Научная статья на тему 'Российское уголовное законодательство о коррупционных преступлениях'

Российское уголовное законодательство о коррупционных преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL LAW / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / OFFICIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халиуллина Л.И.

Преступность в качестве неотъемлемой части общественных отношений, которые традиционно проводились в общественное мнение, занимает одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Значительное негативное влияние на функционирование сферы социального контроля имеет такие опасные проявления преступного поведения, такие как коррупция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское уголовное законодательство о коррупционных преступлениях»

Российское уголовное

законодательство о коррупционных преступлениях

Халиуллина Л.И. *

Crime as an integral part of public relations, traditionally held in the public opinion is one of the leading places among the most pressing social problems. Significant adverse impact on the functioning of the sphere of social control has such a dangerous manifestation of criminal conduct such as corruption.

CJ 01

О СЧ

О О

о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Преступность как наиболее острая социальная проблема в общественном мнении традиционно занимает одно из ведущих мест. Значительное негативное влияние на функционирование сферы социального управления оказывает такое опасное проявление преступного поведения, как коррупция.

Коррупционную преступность как криминологическую категорию нельзя отнести к абсолютно новым объектам правовых исследований. Изучению коррупции и ее проявлений посвящены исследования многих зарубежных и отечественных специалистов, которые рассматривают в своих исследованиях различные виды преступности — организованную1, экономическую2, служебную (должностную) 3, особенности криминализации государственных институтов и различных сфер жизнедеятельности общества4.

На современном этапе существует достаточное количество научных исследований, посвященных коррупционной преступности, но до настоящего времени остается открытым вопрос: какие близкие между собой по содержанию деяния включает в себя коррупционная преступность и какие преступления следует считать коррупционными?

Практика государственного и общественного реагирования на коррупционную преступность в одно и то же время в разных государствах находится на различных стадиях развития в зависимости от различных объективных и субъективных факторов. Но даже в одних и тех же государствах подходы к противодействию коррупции в различные исторические периоды были неодинаковы. В зависимости от правовых традиций и правовой культуры общества в одних государствах перечень коррупционных преступлений пря-

мо указан в уголовном законодательстве5, в других такой перечень отсутствует, само же понятие «коррупционные преступления» формируется уголовно-правовой доктриной. Современная Россия относится ко второй группе государств, поскольку существует множество неоднозначных подходов к определению терминов «коррупционные преступления» и «коррупционная преступность».

В отечественной криминологии традиционно выделяют два подхода к определению понятия «коррупционная преступность» — в узком и широком смысле. В узком смысле слова под термином «коррупционная преступность» подразумевается совокупность преступлений коррупционного характера или коррупционных преступлений, в широком — коррупционная преступность охватывает все виды преступности, связанные с проявлением коррупции6. Основополагающим для всех современных отечественных криминологов независимо от того, какое направление или школу они представляют, является то, что коррупционная преступность и коррупция рассматриваются как явления социальные, синтетические, включающие в себя совокупность родственных видов деяний7.

Коррупционная преступность представляет собой исторически изменчивое явление, и прежде всего в связи с изменчивостью реакции на нее со стороны государства и общества. В целом подобная историческая изменчивость коррупционной преступности обусловлена как социальными изменениями в обществе, так и изменением уголовного законодательства и практики его применения.

Коррупционная преступность состоит из совокупности однородных коррупционных преступлений, именуемых

Следователь следственной части ГСУ при МВД по Республике Татарстан.

иногда «преступным множеством»8, которые поддаются статистическим измерениям и интерпретации. В данном контексте обязательным является учет как действующего уголовного законодательства, так и практики его реализации, а также временных и географических характеристик, в которых существует, распространяется и трансформируется данное негативное социально-правовое явление.

Несмотря на то что современный УК РФ не содержит такого состава преступления, как коррупция, определение данному явлению дано в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» путем перечисления примерных противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции — незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

В ряде субъектов Федерации уже были приняты антикоррупционные законы (например, в Республике Татарстан, Брянской, Саратовской областях и др.).

В Республике Татарстан, где разработан, принят и действует Закон Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан», было принято две программы по противодействию коррупции, создана система подзаконных правовых актов, направленных на реализацию региональной антикоррупционной политики. К тому же передовой опыт антикоррупционной деятельности в Республике Татарстан рекомендуется использовать и в других регионах.

31 июля 2008 г. Президент России утвердил Национальный план противодействия коррупции, предлагающий конкретные антикоррупционные мероприятия и общие стратегические меры. Со временем появилась потребность в Национальной стратегии противодействия коррупции, определяющей основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу, этапы ее реализации и обновляемого каждые два года Национального плана противодействия коррупции.

Национальная стратегия противодействия коррупции — общий программный документ, положения которого направлены на устранение коренных при-

чин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период. А также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами — в частности, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативно-правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

В Национальный план противодействия коррупции на 2010—2011 гг. включен ряд организационных мер, направленных на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов РФ и муниципальных образований по противодействию коррупции, организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, а также к урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий и пр.

