Научная статья на тему 'Технологическая компетентность учителя: теоретический анализ понятия'

Технологическая компетентность учителя: теоретический анализ понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1712
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TECHNOLOGICAL APPROACH / TECHNOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудова Светлана Владимировна

В современных условиях развития общества востребованным становится учитель, способный профессионально действовать, ответственно решать задачи образования в непрерывно меняющихся условиях педагогической реальности. В связи с этим актуальной является проблема формирования и развития всех составляющих профессиональной компетентности учителя, в том числе и технологической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER: THEORETICAL ANALYSIS

On the current stage of the society development there is a need for a teacher who is able to act professionally, solve educational problems with a responsibility under the constantly changing conditions of the educational reality. In this regard the issue of formation and development of all the constituents of the professional competency of the teacher is becoming ever more relevant, in particular, the technological one.

Текст научной работы на тему «Технологическая компетентность учителя: теоретический анализ понятия»

УДК 37

Дудова Светлана Владимировна [email protected]

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

Dudova Svetlana Vladimirovna [email protected]

TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER: THEORETICAL ANALYSIS

Аннотация:

В современных условиях развития общества востребованным становится учитель, способный профессионально действовать, ответственно решать задачи образования в непрерывно меняющихся условиях педагогической реальности. В связи с этим актуальной является про-блема формирования и развития всех составляющих профессиональной компетентности учителя, в том числе и технологической.

Ключевые слова:

технологический подход, технологическая компетентность.

Summary:

On the current stage of the society development there is a need for a teacher who is able to act professionally, solve educational problems with a responsibility under the constantly changing conditions of the educational reality. In this regard the issue of formation and development of all the constituents of the professional competency of the teacher is becoming ever more relevant, in particular, the technological one.

Keywords:

technological approach, technological competence.

Проблема формирования технологической компетентности, определение ее сущности и структуры, содержания получила освящение в различных работах современных ученых. Исследователи уточняют социально-педагогическое понимание профессионального образования (А.А. Вербицкий, А.А. Даринский, Е.И. Огарев, В.Г. Онушкин, Д.И. Фельдштейн и др.); основы постдипломного образования, связанные с историческим и социокультурным контекстом жизнедеятельности общества, выявлены в исследованиях В.Г. Воронцовой, Л.Н. Лесохиной, В.Г. Осипова и др.; теоретико-методологический анализ проблем повышения квалификации учителя дан в трудах С.Г. Вершловского, И.Ю. Алексашиной, О.С. Анисимова и др.; проблемы педагогического проектирования освящены в работах А.Н. Алексеева, М.Н. Ахметовой, Е.С. Заир-Бек, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова и др.; теоретические проблемы технологизации педагогических процессов раскрыты В.П. Беспалько, А.А. Вербицким, Л.К. Гребенкиной, М.В. Клариным, В.Ф. Любиче-вой, Н.Н. Манько, В.М. Монаховым, В.А. Штейнбергом и др.; инновационно-технологические компоненты профессиональной деятельности стали предметом исследований Н.Н. Манько, Р.М. Фе-денева, М.В. Черных, Л.В. Шмельковой и др.

Между тем дефиниция технологическая компетентность нуждается в уточнении. Она не является однозначно сформулированным определением и нам и предпринимается попытка уточнить данное понятие.

Учитывая неоднозначность и специфику понятия «технологическая компетентность учителя», можно обозначить логику анализа: от рассмотрения сущности технологического подхода в образовании и включения педагогических технологий в образовательный процесс к обоснованию сущности технологической компетентности учителя как комплекса умений применять педагогические технологии в учебном процессе, осуществлять проектирование педагогического процесса как целенаправленной последовательности операций, действий.

Технологический подход в производственной сфере - представление производственных процессов как технологий - стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Применение технологического подхода и термина технология к социальным процессам, к области духовного производства - образованию, культуре - это явление новое для социальной действительности в нашей стране. Важное место среди этих направлений занимает технологический подход к обучению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается в отечественной педагогике: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Ни-кандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, А.Я. Савельева, А.И. Умана и других ученых.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности и позволяет:

- с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем [1].

Технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики.

Теоретическая основа, с помощью которой моделируется процесс достижения цели (технология), является определяющей для характеристики технологического подхода.

М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев указывают на три его парадигмы, которые исторически появились в разное время, но сосуществуют в современной образовательной практике (эмпирическая, алгоритмическая, стохастическая). Технологическая компетентность учителя должна обеспечивать результативность организуемого учебного процесса в школе в условиях реализации всех трех парадигм, то есть, начиная от применения выбранной технологии обучения и заканчивая созданием соответствующей образовательной среды, обеспечивающей развитие каждого обучающегося, проектированием и реализацией педагогической системы [2].

В структуре педагогической системы. В.П. Беспалько выделяет две взаимосвязанные группы элементов, имеющих отношение к технологической компетентности: первая определяет и формулирует педагогическую задачу (учащихся, цели и содержание образования) и вторая образует педагогическую технологию (процессы, организация и средства обучения). Реализация этих элементов требует наличия ряда умений, которые относятся к технологической компетентности учителя. Это когнитивные, операционально-деятельностные, дидактикометодические и рефлексивно-аналитические умения, опосредованные смыслами и ценностями личности педагога, позволяющие решать те или иные педагогические задачи [3].

Первая группа задач и соответствующих умений основана на знаниях о закономерностях и понимании процесса обучения как управления, предполагающего информационнокоммуникативную, регуляционно-коммуникативную и афферентно-коммуникативную деятельность педагога, в основе которой лежит информационный процесс.

Вторая группа связана с управлением психическим развитием учащихся на основе ценностей, смыслов и отношений к окружающей действительности, личностнопрофессиональных приоритетов.

Третья группа умений определяет осуществление целенаправленных действий в ходе учебного процесса, организацию и управление деятельностью по достижению запланированного результата.

Четвертая соотносится с выбором адекватных методов, средств и технологий, созданием оптимальных условий и проектированием педагогического процесса с выявлением структурных единиц этого процесса и функциональным подходом к его анализу, обеспечивающих результат.

Пятая группа отражает рефлексивную деятельность педагога, самооценку, понимание и принятие педагогом нормативных требований к профессионально выполняемой деятельности, оценку на основе анализа цели осуществляемого педагогического управления учебной деятельностью.

Выделение таких характеристик технологической компетентности подчеркивает интегра-тивность действий, осуществляемых педагогом, а также их адаптивность к целям и взаимодополняемость. Все основные блоки действий имеют сложный состав, могут быть представлены конкретными действиями, составляющими разные структуры технологических процедур, целенаправленность которых определяется в зависимости от их состава и сферы влияния [4, с. 10-14].

Сегодня в педагогике значительное место занимают исследования в русле технологического подхода, в аспекте которого технологическая компетентность учителя понимается чаще всего как владение педагогическими технологиями обучения и воспитания детей. Такое видение технологической компетентности значительно сужает представление об общей профессиональной компетентности современного учителя.

Следует отметить, что современные представления о технологической компетентности учителя, осуществляющего воспитание детей в микросоциуме, основываются на теориях и концепциях в русле цивилизационного подхода. Одна из них, концепция технологического детерминизма, выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию «технология» с ключевыми понятиями философской рефлексии - цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация. Дж.П. Грант считает, что слово «технология» означает не «столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего».

Для понимания сущности технологической компетентности учителя эти идеи важны при разработке содержательной стороны технологической компетентности учителя с ориентацией на идею гуманизации не только техники, но и всей социокультурной жизни человека. Это означает, что технологически компетентный учитель действует и осуществляет свою профессиональную деятельность в гуманном «околотехническом» пространстве, являясь его социально независимым субъектом [5].

Анализ известных источников (Ю. Арутюнов, В. Безрукова, В. Беспалько, В. Иванченко, Д. Кавтарадзе, В. Питюков, Л. Подымова, Е. Полат, В. Сериков, В. Симоненко, В. Сластенин) показывает, что технологическая компетентность учителя выражает единство теоретической и практической подготовки учителя.

