Научная статья на тему 'Административные и уголовные аспекты противодействия коррупции в Исламской Республике Иран'

Административные и уголовные аспекты противодействия коррупции в Исламской Республике Иран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1237
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН / КОРРУПЦИЯ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN / CORRUPTION / CRIMINAL LAW / ADMINISTRATIVE LAW / LEGAL STATUS OF THE OFFICIAL / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудинов Владимир Владимирович, Вылцан Сергей Евгеньевич

В статье рассмотрены основные нормы уголовного и административного права, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия коррупции Исламской Республике Иран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and criminal aspects of combating corruption in the Islamic Republic of Iran

The article deals with the basic norms of criminal and administrative law governing social relations in the field of anti-corruption of the Islamic Republic of Iran.

Текст научной работы на тему «Административные и уголовные аспекты противодействия коррупции в Исламской Республике Иран»

N 1 (10) Март 2018

Государство и право зарубежных стран

Административные и уголовные аспекты противодействия коррупции в Исламской Республике Иран

Кудинов Владимир Владимирович, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Курганского государственного университета, кандидат юридических наук

kudinov45@mail.ru

Вылцан Сергей Евгеньевич, стажер-исследователь иранского отдела Института востоковедения Российской академии наук

info@ivran.ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные нормы уголовного и административного права, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия коррупции Исламской Республике Иран. Ключевые слова: Исламская Республика Иран, коррупция, уголовное право, административное право, правовое положение должностного лица, противодействие коррупции.

Исламская Республика Иран (далее — ИРИ) является государством, играющим одну из ключевых ролей в сфере политики и экономики на Ближнем Востоке. Существенным является вклад этой страны в борьбу против террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», деятельность

которой представляет угрозу не только для государств Ближнего Востока, но и для России.

Для дальнейшей успешной реализации намеченных целей ИРИ необходима внутриполитическая стабильность и экономический рост. Поддержание стабильности и экономического роста представляет собой многосторонний и

Administrative and criminal aspects of combating corruption in the Islamic Republic of Iran

Kudinov Vladimir Vladimirovich, associate professor of the department of civil law disciplines of Kurgan State University, candidate of sciences (law)

kudinov45@mail.ru

Vyltsan Sergey Evgen'evich, intern-researcher of the Iranian department of the institute of oriental studies of Russian Academy of Sciences

info@ivran.ru

Annotation: The article deals with the basic norms of criminal and administrative law governing social relations in the field of anti-corruption of the Islamic Republic of Iran. Keywords: Islamic Republic of Iran, corruption, criminal law, administrative law, legal status of the official, anti-corruption.

сложный процесс. В рамках данной статьи предлагается рассмотреть административные и уголовные аспекты противодействия коррупции в Иране как важной части указанного процесса.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность в указанной области, является Закон Исламской Республи-

ки Иран «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупции» [1]. В оригинале на персидском языке название этого закона звучит следующим образом: О^и о!!^ ц-Ы,» J гО^с!» (ганун-э эртэга-э салямат-э нэзам-э эдари ва могабелэ ба фэсад), что на русский язык дословно переводится как «закон о повышении

No. 1 (10) March 2018

State and Law of foreign countries

здоровья административной системы и противодействии коррупции». Ставя на одну смысловую линию понятия «коррупция» и «здоровье административной системы», иранские законодатели отчетливо обозначили, что они рассматривают коррупцию как «болезнь». Действительно, если властные структуры поражены ею, то государственное регулирование в области политики и экономики начинают работать неэффективно, удовлетворяя материальные потребности узкого круга лиц, а не решая вопросы, стоящие перед всей страной.

Названный закон закрепляет ряд ключевых положений, имеющих первостепенное значение в области борьбы с коррупцией. Так, в нем дается определение данного явления: «Под коррупцией подразумевается действие или бездействие, предпринимаемое физическим или юридическим лицом по отношению к лицу, группе лиц или организации, нарушающее законодательство страны и приносящее ущерб общественному имуществу и интересам или безопасности общества и государства. Эти деяния должны предприниматься сознательно с целью получения выгоды напрямую или косвенно для себя или третьих лиц. Примером может служить получение или дача взятки, растрата, сговор, злоупотребление служебным положением, нецелевое расходование средств, служебный подлог, уничтожение или сокрытие служебной документации».

