Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SELF-LEARNING NETWORK ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ / ЭТАПЫ / STAGES / ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / CREATION OF PRECONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Николаевна

Описываются предпосылки создания сетевой самообучающейся организации системы дополнительного профессионального образования с 1859 года по настоящее время, выявленные в результате проведенного историко-педагогического и теоретического анализов. Выявлены и охарактеризованы пять этапов, в течение которых развиваются интеграционные процессы, сетевые взаимодействия и дистанционные образовательные технологии; создаются сетевые, обучающиеся и самообучающиеся организации; постепенно формируется современная система дополнительного профессионального образования, происходят социально-культурные, социально-экономические, политические и общепедагогические преобразования в России и за рубежом, способствующие появлению предпосылок для создания новой, более эффективной организации системы дополнительного профессионального образования - сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF THE SELF-LEARNING NETWORK ORGANIZATION ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

It describes the prerequisites for the development of network learning organization of additional professional education from 1859 to present, identified in the result of the historical and pedagogical and theoretical analyzes. Identified and described five stages during which the developing integration processes, networking and distance learning technologies; Create a network studying and learning organization; gradually formed a modern system of additional professional education, occur socio-cultural, socio-economic, political and general pedagogical transformation in Russia and abroad, contributing to the emergence of prerequisites for creating a new, more effective organization of the system of additional professional education - the network self-learning organization of additional professional education

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Е.Н. Белова

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: организации системы дополнительного профессионального образования, сетевая самообучающаяся организация дополнительного профессионального образования, предпосылки создания, этапы.

Аннотация: Описываются предпосылки создания сетевой самообучающейся организации системы дополнительного профессионального образования с 1859 года по настоящее время, выявленные в результате проведенного историко-педагогического и теоретического анализов. Выявлены и охарактеризованы пять этапов, в течение которых развиваются интеграционные процессы, сетевые взаимодействия и дистанционные образовательные технологии; создаются сетевые, обучающиеся и самообучающиеся организации; постепенно формируется современная система дополнительного профессионального образования, происходят социально-культурные, социально-экономические, политические и общепедагогические преобразования в России и за рубежом, способствующие появлению предпосылок для создания новой, более эффективной организации системы дополнительного профессионального образования - сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования.

Для создания сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования (ДПО), характеризуемой нами как интеграционное образование взаимодействующих субъектов тройной сети [3-5], необходимо обосновать соответствующие предпосылки. Такого рода организации обеспечивают условия для развития ключевой управленческой компетентности ее работников посредством непрерывного корпоративного образования и самообразования в особом - мотивационно-ценностном сетевом профессионально-развивающем образовательном пространстве [5], которое способствует положительному синергетическому эффекту и повышению результативности организации. Структура сетевой самообучающейся организации ДПО в форме эвристической модели тройной сети включает центральное управляющее ядро и три круга сети, интегрирующие различных субъектов - представителей организаций-партнеров, юридических и физических лиц, объединенных общей целью [4, 5].

Проведенный историко-педагогический анализ позволил рассматривать процесс появления предпосылок становления сетевых самообучающихся организаций ДПО как этапный. Этапизация в теории профессионального образования является достаточно традиционным подходом к рассмотрению различных процессов. Отечественные ученые (В.В. Бородачев, Е.В. Колосов, Н.А. Морозова, Т.Г. Мухина, Л.Ю. Солдунова и др.) выделяют определенные этапы развития целостной и многоуровневой системы ДПО [б], что позволяет проследить особенности ее становления на фоне экономических, политических, социально-культурных и общепедагогических условий развития профессионального образования в России. Вместе с тем, предпосылки создания сетевой самообучающейся организации ДПО ранее не рассматривались. Нами определено пять основных этапов их проявления на основе историко-педагогического анализа формирования предпосылок становления сетевой самообучающейся организации ДПО, сопряженных с социально-культурными, социально-экономическими, политическими и общепедагогическими преобразованиями, происходящими не только в России, но и за рубежом.

