Е.Н. Белова
ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, сетевая самообучающаяся организация, многоканальное финансирование, тройная сеть.
Аннотация: Предмет исследования - перспективы развития организаций дополнительного профессионального образования как неотъемлемой части системы непрерывного образования Российской Федерации (LifeLong Learning), которые будут востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе в условиях глобализации рынка образовательных услуг и рынка труда в целом. При ослаблении государственного регулирования организаций дополнительного профессионального образования отмечается рост конкуренции, недостаточность ресурсов для повышения качества и расширения вовлеченности слушателей в дополнительное профессиональное образование с применением дистанционных образовательных технологий; не всегда продуктивное взаимодействие с заказчиком и работодателем в области качества образования и удовлетворения образовательных потребностей. Среди перспектив развития, способствующих разрешению актуальных проблем, рассматривается создание сетевых самообучающихся организаций дополнительного профессионального образования в форме тройной сети и развитие многоканального финансирования. Основные методы исследования - концептуальный и системный анализ, моделирование, наблюдение и экспертная оценка репрезентативных высказываний исследователей, современных руководителей и специалистов. Обобщен собственный опыт управления в сфере дополнительного профессионального образования на территории Красноярского края и Сибирского федерального округа. Научная новизна работы состоит в выявлении перспектив развития организаций дополнительного профессионального образования путем создания сетевой самообучающейся организации в форме тройной сети на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева в рамках реализации проекта «Сетевое пространство дополнительного образования».
Для непрерывного развития человеческого капитала - интеллектуального ресурса России особое значение приобретает совершенствование деятельности организаций дополнительного профессионального образования (ДПО) как части системы непрерывного образования Российской Федерации, реализующей основные принципы образования в течение жизни и являющейся важнейшим фактором развития человеческого капитала. ДПО является перспективным направлением развития образовательной деятельности и важнейшим компонентом всей системы непрерывного образования, способствующей достижению стратегических целей построения экономики, основанной на знаниях. В современных условиях постоянных перемен и возрастающих потребностей личности, общества и государства в совершенствовании и обновлении знаний, когда ДПО начинает выполнять функцию интегратора единой системы непрерывного образования опережающего характера и механизма взаимовыгодных отношений «наука - ДПО - производство», выявление проблем, тенденций и перспективных путей развития организаций ДПО становится особенно актуальным.
Обсуждая проблемы развития организаций ДПО необходимо отметить, что оно стало объектом исследований Н.Н. Аниськиной [1], В.В. Багина, В.В. Безлепкина [3], В.В. Валентинова, С.Г. Вершловского, Л.К. Гуриевой [7], С.Г. Дьяконова, Г.С. Жуковой, Э.Ф. Зеер, Н.Ф. Ильиной, А.Д. Ишкова [8], И.А. Мосичевой, Ю.П. Ольшанского, О.Г. Смоляниновой и др.
Проблемы современного образовательного менеджмента в организациях системы образования изучаются в работах А.П. Егоршина, И.М. Ильинского, О.М. Карпенко, И.А. Майбурова, О.Н. Маргановой, И.Н. Молчанова, Г.Н. Прозументовой, С.Д. Резника,
B.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, А.И. Таюрского, O.A. Mascarenhas [12] и др.
Особое внимание уделяется вопросам финансирования и правового обеспечения системы ДПО в Российской Федерации в работах Е.Е. Амелиной, Т.А. Артеменковой,
C.В. Барабановой [2], Д.Ю. Брюханова [6], А.К. Кадырбаевой, В.Г. Мартынова, Г.Н. Мотовой [9], А.Н. Фалалеева и др.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. ДПО определено как подвид дополнительного образования, включающего дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Организации ДПО определены как организации, осуществляющие в качестве
пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). SOIS еаоааай
основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения [11]. С 1 сентября 2013 года, в связи с вступлением с действие данного Федерального закона, для системы ДПО наступил новый этап регулирования и контроля этого вида образования, способствующий повышению конкуренции в сфере ДПО.
ДПО как компонент системы непрерывного образования представляет собой образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях повышения уровня квалификации по той или иной профессии. Простота словосочетания «непрерывное образование» обманчива, общераспространенные и часто употребляемые слова «непрерывность» и «образование» используются для обозначения весьма сложного социально-экономического явления и процесса общественного развития. Вместе с тем, распространенность терминов, образовавших понятие «непрерывное образование», не сделало его содержание общепринятым: существует различное понимание сущности и содержания этого понятия [4]. Рассмотрим некоторые точки зрения, наиболее точно, на наш взгляд, определяющие сущность непрерывного образования.
Непрерывное образование - это принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости [4].
