Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТРАН ШОС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТРАН ШОС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ОБЩЕЕ / ОСОБЕННОСТИ / PECULIARITIES / IN COMMON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирфанова Людмила Петровна

В статье приводится анализ состояния педагогического образования в странах ШОС; рассматриваются общие и особенные проблемы в реформировании педагогического образования стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гирфанова Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND ESPECIAL IN PEDAGOGICAL EDUCATION SCO COUNTRIES: COMPARATIVE ANALYSIS

The analysis of pedagogical education in SCO countries is carried out in the article, the common and special problems of pedagogical education reformation in these countries are revealed.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТРАН ШОС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

т\

Л.П. Гирфанова

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТРАН ШОС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ключевые слова: глобализация, педагогическое образование, Шанхайская организация сотрудничества, модернизация, общее, особенности.

Аннотация: В статье приводится анализ состояния педагогического образования в странах ШОС; рассматриваются общие и особенные проблемы в реформировании педагогического образования стран.

Процессы глобализации всех сфер социально-политической, экономической, культурной жизни международного сообщества отчетливо свидетельствуют об объективном процессе интенсивного становления человечества как субъекта деятельности. Процесс этот по природе своей сложный, противоречивый, диалектичный, но, тем не менее, носит прогрессивный характер в силу своей закономерности и необходимости исторически поступательного развития человечества. Исходной точкой этого процесса стало создание ООН как результата исторической Победы прогрессивного человечества над фашизмом и осознания необходимости тесного международного сотрудничества и взаимодействия.

Одной из наиболее плодотворно действующих международных организаций является ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН - крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Значение миссии ЮНЕСКО в современном мире существенно возрастает, поскольку именно в сферах международного сотрудничества, затрагивающего интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные, стратегические ответы на многие вызовы XXI столетия. ЮНЕСКО играет определяющую роль в изучении и совместной реализации таких глобальных проблем, как сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия планеты, глобальное изменение климата, преодоление углубляющегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, этические аспекты научно-технического прогресса и развития информации и коммуникации, проблемы народонаселения, урбанизации, ликвидации неграмотности, сохранения природного и культурного наследия. Созданные ЮНЕСКО международные сети сотрудничества включают сотни научных центров, университетов, школ, библиотек, музеев, творческих объединений по всему миру. Для России, как и для других стран, это открывает не только по существу неограниченный доступ к новым партнерским связям и источникам научной информации, но и широкие возможности влияния на мировой интеллектуальный климат.

Одно из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО - образование. В 2014 году завершилось десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР), инициированное ЮНЕСКО. В настоящий момент стоит задача преобразования ДОУР в институциональный процесс, для решения которой была разработана Глобальная программа действий. Общая цель проекта Глобальной программы действий заключается в «запуске и наращивании деятельности на всех уровнях и во всех областях образования и обучения в интересах ускорения прогресса в достижении устойчивого развития». Данная цель решается двумя задачами: переориентировать образование с тем, чтобы каждый человек имел возможность обрести ценности и подходы и знания, которые позволят внести вклад в ус-

проЕлемы современной психологии и пеппгогини

тойчивое развитие и укрепить образование во всех планах программ и мероприятиий, способствующих устойчивому развитию.

Большую роль в решении указанных задач играет реализация программы УНИТВИН, которая является основной частью «Всемирного плана межвузовского сотрудничества и академической мобильности», принятого на 26-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1991 году. Программа УНИТВИН (англ. University Twinning and Networking; также известна как всемирная сеть кафедр ЮНЕСКО). Кафедры ЮНЕСКО обмениваются опытом, знаниями и технологиями в образовании, а также стажировкой преподавателей, что способствует повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований. Международные сети межуниверситетского сотрудничества и кафедры ЮНЕСКО представляют собой динамично развивающийся механизм вовлечения российских образовательных учреждений в мировую инфраструктуру и содействуют созданию глобального образовательного пространства.

