Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSITY EDUCATION / СТУДЕНТ / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме современного профессионального образования - соотношению понятий культурологического и компетентностного подходов в университете. Размышления о соотнесении значимости культурно-личностных и профессиональных компонентов в рамках содержания профессионального образования в университетском образовательном процессе обусловливаются социокультурными сдвигами в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE AND PROFESSIONAL CULTURE IN UNIVERSITY EDUCATION

This article is devoted to an actual problem of modern professional education - value concepts and cultural competency-based approaches in the University. Reflections on the correlation of the significance of cultural and personal and professional components within the content of professional education in the University educational process are determined and socio-cultural changes in Russian society.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

М.И. Алдошина

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ключевые слова: культура, компетентность, университетское образование, студент.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современного профессионального образования - соотношению понятий культурологического и компетентностного подходов в университете. Размышления о соотнесении значимости культурно-личностных и профессиональных компонентов в рамках содержания профессионального образования в университетском образовательном процессе обусловливаются социокультурными сдвигами в российском обществе.

Начало ХХ1 века в Российском образовании характеризуется рассогласованием при решении смыслообразующего вопроса о цели и ценностных ориентирах, в том числе, и университетского образования. Педагогика профессионального образования решает дилемму о соотношении культурологического и компетентностного подходов при решении поставленной проблемы; о соотнесении их базовых понятий, смысловых констант в терминологическом поле высшего образования. Современный этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется изменениями в области целей образования, повышением требований к уровню и качеству подготовки будущих педагогов. В условиях перехода высшего образования на ФГОС-3 и ФГОС 3+ наиболее важной является проблема определения структуры и содержания процесса формирования профессиональных компетенций.

Компетентностный подход (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, А.В. Хуторской и др.) предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций». На первое место выдвигается не профессиональная информированность студентов, а умение самостоятельно решать задачи и проблемы, возникающие при освоении новых знаний и технологий, в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки. Содержательной и целевой характеристикой современного специалиста выступает культура его профессиональной деятельности как показатель соответствия эталону профессиональной компетентности, представляющая собой сложный синтез когнитивно-личностного и предметно-практического опыта профессиональной деятельности [1, 285].

Компетентностный подход - это подход, акцентированный не на содержании, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций. В ФГОС ВПО и ФГОС ВО определена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки, специальностям. По каждому из направлений дается полная характеристика профессиональной деятельности, включающая область, объекты, виды, задачи профессиональной деятельности; представлены требования к результатам освоения образовательных программ, в соответствии с которыми выпускник должен обладать определенным набором общекультурных и профессиональных компетенций. «Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании ориентирован на формирование личности специалиста - в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способностей и высокой мотивации к осуществлению всех видов профессиональной и социальной деятельности» [6, 5].

Широкому распространению компетентностного подхода в образовании способствовали следующие социокультурные векторы. В первые десятилетия XXI века в России социокультурные основы профессионально-педагогической деятельности обусловлены экономической глобализацией; усилением культуроцентричности производства и необходимостью его кардинального преобразования; интеграцией профессионального обучения с организацией производительного труда и современными рыночными институтами; переходом ценностей рыночной экономики из субкультурного состояния в состояние общероссийских аксиологических основ; интенсивной образовательной и профессиональной интеграцией работников в европейские образовательные структуры; потребностями общества в иннова-

прослемы современной психологии и пеппгогини

торах; ростом общественного запроса на синтез различных групп компетенций; нацеленностью модернизации образования на воспитание социально-интегрированного молодого специалиста [4, 58-59]. Введение новых образовательных единиц в стандарты высшего образования обусловлено следующими социально-экономическими потребностями:

1. В условиях неопределенности рыночной экономики, развития социально-профессиональных технологий, усиливающейся конкуренции работников на рынке труда, востребованным становится профессионально мобильный, инициативный, ответственный работник, способный планировать, организовывать и контролировать свою работу.