Непрерывное образование - образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности; совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни [10].
Приняв за основу понятие о непрерывном образовании Содружества Независимых Государств [10] и соглашаясь с позицией А.Д. Ишкова, остановимся на понимании сущности непрерывного образования (англ. education, continuing) как целенаправленного получения и усвоения человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, то есть как образования на протяжении всей жизни (LifeLong Learning или LLL) [8], которое является наиболее широким из рассмотренных выше определений феномена «непрерывное образование» и снимает все противоречия вышеперечисленных подходов.
ДПО рассматривается нами как образование, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей лиц, имеющих среднее или высшее профессиональное образование в соответствии с новыми вызовами времени и потребностью в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании путем развития их профессиональных и социально-личностных компетентностей [5]. дПо осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, стажировки и профессиональной переподготовки.
Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определен ряд целевых ориентиров развития системы образования, среди которых нами выделяется необходимость создания условий для обеспечения ежегодного участия в непрерывном образовании не менее 50 % граждан трудоспособного возраста, притом, что в настоящее время эта цифра не превышает 20 %. В стратегии инновационного развития до
прослемы современной психологии и пеппгогини
2020 года одной из основных задач признается создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, совершенствованию, переобучению и самообучению.
Вместе с тем в настоящее время организации ДПО переживают трудное время ослабления государственного регулирования, роста конкуренции и несоответствия содержания и качества реализации программ требованиям новых профессиональных стандартов и потребностям работников и работодателей. Организации ДПО зачастую не обладают ресурсами, достаточными для повышения качества опережающего образования, а их сотрудники - необходимым уровнем развития компетентностей. Названные и другие проблемы не позволяют данным организациям развиваться и быть конкурентоспособными в соответствии с современными вызовами.
Сегодня организации ДПО должны вести поиск не только эффективных образовательных, маркетинговых и рекламных технологий, эффективной инфраструктуры образовательного менеджмента, но и альтернативных источников внебюджетного финансирования образовательной деятельности, внедрение в российскую практику системы банковского кредитования переподготовки кадров, широко развитой в зарубежных странах в виде предоставления индивидуальных кредитов физическим лицам на обучение. Необходимы механизмы стимулирования развития в России системы финансирования образования через благотворительные фонды, аккумулирующие спонсорскую поддержку.
В организациях ДПО системы непрерывного образования существует ряд актуальных проблем:
• недостаточно высокий уровень качества образования при стремительном росте конкуренции на рынке услуг ДПО;
• отсутствие механизмов и технологий эффективного образовательного менеджмента; недостаточность ресурсов организаций для качественного удовлетворения образовательных потребностей в ДПО личности, государства и общества;
• нерентабельность ряда дополнительных профессиональных программ в условиях платного ДПО и дефицита бюджетного финансирования для развития организаций при слабом вовлечении работодателей в маркетинговые опросы их реальных образовательных потребностей;
• низкий уровень профессионализма и недостаточная заинтересованность в развитии профессиональных компетентностей части сотрудников организаций;
• малая доля применения в ДПО дистанционных образовательных технологий (в 2014 году она составила 7 % от общего числа реализованных в Российской Федерации программ ДПО).
При существующем дефиците бюджетных средств на ДПО необходимо частичное предоставление бюджетных средств как государственным организациям ДПО, так и негосударственным на конкурсной (тендерной) основе.
Вместе с тем, анализ статистических данных функционирования организаций ДПО в Российской Федерации и результатов опытно-экспериментальной работы выявил тенденции неустойчивости системы. В частности, возникло несоответствие между потенциальной потребностью и нерентабельностью ряда программ, рыночным спросом и предложением дополнительных профессиональных программ. Зачастую актуальные для личности, общества и государства программы ДПО в сфере дошкольного образования, дополнительного образования детей (и других направлениях деятельности в социальной сфере) на практике оказываются не востребованы по причине низкой платежеспособности как работников этих учреждений, так и самих учреждений, притом что бюджетное финансирование ДПО отсутствует. Кроме того, организации ДПО не всегда успевают с опережением разрабатывать и предлагать населению востребованные программы, либо качество этих программ не отве-
пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). Я015 звпЖей
чает современным требованиям и образовательным потребностям общества, государства и конкретной личности.
Тенденции развития организаций ДПО в современных условиях характеризуются снижением государственного контроля и государственного финансирования, нарастающей конкуренцией в ДПО, расширением видов деятельности учебных заведений и формированием в связи с этим новых источников финансирования, активным развитием дистанционного образования и поиском путей повышения качества образования.
