2016
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 14
Вып. 2
ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО
УДК 34.05 П. А. Гусенова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
В статье вопросы судоустройства Исламской Республики Иран рассматриваются на основе анализа уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также Конституции. Затрагиваются фундаментальные принципы, на которых построена судебная власть Ирана, а также принципы организации и деятельности этой ветви власти. Соответствующие функции судебной власти выделены с учетом национальной специфики Исламской республики. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: судебная власть, уголовный процесс Ирана, независимость, Конституция Ирана, государственная власть.
P. A. Gusenova
GENERAL CHARACTERISTICS OF THE JUDICIAL SYSTEM OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN
In the present paper deals with the judicial system of the Republic of Iran, based on an analysis of criminal and criminal-procedural legislation of Iran, as well as the Constitution of the Islamic Republic. It touches upon the fundamental principles on which Iran's judiciary is built as well as the principles of organization and activities of the branch. The respective roles of the judiciary, taking into account national specifics of the Islamic Republic are identifieds. Refs 7.
Keywords: the judiciary, criminal procedure of Iran, independence, of the Iranian Constitution, government.
Судебная система Исламской Республики Иран — это система установленных Конституцией специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие на территории страны.
Судебная власть — это независимая ветвь власти, на которую возложена обязанность по защите личных и общественных прав и осуществление справедливости [1, с. 232]. В гл. 11 Конституции Ирана — «Судебная власть» — излагается ряд фундаментальных принципов, на которых эта ветвь власти базируется: независимость
Гусенова Патимат Арисланалиевна — юрист, независимый исследователь, Российская Федерация; [email protected]
Gusenova Patimat A. — Lawer, independent researcher, Russian Federation; [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
судей (ст. 156), право на «законного судью» (ст. 163), несменяемость судей (ст. 164), обоснованность и мотивированность решений (ст. 166). Политические преступления и преступления, связанные с прессой, рассматриваются гласно с участием присяжных заседателей (ст. 168). В целом Конституция Ирана закладывает общие принципы судоустройства и судопроизводства [2, с. 25].
Главная обязанность судебных органов как самостоятельной ветви власти состоит в том, чтобы защищать права всех людей, а также устанавливать и поощрять справедливость в обществе (ст. 156 Конституции Ирана). Обязанности иранской судебной системы [3, р. 145]:
1) рассмотрение споров и жалоб, вынесение соответствующих решений. Каждый может обратиться в компетентный суд с иском — это является неотъемлемым правом каждого гражданина Ирана. Все иранцы имеют право на доступ к правосудию, и никому не может быть отказано в их законном праве на доступ к правосудию (ст. 34 Конституции Ирана). Это неотъемлемое право является обязанностью судебных органов, рассматривающих иски и отправляющих правосудие. Суды обязаны рассматривать все виды жалоб и выносить по ним решения (ст. 167 Конституции Ирана);
2) восстановление социальной справедливости, а также отправление правосудия и защита законных прав и свобод. Органы судебной власти обязаны в полной мере воспользоваться своей независимостью для защиты прав людей, а также не допускать нарушения прав и свобод, которые провозглашены в законодательстве страны. Суд также должен защищать эти права и свободы посредством рассмотрения уголовных дел, привлечения к ответственности обвиняемых и наказания тех правонарушителей, которые посягают на права и свободы людей. Многие статьи Конституции Ирана регламентируют различные права и свободы людей и подчеркивают их реализацию;
3) контроль над надлежащим исполнением законов. Поскольку исполнительные органы власти принимают законы для того, чтобы удовлетворить интересы населения, то судебные органы обязаны контролировать надлежащее исполнение этих законов;
4) предупреждение преступлений и исправление преступников. В этой области принимаются профилактические и коррекционные меры для снижения уровня преступности и предотвращения преступлений. Кроме того, любые необходимые усилия, направленные на исправление преступников, их реабилитацию для безопасного возвращения в здоровую жизнь в обществе, являются одной из основных обязанностей иранской судебной власти. Выполнение наилучшим образом этого перечня обязанностей судебной властью может привести к созданию и развитию истинной справедливости в обществе.
