Научная статья на тему 'Уголовно-правовая охрана общественной нравственности по уголовному законодательству Исламской Республики Иран'

Уголовно-правовая охрана общественной нравственности по уголовному законодательству Исламской Республики Иран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
преступления против общественной нравственности / уголовное законодательство Исламской Республики Иран / мусульманское право. / crimes against public morality / criminal legislation of the Islamic Republic of Iran / Islamic law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роман Борисович Осокин

Раскрыты особенности регламентации уголовной ответственности по законодательству Ирана за совершение преступлений, посягающих на общественную нравственность. Подчеркнуто, что данное законодательство основано на религиозных (мусульманских) нормах, в связи с чем оно может показаться жестоким по сравнению с общепринятыми правилами закрепленных в международных договорах. Рассмотрена возможность заимствования отечественным законодателем позитивного опыта установления уголовной ответственности Законом об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран за распространение предметов, причиняющих вред общественной морали и нравственности, сообщение о местах их сбыта, а также такой формы соучастия, как посредничество в заключении сделок с подобными предметами. Кроме того, заслуживает поддержки криминализация в главе 25 УК РФ деяния, сопряженного с откровенно хулиганскими действиями. Следует также заметить, что уголовное законодательство Ирана регламентирует ответственность за посягательство на культурные и иные ценности, в основе которых заложена особая забота о духовной культуре иранского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL PROTECTION OF PUBLIC MORALITY ON CRIMINAL LEGISLATION OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

In article features of a regulation of criminal liability by the legislation of Iran for commission of the crimes encroaching on public morality are revealed. It is emphasized that this legislation is based on religious (Muslim) norms in this connection it can seem cruel in comparison with the standard rules enshrined in international treaties. The possibility of loan by the domestic legislator of positive experience of establishment of criminal liability by the Law on Islamic criminal penalties of the Islamic Republic of Iran for distribution of the objects doing harm to public morals and morality, the message about places of their sale and also such form of partnership as mediation in the conclusion of transactions with similar objects is considered. Besides, criminalization in Chapter 25 of the Criminal Code of the Russian Federation of the act interfaced to frankly hooligan actions deserves support. It is also necessary to notice that the criminal legislation of Iran regulates responsibility for infringement of cultural and other values at the heart of which special care of spiritual culture of the Iranian society is put.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая охрана общественной нравственности по уголовному законодательству Исламской Республики Иран»

УДК 343 ББК 67.408.1

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10231 © Р.Б. Осокин, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Роман Борисович Осокин,

начальник факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров,

доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: osokinr@mail.ru

Аннотация. Раскрыты особенности регламентации уголовной ответственности по законодательству Ирана за совершение преступлений, посягающих на общественную нравственность. Подчеркнуто, что данное законодательство основано на религиозных (мусульманских) нормах, в связи с чем оно может показаться жестоким по сравнению с общепринятыми правилами закрепленных в международных договорах. Рассмотрена возможность заимствования отечественным законодателем позитивного опыта установления уголовной ответственности Законом об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран за распространение предметов, причиняющих вред общественной морали и нравственности, сообщение о местах их сбыта, а также такой формы соучастия, как посредничество в заключении сделок с подобными предметами. Кроме того, заслуживает поддержки криминализация в главе 25 УК РФ деяния, сопряженного с откровенно хулиганскими действиями. Следует также заметить, что уголовное законодательство Ирана регламентирует ответственность за посягательство на культурные и иные ценности, в основе которых заложена особая забота о духовной культуре иранского общества.

Ключевые слова: преступления против общественной нравственности; уголовное законодательство Исламской Республики Иран; мусульманское право.

CRIMINAL PROTECTION OF PUBLIC MORALITY ON CRIMINAL LEGISLATION OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

Roman B. Osokin

Chief of Faculty of Preparation of Scientific and Pedagogical and Scientific Personnel

Doctor of Law, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In article features of a regulation of criminal liability by the legislation of Iran for commission of the crimes encroaching on public morality are revealed. It is emphasized that this legislation is based on religious (Muslim) norms in this connection it can seem cruel in comparison with the standard rules enshrined in international treaties. The possibility of loan by the domestic legislator of positive experience of establishment of criminal liability by the Law on Islamic criminal penalties of the Islamic Republic of Iran for distribution of the objects doing harm to public morals and morality, the message about places of their sale and also such form of partnership as mediation in the conclusion of transactions with similar objects is considered. Besides, criminalization in Chapter 25 of the Criminal Code of the Russian Federation of the act interfaced to frankly hooligan actions deserves support. It is also necessary to notice that the criminal legislation of Iran regulates responsibility for infringement of cultural and other values at the heart of which special care of spiritual culture of the Iranian society is put.

Keywords: crimes against public morality; criminal legislation of the Islamic Republic of Iran; Islamic law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности по уголовному законодательству Исламской Республики Иран. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):144-7.

Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран в разделе 18 «Преступления против общественной морали и нравственности» содержит круг разнообразных норм об ответственности за преступления против общественной нравственности.

В некоторых случаях иранское уголовное законодательство более тонко, нежели российское, под-

ходит к конструированию составов преступлений против общественной нравственности в сексуальной сфере.

Согласно ст. 637 Закона об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран, недозволенные исламским религиозным законом и противоречащие общественной морали отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в

браке друг с другом, — физические контакты или сожительство, если данные деяния не подлежат нормированному наказанию за прелюбодеяние, наказываются бичеванием в размере до девяносто девяти ударов кнутом.

Особо строгая уголовная ответственность за прелюбодеяние сохраняется в уголовном законодательстве Ирана, которое основано на нормах шариата. Иранское уголовное право относит прелюбодеяние (ст. 63), т.е. половое сношение, в том числе анальный половой акт мужчины и женщины, физическая близость между которыми запрещена исламским религиозным законом, при отсутствии добросовестного заблуждения обеих сторон относительно дозволенности совершенного деяния, к числу наиболее опасных преступлений против нравственности.

Нормированное наказание за прелюбодеяние назначается в виде смертной казни независимо от возраста и семейного положения лица в случае, если оно совершено с применением насилия кровным родственником, с женой отца, женщиной-мусульманкой с мужчиной-немусульманином. Прелюбодеяние, совершенное замужней женщиной с несовершеннолетним лицом мужского пола, подлежит нормированному наказанию в виде бичевания [1, с. 78].

Особая общественная опасность прелюбодеяния по мусульманскому праву обусловлена тем, что оно посягает на одну из основных охраняемых законом ценностей — продолжение рода, угрожая одновременно устоям нравственности и интересам семьи [2, с. 182].

Как представляется, неправильно отдавать приоритет в охране традиционных нравственных ценностей мусульманскому праву по сравнению с государствами, население которых исповедует христианство, поскольку о наказании прелюбодеяния априори в Библии сказано: «Да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (Левит, 20:10) [3, с. 168; 4]. Вместе с тем, в Коране о смертной казни ничего не говорится, имеется упоминание о бичевании блудников, смертная казнь предусматривается только в пророческой Сунне [5, с. 247].

Не менее оригинальный подход к конструированию соразмерных деянию уголовно-правовых санкций содержится в ст. 639 Закона об исламских уго-

ловных наказаниях Исламской Республики Иран. В этой уголовно-правовой норме объединены различные по содержанию объективной стороны деяния: организация и содержание притонов для занятия развратом и вовлечение в занятие развратом или содействие таким занятиям, которые наказываются тюремным заключением на срок от одного года до десяти лет.

Если какое-либо из указанных деяний содержит в себе признаки сводничества, оно подлежит нормированному наказанию в размере семидесяти пяти ударов кнутом. Не менее актуально для российского уголовного законодательства содержание ст. 135, раскрывающей признаки сводничества, т.е. действия, направленные на установление связей между двумя или более лицами для совершения ими актов прелюбодеяния или мужеложства. По Иранскому уголовному законодательству сводничество представляет собой самостоятельное преступление (ст.ст. 135—138) — посредничество между проституткой и ее клиентом.

Ответственность за действия с продукцией, причиняющей вред общественной морали и нравственности, наступает по ст. 640 Закона об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран. Тюремным заключением на срок от трех месяцев до одного года и штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до шести миллионов риалов либо бичеванием в размере до семидесяти четырех ударов кнутом, либо одновременно тюремным заключением, штрафом и бичеванием в указанных размерах наказываются следующие действия: изготовление, хранение или публичное выставление для распространения и продажи любого рода рисованных изображений, печатной продукции, рекламы, фото- и кинопленки, наносящих вред общественной морали и нравственности; ввоз и вывоз из страны данных вещей в тех же целях лично или с помощью других лиц; заключение любого рода сделок с данными вещами или посредничество при заключении таких сделок; предоставление данных вещей во временное пользование за плату; распространение данных вещей любым способом; вовлечение в совершение сделок с данными вещами путем их рекламирования любым способом, установления связей с лицами, занимающимися их распространением, или сообщения о расположении мест их сбыта.

Положения ст. 640 не распространяются на случаи изготовления, покупки, продажи и использования в научных и иных общественно полезных целях, если при этом соблюдаются принципы исламского религиозного закона.

Криминализация в российском уголовном законодательстве таких форм прикосновенности, как установление связей с лицами, распространяющими предметы, причиняющие вред общественной морали и нравственности, сообщение о местах их сбыта, а также такой формы соучастия, как посредничество в заключении сделок с подобными предметами, технически вполне реализуема. Подобная идея является новаторской в законодательном аспекте лишь в отношении составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 240, 241, 242.1 УК РФ, поскольку опыт, пусть и незначительный, криминализации посреднических действий при взяточничестве уже имеется [6].

