ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Тагибова Э.Ш.,
аспирант,
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ.
Tagibova E.Sh.
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН.
Аннотация. В статье автор всесторонне анализирует уголовное законодательство Исламской республики Иран, классифицирует источники уголовного исламского права, сопоставляет уголовное законодательство Ирана в различные исторические эпохи, сопоставляет отдельные положения уголовного законодательства ИРИ с Уголовным кодексом Российской Федерации.
CRIMINAL LAW OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN.
SUMMARY. The author comprehensively analyzes the criminal laws of the Islamic Republic of Iran, classifies the sources of Islamic law, criminal, criminal law associates with Iran in various historical periods, compares certain provisions of the criminal laws of the IRI and the Criminal Code of the Russian Federation.
Ключевые слова: уголовное право, Иран, уголовная ответственность, преступление, законы, Коран, Сунна.
Keywords: Criminal law, Iran, criminal liability, crime, laws, the Koran, Sunna.
Исторический аспект развития уголовного законодательства в Исламской республике Иран. Процесс становления уголовного права до конституционной революции 1905 г. в Иране.
Этот период в работе характеризируется как преобразующий уголовное право. Оно действительно стало мусульманским. Вся основа права была изменена коренным образом. Все законы приобретали божественное начало. Отныне все проступки измерялись по мусульманскому божественному закону. Была реорганизована и система отправления правосудия. Власть по отправлению правосудия принадлежала государю или шаху, он единолично занимался вопросами применения того или иного наказания. В этот период появились и группы ученых, занимающихся правовыми вопросами, особенно обоснованием наказаний за преступные деяния. Понятия преступления, уголовной ответственности, наказания подверглись изменениям и были преобра-
зованы в соответствии с религиозной доктриной. Преступление больше не было деянием, направленным, главным образом, против личности или общества. Оно было направлено против божественных законов и нарушало их запреты. Конечно, наряду с этим, законы должны были защищать интересы граждан и общества, но и в этих случаях преступление рассматривалось именно с точки зрения действия, направленного против канонов Аллаха.
Основой, "корнями" законов стали религиозные книги, прежде всего Священный Коран и Сунна, т.е., сообщения о поступках пророка Мухаммеда. Данное положение привело к тому, что установление законов и правил постепенно оказалось прерогативой религиозных ученых. Были созданы различные школы, толкующие Коран и Сунну и проповедующие свои системы права и отправления правосудия. Деятельность мусульманских ученых при этом лишь по видимости сводилась только к толкованию Корана и преданий Пророка Мухаммеда. Действительно, считалось, что в Коране указаны все нормы и правила как для земной, так и для небесной жизни, и "работа" ученого заключилась в выведении закона из этих источников1.
В границах шариата как совокупности мусульманских правовых и религиозных норм и правил, основанных на Коране и Сунне "на правовом поле" многие явления были досконально изучены и систематизированы. В частности, для уголовного права, были разработаны различные теории преступления и наказания. Первая теория гласит, что преступление - это деяние, посягающее на социально-политическую и иную основу теократического государства и признаваемое противоправным религиозноправовыми нормами. Согласно иной теории, преступлением признавалось нарушение божественных запретов и правил, за совершение которых предусмотрено наказание. Последняя теория являлась доминирующей, и в работе обосновывается взгляд о том, что еще на раннем этапе признаком преступления считалось наказание. Главным же в учении о преступлении было то что, преступление - это нарушение таких различных запретов и правил, за совершение которых предусмотрено наказание в шариате.
Как показано в главе, в этот период выделялись следующие категории преступлений:
а) преступления, посягающие на права бога с сочетанием права индивида (где доминирующими являются права бога), и наказания за которые установлены в Коране либо в преданиях Пророка;
б) преступления, посягающие на права индивида либо на права бога с сочетанием с правами индивида (где доминирующими являются права индивида), наказания за которые установлены в Коране либо в преданиях Пророка;
в) преступления, посягающие на права индивида, наказания за которые, в отличие двух вышеназванных, прямо не установлены в Коране либо в преданиях Пророка.
Отмечается, что многие преступления имели формальный состав - для применения наказания достаточно было установить факт совершения деяния, а не его последствия. Примером может служить употребление алкоголя, где сам факт употребления, независимо от того, нанесен ли употребившим
1 Вайсс, Б.Дж. Дух мусульманского права [Текст] / Б.Дж. Вайсс. - М-СПб.: Диля, 2008. -С.206-207.
алкоголь лицом вред обществу или нет, является оконченным преступлением и подвергается наказанию.
От конституционной революции 1905-19И гг. до исламской революции 1979 года.
Этот период является одним из поворотных и трудных моментов в истории развитии иранского государства и общества. Внешние влияния на иранское общество возрастали, и далеко не всегда они были негативными. Во всяком случае, отмечается усиление связей между Ираном (Персией) и Российской Империей, имевшей особое влияние на север страны, в известном плане усилившееся влияние Советского Союза в период Великой Отечественной войны. После конституционной революции перед лидерами революции и народом Ирана стоял вопрос о выборе направления развития страны и последовательного выбора правовой парадигмы7.
Выбор послереволюционного развития страны, по сути, состоял из следующих направлений: а) вестернизация - считалось, что счастье, благосостояние, освобождение, прогресс и цивилизацию в Иране обеспечит вестернизация и безоговорочное принятие западного образа жизни; б) исламизация
- считалось, что только исламский образ жизни может обеспечить развитие иранского общества и государства; в) синтез, при котором будущее Ирана обеспечивается только в том случае, если объединялись две первые идеи, т.е. ислам объединялся с некоторыми западными ценностями8.
В 1924 году был разработан уголовный кодекс и предложен Парламенту для одобрения, и который после относительно долгих рассмотрений был принят в 1925 году с условием пятилетнего испытательного срока. Этот закон состоял из 289 статей. Понятие наказания за преступление были основаны на принципах общественной полезности, а не на религиозных принципах, как ранее. В сущности, это был огромный прорыв в развитии уголовного права, так как до этого в стране применялись принципы тысячелетней давности.
Но поскольку этот «прорыв» означал отступление от религиозной доктрины и исторических корней, связанный с ним процесс протекал очень болезненно для иранского общества. Ко всему этому прибавились политическая нестабильность и возникшее в начале 70-х годов массовое недовольство граждан в связи с ухудшением социального и экономического состояния страны, которое вскоре переросло в революционное движение.
Период после исламской революции.
