Научная статья на тему 'Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза'

Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПОНЕНТЫ / PROJECT CULTURE / MODEL / VOCATIONAL TRAINING / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылов Дмитрий Александрович

Статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование системы формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза. Один из эффективных путей ее решения автор видит в использовании метода моделирования, что предполагает построение такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. В статье дана краткая характеристика, раскрыты особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели (цель, задачи, содержание, технология формирования, анализ и корректировка, результат). Отмечено, что все компоненты модели взаимосвязаны и функционируют для достижения единого конечного результата повышение эффективности формирования проектной культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of the formation of the future pedagogue of project culture in conditions of modern university

The article considers such important issues as the improvement of the formation of design culture of the future pedagogue in conditions of modern university. One of the effective ways of its solution the author sees in the use of modeling method, which supposes the construction of a system that would function similarly investigated process. The author of the article provides a brief description of the disclosed features and specifics of the functioning of the main structural components of the model (goal, objectives, content and technology of formation, analysis and correction of the result). Noted that all components of the model are interrelated and are functioning in order to achieve a common the final result improve the efficiency of formation of design culture of the future pedagogue in the course of professional training.

Текст научной работы на тему «Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза»

Д. А. Крылов

31

УДК 378:371.3

Д. А. Крылов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза

Статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование системы формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза. Один из эффективных путей ее решения автор видит в использовании метода моделирования, что предполагает построение такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. В статье дана краткая характеристика, раскрыты особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели (цель, задачи, содержание, технология формирования, анализ и корректировка, результат). Отмечено, что все компоненты модели взаимосвязаны и функционируют для достижения единого конечного результата — повышение эффективности формирования проектной культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: проектная культура, модель, профессиональная подготовка, компоненты.

Происходящие в мире процессы глобализации культурного и образовательного пространства, частью которых являются интегративные процессы, несут в себе большой потенциал для развития гуманитарного образования в нашей стране. Перспективы его обновления делают настоятельной задачу подготовки профессионала, способного к проектированию собственной деятельности в различных социокультурных ситуациях, готового находить пути решения возникающих проблем, независимо от частных обстоятельств, вырабатывать особую стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.

Основным условием реализации этих требований, определяющим ориентиры высшего педагогического образования, является переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура, воспитание «человека культуры ».

Сегодня особенно важно, чтобы педагогическое образование стало практически человеко-знанием, своего рода педагогической антропологией. Ценности и нормы культуры, искусства, нравственности, все достижения духовной сферы жизни должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие будущих специалистов.

В современном технократическом обществе, развитие которого характеризуется необычайной подвижностью, изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать, становясь одним

из центральных механизмов будущетворения, обнаруживая при этом универсальный и синтетический характер проектной деятельности, в которой прослеживается соединение технократического и гуманного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и соци -ально-преобразовательного начал, а это приводит к тому, что каждому педагогу необходимо овладеть проектной деятельностью в ее различных вариантах [12].

Феномен проектной культуры не только всё более привлекает внимание исследователей, но и становится одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса. Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много. Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребности XXI века. В-третьих, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения. В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-творческой педагогики. В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда. Кроме того, по мнению многих исследователей, характерной особенностью современной культуры является её конструктивный, преобразующий характер [2; 4; 6; 10; 11].

Анализ определений проектной культуры И. А. Колесниковой, А. П. Маркова, В. Е. Радионова и других позволил понимать ее как способ

творческой самореализации человека, который продуцирует предметный мир, являющийся носителем идеалов и ценностей мира духовного, преобразовывает среду жизнедеятельности в соответствии с данными идеалами и ценностями [7].

Проектная культура педагога основывается на проектной компетентности, включающей в себя знания и умения по основам проектировании, сформированности творческих качеств и способностей личности, ее умении конструировать собственные инновационные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях, творческой активности в преобразовательной деятельности, направленной на оптимизацию и эстетическую организацию среды жизнедеятельности человека.

Как способ познания, моделирование в педагогических науках нашло применение достаточно интенсивно в 80-е годы ХХ века. В последнее десятилетие проблемы моделирования, становления и функционирования воспитательных систем также не остаются без внимания педагогов-исследователей. Моделированию как научному методу посвящены работы философов Б. А. Глинского, Б. С. Грязнова, Е. П. Никитина, В. А. Штоффа и педагогов А. И. Архангельского, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. И. Журавлева, А. А. Кирсанова, В. В. Краевского, И. И. Логинова и других.

