Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG LEARNING / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / СЕТЕВАЯ САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / NETWORK SELF-LEARNING ORGANIZATION / МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / MULTI-CHANNEL FINANCING / ТРОЙНАЯ СЕТЬ / TRIPLE NETWORK / EDUCATIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Николаевна

Предмет исследования - перспективы развития организаций дополнительного профессионального образования как неотъемлемой части системы непрерывного образования Российской Федерации (LifeLong Learning), которые будут востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе в условиях глобализации рынка образовательных услуг и рынка труда в целом. При ослаблении государственного регулирования организаций дополнительного профессионального образования отмечается рост конкуренции, недостаточность ресурсов для повышения качества и расширения вовлеченности слушателей в дополнительное профессиональное образование с применением дистанционных образовательных технологий; не всегда продуктивное взаимодействие с заказчиком и работодателем в области качества образования и удовлетворения образовательных потребностей. Среди перспектив развития, способствующих разрешению актуальных проблем, рассматривается создание сетевых самообучающихся организаций дополнительного профессионального образования в форме тройной сети и развитие многоканального финансирования. Основные методы исследования - концептуальный и системный анализ, моделирование, наблюдение и экспертная оценка репрезентативных высказываний исследователей, современных руководителей и специалистов. Обобщен собственный опыт управления в сфере дополнительного профессионального образования на территории Красноярского края и Сибирского федерального округа. Научная новизна работы состоит в выявлении перспектив развития организаций дополнительного профессионального образования путем создания сетевой самообучающейся организации в форме тройной сети на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева в рамках реализации проекта «Сетевое пространство дополнительного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Object of research - prospects of development of the organizations of additional professional education, as integral part of system of continuous formation of the Russian Federation (LifeLong Learning) which will be demanded in the medium-term and long term in the conditions of globalization of the market of educational services and labor market in general. In the conditions of weakening of state regulation of the organizations of additional professional education the competition growth, insufficiency of resources for improvement of quality and expansion of an involvement of listeners into additional professional education with application of remote educational technologies, not always productive interaction with the customer and the employer in the field of quality of education and satisfaction of educational requirements is noted. Among the prospects of development promoting permission of actual problems creation of the network self-training organizations of additional professional education in the form of a threefold network and development of multi-channel financing is considered. The main methods of research - the conceptual and system analysis, modeling, supervision and an expert assessment of representative statements of researchers, modern heads and experts. The author of article generalized own experience of management in the sphere of additional professional education in the territory of Krasnoyarsk Krai and Siberian Federal District. Scientific novelty of work is connected with identification of prospects of development of the organizations of additional professional education by means of creation of the network self-training organization in the form of a threefold network on the basis of Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev within implementation of the "Network Space of Additional Education" project.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Е.Н. Белова

ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, сетевая самообучающаяся организация, многоканальное финансирование, тройная сеть.

Аннотация: Предмет исследования - перспективы развития организаций дополнительного профессионального образования как неотъемлемой части системы непрерывного образования Российской Федерации (LifeLong Learning), которые будут востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе в условиях глобализации рынка образовательных услуг и рынка труда в целом. При ослаблении государственного регулирования организаций дополнительного профессионального образования отмечается рост конкуренции, недостаточность ресурсов для повышения качества и расширения вовлеченности слушателей в дополнительное профессиональное образование с применением дистанционных образовательных технологий; не всегда продуктивное взаимодействие с заказчиком и работодателем в области качества образования и удовлетворения образовательных потребностей. Среди перспектив развития, способствующих разрешению актуальных проблем, рассматривается создание сетевых самообучающихся организаций дополнительного профессионального образования в форме тройной сети и развитие многоканального финансирования. Основные методы исследования - концептуальный и системный анализ, моделирование, наблюдение и экспертная оценка репрезентативных высказываний исследователей, современных руководителей и специалистов. Обобщен собственный опыт управления в сфере дополнительного профессионального образования на территории Красноярского края и Сибирского федерального округа. Научная новизна работы состоит в выявлении перспектив развития организаций дополнительного профессионального образования путем создания сетевой самообучающейся организации в форме тройной сети на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева в рамках реализации проекта «Сетевое пространство дополнительного образования».