I этап - 1859-1916 годы - этап формирования компонентов системы ДПО, создания самостоятельных учреждений дополнительного образования для взрослых, а также дополнений к обучению в училищах, профессиональных училищах, университетах. 21 мая 1885 года в Петербурге открылся первый в мире институт для усовершенствования врачей -Клинический институт Великой княгини Елены Павловны; а осенью 1906 года открываются первые народные университеты сначала в Москве, а затем в Петербурге, Баку, Воронеже, Казани, Ростове и других городах [7]. Первой крупной работой, которую можно отнести к теории внешкольного, дополнительного образования, является книга народнического писателя А.С. Пругавина «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области

пепягогический журнал спшнортостпнп м i(*a). soi7

просвещения и воспитания», вышедшая в Санкт-Петербурге в 1890 году, состоящая из отдельных очерков о воскресных школах, народных чтениях, библиотеках, читальнях, книжных складах. В этот период были открыты 16 народных университетов, под которыми понимались просветительно-учебные учреждения для взрослых, где читались систематически подобранные лекции для всех желающих [8]; и свыше 2000 кооперативных кружков и обществ, способствовавших управлению и самоуправлению образованием взрослых; создаются воскресные школы, часть которых затем преобразуются в государственные училища; комитеты грамотности и т. д.

II этап - 1917-1966 годы - период начала формирования системы ДПО Российской Федерации и создания резерва управленческих кадров. В первые годы Советской власти основными задачами стали ликвидация неграмотности и коренная перестройка всей системы народного образования. Значительную роль в ликвидации неграмотности и подготовки специалистов для промышленности и сельского хозяйства играет внешкольное образование взрослых. С 1919 года при высших учебных заведениях организуются рабочие факультеты (рабфаки), обеспечивающие возможность поступления в университет рабочим, не имевшим необходимой подготовки; открываются институты усовершенствования учителей, врачей, институты повышения квалификации инженерно-технических работников при ряде наркоматов. Так, в 1925 году в Москве созданы первые курсы директоров предприятий, в августе 1935 года создан Красноярский институт повышения квалификации кадров народного образования и др.

С целью массовой переподготовки рабочих-практиков с 30-х годов создается сеть курсов и школ, увеличивается объем практических занятий до 40-50 % от всего времени обучения. Образование взрослых осуществляется на основе индивидуально-бригадного обучения непосредственно на производстве; повышение квалификации руководящих работников и специалистов различных отраслей народного хозяйства проводится, как правило, без отрыва от работы; срок обучения в институтах, на факультетах и курсах составляет обычно от двух до шести месяцев (с отрывом от работы - один - три месяца). Учебные заведения повышения квалификации, в том числе 11 промакадемий, стали действовать во многих отраслях хозяйства, открывались высшие экономические курсы и факультеты повышения квалификации при вузах. Регулярное повышение квалификации постепенно распространялось на многочисленные категории работников. Наряду с создаваемыми в вузах рабфаками, число которых к 40-м годам выросло до 1025 [10], формируются новые формы образования взрослых: школы крестьянской молодежи, школы рабочей молодежи, школы фабрично-заводского обучения. Важнейшей тенденцией данного периода является трансформация старых народных университетов в учреждения базового и дополнительного образования взрослых, которые с 50-х годов становятся центрами переподготовки и повышения квалификации для преподавателей фундаментальных дисциплин и общественных наук вузов страны.

Условия военного времени требовали непрерывной подготовки не только рабочих кадров, но и высококвалифицированных специалистов и руководителей во всех сферах промышленности, медицины и, конечно, ускоренной подготовки офицерского состава армии. Решение этих задач осуществлялось увеличением набора в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения, созданием краткосрочных курсов усовершенствования и переподготовки офицерского и медицинского состава.

Одним из ведущих принципов образования взрослых стала опора на самообразование как основу культурного развития и саморазвития личности, осуществляемое в тесном взаимодействии с учебными учреждениями, библиотеками, народными домами, клубными учреждениями, курсами, кружками самообразования, музеями, клубами и т. д.

