Общая педагогика, история педагогики и образования General Pedagogy, History of Pedagogy and Education
DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-5-177-190
УДК 378.145
ПОМЕРЛЯН Александр Николаевич
Новосибирский военный институт им. И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации г. Новосибирск, Россия [email protected]
ГРИГОРЬЕВ Олег Вячеславович
Новосибирский военный институт им. И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации г. Новосибирск, Россия [email protected]
КУЗИН Артем Сергеевич
Новосибирский военный институт им. И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации г. Новосибирск, Россия [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Введение. Статья посвящена проблемным вопросам подготовки курсантов военных вузов России к обеспечению информационной безопасности, что на фоне обострения международной военно-политической обстановки рассматривается как существенное направление в обеспечении национальной безопасности. Методы. Уточняются сущность и содержание основных понятий по теме. Рассмотрены отдельные вопросы профессиональной и морально-психологической подготовки курсантов в процессе их обучения в военном вузе.
Результаты. Дано авторское определение «бдительности в обеспечении информационной безопасности». Проведен анализ процесса воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у будущих офицеров. Приведены доказательные суждения о том, что для успешного решения указанных задач требуется использование позитивных особенностей, которыми располагает военный вуз как образовательное учреждение, а воспитание будущего офицера как субъ-- 177
екта служебно-боевой деятельности требует целенаправленной и многоплановой профессиональной подготовки, учета специфики военно-профессиональной деятельности, ее высокой социальной ответственности.
Выводы. Сделан вывод о том, что вопрос воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности курсантов в процессе профессиональной и морально-психологической подготовки в военном вузе имеет высокую общественно-политическую значимость. От его успешного решения во многом будут зависеть перспективы качественных характеристик офицерского корпуса Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, военный вуз, бдительность в обеспечении информационной безопасности
Для цитирования: Померлян А.Н., Григорьев О.В., Кузин А.С. Информационная безопасность Российской Федерации: вопросы подготовки курсантов военных вузов. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 5. с. 177-190.
doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-5-177-190.
Alexander N. POMERLYAN
Novosibirsk Military Institute named after I.K. Yakovlev troops of the national guard of the Russian Federation Novosibirsk, Russia [email protected]
Oleg V. GRIGORIEV
Novosibirsk Military Institute named after I.K. Yakovlev troops of the national guard of the Russian Federation Novosibirsk, Russia [email protected]
Artem S. KUZIN
Novosibirsk Military Institute named after I.K. Yakovlev troops of the National Guard of the Russian Federation Novosibirsk, Russia [email protected]
INFORMATION SECURITY RUSSIAN FEDERATION: QUESTIONS OF PREPARATION OF MILITARY UNIVERSITY COURSES
Introduction. The article is devoted to the problematic issues of training cadets of military universities of Russia to ensure information security, which against the background of the aggravation of the international military-political situation, is considered as an essential direction in ensuring national security.
178 -
Methods. The essence and content of the basic concepts on the topic are clarified. Certain issues of professional and moral-psychological training of cadets in the process of training cadets at a military university are considered.
Results. The author's definition of "vigilance in ensuring information security" is given. The analysis of the process of raising vigilance in ensuring information security for future officers is carried out. Evidence is presented that the successful solution of these problems requires the use of the positive features that a military university has as an educational institution, and the education of a future officer as a subject of military service requires focused and multifaceted professional training, taking into account the specifics of military professional activity, its high social responsibility. Findings. It is concluded that the issue of raising vigilance in ensuring the information security of cadets in the process of professional and moral-psychological training at a military university is of high socio-political importance. The prospects for the qualitative characteristics of the officer corps of the Armed Forces of the Russian Federation, other troops of military units and bodies will largely depend on its successful solution.
Keywords: vocational training, military university, vigilance in ensuring information security
For citation: Pomerlyan A.N., Grigoriev O.V., Kuzin A.S. Information security Russian Federation: questions of preparation of military university courses. Historical and So-cial-PedagogicalStudies. 2019. Vol. 11. No.5. PP. 177-190. doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-5-177-190. (In Russ., abstract in Eng.).