Исламская революция 1979 года вновь полностью изменила Иран. В главе кратко отмечается, что формы государства, правления, режим, система отправления правосудия - все претерпело коренные изменения. До революции страна была конституционной монархией, после революции стала исламской республикой, где все опять было основано на религиозных принципах ислама. Согласно Конституции страны все законы должны были соответствовать исламским принципам. В соответствии с этими принципами уголовное право также было подвергнуто коренным изменениям. Прежде всего, это касалось доктрины уголовного права, так как прежняя не соответствовала новым принципам, и была изменена на религиозную доктрину. Понятия преступле-
ния, наказания и другие институты уголовного права отныне толковались в соответствии с господствующим мнением и религиозной доктриной. Одним из первых законов, подвергшихся реформам, был уголовный закон. В 1982 году была принята Общая часть уголовного закона. Здесь господствовали новые понятия, полностью основанные на исламской юриспруденции. В итоге, как отмечается в главе, действующий уголовный закон ИРИ был сформирован из различных законов, которые в совокупности использовались судьями при рассмотрении дел. Это были: Закон о преступлениях категории худуд, Закон о преступлениях категории кисас, Закон о преступлениях категории дият, принятые в 1982 году, и Закон о преступлениях категории таъзирот 1983г.
Характеристика действующего уголовного законодательства Исламской Республики Иран
Общая характеристика действующего уголовного законодательства Исламской Республики Иран отражает специфическое соотношение религиозных текстов-источников уголовного права и светских текстов, являющихся источниками.
В 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского деликтного права была практически сведена на нет в результате серьезных реформ, выразившихся, в частности, в принятии Уголовного кодекса 1926 г. Этот Кодекс был построен на заимствовании основных положений французского уголовного законодательства (Уголовного кодекса Франции 1810 г.), хотя в принципе и допускал, что деяния, считающиеся преступлениями по мусульманскому праву, могут быть наказаны установленными им санкциями. Однако на практике до создания исламской республики в 1979 г. предпочтение отдавалось нормам Кодекса 1926 г., поскольку он предлагал альтернативу любым исламским наказаниям в виде санкций, характерных для европейского уголовного права.
После исламской революции 1979 г. наметился обратный процесс. Сразу после установления нового режима различные новые судебные органы стали широко использовать мусульманское деликтное право шиитского толка, а Уголовный кодекс 1926 г. был фактически отменен. Новая Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. провозгласила, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама (ст.4), и при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст.156).
Систему источников уголовного права ИРИ разделя.т на две группы: основные источники и дополнительные источники.
К основной группе источников относятся:
- Конституция ИРИ;
- Уголовный кодекс (Закон об исламских наказаниях);
- Постановления Главы Судебной Власти и Верховного Суда;
Прежде чем давать характеристику источникам и, в частности, конституции и законам в качестве источника права, следует сделать необходимые оговорки. Как говорилось выше, вся мусульманская правовая доктрина основывается на религии, в конечном счете, на вере в Аллаха. Только у него есть права на установление правил и канонов, равно и на законотворчество. Только он указывает, как жить, что хорошо и что плохо, что награждаемо, а что наказуемо. Вместе с тем, это затрудняет понимание мусульманского права в
целом и права ИРИ немусульманскими специалистами. Разработка и принятие законов государством означает правотворческую деятельность властей. С этой точки зрения законы, устанавливаемые государством, находятся, как будто бы, в противоречии с вышеописанной доктриной мусульманского права. Но это не так, поскольку и они - результат понимания воли Аллаха. Именно поэтому в современном мусульманском мире, в общем, и в ИРИ, в частности, законы и кодексы выступают как основные источники права, в том числе уголовного1. Именно поэтому мусульманские авторы отмечают функции законов (конституции, кодексов) как главных источников права2. Соответственно, эта классификация дополняется подразделением источников права на две подгруппы: обязательные (общепризнанные) и необязательные. К обязательным источникам относятся те источники, которыми судебная система должна руководствоваться в обязательном порядке при отправлении правосудия. Это Конституция республики, уголовный закон ИРИ.
Поскольку здесь и далее рассматривается действующее уголовное право ИРИ, термины Уголовный Закон ИРИ и Уголовный кодекс употребляются для краткости, и, кроме оговоренных специально случаев, - Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран, утвержденный на заседании комиссии по судебным и судебные положения и постановления Верховного суда. И необязательные источники (оспариваемые). К ним относятся труды исламских правоведов, фетвы, правовые обычаи и доктрина.
Конституция Исламской Республики Иран.
Конституция ИРИ, как и конституции других стран, является главным и основным законом, в котором нашли отражение культурная, общественная, политическая и экономическая жизнь народа Ирана. Она принята в ходе всеобщего референдума 29-30 марта 1979 после исламской революции, положившей конец шахскому режиму. Конституция состоит из преамбулы, 14 глав и 177 статей. В ней закреплены формы правления и государственной власти ИРИ, установлены основные начала предписаний, которые в последующем нашли свое отражение в отдельных законах и кодексах.
В исламской литературе выделяется несколько принципов (критериев), на основании которых Основной Закон страны считается источником уголовного права:
- определение основ (рамок, характера) уголовного закона. На основании статьи 4 Конституции "Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические, и другие законы и постановления должны быть основаны на исламских критериях. Этот принцип применяется абсолютно ко всем статьям Конституции, так же как ко всем другим законам и постановлениям, и обязанность выполнения данного требования лежит на юристах Совета по наблюдению и исполнения Конституции".
1 Мухаммад Али Ардабили. Уголовное право, общая часть [Текст] : [на перс.]. - Т. 1. - 19-е изд. / Мухаммад Али Ардабили. - Тегеран: Мизон. 2009. - С.130.
2 Ризо Нурбахо. Основы уголовного права. Общая часть [Текст] : [на перс.]. - 21-е изд. / Ризо Нурбахо. - Тегеран, 2008. - С.27.
- принцип законности наказаний, который определен в ст. 34 Конституции: "Все приговоры должны быть вынесены компетентным судом и в соответствии с законом".
- принцип презумпции невиновности, определенный в ст. 37 Конституции.
В использованной в исследовании литературе приведено около 15 таких
статей - уголовно-правовых источников. В общем, эти статьи можно разделить на две группы:
1) Статьи, в которых прямо указаны меры уголовного характера.
Например, статья 32 гласит: "Никто не может быть арестован, кроме случаев в соответствии с порядком и процедурой, установленными законом. В случае ареста, обвинения в преступлении обвиняемые безотлагательно должны быть оповещены в письменной форме, и временное дело должно быть отправлено компетентным судебным властям в течение двадцати четырех часов, чтобы предварительное слушание дела могли быть закончены как можно раньше. Нарушение этой статьи повлечет наказание в соответствии с законом". В статье 38 говорится: "Все формы пытки с целью получения показания или информации запрещены. Принуждение отдельных лиц к свидетельст-вованию, исповеди или даче клятвы недопустимо. Любое свидетельство, исповедь или клятва, полученные под принуждением, лишены ценности и доверия. Нарушение этой статьи влечет наказание в соответствии с законом". Статья 39 устанавливает ответственность за оскорбление достоинства и чести арестованных, задержанных, заключенных в тюрьму или выселенных в соответствии с законом, без учета формы, в которой они (оскорбления) были нанесены. К этой группе можно отнести также ст. 32 и 40 Конституции.
2) Вторая группа - это статьи, в которых косвенно указаны нормы уголовного характера. Например, в статье 22 приводится: "Достоинство, жизнь, собственность, права, место жительства, и профессия человека нерушимы, кроме случаев, санкционированных согласно закону". К этой группе можно отнести ст.ст. 33, 34, 37 Конституции ИРИ.