Для непрерывного развития человеческого капитала - интеллектуального ресурса России особое значение приобретает совершенствование деятельности организаций дополнительного профессионального образования (ДПО) как части системы непрерывного образования Российской Федерации, реализующей основные принципы образования в течение жизни и являющейся важнейшим фактором развития человеческого капитала. ДПО является перспективным направлением развития образовательной деятельности и важнейшим компонентом всей системы непрерывного образования, способствующей достижению стратегических целей построения экономики, основанной на знаниях. В современных условиях постоянных перемен и возрастающих потребностей личности, общества и государства в совершенствовании и обновлении знаний, когда ДПО начинает выполнять функцию интегратора единой системы непрерывного образования опережающего характера и механизма взаимовыгодных отношений «наука - ДПО - производство», выявление проблем, тенденций и перспективных путей развития организаций ДПО становится особенно актуальным.

Обсуждая проблемы развития организаций ДПО необходимо отметить, что оно стало объектом исследований Н.Н. Аниськиной [1], В.В. Багина, В.В. Безлепкина [3], В.В. Валентинова, С.Г. Вершловского, Л.К. Гуриевой [7], С.Г. Дьяконова, Г.С. Жуковой, Э.Ф. Зеер, Н.Ф. Ильиной, А.Д. Ишкова [8], И.А. Мосичевой, Ю.П. Ольшанского, О.Г. Смоляниновой и др.

Проблемы современного образовательного менеджмента в организациях системы образования изучаются в работах А.П. Егоршина, И.М. Ильинского, О.М. Карпенко, И.А. Майбурова, О.Н. Маргановой, И.Н. Молчанова, Г.Н. Прозументовой, С.Д. Резника,

B.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, А.И. Таюрского, O.A. Mascarenhas [12] и др.

Особое внимание уделяется вопросам финансирования и правового обеспечения системы ДПО в Российской Федерации в работах Е.Е. Амелиной, Т.А. Артеменковой,

C.В. Барабановой [2], Д.Ю. Брюханова [6], А.К. Кадырбаевой, В.Г. Мартынова, Г.Н. Мотовой [9], А.Н. Фалалеева и др.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. ДПО определено как подвид дополнительного образования, включающего дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Организации ДПО определены как организации, осуществляющие в качестве

пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). SOIS еаоааай

основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения [11]. С 1 сентября 2013 года, в связи с вступлением с действие данного Федерального закона, для системы ДПО наступил новый этап регулирования и контроля этого вида образования, способствующий повышению конкуренции в сфере ДПО.

ДПО как компонент системы непрерывного образования представляет собой образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях повышения уровня квалификации по той или иной профессии. Простота словосочетания «непрерывное образование» обманчива, общераспространенные и часто употребляемые слова «непрерывность» и «образование» используются для обозначения весьма сложного социально-экономического явления и процесса общественного развития. Вместе с тем, распространенность терминов, образовавших понятие «непрерывное образование», не сделало его содержание общепринятым: существует различное понимание сущности и содержания этого понятия [4]. Рассмотрим некоторые точки зрения, наиболее точно, на наш взгляд, определяющие сущность непрерывного образования.

Непрерывное образование - это принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости [4].

Непрерывное образование - образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности; совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни [10].

Приняв за основу понятие о непрерывном образовании Содружества Независимых Государств [10] и соглашаясь с позицией А.Д. Ишкова, остановимся на понимании сущности непрерывного образования (англ. education, continuing) как целенаправленного получения и усвоения человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, то есть как образования на протяжении всей жизни (LifeLong Learning или LLL) [8], которое является наиболее широким из рассмотренных выше определений феномена «непрерывное образование» и снимает все противоречия вышеперечисленных подходов.

ДПО рассматривается нами как образование, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей лиц, имеющих среднее или высшее профессиональное образование в соответствии с новыми вызовами времени и потребностью в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании путем развития их профессиональных и социально-личностных компетентностей [5]. дПо осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, стажировки и профессиональной переподготовки.

Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определен ряд целевых ориентиров развития системы образования, среди которых нами выделяется необходимость создания условий для обеспечения ежегодного участия в непрерывном образовании не менее 50 % граждан трудоспособного возраста, притом, что в настоящее время эта цифра не превышает 20 %. В стратегии инновационного развития до

прослемы современной психологии и пеппгогини

2020 года одной из основных задач признается создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, совершенствованию, переобучению и самообучению.

