Научная статья на тему 'Источники и доктринальные школы мусульманского права'

Источники и доктринальные школы мусульманского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4655
915
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники и доктринальные школы мусульманского права»



* ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО *

Источники и доктринальные школы мусульманского права

В. Ю. Артемов

Мусульманское право — одна из главных правовых систем мира, основным отличием которой является религиозная природа. Наиболее отчетливо данное обстоятельство проявляется в системе источников мусульманского права. В классической суннитской традиции мусульманского права сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся: Коран (Священное писание ислама), Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда), иджма (единодушное мнение авторитетных лиц — муджтахидов) и кийас (ана-логия)1. Таким образом, мы видим, что двумя главными источниками мусульманского права являются источники религии ислама: Коран и Сунна. Также выделяют некоторые второстепенные источники. Характерной же чертой шиитской правовой традиции является неприятие аналогии (кийас) как источника права.

Коран — священная книга мусульман, являющаяся первоисточником как религии ислама, так и мусульманского права. В соответ-

Артемов Владислав Юрьевич — научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств ИЗиСП.

1 См., например: Торнау Н. Е. Изложение

начал мусульманского законоведения. СПб.,

1850. С. 11; Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 309, 310.

ствии с учением ислама, Коран — это слово Аллаха, открытое пророку Мухаммеду через ангела Джаб-раила (Гавриила). Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых делится на аяты (стихи). Исламское богословие различает два периода ниспослания Корана: мекканский и мединский. В мекканский период (до переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г.) была открыта большая часть Корана и суры, ниспосланных в это время. По своим тематическим и стилистическим особенностям они отличаются от более поздних мединских сур. Всего к мекканскому периоду относят 90 сур.

Мединский период продолжался со времени переселения Мухаммеда из Мекки в Медину до его смерти. На него приходятся 24 суры, являющиеся самыми большими главами в Коране. В это время создавалось мусульманское теократическое государство в Аравии, чем обусловлено наличие большого числа правовых норм в сурах этого периода.

Первоначально Коран не собирался в одну книгу, а передавался, главным образом, по памяти в устной форме; отдельные части записывались на различных материалах и предметах. Первый список полного текста Корана появился лишь после смерти Мухаммеда при первом праведном халифе Абу Бекре. Новый, уточненный список текста Корана, был составлен при третьем праведном халифе Осма-

не (Усмане), и именно этот текст стал канонически признанным2.

Все нормы и заповеди Корана традиционно делятся на три категории: богословские, этические и «практические». К последним относятся как предписания, регулирующие культ, так и собственно юридические нормы3. Подсчитано, что всего в Коране содержится около 500 аятов (стихов), носящих юридический характер. Коранические нормы права относятся к различным отраслям. Их можно разделить на следующие группы: нормы «личного статуса», гражданско-правовые нормы, уголовно-правовые нормы, определяющие некоторые деяния, являющиеся преступлениями, и виды наказания за их совершение; процессуальные нормы, регламентирующие судопроизводство, дачу свидетельских показаний, клятву и т. п., конституционно-правовые нормы, определяющие образ правления, характер взаимоотношений между правителем и подданными и т. п., международно-правовые нормы, на основе которых устанавливаются отношения исламского государства с другими государствами в мирное и военное время; нормы, касающиеся экономических и финансовых вопросов.

В качестве примера норм уголовного права, содержащихся в Коране, можно привести два аята (стиха), в первом из которых устанавливается «определенная ответственность» (хадд) за кражу (сарака), а во втором — за прелюбодеяние (зина). Цитаты приводятся по поэтическому «переводу смыслов» Корана Валерии Пороховой, наиболее авторитетному и признанному российским мусульманским сообществом.

2 См.: Эль-Зефири X. М. Д. Источники мусульманского права и критика их толкования современными юристами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 43, 44.

3 См.: Ясин Камел. Источники мусульманского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 11.

«И вору и воровке отсекайте руки Как воздаяние за то, Что (души их) усвоили себе, — Как наказанье от Аллаха, — Ведь Он, поистине, велик и мудр!»4 «Прелюбодея и прелюбодейку — Подвергнуть порке в сто ударов И (в соблюдении) сей заповеди (Бога) Пусть состраданье к ним не овладеет вами,

Если в Аллаха и Последний День уверовали вы.