Уголовный кодекс (Закон об исламских уголовных наказаниях ИРИ).
Уголовный кодекс является наиболее важным источником уголовного права. Он, как и иные уголовные кодексы, определяет круг деяний, попадающих под уголовный запрет, а также устанавливает наказания за совершение этих деяний, их виды и размер. Об этом свидетельствуют формы статистических данных Министерства юстиции ИРИ, отражающих судебную практику. Количество преступлений и их классификация представлены в зависимости от вида преступлений по уголовному закону ИРИ.
Уголовный кодекс состоит из пяти отдельных частей (книг), которые в общем содержат 729 статьей.
Часть (Книга) 1: Общие положения. В ней говорится об общих положениях, видах наказаний и т.п. Данная книга в первоначальном виде была принята в 1352/1973 г. После исламской революции в 1358/1979 г. данный закон был отменен. Закон в новом варианте с учетом политики государства и требований Конституции ИРИ был изменен и принят в 1361/1982 г.
Часть (Книга) 2: "Худуд" - Нормированные наказания (установленные шариатом). В данной книге приведены преступления, за которых наказания (также размер наказания) были установлены шариатом, т.е. в Коране, Сунне, либо в постановлениях (фетв) религиозных предводителей, например, наказа-
ние за прелюбодеяние, клевету или кражу. Данная книга была принята в 1361/1982 г.
Часть (Книга) 3. "Касос" (возмездие). В данной книге приведены преступления, наказания за которые установлены в виде возмездия. Данная книга также была принята в 1361/1982г.
Часть (Книга) 4. "Дият" (вира). Эта книга, принятая также в 1361/1982 г., содержит преступления, наказания за которые устанавливается в виде компенсации и штрафа.
Часть (Книга) 5. "Та'зирот" (судебные взыскания и сдерживающие меры). В этой книге приведены преступления, наказания для которых предусмотрены в виде исправительных наказаний и мер, удерживающих от совершения преступления (предупреждающие наказания). Данная книга была принята в 1362/1983 г., позже, чем предыдущие.
Статьи всех этих частей изменялись и дополнялись. В 1370/1991 г. они были приняты и представлены как единый кодифицированный закон. Этот закон носил экспериментальный характер в течение 5 лет. В 1375/1996 г. срок был продлен на 10 лет. Далее, в 1385/2006 г., 1386/2007 и 1387/2008 г., сроки были продлены еще на год соответственно.
Постановления Главы Судебной Власти и Верховного Суда.
Государственная власть в ИРИ осуществляется тремя ветвями: законодательной, судебной и исполнительной, которые независимы друг от друга и функционируют под надзором Лидера Страны в соответствии с законом1.
Согласно статье 156 Конституции ИРИ, судебная власть страны является независимой и защищает индивидуальные и социальные права, а также несёт ответственность за отправление правосудия, выполняя при этом следующие задачи:
а) рассмотрение и вынесение приговоров;
б) восстановление общественных прав;
в) контроль над исполнением законов;
г) раскрытие преступлений, преследование и наказание преступни-
ков,
приведение в исполнение наказаний и положений исламского уголовного закона;
д) принятие соответствующих мер по предотвращению преступле-
ний и исправлению преступников.
Судебная власть в стране управляется Главой судебной власти, в ведении которого находится вся судебная система страны, включая Верховный Суд, Министерство юстиции, суды всех инстанций и прокуратуры, который назначается и освобождается Лидером республики. Он должен быть сведущим и в религиозных делах и в правовых вопросах (муджтахидом)2.
Таким образом, постановления Главы судебной власти являются обязательным для всех вопросов касающихся отправления правосудия. Например, это относиться к действию уголовного Закона ИРИ в пространстве (что, является самостоятельной проблемой). Постановление Верховного Суда касательно вопроса уголовной ответственности гражданина ИРИ, совершившего преступления вне пределов Исламской Республики, устанавливает, что это лицо
Конституция ИРИ. - Ст. 57. Конституция ИРИ. - Ст. 157.
2
не будет привлечено к уголовной ответственности, если данное деяние было рассмотрено судом государства, на территории которого было совершено преступление, а также вынесено соответствующее решение суда и приведено в исполнение1.
Дополнительная группа источников уголовного права. К ней относятся:
а) Священный Коран и Сунна (предания Пророка Мухаммеда).
б) Учение имамов (религиозных лидеров), муджтахидов и единодушие их мнения (иджма).
в) Правовые обычаи.
г) Труды исламских правоведов и предводителей разных мусульманских правовых школ, фетвы.
В данном случае следует четко оговориться, что понятие "дополнительный" источник употребляемое в иранской правовой литературе указывает не на его значение, а скорее на технику применения управомоченными лицами, характер и способы ссылок, использование в качестве аргументов и пр.
а) Священный Коран и Сунна (предания Пророка Мухаммеда).
Важнейшим по смыслу и значению, как уже подчеркивалось, источником действующего права в ИРИ является Священный Коран, в стихах которого приведены нормы права, в том числе уголовного. Количество аятов (стихов) содержащих правовые нормы достигает порядка 5002. Вторым главным источником права являются предания Пророка Мухаммеда, так называемые хадисы. Оба эти источника имеют высший авторитет не только в сфере применения права и отправления правосудия, но и в сфере всех аспектов деятельности власти и общества ИРИ. Данное положение также приведено в преамбуле Конституции ИРИ 1979 г.
Коран, по представлениям ислама, был ниспослан Пророку Мухаммеду устным образом посредством ангела Джабраиля и во времена жизни Пророка не был записан в виде книги. Главными носителями Корана был Пророк и его сподвижники, которые учили наизусть Коран из уст Пророка. Только после смерти Пророка, во время правления третьего халифа Османа, был дан приказ о составлении записи Корана в виде книги. Сегодняшний Коран это та книга, которая была составлена халифом Османом из уст сподвижников Пророка.
В рамках рассматриваемой проблемы Священный Коран представляет собой текстовый источник, где приведены нормы уголовного права.
Непосредственно Священным Кораном запрещены следующие деяния:
- кража;
- агрессия и бандитизм, мятеж, разбой;
- прелюбодеяние;
- клевета;
- употребление спиртного.
Кража. В Коране сказано: «В возмездие за то, что они содеяли, отсекайте руки вору и воровке как наказание от Аллаха»3. Ст. 201 УК ИРИ устанавливает
1 Постановление Верховного Суда ИРИ №8/979 от 12.3.1981 г. (2003 г.).
2 Бохири, М., Хондовар, М.А. Описание общей части уголовного права [Текст] : [на перс.] / М.
Бохири, М.А. Хондовар. - Тегеран: Мачд, 2002. - С. 58.
3 Священный Коран. Глава "Трапеза", Стих 38. (Здесь и далее - перевод Осмаиова).
наказание за кражу в виде от отсечения руки пальцев до смертной казни. Здесь отмечаются одинаковые подходы и виды наказания кражи.