Вместе с тем в настоящее время организации ДПО переживают трудное время ослабления государственного регулирования, роста конкуренции и несоответствия содержания и качества реализации программ требованиям новых профессиональных стандартов и потребностям работников и работодателей. Организации ДПО зачастую не обладают ресурсами, достаточными для повышения качества опережающего образования, а их сотрудники - необходимым уровнем развития компетентностей. Названные и другие проблемы не позволяют данным организациям развиваться и быть конкурентоспособными в соответствии с современными вызовами.

Сегодня организации ДПО должны вести поиск не только эффективных образовательных, маркетинговых и рекламных технологий, эффективной инфраструктуры образовательного менеджмента, но и альтернативных источников внебюджетного финансирования образовательной деятельности, внедрение в российскую практику системы банковского кредитования переподготовки кадров, широко развитой в зарубежных странах в виде предоставления индивидуальных кредитов физическим лицам на обучение. Необходимы механизмы стимулирования развития в России системы финансирования образования через благотворительные фонды, аккумулирующие спонсорскую поддержку.

В организациях ДПО системы непрерывного образования существует ряд актуальных проблем:

• недостаточно высокий уровень качества образования при стремительном росте конкуренции на рынке услуг ДПО;

• отсутствие механизмов и технологий эффективного образовательного менеджмента; недостаточность ресурсов организаций для качественного удовлетворения образовательных потребностей в ДПО личности, государства и общества;

• нерентабельность ряда дополнительных профессиональных программ в условиях платного ДПО и дефицита бюджетного финансирования для развития организаций при слабом вовлечении работодателей в маркетинговые опросы их реальных образовательных потребностей;

• низкий уровень профессионализма и недостаточная заинтересованность в развитии профессиональных компетентностей части сотрудников организаций;

• малая доля применения в ДПО дистанционных образовательных технологий (в 2014 году она составила 7 % от общего числа реализованных в Российской Федерации программ ДПО).

При существующем дефиците бюджетных средств на ДПО необходимо частичное предоставление бюджетных средств как государственным организациям ДПО, так и негосударственным на конкурсной (тендерной) основе.

Вместе с тем, анализ статистических данных функционирования организаций ДПО в Российской Федерации и результатов опытно-экспериментальной работы выявил тенденции неустойчивости системы. В частности, возникло несоответствие между потенциальной потребностью и нерентабельностью ряда программ, рыночным спросом и предложением дополнительных профессиональных программ. Зачастую актуальные для личности, общества и государства программы ДПО в сфере дошкольного образования, дополнительного образования детей (и других направлениях деятельности в социальной сфере) на практике оказываются не востребованы по причине низкой платежеспособности как работников этих учреждений, так и самих учреждений, притом что бюджетное финансирование ДПО отсутствует. Кроме того, организации ДПО не всегда успевают с опережением разрабатывать и предлагать населению востребованные программы, либо качество этих программ не отве-

пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). Я015 звпЖей

чает современным требованиям и образовательным потребностям общества, государства и конкретной личности.

Тенденции развития организаций ДПО в современных условиях характеризуются снижением государственного контроля и государственного финансирования, нарастающей конкуренцией в ДПО, расширением видов деятельности учебных заведений и формированием в связи с этим новых источников финансирования, активным развитием дистанционного образования и поиском путей повышения качества образования.

Отметим основные перспективы развития организаций ДПО:

• развитие инновационного образовательного менеджмента посредством создания сетевых самообучающихся организаций ДПО;

• активное внедрение дистанционных образовательных технологий на основе мониторинга потребностей населения в непрерывном ДПО и повышения качества предоставляемых услуг;

• развитие фундаментальных и прикладных исследований проблем системы непрерывного образования и ДПО;

• непрерывное развитие профессиональных и социально-личностных компетенций сотрудников организаций ДПО, включая научно-педагогических работников, посредством создания самообучающихся организаций ДПО;

• выделение средств на развитие системы ДПО из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учебно-лабораторного оборудования, научно-методического обеспечения и информационно-вычислительной техники, развитие научных исследований и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей и сотрудников организаций ДПО;

• формирование частно-государственного партнерства посредством совместного финансирования ДПО, участие в модернизации нормативной базы в сфере труда и разработке национальной системы квалификаций с учетом Европейской квалификационной рамки и т. д.

