¡^МЕЖДУНАРОДНЫЙ ^ ОПЫТ_
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
GENERAL CHARACTERISTIC OF THE CRIMINAL LAW OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN
УДК 341.49
М.А. СТЕПАНОВА,
кандидат юридических наук, доцент (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) [email protected]
MARINA А. STEPANOVA,
Candidate of Law, Associate Professor (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russia)
А.В. КРЕХОВЕЦ,
кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) [email protected]
ALEXANDRA V. KREKHOVETS,
Candidate of Law (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russia)
Аннотация: в статье анализируются отдельные положения уголовного закона Исламской Республики Иран. В частности, внимание обращено на структуру уголовного законодательства, характеристику базовых институтов уголовного права, содержание ключевых аспектов общих норм уголовного закона. Авторами отмечается нехарактерное для европейских уголовных законов строение Уголовного кодекса Исламской Республики Иран. Так, все нормы направлены на поддержание и защиту пяти ценностей: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности, а гарантиями соблюдения большинства норм являются как религиозные санкции, так и правовая ответственность. Кроме того, наряду с общепринятыми мировой практикой понятиями подчеркивается присутствие в содержании Уголовного кодекса обусловленных национальной спецификой уголовного закона институтов и категорий. Обращается внимание на правила обратной силы уголовного закона иранским законодателем, а также на ряд специфичных наказаний. По мнению авторов, работа послужит хорошим дополнительным источником знаний для сотрудников правоохранительных органов, студентов, стремящихся к всестороннему изучению уголовного права зарубежных стран. Авторы отмечают, что наряду с положениями, вытекающими из шариата, в действующем Уголовном кодексе Ирана содержатся довольно прогрессивные современные нормы.
Ключевые слова: зарубежное уголовное право, Уголовный кодекс Ирана, мусульманское уголовное право.
Для цитирования: Степанова М.А., Креховец А.В. Общая характеристика уголовного закона Исламской Республики Иран // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. С. 59-62.
Abstract: this article analyzes certain provisions of the criminal law of the Islamic Republic of Iran. In particular, attention is paid to the structure of criminal legislation, the characteristics of the basic institutions of criminal law, the content of key aspects of the general norms of criminal law. The authors note that the structure of the criminal Code of the Islamic Republic of Iran is not typical for European criminal laws, since all norms are aimed at maintaining and protecting five values: religion, life, reason, procreation and property, and guarantees of compliance with most norms are both religious sanctions and legal liability. In addition, along with the concepts generally accepted in the world, the presence of institutions and categories
ОПЫТ
determined by the national specifics of the criminal law in the content of the criminal code is emphasized. The authors draw attention to the rules of retroactive effect of the criminal law by the Iranian legislator, as well as to a number of specific punishments. According to the authors, the work will serve as a good additional source of knowledge for law enforcement officers and students seeking a comprehensive study of criminal law in foreign countries. The authors note that along with the provisions derived from Sharia, the current Criminal code of Iran contains fairly progressive modern norms.
Keywords: foreign criminal law, criminal code of Iran, Muslim criminal law.
For citation: Stepanova M.A., Krekhovets A.V. General characteristic of the criminal law of the Islamic Republic of Iran // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4. P. 59-62.
Актуальность выбранного исследования определяется прежде всего спецификой мусульманского права и уголовного права как его важной составляющей [1, с. 3], а также тем, что мусульманскому праву присущи такие свойства, как компетентность, опора на внешние источники авторитета и способность выдержать редактирование и модернизацию, а главная идея шариата как правового учения заключается в строгом соблюдении установленных дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях. Одновременно предполагается, что все нормы направлены на поддержание и защиту пяти ценностей: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности. При этом оно исходит из того, что гарантиями соблюдения большинства норм являются как религиозные санкции, так и правовая ответственность [2, с. 98]. Отметим, что классическая мусульманская правовая доктрина в вопросе об источниках права базируется на учении аль-Шафии о «четырех корнях шариата». Так, согласно указанному учению выделяют четыре источника мусульманского права: Коран, Сунну, иджму и кийяс. Священный Коран считается первым и основным источником мусульманского права и является руководством к деятельности мусульман, основой к разрешению между ними споров. Сунна (с арабского «обычай», «пример») - второй источник мусульманского права, сборник сообщений (хадисов) о поступках пророка, его высказываниях и невысказанном одобрении поступков или слов других людей, а также о его качествах. Третий источник - ид-жма - представляет собой приверженность собрания мусульман к некоему установлению, относящемуся к тому, что дозволено и что запрещено. Кийяс - четвертый источник мусульманского права - «суждение по аналогии». Необходимость кийяса предопределяется, с одной стороны, неизменностью Корана, Сунны и иджмы и следующей из этого конечностью их
предписаний и, с другой, потенциальной бесконечностью могущих возникнуть и требующих правового регулирования ситуаций. В таких случаях доктрина аль-Шафии позволяет применить к новым жизненным ситуациям нормы из Корана, Сунны и иджмы, использовав аналогию. Соответственно, кийяс является соподчиненным по отношению к Корану, Сунне и ид-жме источником права [3, с. 109-110, 113-114].
