Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опережающая профессиональная подготовка / информационная компетентность / курсанты военного вуза / информационная перспектива военно-профессиональной деятельности / advanced professional training / information competence / military university cadets / information perspective of military professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Ламухина

Рациональному выстраиванию управления функционированием и развитием профессиональной подготовки будущего специалиста помогает создание нормативной модели. Она определяет внешние и внутренние рамки и ориентиры этой подготовки, отражающие изменения как профессиональной деятельности, так и требований к специалисту. Информатизация, выступающая ключевой тенденцией развития военно-профессиональной деятельности, обусловливает технологические, организационные и субъектно-мировоззренческие изменения в профессиональной подготовке современного офицера, который должен быть готов эффективно действовать в информационной перспективе. Автором предложено исследование, в котором представлена нормативная модель опережающей профессиональной подготовки курсантов военного вуза, нацеленной на формирование их информационной компетентности. В статье дано обоснование необходимости преобразования профессиональной подготовки будущего офицера из опытно-ориентированной в прогнозно-ориентированную, опережающую. Раскрыта сущность информационной перспективы военно-профессиональной деятельности, выступающей организационно-содержательным ориентиром профессиональной подготовки. Выделены сущностные компоненты нормативной модели (ведущая идея, принципы организации, условия профессионально-личностного развития и способы их реализации), взаимосвязи между этими компонентами, обеспечивающие целостность и открытость модели. Полученные результаты показывают актуальность и возможность педагогического поиска соотнесения опережающей профессиональной подготовки с постоянно меняющейся и обогащающейся информационной перспективой военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Ламухина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE NORMATIVE MODEL OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY

The creation of a normative model helps to rationally organize the management of the functioning and development of professional training of a future specialist. It defines the external and internal framework and guidelines for this training, reflecting changes in both professional activity and requirements for a specialist. Informatization, which is a key trend in the development of military professional activities, determines technological, organizational and subjective-ideological changes in the professional training of a modern officer, who must be ready to act effectively in an information perspective. The author has proposed a study that presents a normative model of advanced professional training for military university cadets, aimed at developing their information competence. The article, based on an analysis of foreign and domestic research, provides a justification for the need to transform the professional training of the future officer from experience-oriented to forecast-oriented, proactive. The essence of the information perspective of military professional activity, which serves as an organizational and content guideline for professional training, is revealed. The essential components of the normative model are identified (the leading idea, principles of organization, conditions for professional and personal development and methods of their implementation), the relationships between these components, ensuring the integrity and openness of the model. The results of the research show the relevance and possibility of a pedagogical search for correlating advanced professional training with the constantly changing and enriching information perspective of military professional activity.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

Далее происходит обработка каждого голоса по динамике, звуковысотно-сти, ритмике. Первый этап обработки связан с частотным спектром, с тембром. Встречаются коллективы, тембры участников которых мало подходят друг другу. У них отсутствует тембральный ансамбль. Это является большой трудностью в работе звукорежиссёра. Несочетаемость тембров можно в какой-то степени скорректировать в процессе тембральной обработки. Можно вмешиваться в тембральный баланс с помощью специализированного пробора или программного модуля (эквалайзера). Таким образом, можно скорректировать проблемы тембрального соотношения голосов. Однако искусственно создать аутентичное ансамблевое звучание крайне сложно даже при наличии очень хорошего оборудования. Готовый результат всё равно будет отличаться от того, когда звук формируется исполнителями-профессионалами с хорошо подобранными тембрами в реальном времени в условиях акустики реального помещения.

Следующий этап - это динамическая обработка. Эта работа связана, во-первых, с выстраиванием логичной динамики каждого голоса, потом выстраивание драматургически динамического плана всей песни. Далее следует пространственная обработка. Необходимо создать пространство, логичное для данного произведения и состава исполнителей за счёт применения искусственной реверберации. Реверберация - это постепенное замирание звука в пространстве. Отражённый звук, по которому человек получает информацию в пространстве, в котором находятся исполнители. В арсенале звукорежиссера огромное количество ревербераторов разных типов: пружинные, пластинные, эхо камеры, конволюционные, цифровые и др. Каждый выполняет свою функцию для того, чтобы создать необходимое пространство, используется для достижения определенных целей.