В Федеральном законе Российской Федерации от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] закреплено следу-

ющее определение понятия «коррупция»: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Сравнив иранский и российский варианты официально закрепленных определений, можно прийти к выводу, что с содержательной точки зрения они имеют существенное различие. С одной стороны, в обоих определениях объективная сторона коррупционного деяния описывается как «нарушающее законодательство страны, приносящее вред интересам общества и государства, предпринимаемое сознательно с целью получить выгоду материального характера для себя или иных лиц». Вместе с тем, в иранском варианте определения в качестве субъекта коррупционных деяний выступает физическое или юридическое лицо, а российский закон в аналогичном случае упоминает должностное лицо. С точки зрения сущности коррупции правильнее говорить о субъекте — должностном лице. Вероятно, иранский вариант, закрепляющий в качестве субъекта коррупции физическое лицо, необходимо трактовать ограничительно, подразумевая «должностное лицо», так как вести

речь о коррупции вне рамок наличия у лица властных полномочий не имеет смысла.

Как следует из содержания статьи 143 Закона «Об исламских уголовных наказаниях» [3], уголовная ответственность в Иране распространяется на физических лиц, однако юридические лица могут подвергаться «уголовной ответственности», в случае, если их законный представитель совершит преступление от имени или для извлечения какой-либо выгоды для данного юридического лица. Хотя дословный перевод требует употребления словосочетания «уголовная ответственность юридических лиц», правильнее будет говорить о существовании в правовой системе Ирана административной ответственности для юридических лиц в рамках уголовного процесса.

Необходимо особо отметить, что вышеуказанные определения не в полной мере осуществляют уголовно-правовую защиту заявленной области общественных отношений, так как не предусматривают такую ситуацию, как «прямой подкуп». Данное понятие раскрывается как «покупка не услуги, но служащего. Целью здесь является не обеспечение исполнения определенного действия, а «приобретение» должностного лица с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя» [4, с. 150]. Другими словами, в ситуации прямого подкупа действия должностного лица формально остаются в рамках действующего национального законодательства, однако смысл принимаемых им решений

наносит вред интересам его государства и общества. А в представленных определениях коррупцией будут являться только деяния, нарушающие законодательство.

Особо опасна ситуация прямого подкупа, когда она имеет место в высших властных структурах государств. Выбор вектора развития, несоответствующий здравому смыслу и интересам конкретного общества и государства, а порой носящий открыто враждебный характер по отношению к собственной стране, может, в лучшем случае, существенно замедлить прогресс во всех областях общественной жизни, а в худшем — стать причиной нестабильности и исчезновения страны с политической карты мира.

Закон ИРИ «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупции», помимо закрепления отдельных элементов правового положения органов государственной власти, регулирует некоторые иные обстоятельства, имеющие значение в сфере противодействия коррупции. Так, одним из основных методов предотвращения и пресечения коррупционных деяний называется в данном нормативном правовом акте сообщения должных лиц и иных граждан об известных им фактах подобной противоправной деятельности. К примеру, в статье 13 указано, что должностные лица органов, являющихся субъектами данного закона, обязаны в случае получения сведений и готовящемся, совершаемом или совершенном коррупционном преступлении, оповестить судебные органы и органы административного контроля. В случае, если при наличии указанных сведений

должностное лицо не оповестит соответствующие органы, оно подлежит наказанию согласно статье 606 «Закона об исламских уголовных наказаниях». Осведомленное о преступлении должностное лицо обязано оповестить соответствующие органы без промедления в письменной форме, не раскрывая данного факта перед другими сотрудниками. В противном случае, следует наказание в виде от шести месяцев до двух лет лишения свободы.