С нашей стороны повышенный научный интерес вызывает уголовное законодательство Исламской Республики Иран. Иран относится к стране, где мусульманское уголовное право является действующим правом. Согласно Конституции Исламской Республики Иран государство основывается на вере в фундаментальную роль Божественного откровения в установлении законов, в Божественную справедливость законодательства и в идею иджтихада. Также подчеркивается, что любая отрасль законодательства (в том числе уголовное) должна основываться на постулатах ислама [3, с. 65].
Таким образом, иранское общество и специалисты этой страны придают огромное значение роли уголовного права в жизни иранского народа [1, с. 3], что, несомненно, вызывает интерес и у специалистов других стран.
Уголовный кодекс Исламской Республики Иран1 был одобрен в 1991 году и состоит из пяти книг, включающих в себя 729 статей [4]. Сразу следует отметить нехарактерное для европейских уголовных законов строение УК Ирана. В качестве основного структурного элемента предусмотрена книга: первая содержит общие положения, а вот следующие четыре сформированы не исходя из, как это традиционно принято, объекта преступного посягательства, а в зависимости от общепризнанных в мусульманском праве категорий: ху-дуд (хадд) - наказания, указанные в Шариате (Книга вторая) [5], кисас - ответное наказание
1 Далее - УК Ирана.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ОПЫТ
2020' 4
(Книга третья), вира - кровавые деньги (Книга четвертая) и тазир - наказания, не указанные в Шариате (Книга пятая), а также сдерживающие наказания. Книги включают в себя части, которые, в свою очередь, делятся на главы. Наименьшим звеном в структуре традиционно выступают статьи.
Статья 3 устанавливает, что «любое поведение, включая действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание по закону, является правонарушением».
Правила обратной силы уголовного закона иранским законодателем закреплены вполне традиционно: «меры наказания, безопасности и исправления должны соответствовать закону, принятому до совершения преступления; и никто, кто совершил какое-либо деяние, включая любое действие или бездействие, не подлежит наказанию в соответствии с принятым впоследствии законом». Исключениями являются случаи, когда после совершения правонарушения принимается закон, предусматривающий смягчение, или отмену наказания, или меры безопасности и исправления, или который иным образом благоприятствует правонарушителю (ст. 10).
В иранском уголовном кодексе предусмотрены следующие виды наказаний (ст. 12):
- хаад (нормированное наказание) - вид, размер и порядок исполнения наказания определяется в соответствии с положениями Корана или Сунны пророка (ст. 13);
- кисас - наказание, эквивалентное преступлению («ответное наказание»);
- вира - денежное наказание, назначаемое судьей («кровавые деньги»);
- тазир - наказание, назначаемое судьей, применяемое в виде тюремного заключения, штрафа или телесного наказания;
- сдерживающие наказания - применяются государством в целях поддержания общественного порядка (могут быть в виде тюремного заключения, штрафа или телесного наказания).
Статья 19 УК Ирана предоставляет право суду назначить виновному, в соответствии с характером и степенью общественной опасности его преступления и характеристикой его личности, такие наказания, как лишение социальных прав, запрет проживания в определенных местах, принуждение проживать в определенных местах в течение определенного времени.
Соучастники, в соответствии с иранским уголовным законом, несут ответственность так, как «если бы это преступление совершило одно лицо», и делятся на: лицо, подстрекающее к совершению преступления, лицо, предоставляющее средства преступления, и лицо, облегча-
ющее совершение преступления (ст. 43). В целом участие в совершении преступления двух и более лиц является фактором, отягчающим наказание.