Таким образом, результат записи вокала включает в себя тембральную, динамическую и пространственную обработку. Поэтому профессиональная обработка записи вокала во многом связана с пониманием манеры народного звучания того или иного коллектива в зависимости от народной исполнительской традиции: южная, северная, уральская, казачья и т. д. С фольклорным коллективом нужно очень хорошо понимать специфику бытования каждого произведения. Звукорежиссёр заранее должен знать, каким должен быть окончательный результат, а для этого важно знать каждую традицию в её звучании, понимать, как поют исполнители, пообщаться с руководителем, обсудить манеру исполнения. Например, что-то исполняется приглушённо, тихо, как будто в реальном времени исполнители сидят на лавочках, за рукоделием вечером, что-то, наоборот, ярко, открыто, торжественно и т. д. Помимо этого у каждого коллектива своя исполнительская манера, которую должен в окончательном варианте при обработке записи учитывать звукорежиссёр.

Помимо народных коллективов, происходит запись академического вокала. Отдельная тема - запись духовной музыки. Важно в этом случае воссоздать пространство храма. В условиях профессиональной аудиостудии это пространство можно смоделировать за счёт грамотного применения искусственной реверберации, моделирующей «храмовую акустику».

Поэтому важно предварительно самостоятельно прослушать несколько образцовых коллективов в «живом» звучании на концерте. Необходимо накапливать слуховой опыт, чтобы ориентироваться на правильное референсное звучание.

Запись инструментальной музыки существенно отличается от вокальной. В профессиональной аудиостудии это можно сделать также поэтапно. Однако не во всех жанрах. Например, для классического джаза с наличием активной импровизационной основы формат последовательной записи практически не применим. Здесь необходима «параллельная» запись всего состава исполнителей. В этом случае необходимо минимизировать взаимопроникновение инструментов в микрофоны рядом находящихся инструментов.

Библиографический список

Процесс формирования готовности к осуществлению профессиональной деятельности звукорежиссёров в области записи и обработки вокала предполагает определённую систему и последовательность. В содержательную часть системы входят знания, умения и навыки. Знания, которые описаны выше, постепенно изучаются и осваиваются в контексте профильных дисциплин: «Слуховой анализ», «Мастеринг фонограмм», «Звукозапись в студии», «Основы звукорежис-суры» «Психоакустика» и других. Однако умения и навыки формируются у студентов постепенно, на протяжении всех пяти лет обучения по образовательной программе данной специальности в условиях профессиональной аудиостудии. Именно такой формат аудиостудии существует в Алтайском государственном институте культуры. В течение периода обучения студенты находятся в профессиональной среде в сотрудничестве с педагогами-практиками. Опыт, накопленный в обучении звукорежиссёров, позволяет выделить комплекс методов.

Одним из методов является «метод артикуляции субъективных слуховых ассоциаций». Суть его в следующем. Обучающимся предлагается после процесса звукозаписи либо во время прослушивания готовых фонограмм артикулировать и записать свои слуховые ощущения на бумаге. Прочитать написанное вслух. Возможен вариант обмена полученной информации с преподавателем и другими обучающимися. Данный способ организации деятельности студентов способствует возникновению и формированию новых нейронных связей мозга, позволяет ускорить процесс развития и закрепления новых, устойчивых слуховых ассоциаций.

Для более точного определения своего состояния во время прослушивания можно на первом этапе организации подобной работы предложить студентам заполнить следующую анкету-самооценку.

Какие чувства вы испытали, слушая данную работу? Нужный ответ подчеркнуть или дать свой вариант ответа:

а) удивление, недоумение, хаос звуков, неприятие музыки;

б) радостное возбуждение, волнение, подъём духа, увлечённость;

в) полное равнодушие;

г) горячий интерес, наслаждение звуками;

д) поэтически-созерцательное состояние;

е) своеобразное сладкое и красивое чувство встречи с чем-то возвышенным, прекрасным, необычным. Состояние светлой печали, лёгкой грусти;

ж ).........Напишите свои ощущения...

Ещё один важный метод - метод дробного анализа фонограмм, который позволяет выявлять отдельные фрагменты записи в процессе обработки вокала и фокусироваться на отдельных компонентах оценки качества фонограмм. Важно способствовать формированию у обучающихся оценочного суждения, предложив ответ на следующие вопросы: дайте оценку (по пятибалльной системе) прослушанным фрагментам и объясните, почему вы её поставили.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования готовности к осуществлению записи и обработке вокала у обучающихся звукорежиссёров в вузах культуры включает в себя ключевые знания о специфике профессиональной аудиостудии. Студенты должны разбираться в существующем оборудовании, пример которого приведён в данной статье. Важным условием является также развитие музыкального восприятия звукорежиссёров, формирование у них слуховых ориентиров, связанных с пониманием особенностей звучания различных вокальных манер и традиций исполнения. В процессе обработки вокала необходимо понимание технологии обработки, включающей тембраль-ную, динамическую и пространственную обработку. И, наконец, формирование умений и навыков происходит в результате внедрения предлагаемых методов, примеры которых приведены в данной работе.