Для современной России вопросы обеспечения информационной безопасности (далее по тексту ИБ) приобретают особую значимость на фоне обострения международной военно-политической обстановки, усиления и усложнения информационного противостояния, а также попыток наших «западных партнеров» манипулировать общественным сознанием в Российской Федерации.
В сложившейся обстановке от военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту ВС РФ), других войск, воинских формирований и органов требуется готовность и способность эффективно противостоять многочисленным информационным вызовам и угрозам, противодействовать «гибридным» (прежде всего информационным) операциям, проводимым в отношении нашей страны.
Современные вызовы и угрозы ИБ побуждают принять меры к стратегическому сдерживанию применения информационных технологий, направленных на дестабилизацию внутриполитической и социально-экономической ситуации в России, совершенствовать систему обеспечения ИБ, проявлять бдительность в обеспечении ИБ в целях предотвращения возможных социальных деструкций.
В связи с этим повышаются требования к подготовке офицерских кадров, возрастает значимость обучения будущих офицеров ИБ, что рассматривается как привитие одного из профессионально значимых знаний и умений в общей готовности и способности обеспечивать национальную безопасность государства. На первый план выходит профессиональная и морально-психологическая подготов-
ка курсантов, а бдительное отношение к обеспечению ИБ в процессе обучения курсантов в военном вузе рассматривается как существенное направление в системе военно-профессионального обучения.
Указанные вопросы имеют особое значение для гарантированного выполнения военными специалистами стоящих перед ними задач по обеспечению национальной безопасности, что обусловливает актуальность выбранной для исследования научной темы.
Актуальность выбранной проблематики предопределила постановку научной задачи исследования - изучение и углубленный анализ системы воспитания бдительности курсантов в обеспечении ИБ в процессе военно-профессиональной и морально-психологической подготовки в военных вузах РФ.
Проблемы обеспечения информационной компоненты национальной безопасности в разные годы рассматривались в трудах советских и российских ученых.
Так, изучением безопасности с философской точки зрения в последние годы занимались такие исследователи, как С.С. Антюшина, А.Ю. Моздакова, Ю.В. Фетисова, В.С. Хомякова.
Исследованию проблем формирования профессиональных представлений о безопасности у курсантов посвящены работы А.Г. Костоусова. Вопросы педагогического обеспечения безопасности военной службы рассматривал в своем исследовании В.Н. Калягин.
Интерес в изучении информации и информационных процессов представляют научные труды А.Я. Гиляревского, Т.В. Владимировой, А.В. Соколова, Ю.Н. Столярова, М.А. Петрова, И.И. Юзвишина.
Исследования последних лет подтверждают возрастание интереса к теоретическим и практическим аспектам готовности специалистов к выполнению требований в области ИБ: изучение сущности ИБ (О.М. Манжуева, О.М. Цыденова, Г.А. Атаманов, Т.В. Владимирова, Ю.А. Каптюг, О.И. Немыкина), исследование проблем подготовки в области ИБ (П.С. Ломаско, Е.Н. Бояров, А.А. Алтуфьева, М.С. Анурьева, Ю.И. Богатырева, А.И. Горбунов, В.П. Поляков, А.А. Ахметвалиева).
Отдельные аспекты исследуемой темы затронуты также в работах М.М. Тарасова, И.В. Кислицкого, Д.В. Уланова.
Изучение и анализ научной литературы, а также современной педагогической практики в военных вузах свидетельствует о значимости такого качества, как бдительность в обеспечении ИБ у курсантов военных вузов РФ. Однако данная проблема не выступала предметом специального научного исследования. В научно-педагогической литературе не достаточно полно рассмотрено понятие бдительности в обеспечении ИБ у курсантов военных вузов РФ. Требуется уточнение сущности, содержания понятий «безопасность», «информация», «информационная безопасность», «бдительность», «бдительность в обеспечении информационной безопасности», определяемых требованиями современной жизни и спецификой служебно-боевой деятельности курсантов военных вузов РФ.
Безопасность - одна из ключевых, древнейших потребностей человека, общества и государства. Сущность безопасности может раскрываться как способность противостоять, предугадывать, исключать опасности, которые угрожают самому существованию вышеуказанных субъектов, а также уничтожающих их ос-
новополагающие интересы, без реализации которых невозможны жизнь, благополучие, развитие и совершенствование.