Правительство Ирана обязано реализовы-вать меры по обеспечению безопасности лиц, сообщивших о подготавливаемом, совершаемом или совершенном коррупционном преступлении: неразглашение установочных или иных данных о заявителе, за исключением случаев, когда судья признает необходимым сообщить указанные сведения; осуществление переезда заявителя на постоянное или временное место жительства в иное место, в случае изъявления им желания; возмещение материального и морального вреда заявителю, в случае, если он получил ущерб в результате того, что сообщил в компетентные органы информацию о коррупционном преступлении; запрет на осуществление в отношении заявителя любых действий, ухудшающих его служебное положение.

Детально систему мер по обеспечению безопасности и возмещению вреда заявителям разрабатывает Министерство информации при взаимодействии с Министерством юстиции и Управлением планирования и контроля президента.

В случае, если сообщение привело к

установке или поимке лица, осуществившего нарушение или преступление в сфере коррупции, то заявитель подлежит поощрению. Инструкция «О реализации положений статьи 26 Закона «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупции» регламентирует общественные отношения в этой области. Согласно статье второй Инструкции лицо может быть поощрено следующими способами: благодарность в письменной форме от начальства государственного органа; получение приоритета при назначении на вышестоящую должность; выплата премии в размере двух месячных окладов данного сотрудника.

Помимо Закона «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупции» Инструкция «О предотвращении и борьбе с коррупцией» [5] является еще одним нормативным правовым актом в ИРИ, регулирующим значимые общественные отношения в заявленной области. Этот акт имеет статус указа президента, соответственно, по юридической силе находится ниже закона.

В статье 16 Инструкции закрепляется, что под сферу ее действия подпадают министерства, государственные компании и учреждения, Силы охраны правопорядка, органы судебной власти, банки и государственные страховые компании, негосударственные общественные учреждения и муниципалитеты. Таким образом, перечисленное входит в понятие «исполнительные органы», используемое в рамках рассматриваемого нормативного правового акта.

Согласно положениям Инструкции, в об-

ласти предупреждения и борьбы с коррупционными преступлениями важную функцию выполняют комиссии по расследованию административных нарушений. Как следует из положений Закона «О расследовании административных правонарушений» [6], во всех органах, подпадающих под действие данного нормативного правового акта, создаются эти комиссии для расследования административных правонарушений сотрудников. Они состоят из двух структурных подразделений — основной комиссии и комиссии по пересмотру решений. Их численный состав — три постоянных члена и один или два временных, которые назначаются на срок три года приказом высшего должностного лица соответствующего органа. Возможно неограниченное повторное назначение одних и тех же лиц. Члены основных комиссий не могут быть одновременно членами комиссий по пересмотру решений.

Хотя высшее должностное лицо и назначает членов комиссии по расследованию административных нарушений, оно не имеет права снимать их с должности. Смещение с должностей членов этого органа происходит по предложению руководителя органа после согласия Высшей наблюдательной комиссии. Высшая наблюдательная комиссия представляет собой орган, осуществляющий планирование, руководство и взаимодействие в сфере деятельности общественных объединений и контрольных комиссий страны.

Компетенцией основных комиссий, входящих в состав комиссий по расследованию административных нарушений, является рас-

смотрение административных правонарушений работников соответствующих органов, при которых они функционируют. Их решение, в том случае если оно не требует пересмотра, вступает в силу с момента вынесения. Если решение требует пересмотра, работник, в отношении которого оно вынесено, вправе в течение 30 дней подать прошение о пересмотре. Комиссия по пересмотру решений обязана его изучить и принять окончательное решение, которое не подлежит изменению.

