Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ЗАДАЧИ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ЗОН ВОЗМОЖНЫХ ОПАСНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ'

ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ЗАДАЧИ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ЗОН ВОЗМОЖНЫХ ОПАСНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ЭВАКУАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ / CIVIL DEFENSE / EVACUATION OF THE POPULATION / EVACUATION MEASURES / RATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чирков Алексей Николаевич, Рыбаков Анатолий Валерьевич, Кузьмин Александр Иванович

В рамках сформулированной научной задачи определены исходные данные для выбора маршрута движения при проведении эвакуации населения из зон возможных опасностей в условиях военных конфликтов. Выявлено противоречие в практической области проведения эвакуационных мероприятий и предложен подход для его разрешения. Представлена целевая функция в виде зависимости показателя эффективности от основных факторов,влияющих на увеличение времени эвакуации населения. Определены управляемые переменные, основные ограничения и допущения, принятые для решения задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чирков Алексей Николаевич, Рыбаков Анатолий Валерьевич, Кузьмин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL STATEMENT OF THE SCIENTIFIC OBJECTIVE OF CHOOSING A RATIONAL-NATIONAL MOVEMENT ROUTE WHEN PERFORMING EVACUATION OF A POPULATION FROM POSSIBLE HAZARDS AREAS UNDER CONDITIONS MILITARY CONFLICTS

Within the framework of the formulated scientific task, the following were determined: initial data for choosing a route of movement during the evacuation of the population from zones of possible dangers in the conditions of military conflicts. A contradiction was identified in the practical field of conducting evacuation measures and an approach was proposed for resolving it. The objective function is presented in the form of a dependence of the efficiency indicator on the main factors affecting the increase in the time of population evacuation. Managed variables, basic constraints and assumptions adopted for solving the problem are defined.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ЗАДАЧИ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ЗОН ВОЗМОЖНЫХ ОПАСНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ»

УДК 351.862.1

ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ЗАДАЧИ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ЗОН ВОЗМОЖНЫХ ОПАСНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ

КОНФЛИКТОВ

А.Н. Чирков

адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск

E-mail: udm.sharkanQrambler.ru A.B. Рыбаков

доктор технических наук, профессор, начальник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск

E-mail: anatoll rubakovQmail.ru

А.И. Кузьмин

заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат военных наук, профессор, профессор кафедры (оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: а.kuzminQamchs.ru

Аннотация. В рамках сформулированной научной задачи определены исходные данные для выбора маршрута движения при проведении эвакуации населения из зон возможных опасностей в условиях военных конфликтов. Выявлено противоречие в практической области проведения эвакуационных мероприятий и предложен подход для его разрешения. Представлена целевая функция в виде зависимости показателя эффективности от основных факторов, влияющих на увеличение времени эвакуации населения. Определены управляемые переменные, основные ограничения и допущения, принятые для решения задачи.

Ключевые слова: гражданская оборона, эвакуация населения, эвакуационные мероприятия, рациональный маршрут.

Цитирование: Чирков А.Н., Рыбаков A.B., Кузьмин А.И. Общая постановка научной задачи выбора рационального маршрута движения при проведении эвакуации населения из зон возможных опасностей в условиях военных конфликтов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 2 (45). С. 3 - 11.

Введение

Расширение Североатлантического альянса на восток, повышение его силового потенциала и планомерное приближение к границам Российской Федерации (далее — РФ) стало одной из основных геополитических проблем настоящего времени [1]. Политика наращивания военно-политического блока НАТО, размещение стратегических военных баз у границ РФ и планируемое вступление в Североатлантический альянс таких государств, как Грузия, Украина, служит дополнительным источником новых военных угроз РФ [2, 3].

Примером военной угрозы национальной безопасности России могут послужить события августа 2008 года, когда руководство

Грузии силовым путем пыталось вернуть контроль над территориями Южной Осетии и Абхазии.

Военные угрозы характеризуются реальной возможностью возникновения военных конфликтов между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства к применению военной силы [4].

Характерной чертой современных военных конфликтов является массированное применение обычных средств поражения, к которым относится высокоточное оружие (далее — ВТО), средств радиоэлектронной борьбы, скрытность подготовки и внезапность военной агрессии [3].