Отметим основные перспективы развития организаций ДПО:
• развитие инновационного образовательного менеджмента посредством создания сетевых самообучающихся организаций ДПО;
• активное внедрение дистанционных образовательных технологий на основе мониторинга потребностей населения в непрерывном ДПО и повышения качества предоставляемых услуг;
• развитие фундаментальных и прикладных исследований проблем системы непрерывного образования и ДПО;
• непрерывное развитие профессиональных и социально-личностных компетенций сотрудников организаций ДПО, включая научно-педагогических работников, посредством создания самообучающихся организаций ДПО;
• выделение средств на развитие системы ДПО из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учебно-лабораторного оборудования, научно-методического обеспечения и информационно-вычислительной техники, развитие научных исследований и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей и сотрудников организаций ДПО;
• формирование частно-государственного партнерства посредством совместного финансирования ДПО, участие в модернизации нормативной базы в сфере труда и разработке национальной системы квалификаций с учетом Европейской квалификационной рамки и т. д.
Объективная потребность инновационной экономики в новой концепции непрерывного образования в регионах России позволяет предложить принципы сетевой самообучающейся организации. А именно, - перспективной организацией ДПО в современных условиях, на наш взгляд, может стать сетевая самообучающаяся организация в форме тройной сети, которая организуется на основе восьми принципов: удовлетворение образовательных потребностей заказчика; взаимная выгода субъектов сети; непрерывное самообучение, направленное на развитие профессиональных и социально-личностных компетентностей персонала организации и слушателей программ ДПО; взаимодействие и координация на основе иерархии и доверия; распределение обязанностей и ответственности; комплексное использование ресурсов сети; совместное стратегическое планирование и целеполагание; своевременное и непрерывное генерирование, структурирование и обмен информацией внутри субъектов сети и между ними.
Мы представляем сетевую самообучающуюся организацию ДПО как новый тип гибкой организационно-управленческой структуры, способной оперативно реагировать на современные вызовы рынка образовательных услуг и адаптироваться к этим вызовам, генерировать и тиражировать внутри себя новое знание. Сетевая самообучающаяся организация ДПО, на наш взгляд, представляет собой интеграционное образование различных субъектов сети, способствующее созданию условий для индивидуального и командного, организационного непрерывного обучения и самосовершенствования в интересах достижения общих целей, направленных на удовлетворение образовательных потребностей в ДПО личности, государства и общества [5]. Это интеграция специализированных единиц, субъектов сети, деятельность которых координируется не только командно-административными мето-
прослемы современной психологии и пеапгогики
дами, но и, прежде всего, рыночными механизмами, основанными на праве собственности, мотивации и принципах конкуренции.
В частности, нами, в рамках реализации проекта «Сетевое пространство дополнительного образования» Программы стратегического развития КГПУ имени В.П. Астафьева на период 2012-2016 годы, формируется сетевая организационная структура (кластер) в форме тройной сети, интегрирующая различные субъекты вокруг Института дополнительного образования и повышения квалификации, являющегося системообразующим управленческим ядром, ответственным за развитие системы ДПО вуза.
Тройная сеть организации ДПО включает следующие обязательные компоненты: ^ центральное звено, управляющее и координирующее, как ядро всей сети, имеющее положительный опыт данного вида деятельности и круг своих постоянных заказчиков, наделенное определенными полномочиями;
^ первый круг сети, субъекты которого - все структурные подразделения внутри вуза: кафедры, факультеты, институты, центры, отделения и т. д., разрабатывающие и реализующие дополнительные профессиональные и дополнительные программы, а также участвующие в наборе групп слушателей и организации процесса ДПО;
^ второй круг сети, субъекты которого - все структурные подразделения университета, функционирующие как внутри вуза, так и вне его; среди них могут быть ресурсные центры, малые инновационные предприятия, многофункциональные центры прикладных квалификаций, филиалы университета, участвующие в процессе маркетинга, рекламы и реализации программ ДПО;
^ третий круг сети включает других потенциальных партнеров - различных юридических и физических лиц, выполняющих функции агентов по продвижению программ ДПО университета на территории Красноярского края, России и за ее пределами. К физическим лицам относятся и слушатели, обучающиеся по программам ДПО с применением дистанционных образовательных технологий, участники сетевых научно-образовательных и сетевых образовательных центров, объединяющих слушателей по профессиональным и социально-личностным интересам.
При этом каждый последующий круг, включающий различных субъектов сетевой организации, будет охватывать все большее количество участников тройной сети, образовательные услуги которой превращаются в совместный продукт нескольких субъектов, каждый их которых специализируется на определенных и наиболее эффективных задачах, компетенциях и процессах на основе расширения ресурсной базы за счет интеграции этих субъектов [5].