Агрессия и бандитизм, мятеж, разбой. В Коране указано: "Воистину, те, кто воюет против Аллаха и Его Посланника и творит на земле нечестие, будут в воздаяние убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или они будут изгнаны из страны. И все [эти наказания] для них - великий позор в этом мире, а в будущей жизни [ждет] их великое наказание"1. Ст. 190 УК ИРИ устанавливает наказание за вооруженное посягательство на общественный порядок в виде: 1) смертной казни; б) распятия на кресте; в) отсечения правой руки и левой ноги; 4) ссылки. Современный УК ИРИ в точности устанавливает те наказания, которые приведены в Коране, что дает нам основание утверждать, что Коран и в данном случае выступает в роли текстового источника уголовного закона.
Прелюбодеяние. По Священному Корану предусмотрено наказание за прелюбодеяния в виде телесного наказания. Так, в главе "Свет", стих 2, приведено: "И прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них секите сотней плетей. Пусть не охватывает вас жалость к ним во имя веры Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. А при наказании их пусть свидетелями будут некоторое число верующих". Современный уголовный кодекс ИРИ устанавливает уголовную ответственность за прелюбодеяние. За его совершение предусмотрено наказание в виде смертной казни, забивания камнями, бичевания или ссылки.
Клевета. Уголовное наказание за клевету устанавливается ст. 139-164 уголовного закона. Данное положение основывается на тексте Священного Корана, где главе "Свет", стих 4-5, приведено: "Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами. Кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах - прощающий, милосердный". Современный уголовный закон ИРИ предусматривает уголовное наказание за клевету в прелюбодеянии и устанавливает наказание в виде бичевания и смертной казни.
Употребление спиртного. В Священном Коране употребление спиртного указано как греховное деяние2, а само наказание за совершение этого деяния установлено Пророком Мухаммедом. Согласно преданиям, Пророк Мухаммед установил наказание за употребление спиртного в виде бичевания кнутом от 40 до 80 ударов. Уголовный кодекс ИРИ предусматривает уголовное наказание в размере 80 ударов кнутом.
Среди ученых-юристов вокруг этих источников всегда велась большая полемика. Суть споров заключалось в том, что сам текст Корана ниспослан на арабском языке, и он охватывает в большой степени исторические, показательные повествования, повседневные постановления и в меньшей степени -правовые, поэтому не мог без затруднений служить источником права в обычном понимании. Данное положение привело к процессу толкования Корана и выведения из текстов Корана правовых постановлений. Кроме того, личность
1 Священный Коран. Там же.
2 См. Священный Коран, Глава "Трапеза", стих 90: "О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете".
пророка Мухаммада для мусульман имеет огромное значение. Пророк считается непогрешимым, и в дальнейшем действия и слова пророка Мухаммеда постепенно становились эталоном жизни. Признания слов и преданий Пророка источником права основывается на том, что Бог - конечный источник любой власти, а пророк выступает в качестве носителя божественной власти среди людей и, в конечном счете, все действия и слова Пророка должны быть отражением этой божественной власти и воли1. Впоследствии начались собирание и изучение речей и слов Пророка как источника права и аргументации доводов учеными-правоведами. Тенденция увеличения частоты цитирования высказываний Пророка учеными-правоведами привела к тому, что предания стали пониматься как авторитетные источники обоснования норм. Б.Дж. Вайсс в своей книге пишет, что "признание хадисов Пророка основным источником законов привело к тому, что изложение законов превратилось в экзегетическую задачу, т.е. практически свелось к толкованию Корана и хадисов. В то время тексты Корана имели довольно скромный объем по сравнению с корпусом текстов хадисов. Впоследствии к хадисам оказалось привязано большее количество законов, чем к Корану, и возрастание влияния хадисов экзегезис (выведение законов из текстов) стал основой мусульманской юриспруденции"2.
Говоря о преданиях Пророка как источниках права, следует отметить, что приверженцы шиитской школы, которыми является население Ирана, также признают предании шиитских Имамов источниками права, в том числе уголовного3. В учении шиитской школы роль 12 Имамов (религиозных лидеров, относящихся к роду Пророка Мухаммеда) отмечена особо, так как они являлись потомками пророка Мухаммеда и продолжали дело Пророка. Впоследствии дела и слова этих имамов, по сути, означали приношение божественной воли людям, и они стали «эталоном» поведения и источником права для приверженцев этой школы наравне с преданиями Пророка Мухаммеда4.
Эволюция становления хадисов - преданий Пророка - в качестве источников права разделяется на несколько этапов: устная форма; отдельные изречения в трактатах ученых-юристов; отдельные сборники. В устной форме предания передавались сподвижниками и родными Пророка другим людям. Потом предания приводились в трудах ученых-юристов, которые аргументировали свои доводы действиями и словами Пророка и его сподвижников5. Позже в силу постепенного становления хадисов методом аргументации и правового довода возникла необходимость собирания всех хадисов в своеобразный сборник. Среди таких сборников можно выделять сборник, составленный Аль-Бухари (194-256 г.х. /810-870 от Р.Х.), известный под именем "Ал-джами ас-Сахих Ал-Бухари", включающий в себя около 8 тыс. хадисов; сборник, составленный Мухаммад ат-Тирмизи (умер 279 г.х. / 892 от Р.Х.); также сборник Ах-
1 Халиков, А.Г. Хадис как источник мусульманского права [Текст] : Дисс. к.ю.н. / А.Г. Хали-ков. - Душанбе, 1995.
2 Вайсс, Б.Дж. Дух мусульманского права [Текст] / Б.Дж. Вайсс. - М-СПб.: Диля, 2008. - С. 30.
3 Бохири, М., Хондовар, М.А. Описание общей части уголовного права [Текст] : [на перс.] / М. Бохири, М.А. Хондовар. - Тегеран: Мачд, 2002. - С. 58.
4 Ayatollah Ja'far Sobhani. Doctrines of Shi'i Islam. // Iran.Qom: Imam Sadiq Institute, 2003.P.177.
5 Вайсс, Б.Дж. Дух мусульманского права [Текст] / Б.Дж. Вайсс. - М-СПб.: Диля, 2008. - С. 27.
тс..................................................................................................
мад аз-Зубайд (812-893 г. х. / 1410-1488 г. Р.Х.), который, по сути, является сокращенным вариантом сборника ал-Бухари1.
Говоря о Коране и преданиях Пророка как источниках права, следует отметить одно различие между этими источниками. Коран для мусульман является Священной Книгой, в котором приведены слова Бога и исключены любые сомнения по поводу правильности и искажения текста Корана. На этот факт указано и в самом Коране2.