Административными правонарушениями признаются следующие деяния:

а) нарушение должностных обязанностей;

б) некачественное, несвоевременное выполнение своих служебных обязанностей, повлекшее недовольство клиента;

в) клевета и оскорбление;

г) вымогательство;

д) растрата;

е) выражение дискриминации или пристрастного отношения в ходе выполнения служебных обязанностей;

ж) оставление рабочего места в неположенное время;

з) небрежность при хранении государственного имущества, документов и денежных средств, повреждение государственного имущества;

и) разглашение сведений, содержащихся в конфиденциальных служебных документах;

к) несанкционированное установление и поддержание связей с иностранцами;

л) уклонение от выполнения законного приказа вышестоящего должностного лица;

м) недоработка или небрежность при вы-

полнении поставленных задач;

н) сознательное искажение фактов при исполнение служебных обязанностей;

о) приобретение имущества в случаях, не указанных в законе;

п) предоставление служебных документов лицам, которые не имеют права на их получение и ознакомление, или же непредставление документов лицам, которые имеют право их требовать;

р) нарушение правил ношения одежды, принятых в исламе;

с) несоблюдение исламских норм и ритуалов;

т) покупка, продажа, употребление или хранение наркотических средств;

у) наличие иного места работы, за исключением преподавательской или исследовательской деятельности;

ф) использование служебных полномочий вне интересов службы;

х) подделка служебных документов; ц) членство в незаконном общественном объединении;

ч) членство в религиозных объединениях, запрещенных шиитским исламом.

Некоторые из перечисленных деяний с точки зрения описания объективной стороны подпадают под понятие преступления. По-видимому, отграничение проводится исходя из тяжести имеющихся последствий. Если деяние должностного лица подпадает также под сферу действия уголовного законодательства, комиссия по расследованию административных правонарушений обязана провести свое расследование и вынести ре-

шение. Помимо этого, она обязана передать имеющиеся сведения о совершенном деянии в компетентные судебные органы. Судебные решения не будут препятствовать исполнению административного наказания. Если судебная инстанция сделает вывод о невиновности лица, комиссия по расследованию административных правонарушений должна пересмотреть принятое ею решение. Однако оно может быть пересмотрено только в том случае, если комиссия большинством голосов подтвердит, что смысл принятого решения не соответствует по форме или содержанию закону или законам, на основе которых оно было вынесено. При этом, решение комиссии должно быть одобрено Высшей наблюдательной комиссией.

Комиссия может принять решение о вынесении следующих видов наказаний: письменное предупреждения без занесения в личное дело; письменное предупреждения с занесением в личное дело; сокращение заработной платы или материального довольствия максимум на одну треть на срок от месяца до года; отстранение от должности на срок от месяца до года; территориальная смена места работы или службы на срок от одного до пяти лет; понижение в должности или отказ в назначении на вышестоящую должность; увольнение с предоставлением денежной суммы, но без права на пенсию; отправка на пенсию при условии наличия соответствующего трудового стажа; увольнение со службы; постоянный запрет на занятие государственных должностей.

Инструкция «О предотвращении и борьбе с коррупцией» дополняет список возможных

правонарушений для должностных лиц исполнительных органов применительно к сфере коррупции. Так, согласно статье первой этого нормативного правового акта, данные о должностных лицах исполнительных органов, которые совершат одно или несколько деяний, указанных в нижеследующих пунктах, передаются в комиссию по расследованию административных правонарушений для принятия соответствующего решения: получение имущества при обстоятельствах, не указанных в законе; безвозмездное получение имущества или же его приобретение по цене, значительно ниже рыночной, или в количестве, значительно отличающемся от того, которого можно было бы приобрести за уплаченную цену; совершение сделки купли-продажи по цене, значительно превышающей рыночную, для извлечения выгоды взяткополучателю; создание условий для получения взятки посредством проведения переговоров, приискания имущества для передачи; принятие взяткополучателем напрямую или косвенно денежных средств, имущества, ценных бумаг, имущественных прав с целью последующего осуществления или неосуществления им его законных полномочий; получение любого другого имущества, которое можно рассматривать в качестве взятки, в частности, аннулирование кредита, займа или их выдача на чрезвычайно льготных условиях, принятие на себя имущественного обязательства со стороны взяткодателя, которое он не имеет права принять, принятие вознаграждения, предоставление специальных льгот.