Иранская Конституция установила организационную структуру судебной системы страны в следующем порядке [4, р. 39-53].
Верховный судебный совет.
Во главе судебной системы Ирана находится Верховный судебный совет в составе шести членов: Главы судебной власти, председателя Верховного суда, Генерального прокурора и трех судей, избираемых из числа судей самими судьями по всей стране путем тайного голосования на пятилетний срок. При этом председатель Верховного суда и Генеральный прокурор назначаются Главой судебной вла-
сти после консультаций с судьями Верховного суда также сроком на пять лет. Практически Верховный судебный совет находится под непосредственным контролем духовного руководителя (лидера) Исламской республики Иран. Министр юстиции также может присутствовать на заседаниях совета. В функции Верховного судебного совета входит:
— назначение и смена судей;
— рассмотрение обвинений (если таковые выдвигаются) против президента в нарушении им своих законных обязанностей и полномочий;
— подготовка законодательных инициатив по судебным вопросам для представления в Меджлис;
— рассмотрение кассационных жалоб.
Все вопросы, касающиеся назначения, перевода или смещения судей независимо от их уровня, принимаются Главой судебной власти с одобрения членов Верховного судебного совета.
Глава судебной власти.
Судебную систему Ирана возглавляет Глава судебной власти. Согласно Конституции Ирана, Главу судебной власти назначает духовный лидер страны. Глава судебной власти является высшим официальным должностным лицом в судебной иерархии Ирана. Он должен быть справедливым, распорядительным и сведущим в судебных делах муджтахидом. Назначается на должность сроком на пять лет (ст. 157 Конституции Ирана). Он является высшей инстанцией судебной власти.
Глава судебной власти — самое высокопоставленное лицо из числа судебных, административных и руководящих должностных лиц в иранской судебной системе, избранных из числа всех мусульманских юристов (муджтахидов), который хорошо осведомлен в судебных делах, в дополнение к тому он имеет хорошие управленческие навыки. В его обязанности входит (ст. 158 Конституции Ирана):
— создание необходимой структуры, а также соответствующих судебных отделов по улучшению и развитию деятельности судебной системы;
— подготовка законопроекта о судах и представление их на рассмотрение парламента и министра юстиции;
— назначение на работу справедливых и достойных судей, их увольнение, назначение, перевод, возложение на них конкретных обязанностей и проведение аналогичных административных обязанностей.
Глава судебной власти является членом следующих советов Исламской республики Иран:
— Высшего Совета национальной безопасности (ВСНБ);
— Совета по пересмотру Конституции (СПК);
— Согласительного совета (СС);
— Временного совета по руководству страной (ВСРС).
Глава судебной власти имеет право назначать двух своих представителей в Совет по контролю над деятельностью телерадиовещательной организации Ирана, предлагать кандидатуры законоведов-шиитов в состав Совета экспертов.
При этом важно отметить, что в основном законе страны нет конкретного положения об ответственности Главы судебной власти в случае нарушения им своих служебных обязанностей.
Верховный суд.
Верховный суд был создан, чтобы контролировать работу нижестоящих судов, для правильного применения законов и создания единообразной судебной практики во всех судах и выполнения других обязанностей, возложенных на него законом (ст. 161 Конституции Ирана). Верховный суд Ирана осуществляет контроль над системой нижестоящих судов и следит за единообразием юридической практики. Верховный суд является последней апелляционной инстанцией. Судьями Верховного суда могут быть только шиитские муджтахиды (признанные знатоки мусульманского права из числа духовенства, получившие право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и Сунны) в соответствии со ст. 161 Конституции Ирана. Верховный суд должен проверять применение законов в делах, по которым уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или ампутацию либо побивание камнями, до их вступления в силу.