В отличие от Корана, предания Пророка подвержены сомнениям и, может быть, и искажениям. Так как во времена Пророка Мухаммеда все его слова и изречения передавались устным образом его сподвижниками последующим поколениям, они не были записаны должным образом. То обстоятельство, что каждый ученый-юрист старался использовать хадисы в качестве аргументации своих доводов, и эти аргументы чаще всего приводились и вводились в обращение в форме пророческих высказываний, породило поток фальсифицированных хадисов. Этот факт признается и самими мусульманами3. Для установления правоты своих доводов юристы должны были доказать истинность приводимых ими преданий. Поэтому по степени авторитетности хадисы разделены на достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (за'иф). Методы доказывания истинности преданий Пророка главным образом основывались на носителе - личностях людей, передававших эти предания. Чем благочестивее цепочка людей, передающих предания, тем они достовернее. В силу этого две последние группы хадисов уступают в силе аргументированности первой группе. Каждый ученый-юрист должен был тщательно проверить истинность хадисов, приводимых им в качестве аргумента, в противном случае его доводы и авторитет ставились под сомнение и становилось объектом критики других ученых. Поэтому создавались и эти сборники хадисов, о которых было сказано выше.
б) Учение имамов (религиозных лидеров), муджтахидов и единодушие их мнения (иджма).
Иджма по своей сути означает консенсус в понимании европейского права. В правовой литературе ИРИ значения иджмы обозначено следующим образом: "Иджма означает единогласное мнение членов исламской общины по поводу правовых и религиозных вопросов, основанных на преданиях Пророка и непогрешимых Имамов. В данном случае, только мнение му-дэ/стахидов имеет значение"4. Иджма есть поиск правовых вопросов, ответы на которых прямо не указаны в Коране либо Сунне. Это - решение, которое извлекается из текста Корана и хадисов путем иджтихада. Слово иджтихад означает "попытка достичь чего-либо", "попытаться"5. В религиозной терминологии иджтихад означает выведение правил шариата из текстов Корана путем
1 Есаков, Г.А. // Уголовное право зарубежных стран. - М: Проспект, 2009. - С. 43.
2 Коран. Глава 41 "Фуссилат (Разъяснения)". Стихи 41 и 42.
3 Вайсс, Б.Дж. Дух мусульманского права [Текст] / Б.Дж. Вайсс. - М-СПб.: Диля, 2008. - С. 27.
4 Бохири, М., Хондовар, М.А. Описание общей части уголовного права [Текст] : [на перс.] / М.
Бохири, М.А. Хондовар. - Тегеран: Мачд, 2002. - С. 58.; См. также:
5 Majd Law Dictionary. English-Persian. New edition by Mohammed Taki RafTi // Tehran. Majd publication. 2004. См. также: Алиакбар Деххудо. Лугатномаи Деххудо Персидский энциклопедический словарь) [Текст] : [на перс.] / Алиакбар Деххудо. Лугатномаи Деххудо. - Тегеран: Изд. Тегеранского гос. университета, 2000.
скрупулезного анализа. Тот, кто занимается этим называется муджтахидом. Муджтахид - человек, имеющий высшую ученую степень в области религии, права, шариата и обладающий правом вынесения решения правовых вопросов на основании текстовых источников (Корана и Сунны) и дачи фетвы -юридического заключения.
Данное положение также закреплено в статье 2 Конституции ИРИ: "Возвеличенное достоинство и ценность человека, его свобода вместе с ответственностью перед Богом, которые обеспечиваются равноправно и справедливо, а также политическая, экономическая, социальная и культурная независимость и национальная сплоченность обеспечены (защищены) путем непрерывного иджтихада юристов, осуществляемого на основе Корана и Сунны непогрешимых имамов".
В сущности, поиск решения (иджма) является методом выведения новых правил из существующих норм. Данный метод существует и в системе европейского права. Главным критерием признания данного метода в качестве источника исламского права является ее единогласное одобрение правовым обществом.
Говоря об иджме или иджтихаде как об источнике права, необходимо отметить следующую ситуацию. Сунниты считают, что уже выведено предводителями правовых школ, все, что можно было вывести из текстов Корана и Сунны необходимого для жизни мусульманина на земле, следовательно, больше нечего исследовать, и запретили дальнейшие исследования в данном направлении. Это убеждение известно в мусульманской религиозной литературе как "закрытые врата иджтихада". В отличие от суннитов, шииты считают ид-жтихад приемлемым, так как мир и общество в своем существовании изменяются и прогрессируют, и исламскому обществу нужны новые, подходящие времени законы и правила1.
Рассматривая проблемы источников права, следует обратить внимание на аналогию (кияс) в мусульманском праве. Последователи школ суннитского толкования считают аналогию также источником права, в том числе уголовного. Они аргументируют это тем, что Коран и Сунна являются неизменными и универсальными. Следовательно, их правила относительно одних событий можно применять к другим. Но для того, чтобы кияс мог стать источником он должен быть «строгим», т.е. а) основываться на Коране, Сунне или иджме; б) применяться только в отсутствии конкретного решения возникших споров в Коране, Сунне или иджме; в) не противоречить принципам и основам Корана и Сунны.
Приверженцы шиитской школы не признают аналогию в качестве источника права. Согласно их мнения, во-первых, аналогия должна одобряться другими правоведами, что, в сущности, считается иджмой. Во-вторых, выведение новых правил из существующих, т.е. аналогия, означает умственную работу ученого-юриста, и в таком случае основным двигателем выступает разум того ученого, который посредством умозаключений приходит к какому-то решению. Так, шииты противопоставляют аналогии разум (акл) человека при опре-
1 Есаков, Г.А. Мусульманское уголовное право: возникновение и историческое развитие
[Электронный ресурс] // Российское право в Интернете. - 2005. - № 04. - Режим доступа:
http://www:i.msal.ru/prints/200504for_lawl.html. - Загл. с экрана.
делении источников, или использования существующих правил применительно к новым вопросам.
Примечательно, что и сунниты и шииты приводят одно и то же предание о Пророке для подтверждения своих слов: "Однажды Священный Пророк Мухаммед, отправляя своего сподвижника Му'аз бин Джабала в Йемен в качестве судьи, спросил у последнего, на основе чего он будет выносить свои решения, если он не найдет указания ни в Коране ни в Сунне? Тот ответил, что приложит все свои усилия для поиска соответствующего решения. Такой ответ был одобрен пророком"1. Из этого предания делается вывод, что судья в своей работе будет использовать свой ум (разум) для решения вопросов, ответы на которых прямо не указаны в Коране либо в Сунне. Все мусульмане (и сунниты, и шииты) считают, что человек - это самое уникальное творение Аллаха, поскольку наделен способностью мыслить, и разум человека обеспечивает связь между сознанием человека и мудростью Бога. Только посредством разума человек распознает Божественные законы, помимо откровения (вахй).
Вместе с тем, на наш взгляд, аналогия (кияс) и разум (акл) не являются источниками уголовного права в обычном смысле этого слова, так как само понятие источника права подразумевает наличие текстовых носителей. Кроме того, и аналогия и разум в процессе возникновения так или иначе основываются на Коране либо Сунне. Правильным было бы назвать аналогию и разум методом конструирования новых правил, которые далее отражаются в доктринах или трудах ученого, использовавшего данный метод.
в) Правовые обычаи.
