УДК 328.185+343.352(470)
Е.В. Рудковская, Н.В. Войченко
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: eriskina2001@mail. ru
ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель работы состоит в исследовании особенностей коррупционных преступлений в Российской Федерации. Достижение указанной цели предполагает решение таких задач, как рассмотрение генезиса коррупции, выявление характерных черт коррупционных преступлений и анализ методов борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, взятка, правонарушение, антикоррупционные мероприятия.
E.V. Rudkovskaya, N.V. Voychenko (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatski 683003) The problem of corruption in the Russian Federation
The main goal of the work is investigation of the peculiarities of corruption crimes in the Russian Federation. Achieving this goal involves tasks such as reviewing the genesis of corruption, identifying the characteristics of corruption crimes and analysis of methods of combating corruption.
Key words: corruption, bribe, offence, anti-corruption measures.
DOI: 10.17217/2079-0333-2015-33-76-82
С древних времен коррупция сопровождает человечество, являясь постоянным (хотя и нежеланным) спутником государства.
Коррупция - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам [1].
В России коррупционные преступления имеют многовековую историю. Данное негативное явление оказывает значительное влияние на формирование морально-идеологических устоев в обществе. В результате этого у населения выработалась такая привычка, как высокая терпимость всех основных слоев населения к коррупции, сформировалось снисходительное отношение к данному явлению. Коррупция приобрела в России системный характер.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к традиции делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была услышана и выполнена. В первобытных и традиционных обществах плата вождю или священнику являлась нормой. Со временем по мере усложнения государственного аппарата и централизации власти появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. Практически во всех известных государствах на практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Особую озабоченность всегда у правителей вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.
Коренным переломом в истории коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой - рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства», то есть уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой
войны) получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.
Во второй половине XX в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц приобрел массовый характер. Глобализация в современном мире привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. В конце ХХ в. страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром. Благодаря современным СМИ получают огласку случаи коррупции в государственном аппарате во многих странах с высоким уровнем экономического развития. Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией - 9 декабря.
Для российского общества проблема коррупции приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупции в стране достигли уровня социального бедствия. Необходимо отметить, что в целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество: получение должностным лицом, иностранным лицом либо должностным лицом публичной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебное положение должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действием (бездействием), а равно за общее по-крывательство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ); дача взятки должностному лицу лично или через посредника (ст. 291 УК РФ) [2].
Взяточничество относится к категории преступлений против государственной власти, государственной службы и службы муниципальных органов, подрывает их авторитет, нарушает их нормальную управленческую деятельность. Наряду с взяточничеством к коррупционным преступлениям относится и коммерческий подкуп, предметом которого является незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебного положения, например строительство дома, ремонт квартиры и т. д. (ст. 204 УК РФ) [2], - преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях и другие преступления, предусмотренные главой 30 настоящего кодекса.
Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает всей полноты определения коррупции. К должностным лицам, которые могут являться субъектами коррупционных злоупотреблений, относятся: представители власти, лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, органах местного самоуправления; государственных и муниципальных органах; в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских подразделениях РФ; иностранное лицо, то есть лицо, занимающее какую -либо должность в иностранном органе; лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих органах.
Коррупционные преступления представляют собой повышенную опасность для общества и государства в целом, так как разрушают систему государственной службы, со стороны граждан создается отрицательное отношение к государственным служащим, к служащим, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Коррупционные преступления подрывают авторитет государственной службы, нарушают права граждан, создают угрозу национальной безопасности. Они посягают на основы государственной власти, нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учрежд е-ний, подрывают их авторитет, деформируют правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствуют конкуренции, затрудняют экономическое развитие.
Можно сказать, что коррупционные преступления подрывают демократические институты и ценности, этические ценности и наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку.
Указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы [4]. В этом плане определены цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции. Ее целью является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Для достижения цели в Национальной стратегии противодействия коррупции предложено решить следующие задачи:
а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, в России создается законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
В современном государстве существует несколько путей коррупционного обогащения. Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы [1].
Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определенные группы получали ренту («государственную ренту» [5] от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта).
Государственные закупки, как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.
Еще одним вариантом обогащения для бюрократии являются внебюджетные счета, которые создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.). Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги. В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары определить истинную сумму транзакции и величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников [5].
В начале 1999 г. заместитель генерального прокурора России Ю.Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве [6]. В 1999 г. академик РАН Д.С. Львов и доктор экономических наук Ю.В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную» [7].
В 2006 г. первый заместитель Генпрокурора РФ А. Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объем рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США [8]. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина еще выше: только в деловой сфере России объем коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты) [8]. По оценке того же фонда средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл. [8].
В 2000 г. показатель индекса восприятия коррупции, составляемого организацией «Transparency International», равнялся 2,6 (из 10), в 2009 г. - 2,2 (чем выше показатель, тем меньше уровень коррупции) [8].
В 2007 г. председатель Национального антикоррупционного комитета России К. Кабанов заявил, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана [9].