В. А. Штофф понимает моделирование как «построение моделей, их изучение и проверка, в процессе доказательства истинности и поисков истинного знания» [13]. Данное определение содержит четыре признака: 1) модель — мысленно представленная или материально реализуемая система; 2) она отражает объект исследования; 3) она способна замещать объект; 4) ее изучение дает новую информацию об объекте.

В целом моделирование — это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

Учитывая структуру, особенности изучаемого процесса и избранного подхода была предпринята попытка разработки такой педагогической модели, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять формирование проектной культуры будущего педагога.

Педагогическая модель проектировалась на основе социального заказа общества на подготовку педагога, требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню образовательной и профессиональной подготовки учителя и включала: функциональ-

ные компоненты проектной культуры педагога, технологию формирования проектной культуры педагога и подсистему анализа и коррекции системы. Конечным результатом моделируемой системы планируется достижение высокого уровня проектной культуры будущего педагога.

Анализ компонентов модели формирования проектной культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки позволил выявить следующие основные моменты.

Исходным моментом в ней выступает социальный заказ на подготовку педагога, отраженный в государственных принципах политики в области образования и понимаемый как совокупность интересов и потребностей общества к такому специалисту на данном социально-экономическом и политическом этапе развития. Необходимо отметить, что современное отечественное образование характеризуется ориентацией на международные стандарты, признание его в качестве одного из главных национальных приоритетов, ренессанс духовных основ личности в непрерывном образовании, возрастание гуманистических начал и общечеловеческих ценностей, что коренным образом меняет требования к специалисту в области образования: время требует масштабной, яркой, творческой личности, способной быть носителем накопленных культурой ценностей, глубоко владеющей методами педагогической науки, искусством профессионального общения, современными педагогическими технологиями [3].

Как отмечает В. И. Горовая [3], поиск требований к современному специалисту в настоящее время осуществляется в нескольких направлениях и находит отражение в разных документах. Одним из них в последние годы стал федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

В качестве же основных параметров уровня профессиональной готовности в данной модели выступают: базовое образование; продолжительность обучения; соотношение теоретической и практической подготовки; соотношение состава, объема и содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки; класс профессиональных задач, к решению которых готов будущий специалист. Следует также отметить, что единые стандарты образования ориентируют всю систему подготовки специалиста на достижение целей становления творческой личности.

Таким образом, образовательный стандарт в одном случае выступает нормативной основой

Д. А. Крылов

33

содержательной части образовательно-профессиональной подготовки, а в другом — служит базой определения целей функционирования педагогической системы, ориентированной на государственную политику в области образования и интересы самой личности.

Следующий компонент моделируемой системы — цели. В самом общем понимании цель есть ожидаемое, желаемое состояние системы, обязательно предполагающее достижение планируемого результата. Как центральный системообразующий компонент модели, цель предполагает формирование проектной культуры будущих педагогов. Кроме того, цель является стержневой педагогической категорией, связывающей воедино все компоненты педагогической системы. Именно с этих позиций были определены общие цели профессиональной подготовки педагога в проектируемой модели — обеспечение необходимого уровня общекультурной, специальной и профессиональной компетентности, профессиональной направленности и мастерства, творческой индивидуальности личности, готовности к осуществлению проектной деятельности на уровне творчества, в целом — формирование проектной культуры.

Различают три уровня целей: глобальный, общепедагогический и частнодидактический. Под глобальным уровнем целей в модели выступает заказ социальной системы системе педагогической. Общепедагогическая цель формулировалась на основе социального заказа и представляет собой описание той педагогической конструкции, которая имеется в виду на выходе из педагогической системы. Частнодидактическая цель задавалась через задачи, которые необходимо решать в ходе конкретных форм организации учебно-воспитательного процесса (лекционных и практических занятий, педагогической практики, дипломного проектирования) [13].

Такой подход к постановке целей инструмен-тален, так как позволяет направленно осуществлять подготовку специалиста, формировать его готовность к конкретным видам профессиональной деятельности, воздействовать на развитие личностных качеств и свойств [14; 15].

В модели формирование проектной культуры педагога рассматривается как фрагмент содержания общепрофессиональной подготовки. При этом учитывалась идея функциональной модели деятельности педагога, построенной Н. В. Кузьминой [8] по принципу кумулятивной шкалы и разработанной для анализа этой деятельности.

Определяя функциональные элементы проектной культуры как базовые связи между искомым состоянием системы и конечным искомым результатом, можно выделить следующие из них:

1. Информационный компонент — знание сущности, содержания, структуры проектной культуры, способов и средств осуществления проектной деятельности; усвоение ориентационнои основы индивидуально-творческого характера проектной деятельности педагога.