Вокруг вопроса признания обычаев источниками права, тем более уголовного права, всегда велась большая полемика. Суть полемики заключалась в том, что, с одной стороны, круг деяний, подлежащих наказанию, строго определен и на это указано непосредственно в уголовном кодексе ИРИ, где приведено, что преступлением признается любое действие или бездействие, для которого предусмотрено наказание по данному закону2. Обращение к обычаям, как к источнику при отправлении правосуди означает наличие пробелов в законе и подрывает доверие к закону и Конституции, в конечном счете, как к гаранту соблюдения прав и свобод индивида. С другой стороны, влияние правовых обычаев на уголовное право нельзя отрицать. В некоторых случаях действия обвиняемого (подсудимого) трудно или почти невозможно определить как преступление, так как в законе могут отсутствовать необходимые для этого предписания. В таких случаях судья обращается к обычаям для определения преступности деяний3. Например, в ч.1. статьи 59 УК ИРИ говориться, что действия родителей, законных представителей или опекунов несовершеннолетних или физически ограниченных лиц по воспитанию или защите их прав, если эти меры не превышают пределов, установленных обычаем, не признаются преступными. Судья для определения виновности деяние родителей или опекунов и установления границы (пределы) действия должен обращаться к обычаям.
1 Сунна Абу Дауда, книга 24 "О должностях судьи". - Хадис 3585.
2 Уголовный Кодекс ИРИ. - Ст. 2-3.
3 Асгари, Шукруллох. Исламская уголовная система и ответы на сомнения [Текст] : [на перс.] /
Шукруллох Асгари. - Тегеран, 1986. - С. 57.
г) Труды исламских правоведов и предводителей разных мусульманских правовых школ, фетвы.
Труды исламских правоведов и предводителей правовых школ, на наш взгляд, несколько выходят из рамки источников права в обычном понимании. Дело в том, что все эти труды были написаны в основном в раннем периоде становления мусульманского права (ІХ-ХІ в.н.э.), и включают в себя огромный спектр вопросов. В мусульманском правоведении раннего периода отсутствовало разделение на отрасли права, разделение правил от законов и т.п. Ученые-юристы в своих книгах писали о том, как мусульманин должен себя вести в наземной жизни, что дозволено, а что запрещено. Профессор М.Н. Марченко, исследуя проблемы источников мусульманского права, писал, что "мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащими в себе толкование"1.
Эти книги были в основном путеводителем для благородной жизни. Вот несколько трудов, которые юристы использовали в качестве источников:
- "Аль-Мухтасар" (Краткое руководство по правоведению), который написан Ахмед Ибну-л-Хасан ибн Ахмеда ал-Исфахани (434-500 г.х.). Данная книга состоит из несколько частей, повествующих об обязанностях человека к Богу, о гражданских взаимоотношениях, о наследстве, о браке, об убиении и ранении, о наказаниях и других аспектах жизни;
- "Танбих" написана Абу Исхак Ибрагим аш-Ширази (умер 476 г.х.);
- "Аль-Мустасфа мин илм ал-усул" (Основы исламского права,) и "Миш-кат ул-анвор" (Ниша света), "Насихат ул-мулук" (Наставление правителям), написанные наиболее известным исламским философом Абу Хамид Мухаммад аль-Газали (1058-1111);
Заканчивая обзор источников уголовного права, следует без специального анализа выделить еще несколько видов источников. К ним относятся:
- законы и положения об организации судей;
- фетвы ученых-юристов (муджтахидов);
- международные договоры, надлежащим образом одобренные Меджлисом Исламского Совета;
- другие законы, на которых ссылаются нормы уголовного кодекса.
Особенности наказания в уголовном законодательстве ИРИ.
Закон об исламских уголовных наказаниях содержит 5 видов наказаний (ст. 12 Закона): нормированное наказание, возмездие, вира, судебное взыскание, сдерживающие меры.
Нормированное наказание - это такое наказание, вид, размер и порядок исполнения которого определяется в соответствии с исламским религиозным законом. Например, видами нормированного наказания за вооруженное посягательство на общественный порядок (ст. 190 Закона) являются: смертная казнь, распятие на кресте, отсечение правой руки и левой ноги (перекрестная ампутация), ссылка (срок не может быть меньше года).
1 Марченко, М.Н. Источники права [Текст] : учеб. пособие / М.Н. Марченко. - М.: Проспект,
2005.- С. 745.
Видами нормированного наказания по Закону за употребление алкоголя являются бичевание, тюремное заключение, смертная казнь. Отметим, что смертная казнь по мусульманскому уголовному праву применялась и применяется за большое количество преступлений. На практике смертная казнь исполняется обычно путем отрубания головы. В мусульманском праве особо подчеркивается, что смертная казнь исполняется остро отточенным мечом, чтобы смерть наступила быстро, без мучений для осужденного.
Вторым видом наказания является возмездие. Согласно ст. 14 Закона, возмездие представляет собой наказание, назначаемое виновному лицу за преступление против жизни и здоровья и равноценное вреду, причиненному этим преступлением.Однако по взаимному согласию лица, обладающего правом на возмездие, и виновного данное наказание может быть заменено на уплату виры в полном либо ином размере. Эти виды наказаний также соответствуют исламским религиозным законам. Здесь необходимо сделать одно важное уточнение. По Корану за умышленное убийство и телесные повреждения допускается кровная месть и наказание по принципу талиона: "И в ней для них Мы предписали: Душа - за душу, глаз - за глаз, нос - за нос, ухо -за ухо, зуб - за зуб, за нанесенье ран - отмщение по равной мере. А кто простит за свои раны, и возмещение за них на милостыню обратит, тому послужит это искуплением грехов. А те, кто суд вершит не по тому, что им низвел Господь, те перед Богом преступают законы, установленные Им" (Сура 5). В Суре 17 говорится о возмездии за убийство: "Не убивайте душу, что Аллах запретной для убийства сделал, иначе как по праву, данному Всевышним. А если кто-нибудь убит несправедливо, мы дали ближнему его власть - возместить убийце, но пусть в отместном убиении своем не преступает он дозволенные грани, ему ведь, истинно, Закон уже помог".
Третьим видом наказания является вира. Согласно ст. 15 Закона, вира представляет собой материальное возмещение вреда, причиненного преступлением против жизни и здоровья. Вира может быть уплачена либо определенным количеством верблюдов, либо быками и коровами, либо баранами и овцами, либо комплектами одеяний из ткани йеменской выделки, либо золотыми и серебряными монетами. Виновное лицо может выбрать любой из этих видов (ст. 297 Закона).
Четвертым видом наказаний являются судебные взыскания, вид и размер которых не установлены исламским религиозным законом и определяются по усмотрению судьи. К видам судебных взысканий относятся тюремное заключение, денежный штраф и бичевание.
Пятым видом наказаний являются сдерживающие меры, которые устанавливаются государством в целях сохранения общественного порядка, обеспечения общественных интересов, предотвращения нарушений государственных законов и нормативных актов (в отличие от существующих исламских религиозных законов). Виды сдерживающих мер: тюремное заключение, денежный штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, пожизненное лишение права работы в судебных органах [ст. 597 Закона]).