И пусть при наказании (прелюбодеев) присутствует собрание людей, уверовавших (в Бога)»5

Сунна в переводе с арабского означает пример, обычай или практику и содержит описания поступков Мухаммеда (афал), высказывания Мухаммеда (аквал) и его невысказанные одобрения (такарир). Она состоит из отдельных повествований — хадисов и содержит основные нормы мусульманского права. Сунна — составная часть мусульманского религиозного образования, а ее знание является одним из главных критериев признания авторитетности богослова-правоведа, его права быть имамом.

Согласно исламу, основанием для придания поступкам и высказываниям Мухаммеда особой святости и авторитета является тот факт, что он был проводником воли Аллаха, избранником Всевышнего, пророком, через которого Бог ниспослал Коран. После смерти Мухаммеда его действия и изречения собирались, передавались и стали источником права. Так возникла Сунна. Хранителями и передатчиками хадисов были, прежде всего, родственники, друзья, сподвижники и ученики пророка. После смерти сподвижников их хадисы начали собирать непосредственные ученики, далее следовали ученики учеников. Посте-

4 Сура 5 «Трапеза», аят 38. Цит. по: Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. М., 2002. С. 139.

5 Сура 24 «Свет», аят 2. Там же. С. 375.

пенно количество хадисов достигло такого размера, что в их достоверности возникли сомнения. В суннитском исламе в конце IX в. число хадисов превышало 600 тыс., а в шиитском — 1,5 млн6. Кроме того, к фальсификации хадисов прибегали недобросовестные представители власти (для усиления своего влияния), выдававшие различные предания и изречения, не имеющие отношения к Мухаммеду, за его деяния. К фальсификации ха-дисов также прибегали и представители различных противоборствующих направлений в исламе. Сложившееся положение имело негативные последствия как для ислама в целом, так и для мусульманского права. Тогда исламские богословы и правоведы начали кропотливую работу по выявлению сфальсифицированных хадисов и по выработке строгих критериев, которым должны отвечать подлинные хадисы.

Каждый хадис всегда состоит из двух частей: из самого текста (матн), т. е. собственно рассказа о том или ином поступке, изречении или молчаливом одобрении Мухаммеда, и из «опоры» (иснад), т. е. перечисления непрерывной цепи пересказчиков или передатчиков хадиса, выходящей непосредственно к самому пророку. Идеальным передатчиком должен быть правоверный мусульманин, правдивый и известный человек с незапятнанной репутацией. Появились специальные справочники, в которых приводились биографии сподвижников Мухаммеда, их учеников и нескольких поколений передатчиков. Эти биографии позволяли установить репутацию и надежность лиц, являвшихся передатчиками в цепи иснад. Таким образом, собиратель хадисов мог самостоятельно судить об их ценности7.

6 Халиков А. Г. Хадис как источник мусульманского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 1995. С. 10.

7 См.: Sami Zubaida. Law and Power in the

Islamic World. N. Y., 2003. P. 29.

В качестве примера типичного хадиса, содержащего норму уголовного права, можно привести следующий:

«Рассказывал мне Мухаммед бин Исхак со слов Мухаммеда бин Тал-хи со слов его отца со слов Аиши дочери Масуда, которая рассказывала со слов своего отца: Какая-то женщина из племени курейш украла одеяло из дома посланника Аллаха и люди стали говорить о том, что посланник Аллаха собирается отрубить ей руку; люди ужаснулись этому, и мы пришли к пророку, чтобы переговорить с ним об этом и сказали:

«Мы выкупим ее за 40 унций». Он ответил: «Очиститься от греха будет для нее лучше». Уловив краткость в словах пророка, мы пошли к Усаме и сказали ему: «Поговори ты с посланником Аллаха». Тот поговорил с ним, и тогда посланник Аллаха встал и обратился к нам со следующими словами:

«Что это за повторное обращение ваше ко мне по поводу одного из установленных Аллахом наказаний, которое должно поразить одну из рабынь Аллаха? Клянусь Тем, в Чьих руках находится моя душа, что если бы Фатима, дочь Мухаммеда, содеяла нечто такое, что содеяла эта женщина, то Мухаммед, безусловно, отрубил бы ей руки»8.