III этап - 1967-1990 годы - этап массового создания отраслевых, межотраслевых институтов, факультетов повышения квалификации и переподготовки высококвалифицированных кадров без отрыва от производства, осознания проблемы непрерывного образования, развития интегративных процессов в экономике и различных сферах общественной жизни, появления в мировой экономике сетевых организаций. Период с 1967-го по 1990-е годы характеризуется, прежде всего, сменой политического руководства, он вошел в историю страны вначале как «эпоха развитого социализма», а затем как «период застоя». Впервые проблема разработки системы профессионального образования стала носить комплексный характер: в научных исследованиях, наряду с педагогами, принимали участие психологи, философы, экономисты, социологи и другие ученые.

Развитие системы ДПО связано с дальнейшей разработкой педагогической концепции непрерывного образования. Впервые, концептуально оформленная, эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 году известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. В 1972 году на заседании ЮНЕСКО слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему: «Учиться, чтобы быть». Основным принципом образовательных реформ и центральной идеей непрерывного образования во всех странах с 1975 года становится развитие человека как личности, субъекта профессиональной деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

В 1967 году созданы первые институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов по отраслям, общее руководство которыми было возложено на Министерство высшего и среднего специального образования СССР [2]. Регулярное повышение квалификации постепенно распространялось на многочисленные категории работников, имеющих среднее, среднее специальное и высшее образование. В конце 60-х годов ХХ века открываются новые факультеты повышения квалификации и переподготовки при ведущих вузах страны, укрепляется материальная база вузов.

Значимость развития ДПО в высшей школе подчеркивается Положением о высших учебных заведениях СССР (1969 год), где среди основных задач деятельности вузов определены повышение квалификации преподавательского состава высших и средних специальных учебных заведений, а также повышение квалификации специалистов с высшим образованием. Законодательство СССР о труде утверждает бесплатное повышение квалификации и переподготовку кадров, которые осуществляются в институтах усовершенствования учителей, институтах повышения квалификации, на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации при передовых предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях, а также в других учреждениях и организациях. С 1977 года руководящие работники и специалисты народного хозяйства были обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в шесть лет.

В середине 80-х годов ХХ века в СССР насчитывалось 356 институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, 560 факультетов при вузах, 600 курсов при министерствах, ведомствах, организациях и учреждениях. Ежегодно в системе повышения квалификации обучалось около 3 млн. чел, в учебном процессе было занято 60 тыс. преподавателей, среди них 70 % - специалисты с учеными степенями и званиями. Однако в условиях экстенсивного развития производства, административно-командной экономики, номенклатурного подхода к подбору и расстановке кадров деятельность системы повышения квалификации была излишне формализована и не всегда эффективна [12]. Создается государственная система повышения квалификации, призванная обеспечивать трудящимся получение новых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы по специальности.

Весьма значимым в аспекте проблемы исследования является появление в мировой экономике интеграционных процессов и создание сетевых организационных структур. Проявляющаяся тенденция к интеграции разнообразных предприятий и организаций обуслав-

ливает необходимость коренных изменений не только в характере деятельности этих предприятий, но и в мышлении людей и развитии их компетентностей. Интеграция в сфере образования становится одной из важных проблем в педагогической теории и практике исследований ученых В.Н. Алексеева, Д.А. Артемьевой, Л.Б. Баряевой, М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, А.М. Гатаулина, И.Г. Еременко, С.И. Корнеева, В.Д. Семенова, В.А. Сластенина, Л.Д. Федорова, Н.К. Чапаева, А.Г. Шепило и др.

Первые работы Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, В. Катыкало, Д. Новикова, Б. Мильнера и других исследователей, посвященные сетевым структурам, появились во второй половине XX века и связаны с вопросами формирования за рубежом, а позже и в России, информационного общества или экономики, основанной на знаниях. По мнению многих ученых, в условиях глобальных изменяющихся рынков сетевая организационная структура управления становится более перспективной, позволяющей организациям постоянно заниматься разработкой товаров и услуг.