Интересен тот факт, что, если сотрудники

исполнительных органов совершат вышеуказанные правонарушения, их начальникам, в случае если подобное происшествие под их руководством случилось впервые, будет объявлено замечание, если второй раз — отстранение от должности на шесть месяцев, если третий раз — отстранение от должности на срок до двух лет.

Инструкция предусматривает, если физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора с исполнительными органами, совершит правонарушение, описываемое в статье первой, данные исполнительные органы вправе в течении следующих пяти лет не заключать договоры с указанными физическими или юридическими лицами. Исполнительный орган, получивший информацию о правонарушении, обязан сообщить ее в Организацию управления и планирования при президенте Ирана. В случае повторного совершения физическим или юридическим лицо указанных правонарушений, Организация управления и планирования, сообщив всем исполнительным органам установочные данные этих лиц, обязана предупредить эти органы о нецелесообразности сотрудничества с ними.

Организация управления и планирования также обязана ежегодно составлять рейтинг исполнительных органов на основе анализа результатов их деятельности и предоставлять его президенту и иным государственным должностным лицам. В свою очередь, исполнительные органы обязаны содействовать Организации управления и планирования при проведении ею исследований. На сами испол-

нительные органы накладывается обязанность составлять списки своих сотрудников и подразделений, которые могут быть наиболее подвержены коррупционным действиям. На основе списков осуществлять исправление уязвимостей в деятельности органа с точки зрения коррупционной составляющей.

Значительную часть правовой основы противодействия коррупции в ИРИ составляют уголовные нормы. Большая их часть содержится в Законе «Об исламских уголовных наказаниях» в главе 11 «Взяточничество и мошенничество». Деяния, подпадающие под понятие «взяточничество», закрепленные в данной главе, соответствуют тем, которые имеются в российском уголовном праве: получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве. Однако степень раскрытия объективной стороны и санкции существенно отличаются.

Наряду со статьями, закрепленными в главе 11 Закона «Об исламских уголовных наказаниях», Закон «Об усилении ответственности за получение взятки, растрату и мошенничество» [7] регулирует уголовную ответственность за совершение отдельных преступлений коррупционной направленности. Примечательно, что в статье восьмой Закона «Об усилении ответственности за получение взятки, растрату и мошенничество» указано, что «все положения иных нормативных правовых актов, противоречащие данному закону, отменяются». Вместе с тем, «Кодекс об исламских уголовных наказаниях» содержит действующую статью 588 «Получение взятки». Представляется странным наличие данной статьи

одновременно с существованием положений иного закона, отменяющего эту статью. По-видимому, при рассмотрении конкретного уголовного дела должны применяться нормы Закона «Об усилении ответственности за получение взятки, растрату и мошенничество», так как он является специальным нормативным правовым актом, более детально регулирующим общественные отношения в заявленной области.

Статья 588 закрепляет, что получение должностным лицом взятки за вынесение решения в пользу взяткодателя наказывается лишением свободы от 6 месяцев до 3 лет, денежным штрафом размере от 3 до 12 миллионов риалов (1 миллион риалов — 1673 рубля) [8], а также конфискацией имущества, являющегося предметом взятки, в доход государства. Представленная статья не охватывает ряд важных элементов, необходимых для конкретизации деяний, подпадающих под получение взятки. Отсутствует описание предмета взяточничества, а также деяний, совершение которых предполагается от взяткополучателя.

Статья третья Закона «Об усилении ответственности за получение взятки, растрату и мошенничество», усиливающая по сравнению с Законом «Об исламских уголовных наказаниях» ответственность за получение взятки, сформулирована похожим образом, как и статья 290 УК РФ, за исключением того, что субъектами в иранской статье являются только иранские должностные лица. Также в иранской статье отсутствуют понятия «общее покровительство» и «попустительство по службе».