ВТО обладает высокой вероятностью и точностью поражения цели в .любых условиях сложившейся обстановки. Особенностями применения ВТО является уничтожение критических элементов объектов экономики (далее ОЭ), разрушение которых прекращает функ-

ционирование всмх) объекта в целом.

В настоящее время, все ОЭ на территории страны находятся в пределах досягаемости обычных средств поражения [10].

Общая классификация высокоточно!^ оружия представлена на рисунке 1 [13].

Рисунок 1 Общая классификация высокоточно!^ оружия

Защита населения РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, является системой мероприятий гражданской обороны (далее ГО) [5]. Она осуществляется за счет проведения комплекса организационных, инженерно-технических, информационных и других защитных мероприятий.

Под опасностями, возникающими при военных конфликтах, понимается совокупность условий, которые сложились в результате применения различных видов оружия, при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую сре-Д.У [5, 6].

Учитывая военные угрозы и возможный характер вооруженной агрессии потенциаль-но!'о противника, наиболее эффективными способами защиты населения являются [7|: укрытие в защитных сооружениях; обеспечение средствами индивидуальной защиты;

эвакуация в безопасные районы. В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями населения городов и населенных пунктов, находящихся в зонах воз-

можных опасностей [8], проведение эвакуационных мероприятий но вывозу (выводу) населения из этих городов в безопасные районы является основным способом С!'о защиты от обычных средств поражения.

Под термином «безопасный район» следует понимать территорию, расположенную вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и нод!'отов.ленную для жизнеобеспечения меетших) и эвакуируемо!^ населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей [9].

Планирование и подготовка эвакуационных мероприятий осуществляется заранее (в мирное время), а их осуществление в период перевода гражданской обороны с мирших) на военное положение, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (воору-женших) конфликта) [5].

Эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей, в зависимости от складывающейся обстановки, необходимо проводить в максимально сжатые сроки, с использованием всех видов транспорта и пешим порядком.

В этом случае автомобильные дороги действующей дорожно-транспортной сети будут представлять собой маршруты для эвакуации населения. Вместе с тем, низкая пропускная способность транспортной инфраструктуры и высокая плотность жилой застройки во многих городах России станет помехой для вывода большого потока автомобилей, что, в свою очередь, может привести к образованию дорожных заторов и увеличению времени эвакуации населения в безопасные районы.

Во время военных конфликтов существует высокая вероятность массированного удара противником по объектам оборонной промышленности, топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической промышленности, нефтехимии и металлургии, транспортной инфраструктуры.

Проведя анализ существующих ОЭ и транспортной инфраструктуры, влияющих на жизнеобеспечение населения и функционирование государства в целом, можно сделать вывод, что к наиболее вероятным объектам воздействия средствами поражения противника относятся [10]:

в машиностроительном комплексе — пред-

приятия по производству вооружения, военной техники, боеприпасов, приборостроения, машиностроения, авиационно-ракетные, автомобилестроения, судостроительные;

в топливно-энергетическом комплексе — электростанции, линии электропередачи, сооружения нефте- и газопроводов, газоперерабатывающие заводы, предприятия по переработке нефти и производству нефтепродуктов;

в химической промышленности — предприятия по производству синтетического аммиака, азотной кислоты, лаков, красок, фосфора, фосфатных удобрений, синтетических спиртов и т.п.;

в металлургии — предприятия черной и цветной металлургии по производству чугуна, стали, свинца, цинка и др.;

в транспортной системе — крупные железнодорожные узлы, железнодорожные и автомобильные мосты, туннели, аэродромы и др.;

в системе управления — пункты управления, командные пункты, узлы связи, телецентры и др.

Значения приоритетов объектов, по которым может быть нанесен удар противником [11], представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Приоритеты поражения объектов

Приоритеты поражения групп объектов Категории поражаемых объектов

1 объекты государственного и военного управления, транспорта и коммуникаций пункты управления

командные пункты

узлы связи

узловые железнодорожные станции

железнодорожные мосты (тоннели)

автомобильные развязки (мосты)

морские (речные) порты, космодромы, аэродромы

насосные станции трубопроводов (газопроводов)

2 объекты энергетики атомные электростанции

гидроэлектростанции

тепловые электростанции

электроподстанции

склады ГСМ и нефтебазы

3 объекты промышленности и жизнеобеспечения населения нефтеперерабатывающие и химические заводы

оборонные заводы

металлургические заводы

машиностроительные заводы

заводы электротехнического оборудования

Соответственно, риск поражения данных объектов необходимо заблаговременно учитывать при планировании эвакуационных мероприятий, а также при планировании маршрутов эвакуации населения.