Анализ научных источников и литературы, раскрывающих феномен безопасности, показывает, что сложились различные теоретико-методологические подходы к его исследованию. Выявляется это даже при рассмотрении дефиниций самого понятия «безопасность». Поэтому анализ данного феномена целесообразно начать с рассмотрения сложившихся в разных науках взглядов на ключевые понятия, связанные с безопасностью.
Принято считать, что термин «безопасность» означает отсутствие недопустимого риска, то есть отсутствие сочетания вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба [1].
Академик РАН Р.С. Немов дает определение безопасности (с философской точки зрения) как состояния человека или характеристики соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, не боится говорить то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени [2]. Из чего следует, что находясь в психологической безопасности, человек является достаточно откровенным и открытым, не опасается того, что его откровения и открытость кем-то могут быть использованы во вред ему.
Другой подход - общенаучный - состоит в понимании безопасности как специфической формы реализации природы вещей в человеческом существовании, которая порождает рефлексивно-ценностное самоопределение человека по отношению к опасности. Здесь безопасность из характеристики состояния превращается уже в самостоятельный феномен, отражающий характер взаимодействия субъекта с опасностью. В этом значении безопасность человека включает не только защищенность от физических угроз, но и достижение приемлемого качества жизни, гарантию фундаментальных прав человека, верховенства закона, хорошее управление, социальное равенство, защиту граждан в конфликтах и устойчивое развитие.
Важно отметить, что различные авторы, изучая безопасность с разнообразных сторон, отмечают, что безопасность - это разноплановое, постоянно формирующееся явление.
Применительно к теме исследования наиболее целесообразным будет использование понятия безопасности с военно-профессиональной точки зрения: безопасность - состояние защищенности законных интересов от внешних и внутренних угроз, связанных с применением силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием угроз либо способностью им эффективно противостоять. Это обусловлено тем, что именно такой подход применяется в подготовке курсантов военных вузов при изучении теоретических аспектов национальной безопасности.
«Информация» (в формально-математическом понимании) означает количество выборов, которые человек может сделать в той или иной ситуации. Количество информации здесь измеряется в битах и сокращенно обозначается латинской буквой К Соответственно, количество информации, содержащейся в совокупности одинаково вероятных случаев, определяется математическим выражением: H = где N - число выборов. Так, если человек имеет возможность сделать единственный выбор из двух равновероятных случаев, то количество информации, которую он при этом получает, равно одному биту; если человек вы- 181
бирает из 16 случаев, то при этом получает 4 бита информации. Информация при таком подходе стала одним из основных понятий информатики, являющейся, в свою очередь, частью кибернетики - науки, изучающей живые организмы с точки зрения их способности воспринимать, сохранять, использовать и передавать разнообразную информацию [3].
В Толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова информация трактуется как сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, сведения о чем-нибудь [4].
Военный энциклопедический словарь дает определение информации как системы идеальных (субъективных) образов объектов, процессов и явлений окружающего нас мира в сознании человека, а также множества признаков, присущих материи и формирующих идеальные образы [5].
С психологической точки зрения информация рассматривается как знания, представления, сведения, получаемые и передаваемые людьми непосредственным путем, через соответствующие органы чувств или при помощи различного рода технических средств, посредством которых происходят запись, хранение и передача так понимаемой информации.
Важно отметить, что в этом случае существенную роль в восприятии и переработке информации играют познавательные (психологические) процессы человека, поэтому на них распространяются многие положения современной теории информации.
В педагогическом подходе информация - сведения, независимо от источника и формы их представления, которые воспринимаются и могут быть использованы человеком или созданными им машинами в процессе жизнедеятельности и работы.
Итак, можно выделить ряд подходов к пониманию термина «информация»: это математический, когда информация рассматривается как количество выборов, которые человек может сделать в той или иной ситуации; философский, когда информация рассматривается как свойство материи или некая «субстанция»; технический, когда информация представляется первопричиной всех явлений и процессов во Вселенной; педагогический, когда информация относится к сведениям об объектах и явлениях окружающего мира и др. Педагогический подход, в рамках нашего исследования, является наиболее уместным.