Суд состоит из ряда выдающихся и опытных судей, которые как юристы муд-жтахиды имеют по крайней мере десятилетний опыт успешной работы в судебной и правовой сфере. Председатель Верховного суда назначается Главой судебной власти после консультаций с судьями суда на период до пяти лет.
Верховный суд — высшее судебное учреждение, которое в дополнение к надзору за судами и ведением единообразной правоприменительной практики может привлечь президента к ответственности и вынести решение в случаях, когда глава исполнительной власти не выполняет свои обязанности, таким образом открывая путь для импичмента и отрешения от должности президента после получения согласия духовного лидера Ирана (ст. 110 Конституции Ирана). Кроме того, в случае возникновения разногласий между различными судами в их компетенции по рассмотрению дела Верховный суд имеет полномочия решать такие споры (ст. 22, 27-30 УПК Ирана).
Согласно ст. 288 Уголовно-процессуального кодекса, Верховный суд в случае необходимости высказывает свое мнение о справедливости решения того или иного суда, после чего суд может вынести измененный вердикт при наличии согласия с позицией Верховного суда. В противном случае дело передается в Главное управление судов для дальнейшего рассмотрения дела другим судом. Когда же и этот суд отказывается вынести решение в соответствии с мнением Верховного суда, дело передается в Президиум Верховного суда для принятия окончательного решения большинством голосов членов президиума.
Суд административной справедливости.
Для рассмотрения жалоб, исков и протестов граждан против должностных лиц, организаций или правительственных актов и восстановления прав граждан создается Суд административной справедливости, который находится под контролем Главы судебной власти.
Суд административной справедливости является сравнительно новой структурой в судебной системе Ирана и уполномочен разбирать административные правонарушения, совершенные исключительно государственными служащими. В соответствии с законом о создании указанного суда, утвержденным Меджлисом Исламского совета Ирана в 1982 г., в круг его полномочий входят следующие вопросы:
— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по несправедливым решениям и неправомерным действиям государственных ведомств, в том числе министерств, организаций, государственных компаний, муниципалитетов, революционных учреждений и организаций;
— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан против незаконных действий должностных лиц, восстановление граждан в правах;
— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по нелегитимным решениям комиссий, делегаций, советов и других органов власти, которые были созданы согласно действующим законам в министерствах, организациях и государственных учреждениях;
— рассмотрение жалоб, исков служащих к государственным учреждениям в случае нарушения последними положений национального Закона «О найме на службу»;
— рассмотрение жалоб, исков и протестов по постановлениям, декретам и инструкциям, которые были изданы правительством или даже местными органами исполнительной власти с нарушением положений шариата, Конституции страны, либо принятых решений в превышение полномочий органами исполнительной власти.
Генеральная инспекция (в литературе встречается и другое название — Главная организация инспекции).
Функциями Главной организации инспекции являются контроль над надлежащим исполнением законов и правильным ведением дел в административных органах, рассмотрение гражданских исков по всем вопросам, их предварительное расследование и выявление фактов нарушений с последующей передачей дел в судебные инстанции. Находится под непосредственным контролем Главы судебной власти.
Судебная система в Иране предусматривает два вида судов — общие и специальные [5, с. 24].
К общим судам относятся Высшие и Низшие уголовные суды, а также Высшие и Низшие гражданские суды.
Высший гражданский суд.
Высшим гражданским судом управляют председательствующий судья, судья и эксперт. Первые двое уполномочены вести процесс, для чего до его начала эксперт, тщательно изучив материалы дела, представляет суду в письменной форме свои комментарии и замечания. В случае если судья является квалифицированным муджтахидом, необходимость в представлении комментариев экспертом отпадает.
