Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЗВУКОРЕЖИССЁРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАПИСИ И ОБРАБОТКЕ ВОКАЛА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АУДИОСТУДИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЗВУКОРЕЖИССЁРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАПИСИ И ОБРАБОТКЕ ВОКАЛА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АУДИОСТУДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
звукорежиссёр / готовность / профессиональная аудиостудия / запись и обработка вокала / sound engineer / readiness / professional audiolab / vocal recording and processing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Григораш, Н.В. Кузмичева

В статье рассматривается процесс формирования готовности будущих звукорежиссёров к осуществлению записи и обработке вокала в условиях профессиональной аудиостудии в процессе обучения в вузе. Выявлена специфика профессиональной студии на примере аудиостудии Алтайского государственного института культуры. Дана характеристика оборудования, необходимого для осуществления профессиональной записи и обработки вокала. Определена последовательная деятельность звукорежиссёра, включающая тембральную, динамическую и пространственную обработку записи вокала. Выявлено место рассматриваемых для изучения знаний в образовательном процессе подготовки специальности «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ». Охарактеризованы методы формирования готовности обучающихся к работе в профессиональной аудиостудии по записи и обработке вокала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING READINESS OF FUTURE SOUND ENGINEERS TO CONDUCT RECORDING AND VOCAL PROCESSING IN A PROFESSIONAL AUDIOLAB

The article examines the process of making future sound engineers ready to record and process vocals in a professional audiolab while training them at a university. The specifics of the professional studio are revealed, using the example of the audio studio of the Altai State Institute of Culture. The characteristics of the equipment necessary for the professional recording and processing of vocals are given. The sequential activity of the sound engineer is determined, including timbral, dynamic and spatial processing of vocal recording. The research reveals the place of knowledge considered for studying for the specialty “Sound engineering of cultural performances and concert programs”. The methods of formation of students’ readiness to work in a professional audio studio for recording and processing vocals are described.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЗВУКОРЕЖИССЁРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАПИСИ И ОБРАБОТКЕ ВОКАЛА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АУДИОСТУДИИ»

на профессиональную культуру и этику, студенты могут избежать многих неприятных моментов и сформировать образ профессионального, знающего и культурного коммуниканта, который будет вызывать уважение у своих собеседников.

При долгом контакте культуры начинают проникать друг в друга - новые понятия, свойственные одной культуре, становятся понятны и носителям другой. Часто мы испытываем культурный шок при погружении в культуру другого народа, хотя уровень владения языком высок. Чтобы научиться чувствовать язык, получать удовольствие от ведения бесед на нем, элегантно и уместно

Библиографический список

шутить, надо впитывать в себя культуру. В то же время знакомство с ней повышает интерес к изучению иностранного языка, а, как уже отмечалось выше, английский язык так и остается наиболее востребованным иностранным, точнее - международным, языком в мире. Обогащая знания о другой стране, мы более глубоко начинаем понимать родную культуру, стремимся более точно донести свои мысли до собеседника, развиваем навыки общения с людьми, принадлежащими к разным культурам и, совершенствуя практические навыки, развиваемся как личность.

1. Тыщенко Н. Английский язык: нужен ли он нам теперь? 2023. Available at: https://news.ru/russia/anglijskij-yazyk-nuzhen-li-on-nam-teper/

2. Каждый второй россиянин планирует изучать иностранный язык в 2024 году. 2024. Available at: https://education.forbes.ru/tpost/nshmjay411-kazhdii-vtoroi-rossiyanin-planiruet-izuc

3. Тер-Минасова С.Г Особенности русскоязычной и англоязычной культуры в объявлениях и призывах. Available at: https://www.elitarium.ru/osobennosti_russkojazychnojj_i_ anglojazychnojj_kultury_v_objavlenijakh_i_prizyvakh/

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986.

