ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
УДК 351.862.211
Д.В. Степаненко
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В статье рассматриваются проблемные вопросы планирования эвакуационных мероприятий, и предлагается вариант решения данной проблемы.
Ключевые слова: гражданская оборона, эвакуация населения, эффективность планирования, зоны опасности.
D.M. Stepanenko
ENHANCING THE EFFICIENCY OF THE EVACUATION PLANNING
The article reveals the problems of evacuation planning and offers the solution of this problem.
Keywords: civil defense, evacuation of the population, efficiency of planning, danger zones.
В современных условиях взгляды потенциального противника на ведение войн и вооружённых конфликтов существенно изменились. Всё большая роль отводится высокоточному оружию в обычном снаряжении, а не оружию массового поражения. При этом объектами поражения подобными видами оружия в военных конфликтах выбираются важные предприятия промышленности, объекты транспорта, энергетики. Значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм.
Основными методами защиты населения страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, по-прежнему остаются:
- эвакуация (рассредоточение) населения;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты;
- укрытие в защитных сооружениях.
Однако в условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов и других населённых пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потенциальным противником, именно рассредоточение и эвакуация являются на сегодняшний день основными (необходимыми) способами защиты населения от современных средств поражения.
От успешной реализации эвакуационных мероприятий во многом зависит решение других задач гражданской обороны, так как конечная их цель заключается:
в снижении потерь населения и сохранение людских и транспортных мобилизационных ресурсов для восполнения потерь Вооружённых Сил Российской Федерации в военное время, а также квалифицированных кадров для обеспечения выполнения мобилизационных заданий в экономике;
в обеспечении устойчивого функционирования организаций, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;
в защите от уничтожения, хищения или повреждения материальных и культурных ценностей при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1
в обеспечении условий для создания группировки сил гражданской обороны в загородной зоне и сохранения созданных в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Факторами, снижающими эффективность обеспечения безопасности граждан Российской Федерации, является факт постоянной тенденции увеличения количества военных баз (в том числе и на постсоветском пространстве) иностранных государств, которые в угоду своим интересам могут стать вероятным противником. В настоящее время практически вся территория вдоль границ Российской Федерации на глубину от 500-700 км является зоной эффективного поражения тактической авиацией вероятного противника, вследствие чего в данных районах не может фактически существовать безопасных районов для размещения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения. Данный факт не учитывает ни один нормативный правовой акт Российской Федерации, что может повлечь к значительным людским и материальным потерям в военное время.
Помимо основных факторов, ограничивающих количество и площадные характеристики безопасных районов, имеющихся на территории России (в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90) могут быть добавлены ряд вторичных факторов, которые могут наложить существенные ограничения к территориям, соответствующим установленным требованиям, а именно наличие на них зон с максимальными показателями: опасности возникновения землетрясений и цунами; опасности оползней; опасности овражной эрозии; опасности наводнений в период весеннего половодья и дождевых паводков на реках; опасности образования заторов, зажоров и наледей; опасности селей; опасности схода снежных лавин; опасности сильных ветров и сильных морских штормов; опасности экстремально низких (высоких) температур; опасности лесных и торфяных пожаров; риска возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных наличием гидротехнических сооружений; опасности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций; подверженности транспортной сети воздействию природных источников чрезвычайных ситуаций.
Также немаловажным фактором является рост мегаполисов, а вместе с ними и рост численности населения, подлежащего эвакуации. В наиболее урбанизированных регионах Российской Федерации численность городского населения, подлежащего эвакуации, на порядок превышает численность сельского населения, проживающего в загородной зоне, а площадь территории, которая в соответствии с нормативными документами может быть отнесена к безопасному району, составляет лишь незначительную долю территории субъекта. В данной ситуации возможности безопасных районов по приёму и размещению эвакуированного населения весьма ограниченны. Порой это приводит к тому, что безопасный район, пригодный для приёма эваконаселения, находится только в соседнем субъекте Российской Федерации. Это, в свою очередь, негативно влияет на сроки проведения эвакомероприятий, повышает уязвимость населения, находящегося на различных этапах эвакуации, современными средствами поражения, повышает затраты на осуществление эвакомероприятий.
В целях зонирования опасностей для населения, которые могут возникнуть в военное время, территории населённых пунктов относят к группам по гражданской обороне, а организации - к категориям по гражданской обороне. Анализ распределения данных территорий и организаций, а также населения по территории Российской Федерации показывает, что основная их часть сосредоточена в европейской части Российской Федерации (с учётом доли территории каждого федерального округа в Российской Федерации).
- 117
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1
Практический опыт свидетельствует, что без детального пересмотра подходов к планированию эвакомероприятий невозможно качественно организовать защиту населения в современном вооружённом конфликте. Причём, завышенные требования вызовут неоправданные затраты ресурсов, а заниженные приведут к невозможности проведения эвакуации населения в установленные сроки.
В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации», ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных современных средств поражения. Однако в случае возникновения военного конфликта с применением обычных современных средств поражения, ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.
Тем не менее, вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга и применение оружия массового уничтожения другими государствами невысока.
При применении противником только обычных средств поражения существенным образом уменьшаются размеры зон опасности, т. к. они будут обусл овливаться в первую очередь характеристиками объектов - вероятными целями, что в свою очередь даёт возможность использовать часть территории субъектов Российской Федерации, не попадавшей ранее под критерии безопасных районов в качестве территорий, пригодных для приёма эвакуируемого населения. Данные территории можно использовать, к примеру, для укрытия эваконаселения до угрозы применения вероятным противником ядерного оружия, что в свою очередь позволит достигнуть организованное проведение эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки.
Определение зон опасностей предлагается осуществлять по следующему алгоритму:
1. Распределение средств поражения потенциального противника на субъект Российской Федерации.
2. Расчёт объектов экономики и инфраструктуры, поражаемых современными средствами поражения противника на территории субъекта Российской Федерации.
3. Оценка обстановок, возникающих вследствие нанесения ударов современными средствами поражения по поражаемым объектам, а также при поражении всех потенциально опасных объектов на территории субъекта Российской Федерации.
4. Определение зон опасности вокруг поражаемых объектов, указанных в п. 3.
Эвакуации при данном подходе будет подлежать население, попадающее в эти зоны
опасности, что позволит в значительной степени сократить его численность, а тем самым даст возможность выполнения данных мероприятий в установленные сроки.
Литература
1. Отчётные материалы по НИР «Разработка и выполнение комплекса организационных и технических мероприятий, обеспечивающих планирование и проведение мероприятий гражданской обороны на территории Российской Федерации» (НИР «Оборона»).
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1