В основу развития ДПО целесообразно положить, наряду с принципами сетевой самообучающейся организации, также и принципы многоканальности финансирования дополнительных профессиональных программ, расширения прав и ответственности участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы финансирование было комплексным и включало как бюджетные, так и иные источники, в том числе специальных фондов, работодателей, самих граждан. Программы ДПО, гарантии по предоставлению которых обеспечиваются органами государственной власти, целесообразно финансировать на персонифицированной основе: финансовые средства должны доводиться до работников государственных и муниципальных учреждений (или до их работодателя) с последующим выбором слушателем образовательной организации обучения. Персонифицированное финансирование системы ДПО может реализовываться в различных формах, среди которых могут быть представлены финансовые сертификаты, ваучеры, чеки и т. д. Эти документы должны обеспечивать возможность освоения дополнительных профессиональных программ поэтапно, без привязки к нормативным срокам их освоения, по модулям, с учетом зачетных единиц. Кроме этого, при введении персонифицированного финансирования возможен свободный выбор работником профессиональной переподготовки или повышения квалификации в любом
пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). SOI5 О ggggas
из аккредитованных образовательных учреждений, а также освоение образовательных программ на всей территории Российской Федерации.
Наконец, необходимо законодательное закрепление права граждан на ДПО в течение всей жизни на такое образование с утверждением форм поддержки реализации этого права путем введения образовательных отпусков, образовательных кредитов, снижения налогов, а также повышения ответственности работодателя за предоставление условий для повышения квалификации каждого работника. Нормативные акты должны поощрять работодателя и работников в расходовании средств на ДПО и способствовать снижению стоимости обучения путем предоставления учебным заведениям налоговых и других льгот.
Таким образом, основными направлениями развития организаций дополнительного профессионального образования в условиях экономики знаний, имеющего целью развитие профессиональных и социально-личностных компетентностей, являются: создание сетевых самообучающихся организаций, альтернативные источники бюджетного и внебюджетного финансирования, инновационные технологии образовательного менеджмента.
1. Аниськина, Н.Н. Проблемы и пути формирования конкурентной среды в ДПО // Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования. Материалы X международной научно-практической конференции. - (19-20 апреля 2012 г. город Ярославль). - Ярославль : Издательство Академии Пастухова, 2012. - С. 7-12.
2. Барабанова С. В, Шагеева Ф. Т., Городецкая И. М. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации: правовое регулирование и технологии. URL : http://фцоз.рф/pravoЛheory/ezegod6/?2.html (дата обращения : 22.06.15).
3. Безлепкин, В.В. Проблемы и перспективы развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в свете проекта Закона об образовании / Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования. Материалы X межд. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г. город Ярославль). - Ярославль: Издательство Академии Пастухова, 2012. - С. 14-15.
4. Белова, Е.Н. Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 64-68.
5. Белова, Е.Н. Тройная сеть как форма организации дополнительного профессионального образования // Инновации в непрерывном образовании. - 2013. № 6-7. - С. 82-87.
6. Брюханов, Д.Ю. Особенности федерального государственного надзора в сфере дополнительного профессионального образования / Дополнительное профессиональное образование на российском и международном рынках. Материалы XII международной научно-практической конференции (14-16 мая 2014 г., г. Ярославль) / под ред В.Н. Акишина. - Ярославль : изд-во Академии Пастухова, 2014. - С. 7-12.
7. Гуриева, Л.К. Современные тенденции и проблемы развития системы дополнительного профессионального образования в регионах России. URL : http://pandia.ru/text/78/100/795.php (дата обращения : 20.06.2015).
8. Ишков, А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах: монография / А.Д. Ишков; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». - М. : МГСУ, 2011. - 216 с.
9. Мотова, Г.Н., Аносова, Н.А. Проблемы дополнительного образования в свете нового закона. URL : http://www.akvobr.ru/problemy_dpo_v_svete_zakona.html (дата обращения : 22.01.2015).
10. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств / под ред. Н.А. Селезневой. - М. : НИТУ «МИСиС», 2012. - 244 с. URL : http://www.e-cis.info/foto/pages/23298.pdf (дата обращения : 10.06.2015).
11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г . № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976 от 31 декабря 2012 г. URL : http://www.rg.ru/gazeta/rg/2012/12/31.html (дата обращения : 10.06.2015).
12. Mascarenhas, O. A., Higby, M. A., & Gale, A. (2015). Marketing Educational Services to Returning Adults. In Proceedings of the 1994 Academy of Marketing Science (AMS) Annual Conference (pp. 56-60). Springer International Publishing.