Научная статья на тему 'Эвакуация населения в условиях ведения войны с применением обычных средств поражения'

Эвакуация населения в условиях ведения войны с применением обычных средств поражения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1002
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита населения и территорий / общая эвакуация / частичная эвакуация / ограниченная эвакуация / оружие массового поражения / Ядерное оружие / вероятный очаг поражения / гражданская оборона / защитное сооружение / населенный пункт / defence of people and territories / common evacuation / limited evacuation / restricted evacuation / weapons of mass annihilation / Nuclear Weapons / the most probable seats of affection / civil defence / protective construction / Settlement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Александр Иванович, Муркова Мария Владимировна

В статье даны основные этапы эвакуации, установлены проблемные вопросы, связанные с общей эвакуацией. Рассмотрены особенности проведения ограниченной эвакуации, указаны категории населения, подлежащие выводу из вероятных очагов поражения при ограниченной эвакуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of evacuation are given in this report, problem questions connected with common ways of evacuation are established here. Peculiarities of holding restricted evacuation are regarded in this article and categories of population had to be taken away from the most probable seats of affection are pointed here.

Текст научной работы на тему «Эвакуация населения в условиях ведения войны с применением обычных средств поражения»

УДК 351.862.223 УДК 351.862.224.6

Эвакуация населения в условиях ведения войны с применением обычных средств поражения

© Технологии гражданской безопасности, 2009

А.И. Кузьмин М.В. Муркова

Аннотация

В статье даны основные этапы эвакуации, установлены проблемные вопросы, связанные с общей эвакуацией. Рассмотрены особенности проведения ограниченной эвакуации, указаны категории населения, подлежащие выводу из вероятных очагов поражения при ограниченной эвакуации.

Ключевые слова: ращита населения и территорий, общая эвакуация, частичная эвакуация, ограниченная эвакуация, оружие массового поражения, ядерное оружие, вероятный очаг поражения, гражданская оборона, защитное сооружение, населенный пункт.

Evacuation of the population in the conditions of conducting war with application of conventionalweapons

© Civil Security Technology, 2009

A. Kuzmin

M. Murkova

Abstract

The main stages of evacuation are given in this report, problem questions connected with common ways of evacuation are established here. Peculiarities of holding restricted evacuation are regarded in this article and categories of population had to be taken away from the most probable seats of affection are pointed here.

Key words: defence of people and territories, common evacuation, limited evacuation, restricted evacuation, weapons of mass annihilation, nuclear weapons, the most probable seats of affection, civil defence, protective construction, settlement.

/192

См! БесигШуТесИпоЬду, Уо!. 6, 2009, N0 3-4 (21-22)

С целью защиты населения, как в военное, так и в мирное время при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера планируется комплексное применение различных способов защиты. Традиционно такими способами считаются: укрытие в защитных сооружения гражданской обороны (ГО), применение средств индивидуальной защиты и эвакуация населения. При этом эвакуация населения в военное время является самым массовым, а в мирное время (из зон ЧС) — наиболее часто применяемым и одним из наиболее надежных способов защиты.

В военное время эвакуация населения вызвана в первую очередь недостатком защитных сооружений ГО для укрытия населения в городах и населенных пунктах, являющихся наиболее вероятными объектами поражения (далее — населенные пункты), перечень которых утвержден постановлением Правительства от 22 июня 2004 г. № 303 [1]. Вместе с тем, проведение эвакуации позволяет существенно снизить нагрузку на системы жизнеобеспечения населенных пунктов, которые в той или иной мере будут выведены из строя при применении противником различных средств поражения.

В соответствии с существующим сегодня порядком планирования эвакомероприятий на военное время в качестве базового рассматривается только один вариант развития событий — массированное применение ядерного оружия по населенным пунктам Российской Федерации. При этом массовые разрушения и радиоактивное заражение (зона ЧС) предполагаются на всей территории населенного пункта.

В настоящее время предусматривается два вида эвакуации населения — частичная и общая [1,2]. Основным видом эвакуации считается общая эвакуация, при которой выводится все население, за исключением органов управления, размещающихся на городских запасных пунктах управления, рабочих и служащих, обеспечивающих функционирование предприятий и жизнедеятельность в указанных населенных пунктах, а так же нетранспортабельных больных. При этом последние должны быть обеспечены защитными сооружениями, отвечающими нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. Общая эвакуация проводится с развертыванием эвакуационных органов, осуществляется всеми видами транспорта и в кратчайшие сроки, определяемые с учетом специфики каждого населенного пункта и с учетом нормативных требований.

В целом при общей эвакуации предполагается вывод восьмидесяти и более процентов населения и организованное размещение его в загородной зоне, как правило, на территории того же субъекта Российской Федерации.