Статья третья рассматриваемого нормативного правового акта предусматривает дифференциацию ответственности в зависимости от размера полученной взятки и служебного положения. Так, если она не превышает 20000 риалов, следует наказание в виде от 6 месяцев до 3 лет отстранения от занимаемой должности. Если же субъект преступления занимал должность главы органа или выше, наказание предусматривается в виде постоянного запрета на занятие государственных должностей, штраф в размере до 200000 риалов, лишение свободы на срок от 1 года до 3 лет, а также конфискация имущества, полученного преступным путем, в доход государства.

Если сумма взятки превышает 200000, но не более 1000000 риалов, то наказание предусмотрено в виде от 2 до 5 лет лишения свободы, пожизненного запрета на занимание государственных должностей, конфискация имущества, полученного преступным путем, в доход государства, а также 74 удара кнутом.

Наконец, если сумма взятки превышает 1000000 риалов, то в данном случае наказание предусмотрено в виде от 5 до 10 лет лишения свободы, а в остальном аналогично предыдущему пункту.

Для лиц, организовавших или руководивших группой, занимающейся получением взяток, предусмотрено гораздо более строгое наказание: лишение свободы от 10 лет до пожизненного срока, постоянный запрет на занимание государственных должностей, помимо конфискации имущества, полученного преступным путем, в доход государства,

штраф в размере суммы полученной взятки. Если в преступлении установлено наличие признаков «распространения зла и насилия», наказанием будет смертная казнь.

«Распространение зла и насилия» — это статья 286 Закона «Об исламских уголовных наказаниях». Она находится в разделе «Хо-дуд». Закрепленные в этом разделе описания преступлений и наказания за их совершение, а также способы осуществления этих наказаний, инкорпорированы в Закон «Об исламских уголовных наказаниях» из религиозных источников. В оригинале статья 286 называется J (баги ва эфсад фэй-аль-арз). Дословный перевод звучит как «насилие и разложение на земле». В российских СМИ встречается вариант перевода «распространение коррупции на земле» [9]. Более правильно с содержательной точки зрения на русский язык переводить данное выражение как «распространение зла и насилия».

Диспозиция статьи звучит следующим образом: «Совершение преступления против жизни и здоровья личности, внутренней или внешней безопасности государства, распространение ложных сведений, внесение дезорганизации в экономическую сферу государства, умышленное повреждение или поджог имущества, незаконный оборот токсичных и иных опасных веществ, а также организация или участие в деятельности деструктивных (неблагочестивых) организаций, если данные действия нанесли существенный вред государственному строю, безопасности, жизни и здоровью людей, общественной или частной собственности, общественной нравствен-

ности, наказываются смертной казнью».

Представленная статья является иллюстрацией двоякости уголовного законодательства Ирана, которое в данном случае выражается в том, что в отношении одного и того же деяния может быть принято различное решение в зависимости от тяжести имеющихся последствий. Значимым является тот факт, что эти последствия не конкретизированы, определение их наличия является полномочием должностных лиц органов судебной власти.

Примером правоприменения статьи «Распространение зла и насилия» является дело Бабака Занджани. Его состояние The New York Times оценивало в 13,5 миллиарда долларов [10]. Осенью 2013 года парламент Ирана начал расследование сделок, совершенных подконтрольными Занджани компаниями. За месяц до этого покинул свой пост президент страны Махмуд Ахмадинежад. В последний год правления на его соратников начались гонения, глава его администрации попал в тюрьму, президенту даже не было позволено предложить на освобождающийся пост своего выдвиженца. Занджани был арестован в декабре 2013 года, спустя пять месяцев после избрания на должность президента Хасана Роухани. Новый глава исполнительной власти последовательно призывал побороть коррупцию, чтобы повысить конкурентоспособность страны после снятия с нее санкций, и поручил правоохранителям обратить особое внимание на «привилегированных лиц, извлекших выгоду из экономических санкций». Предпринимателя обвинили в хищении $ 2,7

млрд. у государственной нефтяной компании National Iranian Oil [11]. Занджани продавал иранскую нефть по поручению властей ИРИ за рубеж, помогая, таким образом, обходить стране экономические санкции.

