Научная статья на тему 'Президентские выборы 2009 года в Иране как попытка конкурентного выбора в ответ на монополизм государства'

Президентские выборы 2009 года в Иране как попытка конкурентного выбора в ответ на монополизм государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
337
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ВЛАСТЬ / ДЕМОНСТРАЦИИ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / РЕЛИГИЯ / ОППОЗИЦИЯ / IRAN / POWER / DEMONSTRATIONS / PRESIDENTIAL ELECTIONS / RELIGION / OPPOSITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филин Никита Александрович

Политическая система Исламской Республики Иран (ИРИ) уникальное явление, в котором переплетены как республиканские, так и исламские принципы организации политической власти. Но выборные институты, такие как пост президента или парламент (меджлис) находятся под полным контролем исламских институтов. В этой связи можно наблюдать монополизм религиозной элиты страны в плане осуществления власти. Несмотря на это, во время президентских избирательных кампаний кандидаты, получившие одобрение религиозных властей, вели реальную конкурентную борьбу за победу. В некоторых случаях конечный результат был непредсказуем. Ход президентских выборов 2009 г. имел важное значение для страны, так как заложил почву для массовых протестов оппозиции, не согласной с их результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presidential elections of 2009 in Iran as an attempt to develop a competition responding to the state monopoly

The political system of the Islamic Republic of Iran is a unique phenomenon that comprises both republican and Islamic principles of organization of the state power. However elective institutions such as the President or the Parliament (Mejlis) are totally controlled by Islamic institutions. In this regard, one can observe the religious elite of the state possessing the monopoly of power. Nevertheless, during presidential election campaigns the candidates that had obtained approval of religious authorities fought for the win on the basis of real competitive struggle. In several cases the final results proved unpredictable. The election process of 2009 was highly significant for the country as it became a basis for the mass protests of the opposition that disagreed with the results.

Текст научной работы на тему «Президентские выборы 2009 года в Иране как попытка конкурентного выбора в ответ на монополизм государства»

Н.А. Филин

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2009 ГОДА В ИРАНЕ КАК ПОПЫТКА КОНКУРЕНТНОГО ВЫБОРА В ОТВЕТ НА МОНОПОЛИЗМ ГОСУДАРСТВА*

Политическая система Исламской Республики Иран (ИРИ) - уникальное явление, в котором переплетены как республиканские, так и исламские принципы организации политической власти. Но выборные институты, такие как пост президента или парламент (меджлис) находятся под полным контролем исламских институтов. В этой связи можно наблюдать монополизм религиозной элиты страны в плане осуществления власти. Несмотря на это, во время президентских избирательных кампаний кандидаты, получившие одобрение религиозных властей, вели реальную конкурентную борьбу за победу. В некоторых случаях конечный результат был непредсказуем. Ход президентских выборов 2009 г. имел важное значение для страны, так как заложил почву для массовых протестов оппозиции, не согласной с их результатами.

Ключевые слова: Иран, власть, демонстрации, президентские выборы, религия, оппозиция.

В распоряжении президента намного меньше полномочий и прав, чем у лидера страны. Он поставлен под контроль главы судебной власти и меджлиса (парламента), которые могут отстранить его от должности (меджлису для этого нужно 2/3 голосов). Исходя из Конституции ИРИ, президент является после лидера страны высшим официальным лицом. Он отвечает за выполнение Основного закона и руководит исполнительной властью во всех сферах, кроме тех, что относятся к непосредственному ведению лидера страны. Учитывая то обстоятельство, что за лидером закреплены решающие полномочия во многих областях государственной власти, в полномочия президента входит создание и претворение в жизнь социальных, экономических, политических и культурных

© Филин Н.А., 2016

* Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 14-18-03615.

проектов развития государства, а также подписание соглашений и договоров ИРИ с другими странами. Он представляет Иран на международной арене1.

Президент избирается на 4 года. Одному лицу запрещено находиться на президентском посту более двух сроков подряд. Кандидат считается избранным, если за него проголосовали более 50 % населения страны. Если в первом туре никто не получает необходимые 50 % голосов, то назначается второй тур, где избиратели голосуют за двух лидирующих после первого тура кандидатов. Победителю необходимо получить простое большинство голосов.