Таким образом, в рамках проводимого исследования, информация - это сведения, независимо от источника и формы их представления, которые воспринимаются и могут быть использованы человеком или созданными им машинами в процессе жизнедеятельности и работы.
Информационная безопасность, как непременная составляющая информационного общества, становится популярным объектом исследований в 80-е годы XX в. Безусловно, что информационная безопасность является составной частью национальной безопасности, а также важнейшей компонентой государственного суверенитета. То есть информационная сфера и протекающие в ней сы - один из факторов межгосударственного противоборства за военно-политическое превосходство. Информационное воздействие (операция) подчас полноценно заменяет традиционные способы ведения боевых действий и в литературе получило название «информационная война» [6].
Указанные вопросы, безусловно, остро стоят на повестке дня в современной России, поэтому руководством страны была принята «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» [7], согласно которой информационная безопасность представляет собой состояние защищенности государства от внутренних и внешних информационных угроз.
Анализ различных определений понятия «информационная безопасность» позволяет нам сделать вывод, что существует несколько ключевых научных подходов к пониманию ее сущности.
Так, например, В.Н. Кузнецов интерпретирует ИБ с позиций защиты информации. Это выражается в определении средств защиты, которые обусловлены существующими или возможными угрозами со стороны различных субъектов [8].
В философском подходе прослеживается связь ИБ, прежде всего, со способом бытия субъекта в общественных системах и государстве в целом и фактор выживания и развития.
В педагогическом подходе ИБ рассматривается как состояние защищенности информации от различных угроз. Именно такой подход для нашего исследования будет наиболее рационален, и под ИБ мы будем понимать состояние защищенности информационной среды от внешних и внутренних информационных угроз, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах личности, общества и государства.
Источниками угроз ИБ личности могут выступать другая личность, группа лиц, общественная группа или даже государства посредством сети Интернет, СМИ и др. Они бывают как внешние, так и внутренние. Внешние представляют ту часть информационной среды, которая в силу различных причин искажает окружающий мир, происходящие в нем события. Внутренние заключатся в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных его характеристиках.
В упомянутом нами словаре академика РАН Р.С. Немова описан «новый взгляд» - подход к исследованию восприятия, в котором особое место занимают вопросы «перцептивной бдительности» [2]. Перцептивная бдительность характеризуется как настороженность, преднамеренная или бессознательная осторожность относительно возможности чего-либо отрицательного, а также как снижение порога восприятия при воздействии значимых и ожидаемых стимулов.
Согласно М.М. Тарасову, бдительность означает наличие возможности не дать застать себя врасплох, своевременно видеть тенденции возникновения любых явлений, опасных для общественных и личных интересов, заранее наметить меры к их преодолению или предотвращению [9].
Великий русский полководец, основоположник отечественной военной теории А.В. Суворов напутствовал: «Военные добродетели: для солдата - отважность, для офицера - храбрость, для генерала - мужество, руководствуемые началами порядка и дисциплины, управляемое бдительностью и предусмотрительностью» [10].
Заветы великих полководцев не забыты, и требования к различным категориям военнослужащих, касающиеся воспитания бдительности, установлены в Общевоинских уставах ВС РФ и практически всегда стоят рядом с требованиями к военнослужащим уметь хранить государственную тайну, что в том числе означает обеспечивать ИБ секретной информации. Не все военнослужащие допущены к
государственной тайне, но каждый из них обязан быть бдительным, тем самым вносить свой вклад в общее дело обеспечения ИБ, как составляющей национальной безопасности РФ. Другими словами, бдительность является военно-профессиональным качеством личности военнослужащего, развитие и требование к проявлению которого входит в обязанности командиров (начальников) всех степеней.
В рамках нашего исследования наиболее приемлемым будет рассматривать бдительность как нравственно-волевое качество военнослужащего, выражающееся в способности своевременно выявлять угрозы безопасности и незамедлительно принимать защитные меры.
Таким образом, исходя из уточненных нами определений «безопасность», «информация», «информационная безопасность», «бдительность», нами сформулировано понятие «бдительность в обеспечении информационной безопасности» - это морально-психологическое качество военнослужащего, выражающееся в способности своевременно выявлять внешние и внутренние угрозы защищаемой информации и незамедлительно принимать наиболее эффективные защитные меры.
