 «Социальная педагогика». Брянск, изд-во БГУ, 2005. 70 с.

Об авторе

Бойко Т.Н. - старший преподаватель, аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Фамилия, имя, отчество автора Бойко Татьяна Николаевна

Ученая степень, ученое звание Аспирант

Должность Старший преподаватель

Место работы Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Город г. Брянск

Почтовый адрес автора (с индексом) 241016 г. Брянск ул. Декабристов 15 - А

Контактный телефон 89191908042

e-mail участника Ьоу^апуа32@тай. ги

Научный руководитель Ядвиршис Людмила Анатольевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.