5. Модель Хофстеде в контексте: Параметры количественной характеристики культур. Available at: https://lse2010.narod.ru/olderfiles/LSE2014pdf/LSE2014Hofstede.pdf

6. Edward T. Hall. Beyond Culture. 1976; New York: Anchor Books, 1989.

7. Richmond Y. From Nyet to Da. Understanding the Russians. Intercultural Press, 1992.

8. Meyer E. The Culture Map. Public Affairs, New York, 2014.

9. Самохина Т.С. Они и мы: Америка, Англия, Россия. Москва: Национальный книжный центр, 2012.

10. Ларина Т.В. Англичане и русские: язык, культура, коммуникация. Москва: Языки славянских культур, 2013.

11. Время идет быстрее - к чему это приведет? - Чудо техники. Available at: https://chudo.tech/2023/01/29/vremya-idet-bystree/

12. Золотое кольцо России. Окружающий мир. Available at: https://yandex.ru/video/preview/1083540500431553794

13. Докинз Ричард. 2024. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

14. Мемы: их история и культурный потенциал. Available at: https://gorod-plus.tv/article/50155 References

1. Tyschenko N. Anglijskij yazyk: nuzhen li on nam teper? 2023. Available at: https://news.ru/russia/anglijskij-yazyk-nuzhen-li-on-nam-teper/

2. Kazhdyj vtorojrossiyanin planiruet izuchat'inostrannyjyazyk v 2024 godu. 2024. Available at: https://education.forbes.ru/tpost/nshmjay411-kazhdii-vtoroi-rossiyanin-planiruet-izuc

3. Ter-Minasova S.G. Osobennosti russkoyazychnoj i angloyazychnoj kul'tury v ob'yavleniyah i prizyvah. Available at: https://www.elitarium.ru/osobennosti_russkojazychnojj_i_ anglojazychnojj_kultury_v_objavlenijakh_i_prizyvakh/

4. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

5. Model' Hofstede v kontekste: Parametry kolichestvennoj harakteristiki kul'tur. Available at: https://lse2010.narod.ru/olderfiles/LSE2014pdf/LSE2014Hofstede.pdf

6. Edward T. Hall. Beyond Culture. 1976; New York: Anchor Books, 1989.

7. Richmond Y. From Nyet to Da. Understanding the Russians. Intercultural Press, 1992.

8. Meyer E. The Culture Map. Public Affairs, New York, 2014.

9. Samohina T.S. Oni i my: Amerika, Angliya, Rossiya. Moskva: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2012.

10. Larina T.V. Anglichane i russkie: yazyk, kultura, kommunikaciya. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2013.

11. Vremya idet bystree - k chemu 'etc privedet? - Chudo tehniki. Available at: https://chudo.tech/2023/01/29/vremya-idet-bystree/

12. Zolotoe kol'co Rossii. Okruzhayuschij mir. Available at: https://yandex.ru/video/preview/1083540500431553794

13. Dokinz Richard. 2024. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

14. Memy: ih istoriya i kul'turnyj potencial. Available at: https://gorod-plus.tv/article/50155

Статья поступила в редакцию 02.04.24

УДК 37.377

Grigorash A.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: griggorah@mail.ru

Kuzmicheva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: konst40.24@gmail.com

FORMING READINESS OF FUTURE SOUND ENGINEERS TO CONDUCT RECORDING AND VOCAL PROCESSING IN A PROFESSIONAL AUDIOLAB. The

article examines the process of making future sound engineers ready to record and process vocals in a professional audiolab while training them at a university. The specifics of the professional studio are revealed, using the example of the audio studio of the Altai State Institute of Culture. The characteristics of the equipment necessary for the professional recording and processing of vocals are given. The sequential activity of the sound engineer is determined, including timbral, dynamic and spatial processing of vocal recording. The research reveals the place of knowledge considered for studying for the specialty "Sound engineering of cultural performances and concert programs". The methods of formation of students' readiness to work in a professional audio studio for recording and processing vocals are described. Key words: sound engineer, readiness, professional audiolab, vocal recording and processing

А.В. Григораш, ст. преп., Алтайский государственный института культуры, г. Барнаул, E-mail: griggorah@mail.ru