Самым громким делом 2011-2012 гг. стало «игорное дело». Благодаря СМИ о масштабном нелегальном игорном бизнесе в Подмосковье, которое «крышевали» прокуроры области, стало известно всей стране. Но, несмотря на широкую огласку, к концу второго года расследования из полутора десятков обвиняемых по этому делу за решеткой в России не осталось ни одного крупного чиновника [10, 11].
С осени 2012 г. с дела о растрате средств на развертывание отечественной системы навигации ГЛОНАСС началась широкая кампания по борьбе с коррупцией [8], далее последовала волна подобных громких дел с миллиардными цифрами:
- Дело Роскосмоса (ГЛОНАСС);
- Дело Оборонсервиса (Минобороны, Сердюкова; первоначальная оценка ущерба около 3 млрд руб., февраля 2013 - 13 млрд руб.);
- Дело Саммита АТЭС - 2012;
- Дело Росагролизинга (ущерб более 30 млрд руб.);
- Дело РусГидро;
- Дело Росреестра;
- Дело Росрыболовства;
- и др. (во многих из них собственно взятки («откаты») были одним из инструментов для совершения мошенничества и растрат) [12-19].
В марте 2015 г. арестован губернатор Сахалина, которого подозревают в получении крупной взятки, изъято около 1 млрд руб. наличными [20].
К основным сферам деятельности, которые подвержены коррупции в России, относятся:
- таможенные службы: пропуск через границу запрещенных к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто наличие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей;
- налоговые органы: невзимание налогов в полном объеме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
- правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
- бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;
- учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в вуз людей с недостаточным уровнем знаний [8, 21-23].
По утверждению «Новой газеты», из 35 министерств и ведомств России экспертно установлена пятерка наиболее коррумпированных [8]. По данным общественной организации «Деловая Россия», наиболее коррумпированными регионами в России являются Москва, Московская, Омская, Волгоградская области и Алтайский край [13].
К сожалению, обыватели в нашей стране существенных изменений в борьбе с преступлениями в области коррупции со стороны государства не наблюдает, так как коррупция затрагивает практически все сферы жизни общества, такие как политическую, экономическую, судебную, правоохранительную, образовательную, воспитательную, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли. Коррупционное поведение стало нормой экономической и правовой культуры.
Коррупция - это системное явление, проникающие во все сферы государственного управления. Российское судебное законодательство предусматривает меру наказания за совершение коррупционных преступлений от мягкого до тяжкого наказания (штрафные санкции, условная
мера наказания, лишения свободы) в зависимости от степени вины правонарушителя. У судьи имеется возможность при назначении наказания выбирать между мягкой и жесткой мерой наказания, в связи с чем возникает угроза получения судьей, и такие случаи, к сожалению, в судебной практике имеются, взятки от правонарушителя при назначении меры наказания.
В настоящее время выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией:
1) борьба с внешними проявлениями коррупции, то есть с конкретными коррупционерами, путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности;
2) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства.
В России основным средством борьбы с коррупционными преступлениями являются правоохранительные органы, к сожалению, в которых также существует высокая степень коррумпированности.
По нашему мнению, наличие коррупции в правоохранительных органах весьма опасно для общества и государства, так как подрывает безопасность страны в целом. Наличие коррупции в правоохранительном органе, на который возлагается обязанность предупреждения и пресечения коррупционных преступлений в системе государственной службы, является само по себе противоречивым, в связи с чем возникает необходимость освободить органы от коррупции. На сегодняшний день достичь такого результата не удастся, следовательно, правоохранительные органы не способны функционировать как инструмент борьбы с коррупцией. В связи с этим возникает необходимость функционирования органа, способного реально внедрять в жизнь антикоррупционные меры.
Явления коррупции уничтожают веру человека в справедливый окружающий мир. Ведь каждый человек убежден, что мир устроен гармонично и любой получает в жизни то, чего заслуживает своими личностными качествами и своим поведением. Как отмечает Н.С. Бондарь, «справедливость - одновременно и правовой принцип, и нравственно-этическая категория. В совокупности со свободой и требованиями равенства она представляет собой действенный социальный фактор, нормирующий, упорядочивающий социальную жизнь» [4].
Коррупция - это, прежде всего, не предусмотренное законом предоставление и использование объектов материального мира и нематериальных преимуществ, благ в результате реализации публичных полномочий либо с использованием своего служебного положения должностными лицами [1]. В результате несправедливого распределения материальные и иные ценности сосредоточиваются в руках небольшой группы людей, провоцируя большинство на социальный взрыв. Такая дискриминация и есть грубое нарушение принципа равенства всех перед законом, которое способствует недоверию как к самому государству, так и к его носителям - государственным служащим. Как отмечает И.С. Морозова, «незаконные привилегии являются своего рода неписаными решениями, основанными на субъективных усмотрениях конкретного должностного лица, улучшающими положение отдельных субъектов сверх установленной меры, нарушающими важнейшие принципы права» [4]. Эти принципы, прежде всего, закрепляются в законодательстве, которое должно носить антикоррупционный характер и соответствовать международным обязательствам России.