Для того чтобы человек стал кандидатом на пост президента, его кандидатуру должен утвердить Наблюдательный совет. Этот институт имеет функции второй палаты иранского парламента, т. е. без его одобрения ни один из принятых меджлисом законов не может вступить в силу. Также Наблюдательный совет имеет полномочия отсеивать кандидатов на выборах во все центральные органы власти. Принцип формирования этого института следующий: 6 человек делегирует лидер страны, выбирая из наиболее компетентных представителей шиитского духовенства; 6 человек избираются меджлисом по представлению главы судебной власти. Срок полномочий каждого из его членов составляет 6 лет, каждые 2 года происходит ротация на 1/3. Важное значение имеет то обстоятельство, что именно 6 человек, назначенных лидером страны, принимают решение о соответствии кандидата на пост президента исламу. Уровень отсева очень высокий. Например, на президентских выборах 1997 г. Наблюдательный совет заблокировал 238 кандидатов, оставив в предвыборной гонке только 4 человека; на выборах 2001 г. было зарегистрировано 814 кандидатов, Наблюдательным советом было разрешено участвовать в выборах только 10; в 2005 г. при 1014 заявках в выборах приняли участие 7 человек2.

В соответствии с принятым в ноябре 2008 г. законом, на пост президента в 2009 г. могли баллотироваться граждане Ирана в возрасте от 40 до 75 лет, имевшие высшее образование (ученую степень магистра или ее эквивалент) и исповедовавшие ислам шиитского (джафаритского) толка3. Президентом Ирана может стать только гражданин ИРИ, имеющий иранское происхождение. Он должен обладать таким качеством, как распорядительность, иметь организационные способности, достойную биографию, набожностью, религиозностью, верить в основы Исламской Республики4. Именно по этим критериям Наблюдательный совет производит основной отсев кандидатов на президентский пост.

Президент формирует кабинет министров, который должен получить вотум доверия меджлиса. Голосование проходит по кандидатуре каждого министра в отдельности5. Меджлис имеет право объявить вотум недоверия как одному министру, так и всему правительству. Также он может проголосовать за объявление импичмента президенту. Отстранить президента от должности может и глава судебной власти, но это решение, как и решение меджлиса, должно быть одобрено лидером страны.

В правительстве есть некоторые ключевые посты, которые добавляют президенту, а также самому кабинету министров политический вес. Это пост министра культуры и исламской ориентации, в ведении которого находятся регистрация новых СМИ, пролонгирование или отзыв лицензии у старых, а также пост министра внутренних дел, в полномочия которого входит назначение губернаторов провинций ИРИ, а также регистрация общественных групп и политических партий.

Выборы президента ИРИ прошли 25 января 1980 г., практически через год после победы исламской революции, 11 февраля 1979 г. Все это время управление страной осуществлял Исламский Революционный Совет, созданный аятоллой Рухоллой Хомейни. Первые два президента не смогли закончить свои президентские сроки. Сначала Абдольхасану Банисадру 21 июня 1981 г. меджлисом был вынесен импичмент. Его обвинили в деятельности против шиитского духовенства. Второй президент ИРИ Мохаммед Али Раджаи был убит 30 августа 1981 г. в здании правительства, через две недели после инаугурации. Причем в результате теракта погибли также премьер-министр страны и еще три человека.

Каждый из последующих президентов - Али Хаменеи, Али Ак-бар Хашеми-Рафсанджани, Мохаммад Хатами и Махмуд Ахмади-нежад находились в кресле президента два срока подряд. В 2013 г. победителем на выборах стал представитель умеренного крыла иранского политического спектра Хасан Роухани.

Несмотря на отсутствие ключевых властных полномочий, пост президента страны всегда имел огромное значение для тех групп элит, которые боролись за власть в иранской политической системе. После смерти имама Хомейни в 1989 г. и избрания президентом Али Акбара Хашеми-Рафсанджани каждый глава исполнительной власти имел непосредственное влияние на экономический и политический курсы страны.

Победа на президентских выборах гарантирует не только изменение политического курса в направлении, которого придерживаются сторонники победившего кандидата, но еще и места в аппарате

президента и в правительстве для представителей этой группы элит, через которые они могут влиять на принятие политических, экономических, социальных и других решений. Президентский пост, без сомнения, является желанной позицией для многих представителей иранской элиты.