В 2013 году Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы включен в состав сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества по направлению «Педагогика», который можно рассматривать как сеть УНИТВИН, позволяющая осуществить академическую мобильность студентов и преподавателей, реализовать совместные магистерские программы двойных дипломов. Основные цели Университета ШОС - укрепление связей между государствами-членами ШОС, развитие интеграционных процессов в сфере образования, науки и технологий, получение качественного современного образования. Плодотворное сотрудничество в рамках УШОС, реализация совместных проектов по подготовке педагогов невозможна без осуществления сравнительного анализа педагогического образования в странах ШОС, выявления общего и особенного в общей системе качественной подготовки современного педагога.

В педагогическом образовании России с начала 2000-х годов реализуется компетент-ностный подход. С января 2016 года вводится Профессиональный стандарт педагога, содержащий жесткие требования к личности и профессиональной подготовке педагога. В связи с этим систему педагогического образования в России ждут кардинальные изменения. Как отмечает академик РАО Виктор Болотов, на сегодняшний день в России нет ни одного вуза, готовящего учителей, обладающих всем комплексом компетенций, предусмотренных новым стандартом. Для того чтобы вузы могли готовить таких педагогов, Минобрнауки Российской Федерации по поручению Президента разработало концепцию поддержки развития педагогического образования. Разработчики выделяют три группы проблем, которые должна охватить концепция. Первая касается «входа» в профессию учителя - это низкий средний балл ЕГЭ у абитуриентов педвузов, и низкий уровень трудоустройства выпускников. Вторая проблема - недостаточная подготовка студентов педвузов вследствие устаревших методов и технологий, слишком короткой практики и отсутствия стажировок. Третья проблема - удержание учителей в профессии (трудоустройство выпускников, отсутствие системы поддержки молодых учителей, неопределенные карьерные перспективы). Переломить столь тяжелую ситуацию авторы концепции планируют за счет изменения программ подготовки, повышения качества подготовки студентов, разработки новой системы профессиональной сертификации педагогов. Основной упор Минобрнауки делает на прохождение практики в школах: в частности, прикладной педагогический бакалавриат, на котором в основном учатся будущие педагоги, предполагает замену теоретических курсов на практику в школе; если же будущие учителя учатся в «классических» университетах, то студенты 3-го и 4-го курсов будут сразу же проходить педагогическую подготовку; магистратура предназначается для учителей-методистов и будущих школьных управленцев.

Концепция реализуется в несколько этапов: пилотный проект начнется с 2015 года как минимум в семнадцати вузах, а к 2017 году уже все педагогическое образование перейдет на новую концепцию. В качестве дополнительных мер предполагается также грантовая

пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). SOIS еаоааай

поддержка лучших выпускников вузов, которые пойдут работать в школу; доплата за степень магистра; снижение нагрузки на учителя с сохранением зарплаты, если он учится в магистратуре или аспирантуре, и другие [7]. Таким образом, налицо тенденция практико-ориентированности профессионального образования, что диктует необходимость принципиально новых форматов подготовки специалистов. Организация дидактического процесса в вузе сегодня требует и понимания сущности познаваемых процессов, и освоения знаний конструирования новых искусственных объектов. Как отмечает ректор БГПУ имени М. Акмуллы, профессор Р.М. Асадуллин, современной школе «...как воздух требуется диалектически мыслящий педагог, знакомый с методологией научного познания и способный обобщить многочисленные переходы с одного уровня познания и преобразования действительности на другой. Сегодня одной из центральных задач образования становится воссоздание в сознании людей целостных моделей окружающей среды и определения своего места в ней. И тогда любой фрагмент действительности при его отражении субъектом займет соответствующее место с объективно обозначенными связями и отношениями» [1, 98]. Автор приходит к выводу, что проблема подготовки педагогических кадров состоит не только в определении должного содержания педагогического образования, но и в построении правильной структуры образовательного процесса и использования педагогических технологий, раскрывающих субъектную позицию будущих учителей.