1. Ставроу М. Сведение разумом. Перевод Алексей Гончарова. Москва, 2003

2. Простая инструкция по записи вокала. Available at: https://www.dj-store.ru/articles/prostaya-instruktsiya-po-zapisi-vokala/

3. Мастер пути. Как записывать вокал: руководство для начинающих. Available at: https://emastered.com/ru/blog/how-to-record-vocals/

4. Аудиомастер. Запись вокала в домашних условиях ВСЁ, что нужно знать новичкам. Available at: https://audiomaster.su/kak-zapisat-vokal-v-domashnih-usloviyh/

5. Султанбекова О.Е. Формирование готовности как основа реализации профессиональной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 2 (45): 136-137. Available at: https://www.formirovanie-gotovnosti-kak-osnova-realizatsii-professionalnoy-deyatelnosti.pdf

References

1. Stavrou M. Svedenie razumom. Perevod Aleksei Goncharova. Moskva, 2003

2. Prostaya instrukciya po zapisi vokala. Available at: https://www.dj-store.ru/articles/prostaya-instruktsiya-po-zapisi-vokala/

3. Master puti. Kak zapisyvat' vokal: rukovodstvo dlya nachinayuschih. Available at: https://emastered.com/ru/blog/how-to-record-vocals

4. Audiomaster. Zapis' vokala v domashnih usloviyah VSE, chto nuzhno znat' novichkam. Available at: https://audiomaster.su/kak-zapisat-vokal-v-domashnih-usloviyh/

5. Sultanbekova O.E. Formirovanie gotovnosti kak osnova realizacii professional'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 2 (45): 136-137. Available at: https:// www.formirovanie-gotovnosti-kak-osnova-realizatsii-professionalnoy-deyatelnosti.pdf

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 378.1

Lamukhina N.A., senior teacher, Moscow Higher Combined Arms Command School (Moscow, Russia), E-mail: xno966@mail.ru

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE NORMATIVE MODEL OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY. The

creation of a normative model helps to rationally organize the management of the functioning and development of professional training of a future specialist. It defines the external and internal framework and guidelines for this training, reflecting changes in both professional activity and requirements for a specialist. Informatization,

which is a key trend in the development of military professional activities, determines technological, organizational and subjective-ideological changes in the professional training of a modern officer, who must be ready to act effectively in an information perspective. The author has proposed a study that presents a normative model of advanced professional training for military university cadets, aimed at developing their information competence. The article, based on an analysis of foreign and domestic research, provides a justification for the need to transform the professional training of the future officer from experience-oriented to forecast-oriented, proactive. The essence of the information perspective of military professional activity, which serves as an organizational and content guideline for professional training, is revealed. The essential components of the normative model are identified (the leading idea, principles of organization, conditions for professional and personal development and methods of their implementation), the relationships between these components, ensuring the integrity and openness of the model. The results of the research show the relevance and possibility of a pedagogical search for correlating advanced professional training with the constantly changing and enriching information perspective of military professional activity.

Key words: advanced professional training, information competence, military university cadets, information perspective of military professional activity

Н.А. Ламухина, ст. преп., Московское высшее общевойсковое командное училище, г. Москва, E-mail: xno966@mail.ru

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Рациональному выстраиванию управления функционированием и развитием профессиональной подготовки будущего специалиста помогает создание нормативной модели. Она определяет внешние и внутренние рамки и ориентиры этой подготовки, отражающие изменения как профессиональной деятельности, так и требований к специалисту. Информатизация, выступающая ключевой тенденцией развития военно-профессиональной деятельности, обусловливает технологические, организационные и субъектно-мировоззренческие изменения в профессиональной подготовке современного офицера, который должен быть готов эффективно действовать в информационной перспективе. Автором предложено исследование, в котором представлена нормативная модель опережающей профессиональной подготовки курсантов военного вуза, нацеленной на формирование их информационной компетентности. В статье дано обоснование необходимости преобразования профессиональной подготовки будущего офицера из опытно-ориентированной в прогнозно-ориентированную, опережающую. Раскрыта сущность информационной перспективы военно-профессиональной деятельности, выступающей организационно-содержательным ориентиром профессиональной подготовки. Выделены сущностные компоненты нормативной модели (ведущая идея, принципы организации, условия профессионально-личностного развития и способы их реализации), взаимосвязи между этими компонентами, обеспечивающие целостность и открытость модели. Полученные результаты показывают актуальность и возможность педагогического поиска соотнесения опережающей профессиональной подготовки с постоянно меняющейся и обогащающейся информационной перспективой военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: опережающая профессиональная подготовка, информационная компетентность, курсанты военного вуза, информационная перспектива военно-профессиональной деятельности