На основе представленных сведений можно сделать вывод, что Бабак Занджани стал жертвой политической вражды. Для его ликвидации был использован правовой механизм, закрепленный в статье 286 Закона «Об исламских уголовных наказаниях». Он был обвинен в присвоении государственных средств. Его действия были расценены как вносящие дезорганизацию в экономическую сферу Ирана и нанесшие существенный вред внутренней безопасности страны. Кроме того, подобное решение в отношении Бабака Занджани, одного из богатейших иранцев в современной истории, носило популистский характер. Стремление властей Исламской Республики не допустить концентрации значительного капитала в руках одного человека обставлялось как шаг к установлению общественной справедливости и равенства.

Статья 592 указанного нормативного правового акта регулирует уголовную ответственность за дачу взятки. Так, любое лицо, умышленно и осознанно предоставившее лично или через посредника должностному лицу взятку в виде денег, имущества, ценных бумаг, имущественных прав для побуждения это должностное лицо совершить или воздержаться от совершения действий, входящих в его компетенцию, наказывается конфискацией предмета взятки, а также лишением свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет или 74 ударами кнутом.

Однако если взяткодатель был принужден к даче взятки, или сообщил в компетентные органы о содеянном, он освобождается от наказания в виде лишения свободы, и ему возвращается имущество, переданное им в качестве взятки.

Посредничество во взяточничестве подлежит наказанию в соответствии со статьей 593 Закона «Об исламских уголовных наказаниях». Любое лицо, умышленно и осознанно готовившее условия для получения взятки посредством проведения переговоров между сторонами, поиска и подготовки имущества, послужившего взяткой, рассматривается как взяткодатель и несет идентичную ответственность.

Кроме того, согласно статье 594 Закона «Об исламских уголовных наказаниях», покушение на получение взятки подлежит минимальной санкции, указанной в соответствующей статье о получении взятки.

Для лучшего понимания ситуации с противодействием коррупции в ИРИ полезно обратиться к западным источникам, освещающим данную проблематику. Во-первых, необходимо отметить, что в 2015 году Иран занял 130 место в Индексе восприятия коррупции (CPI) среди 168 стран в рейтинге Transparency International [12]. В 2016 году — 131 [13]. Примечательно, что в том же 2016 году России в рейтинге Transparency International было присуждено 131 место. Учитывая устойчиво негативное отношение правящей верхушки западных стран во главе с США по отношению к Российской Федерации и Исламской Республике Иран, факт постановки двух

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стран на 131 позицию не является неожиданным или удивительным.

«Коррупция играет важную роль в Иране. Она приносит лояльность режиму и, что более важно, Верховному лидеру. Хаменеи всегда был убежденным сторонником замалчивания коррупционных дел». Когда дело о хищении более 2,5 миллиардов долларов — крупнейшее в стране — было обнародовано в 2011 году, Хаменеи попросил СМИ прекратить сообщать об его ходе, заявив, что «нет необходимости раздувать данный случай», «...некоторые хотят использовать это происшествие, чтобы навредить отдельным должностным лицам» [14].

«Борьба с коррупцией — это лишь метод конкуренции между политическими фракциями. Каждая фракция обвиняет другую в коррупции, и в то время, как большинство обвинений имеют под собой почву, или по крайней мере не могут быть достоверно опровергнуты, большая их часть не была и никогда не будет рассмотрена в суде. Политики попросту не озабочены этими обвинениями. Для того, чтобы оставаться у власти, им просто нужно доверие Хаменеи».

На основе изложенного можно сделать ряд выводов. Противодействие коррупции в Исламской Республике Иран с правовой точки зрения разработано детально, с учетом реальной модели специфики коррупционной деятельности.