Объективная потребность инновационной экономики в новой концепции непрерывного образования в регионах России позволяет предложить принципы сетевой самообучающейся организации. А именно, - перспективной организацией ДПО в современных условиях, на наш взгляд, может стать сетевая самообучающаяся организация в форме тройной сети, которая организуется на основе восьми принципов: удовлетворение образовательных потребностей заказчика; взаимная выгода субъектов сети; непрерывное самообучение, направленное на развитие профессиональных и социально-личностных компетентностей персонала организации и слушателей программ ДПО; взаимодействие и координация на основе иерархии и доверия; распределение обязанностей и ответственности; комплексное использование ресурсов сети; совместное стратегическое планирование и целеполагание; своевременное и непрерывное генерирование, структурирование и обмен информацией внутри субъектов сети и между ними.

Мы представляем сетевую самообучающуюся организацию ДПО как новый тип гибкой организационно-управленческой структуры, способной оперативно реагировать на современные вызовы рынка образовательных услуг и адаптироваться к этим вызовам, генерировать и тиражировать внутри себя новое знание. Сетевая самообучающаяся организация ДПО, на наш взгляд, представляет собой интеграционное образование различных субъектов сети, способствующее созданию условий для индивидуального и командного, организационного непрерывного обучения и самосовершенствования в интересах достижения общих целей, направленных на удовлетворение образовательных потребностей в ДПО личности, государства и общества [5]. Это интеграция специализированных единиц, субъектов сети, деятельность которых координируется не только командно-административными мето-

прослемы современной психологии и пеапгогики

дами, но и, прежде всего, рыночными механизмами, основанными на праве собственности, мотивации и принципах конкуренции.

В частности, нами, в рамках реализации проекта «Сетевое пространство дополнительного образования» Программы стратегического развития КГПУ имени В.П. Астафьева на период 2012-2016 годы, формируется сетевая организационная структура (кластер) в форме тройной сети, интегрирующая различные субъекты вокруг Института дополнительного образования и повышения квалификации, являющегося системообразующим управленческим ядром, ответственным за развитие системы ДПО вуза.

Тройная сеть организации ДПО включает следующие обязательные компоненты: ^ центральное звено, управляющее и координирующее, как ядро всей сети, имеющее положительный опыт данного вида деятельности и круг своих постоянных заказчиков, наделенное определенными полномочиями;

^ первый круг сети, субъекты которого - все структурные подразделения внутри вуза: кафедры, факультеты, институты, центры, отделения и т. д., разрабатывающие и реализующие дополнительные профессиональные и дополнительные программы, а также участвующие в наборе групп слушателей и организации процесса ДПО;

^ второй круг сети, субъекты которого - все структурные подразделения университета, функционирующие как внутри вуза, так и вне его; среди них могут быть ресурсные центры, малые инновационные предприятия, многофункциональные центры прикладных квалификаций, филиалы университета, участвующие в процессе маркетинга, рекламы и реализации программ ДПО;

^ третий круг сети включает других потенциальных партнеров - различных юридических и физических лиц, выполняющих функции агентов по продвижению программ ДПО университета на территории Красноярского края, России и за ее пределами. К физическим лицам относятся и слушатели, обучающиеся по программам ДПО с применением дистанционных образовательных технологий, участники сетевых научно-образовательных и сетевых образовательных центров, объединяющих слушателей по профессиональным и социально-личностным интересам.

При этом каждый последующий круг, включающий различных субъектов сетевой организации, будет охватывать все большее количество участников тройной сети, образовательные услуги которой превращаются в совместный продукт нескольких субъектов, каждый их которых специализируется на определенных и наиболее эффективных задачах, компетенциях и процессах на основе расширения ресурсной базы за счет интеграции этих субъектов [5].