Темпы и характер информатизации военно-профессиональной деятельности задают требования к информационной компетентности современного офицера, определяющие необходимость опережающей профессиональной подготовки будущего офицера в военном вузе. Военная сфера является органичной частью наукоемких отраслей производства, стратегия устойчивого развития которых непосредственно связывается в современном мире с профессиональными образовательными программами, нацеленными на перспективу [1]. Разработка проблем опережающей профессиональной подготовки, с одной стороны, актуализируется информатизацией профессионального поля многих профессий, формируя информационные перспективы, с другой стороны, обновлением самого образования, которое обеспечивает ресурсную базу, позволяющую придать профессиональной подготовке опережающий характер. В условиях трансформации важно определить внешние и внутренние рамки и ориентиры профессиональной подготовки будущего офицера. Решению такой задачи служит создание нормативных моделей.

Основой характеристики опережающей профессиональной подготовки соответственно предмету настоящего исследования стал анализ признаков данного явления, получивших свою разработку в исследованиях М.Д. Китайгородского [2], И.Ю. Степановой [3] и др. Согласно сформированным научным позициям, такая подготовка должна соответствовать высоким стандартам информатизации (от образовательных технологий до информационной компетентности командиров и преподавателей), обеспечивая профессионально-личностное развитие курсанта в условиях имитации в отдельных пространственно-временных фрагментах предвосхищаемого будущего.

Цель статьи состоит в обосновании нормативной модели опережающей профессиональной подготовки курсантов современного военного вуза, направленной на формирование их информационной компетентности.

На основании указанной цели сформулированы следующие основные задачи исследования:

- раскрыть методологические подходы к определению сущности опережающей профессиональной подготовки курсантов военного вуза, информационной перспективы военно-профессиональной деятельности;

- обосновать принципы опережающей профессиональной подготовки курсантов военного вуза применительно к ее цели - формированию информационной компетентности;

- охарактеризовать структуру нормативной модели опережающей профессиональной подготовки курсантов;

- определить условия результативного формирования информационной компетентности курсантов военного вуза в процессе опережающей профессиональной подготовки.

Новизна исследования состоит в предложении нормативной модели, использование которой может способствовать рациональному выстраиванию управления функционированием и развитием профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях информатизации военно-профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении знания о профессиональной подготовке курсантов современного военного вуза, основанной на идее опережающих учебно-профессиональных задач.

Практическая значимость: материалы исследования и авторские выводы могут использоваться специалистами в создании нормативных моделей профессиональной подготовки будущего специалиста, а также при разработке учебных дисциплин, направленных на формирование информационной компетентности современного офицера.

Статья подготовлена на основе анализа зарубежных и отечественных исследований вопросов опережающей профессиональной подготовки, изучения опыта информатизации образовательного процесса современного военного вуза и военно-профессиональной деятельности, использования метода моделирования.

Базовая идея отечественных концепций опережающего образования, сосредоточенная на формировании у обучающегося субъекта способности создавать будущее в соответствии с ценностями и нормами, привитыми в образовании, была сформулирована П.Н. Новиковым: «Человеку присуща потенциальная способность к активному, опережающему базисное состояние приращению знаний, развитию на этой основе себя как личности и деятельностной, прогностической реализации этих знаний» [4, с. 8]. На современном этапе развития прогнозной парадигмы опережающей профессиональной подготовки ясно прослеживается взаимосвязь ее образовательной составляющей с информатизацией, в чьи задачи входит создание фундаментальной базы для технологических изменений, придающих образованию опережающий характер, и динамичного саморазвития и самореализации специалиста [2; 5].

Научные положения, обоснованные в данных исследованиях, позволяют под опережающей профессиональной подготовкой курсанта понимать педагогическую деятельность, в которой создаются условия профессионально-личностного развития в пространственно-временных фрагментах образовательного процесса за счет моделирования составляющих учебно-профессиональной деятельности (целей, задач, обстановки, доступных методов и средств), предопределяющих информационную перспективу военно-профессиональной деятельности. При этом информационная перспектива объективно основывается на осознании нового технологического уклада военно-профессиональной деятельности, на ценностном отношении личности к наиболее продвинутым информационным культурным образцам, нормам и стандартам, которые приняты в военно-профессиональной деятельности и являются фундаментальными основами профессионально-личностного развития в процессе дальнейшего карьерного роста.