Предложенное определение понятия «бдительности в области информационной безопасности», на наш взгляд, создает необходимые предпосылки для его дальнейшей теоретической разработки, открывает возможности для проведения исследования и выявления педагогических условий, обеспечивающих воспитание такого качества будущих офицеров, как бдительность в области ИБ, а также будет способствовать обеспечению защищенности граждан, общества и государства от информационных угроз, формированию культуры личной ИБ.
Переходя непосредственно к рассмотрению вопросов обучения будущих офицеров бдительности в обеспечении ИБ, важно отметить, что курсанты военных вузов являются неотъемлемой часть российского общества и основным источником пополнения офицерского корпуса. Выпускники высших военно-учебных заведений, кадровые офицеры во все времена составляли костяк армии и флота России.
В настоящее время профессиональная подготовка кадровых офицеров осуществляется в соответствии с Государственным кадровым заказом (ГКЗ). ГКЗ - это социальный заказ государства на комплектование и подготовку военных специалистов. Он является выразителем воли государства по вооруженной защите Отечества, обеспечению жизненно важных интересов и национальной безопасности Российской Федерации.
Другими словами, профессиональная подготовка курсантов в военных вузах имеет свои специфические особенности, обусловленные задачами, исходящими от лица государства. Именно ГКЗ, требования заказчика к качеству подготовки, в том числе и в сфере ИБ, в конечном счете и определяют процесс воспитания курсантов.
Как уже было сказано, в современных условиях перед педагогической наукой вообще и военно-педагогической в частности встал вопрос о воспитании у будущих офицеров качеств, необходимых для обеспечения ИБ РФ. Поэтому важно учитывать особенности будущей профессиональной деятельности обучаемых в педагогическом процессе военных вузов и совершенствовать формы и методы обеспечения ИБ самих курсантов.
В современной литературе можно встретить определение «ИБ курсантов военных институтов» как состояния защищенности, при котором минимизирован риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному и нравственному развитию курсантов [11]. При этом определение ИБ курсанта раскрывается достаточно широко, но без связи с информационной средой, в которой собственно и происходит циркуляция информации, а она (информационная среда), в свою очередь, способна положительно или отрицательно влиять на формирование необходимых качеств у будущего офицера.
Военный вуз - режимная образовательная организация, сочетающая в себе как специфические черты войсковой части, так и соответствующие требования высшего учебного заведения. Существуют специфические особенности образовательного процесса в военном вузе, которые, безусловно, затрагивают и вопросы формирования системы обеспечения ИБ. Поэтому важно отметить, что ИБ целесообразно рассматривать как состояние защищенности информационной среды военного института от внешних и внутренних информационных угроз, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах личности обучающегося.
Содержательная особенность военных вузов определяет их способность удовлетворить существующие и перспективные потребности в качественной подготовке военных специалистов. Специфика военно-учебного заведения заключается в том, что у курсантов в процессе обучения в стенах вуза формируется военно-педагогическая направленность их дальнейшей деятельности. И каждый курсант должен получить навыки военного педагога, для которого руководящий документ - Устав, а основной принцип - «делай как я».
К особенностям образовательного процесса в военном институте, возможно также отнести достаточную замкнутость быта и повседневной деятельности курсантов относительно внешних источников воздействия. Поэтому сам образ жизни и обучения в военном вузе имеет некоторую специфичность, проявляющуюся в отдаленности курсантов от внешних источников информации.
Практика и опыт служебно-боевой деятельности формируют особую направленность обучения в военном вузе и диктуют определенные требования к процессу воспитания бдительности в обеспечении ИБ.