В соответствии с выработанными критериями отбора стали составлять сборники хадисов. В IX в. было создано шесть самых авторитетных сборников хадисов суннитского ислама. Наиболее известны из них сборники Аль-Бухари (ум. 870 г.) и Муслима (ум. 875 г.), которые приобрели канонический авторитет, уступающий только самому Корану. Остальные четыре сборника уступают в статусе первым двум.

8 Цит. по: Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: основные институты общей части: Дисс. канд. ... юрид. наук. М., 1999. С. 131.

Они были составлены Абу Даудом (ум. 888 г.), Аль-Насаи (ум. 915 г.), Аль-Тирмидзи (ум. 892 г.) и Ибн Маджатом (ум. 896 г.)9.

Иджмой является единодушное мнение, консенсус крупнейших авторитетных лиц, ученых-богословов и правоведов (муджтахидов) по тем религиозным и правовым вопросам, которые не были решены в Коране и Сунне. За аксиому было признано положение, согласно которому община (умма) единогласно не может принять ложное мне-ние10.

Иджма признается в качестве источника права всеми богословско-правовыми школами (мазхабами). Однако между этими школами существуют разногласия, во-первых, относительно круга вопросов, которые можно решать на основании этого источника, а, во-вторых, относительно круга лиц, чье мнение может считаться авторитетным.

Большое значение придавал единогласному мнению основатель школы шафиитов — аш-Шафии. Основатель же школы маликитов — Малик ограничивал иджма единогласным мнением ученых города Медины (придавал узкоместный характер). Такие же школы, как ваххабиты и захириты, еще более ограничивали иджма: они понимали под ним лишь единогласное мнение сподвижников Мухаммеда.

Единогласное мнение по способу выражения бывает трех видов: «высказанное» (вслух при гласном обсуждении — аль-иджма аль-ка-ули), «практическое» (не обсуждавшееся, но осуществленное или выраженное одинаковыми действиями или решениями — аль-иджма аль-амали) и «молчаливое» (решение кого-то одного, против которого не было сделано возражений — аль-иджма ас-сукути). «Высказан-

ная» и «практическая» иджма считается более авторитетной, чем «молчаливая»11.

Мусульманское право суннитского ислама признает кийас (аналогия) в качестве одного из четырех основных источников права. Умозаключение по аналогии — это сопоставление модели рассматриваемого правового случая с моделью уже решенного случая и выведение решения в отношении первого по примеру последнего12 . Кий-ас используется тогда, когда на рассмотрение юриста, судьи или иного правоприменителя поступает дело, в отношении которого отсутствует четкое решение в иных источниках права, например, в Коране или Сунне. Выводы, получаемые в результате умозаключения по аналогии, всегда имеют вероятностный характер. В соответствии с мусульманским правом, умозаключение по аналогии состоит из четырех частей13:

1. Случай, дело, вопрос и т. п., требующий юридического решения (фар);

2. Случай, являющийся образцом для решения, с которым первый случай будет сравнен и соотнесен по аналогии (асл);

3. Основание, т. е. то общее, что роднит оба случая и позволяет считать их аналогичными (илла);

4. Норма, ранее примененная при решении первого случая и переносимая на аналогии на второй из-за сходства (хукм).

Метод аналогии получил особое развитие в ханифитской школе (мазхабе) мусульманского права. Другие направления, например, низамиты и захириты отрицательно относились к методу аналогии и считали, что аналогия слишком зависит от субъективного человеческого суждения. Неприятие ана-

9 См.: Журавский А. В. Ислам. М., 2004. С. 53.

10 См.: Иллюстрированная история религий. М., 1992. Т. 1. С. 375.

11 См.: Ясин Камел. Указ. соч. С. 13.

12 См.: Елаян Г. Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала, 2002. С. 11.

13 См.: Бат1 ZuЪaida. Ор. еН. Р. 14.

логии также является отличительной особенностью шиитского права. Шииты стали отвергать кийас приблизительно с VIII в., обосновывая это тем, что он ведет лишь к вероятностным, а не к строго определенным выводам14.