В основу развития ДПО целесообразно положить, наряду с принципами сетевой самообучающейся организации, также и принципы многоканальности финансирования дополнительных профессиональных программ, расширения прав и ответственности участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы финансирование было комплексным и включало как бюджетные, так и иные источники, в том числе специальных фондов, работодателей, самих граждан. Программы ДПО, гарантии по предоставлению которых обеспечиваются органами государственной власти, целесообразно финансировать на персонифицированной основе: финансовые средства должны доводиться до работников государственных и муниципальных учреждений (или до их работодателя) с последующим выбором слушателем образовательной организации обучения. Персонифицированное финансирование системы ДПО может реализовываться в различных формах, среди которых могут быть представлены финансовые сертификаты, ваучеры, чеки и т. д. Эти документы должны обеспечивать возможность освоения дополнительных профессиональных программ поэтапно, без привязки к нормативным срокам их освоения, по модулям, с учетом зачетных единиц. Кроме этого, при введении персонифицированного финансирования возможен свободный выбор работником профессиональной переподготовки или повышения квалификации в любом

пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). SOI5 О ggggas

из аккредитованных образовательных учреждений, а также освоение образовательных программ на всей территории Российской Федерации.

Наконец, необходимо законодательное закрепление права граждан на ДПО в течение всей жизни на такое образование с утверждением форм поддержки реализации этого права путем введения образовательных отпусков, образовательных кредитов, снижения налогов, а также повышения ответственности работодателя за предоставление условий для повышения квалификации каждого работника. Нормативные акты должны поощрять работодателя и работников в расходовании средств на ДПО и способствовать снижению стоимости обучения путем предоставления учебным заведениям налоговых и других льгот.

Таким образом, основными направлениями развития организаций дополнительного профессионального образования в условиях экономики знаний, имеющего целью развитие профессиональных и социально-личностных компетентностей, являются: создание сетевых самообучающихся организаций, альтернативные источники бюджетного и внебюджетного финансирования, инновационные технологии образовательного менеджмента.

1. Аниськина, Н.Н. Проблемы и пути формирования конкурентной среды в ДПО // Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования. Материалы X международной научно-практической конференции. - (19-20 апреля 2012 г. город Ярославль). - Ярославль : Издательство Академии Пастухова, 2012. - С. 7-12.

2. Барабанова С. В, Шагеева Ф. Т., Городецкая И. М. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации: правовое регулирование и технологии. URL : http://фцоз.рф/pravoЛheory/ezegod6/?2.html (дата обращения : 22.06.15).

3. Безлепкин, В.В. Проблемы и перспективы развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в свете проекта Закона об образовании / Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования. Материалы X межд. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г. город Ярославль). - Ярославль: Издательство Академии Пастухова, 2012. - С. 14-15.

4. Белова, Е.Н. Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 64-68.

5. Белова, Е.Н. Тройная сеть как форма организации дополнительного профессионального образования // Инновации в непрерывном образовании. - 2013. № 6-7. - С. 82-87.

6. Брюханов, Д.Ю. Особенности федерального государственного надзора в сфере дополнительного профессионального образования / Дополнительное профессиональное образование на российском и международном рынках. Материалы XII международной научно-практической конференции (14-16 мая 2014 г., г. Ярославль) / под ред В.Н. Акишина. - Ярославль : изд-во Академии Пастухова, 2014. - С. 7-12.

7. Гуриева, Л.К. Современные тенденции и проблемы развития системы дополнительного профессионального образования в регионах России. URL : http://pandia.ru/text/78/100/795.php (дата обращения : 20.06.2015).

8. Ишков, А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах: монография / А.Д. Ишков; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». - М. : МГСУ, 2011. - 216 с.

9. Мотова, Г.Н., Аносова, Н.А. Проблемы дополнительного образования в свете нового закона. URL : http://www.akvobr.ru/problemy_dpo_v_svete_zakona.html (дата обращения : 22.01.2015).

10. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств / под ред. Н.А. Селезневой. - М. : НИТУ «МИСиС», 2012. - 244 с. URL : http://www.e-cis.info/foto/pages/23298.pdf (дата обращения : 10.06.2015).

11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г . № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976 от 31 декабря 2012 г. URL : http://www.rg.ru/gazeta/rg/2012/12/31.html (дата обращения : 10.06.2015).

12. Mascarenhas, O. A., Higby, M. A., & Gale, A. (2015). Marketing Educational Services to Returning Adults. In Proceedings of the 1994 Academy of Marketing Science (AMS) Annual Conference (pp. 56-60). Springer International Publishing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.