В результате нанесения массированного удара противником могут получить значительные повреждения и разрушения потенциально опасные объекты (далее — ПОО), ОЭ и транспортной инфраструктуры. Поэтому эвакуация населения по заранее запланированным маршрутам может быть затруднена вследствие непроходимости участков маршрута, что потребует проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть продолжительными по времени. Примерами таких работ могут быть: ремонт моста, тушение пожара, проделывание проходов в завалах, преодоление зараженного участка местности, оборудование объездов разрушенных или непроходимых участков дорог, оборудование переправ через водные преграды [6]. Зоны поражения могут оказать существенное влияние на увеличение времени эвакуации населения в безопасный район.

Проведенный анализ позволил выявить проблемную ситуацию, заключающуюся в том, что время движения колонн с эвакуируемым населением может быть существенно увеличено по сравнению с плановым из-за влияния ряда деструктивных факторов, обусловленных воздействием противника: разрушения объектов транспортной инфраструктуры, возникновения завалов и пожаров, радиоактивного загрязнения и химического заражения отдельных участков маршрутов эвакуации. Это может привести к значительному увеличению потерь населения от воздействия вторичных поражающих факторов вследствие разрушения ПОО, находящихся в непосредственной близости от маршрутов движения, а также поражающих факторов обычных средств поражения в случае повторного нанесения удара по ОЭ и транспортной инфраструктуры .

Предварительный анализ позволил определить некоторые направления разрешения сформулированной проблемной ситуации:

а) совершенствование транспортной инфраструктуры региона за счет строительства

новых дорог или реконструкции существующей дорожно-транспортной сети, что позволит существенно повысить ее пропускную способность. Реализация данного направления потребует значительных финансовых, материальных и людских ресурсов и может быть осуществлена только в далекой перспективе;

б) увеличение количества сил инженерных подразделений, их оснащение высокоэффективными техническими средствами для выполнения задач по восстановлению маршрутов эвакуации населения. Однако в условиях строгого ограничения на численность личного состава всех силовых структур данный подход труднореализуем. Кроме этого, потребуются дополнительные финансовые ресурсы на закупку дополнительных образцов вооружения и военной техники;

в) скрытие и имитация ПОО и ориентиров вокруг них, находящихся в непосредственной близости от маршрутов движения, за счет использования различных маскировочных средств (пены, аэрозоли, тепловые и световые ложные цели и др.). Для осуществления этого комплекса мероприятий необходимо перераспределить имеющиеся средства маскировки между ПОО, что может быть неоправданно с учетом их разной значимости (важности) либо организовать дополнительное производство и закупку этих средств.

Сформулированная проблемная ситуация в рассматриваемой предметной области и результаты анализа возможных направлений ее разрешения позволили сформулировать следующее противоречие в практике:

с одной стороны, необходимо сократить время движения колонн с эвакуируемым населением с учетом влияния ряда деструктивных факторов, обусловленных воздействием противника в условиях военных конфликтов, что может быть достигнуто за счет проведения указанных выше мероприятий, реализация которых потребует существенных финансовых, материальных, людских и других ресурсов;

с другой стороны, в современных экономических условиях развития государства существуют жесткие ограничения на выделяемые ресурсы.

Проведенный анализ показал, что одним из перспективных направлений разрешения выявленного противоречия, не требующим значительных финансовых, материальных и временных затрат, является выбор рационального маршрута движения при проведении эвакуации населения из зон возможных опасностей в условиях военных конфликтов с учетом влияния факторов, обусловленных воздействием противника [12].

Под рациональным маршрутом необходимо понимать такой маршрут, при котором время эвакуации населения из зоны возможной опасности в безопасный район является минимальным с учетом времени по устранению препятствий, обусловленных воздействием противника. При осуществлении планирования рациональных маршрутов эвакуации населения необходимо учитывать следующие факторы:

возможное передвижение войск и движение населения на личном автотранспорте;

состояние дорожно-транспортной сети и ее возможности для проведения эвакуации населения;

наличие ПОО, ОЭ, находящихся в непосредственной близости к маршрутам эвакуации населения;

наличие крупных населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости к маршрутам эвакуации населения;

риск возникновения чрезвычайной ситуации в условиях применения противником обычных средств поражения;

возможности инженерных подразделений для выполнения задач по восстановлению маршрутов эвакуации;

возможности спасательных подразделений для проведения различного рода разведки и контроля.