2. Процессуальный компонент — умения осуществлять проектную деятельность в параметрах «творчество» и «индивидуальность».

3. Эмоциональный компонент — интерес к проектной культуре, проектированию, моделированию, мысленному экспериментированию, самоутверждению, педагогическому творчеству.

4. Результативный компонент — уровень готовности к реализации педагогических замыслов в конкретные виды (типы) обучения; уровень сформированности проектной культуры.

На функциональные компоненты ориентирована и технология формирования проектной культуры, представлена она четырьмя блоками:

1. Мотивационно-целевой блок. Очевидно, что формирование проектной культуры невозможно без того, чтобы сам процесс овладения этим качеством не превратился в потребность каждого из студентов. Однако потребности сами по себе не являются пусковым механизмом деятельности. Прежде чем стать основой деятельности, потребность должна быть осознана. Осознанная потребность приобретает конкретный, предметный вид, превратившись в мотив деятельности [9].

В целом мотивационно-целевой блок направлен на создание условий для формирования у студентов системы теоретических знаний об особенностях, сущности, структуре проектной культуры педагога, способах осуществления проектной деятельности педагога, выработку системного подхода к решению типовых и нетиповых задач в области этой деятельности, формирование комплекса проективных умений в учебной квазипрофессиональной деятельности, развитие интереса к педагогическому проектированию.

2. Интеллектуально-содержательный блок связан со смысловой стороной проектной культуры. Концептуально содержание, стимулирующее формирование проектной культуры, рассматривается как совокупность обучающе-деятельностных модулей. Модуль — это некоторая системная орга -низация содержания материала, усвоение которого

дает специалисту возможность решения определенного круга профессиональных задач и проблем [1].

Интеллектуально-содержательный блок связан с ознакомлением студентов с теоретическими основами проектной культуры; основами организации и планирования конкретных видов деятельности; раскрытием роли теоретико-практических основ формирования различных элементов проектной культуры; формированием гностических, проективных, конструктивно-планирующих и организаторских умений, развитием творческого мышления.

3. Организационно-деятельностный блок включает выбор форм, методов и средств, способствующих формированию и развитию проектной культуры педагога.

4. Рефлексивно-оценочный блок ориентирован на установление признаков сформированности у студентов проектной культуры и выявление на их основе уровней ее выраженности. Именно они и взяты за основу педагогического результата модели системы, а к числу оцениваемых признаков отнесены:

информационный — осознание значимости проектной культуры и проектной деятельности как фактора интенсификации педагогического труда, овладение основными умениями, необходимыми для данного вида деятельности, знание требований, предъявляемых к личности современного педагога;

мотивационный — направленность личности будущего педагога на профессионально-педагогическую деятельность, желание приобретать знания и умения, необходимые для осуществления проективной деятельности, убежденность в том, что для более эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в школе необходимо иметь высокий уровень развития проектной культуры;

содержательный — знание сущности, структуры и функций проектной культуры, средств и методов ее формирования и развития;

операционный — наличие умений определять особенности, структуру, сущность, функции проектной культуры, рационально применять методы и средства развития.

Любая педагогическая система нуждается в анализе и коррекции. Данная модель проектировалась исходя из того, что при анализе педагогических процессов целесообразно опираться на теории, изучающие специальные классы систем.

Среди них особо выделяются теории динамических и управляемых систем. Причем если общая теория динамических систем изучает в большей степени процессы устойчивости, то для данного случая особое значение имеют модели неустойчивых систем. Поэтому, моделируя процесс формирования проектной культуры, необходимо включить в нее подсистему, назначение которой состоит в обеспечении процесса управления всеми функциональными связями и системой в целом. В данной модели такая подсистема выполняет функцию анализа и коррекции первоначального проекта. Причем в качестве ориентира для аналитико-корректирующих действий выступали две группы требований: требования к содержанию процесса формирования проектной культуры будущего педагога и требования к самому процессу.

Таким образом, проектная культура как системное образование представляет собой единство педагогических ценностей, технологий, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах педагогической деятельности.

—т—-

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

2. Генисаретский О. И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика. 1989. № 5. С. 22-27.

3. Горовая В. И. Теоретические основы подготовки спе -циалиста в условиях многоуровневого высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 1995. 367 с.

4. Джонс Дж. К Методы проектирования: пер. с англ. М.: Мир, 1986. 32 с.

5. Комелина В. А. Профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства: основные принципы и положения // Вестник Мариского государственного университета / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2008. С. 52-57.