Важность изучения коррупционной преступности в регионах обусловлена еще и тем, что в субъектах РФ наблюдается разная степень коррупционной поражен-ности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей коммерческих и иных организаций. Неодинакова в регио-

сч

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О О

о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

нах и реакция общества на коррупционное поведение. В одних субъектах РФ формируется и развивается правовая основа борьбы с коррупцией, совершенствуются методы воздействия на нее, в других даже не проводится специального криминологического анализа состояния коррупционной преступности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие единого мнения среди ученых и практиков по поводу отнесения тех или иных составов преступлений действующего уголовного законодательства к коррупционным оказывает значительное влияние на противоречивость законотворческой практики.

Так, по мнению Г.А. Сатарова, М.И. Левина и М.Л. Цирика, коррупционные преступления могут квалифицироваться по следующим статьям Уголовного кодекса РФ: 174-я — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; 285-я — злоупотребление должностными полномочиями; 289-я — незаконное участие в предпринимательской деятельности; 290-я — получение взятки; 291-я — дача взятки; 292-я — служебный подлог9.

С точки зрения П.Н. Панченко и П.А. Кабанова, к коррупционным составам преступлений следует причислять также и хищение, совершенное путем злоупотребления служебным положением, присвоение или растрату вверенного по службе государственного имущества (ч. 2 ст. 147-1 и ч. 2 п. «в» ст. 160 УК РФ)10.

Помимо уже перечисленных составов А.И. Долгова к коррупционным относит также составы преступлений, предусмотренные ст. 299 («Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности»), ст. 300 («Незаконное освобождение от уголовной ответственности»), ч. 2 ст. 272 («Неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения») УК РФ, «Преступления против интересов службы в коммерческих и других организациях» (ст. 201-204 УК РФ) 11.

В Российской Федерации и ее субъектах среди уголовно наказуемых коррупционных деяний наиболее часто встречаются: взяточничество (дача и получение взятки), злоупотребление служебным положением, должностной подлог, злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп.

Формы проявления коррупции в наибольшей степени были исследованы американскими учеными. Так, Дж. Най в

работе «Политическая коррупция» (1989 г.) выделяет следующие виды проявления коррупции: взяточничество (дача вознаграждения для совращения лица с позиции долга); непотизм (покровительство на основе личных связей); незаконное присвоение публичных средств для частного использования. Это же подтверждается и рабочим определением Междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы: «Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других»12.

При этом коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. В большинстве случаев факты подкупа не влекут за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И этому есть достаточно объективных и субъективных оснований. Коррупционные действия обычно совершаются в специфических видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться достаточно трудно. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность. Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется, а основная ее особенность - латент-ность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.

Динамика некоторых учтенных коррупционных действий, совершенных всеми должностными лицами в России в сложный период перестройки и реформирования, вполне благоприятна. Но она отражает не реальные тенденции коррупции, а фактическое ослабление борьбы с ней, в силу обстоятельств перечисленных ранее. Вся регистрируемая преступность за эти годы, несмотря на рост ее латент-ности, увеличилась в 2 раза. Мздоимство

и казнокрадство стали в эти годы массовыми, а их учитываемая и осуждаемая части снижались. Должностные хищения, присвоения и растраты сократились практически вдвое, а судимость за них — почти в 10 раз. Аналогичные тенденции демонстрируют сведения о взяточничестве и должностных преступлениях. По всем трем видам деяний на одного осужденного приходится 11 зарегистрированных коррупционных преступлений, а по отдельным видам деяний — 15 злоупотреблений, 13 хищений и пять случаев взяточничества 13.

В ежегодном докладе генпрокурора РФ Ю. Чайки по итогам 2009 г. делается акцент на то, что усиление борьбы с коррупцией обеспечивается в основном за счет тех, кого уличили в попытке дать взятку. По данным Генпрокуратуры РФ, в прошлом году зарегистрировано 7856 фактов получения взятки, но выявлено только 2527 взяточников, фактов дачи взятки запротоколировали 5285, пойманы 4553 взяткодателя. При этом если за получение взятки в 2009 г. осудили 1919 человек, то за дачу — 3655. В качественном плане основной массив выявляемых преступлений относится к разряду низовой коррупции, то есть преступлениям, совершаемым на бытовом уровне. Без противодействия остается коррупция высшего уровня, которая представляет наибольшую опасность. Уголовных дел против чиновников возбуждено в 2009 г. больше, чем в 2008 г., на 12 %, но фигуранты таких дел — руководители небольших муниципальных образований или их заместители, специалисты, сотрудники разных регистрационных и контрольных органов, учебных и медицинских учреждений. Число дел против сотрудников правоохранительных органов сократилось на треть, а привлекают к ответственности в основном рядовых14.