Отдельные статьи Закона предусматривают и конфискацию незаконно полученных доходов, хотя конфискации нет в перечне видов наказаний. Например, в ст. 522 Закона сказано, что изготовление или сбыт поддельных монет, кроме установленных наказаний, влекут за собой конфискацию всех не......................................................................15
законно полученных доходов. В заключение отметим, что целью наказания, согласно исламской доктрине, является устрашение, которое должно заставить человека воздержаться от нарушения закона.
В Законе об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран (в дальнейшем - Законе)1, нет отдельной главы, предусматривающей правила назначения наказания. По Закону правила могут быть разбросаны по всему тексту Закона, и для отдельных преступлений могут применяться свои особенные правила. Например, если совершил укрывательство лица, задержанного на основании Закона и совершившего побег, родственник осужденного, размер применяемого к нему наказания не может превышать половину максимального размера наказания, предусмотренного за соответствующее деяние (ст. 554 Закона), то есть данное правило назначения наказания применяется конкретно к этой статье и записано в самой санкции статьи.
Рассмотрим назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельствах. Ст. 22 Закона предусматривает назначение более мягкого наказания из числа судебных взысканий и сдерживающих мер. Таким образом, данное правило не распространяется на нормированное наказание, возмездие и виру.
Смягчающими обстоятельствами по Закону являются: отказ частного истца от жалобы или иска; сообщение обвиняемым лицом сведений, которые содействуют изобличению соучастников преступления, а также розыску имущества, добытого в результате преступления; наличие особых условий и обстоятельств, послуживших причиной для совершения преступления, в том числе провокационные заявления и действия потерпевшего или возникновение у обвиняемого оснований для защиты чести и достоинства; явка с повинной лица, совершившего преступление, до возбуждения уголовного дела или его признание в совершении преступления на этапе расследования с целью оказания содействия в раскрытии преступления; особое социальное положение и прежняя репутация обвиняемого; действия и усилия обвиняемого, направленные на ослабление последствий преступления и возмещение ущерба, причиненного в результате преступления.
Как видим, имеется много общего с содержанием смягчающих обстоятельств по УК РФ, но есть и отличия. Отказ частного истца от жалобы или иска как смягчающее обстоятельство присущ только иранскому законодательству. Данное правило назначения наказания дублируется законодателем и в других статья Закона. Например, в ст. 727 записано, что в случае отказа лица от жалобы по ряду преступлений, указанных в перечисленных в ст. 727 статьях, суд вправе применить к виновному более мягкое наказание или прекратить в отношении него уголовное преследование. Такое дублирование происходит потому, что в Законе нет четкого деления на Общую и Особенную части. Часть 1 Закона содержит общие положения, и, исходя из их содержания, Часть условно можно назвать Общей. В основе дальнейшего деления Закона на части лежат виды наказаний.
Если по УК РФ за любые преступления возможны в принципе в зависимости от решения законодателя любые виды наказаний, предусмотренные в перечне видов наказаний, то по Закону Часть 2 предусматривает перечень пре-
Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран. СПб., 2008.
Ж
ступлений, за которые могут назначаться только нормированные наказания. Часть 3 предусматривает перечень преступлений, за которые назначается только один вид наказания - возмездие, например, за умышленное убийство. Часть 4 предусматривает перечень преступлений, за которые назначается только вид наказания - вира. Часть 5 содержит перечень преступлений, за которые назначаются виды наказаний - судебные взыскания и сдерживающие меры. Таким образом, в отличие от УК РФ, в основе расположения статей Особенной части лежит не объект преступления, а вид наказания, что не является традиционным для континентального права.
Суд вправе применить правило о смягчении наказания с учетом характера преступления, личности виновного, факта отсутствия или наличия неоднократности или рецидива преступления (ст. 728 Закона). Таким образом, в иранском законодательстве, как и в российском, смягчение наказания отдано на судейское усмотрение.
Специальные правила смягчения наказания могут в отдельных случаях применяться только к конкретной статье Особенной части. Например, доставление потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии в лечебное учреждение или оказание ему любой медицинской и иной помощи, а также уведомление компетентных органов о происшествии являются основаниями для назначения виновному более мягкого наказания (ст. 719 Закона). Закон предусматривает и случаи, когда суд не должен учитывать смягчающие обстоятельства. Например, в случае назначения наказания за неоказание неотложной помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии (ст. 718) суд не вправе учитывать смягчающие обстоятельства. Также, согласно ст. 666 Закона, наличие двух судимостей у виновного за совершение хищения лишает суд права учитывать при назначении наказания смягчающие обстоятельства. Ранее УК РФ также учитывал при назначении наказания за кражу наличие судимостей за хищение, но это проявлялось через усиление санкции статьи, а смягчающие обстоятельства, как указанные в ст. 61 УК РФ, так и не указанные, учитывались и учитываются всегда, даже при наличии судимостей. Это обязанность, а не право суда.
Специфика построения статей в Законе состоит в том, что в санкции указываются не только вид, размер, срок наказания, но и специальные правила назначения наказания. Например, неоказание неотложной помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии или оставление места дорожно-транспортного происшествия в целях уклонения от уголовного преследования (ст. 718) подлежит наказанию в размере, составляющем не менее двух третей максимального размера наказания за какое-либо из преступлений, предусмотренных в ст. 714 Закона. В УК РФ общие и специальные правила назначения предусмотрены в отдельной главе Общей части и применяются ко всем статьям Особенной части одинаково.
Закон не предусматривает перечня обстоятельств, отягчающих наказание. Обстоятельства, отягчающие наказание, находим в квалифицирующих признаках статей Закона, и учитываются они через усиление санкции статьи. Например, деяние, совершенное повторно, наказывается строже. К отягчающим признакам относится совершение деяния публично, например, публичная игра в азартные игры. Но специфика назначения наказания состоит не в увеличении срока или размера наказания в санкции по части второй статьи или в назначении дополнительного вида наказания или в появлении других аль-
тернативных видов наказаний, а в том, что при наличии в санкции 2-х альтернативных видов наказаний по части первой, в части второй, при наличии отягчающих признаков, одновременно назначаются оба эти вида наказаний. Например, игра в любые азартные игры запрещена и наказывается тюремным заключением на срок от одного до шести месяцев либо бичеванием в размере до семидесяти четырех ударов кнутом. То же деяние, совершенное публично, подлежит обоим указанным наказаниям (ст. 705 Закона).
В отличие от УК РФ, Закон к отягчающим признакам относит совершение преступления в ночное время. Например, незаконное насильственное посягательство на недвижимое имущество другого лица наказывается тюремным заключением на срок от 3-х месяцев до года (ст. 692 Закона). То же деяние, совершенное в ночное время, подлежит максимальному наказанию, предусмотренному за данное преступление, то есть Закон содержит абсолютные санкции.