Исходными данными для выбора рационального маршрута эвакуации населения являются множество участков дорог, которые объединены в дорожно-транспортную сеть с ее характеристиками и пропускной способностью. На данных участках дорог находятся различные ПОО, ОЭ и транспортной инфраструктуры, населенные пункты. В случае воздействия по ним средствами поражения может

складываться обстановка, которая, из-за образования зон поражения, может оказать влияние на увеличение времени эвакуации населения в безопасный район.

Оценка степени разрушения ПОО, ОЭ, находящихся в непосредственной близости от маршрутов эвакуации, объектов транспортной инфраструктуры позволит определить возможный перечень и объем работ по устранению препятствий, которые в существенной мере определяют время движения по маршруту эвакуации. Примерами таких работ могут быть: ремонт моста, тушение пожара, проделывание проходов в завалах или преодоление зараженного участка местности и др.

Таким образом, время движения по конкретному участку маршрута с учетом проведения работ по устранению возможных препятствий можно рассматривать как вес данного участка в графе дорожно-транспортной сети.

С учетом изложенного может быть сформулирована общая постановка научной задачи выбора рационального маршрута движения при проведении эвакуации из зон возможных опасностей в условиях военных конфликтов.

Исходные данные:

С(у, Е) — ориентированный граф дорожно-транспортной сети между сборным эвакуационным пунктом А (вершина отправления ^1) и приемным эвакуационным пунктом В (вершина назначения ьт), где V = {У1,У2,... ,Ут} — множество вершин графа, которые могут являться началами или концами множества участков дорог Е = {еьв2,... ,ега};

поо, = {по о,ь по о,2,... да О^ }

— множество потенциально опасных объектов на участке е^ дорожно-транспортной сети, где йг — мощность этого множества;

ОЭ, = {О Э,1,0Э ,2,..., О Э,0,} - множество объектов экономики, объектов транспортной инфраструктуры па участке е^ дорожно-транспортной сети, где ел — мощность этого множества;

НП, = {НП,1,Н П,2,...,Н Пй.} - множество населенных пунктов па участке е^ дорожно-транспортной сети, где и — мощность этого множества;

I. — длин а е. участка дорожно-транспортной сети;

— пропускная способность е. участка дорожно-транспортной сети;

V — функция, определяющая характеристики транспортных средств, участвующих в эвакуации населения;

Бсещ — функция, определяющая сценарий развития ситуации на е. участке дорожно-транспортной сети при воздействии противника обычными средствами поражения;

V. — объем работ, который необходимо выполнить для преодоления е. участка дорожно-транспортной сети в случае возникновения зон разрушения, заражения, загрязнения, затопления, пожаров;

Mi

силы, которые могут привлекать-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся для участия в выполнении работ V. на е. участке дорожно-транспортной сети;

ИТ. — средства, которые могут привлекаться для участия в выполнении работ V. на участке е. дорожно-транспортной сети;

V. = /('Юг,У) — средняя скорость движения по е. участку дорожно-транспортной сети в мирное время.

О. = {Оц,Ог2,Ог3} — множество факторов, характеризующих изменение штатно-

.

дорожно-транспортной сети, где:

О.1 = {вПО 0.1 ,вПО 0.2,..., вПО Ог(1.} — факторы, характеризующие воздействие противника обычными средствами пораже-

.

участке дорожно-транспортной сети;

вПООу — факторы, характеризующие воздействие противника обычными средствами

.

сети;

О.2 = {вО Э.1,вО Э.2,...,вО Э иН } — факторы, характеризующие воздействие противника обычными средствами поражения по

объектам экономики и объектам транспорт.

транспортной сети;

вОЭу - факторы, характеризующие воздействие противника обычными средствами

.

ке дорожно-транспортной сети;

О.з = {эНП.1, эНП.2,..., эН} — факторы, характеризующие эвакуацию населения из

.

ку дорожно-транспортной сети;

эНПу — факторы, характеризующие эва-

.