Система образования России сыграла особую роль в истории развития высшего педагогического образования Китая. Как показывает анализ, существующая система высшего педагогического образования Китая почти полностью построена по образцу советской системы образования: от структуры системы образования - до управления образовательными заведениями, от содержания образования - до методов и форм обучения. Как отмечают китайские исследователи, сопоставление тенденций развития высшего педагогического образования в России и в Китае помогает обогатить систему высшего педагогического образования Китая, найти более оптимальную модель ее развития. Осуществив анализ развития высшего педагогического образования в Китае за последние пятьдесят лет, Ду Янь-янь пришел к выводу, что в период становления высшего педагогического образования в Китае важную роль сыграли традиции древней китайской педагогики; а также изученный и использованный в соответствии с национальными особенностями Китая опыт Японии, США, и особенно, опыт системы образования СССР. В системе высшего педагогического образования Китая проявляется национальная специфика: влияние конфуцианства, социалистической системы, переход от плановой экономики к рыночной, большая численность населения, диспропорция экономического развития регионов [2].

Анализ высшего педагогического образования в Китае выявил противоречия, затрудняющие подготовку педагога в соответствии с требованиями развития современного общества: существующая концепция педагогического образования и система подготовки учителя в вузе отстают от развития современного общества; низкий уровень качества подготовки педагогических кадров связан с отсутствием открытости и гибкости, отсутствием осознания важности инноваций в процессе подготовки учителя. Более того, отрицалась специальная профессиональная педагогическая подготовка; игнорировалась специальная психолого-педагогическая подготовка учителя; существующие содержание и технологии образования не соответствовали потребностям современной общеобразовательной школы.

В настоящее время ведущими тенденциями в развитии высшего педагогического образования в Китае являются: переход к многоуровневой системе педагогического образования (бакалавр, магистр, доктор), обеспечивающей высокую профессиональную компетентность учителя; диверсификация высшего педагогического образования; интеграция базовой профессиональной подготовки будущего учителя и повышения квалификации; специализация по педагогической профессии в качестве основы развития высшего педагогического образования.

прослемы современной психологии и пеапгогики

Исследования китайских ученых позволяют сделать прогноз перспектив развития высшего педагогического образования в стране.

1. Возрастание роли социальных и экономических ценностей образования, вхождение в открытое мировое образовательное пространство выдвигают высокие требования к педагогическому образованию, требуют постоянного совершенствования модели его развития. Высшему педагогическому образованию предстоит решить, прежде всего, проблему повышения качества подготовки учителя и реализовать новую парадигму высшего педагогического образования. Следовательно, построение национальной модели высшего педагогического образования станет важной задачей дальнейшего развития высшего педагогического образования в Китае.

2. По мере глобализации образования в мире высшее педагогическое образование Китая приобретет больше возможностей использования мирового педагогического опыта.

3. В Китае намечается тенденция интенсивного развития высшего педагогического образования, поскольку успехи любой реформы образования в значительной степени зависит от качества подготовки учителя. Подготовка нового поколения учителей, обладающих профессиональной конмпетентностью и большой конкурентоспособностью на рынке труда, приобретает особую значимость в процессе развития образования.

4. Проведенные в последние десятилетия реформы высшего педагогического образования в Китае не являются завершенными, далее ожидается более глубокое реформирование, направленное на дальнейшую демократизацию, гуманизацию, фундаментализацию и индивидуализацию высшего педагогического образования.

Китайские исследователи отмечают, что российское педагогическое образование сформировалось много раньше китайского. Китайское педагогическое образование, формируясь и развиваясь в процессе изучения опыта Японии, США и СССР, создает свою систему и формирует собственную специфику. В период реформ педагогического образования в каждой стране приоритетным является свое направление: например, в Китае больше акцентируется реформа системы и структуры педагогического образования, а в России большее внимание уделяется обновлению содержания образования и созданию новых образовательных стандартов. Хотя в последнее десятилетие реформирование педагогического образования в Китае проходит быстрее, чем в России, в целом качество подготовки учителя в России выше, чем в Китае, соответственно, китайские ученые должны во многом учиться у своих российских коллег [2; 3].