К компетенции Высшего гражданского суда относятся все юридические и вне-исковые дела. Решения этого суда окончательны и обжалованию не подлежат, за исключением случаев, когда действия судьи квалифицируются как несоответствующие судебному этикету или когда другой судья усматривает в действиях данного суда противоречие с законом или исламскими канонами, или когда квалификация судьи определяется как «недостаточная для ведения дела». В указанных законом случаях предусмотрено передавать дело в соответствующую коллегию Верховного суда для одобрения или опротестования первоначального решения судьи. При любом исходе дело вновь возвращается в первичную судебную инстанцию для вынесения окончательного вердикта.
Высший уголовный суд.
Состав Высшего уголовного суда аналогичен составу Высшего гражданского суда. К его юрисдикции относятся уголовные преступления, предусматривающие высшую меру наказания, битье камнями, распятие, ссылку, ампутацию частей тела, тюремное заключение до десяти лет, штраф от 2 млн риалов, а также конфискацию более 2/5 имущества осужденного. Решение Высшего уголовного суда может быть обжаловано в соответствующей коллегии Верховного суда, кроме случаев доказанного отсутствия состава преступления либо вынесения приговора меньше вышеуказанных наказаний. Процесс согласования разногласий между упомянутыми инстанциями аналогичен сходной процедуре в Высших гражданских судах.
Низшие гражданские суды.
Низшие гражданские суды разбирают дела о наследовании, денежные иски (до 2 млн риалов), иски о разделе совместного имущества. Обжалование его решений осуществляется Высшим гражданским судом, чье решение окончательно и обжалованию не подлежит.
Низшие уголовные суды.
В ведении Низших уголовных судов находятся правонарушения, не входящие в круг вопросов Высших уголовных судов, а также вопросы о деятельности муниципальных властей и дорожно-транспортные происшествия. Их решения также не подлежат обжалованию в Высших уголовных судах, за исключением ранее названных случаев.
В Иране существуют и так называемые независимые низшие гражданские суды, разбирающие финансовые иски до 4 млн риалов, иски по фактам подделки документов и вопросы регистрации личного статуса. В некоторых случаях им поручаются разбирательства по делам, подпадающим под юрисдикцию низших уголовных судов.
Специальный гражданский суд.
Это общественный суд, по своим полномочиям равный гражданским и уголовным судам. В его ведении находится разрешение семейных споров, разводы, опекунство, наследование имущества, установление родства и т. д. Несмотря на то что это суд низшего иерархического уровня, его решения окончательны и обжалованию не подлежат.
Cпециализированные суды.
В дополнение к общим судам правовая система Исламской Республики Иран предусматривает специализированные суды для особых случаев.
Военная прокуратура и военные суды.
Военные суды рассматривают дела, связанные с особыми преступлениями, совершенными сотрудниками вооруженных сил (ст. 172 Конституции Ирана). Такие преступления включают в себя утечку военной информации, дезертирство, неподчинение военным командующим и такие случаи, которые по своей природе не могут быть совершены гражданским населением.
В полномочия военных судов входит расследование преступлений, относящихся к специфическим военным и правоохранительным функциям армии, жандармерии, полиции и Корпуса стражей исламской революции, таким как:
— дезертирство с военной службы;
— самовольное оставление района боевых действий;
— сдача оружия врагу;
— передача военных укреплений противнику;
— невыполнение указаний и приказов командиров и т. д.
Здесь необходимо отметить, что общегражданские преступления военнослужащих, полицейских и т. д., а также преступления офицеров юстиции рассматриваются в общих судах.
Исламские революционные суды.
Эти суды были созданы вскоре после победы исламской революции в соответствии с требованиями революционного общества и компетентны рассматривать огромное количество разнообразных преступлений. Преступления, связанные с внутренней и внешней безопасностью Исламской Республики, преступления (вооруженные действия) против мусульманского духовенства, распространение коррупции, оскорбление основателя Исламской Республики Иран имама Хомей-ни и лидера исламской революции аятоллы Сейед Али Хаменеи, заговоры против Исламской Республики, военные действия против мусульманского духовенства, убийства и разрушения институтов, шпионаж, преступления, связанные с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, и некоторые другие преступления находятся в компетенции судов Исламской революции. Такие суды, как правило, рассматривают дела в столицах, провинциях и в любой другой части страны по усмотрению Главы судебной власти.
