Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1002
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / МУСУЛЬМАНСКИЙ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ШАРИАТ / CRIMINAL PROSECUTION / FOREIGN CRIMINAL PROCEDURE / CRIMINAL PROCEDURE / MUSLIM CRIMINAL PROCEDURE / SHARIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Талалаев Кирилл Андреевич

Используя сравнительно-правовой метод автор статьи исследует аналоги института уголовного преследования в отдельных мусульманских странах (Иран, Саудовская Аравия, Турция, Египет). Мусульманский уголовный процесс, являющийся частью шариата, традиционно обособлялся от англо-саксонской и континентальных моделей уголовного процесса из-за существенной религиозной специфики его институтов. Проведенный автором анализ моделей уголовного преследования в мусульманских странах позволяет выделять среди этих стран те, где выстроен подлинно мусульманский уголовный процесс (Саудовская Аравия и Иран), основанный на нормах шариата, а также страны, где уголовно-процессуальные кодексы выполнены с использованием западной юридической техники (Египет, Турция и др.), а уголовное преследование часто осуществляется в рамках классических континентальных традиций, знакомых российскому правоприменителю. Вторая группа включает в себя большинство мусульманских стран, поэтому уместно говорить только об идеологической и религиозной автономии мусульманской модели уголовного процесса, поскольку «западная» юридическая техника стала фактически универсальной, применимой в странах мусульманского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL PERSECUTION IN CERTAIN MUSLIM COUNTRIES

The author of the article uses a comparative legal research method. The author examines analogues of the institution of criminal prosecution in certain Muslim countries (Iran, Saudi Arabia, Turkey, Egypt). Muslim criminal procedure is an independent historical form of criminal procedure. The author of the article proposes to single out Muslim countries with a special Muslim process (Saudi Arabia, Iran) and Muslim countries with a criminal process (Egypt, Turkey). The second group includes most of the Muslim countries. It is appropriate to speak only about the ideological and religious autonomy of the Muslim model of the criminal process. Western legal technique has become universal.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ»

ffj^j Основы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 5 (24)

УДК 343.1 DOI 10.24411/2305-8641-2020-10010

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ

© 2020 К.А. Талалаев*

Используя сравнительно-правовой метод автор статьи исследует аналоги института уголовного преследования в отдельных мусульманских странах (Иран, Саудовская Аравия, Турция, Египет). Мусульманский уголовный процесс, являющийся частью шариата, традиционно обособлялся от англо-саксонской и континентальных моделей уголовного процесса из-за существенной религиозной специфики его институтов. Проведенный автором анализ моделей уголовного преследования в мусульманских странах позволяет выделять среди этих стран те, где выстроен подлинно мусульманский уголовный процесс (Саудовская Аравия и Иран), основанный на нормах шариата, а также страны, где уголовно-процессуальные кодексы выполнены с использованием западной юридической техники (Египет, Турция и др.), а уголовное преследование часто осуществляется в рамках классических континентальных традиций, знакомых российскому правоприменителю. Вторая группа включает в себя большинство мусульманских стран, поэтомуумест-но говорить только об идеологической и религиозной автономии мусульманской модели уголовного процесса, поскольку «западная» юридическая техника стала фактически универсальной, применимой в странах мусульманского права.

Ключевые слова: уголовное преследование, зарубежный уголовный процесс, уголовное судопроизводство, мусульманский уголовный процесс, шариат.

Начальный этап развития мусульманского права был связан с деятельностью пророка Му-хаммада, который первоначально лично рассмат -ривал практически все споры, возникавшие как среди членов мусульманской общины, так и между ними и немусульманами. Изучение преданий об отправлении Мухаммадом правосудия позволило мусульманским правоведам в дальнейшем формулировать многие принципы и нормы судоустройства и процессуального права, которые послужили основой для формирования мусульманского права [5].

Мусульманская форма судопроизводства является частью шариата, т.е. совокупности религиозных предписаний мусульманам, касающихся практически всех сторон их жизни. В религии Ислама, сущность которого составляет требование безусловного подчинения воле и повелениям Всевышнего, шариат является главным звеном. Основой и первоисточниками шариата является непререкаемое "божественное откровение" - нормы Корана, состоящего из обращений Аллаха к его пророку Магомету (Мухаммаду), обращений самого пророка, и сунн - то есть традиций, основанных на действиях и высказываниях Магомета (хадисы). Вторым источником шариата служит

иджма, нормы, составленные по единодушному согласию муджтахидов - общепризнанных знатоков шариата, юрисконсультов, имеющих право на иджтихад - создание правовых норм, вытекающих из первоисточников - Корана и сунн. Третий, вспомогательный источник - кийас (аналог юридических презумпций), представляет собой толкования по аналогии с правилами иджмы, призванные восполнить пробелы правового регулирования рациональными нормами [4].