До проведения общей эвакуации отдельным распоряжением может быть проведена частичная эвакуация. Она предполагает вывод относительно малой части нетрудоспособного населения в составе организаций и учреждений: лиц, обучающиеся в школах-интернатах и

образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанников детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеров, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей.

Комплексный подход к защите населения, предполагающий вывод из населенных пунктов основной части населения и укрытие остающихся в убежищах ГО призван обеспечить высокую защищенность гражданского населения в случае войны с применением ядерного оружия.

В то же время, перемещение больших масс населения из одних районов в другие, организация мероприятий по размещению и созданию приемлемых условий их жизнеобеспечения предполагают значительные организационные трудности. Тем более актуальными эти проблемы становятся в военное время, когда только в пределах одного субъекта Российской Федерации к эвакуации планируются сотни тысяч человек. В масштабах государства эти цифры возрастают несоизмеримо.

Принятые варианты [3,4] на возможный характер современной войны, а также анализ характера современных войн и вооруженных конфликтов в качестве наиболее вероятной предполагают войну с применением только обычных средств поражения (ОСП), в том числе высокоточного оружия. Применение ядерного оружия, с учетом высокой вероятности взаимного уничтожения государств — участников войны, маловероятно, хотя полностью не исключается.

Применение по городам и объектам только ОСП существенно изменяет характеристики зон ЧС, так как непосредственное воздействие поражающих факторов наиболее возможно лишь в районах размещения объектов — вероятных целей.

Специфика воздействия поражающих факторов ОСП позволяет для защиты от них использовать не только убежища ГО, но и любые другие сооружения, защищающие от воздействия ударной волны, осколков и т.д. Но даже с учетом этого условия емкость существующих и планируемых к строительству при переводе ГО с мирного на военное время защитных сооружений не позволят защитить все население объектов.

Таким образом, с одной стороны возникает необходимость снижения нагрузки на населенные пункты (вывод части населения), с другой стороны проведение общей эвакуации существующим порядком представляется маловероятным по причине больших организационных трудностей.

Учитывая достаточно высокую вероятность применения в войнах только обычных средств поражения и особенности воздействия их поражающих факторов, а также сложность проведения общей эвакуации, представляется целесообразным планировать эвакуацию населения в три этапа:

частичная эвакуация — при угрозе начала войны и

ограниченном применении обычных средств поражения;

ограниченная эвакуация — при угрозе массированного применения обычных средств поражения;

общая эвакуация — при угрозе применения ядерного оружия.

Частичная и общая эвакуации планируются в порядке, определенном действующими нормативными документами. При этом общая эвакуация должна остаться в планах ГО в качестве одного из основных вариантов в случае применения противником оружия массового поражения.

Ограниченная эвакуация предполагает вывод части людей из населенных пунктов и вывод всех, находящихся в зоне вероятных очагов поражения (ВОП) с последующим размещением их в безопасных районах. Целью проведения ограниченной эвакуации является, во-первых, снижение нагрузки на инфраструктуру населенных пунктов и создание приемлемых условий жизнеобеспечения для всего населения, во-вторых, обеспечение физической защиты категорий населения, попадающего в зону вероятных очагов поражения (ВОП).

При ограниченной эвакуации из всего населенного пункта выводятся:

незанятое в военное время в производстве и сфере обслуживания население, способное самостоятельно убыть и разместиться в загородной зоне;

организации, учреждения и объекты населенных пунктов, деятельность которых может быть перенесена в загородную зону;

учащиеся в составе общеобразовательных учреждений с созданием в загородной зоне школ-интернатов;

дети в составе других детских учреждений, не подлежащих частичной эвакуации, с созданием системы круглосуточных детских садов.

Как показывает опыт, при угрозе начала войны всегда имеет место самостоятельный выезд людей из вероятных районов боевых действий (районов вероятного применения средств поражения), что приводит к возникновению неконтролируемого потока беженцев. Проведение грамотной разъяснительной работы среди населения, выявление возможностей самостоятельного выезда людей из населенных пунктов и размещения их в безопасных районах у родственников, знакомых, на дачных участках и т.д., с учетом наличия личных транспортных средств, позволит существенно уменьшить организационные трудности при эвакуации. Разрешение на самостоятельный выезд должно выдаваться официальным порядком с учетом планов функционирования экономики в военное время и необходимости комплектования предприятий рабочей силой.

Деятельность части организаций, учреждений и объектов населенных пунктов (административных, общественных, обслуживания населения и др.) может быть перенесена в загородную зону, в том числе в ближайший пригород. Перечень таких объектов должен определяться административными органами с учетом решения за-

дач обеспечения нормального функционирования населенных пунктов, а также количества людей, выводимых при ограниченной эвакуации в загородную зону.

В этот же период целесообразен вывод в загородную зону части персонала центральных аппаратов министерств, ведомств, государственных учреждений, а также сотрудников научно-исследовательских учреждений, других аналогичных организаций вместе с членами их семей.