В соответствии с регламентом революционных судов суд должен состоять из трех судей. На практике эти суды часто заседают только в количестве одного лица — религиозного судьи. Разбирательство производится по упрощенной процедуре, без адвоката. Способ установления виновности опирается на показания «благочестивых» людей, такие показания могут быть подтверждены клятвой. Подтвержденные клятвой свидетельства не могут быть опровергнуты подсудимым, и обвинение вправе ими ограничиться. Решения революционных судов можно обжаловать в Верховном суде.
В соответствии с законом Ирана от 1 мая 1983 г. об исламских революционных судах и прокуратурах указанные органы определяются как часть юридической системы Ирана и подчиняются Главе судебной власти страны. К их юрисдикции относятся:
— преступления против внутренней и внешней безопасности Ирана, в том числе коррупция;
— покушение на убийство государственных и политических деятелей;
— распространение и контрабанда наркотических веществ;
— организация заговоров с целью реставрации монархии династии Пехлеви;
— хищения государственного имущества;
— незаконные финансово-торговые операции (спекуляция).
Исламские революционные суды подразделяются:
— на Исламские революционные суды по экономическим преступлениям;
— Исламские революционные суды по политическим вопросам;
— Исламские революционные суды по борьбе с наркотиками.
В 1989 г. был создан ряд новых специализированных революционных судов по делам коррупции, проституции, похищения детей, изнасилованиях, а также вооруженных нападениях и убийствах.
Специализированный суд по делам духовенства.
В начале 1987 г. вышел указ аятоллы Хомейни «Об образовании специальных судов для расследования правонарушений и преступлений, совершаемых духовными лицами». Согласно этому документу, судья и прокурор назначаются лидером Исламской революции и подчиняются исключительно ему. Таким образом, этот орган иранского правосудия находится вне общей судебной системы страны, судопроизводство в этих специальных судах основано исключительно на положениях и актах, принятых в теологических кругах.
Создан, чтобы предотвратить проникновение коррумпированных лиц в религиозные семинарии, защитить достоинство духовенства и наказать преступных священнослужителей. Специализированный суд для духовенства находится под непосредственным контролем духовного лидера Ирана.
Финансовый суд.
В Иране существует специальный орган — Финансовый суд, в обязанности которого входит проверка счетов министерств, государственных предприятий и учреждений и других структур, которые хоть в какой-то степени используют государственный бюджет страны, в целях контроля соответствия расходов и утвержденных кредитов, обоснованности траты каждой суммы. Финансовый суд находится в прямом подчинении у Меджлиса Исламского совета.
В дополнение к организационной независимости судебной власти в целом иранская судебная система также уделяет особое внимание беспристрастности и взаимозависимости отдельных судей. Судьи должны принимать решения только на основе правовых норм и их собственного внутреннего убеждения независимо от какого-либо давления или влияния извне. Приговоры, вынесенные судами, должны быть обоснованными и мотивированными, со ссылками на статьи закона и принципы, которые составляют основу судебных решений (ст. 166 Конституции Ирана). В то же время судьи не должны ни в коем случае допускать принятия решений из личных интересов. Это означает, что они должны пытаться найти решение в законе. Если нет соответствующего закона и решение не может быть найдено, они должны опираться на авторитетные исламские тексты или фетвы мусульманских юристов, чтобы вынести вердикт по делу. Таким образом, они никогда не смогут отказаться или воздерживаться от рассмотрения дела и вынесения приговора под предлогом того, что нет соответствующих законов или есть коллизии между существующими законами (ст. 167 Конституции Ирана).