Для заданных исходных данных необходимо определить такой маршрут движения эвакуационной колонны (ацикличный подграф) Ь(У',ЕГ) = ({г>1, у'2,..., у^ ,..., }, {е[, е'2,..., ё2,..., е'г }), з = 1',3, г = 1',г, где: 1) Ь С V, 2) = иа и = ьь, при котором время эвакуации будет минимальным с учетом образования возможных зон поражения на маршрутах движения

Т = (Ь + , Ъ, МТг)) ^ тт, (1)

где и = /(1./V— время преодоления е. участка дорожно-транспортной сети в мирное время;

ствий, обусловленных воздействием противника, с учетом объема выполняемых работ, располагаемых сил и средств.

Таким образом, решение сформулированной задачи позволит определить рациональный маршрут движения для проведения эвакуации из зон возможных опасностей во время военных конфликтов между сборным эвакуационным пунктом иа и приемным эвакуационным пунктом ьь с минимальным временем эвакуации населения.

Литература

1. Гиниятов Ф.М. Расширение НАТО на восток и позиция России. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-nato-na-vostok-i-pozitsiya-rossii/viewer (дата обращения 20.03.2020).

2. Юрченко В.М., Юрченко И.В. Информационная безопасность России в Черноморском регионе. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-rossii-v-chernomorskom-regione/viewer (дата обращения 20.03.2020).

3. Малышев В.П., Богатырев Э.Я. Анализ военных угроз национальной безопасности России и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/п/analiz-voennyh-ugroz-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-i-ih-vliyanie-na-planirovanie-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/viewer (дата обращения: 11.03.2020).

4. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения: 12.03.2020).

5. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/178160/ (дата обращения: 11.03.2020).

6. Шульгин В.Н. Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Учебник для вузов М.: Академический проект; Деловая книга, 2010. 684 с.

7. Степаненко ,1.1?. Повышение эффективности планирования эвакуационных мероприятий // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2013. № 1 (16). С. 116-118.

8. Бахтиярова О.П., Казаков В.Ю., Глушаченков A.A., Шарыкина О.В. Методический подход к обоснованию рационального способа защиты населения от поражающих факторов при применении обычных средств поражения. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https: / / cyberleninka.ru / article/п/metodicheskiy-podhod-k-obosnovaniyu-ratsionalnogo-sposoba-zaschity-naseleniya-ot-porazhayuschih-faktorov-pri-primenenii-obychnyh / viewer (дата обращения 20.03.2020).

9. Постановление Правительства РФ от 03 февраля 2015 № 61 «О внесении изменений в Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

10. Палий А. И. Проблема защиты объектов экономики и инфраструктуры от высокоточного оружия силами и средствами гражданской обороны. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: / / cyberleninka.ru / article/п/problema-zaschity-obektov-ekonomiki-i-infrastruktury-ot-vysokotochnogo-oruzhiya-silami-i-sredstvami-grazhdanskoy-oborony/viewer (дата обращения: 15.03.2020).

11. Малышев В.П., Богатырев Э.Я. Анализ военных угроз национальной безопасности России и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. Москва: ФКУ «Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России», 2014. N 2 (4). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ii/analiz-voennyh-ugroz-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-i-ih-vliyanie-na-planirovanie-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/viewer (дата обращения: 03.04.2020).

12. Чирков А.П., Пономарев А.П., Малинин P.C. Анализ факторов и условий, влияющих на время следования спасательного центра МЧС России в зону чрезвычайной ситуации / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2019. № 4 (43). С. 112-123.

13. Гражданская оборона. Учебник / Издание 2-е, переработанное. МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018. 400 с.

GENERAL STATEMENT OF THE SCIENTIFIC OBJECTIVE OF CHOOSING A RATIONAL-NATIONAL MOVEMENT ROUTE WHEN PERFORMING EVACUATION OF A POPULATION FROM POSSIBLE HAZARDS AREAS UNDER

CONDITIONS MILITARY CONFLICTS

Alexey CHIRKOV

Adjunct Research Center Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk

E-mail: udm.sharkanQrambler.ru

Anatoly RYBAKOV

Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of Research Center Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk

E-mail: anatoll rubakovQmail.ru

Alexander KUZMIN

Honored Worker of the Higher School

of the Russian Federation,

Candidate of Military Sciences, professor,

Professor of the Department

(operational event management RSChS and GO)

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow Region, Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: a.kuzminQamchs.ru