Н.В. Кузмичева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: konst4.24@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЗВУКОРЕЖИССЁРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАПИСИ И ОБРАБОТКЕ ВОКАЛА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АУДИОСТУДИИ

В статье рассматривается процесс формирования готовности будущих звукорежиссёров к осуществлению записи и обработке вокала в условиях профессиональной аудиостудии в процессе обучения в вузе. Выявлена специфика профессиональной студии на примере аудиостудии Алтайского государственного института культуры. Дана характеристика оборудования, необходимого для осуществления профессиональной записи и обработки вокала. Определена последовательная деятельность звукорежиссёра, включающая тембральную, динамическую и пространственную обработку записи вокала. Выявлено место рассматриваемых для изучения знаний в образовательном процессе подготовки специальности «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ». Охарактеризованы методы формирования готовности обучающихся к работе в профессиональной аудиостудии по записи и обработке вокала.

Ключевые слова: звукорежиссёр, готовность, профессиональная аудиостудия, запись и обработка вокала

Одной из востребованных современных специальностей в вузах культуры становится «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ». Важным компонентом формирования готовности к профессиональной деятельности студентов является их умение осуществлять запись и обра-

ботку вокала в условиях профессиональной аудиостудии. Процесс записи и обработки вокала сложный и многоэтапный, он включает ряд последовательных действий. На данный момент в теоретической литературе немного источников, рассматривающих её, между тем запись и обработка голоса вызывает наиболь-

шее количество вопросов как у начинающих звукорежиссеров, так и у опытных продюсеров. Так, американский звукорежиссёр, продюсер Майк Ставроу в своей книге пишет: «Звук основного вокала - главный в вашей записи. Человеческий слух крайне притязателен, когда дело касается звука вокала, и мы реагируем на хороший звук голоса более эмоционально, чем на любой другой звук. Вот почему вокал заслуживает особого внимания. Большинству людей не нравится звук их собственного голоса на записи - неудивительно, если учитывать, сколько существует плохих способов его записать!» [1].

Анализ интернет-сайтов позволяет рассматривать многообразие статей и заметок, посвящённых осуществлению пошаговой звукозаписи в условиях домашней аудиостудии, так называемые «шаблоны». Так, в статье «Простая инструкция по записи вокала» выделяется несколько этапов: 1. Подготовка микса и комнаты; 2. Подготовка аппарата: расположение микрофона; 3. Подготовка аппарата: выбор микрофона; 4. Трекинг; 5. Лид-вокал; 6. Дабл-треки и бэк-вокал; 7. Чек-лист [2]. На сайте «Мастер пути» предлагается следующая пошаговая инструкция, которая включает в себя этапы, связанные со сбором оборудования (подбор микрофонов), подготовку студии и вокалиста (поиск подходящей комнаты, акустическая подготовка помещения, подготовка микрофонов, установка уровней); начало записи (разогрев вокалиста, поддержка вокалиста, запись нескольких дублей); проверка и перезапись (проверка вокалиста, рецензия работы с ним, возможный вариант записи дополнительной гармонии или бэк-вокала, перезапись). Далее авторы перечисляют ряд ошибок, наиболее часто возникающих в процессе звукозаписи, а также дают собственные рекомендации и ответы на часто задаваемые вопросы начинающих звукорежиссеров [3]. На сайте «Аудио-мастер» приводятся 8 правил звукозаписи начинающего музыканта [4]. Однако большая часть данной информации опирается на авторов, квалификация которых основывается в основном на их личном опыте, и адресована начинающим звукорежиссерам-практикам. При этом основной акцент делается на решении проблем, возникающих в условиях работы в акустически неподготовленных помещениях с применением «бюджетного» технического обеспечения. Условия профессиональной аудиостудии предполагают другой подход и более глубокое изучение проблематики вопроса. Это актуализирует обращение к теме настоящей статьи. Цель статьи - раскрыть многообразие компонентов в формировании готовности будущих звукорежиссёров к осуществлению записи и обработки вокала в условиях профессиональной аудиостудии.