Учитывая указанные особенности образовательного процесса в военном вузе, целесообразно выделить их в следующие группы:
- управленческие особенности, которые реализуются только в военном вузе (принцип единоначалия, отношения подчиненности, взаимоотношения, регламентированные общевоинскими уставами ВС РФ);
- особенности повседневной деятельности в военном вузе (представлены строгой регламентацией распорядка дня и приказами начальника военного вуза относительно всех мероприятий: учебных занятий, самостоятельной работы, времени для личных потребностей курсантов, несения боевой и внутренней службы и т.д.). Субъекты образовательного процесса, находясь в таких регламентированных условиях, имеют возможность четко спланировать свою деятельность на день, неделю, месяц. Преподаватели и курсанты могут взаимодействовать как во время плановых учебных занятий, так и в часы самостоятельной ра-
боты по подготовке к учебным занятиям (при проведении индивидуальных и групповых консультаций);
- коммуникативно-информационные особенности, которые заключаются в ограниченных возможностях курсантов получать доступ к источникам информации (СМИ, Интернет, общение с гражданским населением и т.д.);
- влияние пространственных особенностей образовательного процесса военного вуза на развитие и формирование определенных морально-профессиональных качеств курсанта (круглосуточное нахождение курсантов в одном воинском коллективе, выполнение должностных обязанностей в период несения боевой и внутренней службы и др.).
Специфика образовательного процесса в военном вузе предопределяет основные критерии процесса воспитания бдительности в области информационной безопасности у курсантов военных вузов РФ:
1. Мотивационно-ценностный критерий
• Уровень учебной мотивации к овладению знаниями в области ИБ.
• Уровень воспитания ценностей обеспечения ИБ.
2. Когнитивный критерий
• Уровень теоретических знаний у курсантов в области ИБ.
• Уровень знаний курсантов о способах обеспечения ИБ в профессиональной деятельности.
3. Деятельностный критерий
• Уровень умений курсантов в области информационной безопасности.
• Навыки принятия решения на действия по обеспечению ИБ.
4. Рефлексивный критерий
• Самоанализ, самооценка компетентности курсантов в области ИБ.
• Уровень самовоспитания у курсантов в области ИБ.
Основные методы воспитания бдительности в области ИБ у курсантов военных вузов РФ обусловлены его спецификой.
Основные формы воспитания бдительности в области ИБ у курсантов военных вузов РФ жестко определены нормативно. Их содержание, периодичность проведения, состав ответственных лиц и порядок отчетности заданы требованиями наставлений, руководств, приказов и иных нормативных правовых актов.
Итак, в процессе воспитания бдительности в обеспечении ИБ у будущих офицеров требуется, учитывая вышеперечисленные критерии, последовательно применять основные формы и методы (как классические, так и инновационные) воспитания бдительности в области ИБ, используя при этом позитивное влияния особенностей, которыми располагает военный вуз как образовательное учреждение.
Таким образом, проанализировав широкий круг научной литературы, педагогическую практику, возможно прийти к выводу о том, что современная система воспитания бдительности в обеспечении ИБ у курсантов военных вузов РФ представляет собой нормативно упорядоченную и организационно оформленную совокупность компонентов (см. рис.)
Система воспитания бдительности в обеспечении ИБ у курсантов военных вузов РФ
Подводя итог проведенному исследованию, возможно сделать следующие выводы:
1. Проведенное исследование дает основание рассматривать бдительность в обеспечении информационной безопасности выпускника высшей военной школы как морально-нравственное качество, основанное на глубокой научно-теоретической и методологической подготовке, позволяющее ему правильно оценивать социально-политические и служебно-боевые явления и про- 187
цессы, проводить работу, направленную на сплочение личного состава, успешно решать задачи, стоящие перед ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами в обеспечении территориальной целостности и конституционного правопорядка в стране, защиты от терроризма, экстремизма, сепаратизма и преступности.
2. Принципиальными положениями, определяющими содержание, организацию и методику воспитания у будущих офицеров бдительности в обеспечении информационной безопасности является целеустремленность в формировании высоких морально-нравственных и боевых качеств: непоколебимой психологической стойкости, мужества, войскового товарищества и взаимной выручки, высокой служебно-боевой и личной ответственности за соблюдение режима секретности, сохранения государственной, военной и служебной тайны.
3. Воспитание бдительности с учетом индивидуального подхода у курсантов - комплексная задача. Для ее решения необходимо осуществление системы социально-педагогических мер, обеспечивающей единство и согласованность многоплановых усилий командиров (начальников), их заместителей по работе с личным составом, педагогических работников, общественных организаций, курсантских коллективов по целям и содержанию, объектам, средствам, формам, методам, времени и результатам педагогического воздействия.