Таким образом, на III этапе происходит активное становление организаций системы ДПО, развиваются интеграционные процессы в экономике и образовании, создаются сетевые организации. В педагогике активно обсуждается понятие «дополнительное профессиональное образование», но вместе с тем, на законодательном уровне это понятие не введено. Период характеризуется: формированием принципа непрерывности образования посредством развития научного содержания, методологии, технологий и форм обучения; актуализацией проблем самообразования как неформального вида повышения квалификации и переподготовки; совершенствованием системы ДПО.

IV этап - 1991-2009 годы - характеризуется введением понятия «дополнительное профессиональное образование» на законодательном уровне; активным развитием ДПО в высшей школе, в том числе для обучающихся студентов; появлением наряду с государственными и негосударственных учреждений ДПО. Этот период знаменуется расширением сети и развитием конкуренции в сфере ДПО; активным развитием сетевого взаимодействия различных организаций и созданием научно-образовательных кластеров; появлением за рубежом обучающихся и самообучающихся организаций; принятием Меморандума непрерывного образования Европейского союза в марте 2000 г., вступлением России в Болонский процесс в сентябре 2003 года; началом внедрения дистанционных образовательных технологий в ДПО и активным развитием компьютерной грамотности населения.

В 1992 году принят Федеральный закон «Об образовании», в который внесена 26 статья «Дополнительное образование»; в 1995 году утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», действующее до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году; которое определяет цель, задачи, структуру, управление, контроль, учет и отчетность, виды деятельности образовательного учреждения ДПО. Впервые определено, что образовательное учреждение повышения квалификации может быть не только государственным, но и негосударственным.

Расширяется сеть организаций ДПО: к 1994 году действовали 7 академий, 190 институтов повышения квалификации, межотраслевых региональных центров, высших школ управления, 108 институтов усовершенствования учителей и врачей, 297 факультетов при вузах, более 140 различных курсов и школ. В учебных заведениях занято 2 тыс. штатных преподавателей (в том числе доктора наук, профессора - 3 %, доценты - 67 %) и 27 тыс. преподавателей на условиях почасовой оплаты труда [7]. Вместе с тем, следует отметить наметившуюся тенденцию уменьшения бюджетной поддержки учреждений ДПО и сокращения государственной системы ДПО.

Переход России к рыночной экономике потребовал нового осмысления принципа целевой направленности повышения квалификации в контексте удовлетворения образова-

тельных потребностей. Этому способствовала государственная политика в области ДПО, принятие в 2000 году Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Меморандума непрерывного образования Европейского союза или Меморандума образования длиною в жизнь; принятие Россией Болонской декларации, изменение основных лозунгов образования с «Образование для жизни», «Образование на всю жизнь» на лозунги «Образование на протяжении всей жизни» и «Образование в течение жизни», или Lifelong Learning. Центральной идеей российского непрерывного образования становится развитие человека как личности, субъекта профессиональной деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

К предпосылкам становления сетевых самообучающихся организаций дополнительного профессионального образования следует отнести развитие сетевого взаимодействия и создание образовательных кластеров. С конца XX века особое внимание ученых (Е.С. Куценко, А.В. Леонтьев, А.А. Мигранян, Г.В. Мухаметзянова, М.Э. Портер, Н.Б. Пугачева, Е.И. Соколова, Т.В. Цихан, А.Р. Шайдуллина и др.) уделяется созданию инновационных образовательных и научно-образовательных кластеров, представляющих объединение различных образовательных организаций: высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, производственных предприятий посредством создания локальных зон с определенными преференциями, где все участники процесса инновационной деятельности находятся в постоянном взаимодействии.

В российском образовательном менеджменте понятие «сетевое взаимодействие» стало употребляться в 90-х годов XX века. Для нашего исследования, с одной стороны, сетевое взаимодействие образовательных организаций выступает определенным интегратором их ресурсов с целью повышения эффективности деятельности этих организаций (взаимодействие для достижения общих целей по В.П. Третьяку), а, с другой стороны, как взаимодействие субъектов на основе обмена между субъектами собственными образовательными ресурсами (по А.И. Адамскому).