Готовиться к избирательной кампании основные кандидаты начали еще в конце 2008 г. В конечном итоге от реформаторского лагеря участвовали два кандидата: Мехди Кярруби и Мир-Хосейн Мусави. Вокруг последнего сплотилось большинство представителей реформаторской элиты, хотя некоторая ее часть отказалась поддерживать бывшего премьер-министра, так как он, по их мнению, не являлся сторонником реформаторских идей, а пошел на выборы по политическим соображениям. Эти взгляды имели право на жизнь, так как в начале своей избирательной кампании Мусави заявил, что является независимым кандидатом и рассчитывает на содействие со стороны представителей как левого, так и правого лагеря. Но ему не удалось заручиться поддержкой ни одной консервативной партии6.

В марте 2009 г. от участия в избирательной кампании в пользу Мир-Хосейна Мусави отказался Мохаммад Хатами. Это было неожиданным для лагеря реформаторов, так как бывший президент имел большую поддержку в иранском обществе. Некоторые эксперты полагали, что на участие в президентской кампании Мусави дал согласие не из-за реформаторских взглядов, а по просьбе высших эшелонов власти, чтобы не допустить на выборах прямого соперничества Мохаммада Хатами и Махмуда Ахмадинежада7. Также на решение Хатами могло оказать влияние то, что он не получил однозначного одобрения со стороны лидера страны Али Хаменеи. Более того, в феврале 2009 г. началась открытая кампания против бывшего президента. Были закрыты два его предвыборных сайта, а 11 февраля он подвергся нападению сторонников консервативного лагеря, которые кричали: «Смерть Хатами, не хотим американского правительства»8.

Практически все намечавшиеся кандидаты от правого лагеря, за исключением Мохсена Резаи, отказались от президентской гонки в пользу Махмуда Ахмадинежада. Он официально стал единым кандидатом на пост президента от правых сил.

В Наблюдательный совет было подано 475 заявок (в том числе от 42 женщин) на участие в избирательной кампании по выборам президента. Самому младшему гражданину Ирана, желающему стать президентом, было 18 лет, самому старшему - 869. Регистрация проходила с пятого по восьмое мая, а затем 20 мая Наблюда-

тельный совет объявил окончательный список кандидатов в президенты, в который вошли четыре фамилии. Официальная избирательная кампания стартовала 22 мая 2009 г. и продлилась 20 дней.

Главной особенностью избирательной кампании стало то, что примерно за 10 дней до выборов предвыборная обстановка перешла из рутинной стадии в фазу активации и мобилизации сторонников кандидатов. Начало избирательной кампании в марте 2009 г. не предвещало никаких значительных событий перед ее завершением. Как указывали некоторые исследователи, народ был апатичен, а пропаганда оппозиционных кандидатов за пределами Тегерана была рутинной и основанной на простых призывах о поддержке к группам с революционным статусом: ветеранам войны, студенческим университетским ассоциациям, местным священнослужителям, а через них к прихожанам мечетей. Эти предвыборные митинги привлекали много людей, но было сомнительно, чтобы организационная сила кампаний кандидатов могла обеспечить высокую явку, необходимую для повторения результатов выборов конца 1990-х гг., когда население активно голосовало за реформаторов10.

Однако первая неделя июня 2009 г. изменила восприятие выборов для многих иранцев. Мир-Хосейна Мусави до этого помнили как отошедшего от дел революционера исламистских взглядов, который был премьер-министром страны в 1980-х годах во время ирано-иракской войны, но затем ушел в отставку и отдалился от политики, занявшись живописью, поэзией и архитектурным дизайном. Внезапно он вновь появился на политической сцене как символ вызова текущему состоянию дел, давая тем самым шанс для свержения действующего президента. Скорее всего, на это повлияли предвыборные дебаты, поддержка Мохаммада Хатами, а также изменившаяся предвыборная риторика Мусави, который начал делать акцент на увеличении свобод граждан и либеральных реформах, а не на своем прошлом, как делал раньше.

Произошла «ускоренная мобилизация» протестного электората, которая повлияла также и на активизацию сторонников Махмуда Ахмадинежада. Как заявляли некоторые исследователи, усеченная продолжительность избирательных кампаний, которые обычно начинаются за один-два месяца до даты выборов, «способствовала сжатому возбуждению» населения11. Ушла явно наблюдавшаяся апатия граждан 2006-2008 гг., на ее место пришло ощущение эйфории, надежды и демократического участия, иллюзию которого давала яркая атмосфера последних дней избирательной кампании. Отдельный человек смог на время избавиться от чувства одиночества, влекомый толпой единомышленников, объединенных об-

щей идеей и надеждами. Как показали некоторые исследования, успешные ритуалы взаимодействия могут оказать очистительное действие, трансформируя чувства злости и страха в энтузиазм и моральную уверенность12.