2. Актуальной квалификационной характеристикой специалиста оказывается динамическая профессиональность - интегративное качество, обусловленное совокупностью профессионально-образовательных способностей, обеспечивающих «универсальность работника».

3. Сопряженность спроса на квалифицированных специалистов, структуры и качества подготовки выпускников приводит к необходимости создания профессионально-образовательных кластеров, включающих базовые предприятия и профессиональные школы всех ступеней образования.

Реализация ФГОС на основе компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей, призванных помочь академическому сообществу в формировании социального заказа на выпускника вуза, прежде всего - состава компетенций, которыми он должен обладать [3, 39].

Обеспечить реализацию компетентностного подхода в высшем образовании на государственном уровне призваны Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения (приказ МОиН РФ №46 от 17.01.2011). При этом результат подготовки педагогических кадров (по новому закону «Об образовании в РФ», Приказ МОиН РФ №273 от 29.12.2012) будет определяться соотношением компетенций, знаний, умений, личностных качеств, а также способностью к саморазвитию и саморефлексии.

Традиционным для культурологического подхода является констатация факта реализации функций образования - личностно образующей, культурообразующей и профессиональной - в специфической соцокультурной ситуации. К середине 60-х годов ХХ века передовые страны пришли к пониманию того, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности; обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния основной массы населения; глобальный масштаб приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания и самого человека как вида; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в бездуховное существо. Это обусловлено изменениями, произошедшими в жизни и требующими адекватных реакций со стороны системы образования. В их числе: императив выживания, стимулируемый техногенными и социогенными катастрофами; новые критерии качества бытия, качества общественного интеллекта востребовали человеческие качества как самый важный ресурс развития и умения ими пользоваться; демократизация и гуманизация общества (новизна особенно для отечественного воспитания и образования); отсутствие в прежнем виде социального заказа на воспитательный идеал и результаты образования (отсюда определенная реальная свобода, данная образовательным учреждениям); стандарт и вариативность в образовании (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты учебного плана); плюрализм политический, культурологический, религиозный, педагогический; развитие нового мышления (экономического, политического, идеологического и педагогического); возвращение религиозности, церковности; расширение круга потребителей педагогического знания; возникновение общественно-педагогического движения, пока слабого, неоформленного; противоречивость образовательного процесса - востребованность научных достижений и эмпиризм большинства учителей; некомпетентность, научный ниги-

пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). Я015 звпЖей

лизм, неготовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально педагогически, иногда и предметно; кризисное состояние семьи (невозможность иметь ребенка естественным путем, насилие в семье, сиротство при живых родителях, рост беспризорности, эволюция межличностных отношений в семье (педагогическая слабость семьи, некомпетентность в вопросах воспитания, сужение ее влияния, неавторитетность родителей); противоречивость воспитательной ситуации: личность живет в мире все больших возможностей (развития физического, психического и социального) и, с другой стороны, нарастание источников ранней деградации (быстро меняющиеся факторы рассогласования человека с природой и социумом, алкоголизация, наркотизация, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, речевая агрессия, терроризм СМИ, акульту-ры, рекламы). Массовая культура несет отпечаток насилия, гедонизации, стратификации и «варваризации» (В. Даниленко, А. Панарин). Особенно жестко «варваризация» культуры заявила о себе на рубеже веков: откат в прошлое и упрощение традиций (особенно норм морали); внедрение в культуру иной логики жизни - ее мифологизация; стремление общественной элиты подавить, подчинить низшие слои общества; откровенная пропаганда насилия, жестокости, культа физической силы [2, 64]. Подобные социальные и социально-педагогические проблемы не способствуют качественному решению задач профессиональной подготовки педагогов к эффективному выполнению профессиональных функций.

Данные характеристики современной социокультурной среды оказывают различное (отрицательное и положительное) воздействие на развитие университетского образования, порождая проблемы и противоречия (или задавая вектор их разрешения). В России с 2007 года вступил в силу закон о двухуровневой системе высшего образования: степень бакалавра соответствует первому уровню образования, магистра - второму. В условиях Болон-ского соглашения, которое выполняет Россия, заложены англо-саксонские традиции, где есть и достоинства и весьма существенные для нашей страны недостатки, следует использовать первые и избегать вторые.