Шариатский процесс пропитан сакральным началом, и хотя стороны обвинения и защиты здесь активны (могут представлять доказательства и т.д.), исход их спора зависит главным образом не от этой рациональной активности, а от мистического "откровения," которое выражается посредством убеждения судей, приносящих перед началом судебного заседания специальную молитву, или путем применение основанных на хадисах и иджме ряда формальных правил доказывания [4].

Уголовный процесс мусульманского государства Иран возник, развивался и сформировался как специфическое (судейское) средство рассмотрения дел о преступлениях и наказаниях, возникающих в двух основных сферах общественных отношений в мусульманском сообществе: отношений ве-

* Талалаев Кирилл Андреевич ([email protected]) - аспирант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, Самарский национальный исследовательский университет им академика С.П. Королева, 443110, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1

рующих с Аллахом и отношений между людьми (в том числе между правоверными мусульманами и немусульманами, проживающими на территории мусульманской общины или государства) [1]. Речь идет о совершенно уникальной черте исламского уголовного процесса, не имеющей аналогов в правовых системах России и западных стран, поскольку в уголовном процессе Ирана имеет место верховенство Корана и Сунны.

С точки зрения шариата, в процедурном отношении уголовное судопроизводство должно развиваться и совершенствоваться в соответствии с изменяющимися потребностями людей и различными жизненными обстоятельствами. Исламское право не имеет детального описания своей процессуальной системы ни в кодифицированном, ни в консолидированном виде. Для исламского права безразлично в каких законодательных актах будет урегулирован уголовный процесс. Главное, чтобы эти акты не вступали в противоречие с Кораном и Сунной.

Отнести исламскую форму уголовного процесса чисто к следственной или и чисто к состязательной не представляется возможным потому как она имеет свои специфические признаки: верховенство Корана и Сунны над законодательством и прецедентом; приоритет иджмы (единогласного мнения мусульманских ученых правоведов) над законом и судебными решениями; осуществление правосудия только кади (судьи, который в силу религиозного долга подчиняет себе всех участников уголовного процесса и несет ответственность за весь его ход и исход), каждый из которых может быть сформулирован в логике противопоставления соответствующим признакам следственного и состязательного процесса [2].

Исламское уголовное правосудие осуществляется только кади в силу религиозного долга -судьей, получившим религиозно-правовое образование и наделенным правом принятия решений в силу религиозного долга путем толкования Корана и Сунны. Предварительное расследование, согласно исламскому шариату, рассматривается, как судебная деятельность, когда судья, управо-моченный на рассмотрение уголовного дела, сам проводит по нему расследование (например, в случаях обнаружения преступления в момент его совершения конкретным лицом или сразу после этого момента) после доставления к нему подозреваемого.

Основные направления развития уголовного процесса были заложены в Уголовно-процессуаль-

ном кодексе общественных и революционных судов Исламской Республики Иран 1999 года. Исходя из содержания данного УПК, к стадиям иранского уголовного процесса можно отнести: возбуждение уголовного дела и предварительное расследование (досудебная часть), предание суду, судебное разбирательство, производство в суде апелляционной инстанции, производство по изменению судебных решений и исполнение приговора (судебная часть). Действующий УПК 2015 года обнаруживает серьезные изменения в области организации предварительного расследования. Речь идет об изменениях, вызванных, главным образом, воссозданием органов прокуратуры. В соответствие с действующим УПК Ирана прокуратура яв -ляется системой государственных учреждений (органов судебной власти), несущих ответственность за раскрытие преступлений, уголовное преследование обвиняемых, расследование преступлений и защиту общественных прав (ст. 23 УПК), а также исполнение наказаний (ст. 402 УПК).

Следователь (должностное лицо прокуратуры) так же рассматривается законом в качестве органа судебной власти, уполномоченного самостоятельно проводить расследования (включая допросы обвиняемых и свидетелей, выдачу сотрудникам судебных органов приказов о явке в суд и/или об аресте и о применении мер по предотвращению побегов).