Анализ зарубежных исследований проблем опережающего профессионального образования позволяет обозначить организационные требования к формированию информационной компетентности курсанта в опережающей профессиональной подготовке с учетом ограничения ресурсов и возможностей военного вуза.

Первым требованием выступает применение передовых (или даже опережающих свое время) профессиональных технологий, которые будут направлены

на формирование не только базовой компетентности, но и компетенций саморазвития специалиста [6]. Второе требование заключается в использовании образовательных технологий в отраслевом профессиональном образовании, особенно информационно-коммуникационных, поддерживающих опережающее технологическое развитие [7]. Третье требование предполагает специальную подготовку педагогов профессионального образования к опережающему обучению и воспитанию студентов и курсантов [8].

Использование гносеологической программы общенаучного системного подхода [9; 10 и др.] позволяет представить нормативную модель опережающей профессиональной подготовки курсантов военного вуза, направленной на формирование информационной компетентности курсантов военного вуза. При этом опережающую профессиональную подготовку можно рассмотреть как некоторую целостность - систему, определить и исследовать ее структуру (состав, организацию и связи), динамику функционирования и развития, а также условия результативного формирования информационной компетентности курсантов военного вуза и способов их реализации.

В характеристике Л.А. Петрушенко система представляет собой гносеологическую «...модель некоторых существенных свойств явлений действительности, сложный, рефлексивный сплав реального и условного, играющий роль «вспомогательной реальности» как инструмента познания «основной реальности» [10, с. 17]. Сложность и многомерность педагогических систем [11] требует редукции знания о них, чтобы составить относительно простое и конструктивное описание изучаемой системы, которая

в дальнейшем может быть воспроизведена в условиях современного военного вуза.

Надежным способом исследования педагогических систем, предусматривающим редукцию знания о них с помощью разработанных в науке методологических процедур [12], выступает структурное моделирование, в котором отражается «.зависимость всех элементов, процессов и отношений внутри системы от структурного принципа организации» [13, с. 57].

В нашем исследовании понятие «педагогическая система» употребляется в одном из словарных определений как «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [14, с. 309]. Системообразующим компонентом выступает формирование информационной компетентности у будущих офицеров, а именно - интегральной характеристики личности, предопределяющей ее потенциальную способность и психологическую готовность осваивать, применять и конструировать оптимальные способы решения профессиональных задач, отвечающие технологическим стандартам информационной перспективы военно-профессиональной деятельности; преобразовывать перспективные информационные объекты военно-профессиональной деятельности; эффективно участвовать в информационном противоборстве.

Результатом осуществленного нами моделирования является нормативная модель опережающей профессиональной подготовки курсантов военного вуза (рис. 1).

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

КУРСАНТОВ (формирование информационной компетентности)

-1-

приниципы

условия профессионально-личностного развития

Гибкие регламенты

работы с информацией

Профессиональная ответственность

Интеграция оценки

и самооценки информационной компетентности

Рис. 1.Нормативная модельопережающейпрофессиональнойподготовкикурсантоввоенноговуза

Сформулировать принципы опережающей профессиональной подготовки курсантов военного вуза применительно к ее цели - формированию информационной компетентности - позволяет интерпретация некоторых общих для теорий опережающего образования принципиальных позиций.

1. Принцип организации профессиональной подготовки курсанта на основе информационной перспективы военно-профессиональной деятельности.

Реализация принципа предполагает нацеленность учебно-профессиональной деятельности на преобразование традиционных и новых объектов, связанных с информационным обменом или с информационным противостоянием; использование способов деятельности, отвечающих наиболее вероятным в перспективе информационным стандартам.

Большое значение приобретает осознание обучающимся противоречия между перспективными требованиями к информационной компетентности специалиста и собственным ее актуальным состоянием. Опережающая профессиональная подготовка в этом случае представлена самостоятельным освоением, конструированием и применением информационных способов решения традиционных профессиональных задач, а также сквозных информационных технологий.

2. Принцип фундаментализации профессиональной подготовки курсантов.