Исходя из того, что нормативный акт (канун) в классическую эпоху (до середины XIX в.) никогда не занимал значительного места среди источников мусульманского права, разработка правовой системы ислама осуществлялась преимущественно доктринально. В своем классическом виде мусульманское право никогда не было кодифицировано, а существовало в виде выводов и традиций различных богословско-правовых школ и течений (мазха-бов). Коран и Сунна требуют определенного истолкования. Иджма прямо предполагает существование определенного круга авторитетных лиц, чье единодушное мнение признается источником права. Кийас (аналогия) непосредственно зависит от оценки того или иного случая правоприменителем или школой права. В итоге, как результат принятой системы источников, уже через несколько десятилетий после появления ислама и мусульманского права стали формироваться богословско-правовые школы (маз-хабы). В суннизме сформировались четыре мазхаба, названные по именам своих основателей: ханифит-ский (Абу Ханифа), маликитский (Малик ибн Анас), шафиитский (аш-Шафии) и ханбалитский (Ахмед ибн Ханбал). Четыре богослов-ско-правовые школы суннитского ислама создавались с начала VIII до середины IX в. Свои собственные мазхабы создали некоторые иные видные правоведы, однако они не получили широкого распространения и еще в раннем средневековье их последователи присоединились к указанным четырем мазхабам.

Ханифиты. Основателем первой и старейшей ханифитской школы мусульманского права был Номан ибн Сабит Абу Ханифа (699—767 гг.). Согласно некоторым источникам, он мог быть турецкого происхождения. Этот факт может косвенно подтверждаться тем обстоятельством, что практически все тюркские народы являются последователями ханифитского мазхаба15. Абу Хани-фа родился и вырос в г. Куфа (современный Ирак) спустя всего 80 лет после возникновения ислама и был глубоко религиозным и набожным человеком. Ему удалось непосредственно встретиться с некоторыми сподвижниками пророка — людьми, своими глазами видевшими Мухаммеда. Какое-то время Абу Ха-нифа вынужден был провести в изгнании. После воцарения династии Аббасидов ему предложили место судьи, но он отказался, был заключен в тюрьму, где и скончался. После прихода к власти турок-сельджуков ханифитский мазхаб был признан официальной школой Османской империи.

Для правовой системы Абу Ханифы характерна относительная свобода личного усмотрения правоприменителя. Данный принцип называется рай или рая — самостоятельное суждение, основанное на здравом смысле. В качестве вспомогательного источника Абу Ханифа выдвинул «предпочтительное решение» (аль-истихсан), являющееся разновидностью самостоятельного суждения (рай). Аль-истих-сан — это отказ от применения формально необходимого или вытекающего решения в пользу противоречащего ему при наличии соответствующих причин16.

Систему Абу Ханифы также отличает большое значение, придаваемое кийас (аналогии) как источнику права. В качестве одного из источников Абу Ханифа и его последователи считали возможным

14 См.: Hossein M. Tabatabai. An introduction 15 См.: Керимов Г. М. Шариат. Закон жиз-

to Shii Law. L., 1984. P. 29. ни мусульманина. M., 1999. С. 16.

использовать обычное право (урф). Учет местных условий в судопроизводстве стал одной из главных отличительных черт юридической системы ханифитского мазхаба. Благодаря широкому использованию обычного права, ханифитская школа получила наибольшее распространение. Она также отличается от других суннитских мазхабов либерализмом, терпимостью к местным традициям и иноверцам, особенно к христианам и иудеям17.

После смерти Абу Ханифы во главе мазхаба встал Абу Юсуф (731— 798 гг.) — выдающийся деятель раннего ислама эпохи становления исламской государственности. Абу Юсуф завершил правовые разработки, начатые его наставником, чем способствовал укреплению и распространению богословско-пра-вовой школы Абу Ханифы.

Наиболее известным и значительным трудом по систематизации и кодификации мусульманского права в его ханифитском варианте является «Аль-Хидая фишарх аль-бидая» (руководство по комментированию начал). Для последователей ханифитской школы Хидая является самым авторитетным источником и сводом права. В Османской империи, в ханствах и эмиратах Средней Азии суды рассматривали дела по Хидая18. В XIX в. в Российской Империи Хидая была переведена на русский язык и издана в Ташкенте в 1893 г.