Задачи статьи:

- рассмотреть технологию записи и обработки вокала;

- выявить особенности рассматриваемого процесса в профессиональной аудиостудии в сравнении с «домашней», любительской;

- проанализировать методы и приемы формирования готовности студентов к осуществлению звукозаписи в процессе обучения.

Научная новизна обусловлена теоретическим обоснованием процесса формирования готовности обучающихся направления подготовки «Звукорежис-сура культурно-массовых представлений и концертных программ» к осуществлению записи и обработки вокала в условиях профессиональной аудиостудии.

Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование расширяет представление о возможностях педагогов-практиков высшей школы в использовании методов и приёмов, способствующих формированию готовности студентов-звукорежиссёров к осуществлению записи и последующей обработки вокала в условия профессиональной аудиостудии.

Практическая значимость данной работы заключается в практических рекомендациях и методических подходах к организации процесса формирования готовности обучающихся по рассматриваемой специальности к осуществлению записи и обработки вокала в профессиональной аудиостудии.

Понятие «готовность к профессиональной деятельности» в работе О.Е. Султанбековой рассматривается «как психологическое состояние личности, которое позволяет человеку осознавать свои цели и задачи в рамках профессиональной деятельности, способность проводить анализ и оценку текущих условий, выбирать наиболее эффективные способы действия, прилагать мотивационные, волевые и интеллектуальные усилия, прогнозировать вероятность достижения желаемых результатов. В общем значении это интегративное свойство личности, основывающееся на владении знаниями и умениями в рамках определенной профессиональной деятельности, на накоплении базового профессионального опыта» [5, с. 137-138]. Исходя из данного определения, очевидным становится доминирующая роль профессиональной информации в формировании готовности. Поэтому целесообразно подробно остановиться на рассмотрении вопросов, характеризующих специфику профессиональной аудиостудии и технологию записи и обработки вокала. Именно данный блок знаний, умений и навыков будущих звукорежиссёров играет доминирующую роль в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональная аудиостудия обладает огромными преимуществами в процессе записи вокала. Основополагающими моментами являются необходимый и достаточный уровень звукоизоляции, предполагающий не менее 60-70 дБ, и профессиональное акустическое оформление помещения студии звукозаписи (тон-зал, аппаратная, контрольная комната, (аппаратная и контрольная комнаты могут быть объединены). При этом контролируется ряд основных параметров акустики помещений:

- время стандартной реверберации;

- время устойчивой реверберации;

- коэффициент ясности звучания музыки;

- коэффициент разборчивости речи.

При этом важным является устойчивость данных параметров по всей площади помещения студии звукозаписи. Крайне важным является геометрия помещения. Недопустимо наличие параллельных плоскостей в помещениях, что может привести к возникновению стоячих волн. Важным условием является отсутствие прямых углов. Также имеют значение размеры помещения. Особенно это касается тон-зала, именно они определяют возможности данной студии звукозаписи.

Следующим важным компонентом является наличие комплекса профессионального студийного оборудования, состоящего из следующих элементов:

- широкого парка микрофонов, достаточного для выполнения поставленных задач. Это должны быть различные типы микрофонов по способу преобразования звука (конденсаторные, динамические, ленточные и др.) и по целям (вокальные, инструментальные);

- достаточного количества профессиональных микрофонных усилителей. Например, в условиях профессиональной студии звукозаписи АГИК используется профессиональная консоль AUDIENT ASP8024 heritage edition, располагающая 24 профессиональными предварительными усилителями, что позволяет вести параллельную запись на 24 микрофона;

- профессионального аудиоинтерфейса, позволяющего конвертировать нужное количество каналов.