Обращаясь к анализу практики педагогического образования в среднеазиатских республиках, следует отметить, что Казахстан, Киргизия и Таджикистан имеют общее советское наследие, что обусловливает схожесть процессов, характерных для современного педагогического образования этих стран. Что касается Казахстана, то уже в сложнейшие 90-е годы по инициативе Президента страны были начаты образовательные проекты, аналогов которым нет в мире. Во-первых, Президентская программа подготовки молодежи в лучших университетах мира «Болашак», стартовавшая в 1993 году; в 2011 году приняты Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, новый закон о науке, закон о статусе «Назарбаев Университет» и «Назарбаев Интеллектуальные школы». Во-вторых, формирование централизованной вертикали государственного контроля за качеством образования всех уровней. В-третьих, повышение статуса учителя: госпрограммой предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе. За пять лет по новой системе будет переподготовлена почти половина действующих учителей. Для этого создаются новые структуры - Центры педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальный центр повышения квалификации педагогов. В-четвертых, информатизация образования: за пять лет в Казахстане (начиная с 2006 года) все школы обеспечены компьютерами; к настоящему времени 50 % организаций образования имеют интерактивные кабинеты и оборудование; 98 % школ

пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). Я015 звпЖей

имеют доступ к Интернету, в том числе 37 % - к широкополосному; к 2015 году число пользователей системы электронного обучения составит 50 %, а к 2020 году - более 90 % организаций образования; в техническом и профессиональном образовании вводится система корпоративного управления с обязательным участием работодателей в масштабах всей страны [5].

По мнению ректора Казахского национального педагогического университета имени Абая С. Пралиева, в сфере образования Казахстана наблюдаются полная разрозненность и несоответствие стандартам; существует острая необходимость обеспечения единой системы в разработке общего стандарта образования на всех его уровнях; необходим переход на новую форму подготовки педагогических кадров. С этой целью С. Пралиев предложил проводить обучение будущих учителей только в стенах государственных вузов республики. Одним из инструментов реализации данного нововведения ректор считает необходимость ввода бесплатной основы обучения в педагогических вузах. «Следует как можно скорее убрать платное обучение среди будущих педагогов. А вместо этого внедрить прохождение творческого экзамена в момент поступления, который поможет более качественно определять способности абитуриентов к педагогике. Все, кто окончил школьную программу на отлично, должны иметь возможность поступления в вузы без прохождения тестирования ЕНТ. Все эти мероприятия, безусловно, окажут положительное влияние на привлечение самых лучших и способных учеников в сферу педагогики», - подытожил Пралиев [8]. Также, по мнению ректора Казахского Национального педагогического университета имени Абая, пришло время и для качественной модернизации механизма трудоустройства школьных педагогов - предлагается внедрение централизованной программы приема на работу педагогов с участием МОН Казахстана: с этой целью разработан проект о концепциях высшего образования в сфере педагогики, включающий все внесенные ранее предложения.

Деятельность высшей школы Республики Таджикистан подчинена требованиям времени. В последнее десятилетие продолжается целеустремленная работа вузовских коллективов по дальнейшему усовершенствованию образовательного процесса, поиску эффективных путей и форм обучения студентов, использованию положительного опыта в подготовке молодых специалистов. Исследования таджикских ученых показывают, что учебный процесс в высшей школе все в большей мере приобретает характер самостоятельного учебного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем на основе общепризнанных методов и средств обучения. В этой связи одной из важнейших задач вузовского коллектива является организация рациональной, целеустремленной, самостоятельной работы студентов. Роль самостоятельной работы в формировании современного высококвалифицированного специалиста общеизвестна: именно в процессе индивидуальных занятий развиваются важнейшие личностные качества, знания и навыки, присущие современному передовому интеллигенту - способность к творческому изучению новинок науки и техники; критичность ума; умение ориентироваться в стремительном потоке информации.

Расширение высшего образования остро ставит проблему качества обучения, финансирования высшего образования, модернизации инфраструктуры, библиотечных фондов, международного сотрудничества, педагогических кадров. Диверсификация высшего образования породила проблему адекватности его современным требованиям и качественным различиям в разных типах учебных заведений. Для Республики Таджикистан эта проблема выражается в качественных различиях контингента студентов и преподавательского состава, а, следовательно, и уровня подготовки в разных вузах.