Ханифитский мазхаб был признан официальной школой Османской империи, Золотой орды, Империи великих моголов. Его последователями являются практически все тюркоязычные мусульманские страны и народы, а также Афганистан и Пакистан. Ханифиты преобладают среди мусульман России и СНГ. В Конституциях Афганиста-

16 См.: Ясин Камел. Указ. соч. С. 15.

17 См.: Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 62.

18 См.: Керимов Г. М. Указ. соч. С. 22.

на 1931 и 1964 гг. было закреплено, что доктринальные выводы и положения ханифитской школы являются источником права в Афганистане19 .

Маликиты. Основатель богослов-ско-правовой школы маликитов — Малик ибн Анас (711—795 гг.) родился и вырос в Медине, обучался там же у мединских ученых и провел почти всю свою жизнь в Медине, уча и издавая фетвы в соответствии с мединской традицией. В отличие от многих своих современников, которые путешествовали в поисках знаний, о Малике известно, что он покинул Медину только однажды для того, чтобы совершить хадж в Мекку20.

Малик был одним из самых известных собирателей хадисов. Он предпринял наиболее раннюю попытку кодификации мусульманского права и составил сборник Аль-Муватта, состоящий из хадисов, высказываний и решений сподвижников Мухаммеда, сгруппированных по различным темам и отраслям права. Большее значение Малик придавал букве Писания — Корану, а также Сунне. В случае же пробела в качестве источника права он использовал единогласное мнение (иджма), которое, однако, ограничивал мнением ученых города Медины, что придавало ему узкоместный характер. В случаях крайней необходимости Малик допускал личное усмотрение (рай). При вынесении самостоятельных суждений Малик разработал метод истислаха (решения ради пользы), заключавшийся в возможности руководствоваться при принятии решений интересами общего блага и отступать от некоторых норм, если они ему противоречат. Решения, принимаемые таким образом, не должны

19 См.: Анвар Гуль Ака. Право и религия (на примере Афганистана): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 120.

20 См.: Yasin Dutton. The Origins of Islamic Law. L., 2002. P. 11.

касаться вопросов веры и противоречить ей21.

Маликитская доктринальная школа распространилась преимущественно в Северной Африке. В соответствии с законодательством, принятым в Ливии после 1971 г., наиболее авторитетные доктри-нальные произведения представителей маликитского мазхаба являются источником права в этом государстве. В Мавритании в 1980 г. был создан специальный уголовный суд, который вправе рассматривать дела на основе маликитской школы мусульманского права22.

Шафиитыь. Основателем третьего из четырех основных суннитских мазхабов был Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (767—820 гг.). Он родился в год смерти Абу Ханифы в г. Газа в Палестине и умер в Каире. Свои детство и юность аш-Шафии провел в Мекке, где получил образование и изучал юридическую школу Малика. Считается, что в возрасте 20 лет аш-Шафии издал свою первую фетву. Переехав в Багдад, аш-Шафии начал изучать основы школы Абу Ханифы и в течение длительного времени находился под влиянием обоих мазхабов. Со временем он основал свою собственную юридическую школу, которая позже получила имя шафиитской.

Аш-Шафии сформулировал концепцию, согласно которой в Коране и Сунне могут быть найдены все нормы мусульманского права либо в виде конкретных предписаний, либо в виде предусмотренных приемов их рационального формулирования. Эта идея вытекала из распространенного в то время учения о том, что после смерти Мухаммеда может идти речь лишь об извлечении (аль-истин-бат) норм права из Корана и Сунны, а не о разработке новых23.

21 См.: Журавский А. В. Указ. соч. С. 70.

22 См.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 211.

23 См.: Ясин Камел. Указ. соч. С. 9.

Отличительной чертой юридической системы аш-Шафии является придание большого значения единогласному мнению (иджма) как источнику права. Личное мнение (рай), а также методы аль-истихсана и истислаха им были отвергнуты. В качестве вспомогательного источника он использовал аналогию (кий-ас) в тех случаях, о которых не говорится ни в Коране, ни в Сунне, ни в иджма. Шафиитский мазхаб распространился преимущественно на Ближнем Востоке, в Ливане, Иордании, Палестине, Сирии, а также в Йемене и Индонезии.