Важно отметить, что по действующему УПК Ирана 2015 г. суд не исключен из числа органов расследования. В некоторых случаях (когда прокуратура по каким-то причинам не имеет собственных ресурсов) по запросу прокурора глава судебного округа может назначить судью для расследования конкретного дела (только о преступлениях, указанных в ст. 302 УПК). Судья будет проводить расследование до тех пор, пока не отпадет причина его привлечения к расследованию (примечание к ст. 302 УПК). В других случаях осуществлять расследование может только суд. Речь идет о расследовании преступлений против нравственности (ст. 102, 306 УПК), преступлений несовершеннолетних (перечень приведен в ст. 340 УПК), а также правонарушений, совершенных детьми в возрасте до 15 лет (примечание 1 к ст. 285 УПК).

Не лишен суд и некоторых полномочий по надзору за расследованием. К числу таких полномочий относится разрешение разногласий между следователем и прокурором, а также разрешение жалоб подозреваемых лиц на незаконность их задержания или ареста (ст. 214, 240, 271 УПК) [2].

ф0

Сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 5 (24)

Хотя перераспределение полномочий между прокуратурой и судом достаточно очевидно, это отнюдь не свидетельствует об утрате иранским предварительным расследованием своей судебной природы. Органы прокуратуры (наряду с судами) совершенно справедливо именуются в УПК органами судебной власти. Прокуратура и суды - это две части судебной власти страны, техническое разделение (на уровне учреждений и процессуальных полномочий должностных лиц) и соединение (главным образом, на уровне назначения на должность и частично - процессуального взаимодействия). Следовательно, иранский уголовный процесс построен в соответствии с принципом разделения судебной власти в нем на процессуальную власть прокуратуры и процессуальную власть суда, обладающим очевидной исламской природой.

Саудовская Аравия - унитарное государство, самое крупное государство на Аравийском полуострове. Абсолютная теократическая монархия, религия - ислам. Король выступает олицетворением власти семейства Саудитов. Особое положение семейства Саудитов закреплено Основным низамом о власти 1992 г. - актом конституционного характера.

Основным источником уголовно-процессуального права Саудовской Аравии является Уголовно-процессуальный закон от 16.10.2001 г., действующий на основании и во исполнение Корана и Сунны, шариата и Основного низама о власти от 01.03.1992 г.

Уголовный процесс Саудовской Аравии -это деятельность: специально уполномоченных должностных лиц органов исполнительной (королевской) власти и суда по расследованию и уголовному преследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, осуществляемая путем применения принципов шариата и закона, в соответствии с ними и в порядке, установленном ими (ст. 1, 6, 14 УПЗ КСА); предназначенная для борьбы с запрещенными и уголовно наказуемыми, согласно шариату или закону, деяниями (ст. 3 УПЗ КСА), защиты общества и частных лиц от преступлений (ст. 16-18 УПЗ КСА); направленная на достижение истины путем основанного на достаточных доказательствах и фактах изобличения и осуждения виновного (ст. 126, 180 УПЗ КСА), а также прекращения уголовного преследования или оправдания невиновного ввиду недостаточности доказательств и опровергающих обвинение фактов (с. 124, 180 УПЗ КСА) [2].

Предварительное расследование в Саудовской Аравии осуществляется при наличии большого количества органов расследования, в условиях тайного и письменного производства, оканчивается следователем или ввиду недостаточности доказательств обвинения прекращением уголовного дела. Прокурор (представитель Бюро) составляет меморандум обвинения, в соответствии с которым будет в дальнейшем осуществлять свою деятельность в суде.

К органам, уполномоченным осуществлять уголовное преследование в Саудовской Аравии относятся:

- члены Бюро расследований и преследований;

- директора полиции и их помощники в различных провинциях, округах и районах

- государственная служба безопасности, сотрудники секретной службы, паспортисты, разведчики, сотрудники гражданской обороны, начальники и служащие тюрем, пограничники, сотрудники специальных сил безопасности, сотрудники национальной гвардии;

- главы округов и начальники районов;

- капитаны саудовских королей и самолетов в отношении преступлений, совершенных на борту;

- главы центров Бюро по поощрению добродетели и предотвращению порока;

- комиссии, юридические и иные лица, которые были назначены проводить расследование;

- служащие в соответствии со специальными положениями.

В Саудовской Аравии присутствует разделение уголовно-процессуальных властей - на досудебную власть (королевское Бюро расследований и уголовных преследований) и судебную власть (суды). В досудебном производстве, как и в целом в уголовном процессе, отсутствует власть прокуратуры. Отсутствует судебное расследования преступлений и судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Досудебное производство имеет чисто полицейскую природу, так как полномочия по расследованию преступлений и контроль за соблюдением прав и свобод сосредоточены в руках Бюро.