Избирательная кампания Махмуда Ахмадинежада была хорошо организована и профинансирована. В его руках был административный ресурс, например, сеть местных ячеек полувоенного корпуса Басиджей, а также администрации губернаторов. Важным обстоятельством, произошедшим в начале официальной избирательной кампании, а точнее 12 мая, было заявление лидера страны Али Хаменеи о поддержке Махмуда Ахмадинежада13, что еще больше увеличило шансы на победу действующего президента. Во время предыдущих президентских выборов Хаменеи не высказывался ни в чью пользу, оставаясь над схваткой, поэтому данное заявление сделало его более активным участником политического процесса и объектом критики со стороны сторонников оппозиционных кандидатов как до выборов, так и после них. Этот факт говорит также о том, что правый лагерь постарался мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, включая заявление лидера страны, чтобы обеспечить победу действующему президенту.

Кампания Мир-Хосейна Мусави была поддержана большинством сторонников реформаторского лагеря, которые, часто действуя отдельно от центрального избирательного штаба или будучи вообще официально с ним не связанными, придумывали слоганы и постеры в поддержку бывшего премьер-министра. Это видно по избирательным плакатам Мир-Хосейна Мусави, которые будут исследованы ниже.

Впервые за время проведения президентских кампаний в Иране ее участники использовали определенные цвета. Так, сторонники Мир-Хосейна Мусави стали носить ленты зеленого цвета, поэтому послевыборное протестное движение получило название «зеленое». Выбор данного оттенка объяснялся тем, что Мир-Хосейн Мусави являлся прямым потомком пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и двоюродного брата Али, которые состояли в браке, а зеленый цвет является цветом ислама. Род пророка очень важен для шиитского ислама, представителей которого в Иране подавляющее большинство. Именно представители этой линии, по версии шиитов, являются истинными правителями в исламском государстве. О принадлежности Мусави к этому роду по матери говорит приставка «Мир» к его имени. Предполагалось, что таким образом Мусави будет сочетать в себе опыт нахождения на посту премьер-министра в 1980-х гг., надежду на свободное будущее для мо-

лодого поколения и воплощение исламской традиции для религиозных людей. Хотя сам Мусави не имел религиозного образования.

Другой кандидат на пост президента от левого лагеря Мехди Кярруби выбрал для себя белый цвет как символ чистоты.

Данные цветовые обрамления избирательной кампании реформаторов вызвали критику со стороны их оппонентов из консервативного лагеря, которые прямо указывали на аналогии с «цветными революциями» на пространстве бывшего СССР. Более того, командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) генерал Али-Асгар Хани напрямую обвинил оппозиционных кандидатов в подготовке революций по примеру Грузии и Украины в Иране14. Использование зеленого цвета штабом Мусави было признано их противниками неуместным, так как, по их мнению, нельзя использовать цвет ислама в политической борьбе15.

В конечном итоге предвыборный штаб Махмуда Ахмадинежада тоже включился в «борьбу оттенков», использовав цвета иранского национального флага. Людей с зелено-бело-красными лентами можно было во время избирательной кампании встретить повсеместно.

Со 2 по 8 июня 2009 г. впервые в истории Ирана на третьем государственном телеканале прошли ночные теледебаты между кандидатами на пост президента. Каждый день в эфире встречались по два оппонента. Программа длилась около полутора часов.

Наибольший интерес представляла встреча Махмуда Ахмади-нежада и Мир-Хосейна Мусави, которая состоялась 3 июня16. Необходимо отметить конфронтационный характер дебатов и прямоту критики кандидатов, полученную ими друг от друга, что являлось беспрецедентным в иранском политическом дискурсе.

На всем протяжении избирательной кампании в различных городах Ирана фиксировались столкновения между сторонниками Махмуда Ахмадинежада и Мир-Хосейна Мусави. Каждый вечер люди в большом количестве собирались на центральных площадях городов и активно поддерживали своих кандидатов.

Важным итогом периода избирательной агитации мая-июня 2009 г. стало создание пространства для ритуалов взаимодействия между сторонниками различных кандидатов с большой эмоциональной энергией. Ее избыток способствовал мобилизации сторонников Зеленого движения после объявления результатов выборов и достаточно длительному временному промежутку, в который происходили протесты. Возможно, проиграй Махмуд Ахмадинежад выборы, его сторонники также бы начали интенсивные протесты.