Ханбалитыь. Основателем ханба-литского мазхаба является Абу Абдаллах Ахмад ибн Ханбал (780— 855 гг.), живший в Багдаде и бывший известным собирателем хади-сов. По преданию он знал их наизусть более миллиона. Его труд «Аль-Муснад» (Опора) содержит 40 тыс. хадисов24 .

В отличие от трех других суннитских мазхабов, ханбализм первоначально возник как религиозно-политическое движение традиционалистов и консервативных приверженцев предания и только впоследствии оформился в правовую школу. Ханбал стремился очистить ислам от нечестивых нововведений через обращение к Сунне. В соответствии с Ханбалом, источником права должно быть только Священное Писание, а личное мнение (рай) может использоваться лишь в случае крайней необходимости25 . Одной из характерных черт мазха-ба является особая жесткость в мерах наказания.

Ханбалитская школа считается самой консервативной из четырех суннитских школ и отличается от них крайней суровостью, неприятием каких-либо новшеств, скрупулезному следованию букве Корана и Сунны как единственных ис-

24 См.: Керимов Г. М. Указ. соч. С. 21.

25 См.: Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982. С. 78.

точников права. Указанные черты были доведены еще до большей крайности в ответвлении ханбализ-ма — ваххабизме, возникшем в XVIII в. и являющемся в настоящее время официальной идеологией Саудовской Аравии.

Ханбалитский мазхаб получил признание в некоторых районах Сирии и Ирака. В настоящее время доктрина ханбализма является источником права в Саудовской Аравии в своем классическом виде — в произведениях авторитетных деятелей права, на которые могут ссылаться правоприменительные органы26.

В истории мусульманского права существовали и другие школы, но их авторитет и распространение никогда не достигали уровня «школ четырех имамов»27.

Формирование основных суннитских мазхабов завершилось к X—XI вв., и в это же время возникла концепция о «закрытии врат иджтихада». В теории мусульманского права под иджтихадом понимается право принятия свободного решения авторитетным правоведом (муджтахидом) и творческая разработка юридических и религиозных норм в случае умолчания Корана и Сунны28. После «закрытия врат иджтихада» появление новых мазхабов стало невозможным, и начался «век таклида» (подражания, следования авторитетам). Отныне правоведы должны были выбирать уже

26 См.: Лихачев В. А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988. С. 38.

27 См.: Массэ А. Указ. соч. С. 78.

28 См.: Садагдар М. И. Основы мусульман-

ского права. М., 1968. С. 11; Барковская Е. Ю.

Мусульманское право и правовая культура. М., 2001. С. 7.

существующие школы. Утвердилась идея, что только авторитетные ученые прошлого имели право на самостоятельное толкование Корана и Сунны. Со временем различия между четырьмя суннитскими маз-хабами стали стираться, и в настоящее время каждый мусульманин-суннит может обратиться к судье, принадлежащему к любой из четырех школ.

Как уже отмечалось, шиитская правовая традиция не рассматривает кийас (аналогия) как источник права. Шиитское направление в исламе имеет собственные школы богословия и права: джафаритскую, исламитскую и зайдитскую. Наибольшим влиянием пользуется джа-фаритская богословско-правовая школа, основанная Джафар ас-Си-диком (702—765 гг.). Отличительной чертой всей шиитской правовой системы является неприятие аналогии (кийас) как источника права, прочно утвердившееся с VIII в. и основанное на том, что выводы, полученные в результате умозаключения по аналогии, являются лишь вероятностными, а не строго достоверными. Шииты выделяют следующие четыре основных источника права: Коран, Предание (Сунна), иджма (единогласное мнение) и акл (разум или обращение к разуму)29 . Последний является только шиитским источником. В Иране, где большинство мусульман составляют шииты, право восприняло в качестве источника выводы джафаритской школы мусульманского права30.

29 См.: Иоззвт М. ГаЪагаЪаь Ор. еН. Р. 3, 29.

30 См.: Лихачев В. А. Указ. соч. С. 40.

———

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.