Abstract. Within the framework of the formulated scientific task, the following were determined: initial data for choosing a route of movement during the evacuation of the population from zones of possible dangers in the conditions of military conflicts. A contradiction was identified in the practical field of conducting evacuation measures and an approach was proposed for resolving it. The objective function is presented in the form of a dependence of the efficiency indicator on the main factors affecting the increase in the time of population evacuation. Managed variables, basic constraints and assumptions adopted for solving the problem are defined. Keywords: civil defense; evacuation of the population; evacuation measures; rational route. Citation: Chirkov A.N., Rybakov A.V., Kuzmin A.I. General statement of the scientific problem of choosing a rational route of movement during the evacuation of the population from areas of possible dangers in the conditions of military conflicts // Scientific and educational problems of civil protection. 2020. No. 2 (45). p. 3 - 11.

References

1. Giniyatov F.M. The expansion of NATO to the east and the position of Russia. [Electronic resource]. Access mode URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-nato-na-vostok-i-pozitsiya-rossii/viewer (Access date 20.03.2020).

2. Yurchenko V.M., Yurchenko I.V. Information Security of Russia in the Black Sea Region. [Electronic resource]. Access mode URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-rossii-v-chernomorskom-regione/viewer (Access date 20.03.2020).

3. Malyshev V.P., Bogatyrev E.Ya. Analysis of military threats to Russia's national security and their impact on civil defense planning. [Electronic resource]. Access mode URL: https: / / cyberleninka.ru / article/n/analiz-voennyh-ugroz-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-i-ih-vliyanie-na-planirovanie-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/viewer (Access date: 11.03.2020).

4. Military doctrine of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 № Pr-2976. [Electronic resource]. Access from the reference and legal system «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (Access date 12.03.2020).

5. Federal Law of February 12, 1998 № 28-03 "On Civil Defense "[Electronic resource]. Access from the reference system "Garant". URL: https://base.garant.ru/178160/ (Access date 11.03.020).

6. Shulgin V.N. Engineering protection of the population and territories in emergency situations of peace and war. Textbook for high schools M .: Academic project; Business Book, 2010. 668 p.

7. Stepanenko D.V. Improving the efficiency of planning evacuation measures // Scientific and educational problems of civil protection. Khimki: Federal State Budget Educational Institution of Higher Vocational Health in the State Healthcare Ministry EMERCOM of Russia, 2013. No. 1 (16). S. 116-118.

8. Bakhtiyarova O.N., Kazakov V.Yu., Glushachenkov A.A., Sharykina O.V. A methodological approach to justifying a rational way of protecting the population from damaging factors when using conventional means of destruction. [Electronic resource]. Access mode URL: https: / / cyberleninka.ru / article/n/metodicheskiy-podhod-k-obosnovaniyu-ratsionalnogo-sposoba-zaschity-naseleniya-ot-porazhayuschih-faktorov-pri-primenenii-obychnyh / viewer (Access date 20.03.2020).

9. Decree of the Government of the Russian Federation of February 3, 2015 № 61 «On Amending the Rules for the Evacuation of the Population, Material and Cultural Property in Safe Areas».

10. Paly A. I. The problem of protecting economic and infrastructure facilities from precision weapons by forces and means of civil defense. [Electronic resource] - Access mode: https: / / cyberleninka.ru / article/n/problema-zaschity-obektov-ekonomiki-i-infrastruktury-ot-vysokotochnogo-oruzhiya-silami-i-sredstvami-grazhdanskoy-oborony/viewer (Access date: 15.03.2020).

11. Malyshev V.P., Bogatyrev E.Ya. Analysis of military threats to Russia's national security and their impact on the planning of civil defense measures // Civil Defense Strategy: Problems and Research. Moscow: FKU «Center for Strategic Studies of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia», 2014. № 2 (4). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-voennyh-ugroz-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-i-ih-vliyanie-na-planirovanie-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/viewer (Access date 04.04.2020 )

12. Chirkov A.N., Ponomarev A.I., Malinin R.S. Analysis of factors and conditions affecting the time of the rescue center of the EMERCOM of Russia in the emergency zone // Scientific and educational problems of civil protection. Khimki: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Vocational Health in the State Emergencies Ministry of the Russian Emergencies Ministry, 2019. № 4 (43) S. 112-123.

13. Civil Defense. Textbook / Edition 2, revised. Russian Emergency Situations Ministry. M .: FSBI VNII GOCHS (FC), 2018. 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.