Основанием для возникновения и становления сетей, как правило, являются культурно-образовательные инициативы. В течение IV этапа различные образовательные и профессиональные сообществ объединяются в структурированные сети, что способствует развитию инновационных процессов в системе образования. Об этом свидетельствует реализация Федерального проекта «Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», в котором приняли участие 3000 школ, выбранных в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

IV этап ознаменовался появлением теории самообучающихся организаций, связанной с поиском моделей более конкурентоспособных организаций в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях. Основные аспекты концепции «самообучающейся организации», или «обучающейся организации», разработанные Питером Сенге, профессором MIT, представлены в книге «Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации», имевшей большой успех в 1990 году и принесшей ее автору большую популярность. Питер Сенге утверждает, что «обучающаяся организация - это место, где люди постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют. Здесь же они учатся тому, как изменить эту реальность» [11].

Данный период характеризуется также проявлением интереса ряда отечественных ученых к управлению знаниями, информацией и развитием интеллектуального ресурса организаций (А.Л. Гапоненко, В.В. Ефимов, А.К. Зайцев, Б.З. Мильнер, Е.И. Пахомова, И.П. Пономарев, С.Р. Семушкина, Г.М. Сундукова и др.).

V этап - с 2010 года по настоящее время - характеризуется переходом Российской Федерации к экономике знаний; ослаблением государственного регулирования в сфере ДПО; дальнейшим расширением сети негосударственных организаций; активным примене-

нием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронного обучения и ростом конкуренции в сфере ДПО; растущим интересом российских ученых к проблемам создания самообучающихся организаций; и интенсификацией развития сетевого взаимодействия в сфере образования.

В связи с принятием в 2012 году Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закреплены понятия «образовательная организация», «дополнительная профессиональная программа», «сетевая форма реализации образовательных программ», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии».

Вопросы поиска механизмов эффективного управления сетевым взаимодействием в процессе образовательной деятельности активно изучаются теоретиками и практиками образовательного менеджмента (А.И. Адамский, Е.Н. Белова, Л.А. Беляева, Н.С. Бугрова, Н.Н. Жуковицкая, Ю.А. Конаржевский, В.В. Обухов, Г.Н. Прозументова, Л.В. Путинцева, В.В. Маковеева, Е.Е. Сартакова, А.И. Таюрский, А.Г. Шепило и др.).

Согласно данным автоматизированной системы сбора и анализа информации о функционировании системы ДПО в Российской Федерации, созданной в 2011 году для решения задач по получению информации, объективно отражающей состояние данной системы, в 2011/2012 учебном году функционировали 1130 организаций ДПО, подведомственных Ми-нобрнауки Российской Федерации. В том числе 121 академия и институты ДПО, 333 организации ДПО в учреждениях среднего профессионального образования и 676 - в учреждениях высшего образования, включая 194 филиала (в качестве их структурных подразделений). При этом по сравнению с 2010 - 2011 учебным годом число организаций ДПО за год выросло на 251. Среди этих организаций представлены все 9 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университета и два университета, имеющих особый статус - МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ. В этих организациях по программам ДПО обучено 1,28 млн. человек [1].

В настоящее время в России функционирует свыше 1500 образовательных организаций и структурных подразделений лицензированных организаций системы ДПО, включая учебные центры службы занятости, в которых ежегодно обучаются около 26 % населения в возрасте от 25 до 65 лет. При этом ведущую роль в развитии ДПО на протяжении последних лет взяли на себя государственные высшие учебные заведения, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО. Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в 2020 году прогнозируется увеличение доли трудоспособного населения, обучающегося в организациях ДПО, до 55 % [9], что в два раза превышает сегодняшние показатели. Обеспечение выполнения этих показателей требует интенсификации деятельности организаций ДПО и применения новых, более эффективных организационно-управленческих структур в этих организациях.