Студия АГИК располагает профессиональным аудиоинтерфейсом Antelope

audio

Galaxy 32 и профессиональным интерфейсом Apoge rosetta 800. Комбинация данных интерфейсов с консолью позволяет вести параллельную запись до 24 каналов, а также последующую обработку и вывод звукового материала как в цифровом, аналоговом, так и комбинированном режимах. В профессиональной аудиостудии необходимо наличие внешнего оборудования для записи и обработки сигналов (компрессоры, эквалайзеры, процессоры эффектов, директ-боксы и т. д.) и мощного компьютерного и программного обеспечения. Программное обеспечение должно включать в себя цифровую рабочую станцию и необходимое количество программных модулей (плагинов). Звукозапись и обработка аудио-материала в студии АГИК велась в рабочей станции Pro Tools, в настоящий момент в связи с остановкой технической поддержки компанией Avid (США) работа выполняется в рабочих станциях REAPER и Logic Pro, также студия располагает полным пакетом программных модулей (плагинов) от компании Universal Audio.

Работа с голосом в профессиональной аудиостудии может быть разделена на два направления: работа с солистами-вокалистами и запись вокальных коллективов. Работа с вокалистами носит индивидуальный характер и зависит от манеры исполнения музыкальных произведений. Так, известными являются вокалисты с академической, народной и с эстрадной манерой исполнения. Условно эстрадная манера включает в себя различные стилевые направления: джаз, блюз, популярная массовая песня, авторская песня, рок-песня и т. д. Понимание специфики исполнительских манер связано с их изучением на дисциплинах образовательной программы рассматриваемого направления подготовки. Поэтому студентам важно накапливать слушательский опыт для представления ожидаемого конечного результата звукозаписи.

Частью такой работы является постоянное участие студентов в проведении и обслуживании концертных программ, проводимых вузом, городом, краем. Также практикуется звукозапись студентов музыкальных специальностей: вокалистов, баянистов, аккордеонистов, гитаристов, домристов, скрипачей. Безусловно, обязательным для будущего звукорежиссера является посещение концертных программ.

Профессиональная студия звукозаписи, располагая тон-залом с контролируемыми акустическими свойствами, позволяет вести так называемую «параллельную» многоканальную запись коллектива, то есть весь состав исполнителей находится в тон-зале, что, безусловно, является более удобным и привычным для самих исполнителей, при этом результат записи при условии грамотной работы звукорежиссера будет более аутентичен. В таком формате записи задачей звукорежиссера будет грамотное размещение исполнителей в пространстве тон-зала, правильный подбор микрофонов и (или) микрофонных систем и их грамотное позиционирование.

Но в некоторых ситуациях более предпочтительным будет формат так называемой «последовательной» записи, когда исполнители записываются группами или индивидуально с последующим наложением. Приведем пример записи с народным коллективом. Работа с коллективом для песен народной стилистики имеет свои особенности. Идеальный вариант - это запись всего коллектива сразу. Однако практика показывает, что чаще всего осуществляется запись каждого исполнителя отдельно, что позволяет скорректировать звуковысотность в случае отсутствия либо неточности интонирования исполнителей, а также ритмические особенности. Последовательная запись имеет свои плюсы ещё и в плане отсутствия проработанности самого музыкального материала исполнителями. Очень часто такая ситуация встречается на практике, когда необходима работа в форсированно быстром режиме, когда у исполнителей недостаточно времени для проработки материала. В таком случае довольно большая часть работы по качеству звучания музыкального материала ложится на плечи звукорежиссера.

Далее происходит обработка каждого голоса по динамике, звуковысотно-сти, ритмике. Первый этап обработки связан с частотным спектром, с тембром. Встречаются коллективы, тембры участников которых мало подходят друг другу. У них отсутствует тембральный ансамбль. Это является большой трудностью в работе звукорежиссёра. Несочетаемость тембров можно в какой-то степени скорректировать в процессе тембральной обработки. Можно вмешиваться в тембральный баланс с помощью специализированного пробора или программного модуля (эквалайзера). Таким образом, можно скорректировать проблемы тембрального соотношения голосов. Однако искусственно создать аутентичное ансамблевое звучание крайне сложно даже при наличии очень хорошего оборудования. Готовый результат всё равно будет отличаться от того, когда звук формируется исполнителями-профессионалами с хорошо подобранными тембрами в реальном времени в условиях акустики реального помещения.