Теоретическая подготовка проявляется в обобщенном умении технологически мыслить и предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.

В содержании практической подготовки они представляются в первую очередь умениями выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами педагогического процесса, целями и средствами педагогической деятельности, конструировать педагогический процесс наиболее оптимально, без издержек и потерь. Таким образом, обладать технологической компетентностью - значит вычленять основную задачу (проблему) и находить способы ее оптимального решения в реальной профессиональной деятельности [6; 7; 8].

В структуре профессиональной компетентности можно выделить технологическую составляющую, включающую операционально-деятельностный или операциональнопроцессуальный компонент компетентности учителя, которая оказывает существенное влияние на эффективность обучения, так называемая технологическая компетентность. В содержании данного компонента представлены:

- блок знаний (методологических, информационно-содержательных, методических, технологических, творческих);

- педагогическая техника, набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия, умения проектировать и конструировать новые технологии, творческие способности и умения.

В педагогической практике и учебно-методической литературе термин педагогическая технология часто употребляется как синоним понятия педагогическая система. Однако их следует различать. Понятие системы обладает большей общностью, чем понятие технология. Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство [9, с. 10-14].

Технология предполагает достижение планируемых результатов, в ней представлены целевые, процессуальные, количественные и расчетные компоненты. Критериями педагогических технологий выступают: системность (комплексность, целостность); научность (концептуальнось, развивающий характер); структурированность (логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность); управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

В соответствии с этим уровень развития технологической компетентности учителя определяется следующими основными критериями: целесообразности (по направленности); творчества (по содержанию деятельности); технологичности (по уровню педагогической техники); оптимальности (по выбору эффективных средств); продуктивности (по результату) [10].

Таким образом, технологическая компетентность являет собой часть профессиональнопедагогической компетентности и может определяться как интегративное профессиональное качество, которое характеризуется знаниями о технологиях и знаниями технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения, организации, в ней проявляются творческие умениям, проектировочные умения, аналитические умения и рефлексивное позиционирование по отношению к результатам своей деятельности.

Ссылки:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

2. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004.

3. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

4. Никифорова Е.И. Развитие технологической компетентности учителя в процессе повышения квалификации: методический аспект // Методист. М., 2006. № 7. С. 10-14.

5. Ядвиршис Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социальнопедагогической деятельности. Белгород, 2010.

6. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

7. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М., 2000.

8. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Казань, 2008.

9. Никифорова Е.И. Развитие технологической компетентности учителя в процессе повышения квалификации: методический аспект // Методист. М., 2006. № 7. С.10-14.

10. Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход. Орел, 1993.

References (transliterated):

1. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstniy podkhod. M., 1991.

2. Guzeev V.V. Poznavatel'naya samostoyatel'nost' uchashchikhsya i razvitie obrazovatel'noy tekhnologii. M., 2004.

3. Bespal"ko V.P. Slagaemie pedagogicheskoy tekhnologii. M., 1989.

4. Nikiforova E.I. Razvitie tekhnologicheskoy kompetentnosti uchitelya v protsesse povysheniya kvalifikatsii: metodicheskiy aspekt // Metodist. M., 2006. № 7. P. 10-14.

5. Yadvirshis L.A. Formirovanie tekhnologicheskoy kompetentnosti uchitelya v protsesse podgotovki k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti. Belgorod, 2010.

6. Bespal"ko V.P. Slagaemie pedagogicheskoy tekhnologii. M., 1989.

7. Slastenin V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya v protsesse ego professional'noy podgotovki. M., 2000.

8. Andreev V.I. Pedagogika vysshey shkoly. Kazan', 2008.

9. Nikiforova E.I. Razvitie tekhnologicheskoy kompetentnosti uchitelya v protsesse povysheniya kvalifikatsii: metodicheskiy aspekt // Metodist. M., 2006. № 7. P.10-14.

10. Uman A.I. Didakticheskaya podgotovka budushchego uchitelya: tekhnologicheskiy podkhod. Orel, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.