Реализация антикоррупционной законодательной программы должна подкрепляться подготовкой и принятием нормативных актов, охватывающих различные сферы регулирования, так или иначе связанные с посягательством на принцип равенства всех перед законом. Прав Н.И. Матузов, отмечая, что закон может быть наполнен различным содержанием, что он может как выражать идеалы добра, равенства и справедливости, так и служить проводником эгоистических интересов [6].
Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление - нарушение порядка управления государством. Помимо выработки плана борьбы с ней необходимы усилия не только органов государства, но и гражданского общества для обеспечения принципа равенства перед законом и судом.
В этом смысле принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции» является важным шагом по нормализации общественных отношений в данной сфере [3].
Коррупция как социальное явление требует не только внимательного и тщательного научного исследования ее причин и проявлений, но и мобилизации усилий органов государства и институтов гражданского общества по преодолению условий и последствий ее существования. Необходимо подключать средства массовой информации как один из эффективных инструментов гражданского общества для воспитания неприятия коррупционной деятельности, осуждения коррупционеров. Причем антикоррупционное воспитание должно начинаться еще в школе, где детей должны учить противостоять вымогателям взяток. Пока же взяточников рассматривают в качестве удачливых дельцов, которые могут «решить любой вопрос», все дело в его цене. Антикоррупционное воспитание - тяжкий и кропотливый труд, который в конце концов должен привести к тому, что и давать, и брать взятки станет недостойно и невыгодно для любого гражданина, какую бы должность он ни занимал [1].
Равенство всех перед законом является основным принципом правового государства, суть которого заключается в равном положении людей по закону. Нарушение данного принципа является нарушением других правовых норм и институтов. Здесь следует говорить о предании интересов государства, отказе от независимости судей, посягательстве на свободу предпринимательской деятельности, о незаконном получении образования и других искажениях.
Считаем, что современные граждане Российской Федерации хотят, чтобы в целях сохранения сильного государства его органы принимали более активные и жесткие меры по противодействию коррупции и обеспечению реализации конституционного принципа равенства. Ведь коррупция не только негативно влияет на экономику, ослабляет государственные институты, приводит к неэффективности государственной власти, но и, что более важно, является прямым или косвенным нарушением равенства прав и свобод человека, являющегося базовым принципом правового демократического государства.
Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом будет находиться под угрозой до тех пор, пока не будут созданы надежные правовые, политические, экономические, социальные, административно-организационные и другие нормы, процедуры и механизмы борьбы с коррупцией.
Литература
1. Коррупция [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ): федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).
3. О противодействии коррупции: федер. закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3.
4. Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 11 апреля 2014 г. № 226).
5. Коррупционеры всех стран [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rbcdaily.ru/ 2006/12/06/world/252478.
6. Шаров А. Ни дать, ни взять. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников [Электронный ресурс] // Российская газета. - Федеральный выпуск № 4215 от 7 ноября 2006. - URL: http://www.rg.ru/2006/11/07/buksman.html.
7. Львов Д.С., Овсиенко Ю.В. Об основных направлениях социально-экономических преобразований [Электронный ресурс] // Экономическая наука современной России. - 1999. - № 3. -С. 99-114. - URL: //http://ecsocman.hse.ru/ecr/msg/182853.html.
8. Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005» [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
9. Коррупция [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php.
10. «Игорное дело» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.m24.ru/articles/tag/ игор-ное%20дело.
11. Генпрокуратура не утвердила обвинение по «игорному делу» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.m24.ru/articles/11983.
12. Региональная энергетическая комиссия Свердловской области [Электронный ресурс]: постановление от 20 августа 2009 г. № 97-ПК. - URL: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=338475.
13. The beginning of the end of Putin [Электронный ресурс]. - URL: http://www.econo-mist.com/node/21548941.
14. Дело Росагролизинга - Русагропром, кредиты ВТБ [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
15. «РусГидро», коррупция и офшоры в законе, 19 декабря 2011 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.plotina.net/putin-rushydro-offshore/.
16. Во время ремонта Саяно-Шушенской ГЭС разворовали 24 миллиона рублей [Электронный ресурс]. - URL: http://ru-read.ru/tag/-16.
17. Владимир Путин заявил о масштабной коррупции в «Русгидро» [Электронный ресурс]. -URL: http://khakasia.info/bitrix/urlrewrite.php.
18. Росреестр нанес ущерб бюджету на миллиард [Электронный ресурс]. - URL: http://www.newsru.com/arch/russia/03dec2012/reestr.html.
19. Крабовые аукционы в Приморье [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dk.ru/news/ glava-rosrybolovstva-primorskogo-kraya-arestovan-izza-krabovyx-aukcionov-236701451.
20. Арест губернатора Сахалина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ntv.ru/ novosti/1355658/.
21. Коррупция в вузах [Электронный ресурс] // Частный Корреспондент. - 12 ноября 2008. -URL: http://www.webcitation.org/.
22. Рейтинг коррумпированности министерств и ведомств России от «Новой газеты» [Электронный ресурс]. - URL: http://novayagazeta-nn.ru/2011/191/reiting-korrumpirovannosti-ministerstv-i-vedomstv-rossii-ot-novoi-gazety.html.
23. Коррупция среди налоговиков [Электронный ресурс]. - URL: http://www.buhgalteria.ru/ article/n47711.