4. Индивидуальному подходу в воспитании бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военных вузов присущи свои педагогические положения, включающие понимание его сущности и содержания (цели, задачи, этапы, формы, методы реализации), а также условия, обеспечивающие оптимальность практической реализации.
5. Вопрос о воспитании бдительности в обеспечении информационной безопасности курсантов в процессе профессиональной и морально-психологической подготовки в военном вузе имеет большую общественно-политическую значимость. От его успешного решения во многом будут зависеть перспективы качественных характеристик офицерского корпуса ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: А ТЕМП, 2006. - 944 с.
2. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
3. Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. - М.: Издательство иностранной литературы. - 1958. - 200 с.
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2014. - 800 с.
5. Ахромеев С.Ф. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1986. - 922 с.
6. Шагов А.Е. Исторический опыт организации и проведения вооруженными силами США психологических операций в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов в 1980-2000 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2004.
7. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976).
8. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учеб. пособ. - М.: МГУ, 2007. - 424 с.
9. Тарасов М.М. Индивидуальный подход в воспитании бдительности у курсантов вузов ВВ МВД России: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Тарасов Михаил Михайлович; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ]. - СПб., 2008. - 187 с.
10. Цветков С.Э. Александр Суворов. 1730-1800. - М.: Центрполиграф. - 2005. - 492 с.
11. Рузов А., Князьков А. Информационная безопасность курсантов военных институтов // Сб. учеб.-метод. мат-лов «Войсковой вестник». Прил. к журн. «На боевом посту». - 2018. - № 2. - С. 57-61.
REFERENCES
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions. Russian Academy of Sciences. Russian Language Institute V.V. Vinogradov. 4th ed., Revised. M.: A TEMP, 2006. 944 p. (In Russ).
2. Nemov R.S. Psychological Dictionary. R.S. Nemov. M.: VLADOS, 2007. 560 p. (In Russ).
3. Wiener N. Cybernetics and society. N. Wiener. M.: Publishing of foreign literature. 1958. 200 p. (In Russ).
4. Ushakov D.N. Explanatory dictionary of the modern Russian language. M.: Adelant, 2014 . 800 p. (In Russ).
5. Akhromeev S.F. Military Encyclopedic Dictionary. M.: Military Publishing. 1986. 922 p. (In Russ).
6. Shagov A.E. The historical experience of organizing and conducting psychological operations by the US armed forces during local wars and armed conflicts in 1980-2000. dissertation for the degree of candidate of historical sciences. Moscow, 2004. (In Russ).
7. Military doctrine of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 No. Pr-2976). (In Russ).
8. Kuznetsov V.N. Sociology of security: a training manual. M.: Moscow State University, 2007 . 424 p. (In Russ).
9. Tarasov M.M. An individual approach in the education of vigilance among cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Tarasov Mikhail Mikhailovich; [Place of protection: St. Petersburg. University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. St. Petersburg, 2008 . 187 p. (In Russ).
10. Tsvetkov S.E. Alexander Suvorov. 1730-1800. M.: Centerpolygraph, 2005. 492 p. (In Russ).
11. Ruzov A., Knyazkov A. Information security of cadets of military institutes. Collection of educational and methodical materials "Military Herald". Appendix to the magazine "At a military post". No. 2. 2018. Pp. 57-61. (In Russ).
Информация об авторах: Померлян Александр Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Новосибирский военный институт им. И.К. Яковлева войск национальной гвардии,
г. Новосибирск, Россия [email protected]
Григорьев Олег Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент, Новосибирский военный институт им. И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия [email protected]
Кузин Артем Сергеевич, Новосибирский военный институт им. И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.09.2019 После доработки: 19.10.2019 Принята к публикации: 25.10.2019
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Alexander N. Pomerlyan, Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Head for Science, Novosibirsk Military Institute named after I.K. Yakovlev troops of the national guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia [email protected]
Oleg V. Grigoriev, Candidate of Law, Associate Professor, Novosibirsk Military Institute named after I.K. Yakovlev troops of the national guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia [email protected]
Artem S. Kuzin, Novosibirsk Military Institute named after I.K. Yakovlev troops of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia [email protected]
Received: 26.09.2019
Received after reworking: 19.10.2019
Accepted for publication : 25.10.2019
The authors have read and approved the final manuscript.