Проведенный анализ позволил выявить ряд тенденций развития организаций ДПО: повышение востребованности в эффективном и качественном ДПО, интенсивность развития организаций ДПО в высшей школе, нарастающая конкуренция в связи с активизацией создания различных негосударственных организаций, снижение государственного финансирования, интеграционные процессы в сфере образования, создание сетевых организаций и развитие сетевых форм реализации образовательных программ, ДОТ [3]. Выявлены и описаны основные проблемы: недостаточное удовлетворение потребностей трудоспособного населения в ДПО; отсутствие эффективной модели взаимодействия с работодателями; низкий уровень реализации программ с применением ДОТ; отсутствие механизмов и технологий эффективного образовательного менеджмента в системе ДПО, способствующих повышению результативности деятельности организаций этой системы в соответствии с современными вызовами; охарактеризованы некоторые перспективы их развития [3].

Фундаментом создания сетевой самообучающейся организации ДПО, которая, на наш взгляд, может стать более результативной и соответствующей современным вызовам, является обеспечение определенных управленческих и педагогических условий [4]. Среди таковых особое внимание уделяется образовательному менеджменту процесса создания сетевой самообучающейся организации ДПО; формированию ценностно-смысловой основы непрерывного развития ключевой управленческой компетентности ее работников; проектированию и созданию системы корпоративного непрерывного формального, неформального и информального образования; самообразования работников в процессе их индивидуального, группового и коллективного обучения [4] в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства.

Таким образом, проведенный историко-педагогический анализ позволил нам разработать этапизацию появления предпосылок, способствующих созданию условий для становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования. В течение пяти этапов (с 1859 года по настоящее время) постепенно формируется современная система ДПО; одним из ведущих принципов образования взрослых становится самообразование и саморазвитие личности; в мировой экономике создаются обучающиеся и самообучающиеся организации, сетевые организации, к проблемам которых начинают проявлять интерес как зарубежные, так и отечественные ученые; активно развиваются интеграционные процессы в образовании и сетевые взаимодействия; изучаются проблемы деятельности организаций ДПО, отвечающие современным требованиям государства и общества. Для разрешения основных выявленных проблем развития организаций системы ДПО, препятствующих повышению их результативности, и предлагается создание сетевой самообучающейся организации ДПО.

1. Абрамов, А.Г., Булакина, М.Б., Иванников, А.Д., Кривошеее, А.О., Шмелькова, Л.В. Система дополнительного профессионального образования РФ: ключевые статистические показатели по результатам автоматизированного сбора данных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. -№ 1. - С. 133-144. URL : http://elibrary.ru/item.asp?id=21151377 (дата обращения : 15.11.2016).

2. Аниськина, Н.Н. Новые горизонты дополнительного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2013. - №. 3. - С. 3-10.

3. Белова, Е.Н. Организации дополнительного профессионального образования: проблемы и перспективы развития // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. - № 4 (59). С. 45-50.

4. Белова, Е.Н. Условия становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2016. № 12. С. 68-74.

5. Белова, Е.Н. Факторы создания сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2015. № 2. - С. 77-82.

6. Морозова, Н.А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Морозова. - Москва, 2003. - 332 c.

7. Мухина, Т.Г., Копосов, Е.В., Бородачев, В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы : монография. - Н. Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2013. - 289 с.

8. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики : в 4 т. Том I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, Н.П. Литвиновой. Книга 1. История развития образования взрослых в России / под ред. Е.П. Тонконогой. - Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2000. - 114 с.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.» URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 (дата обращения : 27.10.2016).

10. Рабочие факультеты / гл. ред. А.М. Прохоров // Большая советская энциклопедия. - Москва : Сов. энциклопедия, 1976. - Т.21. - 597 с.

11. Сенге, П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / Питер Сенге ; пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой. - Москва : ЗАО «Олимп - Бизнес», 2011. - 448 с.

12. Худоминский, П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.) / П.В. Худоминский. - Москва : Педагогика, 1986. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.