Болевой точкой образования выступает задача содержательного и результативного сведения ориентиров (компетенций) образовательных стандартов общего и высшего уровней образования и профессиональных функций педагога, сформулированных в проекте профессионального стандарта. Значимость этого аспекта рассматриваемой проблемы обусловливается решением вопроса, насколько велико влияние результатов учебных действий студентов, выраженных в компетенциях, на рост профессионализма специалиста, а профессионализма - на общую и профессиональную культуру личности.

Возросшая социальная активность и молодых и взрослых с особыми потребностями, стремящихся получать качественное образование; увеличение числа людей с различного рода ограничениями по здоровью, а также позитивные изменения государственной политики в области предоставления инвалидам образовательных услуг, в том числе, в сфере профессионального образования, привлекли внимание общества и государства к проблемам высшего образования и последующего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями (ФГОС, «Закон об образовании в Российской Федерации», «Порядок приема в вузы», «Порядок проведения государственной итоговой аттестации» и т. п.). Это приводит к тому, что в одной аудитории оказываются студенты с разными возможностями в обучении (по здоровью). В данной связи необходимо воспитывать терпимость к чужой боли, радость за успех ближнего и готовность обучаться бок о бок с такими студентами. Другой стороной данной проблемы выступает то, что выпускник педагогического вуза столкнется с разными воспитанниками в группе и должен демонстрировать готовность работать в условиях инклюзивного дошкольного образования, как муниципального, так и частного. Способами ее практического решения выступают: возможности инклюзивной организации образовательного процесса в университете, создание ресурсных центров, широкие возможности дистанционного и электронного обучения, развитие института тьюторов, популяризация идей профессиональной инклюзии и подготовка педагогов разного уровня к инклюзивной профессиональной деятельности, а также создание «доступной среды» (!) для лиц с особыми возможностями здоровья - спе-

прослемы современной психологии и пеапгогики

циально оборудованных санузлов, широких дверных проемов и лифтов-подъемников, архитектурной доступности здания, сурдоперевода и специализированной компьютерной аппаратуры в информационных центрах и библиотеках и т. п. На факультете педагогики и психологии Орловского государственного университета (ОГУ) ведется целенаправленное совершенствование инструментария для мониторинга готовности педагогов к инклюзивному образованию детей разных возрастов; разработаны и применяются программно-методические материалы в виде элективного курса «Подготовка педагогов к инклюзивному образованию», которые могут быть эффективно применены в системе подготовки бакалавров педагогических и дефектологических профилей, а также в условиях постпрофессионального образования педагогов дошкольного образования. Таким способом возможно формирование у студентов профессиональных компетенций, в том числе ПК-3, то есть «способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии» [7, 3].

Кризисное состояние некоторых современных семей: невозможность иметь ребенка естественным путем; насилие; сиротство при живых родителях; рост беспризорности; деградация межличностных отношений; педагогическая некомпетентность; неавторитетность родителей - все это свидетельствует о необходимости пересмотра педагогической проблемы профессионального образования, в частности, о готовности выпускников университета профессионально взаимодействовать с семьей обучающихся (в проекте профессионального стандарта данная трудовая функция формулируется как «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) при решении задач обучения и воспитания детей»). Подменить роль и значимость семейного воспитания невозможно: особенности гендерного развития дошкольника и стремительная модификации его предметно-пространственной среды; «наступление» цифровых технологий; нарушения коммуникации (вертикальной и горизонтальной) настоятельно требуют участия педагога дошкольной организации как межпоколенного посредника, коммуникатора, психолога, доверителя во взаимодействии растущей личности и родителей, семьи. Для факультета педагогики и психологии ОГУ данное направление в профессиональной подготовке педагога дошкольного образования является традиционным. В Основной образовательной программе «Дошкольное образование» ОГУ реализуется определенный перечень учебных дисциплин в основной и вариативной частях рабочего учебного плана (РУП) («Семейная педагогика», «Этно-педагогика», «Основы здорового образа жизни», «Психолого-педагогический практикум» и т. п.). Кроме образовательных дисциплин семьеведческой направленности, используются возможности курсовых и выпускных квалификационных работ, научно-исследовательской работы, практик для вариативного проектирования педагогического взаимодействия с семьей, решения кейсов по семейной педагогике; прогнозируются возможности сетевого взаимодействия при решении проблем (педагогических, психологических, медицинских, социальных) ребенка, родителей, семьи. Аналогично преподаватели формируют у студентов такие профессиональные компетенции (ПК), как ПК-5: «готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса» [7, 4].

Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о значимости влияния социокультурного окружения на фон профессионального образовательного процесса в университете, на взаимосвязь результатов обучения различных ступеней общего образования и профессиональных компетенций университетского уровня образования, а также на профессиональные функции, определенные профессиональным стандартом педагога. Это определяет возможность роста профессионализма будущих педагогов, роста профессиональной и общей культуры.

Образование как институт существует в конкретной социокультурной среде. Данная среда обусловливает те задачи, которые могут быть решены, а также характер и формы

пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). SOIS sSSSSSs

педагогической деятельности. Необоснованы представления, что через образование можно проектировать будущее, но можно попытаться определить состояние образования в зависимости от состояния общества, обозначить пути развития. Определить судьбу образования можно путем согласования степени социокультурного развития общества (с учетом этнических, географических, климатических и т. п. особенностей, меры социальности) и уровня развития образовательной практики.

Понятие образования имеет в современной науке различные трактовки -Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, О.В. Долженко, Г.Б. Корнетов, Н.А. Лурья, С.А. Смирнов, Л.А. Степашко и другие ученые. В общем случае, образование - это процесс приобщения к культурно-детерминированным путям решения тех задач, с которыми связана жизнь человека. Всеобщность таких задач выступает условием существования образования как особого вида социальной практики, частично воплощенной в жизни института образования. С другой стороны, образование включено в широкий контекст жизни общества. Перемены в нем влияют на систему реально признанных ценностей, целевых установок, путей их достижения. Эти перемены означают также перемены в образе мира и места человека в нем. И, таким образом, меняются требования, предъявляемые к системе образования.

Фундаментальным антропологическим основанием образования является несовершенство каждого появляющегося на свет человека, который от рождения принадлежит лишь к биологическому виду. Лишь включившись в живую ткань человеческих отношений, межличностного общения и взаимодействия, действуя в мире культуры, учась пользоваться ее достижениями, воспроизводя и развивая ее, человек обретает свой человеческий - социальный - образ.

Накопление и трансляция общественно-исторического опыта вне естественно-генетических структур оказываются возможными исключительно благодаря такому феномену, как культура - А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, П.С. Гуревич, Л.А. Закс, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили. Именно в культуре, как результате духовной и практической деятельности людей, этот опыт опредмечивается теми, кто ее создает, и распредмечивается теми, кто ее осваивает. Человек образовывается, распредмечивая воплощенные в культуре сущностные человеческие силы и одновременно опредмечивая себя в новых культурных объектах.

Реальным культурным содержанием образование человека наполняется только в условиях внебиологического способа связи людей в их совместной деятельности, то есть обществе как социально организованном пространстве их жизни. Образование отдельного человека призвано придать ему образ, который содержит в органическом единстве общие, особенные и единичные характеристики. На уровне общих характеристик человек в образовании обретает свои родовые черты, некие универсальные свойства, делающие его человеком как таковым независимо от конкретного социокультурного наполнения. На уровне особенных характеристик образование приводит к наполнению всех указанных свойств человека конкретным социокультурным содержанием, в зависимости от места, времени, условий его жизни, принадлежности к половозрастным, этническим, социально-классовым, религиозно-конфессиональным, профессиональным и другим общественным группам. На уровне единичного образование оказывается неразрывно связанным с реализацией уникальных свойств отдельного человека, его самоидентификацией, самоопределением и самореализацией.