В Законе нет отдельной статьи, предусматривающей назначение наказания за покушение на преступление, но в ряде статей имеются отдельные правила назначения наказания за покушение на отдельные преступления. В разделе 5 Закона "Фальсификация и подлог документов" (ст. 542) предусмотрено специальное правило назначения наказания за покушение на любое из преступлений, указанных в этом разделе: "Покушение подлежит минимальному наказанию, предусмотренному за данное преступление". Например, фальсификация письменных документов наказывается тюремным заключением на срок от одного года до пяти лет, значит, за покушение на фальсификацию суд назначит один год.
Отдельной статьи, предусматривающей назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии, Закон не предусматривает, но данное правило имеется в главе "Преступления", где дается и понятие видов соучастников, и назначение им наказания. Каждому соисполнителю назначается наказание, которое было бы назначено в случае совершения преступления одним лицом (ст. 42 Закона). Пособникам преступления назначаются наказания с учетом степени их виновности, характера и обстоятельств преступления, наличия или отсутствия факта неоднократности и рецидива преступлений, а также возможности применения к ним мер дисциплинарного воздействия, включающих наставление и предостережение, или иных видов судебных взысканий (ст.43 Закона).
Однако правила назначения наказания за пособничество в преступлении расположены и в других статьях Закона. Например, в разделе 29 Закона "Нарушение правил дорожной безопасности" (ст. 726) указано правило назначения наказания за пособничество: "Пособничество в совершении какого-либо из преступлений, подлежащих наказаниям в виде судебных взысканий и сдерживающих мер, влечет за собой назначение наказания в минимальном размере, предусмотренном за соответствующее преступление".
Есть и другое специальное правило назначения наказания. Пособничество в совершении кражи, которая не содержит признаков преступления, подлежащего нормированному наказанию, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до трех лет (исполнитель наказывается тюремным заключением на срок от одного года до пяти лет) (ст. 203 Закона). Как видно, имеются разные правила назначения наказания за пособничество. С одной стороны, наказание за пособничество отдано на усмотрение суда по ст. 43 Закона, с другой стороны, наказание имеет либо фиксированный
предел, либо назначается в пределах санкции, но при этом наказание назначается ниже низшего предела санкции, по которой наказывают исполнителя.
В Законе указывается в одной из статей форма соучастия - группа лиц по предварительному сговору. Например, нарушение общественного порядка и спокойствия наказывается тюремным заключением на срок от трех месяцев до одного года и бичеванием в размере до семидесяти четырех ударов кнутом (ст. 618 Закона). Совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору, подлежит максимальным наказаниям, предусмотренным за данное преступление (ст. 620 Закона). Данное правило применяется только к данной статье.
Специальные правила назначения наказания при рецидиве преступлений указаны в разделе 4 "Рецидив преступлений". Рецидивом признается совершение лицом, осужденным за преступление, подлежащее наказанию в виде судебного взыскания или сдерживающих мер, после отбывания наказания нового преступления, подлежащего аналогичным видам наказания (ст. 48 Закона), то есть если виновный отбыл наказание в виде тюремного заключения, то рецидив появляется, когда он совершит преступление, наказание за которое предусмотрено в виде тюремного заключения. Если же он вновь совершит преступление, наказание за которое предусмотрено в виде возмездия, то рецидив отсутствует.
Размер наказания по Закону зависит от пола потерпевшего и его религиозной принадлежности. Например, размер виры за умышленное или неумышленное убийство лица женского пола, исповедующего ислам, составляет половину размера виры за убийство лица мужского пола, исповедующего ислам. Наказание назначается судом, однако в отдельных случаях наказывает и муж, который вправе причинить смерть или телесные повреждения своей жене и другому мужчине в момент совершения ими акта прелюбодеяния. Муж определяет и наличие преступления, вид наказания и сам его исполняет.
Весьма специфичным является назначение наказания за взяточничество. Если судья назначит более строгое наказание, не предусмотренное законом, вследствие получения взятки, то кроме наказания за взяточничество, ему будет назначено дополнительное наказание в размере, составляющем разницу между размером наказания, назначенного судьей, и размером наказания, предусмотренного Законом (ст. 589). Отметим, что перечень видов дополнительных наказаний в Законе отсутствует. Дополнительные наказания записаны непосредственно в санкциях статей, и только анализ этих санкций позволяет выделить эти виды.
По иранскому законодательству, если совершено не одно, а оба альтернативных деяния, например, организация мест для употребления алкогольных напитков и привлечение в такие места населения, то совершение этих деяний подлежит максимальному наказанию, предусмотренному данной статьей (ст. 704 Закона).
1. Акилов, Ф.И. Уголовное право Исламской республики Иран: современное состояние [Текст] / Ф.И. Акилов // Право и политика. - 2008. - №7. -С. 1627-1630.
2. Алиакбар Деххудо. Лугатномаи Деххудо Персидский энциклопедический словарь) [Текст] : [на перс.] / Алиакбар Деххудо. Лугатномаи Деххудо. - Тегеран: Изд. Тегеранского гос. Университета, 2000.
3. Асгари, Шукруллох. Исламская уголовная система и ответы на сомнения [Текст] : [на перс.] / Шукруллох Асгари. - Тегеран, 1986.
4. Бохири, М., Хондовар, М.А. Описание общей части уголовного права [Текст] : [на перс.] / М. Бохири, М.А. Хондовар. - Тегеран: Мачд, 2002.
5. Вайсс, Б.Дж. Дух мусульманского права [Текст] / Б.Дж. Вайсс. - М-СПб.: Диля, 2008.
6. Есаков, Г.А. Мусульманское уголовное право: возникновение и ис-
торическое развитие [Электронный ресурс] // Российское право в Интернете. - 2005. - № 04. - Режим доступа:
http://www.i.msal.ru/prints/200504for_lawl.html. - Загл. с экрана.
7. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран [Текст]. - СПб., 2008.
8. Имани Аббос. Толковый словарь терминов уголовного права [Текст] : [на перс.] / Имани Аббос. - Тегеран, 1971.
9. Марченко, М.Н. Источники права [Текст] : учеб. пособие / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2005.
10. Мухаммад Али Ардабили. Уголовное право, общая часть [Текст] : [на перс.]. - Т. 1. - 19-е изд. / Мухаммад Али Ардабили. - Тегеран: Мизон. 2009.
11. Ризо Нурбахо. Основы уголовного права. Общая часть [Текст] : [на перс.]. - 21-е изд. / Ризо Нурбахо. - Тегеран, 2008.
12. Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право [Текст] / Л.Р. Сюкияйнен. -М., 1986.
13. Халиков, А.Г. Хадис как источник мусульманского права [Текст] : Дисс. к.ю.н. / А.Г. Халиков. - Душанбе, 1995.
14. Хрестоматия по исламу [Текст] / под ред. С.М. Прозорова. - М.,
1994.
15. Majd Law Dictionary. English-Persian. New edition by Mohammed Taki RafTi // Tehran. Majd publication. 2004.