Таким образом, приспосабливаясь к современным условиям не через «вестернизацию», а путем применения формально не противоречащих Корану и Сунне актов, современный уголовный процесс Саудовской Аравии в целом имеет универсальное техническое построение, не отрицаю-

щее единичного использования некоторых исламских технических конструкций.

В Турецкой Республике, еще в 20-е годы ХХ века, после официальной отмены халифата, мусульманское право было заменено законодательством буржуазного типа на основе западноевропейских моделей.

Уголовный процесс и собственно предварительное расследование в Турецкой Республике имеет как черты европейского права, так и ряд особенностей, обусловленных историческим развитием национального права.

Попытка кодификации ряда отраслей и институтов мусульманского права путем издания Мад-жаллы - своеобразного гражданского и процессуального кодекса, действовавшего до средины ХХ столетия, была предпринята в Османской империи еще в 1869-1877 гг. Как отмечают исследователи, Маджалла стала первым и пока что единственным актом, закрепившим в широких масштабах нормы мусульманского права в виде государственного закона.

В современном уголовно-процессуальном праве Турецкой Республики нет единого закона, который бы полностью регулировал производство по уголовным делам. Уголовно-процессуальный кодекс Турецкой Республики (СЕ2Л МШЛКЕМЕ8 КЛЧШЦ) № 5271 принят 4 дек. 2004 г. УПК заимствован у Германии. Расследование уголовных дел, их рассмотрение в суде производится так же на основании Закона "О деятельности и полномочиях полиции" и Закона "Об уголовном судопроизводстве". Правомерно рассматривать эти нормативно-правовые акты в качестве основных источников уголовно-процессуального права Турции. Закон "О деятельности и полномочиях полиции" определяет порядок расследования уголовных дел до предания обвиняемого суду, а Закон "Об уголовном судопроизводстве" регулирует в основном судебные стадии уголовного процесса.

Источниками процессуального законодательства являются указы Президента Турции и постановления Великого Национального собрания (Парламента) Турции по вопросам уголовного процесса. Действующее уголовное судопроизводство базируется на Основном Законе государства - Конституции Турецкой Республики (1982 года) [3].

Система уголовного процесса Турции включает такие основные стадии: а) предварительное расследование; б) окончательное расследование; в) исполнение приговора (иного решения) суда.

Предварительное расследование, как начальная стадия уголовного процесса, ранее делилось на два этапа: подготовительную часть и первичное расследование. В 1985 году первичное расследование было отменено.

В настоящее время предварительное расследование состоит из подготовительного расследования, которое заключается в собирании, закреплении и исследовании доказательств с целью определения наличия факта преступления, и в возбуждении уголовного дела в случае его подтверждения. Возбуждение уголовного дела, которое в уголовном процессе Российской Федерации действует как самостоятельная стадия, в уголовном процессе Турции является частью стадии предварительного расследования.

Подготовительное расследование делится предъявлением обвинения на начальное и краткое. Начальное заключается в деятельности органов расследования по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, осуществляемые до сообщения лицу, в чем его подозревают, а краткое - расследование после этого. Однако в самом Законе указанного деления нет, в нем содержится лишь две статьи, которые непосредственно касаются начального расследования (ст. 90 и ст. 153 Закона "Об уголовном судопроизводстве").

Расследование начинается с возникновения у прокурора или полиции подозрения о совершенном преступлении. Оно может возникнуть независимо от волеизъявления и желания заинтересованных лиц. Таким образом, прокурор и полиция вправе возбуждать расследование по любому сигналу о совершенном или возможно совершенном преступлении. Исключение составляют лишь дела частного и частно-публичного обвинения, расследование по которым может быть начато не иначе, как по жалобе потерпевшего, и в этом наблюдается их сходство с институтами уголовного процесса России [3].

Самостоятельно полицией расследование может быть начато лишь в случаях, не терпящих отлагательства. При этом о начале расследования необходимо поставить в известность прокурора (ст. 154). В большинстве же случаев расследование начинается по письменному или устному приказу прокурора служащими полиции, которые хотя и входят в состав органов внутренних дел Турции, но при расследовании уголовных дел подчинены прокурору.

Несколько более сложную эволюцию проделал уголовный процесс Египта - страны, которая

ф0

сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 5 (24)

также входит в группу мусульманских государств. В этой стране, испытавшей в свое время сложное колониальное влияние как Франции, так и Великобритании, до сих действует УПК 1950 г., также разработанный по французской модели. Однако в результате многолетней эволюции уголовный процесс Египта, исторически всегда испытывавший заметное влияние англосаксонской системы, несколько отошел от французских традиций на практике, хотя формально остается верен букве УПК 1950 г. Так, Кодекс до сих пор предусматривает институт следственных судей. Но реально предварительное расследование проводится исключительно прокуратурой, под надзором которой действует «судебная полиция» (французский термин). Прокурор вправе передать по своему усмотрению материалы следственному судье для производства полноценного предварительного следствия, однако на практике не делает этого, т.е. институт следственных судей, по отзывам египетских процессуалистов, сохраняется лишь номинально.