Исследование показывает, что в Таджикистане интеграция высшего образования в мировую систему - это объективно развивающийся процесс. Как любое объективное явление, процесс международной интеграции в той или иной мере трансформирует национальные образовательные системы. Государственная политика Республики Таджикистан включает интернационализацию высшего образования в качестве одного из важных направле-

прослемы современной психологии и пеппгогини

ний с целью интеграции вузов Таджикистана в мировое образовательное пространство. Этот процесс осуществляется более плодотворно при активном участии Республики Таджикистан в разработке стратегии вхождения в мировое образовательное пространство. Основными направлениями стратегии являются: признание дипломов Республики Таджикистан за рубежом и в странах СНГ; аккредитация вузов республики в международных организациях; повышение качества образования до лучших мировых стандартов.

Высшая школа Таджикистана все активнее использует опыт вузов других стран, постоянно сверяет свои шаги с тем новым, что используется в мировом образовательном сообществе. Активные всесторонние международные связи позволяют высшей школе более успешно перестраивать свою деятельность в соответствии с требованиями вводимой в стране рыночной экономики и, таким образом, обеспечивать выживаемость и дальнейшее развитие высшей школы и вузовской науки в новых условиях существования:

- готовить интеллектуальные кадры для реформирования экономической, социальной и политической жизни страны;

- повышать уровень подготовки специалистов, призванных работать в условиях перехода страны к рыночным отношениям с учетом международного опыта и международных стандартов;

- расширять круг образовательных услуг по подготовке квалифицированных специалистов для зарубежных государств;

- принимать эффективное участие совместно с образовательными и научными системами других стран в решении проблем, стоящих перед человечеством;

- активно содействовать созданию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств и стран Балтии;

- способствовать достижению стратегической задачи - вхождению Таджикистана в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера [6].

В Кыргызстане традиционно педагогическим образованием занимались педагогические училища, педагогические институты и университеты. В педагогических училищах (а ныне - педагогических колледжах) в основном осуществляется подготовка учителей для начальных классов; в институтах и университетах, как правило, учителей для основной и средней школы. С 80-х годов XX века в некоторых высших учебных заведениях, например в КГУ имени И. Арабаева, Иссык-Кульском госуниверситете, Ошском госуниверситете и других региональных вузах открыты отделения и факультеты педагогики и методики начального обучения, где готовились учителя для начальной школы.

Как отмечают кыргызские исследователи, специализированного высшего учебного заведения, занимающегося только подготовкой педагогических кадров, на сегодняшний день в Кыргызстане нет. Формально головным учебным заведением по педагогическому образованию, по инерции, считается бывший педуниверситет имени Ишенаалы Арабаева, ныне переименованный в Кыргызский государственный университет, где осуществляется подготовка и по другим специальностям и направлениям, не связанным с педагогическим образованием.

На сегодняшний день, отмечают кыргызские исследователи, они имеют полуразрушенную систему педагогического образования, на восстановление которого уйдет много сил и материальных ресурсов. Чтобы двигаться вперед, надо определиться, в каком направлении двигаться в педагогическом образовании, в частности при подготовке учителей для общеобразовательной школы. Под воздействием цивилизационных процессов содержание педагогического образования изменилось: возникают вопросы, чему и как должен быть обучен современный учитель; какими новыми видами в педагогической деятельности, должен овладеть; как изменяется профессиональное самосознание современного учителя. Существует мнение, что в век информационно-коммуникационных технологий должно, помимо преподавания своего предмета, формировать взгляды, социальное мировоззрение,

пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). Я015 звпЖей

отношение детей к жизни. Учителя сегодня необходимо рассматривать как профессионально подготовленного специалиста в области педагогики отношений в социуме, не говоря о таких качествах, как высокая профессиональная подготовка, мобильность, умение работать в коллективе, аргументировано излагать свои мысли.