Профессиональная культура педагога выступает частью общей культуры личности, характеризующей, в самом общем виде, профессиональные ценности и убеждения педагога (как основу его профессиональной деятельности). Выпускники университета «должны стать носителями профессионально-культурной компетентности - императива качества личности, влияющего на готовность обучаться всю жизнь; способность к активному применению теоретических знаний в профессиональной деятельности; нравственную и коммуникативно-творческую направленность; профессиональное самоопределение; соответствие требованиям специальности и стандартам квалификации и обеспечивающее устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании, развитии обу-

прослемы современной психологии и пеппгогини

чаемых» [5]. Таким образом, проявляется связь категории «профессиональная компетентность» с феноменом «культура», являющимся результатом развития личности, ее образованности и воспитанности. Схематически можно представить дуальную зависимость «личность - профессионал» как смысловую доминанту компетентностно-ориентированного профессионального образования, и тройную имплицитность «личность - профессионал - ментальный гражданин» как базовую характеристику культуро-ориентированного образования педагогов в университете.

Характер преобразований, происходящих в России, приводит к смене парадигмы социальной жизни, идеологии, культуры, морали. Новые условия определяют соотношение культуры и образования, влияют на сознание личности, ее внутренний мир; создают предпосылки для формирования иного мировосприятия, иной направленности ценностных ори-ентаций. Культура и компетенции находятся в сложной иерархической системе созависи-мости. Профессиональная культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога и проявляется в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. Это синтез культуры как исторически сложившегося уровня развития общества, результатов развития творческих сил и способностей человека и педагогики как науки об образовании человека в соответствии с требованиями общественного развития. В современных условиях совершенствования системы образования формирование компетенций выступает целью профессионального образования и полагается частью профессиональной культуры личности. Мы полагаем, что в рамках имплицитного соединения культурологического и компетентностного подходов происходит формирование эмерджентных единиц профессиональной деятельности и различных групп компетенций будущих педагогов. В то же время не следует однозначно оценивать один подход только положительно, а другой - однозначно отрицательно; нами делается попытка проследить сложные диалектические взаимосвязи двух нерядоположных методологий современной организации профессионального образования в россиийском университете. Профессиональная культура педагогов рассмотрена как интегральное явление и высшая форма проявления их профессиональной компетентности, как исторически выработанная система специальных знаний, способов и норм, необходимых педагогам для осуществления продуктивной образовательной деятельности в опоре на ценностное и мировоззренческое содержание. То есть, она приобретает новое качество, являясь обязательным требованием к подготовке современных бакалавров педагогического образования, ориентированным на ценности профессиональных компетенций, на профессиональные функции будущей деятельности в соответствии с профессиональными стандартами, на базу личностных ценностных ориентиров. При том что реалии социокультурной жизни и образовательного процесса в конкретном университетском образовательном процессе свидетельствуют о неоднозначности данных процессов.

1. Алдошина, М.И. Сочетание культурологической и компетентностной констант в университетском образовании [Текст] // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. №1 (64). С.285-288.

2.Алдошина, М.И. Методические основы формирования этноэстетической культуры студентов в университете [Текст] // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. №11. С.63-67.

3. Зеер, Э.Ф., Заводчиков, Д.П. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем [Текст] // Высшее образование в России №11, 2007.С.39.

4. Мищенко, А.С., Клюшкин, В.И. Формирование компетенций и профессиональной культуры педагогов [Текст] // Человек и образование. № 3 (36), 2013, С.58-63.

5. Мухаметзянова, Г.В. Социально-экономические предпосылки модернизации качества высшего образования // Партнерство через образование. - 2008. №4. - \мм«/8|ркго.ги.

6. Сальников, Н.Л., Бурухин, С.Б. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. - 2008. №2. С.5.

7. Приказ МОиН РФ от 22.12.2009г. №788 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.