Дети в случае совершения ими преступления к уголовной ответственности не привлекаются, а их исправление является обязанностью родителей, либо эти обязанности возлагаются на центр по реабилитации несовершеннолетних. Ребенок - это человек, не достигший возраста уголовной ответственности, как это предусмотрено в исламском шариате (прим. к ст. 49). Примечательно, что если несовершеннолетний совершает преступление, скажем, убийство, либо наносит телесные повреждения, ответственность будут нести его родители в части выплаты компенсации потерпевшей стороне (ст. 50).
Не являются преступными помимо ситуаций, связанных с необходимой обороной, крайней необходимостью и физическим принуждением:
- действия, совершаемые родителями (законными опекунами несовершеннолетних или невменяемых), совершенные в целях наказания или защиты в установленных пределах;
- проведение с согласия пациента (его родителей или опекунов) законных медицинский операций;
- несчастные случаи во время выполнения спортивных упражнений (при условии соблюдения правил спорта и законов шариата).
Помилование или смягчение наказания осужденных, в соответствии с принципами ислама, осуществляется по предложению главы судебной власти и с одобрения главы государства (ст. 96). Помилование устраняет все последствия обвинительного приговора, однако оно не влияет на возмещение ущерба потерпевшему.
Статья 114 УК Ирана содержит правило покаяния обидчика, в соответствии с которым если лицо совершило правонарушение, наказуемое хаадом, раскаялось в любое время до того, как совершение преступления будет доказано, наказание к нему может быть не применено.
Еще одной из особенностей иранского уголовного закона является упоминание принципа Дара: «если есть какие-либо сомнения относительно совершения преступления или любого из его элементов, рассматриваемое преступление считается недоказанным» (ст. 120).
Таким образом, проанализировав УК Ирана, можно сделать вывод, что сущность многих институтов иранского уголовного закона определяет то, какого характера (религиозного или
ОПЫТ
нет) является совершенное преступление. От этого будет зависеть и квалификация деяния, и, соответственно, характер и сроки назначенного лицу наказания. Кроме того, необходимо отметить, что наряду с положениями, вытекающими
из шариата, в действующем УК Ирана содержатся довольно прогрессивные современные нормы, касающиеся, к примеру, обстоятельств, исключающих преступность деяния, порядка назначения наказания и др.
Литература
1. Акилов Ф.И. Уголовное право Исламской Республики Иран: становление, основные институты и тенденции развития: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2010. - 23 с.
2. Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф. Особенности уголовного права и процесса исламских государств: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2016. - 167 с.
3. Есаков Г.А., Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран. - Москва: Проспект, 2010. - 336 с.
4. Тагибова Э.Ш. Уголовное законодательство Исламской Республики Иран [Электронный ресурс] // Мир современной науки. 2011. № 5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ugolovnoe-zakonodatelstvo-islamskoy-respubliki-iran (дата обращения: 06.10.2020).
5. Islamic Penal Code of the Islamic Republic. - URL: // https://iranhrdc.org/english/human-rights-documents/iranian-codes/3200-the-penal-code.html (дата обращения: 02.09.2020).
References
1. AkilovF.I. Ugolovnoe pravo Islamskoi Respubliki Iran: stanovlenie, osnovnye instituty i tendentsii razvitiya: avtoreferat na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva, 2010. - 23 s.
2. SizovA.A., ShakhbazovR.F. Osobennosti ugolovnogo prava i protsessa islamskikh gosudarstv: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2016. - 167 s.
3. Esakov G.A., Krylova N.E., Serebrennikova A.V. Ugolovnoe pravo zarubezhnykh stran. - Moskva: Prospekt, 2010. - 336 s.
4. Tagibova E.Sh. Ugolovnoe zakonodatel'stvo Islamskoi Respubliki Iran [Elektronnyi resurs] // Mir sovremennoi nauki. 2011. № 5. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnoe-zakonodatelstvo-islamskoy-respubliki-iran (data obrashcheniya: 06.10.2020).
5. Islamic Penal Code of the Islamic Republic. - URL: // https://iranhrdc.org/english/human-rights-documents/iranian-codes/3200-the-penal-code.html (data obrashcheniya: 02.09.2020).
(статья сдана в редакцию 20.10.2020)