Следующий этап - это динамическая обработка. Эта работа связана, во-первых, с выстраиванием логичной динамики каждого голоса, потом выстраивание драматургически динамического плана всей песни. Далее следует пространственная обработка. Необходимо создать пространство, логичное для данного произведения и состава исполнителей за счёт применения искусственной реверберации. Реверберация - это постепенное замирание звука в пространстве. Отражённый звук, по которому человек получает информацию в пространстве, в котором находятся исполнители. В арсенале звукорежиссера огромное количество ревербераторов разных типов: пружинные, пластинные, эхо камеры, конволюционные, цифровые и др. Каждый выполняет свою функцию для того, чтобы создать необходимое пространство, используется для достижения определенных целей.

Таким образом, результат записи вокала включает в себя тембральную, динамическую и пространственную обработку. Поэтому профессиональная обработка записи вокала во многом связана с пониманием манеры народного звучания того или иного коллектива в зависимости от народной исполнительской традиции: южная, северная, уральская, казачья и т. д. С фольклорным коллективом нужно очень хорошо понимать специфику бытования каждого произведения. Звукорежиссёр заранее должен знать, каким должен быть окончательный результат, а для этого важно знать каждую традицию в её звучании, понимать, как поют исполнители, пообщаться с руководителем, обсудить манеру исполнения. Например, что-то исполняется приглушённо, тихо, как будто в реальном времени исполнители сидят на лавочках, за рукоделием вечером, что-то, наоборот, ярко, открыто, торжественно и т. д. Помимо этого у каждого коллектива своя исполнительская манера, которую должен в окончательном варианте при обработке записи учитывать звукорежиссёр.

Помимо народных коллективов, происходит запись академического вокала. Отдельная тема - запись духовной музыки. Важно в этом случае воссоздать пространство храма. В условиях профессиональной аудиостудии это пространство можно смоделировать за счёт грамотного применения искусственной реверберации, моделирующей «храмовую акустику».

Поэтому важно предварительно самостоятельно прослушать несколько образцовых коллективов в «живом» звучании на концерте. Необходимо накапливать слуховой опыт, чтобы ориентироваться на правильное референсное звучание.

Запись инструментальной музыки существенно отличается от вокальной. В профессиональной аудиостудии это можно сделать также поэтапно. Однако не во всех жанрах. Например, для классического джаза с наличием активной импровизационной основы формат последовательной записи практически не применим. Здесь необходима «параллельная» запись всего состава исполнителей. В этом случае необходимо минимизировать взаимопроникновение инструментов в микрофоны рядом находящихся инструментов.

Библиографический список

Процесс формирования готовности к осуществлению профессиональной деятельности звукорежиссёров в области записи и обработки вокала предполагает определённую систему и последовательность. В содержательную часть системы входят знания, умения и навыки. Знания, которые описаны выше, постепенно изучаются и осваиваются в контексте профильных дисциплин: «Слуховой анализ», «Мастеринг фонограмм», «Звукозапись в студии», «Основы звукорежис-суры» «Психоакустика» и других. Однако умения и навыки формируются у студентов постепенно, на протяжении всех пяти лет обучения по образовательной программе данной специальности в условиях профессиональной аудиостудии. Именно такой формат аудиостудии существует в Алтайском государственном институте культуры. В течение периода обучения студенты находятся в профессиональной среде в сотрудничестве с педагогами-практиками. Опыт, накопленный в обучении звукорежиссёров, позволяет выделить комплекс методов.

Одним из методов является «метод артикуляции субъективных слуховых ассоциаций». Суть его в следующем. Обучающимся предлагается после процесса звукозаписи либо во время прослушивания готовых фонограмм артикулировать и записать свои слуховые ощущения на бумаге. Прочитать написанное вслух. Возможен вариант обмена полученной информации с преподавателем и другими обучающимися. Данный способ организации деятельности студентов способствует возникновению и формированию новых нейронных связей мозга, позволяет ускорить процесс развития и закрепления новых, устойчивых слуховых ассоциаций.