Избирательные участки открылись по всему Ирану с 8:00 утра 12 июня 2009 г. Предполагалось, что волеизъявление граждан должно было закончиться в 20:00 по местному времени, однако из-за большого количества желающих проголосовать его продлили до 22:00.

Официальные результаты выборов были следующими: Махмуд Ахмадинежад получил 62,63 % голосов, одержав победу уже в первом туре, Мир-Хосейн Мусави - 33,75%, Мохсен Резаи - 1,73 %, Мехди Кярруби - 0,85 %17.

После закрытия избирательных участков оба ведущих кандидата, Махмуд Ахмадинежад и Мир-Хосейн Мусави, объявили о своей победе, озвучив цифру 58-60 % голосов в их пользу от общего числа проголосовавших избирателей18. Мусави также сразу заявил, что результаты выборов могли быть сфальсифицированы19.

Мнения об этом стали появляться сразу после объявления результатов голосования. Некоторые несостыковки в итоговых данных были признаны даже Наблюдательным советом. Например, он признал, что в 50 иранских городах число проголосовавших превышало официальное число избирателей. Правда, совет не нашел в этом ничего странного, сославшись на то, что избиратели в Иране могут голосовать там, где захотят20.

Одной из причин вспыхнувших массовых демонстраций и беспорядков после объявления результатов выборов было то, что Мир-Хосейн Мусави одержал победу в столице страны Тегеране. Здесь он получил 2,1 млн голосов, в то время как за Махмуда Ахма-динежада проголосовали 1,8 млн человек.

Подавляющее большинство вышедших на улицы были уверены в фальсификации результатов. Многие сторонники оппозиции выходили на улицы с плакатами, на которых было написано «Где мой голос?». Выступавших было от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Протестующие были поддержаны тремя проигравшими кандидатами, которые заявили, что протесты должны быть продолжены, что было впервые в истории ИРИ. В середине июля Мир-Хосейн Мусави распространил доклад, в котором обвинил президента Ахмадинежада в нарушении Закона о президентских выборах в части подкупа избирателей и прямой покупке голосов21.

Но на достоверность данных о голосовании указывают оценки американской разведки, исходя из которых Махмуд Ахмадинежад в целом имел большую поддержку населения за пределами Тегерана22. Более того, на победу действующего президента указывают и документы американских спецслужб, выложенные на WikiLeaks. Так, в сообщении некоего Шахрияра Мохтари говорится, что, несмотря на поступающую информацию о фальсификации резуль-

татов голосования, это не соответствует действительности. По его мнению, могли иметь место определенные манипулирования избирательным процессом в пользу Махмуда Ахмадинежада, но это не повлияло на его окончательную победу, о чем может свидетельствовать достаточно большой отрыв действующего президента от его оппонентов23.

Склоняются в пользу относительной победы Махмуда Ахмадине-жада и исследователи, использующие в своей работе статистические методы. Правда, делают они это весьма осторожно. Нэйт Силвер сравнил результаты Махмуда Ахмадинежада в 2009 г. с результатами первого тура 2005 г. кандидатов от консервативного лагеря (Ахмадине-жад, Лариджани и Галибафа) и обнаружил некоторые несовпадения. Например, в провинции Лурестан в 2005 г. кандидаты-консерваторы получили лишь 20 % голосов, а в 2009 г. 71 % избирателей проголосовали за Махмуда Ахмадинежада. В Тегеране, напротив, поддержка представителей правого лагеря в 2009 г. уменьшилась по сравнению с 2005 г. В целом по стране корреляция между результатами 2005 и 2009 гг. все-таки присутствовала, но в слабой форме. Поэтому Силвер не стал делать однозначный вывод о фальсификациях, так как предпочтения избирателей могли меняться со временем24.

Некоторые исследователи проанализировали выборы в Иране с помощью закона Бенфорда. Этот закон касается распределения первых нескольких цифр больших номеров. Он используется ЦРУ при анализе налоговых деклараций. Исходя из этого закона, чисел, начинающихся с единицы, всегда встречается больше, чем начинающихся с двойки. Количество номеров, начинающихся на цифру 2, всегда превышает количество номеров, начинающихся на цифру 3, и т. д.: 3 > 4, 4 > 5, 5 > 6, 6 > 7, 7 > 8, 8 > 9. Поскольку люди не могут эффективно создавать случайные числа, существует хороший шанс, что цифры, которые человек придумывает сам, не будут соответствовать закону Бенфорда25.