Принимая бинарный смысл современной трактовки понятия «фундмен-

тализация», мы опираемся на мнение А.Н. Ходусова, утверждающего: «Новая, гуманистическая, субъектно-ментальная (мировоззренческая) парадигма профессионального образования по своей направленности связана с профессионально-личностным развитием субъекта образования для самореализации в будущей профессиональной деятельности. Данные обстоятельства актуализируют проблему фундаментализации личности в процессе профессионального образования» [15, с. 141]. Автор подчеркивает бинарный характер осуществления рассматриваемого процесса как освоения фундаментальных знаний, обеспечивающих самостоятельное конструирование знаний прикладных (фундаментализация профессии), и как формирования качественных новообразований личности, закладывающих мировоззренческий фундамент ее дальнейшего профессионально-личностного развития (фундаментализация субъекта профессионализации). Фундаментализация профессиональной подготовки курсантов военного вуза означает включение в содержание образования узловых методологических компонентов, формирующих информационную картину военно-профессиональной деятельности и отражающих закономерности перехода к информационной перспективе военно-профессиональной деятельности.

3. Принцип придания опережающей профессиональной подготовке позна-вательно-методологически-развивающего характера.

По мнению Л.В. Редина, «цель методологизации образования - формирование целостно-единого . образа бытия, модели комплексной деятельности и тождественного им стиля (модальности) мышления у обучающихся» [16, с. 275]. Познавательно-методологически-развивающий тип профессиональной подготовки, предполагающий сопровождение процесса профессионально-личностного развития курсанта, делает этот процесс осмысленным и самоуправляемым, повышает мотивацию профессиональной самореализации в информационной перспективе до того момента, когда собственная методологическая подготовка курсанта обеспечит ему полную самостоятельность в формировании информационной компетентности [3].

Ведущая идея, составляющая основу педагогического замысла выстраиваемой модели опережающей профессиональной подготовки, заключается в предложении курсантам опережающих учебно-профессиональных задач согласно их должностным предназначениям. Компонентам задач (цель, контекст, условия и ограничения, например, обстановка выполнения профессиональной задачи), предназначенным для решений в определенных пространственно-временных фрагментах образовательного процесса военного вуза, может быть задан опережающий характер, при котором будут использоваться допустимые методы и доступные средства решения задачи, соответствующие информационной пер-

Библиографический список

спективе военно-профессиональной деятельности, а оценка направлена на информационную компетентность.

Представление структуры информационной компетентности офицера в составе операционального, субъектного, аксиологического и рефлексивного компонентов определило выбор условий результативного формирования информационной компетентности курсантов военного вуза и способов их реализации.

Становлению операционального компонента информационной компетентности курсанта призвано служить такое условие, как формирование представлений об информационной перспективе военно-профессиональной деятельности, выступающей частью субъективной информационной картины мира. Содержание учебных дисциплин, практик, научно-исследовательской и самостоятельной работы курсантов должно быть дополнено передовым опытом информатизации военно-профессиональной деятельности, находящейся в прямой зависимости от реального применения и прогнозов применения новых информационных технологий. Обогащение опыта может осуществляться, в том числе, за счет связей с другими военными и гражданскими вузами, исследовательскими и производственными организациями, профессиональными сообществами.

Обеспечению субъектности курсанта в процессе опережающей профессиональной подготовки служит проблематизация формирования информационной компетентности курсанта в процессе его обучения в военном вузе. При соблюдении данного условия формирование субъектного компонента информационной компетентности будет происходить через осознание курсантом спектра задач, связанных с информатизацией военно-профессиональной деятельности, ориентированность на информационную перспективу военно-профессиональной деятельности в профессиональной самореализации и эффективное выполнение задач должностного предназначения. Отметим, что реализация названного условия объективно нацеливает выпускника военного вуза на признание профессиональной необходимости реального практического вклада в решение задач, важных не только для профессионального становления офицера, но для развития самой профессиональной деятельности.

Важным условием для формирования аксиологического компонента информационной компетентности курсанта можно считать инкультурацию курсантов, освоение ими массивов культуры. Для обеспечения погружения курсантов в складывающуюся новую информационную культуру Вооруженных сил РФ необходима реорганизация образовательной среды военного вуза на основе ценностей информационной культуры, профессионального взаимодействия с лидерами информатизации военно-профессиональной деятельности и других отраслей. Целесообразным станет и расширение фонда оценочных средств за счет оценки освоения курсантами норм и образцов информационной перспективы военно-профессиональной деятельности.

Педагогическая поддержка рефлексивной деятельности как условие формирования рефлексивного компонента информационной компетентности курсантов может быть реализована путем обучения их профессиональной рефлексии, основанной на переживании опыта решения опережающих учебно-профессиональных задач, самооценки своей информационной компетентности в соотнесении с информационной перспективой военно-профессиональной деятельности.