Для более точного определения своего состояния во время прослушивания можно на первом этапе организации подобной работы предложить студентам заполнить следующую анкету-самооценку.

Какие чувства вы испытали, слушая данную работу? Нужный ответ подчеркнуть или дать свой вариант ответа:

а) удивление, недоумение, хаос звуков, неприятие музыки;

б) радостное возбуждение, волнение, подъём духа, увлечённость;

в) полное равнодушие;

г) горячий интерес, наслаждение звуками;

д) поэтически-созерцательное состояние;

е) своеобразное сладкое и красивое чувство встречи с чем-то возвышенным, прекрасным, необычным. Состояние светлой печали, лёгкой грусти;

ж ).........Напишите свои ощущения...

Ещё один важный метод - метод дробного анализа фонограмм, который позволяет выявлять отдельные фрагменты записи в процессе обработки вокала и фокусироваться на отдельных компонентах оценки качества фонограмм. Важно способствовать формированию у обучающихся оценочного суждения, предложив ответ на следующие вопросы: дайте оценку (по пятибалльной системе) прослушанным фрагментам и объясните, почему вы её поставили.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования готовности к осуществлению записи и обработке вокала у обучающихся звукорежиссёров в вузах культуры включает в себя ключевые знания о специфике профессиональной аудиостудии. Студенты должны разбираться в существующем оборудовании, пример которого приведён в данной статье. Важным условием является также развитие музыкального восприятия звукорежиссёров, формирование у них слуховых ориентиров, связанных с пониманием особенностей звучания различных вокальных манер и традиций исполнения. В процессе обработки вокала необходимо понимание технологии обработки, включающей тембраль-ную, динамическую и пространственную обработку. И, наконец, формирование умений и навыков происходит в результате внедрения предлагаемых методов, примеры которых приведены в данной работе.

1. Ставроу М. Сведение разумом. Перевод Алексей Гончарова. Москва, 2003

2. Простая инструкция по записи вокала. Available at: https://www.dj-store.ru/articles/prostaya-instruktsiya-po-zapisi-vokala/

3. Мастер пути. Как записывать вокал: руководство для начинающих. Available at: https://emastered.com/ru/blog/how-to-record-vocals/

4. Аудиомастер. Запись вокала в домашних условиях ВСЁ, что нужно знать новичкам. Available at: https://audiomaster.su/kak-zapisat-vokal-v-domashnih-usloviyh/

5. Султанбекова О.Е. Формирование готовности как основа реализации профессиональной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 2 (45): 136-137. Available at: https://www.formirovanie-gotovnosti-kak-osnova-realizatsii-professionalnoy-deyatelnosti.pdf

References

1. Stavrou M. Svedenie razumom. Perevod Aleksei Goncharova. Moskva, 2003

2. Prostaya instrukciya po zapisi vokala. Available at: https://www.dj-store.ru/articles/prostaya-instruktsiya-po-zapisi-vokala/

3. Master puti. Kak zapisyvat' vokal: rukovodstvo dlya nachinayuschih. Available at: https://emastered.com/ru/blog/how-to-record-vocals

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Audiomaster. Zapis' vokala v domashnih usloviyah VSE, chto nuzhno znat' novichkam. Available at: https://audiomaster.su/kak-zapisat-vokal-v-domashnih-usloviyh/

5. Sultanbekova O.E. Formirovanie gotovnosti kak osnova realizacii professional'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 2 (45): 136-137. Available at: https:// www.formirovanie-gotovnosti-kak-osnova-realizatsii-professionalnoy-deyatelnosti.pdf

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 378.1

Lamukhina N.A., senior teacher, Moscow Higher Combined Arms Command School (Moscow, Russia), E-mail: xno966@mail.ru

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE NORMATIVE MODEL OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY. The

creation of a normative model helps to rationally organize the management of the functioning and development of professional training of a future specialist. It defines the external and internal framework and guidelines for this training, reflecting changes in both professional activity and requirements for a specialist. Informatization,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.