Нельзя сказать, что египетский уголовный процесс полностью отошел от французской модели - его инфраструктура остается в основном континентальной, но нельзя не обратить внимание на очевидное американское влияние, которое он испытывает. Кроме того, очень важной особенностью египетского уголовного процесса последних десятилетий было параллельное существование чрезвычайных уголовно-процессуальных норм, применяемых на основании Закона о чрезвычайном положении. Данное положение фактически не отменялось со времени убийства президента Анвара Садата в 1981 г. и вплоть до событий «арабской весны» 2011 г. (свержение президента Хосни Мубарака). Оно лишь то усиливалось, то ослаблялось. В условиях перманентного чрезвычайного положения президент получил право принимать акты, допускающие ограничения прав личности в обход гарантий, установленных УПК, создать двухуровневые суды государственной безопасности, определить их исключительную подсудность и т.п.

Отказ от обвинения в Египте может быть частичным или полным, и в зависимости от полноты отказа прекращается либо уголовное дело, либо уголовное преследование.

Проведенный анализ моделей уголовного преследования в мусульманских странах позволяет

выделять среди этих стран те, где выстроен подлинно мусульманский уголовный процесс (Саудовская Аравия и Иран), основанный на нормах шариата, а также страны, где уголовно-процессуальные кодексы выполнены с использованием западной юридической техники (Египет, Турция и др.), а уголовное преследование часто осуществляется в рамках классических континентальных традиций. Вторая группа включает в себя большинство мусульманских стран, поэтому уместно говорить только об идеологической и религиозной автономии мусульманской модели уголовного процесса, поскольку «западная» юридическая техника стала фактически универсальной, применимой в странах мусульманского права.

Библиографический список

1. Алферова Е.В. Сизов А.А. , Шахбазов Р.Ф. Особенности уголовного права и процесса исламских государств. - М. : Юрлитинформ, 2016. - 168 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. - 2017. - №1. URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/2017-01-027-sizov-a-a-shahbazov-r-f-osobennosti-ugolovnogo-prava-i-protsessa-islamskih-gosudarstv-m-yurlitinform-2016-168-s (дата обращения: 15.10.2020).

2. Гусейнова П.А. Исламский уголовный процесс: религиозно-правовая природа и характерные черты (на примере исламской республики Иран и королевства Саудовская Аравия) Дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.09 / Санкт-Петербург. 2016 URL: https://disser.spbu.ru/files/2016/ gusenova_disser.PDF (дата обращения: 15.10.2020).

3. Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко. - 2-е изд., испр. - М.: Статут, 2017 доступ из СПС «Консультант плюс»

4. Смирнов А.В. Типология уголовного судопроизводства: автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.09 / Ин-т государства и права РАН. 2001 URL: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/smirnov-sp/4-5.htm (дата обращения: 15.10.2020).

5. Стойко Н.Г., Гусенова П.А. Особенности исламского порядка уголовного судопроизводства // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2014. - №2 (313). URL: https://cyberleninka.ra/article/n/osobennosti-islamskogo-poryadka-ugolovnogo-sudoproizvodstva (дата обращения: 15.10.2020).

Поступила в редакцию 18.10.2020 г.

CRIMINAL PERSECUTION IN CERTAIN MUSLIM COUNTRIES

© 2020 K.A. Talalaev*

The author of the article uses a comparative legal research method. The author examines analogues of the institution of criminal prosecution in certain Muslim countries (Iran, Saudi Arabia, Turkey, Egypt). Muslim criminal procedure is an independent historical form of criminal procedure. The author of the article proposes to single out Muslim countries with a special Muslim process (Saudi Arabia, Iran) and Muslim countries with a criminal process (Egypt, Turkey). The second group includes most of the Muslim countries. It is appropriate to speak only about the ideological and religious autonomy of the Muslim model of the criminal process. Western legal technique has become universal.

Keywords: criminal prosecution, foreign criminal procedure, criminal procedure, Muslim criminal procedure, sharia.

Received for publication on 18.10.2020

* Talalaev Kirill Andreevich ([email protected]) - postgraduate student of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Samara National Research University named after academician S.P. Koroleva, 443110, Samara, st. Acad. Pavlova, 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.