6. Крылов Д. А. Техногенная цивилизация и культура: основные тенденции развития в современном контексте // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-education.ru/120-16946 (дата обращения: 24.01.2015).

7. Крылов Д. А. Формирование технологической культуры у будущих педагогов: монография. Казань: Офсет-сервис, 2010. 182 с.

8. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. М.: Педагогика, 1970. 114 с.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.

10. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.

11. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 86-99.

Д. А. Крылов

35

12. Филимонюк Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2008. 16 с.

13. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1986. 310 с.

14. Khairullina E. R., Valeyev A. S., Valeyeva G. K., Valeyeva N. S., Leifa A. V., Burdukovskaya E. A., Shaidullina A. R. Features of the Programs Applied Bachelor Degree in Secondary and Higher Vocational Education. (2015) Asian Social Science; Vol. 11, No. 3, 213-217, doi: 10. 5539/ass. v11n4p213

15. Torkunova J. V., Khairullina E. R., Komelina V. A., Volkova N. V., Ponomarev K. N. (2014). The Peculiarities of Qualitative Information, Analytical Maintenance Innovative and Educational Activity Technological Projection in Higher Educational Institution. Life Science Journal, 11(8s), 498-503.

1. Verbitskiy A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod: metodicheskoe posobie. M.: Vysshaya shkola, 1991. 207 s.

2. Genisaretskiy O. I. Aktual'nye problemy issledovaniya proektnoy kul'tury // Tekhnicheskaya estetika. 1989. № 5. S. 22-27.

3. Gorovaya V. I. Teoreticheskie osnovy podgotovki spetsialista v usloviyakh mnogourovnevogo vysshego obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. Stavropol', 1995. 367 s.

4. Dzhons Dzh. K. Metody proektirovaniya; per. s angl. M.: Mir, 1986. 32s.

5. Komelina V. A. Professional'naya podgotovka uchitelya tekhnologii i predprinimatel'stva: osnovnye printsipy i poloz-heniya // Vestnik Marriyskogo gosudartvennogo universiteta. Yoshkar-Ola: MarGU, 2008. S. 52-57.

6. Krylov D. A. Tekhnogennaya tsivilizatsiya i kul'tura: osnovnye tenden-tsii razvitiya v sovremennom kontekste // Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6; URL: www.science-education.ru/120-16946 (data obrashcheniya: 24.01.2015).

7. Krylov D. A. Formirovanie tekhnologicheskoy kul'tury u budushchikh pedagogov: monografiya. Kazan': Ofset-servis, 2010. 182 s.

8. Kuz'mina N. V. Metody issledovaniya pedagogicheskoy deyatel'nosti. M.: Pedagogika, 1970. 114 s.

9. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. M.: Mezhdunarodnyy gumanitarnyy fond «Znanie», 1996. 308 s.

10. Serikov, V. V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem. M.: Logos, 1999. 272 s.

11. Sidorenko V. F. Genezis proektnoy kul'tury // Voprosy filosofii. 1984. № 10. S. 86-99.

12. Filimonyuk L. A. Formirovanie proektnoy kul'tury peda-goga v protsesse professional'noy podgotovki: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2008. 16 s.

13. SHtoff V. A. Modelirovanie i filosofiya. M.: Nauka, 1986. 310 s.

14. Khairullina E. R., Valeyev A. S., Valeyeva G. K., Valeyeva N. S., Leifa A. V., Burdukovskaya E. A., Shaidullina A. R. Features of the Programs Applied Bachelor Degree in Secondary and Higher Vocational Education. (2015) Asian Social Science; Vol. 11, No. 3, 213-217, doi: 10.5539/ass.v11n4p213.

15. Torkunova J. V., Khairullina E. R., Komelina V. A., Volkova N. V., Ponomarev K. N. (2014). The Peculiarities of Qualitative Infor-mation, Analytical Maintenance Innovative and Educational Activity Technological Projection in Higher Educational Institution. Life Science Journal, 11(8s), 498-503.

D. A. Krylov Mari State University, Yoshkar-Ola

The model of the formation of the future pedagogue of project culture in conditions of modern university

The article considers such important issues as the improvement of the formation of design culture of the future pedagogue in conditions of modern university. One of the effective ways of its solution the author sees in the use of modeling method, which supposes the construction of a system that would function similarly investigated process. The author of the article provides a brief description of the disclosed features and specifics of the functioning of the main structural components of the model (goal, objectives, content and technology of formation, analysis and correction of the result). Noted that all components of the model are interrelated and are functioning in order to achieve a common the final result - improve the efficiency of formation of design culture of the future pedagogue in the course of professional training.

Keywords: project culture, model, vocational training, components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.