Исходя из анализа основных иранских нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, правомерно утверждать, что в государственной политике ИРИ в указанной

области важное значение занимает помощь компетентным органам конкретных должных лиц, обладающих сведениями о коррупционных процессах. Подтверждением тому является наличие уголовной ответственности за несообщение имеющихся сведений об общественно-опасном деянии коррупционной направленности (в виде от полугода до двух лет лишения свободы), а также наличие законодательно закрепленных поощрений за сообщение информации, приведшей к выявлению, предупреждению, пресечению или раскрытию коррупционного деяния.

Уголовное законодательство Ирана несмотря на его специфичность составлено эффективно с точки зрения противодействия коррупции. В нем закреплены все основные деяния коррупционной направленности, их формулировка оставляет возможность для вольной трактовки должностными лицами органов судебной власти. Такая ситуация была создана, по-видимому, для того, чтобы виновные лица не смогли уйти от наказания по причине несовершенства, неполноты закона. Представляется важным тот факт, что иранское законодательство позволяет не только отправлять виновных в коррупции лиц в места лишения свободы и производить конфискацию имущества, но и казнить их, так как статья 286 Закона «Об исламских уголовных наказаниях» в качестве санкции предусматривает именно смертную казнь.

Вместе с тем, некоторые элементы законодательной модели противодействия коррупции в Иране трудно назвать эффективными. Примером является наличие в каждом орга-

не государственной власти своей комиссии по расследованию административных нарушений, которую формирует начальник этого органа. Эти комиссии являются, по сути, первой инстанцией, осуществляющей противодействие коррупции. Учитывая, что при наличии выявленных случаев коррупционной активности в подведомственном органе, соответствующий начальник подвергается санкции вплоть до увольнения, ему невыгодны действия, направленные на реальное выявление коррупции. Возможно, иранские законодатели, создавая данные нормы, рассчитывали подобным образом повысить личную ответственность начальников соответствующих органов для более эффективного противодействия коррупции с их стороны. Но на практике результаты могут быть противоположные.

Примечания

1. Закон Исламской Республики Иран «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупции». URL: http:// rc.majlis.ir (на перс. языке) (дата обращения: 21.02.2018).

2. Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-Ф3 (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Закон Исламской Республики Иран «Об исламских уголовных наказаниях». URL: http:// ghanoonbaz.com (на перс. языке) (дата обращения: 21.02.2018).

4. Рейсман В. М. Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы. М.: Прогресс, 1988.

5. Инструкция «О реализации положений статьи 26 Закона «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупции»». URL: http://rc.majlis.ir (на перс. языке) (дата обращения: 21.02.2018).

6. Закон Исламской Республики Иран «О расследовании административных правонарушений». URL: http://www.ghanoonbaz.com (на перс. языке) (дата обращения: 21.02.2018).

7. Закон Исламской Республики Иран «Об усилении ответственности за получение взятки, растрату и мошенничество». URL: http://pooli. econo.ir (на перс. языке) (дата обращения: 21. 02.2018).

8. Конвертер валют. URL: https://ru.coinmill. com (дата обращения: 21.02.2018).

9. В Иране миллиардера приговорили к смертной казни за хищения. URL: http://www. rbc.ru (дата обращения: 21.02.2018).

10. Борьба с коррупцией: в Иране казнят миллиардера. URL: https://vesti-ukr.com (дата обращения: 21.02.2018).

11. Петля для миллиардера: почему иранского бизнесмена приговорили к смерти. URL: http:// www.rbc.ru (дата обращения: 21.02.2018).

12. Мохаммади М. Коррупция в Иране широко распространена, институализирована и системна. URL: https://www.alaraby.co.uk (на англ. яз.) (дата обращения: 21.02.2018).

13. Шахидсалес Ш. Коррупция как образ жизни в Иране. URL: http://www. middleeasteye. net (на англ. яз.) (дата обращения: 21.02.2018).

14. Реакция аятоллы Хоменеи на крупную растрату. URL: https://www.radiofarda.com (на перс. языке) (дата обращения: 21.02.2018).

15. Инструкция «О предотвращении и борьбе с коррупцией». URL: http://rc.majlis.ir (на перс. языке) (дата обращения: 21.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.