Такой анализ по отношению к президентским выборам в Иране провел Вальтер Мебане. Он пришел к выводу о существовании статистических искажений в подсчете голосов, отданных за Мехди Кярруби и Мохсена Резаи, в сторону уменьшения. Также им были найдены статистические несоответствия в результатах Махмуда Ах-мадинежада в сторону увеличения поданных за него бюллетеней. Но данные Мир-Хосейна Мусави, по его мнению, были верными. Мебане сделал вывод, что если и была фальсификация итогов голосования, то она заключалась в отъеме голосов у Кярруби и Резаи и передачи их Ахмадинежаду. В этом случае вероятен был второй тур голосования, хотя данных, точно подтверждающих это, в распоряже-

нии Мебане не было26. Также он обнаружил закономерность, заключающуюся в том, что чем больше голосов набирал Махмуд Ахмадинежад на избирательных участках, тем меньше там было испорченных или недействительных бюллетеней. В отношении Мир-Хосейна Мусави такой динамики не наблюдалось. Простым объяснением данной закономерности может быть вброс бюллетеней за Ахмади-нежада либо какое-то другое действие, искусственно прибавляющее голоса к его результатам. Мебане пришел к выводу, что таким способом доля действующего президента в официальных результатах голосования могла увеличиться на 5 %27.

В целом можно констатировать, что результаты выборов были относительно правдоподобными, но с некоторым завышением в пользу Махмуда Ахмадинежада.

На президентских выборах 2009 г. в Иране были отмечены следующие тенденции.

Во-первых, консолидация основных групп элит вокруг своих кандидатов, поэтому их было всего четыре человека. Здесь нужно остановиться на отказе Мохаммада Хатами, который имел большую популярность у населения, от участия в выборах, так как это изменило предвыборный расклад и сценарий избирательной кампании. Несмотря на то что он был вторым лицом предвыборной агитации Мир-Хосейна Мусави и всячески оказывал ему поддержку, бывший премьер-министр, очевидно, не смог набрать того количества голосов, которые были бы у Хатами, если бы он участвовал в выборах.

Во-вторых, важную роль в избирательной кампании сыграли проведенные впервые в истории ИРИ телевизионные дебаты между кандидатами, что выглядело весьма живо и показало избирателям профессиональные качества участников.

В-третьих, жесткость проведения избирательной кампании, что выразилось не только во взаимных обвинениях кандидатов друг друга, но и в столкновениях их сторонников.

В-четвертых, эмоциональный подъем сторонников кандидатов, особенно тех людей, которые поддерживали Мир-Хосейна Мусави, в сравнении с 2006-2008 гг., когда настроение реформаторской части населения было подавленным. Эта эйфория впоследствии придаст импульс Зеленому движению.

Результаты выборов, скорее всего, соответствовали реальному голосованию населения с некоторыми подтасовками в пользу Махмуда Ахмадинежада. Сложилось впечатление, что действующего президента страховали от случайностей. Ведь за ним стояли не только представители консервативного лагеря, который находился у власти, но и иранские спецслужбы. Поэтому в распоряжении

Ахмадинежада был огромный административный ресурс. В этой связи можно отметить, что и Мохаммад Хатами столкнулся бы с большими трудностями, участвуй он в избирательной кампании в качестве кандидата. Скорее всего, действующий президент не нуждался в подстраховке, так как имел достаточный рейтинг у избирателей. Опасность представляла только возможность второго тура. Но тем не менее имевшие место случаи фальсификации дали повод оппозиции усомниться в результатах выборов и выйти на улицы.

Примечания

1 См.: Конституция Исламской Республики Иран. Тегеран, 1999. Ст. 122-141.

2 См.: Szrom Ch. Historical Data on Iranian Presidential Elections // Iran Tracker [Электронный ресурс]. URL: http://www.irantracker.org/analysis/historical-data-iranian-presidential-elections (дата обращения: 20.06.2015).

3 См.: Сажин В.И. Иран: апрель - 2009. Военно-политическая ситуация // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.nmes. ru/?p=8700 (дата обращения: 20.06.2015).

4 Конституция Исламской Республики Иран. Ст. 115.

5 См.: Манучехри А. Политический строй Ирана. Тегеран, 2002. С. 54. [На перс. яз.]