Коррупция в системе государственной службы приобрела огромные размеры, что не могло не отразиться на учете коррупционных преступлений, хотя и он тоже не отражает создавшуюся здесь ситуацию. Существуют противоречия меж-

ду тенденциями коррупционных действий и контролем за ними со стороны государства.

Коррупция проявляется как в действиях, так и бездействии должностных лиц, как по их инициативе, так и по инициативе преступных и коммерческих структур. Методы коррупции различны в зависимости от среды и уровня государственного или муниципального учреждения, но всегда достаточно грамотно завуалированы и направлены на достижение личной или групповой выгоды, как правило, в ущерб государственным интересам.

В результате извращаются принципы законности, ущемляются права граждан, дискредитируется деятельность органов власти и управления и проводимые ими реформы, наносится невосполнимый вред экономике.

Указанные обстоятельства не только свидетельствуют о необходимости самых активных действий со стороны правоохранительных органов при расследовании преступлений, связанных с коррупцией, но и о трудностях такого расследования. Трудности эти определяются самой природой коррупции (длительное сотрудничество должностных лиц с коррумпировавшими их структурами), умелым сокрытием (маскировкой) устойчивых связей, активным противодействием расследованию, покровительством лиц, занимающих достаточно высокое и ответственное положение в обществе.

Таким образом, состояние отсутствия единого общепризнанного научно обоснованного подхода к анализу и определению коррупции, коррупционных преступлений и их проявлений в иных противоправных действиях усугубляется параллельно существующей законотворческой практикой, не всегда адекватно отражающей существующие научные точки зрения и реалии развития общественных отношений. На наш взгляд, необходимы адекватные законы о государ -ственной службе, борьбе с коррупцией и легализацией неправомерно нажитых средств.

Литература и примечания

1. Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Коррупция (уголовно-правовой и криминологический аспекты): учебное пособие. Уфа, 2008; Орлов Б.П. Коррумпированность как один из структурно-ролевых признаков организованных преступных группировок // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: сборник статей; под ред. П.Н. Панченко, А.Ю. Чуп-ровой, А.И. Мизерия. Н. Новгород. 2001. С. 370—373; Топильская Е.В. Организованная преступность. СПб., 2008; Скобликов П.А. Взыскание долгов и криминал. М., 1999; Годунов И.В. Противодействие

сч

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

организованной преступности: учебное пособие. М., 2009. С. 331—362; Долгова А.И., Евланова О.А. Методика анализа организованной преступности. М., 2005.

2. Горшенков Г.Н. Экономическая преступность как криминологическая категория. М., 2008. С. 17; Яковлев А.М. Социология экономической преступности. М., 1988. С. 12; Рогов И.И. Экономика и преступность. Алма-Ата, 1991. С. 10; Бурмистров И.А. Психология криминального поведения в предпринимательской деятельности и предупреждение преступлений в сфере экономики // Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью: материалы конференции. М., 2001. С. 17—26; Пинкевич ТВ. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: монография. М., 2003. С. 23—24.

3. Панченко П.Н. Квалификация должностных преступлений, совершаемых в сфере экономики. Н. Новгород, 1995. С. 16; Яни П.С. Экономические и служебные преступления. М., 1997. С. 12; Иванов М.Г. Служебно-экономические преступления (вопросы теории и практики). Н. Новгород, 2003. С. 5.

4. Есипов В.М. Криминализация экономических отношений в России: монография. М., 2001. С. 61.

5. Например, Законом Республики Казахстан от 25 сентября 2003 г. № 484-II ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией» примечание к ст. 41 Уголовного кодекса Республики Казахстан было дополнено исчерпывающим перечнем коррупционных преступлений.

6. Российская криминологическая энциклопедия / под общ. ред. проф. А.И. Долговой. М., 2000. С. 591.

7. Лунеев В.В. Коррупция / Криминология: учебник; под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2008. С. 380-381.

8. Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. СПб., 2001. С. 83; Преступность среди социальных подсистем (к формированию новых отраслей криминологии) / под ред. проф. Д.А. Шестакова. СПб., 2003. С. 6; Шестаков Д.А. Мой учебник: опыт критической криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2002. № 4 (5). С. 202.

9. Горшенков Г.Н. Экономическая преступность как криминологическая категория. М., 2008. С. 39.

10. Кабанов П.А., Мулюков Ш.М., Газимзянов Р.Р. Коррупция и борьба с ней: краткий терминологический словарь / под общ. ред. д.э.н. Р.Ф. Муратова, проф. Н.Х. Сафиуллина. Казань, 2007. С. 40.

11. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003.

12. Лунеев В.В. Коррупция. С. 380-381.

13. Годунов И.В. Противодействие организованной преступности: учебное пособие. М., 2008. С. 73.

14. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации // [Электронный ресурс]: официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [web-сайт]. 28.04.10. http://genproc.gov.ru/files/doclad280410.doc (28.04.10).

CJ

Ol

О CJ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.