Одной из самых незащищенных категорий населения при возникновении любых ЧС, и в первую очередь в военное время, являются дети. Вывод детей в составе общеобразовательных учреждений должен осуществляться по согласованию с родителями. Очевидно, что абсолютное большинство родителей согласится с такой необходимостью. Базой для размещения выводимых школ могут стать образовательные учреждения загородной зоны с созданием школ-интернатов и организацией двухсменного обучения. Аналогичным образом возможен вывод в загородную зону и детских дошкольных учреждений с созданием детских садов круглосуточного содержания детей.

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений составляет около 13% населения. Учащиеся и студенты других образовательных учреждений (начального профессионального образования, государственных средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений) составляют в среднем еще около 7% населения. Охват дошкольными учреждениями в настоящее время составляет около 60% от общей численности детей этого возраста. В военное время, с учетом повышения занятости родителей количество воспитанников детских садов может существенно увеличиться.

Таким образом, заблаговременная эвакуация образовательных и детских дошкольных учреждений в безопасные районы позволит надежно защитить данную категорию населения, а также существенно снизить нагрузку на системы жизнеобеспечения населенных пунктов и потребность в защитных сооружениях.

В мирное время занятость населения в экономике составляет около 45 % от общей численности, но даже при ее повышении во время войны, без ущерба для экономики из населенных пунктов можно вывести до 30—40% населения. Эта задача может быть так же решена путем проведения ограниченной эвакуации. При этом эвакуация проводится с созданием сборных эвакуационных пунктов в эвакуируемых учреждениях. Население вывозится транспортом, подаваемым к этим учреждениям и размещается в загородной зоне, в пределах, как правило, того же субъекта Российской Федерации. Параметры загородной зоны определяются с учетом действующих нормативных документов. Выбор мест размещения для перечисленных категорий населения осуществляется с учетом возможного проведения в последующем общей эвакуации населения и необходимости его размещения в пределах той же загородной зоны.

/194

См! БесигШуТес11гю1оду, Уо!. 6, 2009, N0 3-4 (21-22)

Вторую группу населения при ограниченной эвакуации представляют люди, проживающие в вероятных очагах поражения. Под вероятным очагом поражения понимается ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия первичных или вторичных факторов поражения ОСП возможна угроза поражения людей.

При планировании эвакомероприятий размеры ВОП должны определяться для каждого объекта — вероятной цели и, в первую очередь для потенциально опасных предприятий (химически-, радиационно-, ги-дродинамическиопасных объектов) с учетом возможности применения других способов защиты населения. Количество эвакуируемых должно рассчитываться исходя из вероятной интенсивности воздействия поражающих факторов и возможностей комплексной защиты населения. При этом необходимо учитывать специфику воздействия поражающих факторов, а также высокую скорость формирования очагов поражения при авариях на потенциально опасных объектах (ПОО). Надежную защиту в данном случае могут обеспечить только сооружения с повышенными защитными свойствами. Так же должно выводится население, проживающее в районах непосредственной близости от потенциально опасных объектов, где уровень воздействия поражающих факторов может быть чрезвычайно высоким.

ВОП для других объектов (пункты управления, энергоузлы, предприятия, имеющие важное оборонное и экономическое значение и др., не относящиеся к категории ПОО) определяются исходя из вероятного отклонения боеприпасов, а также воздействия поражающих факторов взрывов и пожаров на этих объектах. Размеры ВОП для данных объектов будут меньшими, чем для ПОО.

Размещение второй группы населения планируется как в других районах населенного пункта, так и в загородной зоне.

Проведение ограниченной эвакуации позволит вывести из-под воздействия средств поражения наиболее незащищенные категории населения, существенно снизить нагрузки на системы жизнеобеспечения населенных пунктов и обеспечить защиту остающегося населения путем укрытия в защитных сооружениях всех классов.

Планирование эвакуации в три этапа предполагает наличие подготовленных данных, которые могут быть использованы как при проведении поэтапной эвакуации, так и в случае необходимости выборочной (некоторых групп населения, планируемых к эвакуации на том или ином этапе).

Сегодня ядерную войну мы рассматриваем как наименее вероятный вариант развития событий, но эвакуацию планируем именно по этому варианту. В то же время, в планах эвакуации населения практически не учитывается более вероятный сценарий войны, войны с применением только обычных средств поражения. Такая ситуация вряд ли может устраивать специалистов в области гражданской обороны.

Пересмотр подходов к эвакуации населения, конечно, потребует корректировки существующей нормативной правовой базы в области защиты населения.

Сведения об авторах

Кузьмин Александр Иванович: ДГЗ МЧС России, профессор, кафедра гражданской защиты. Муркова Мария Владимировна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заместитель начальника направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.