Гарантия независимости судей заключается в том, что ни один судья не может быть отстранен от должности, постоянно или временно, без надлежащей правовой процедуры и до того, пока их правонарушение не будет доказано в суде. Компетенция судьи может быть изменена не иначе как посредством сложных формальностей и решением руководителя судебного органа, которое он примет после консультаций с Главой Верховного суда и Генеральным прокурором (ст. 164 Конституции Ирана) [6, с. 58; 7, р. 45].
Таким образом, судебная система Ирана типично иерархическая. В судебном производстве сфера разрешения уголовных дел и сфера пересмотра судебных решений относятся к судам, автономным и иерархически связанным между собой одновременно. Сфера обжалования принадлежит сторонам (обвиняемый, защитник, потерпевший), автономным в подаче жалоб. Сфера исследования доказательств
разделена между сторонами и судом, которые самостоятельны и обладают примерно равными возможностями в доказывании. Иначе говоря, иранское судебное производство — это иерархическая система с более или менее выраженными одноранговыми отношениями (автономностью) в сфере исследования доказательств.
Литература
1. Хабриева Т. Я. Конституции государств Азии. Западная Азия: В 3 т. М.: Норма, 2010. Т. 1. 544 с.
2. Хачим Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М.: РУДН, 2001. 138 с.
3. Bahar S. Kohmeinism, the Islamic republic of Iran and international law: the relevance of Islamic political ideology // Harvard International law Journal. 1992. № 7. P. 454-482.
4. Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, UK: Royston. MLA Citation, 1985. 854 p.
5. Скляров Л. Е. Становление новых органов власти в Иране (1978-1981) // Иран: история и современность. М.: Наука, 1983. С. 196-218.
6. Хачатуров Р. Л. О правовой системе Ирана // Вектор науки ТГУ № 6 (9). 2009. С. 58-61.
7. Noori Y. Islamic Government and Revolution in Iran. Glasgow, UK: Royston. MLA Citation, 1986. 644 p.
Для цитирования: Гусенова П. А. Общая характеристика судебной системы Исламской республики Иран // Вестние Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2016. Вып. 2. С. 85-93. DOI: 10.21638/11701/spbu14.2016.208
References
1. Khabrieva T. Ia. Konstitutsii gosudarstv Azii. Zapadnaia Aziia: V 3 t. [Constitution states in Asia. West Asia: In 3 vols]. Moscow, Norma Publ., 2010, vol. 1. 544 p. (In Russian)
2. Khachim F. I. Konstitutsionnoe pravo stran Blizhnego Vostoka (Iran, Egipet, Izrail', OAE, Irak) [Constitutional law of the Middle East (Iran, Egypt, Israel, UAE, Iraq)]. Moscow, RUDN Publ., 2001. 138 p. (In Russian)
3. Bahar S. Kohmeinism, the Islamic republic of Iran and international law: the relevance of Islamic political ideology. Harvard International law Journal, 1992, no. 7, pp. 454-482.
4. Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, UK, Royston. MLA Citation, 1985. 854 p.
5. Skliarov L. E. Stanovlenie novykh organov vlasti v Irane (1978-1981) [The formation of the new government in Iran (1978-1981)]. Iran: istoriia i sovremennost' [Iran: history and modernity]. Moscow, Nauka Publ., 1983, pp. 196-218. (In Russian)
6. Khachaturov R. L. O pravovoi sisteme Irana [On legal system of Iran]. Vektor nauki TGU [Vector Science TSU], 2009, no. 6 (9), pp. 58-61. (In Russian)
7. Noori Y. Islamic Government and Revolution in Iran. Glasgow, UK, Royston. MLA Citation, 1986. 644 p.
For citation: Gusenova P. A. General characteristics of the judicial system of the Islamic Republic of Iran. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 14. Law, 2016, issue 2, pp. 85-93. DOI: 10.21638/11701/spbu14.2016.208
Статья поступила в редакцию 18 декабря 2015 г.;
рекомендована к печати 20 мая 2016 г.