Исследования, проведенные Центром проблем профессионального образования Кыргызской академии образования, показали, что нынешние государственные образовательные стандарты по педагогическим направлениям не обеспечивают подготовку современных учителей, нацеленных на результат образования. В связи с чем сотрудниками Центра был подготовлен проект нового гОс по педагогическим направлениям на компетентностной основе, большое внимание уделено педагогической практике, формирующей общепрофессиональные и специальные компетенции, «материализующей» знания, полученные на лекциях и практических занятиях. Так, в новых ГОС педагогическая практика предусматривается с 1-го по 4-й курсы, то есть она непрерывна (один день в неделю) и называется «школьным днем» - студент полный рабочий день находится в закрепленной школе [4].

Таким образом, краткий обзор состояния педагогического образования в странах ШОС позволяет сделать следующие выводы.

• В педагогическом образовании стран ШОС больше общего, чем особенного. Специфика заключается в содержании образования, обусловленном особенностями национального культурно-исторического развития, в понимании целей высшего педагогического образования. Общее обусловлено совместным советским прошлым, включая Китай (который отличается социалистической общественной системой), и касается, прежде всего, структуры и организации высшего педагогического образования, ориентации на международную интеграцию.

• Во всех странах ШОС педагогическое образование в последние десятилетия находится в состоянии непрерывного реформирования. При этом прослеживаются следующие тенденции: переход от традиционной к обновленной парадигме образования; стремление найти «золотую середину» между централизованной и децентрализованной системой управления высшими педагогическими учебными заведениями; развитие многообразных форм подготовки учителей в специальных педагогических учебных заведениях и университетах с ярко выраженной направленностью на повышение роли общекультурной и общепрофессиональной подготовки по многоуровневой системе образования; внедрение в вузах технологий развития творческой личности учителя; обновление содержания педагогического образования, повышение роли педагогической практики и рефлексии как условия совершенствования профессионального мастерства и педагогического опыта.

• Положительный опыт высшего педагогического образования России является приоритетным и может быть успешно адаптирован образовательными системами стран ШОС при соблюдении трех групп условий - социокультурных, психолого-педагогических и организационно-методических.

• Принципами построения модели развития высшего педагогического образования в странах ШОС выступают такие общие принципы развития современного образования, как открытость образования, доступность образования, международное сотрудничество, эффективность и качество современного образования.

• Исторически обусловленное сходство структуры систем высшего образования России и стран ШОС позволяет принять как методологическую основу модели развития внедряемый в настоящее время в России компетентностный подход в подготовке учителя.

• Опыт России свидетельствует, что необходимы изменения всех компонентов системы подготовки учителя: целевого, содержательного, технологического и результативного.

• Эффективность системных изменений в подготовке современного учителя определяется технологическим обеспечением реформируемого высшего педагогического образо-

прослемы современной психологии и пеапгогики

вания, в том числе широким использованием компьютерных технологий, гуманитарных технологий и технологий управления высшим педагогическим образованием.

• Своеобразие образовательного процесса, направленного на формирование будущего учителя как субъекта педагогической деятельности, заключается в сознательном его преобразовании и конструировании учебного материала (а не в заучивании его студентами).

• Ожидаемые результаты построения модели развития, как показывает опыт России, могут быть представлены в категориях «компетентность педагога», «мобильность педагогических кадров»; «конкурентоспособность на рынке педагогического труда».

1. Асадуллин, Р.М. Фундаментальное и профессиональное в педагогическом образовании [Текст] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т.20. - С.98-107.

2. Ду, Яньянь. Развитие высшего педагогического образования в Китае [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 2004.

3. Мэй, Ханьчэн. Реформа педагогического образования в Китае и в России (Сравнительный анализ) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2005.

4. http://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org.

5. http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.kazakhstan.orexca.com%2Frus%2Fkazakhstan_science_educa tion.shtml.

6. 6. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sotsialno-pedagogicheskie problemy-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-respublike- tadzhikistan#ixzz3ahUbCEzg.

7. http://педагогическоеобразование.рф/news/show/86.

8. C:\Users\user\Desktop\index.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.