6 См.: Iran: Foreign Policy & Government Guide. Vol. 1. Strategic Information and Policies. Washington, DC, 2010. P. 101.

7 См.: Дунаева Е.В. Подготовка к президентским выборам в Иране // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/?p=8466 (дата обращения: 20.06.2015).

8 См.: Мамедова Н.М. Политический портрет М.Х. Мусави и его шансы на предстоящих выборах президента ИРИ // Там же [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/Pp-8412 (дата обращения: 20.06.2015).

9 См.: Артемьев А. Предвыборная поддержка свыше // Газета.Ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2009/05/12_a_2985513.shtml (дата обращения: 20.06.2015).

10 См.: Harris K. The Brokered Exuberance of the Middle Class: An Ethnographic Analysis of Iran's 2009 Green Movement // Mobilization: An International Quarterly. 2012. Vol. 17. № 4. P. 439.

11 Ibid.

12 См.: Collins R. Social Movements and the Focus of Emotional Attention // Passionate Politics: Emotions and Social Movements. Chicago, 2001. P. 29.

13 См.: Артемьев А. Указ. соч.

14 См.: В Иране пытаются совершить «бархатную» революцию - командир «Се-пах» // Российское информационное агентство Iran.ru [Электронный ресурс].

URL: http://www.iran.ru/news/politics/57408/V_Irane_pytayutsya_sovershit_ barhatnuyu_revolyuciyu_komandir_Sepah (дата обращения: 20.06.2015).

15 См.: Battle of colors in Iran's presidential campaign // Press TV [Электронный ресурс]. URL: http://edition.presstv.ir/detail/96235.html (дата обращения: 20.06.2015).

16 См.: Debate: Ahmadinejad vs Mousavi // YouTube [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=h3TGHq8-SlY (дата обращения: 20.06.2015).

17 См.: [Окончательные результаты президентских выборов] // Islamic Republic of Iran. Ministry of Interior [Электронный ресурс]. URL: http://moi.ir/ Portal/Home/ShowPage.aspx?0bject=News&CategoryID=832a711b-95fe-4505 -8aa3-38f5e17309c9&LayoutID=dd8faff4-f71b-4c65-9aef-a1b6d0160be3&ID=5e-30ab89-e376-434b-813f-8c22255158e1 (дата обращения: 20.06.2015).

18 См.: Ahmadinejad wins Iran presidential election // BBC News [Электронный ресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/8098305.stm (дата обращения: 20.06.2015).

19 См.: Fletcher M. Scuffles in Tehran as Ahmadinejad and Mousavi both claim victory // The Times [Электронный ресурс]. URL: http://www.thetimes.co.uk/tto/ news/world/middleeast/article2604937.ece (дата обращения: 20.06.2015).

20 См.: Guardian Council: Over 100 % voted in 50 cities // Press TV [Электронный ресурс]. URL: http://previous.presstv.ir/detail/98674.htm?sectionid=3510212 (дата обращения: 20.06.2015).

21 См.: Месамед В.И. Иран: репрессии против деятелей оппозиции // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/?p=9317 (дата обращения: 20.06.2015).

22 См.: Windrem R. U.S. official: Iran not on brink of revolution // NBC News [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbcnews.com/id/31391438/ns/world_news-mideastn_africa/#.U-8hsfl_tb4 (дата обращения: 20.06.2015).

23 См.: MokhtariSh. The Global Intelligence Files - Fwd: [Letters to STRATFOR] Iran election // WikiLeaks [Электронный ресурс]. URL: https://wikileaks.org/gifiles/ docs/97/970701_fwd-letters-to-stratfor-iran-election-.html (дата обращения: 20.06.2015).

24 См.: Silver N. Iranian Election Results by Province [UPDATED] // FiveThirtyEight

[Электронный ресурс]. URL: http://fivethirtyeight.com/features/iranian-election-results-by-province/ (дата обращения: 20.06.2015).

25 См.: Observing the Venezuela Presidential Recall Referendum: Comprehensive Report. P. 132 // The Carter Center [Электронный ресурс]. URL: http://www. cartercenter.org/documents/2020.pdf (дата обращения: 20.06.2015).

26 См.: Mebane W.R. Note on the presidential election in Iran, June 2009. P. 25-26 // U-M Pesonal World Wide Web Server [Электронный ресурс]. URL: http://www-personal.umich.edu/~wmebane/note17jun2009.pdf (дата обращения: 20.06.2015).

27 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.