В действующем российском уголовном законодательстве понятия «посредничество» и «сводничество» не употребляются ни применительно к деяниям, сопряженным с проституцией, ни в отношении действий, сопряженных с порнографией. Соответствующие деяния, как справедливо заметила О.С. Капинус, видимо, подпадают под категорию «Деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами» (ч. 1 ст. 241 УК РФ) [2, с. 342]. Вместе с тем, очевидно, что социально-правовое значение посредничества в занятии проституцией и организации занятия проституцией не одинаково.

Представляет интерес для российского правотворчества криминализация откровенно хулиганских действий в главе о преступлениях против общественной морали и нравственности. Так, в ст. 641 криминализировано причинение беспокойства гражданам посредством телефонной, почтовой и иных видов связи, кроме применения специальных норм, установленных службой связи.

Не менее оригинальным является содержание ст. 638 Закона об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран, предусматривающей наказание в виде тюремного заключения на срок от десяти дней до двух месяцев либо бичевания в размере до семидесяти четырех ударов кнутом за публичное совершение запрещенных исламским

религиозным законом действий в общественных местах, кроме наказания, установленного религиозным законом, а также за публичное совершение действий, которые не подлежат наказанию по религиозному закону, но наносят вред общественной морали.

Памятуя о том, что запрет на ношение хиджаба во Франции и, напротив, разрешение на это в Турции вызвали серьезные общественные волнения в этих странах, вполне закономерным выглядит примечание к ст. 638, которое устанавливает специальное наказание в виде тюремного заключения на срок от десяти дней до двух месяцев или штрафа в размере от пятидесяти до пятисот тысяч риалов за появление женщины в общественных местах без специального одеяния (хиджаб).

Общественная нравственность в области духовной культуры общества охраняется под угрозой применения довольно жестких наказаний (от трех месяцев до десяти лет), предусмотренных разделом 9 «Повреждение имущества, имеющего историческую и культурную ценность» УК Ирана, включающим ст. 558 «Повреждение имущества, имеющего историческую, культурную и религиозную ценность»; ст. 559 «Хищение имущества, имеющего историческую и культурную ценность, а также приобретение или сокрытие такого имущества, заведомо добытого преступным путем»; ст. 560 «Повреждение или уничтожение объектов, имеющих историческую или культурную ценность»; ст. 561 «Контрабанда имущества, имеющего историческую и культурную ценность»; ст. 562 «Проведение несанкционированных археологических раскопок в целях добывания предметов, имеющих историческую или культурную ценность»; ст. 563 «Незаконное проникновение на территорию объектов, имеющих историческую или культурную ценность» и др.

Оригинальный подход демонстрирует иранский законодатель при конструировании составов преступлений, посягающих на имущество, имеющее культурную и историческую ценность, проявляя особую заботу относительно общественной нравственности в области духовной культуры иранского общества.

Подводя итог исследованию Закона об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики

Иран в части криминализации преступлений против общественной нравственности, представляется целесообразным ответить на неизбежно возникающий вопрос о соотношении чрезвычайной жестокости и, напротив, необычайной мягкости законодателя в оценке тех или иных общественно опасных деяний против нравственности и лиц, их совершающих. Ответ на этот вопрос дал лидер одного из мусульманских государств: «Исламская доктрина не ставит своей целью отрубить человеку руку или побить его камнями до смерти, ее цель — породить страх, т.е. являться сдерживающим средством, настолько сильным, чтобы оно могло заставить воздержаться от нарушения закона» [7, с. 99]. Подобная парадигма вполне годится для российской уголовной политики, справедливо наказывая за преступления против общественной нравственности.

Литература

1. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / науч. ред. А.И. Аха-ни; перевод с персидского М.С. Пелевина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008.

2. Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Особенная часть: монография / В.Н. Додонов, О.С. Капинус, С.П. Щерба; под общ.

и науч. ред. С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2010.

3. Джеральд Ларю. Секс в Библии / Л. Джеральд. М.: Крон-пресс, 1995.

4. Библия, Евангелие, поиск по Библии. Левит, глава 20 // Твоя Библия : [сайт]. [2000—2013]. ЦЯЬ: http://www.bible.com.Ua/bible/r/3/20 (дата обращения: 15.09.2013).

5. Коран / Перевод и комментарии Д.Н. Богуславского. М.: Рипол Классик, 1995.

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ (ред. от 4.06.2014): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 апр. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 апр. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 19, ст. 2714; 2014. № 23, ст. 2928.

7. Лихачев В.А. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока / В.А. Лихачев, Л.Р. Сюки-яйнен // Мусульманское право. Структура и основные институты. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.