Таким образом, создание нормативной модели опережающей профессиональной подготовки курсантов военного вуза позволило рассмотреть ее как педагогическую систему, выделить ее некоторые сущностные компоненты, взаимосвязи между этими компонентами, обеспечивающие целостность и открытость системы. Нацеленность опережающей профессиональной подготовки на формирование информационной компетентности курсантов в соотнесении с постоянно меняющейся и обогащающейся информационной перспективой военно-профессиональной деятельности придает ей такие характеристики, как динамизм и технологичность. Вне зависимости от специальности, по которой ведется подготовка курсантов, использование нормативной модели позволит рациональным образом выстроить процесс управления функционированием и развитием этой подготовки.

1. Perpignan C., Baouch Y., Robin V. Engineering education perspective for sustainable development: A maturity assessment of cross-disciplinary and advanced technical skills in eco-design. Procedia CIRP. 2020; Vol. 90: 748-753.

2. Китайгородский М.Д. Методическая система опережающего образования учителя технологии в области современных цифровых технологий. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2020.

3. Степанова И.Ю. Опережающая профессиональная подготовка педагога в вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Красноярск, 2012.

4. Новиков П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1997.

5. Разгонов В.Л., Суслов Д.В., Лопуха А.Д. Теоретико-методологические основания смены парадигм военного образования. Мир науки, культуры и образования. 2018; № 1(68): 91-96.

6. Nancy W., Parimala A., Livingston L.M.M. Advanced Teaching Pedagogy As Innovative Approach In Modern Education System. Procedia Computer Science. 2020. Vol. 172: 382-388.

7. Bucciarelli E., Odoardi I., Muratore F. What role for education and training in technology adoption under an advanced socio-economic perspective? Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010; Vol. 9, 573-578.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Miglino O., Walker R. Teaching to teach with technology - a project to encourage take-up of advanced technology in education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010; Vol. 2; Is. 2; 2492-2496.

9. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. Москва: Политиздат, 1981.

10. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения. Москва: Мысль, 1975.

11. Сидоркин А.М. О специфике педагогических систем. Теоретико-методологические вопросы педагогики. Москва: НИИ ОП АПН СССР 1990: 28-33.

12. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов. Славянск: СГПУ 2010.

13. Кузнецова А.Г Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике. Хабаровск: Издательство ХК ИППК ПК, 2001.

14. Коджаспирова ГМ., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ», 2005.

15. Ходусов А.Н. Фундаментализация профессионального образования. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017; № 3 (43): 140-147.

16. Редин Л.В. Методологизация образовательного процесса как связующий паттерн системы непрерывного образования. Методология профессионального образования. Москва: ФГБУ РАО, 2018: 275-279.

References

1. Perpignan C., Baouch Y., Robin V. Engineering education perspective for sustainable development: A maturity assessment of cross-disciplinary and advanced technical skills in eco-design. Procedia CIRP. 2020; Vol. 90: 748-753.

2. Kitajgorodskij M.D. Metodicheskaya sistema operezhayuschego obrazovaniya uchitelya tehnologii v oblasti sovremennyh cifrovyh tehnologij. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2020.

3. Stepanova I.Yu. Operezhayuschaya professional'naya podgotovka pedagoga v vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2012.

4. Novikov P.N. Teoreticheskie osnovy operezhayuschegoprofessional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1997.

5. Razgonov V.L., Suslov D.V., Lopuha A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya smeny paradigm voennogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2018; № 1(68): 91-96.

6. Nancy W., Parimala A., Livingston L.M.M. Advanced Teaching Pedagogy As Innovative Approach In Modern Education System. Procedia Computer Science. 2020. Vol. 172: 382-388.

7. Bucciarelli E., Odoardi I., Muratore F. What role for education and training in technology adoption under an advanced socio-economic perspective? Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010; Vol. 9, 573-578.

8. Miglino O., Walker R. Teaching to teach with technology - a project to encourage take-up of advanced technology in education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010; Vol. 2; Is. 2; 2492-2496.

9. Afanas'ev V.G. Obschestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie. Moskva: Politizdat, 1981.

10. Petrushenko L.A. Edinstvo sistemnosti, organizovannosti i samodvizheniya. Moskva: Mysl', 1975.

11. Sidorkin A.M. O specifike pedagogicheskih sistem. Teoretiko-metodologicheskie voprosy pedagogiki. Moskva: NII OP APN SSSR, 1990: 28-33.

12. Lodatko E.A. Modelirovanie pedagogicheskih sistem iprocessov. Slavyansk: SGPU, 2010.

13. Kuznecova A.G. Razvitie metodologii sistemnogo podhoda v otechestvennoj pedagogike. Habarovsk: Izdatel'stvo HK IPPK PK, 2001.

14. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'popedagogike. Moskva: IKC «MarT», 2005.

15. Hodusov A.N. Fundamentalizaciya professional'nogo obrazovaniya. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 3 (43): 140-147.

16. Redin L.V. Metodologizaciya obrazovatel'nogo processa kak svyazuyuschij pattern sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Metodologiya professional'nogo obrazovaniya. Moskva: FGBU RAO, 2018: 275-279.

Статья поступила в редакцию 22.03.24

УДК 374.73

Nasipova S.B., Head of Center for Advanced Training and Additional Education, NAO "Korkyt Ata Kyzylorda University' (Kyzylorda, Republic of Kazakhstan),

E-mail: kalianesipbaeva@yandex.ru

COMPETENCE IN STATE PROJECT MANAGEMENT. State project management is a complex and important area of activity that determines the development of the economy, social sphere and infrastructure. In today's world, where state resources are limited, effective project management is becoming a key success factor. In this context, the role of managerial competence comes to the fore. Competent managers have the necessary knowledge, skills and experience to effectively implement government projects. They should have a deep understanding of methods in project managing, including planning, control, risk and resource assessment. In addition, they should be familiar with the specifics of state procurement, financial management and regulatory support. However, ensuring a high level of managerial competence meets a number of challenges. Such challenges include the instability of personnel as a result of political changes, insufficient attention to the training of specialists in the field of project management, as well as limited access to educational resources. To address these challenges, it is necessary to take comprehensive measures at the level of public policy. This may include the development and implementation of training and advanced training programs for managers, as well as the creation of structures that ensure the stability of the staff. In addition, it is important to promote the development of scientific research in the field of state project management in order to identify and implement best practices. Competence plays a central role in the successful management of public projects. In order to ensure the effective implementation of such projects, due attention should be paid to the training of personnel and the creation of conditions for their professional development.

Key words: project management, competence, efficiency, challenges, prospects, research methods, analytical method, empirical methods, comparative analysis, expert assessments

С.Б. Насипова, рук. Центра повышения квалификации и дополнительного образования НАО «Кызылординский университет имени Коркыт Ата»,

г. Кызылорда, E-mail: pelevin17@gmail.com

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОЕКТАМИ

Управление государственными проектами представляет собой сложную и важную сферу деятельности, определяющую развитие экономики, социальной сферы и инфраструктуры. В современном мире, где государственные ресурсы являются ограниченными, эффективное управление проектами становится ключевым фактором успеха. В этом контексте роль компетентности управленцев выходит на первый план. Компетентные управленцы обладают необходимыми знаниями, навыками и опытом для эффективной реализации государственных проектов. Они должны иметь глубокое понимание методологий управления проектами, включая планирование, контроль, оценку рисков и ресурсов. Кроме того, они должны быть знакомы с особенностями государственных закупок, финансового управления и нормативного обеспечения. Однако обеспечение высокого уровня компетентности управленцев встречает ряд вызовов. К их числу относятся нестабильность кадров в результате политических изменений, недостаточное внимание к подготовке специалистов в области управления проектами, а также ограниченный доступ к образовательным ресурсам. Для решения этих вызовов необходимо принятие комплексных мер на уровне государственной политики. Это может включать разработку и реализацию программ обучения и повышения квалификации для управленцев, а также создание структур, обеспечивающих стабильность кадрового состава. Кроме того, важно содействовать развитию научных исследований в области управления государственными проектами, чтобы выявлять и внедрять лучшие практики. Компетентность играет центральную роль в успешном управлении государственными проектами. Для обеспечения эффективной реализации таких проектов необходимо уделять должное внимание подготовке кадров и созданию условий для их профессионального развития.

Ключевые слова: управление проектами, компетентность, эффективность, вызовы, перспективы, методы исследования, аналитический метод, эмпирические методы, компаративный анализ, экспертные оценки

В условиях постоянно возрастающей сложности государственного управления и высоких требований к эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, вопросы повышения компетентности в управлении государственными проектами выходят на передний план. Государственные проекты, будучи ключевыми инструментами реализации национальных и региональных стратегических инициатив, требуют от своих управленцев не только профессиональных знаний и умений, но и глубокого понимания социально-экономиче-

ских процессов, а также умения работать в условиях высокой неопределенности и изменчивости внешней среды.

Научное исследование компетентности в управлении государственными проектами предполагает комплексный анализ компетенций, необходимых для эффективного управления проектами в государственном секторе, и разработку методических подходов к их формированию и развитию. Важность этого исследования обусловлена стремлением повысить успешность реализации государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.