Научная статья на тему 'Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития'

Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3494
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образовательный туризм / составляющие / определения / перспективы развития / educational tourism / components / definitions / prospects for development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авагян Асмик Арменовна

В статье поднимается проблема недостаточного развития образовательного туризма. Рас-смотрено понятие образовательного туризма, его ключевые составляющие и подходы разных исследователей к его определению. Методология исследования включает анализ недавних научных публикаций на тему образова-тельного туризма. Подчёркнута его роль для обучающихся по направлению «Туризм». Автором дана оценка со-временного состояния образовательного туризма, а также предложены возможные пути его развития. В качестве способов продвижения образовательного туризма предлагается разработка новых туров и маршрутов, расшире-ние сотрудничества с международными вузами в целях развития академического обмена, организация конкурсов на участие в образовательных турах, включение отдельных туров в учебную программу направления «Туризм», а также опциональная или обязательная самостоятельная разработка и прохождение студентами новых образова-тельных туров как часть практики, предусмотренной учебной программой. Отмечена важность финансовой сто-роны подобных образовательных туров, требующих определённых вложений. Результаты данной работы могут послужить дальнейшему исследованию концепта образовательного туризма в теории и могут быть применены на практике на пути к развитию этого направления, актуального и для студентов и преподавателей Российского гос-ударственного университета туризма и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авагян Асмик Арменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational tourism in Russia: current state and prospects for development

This article raises the problem of poor development of educational tourism. The concept of educational tourism is addressed, its key components and approaches of different researchers to its definition are discussed. The research methodology includes the analysis of recent scientific publications on educational tourism. Its role for students from such study field as ‘Tourism’ is pointed out. The author characterizes the current state of educational tourism and offers new ways of its development. The following means of its promotion are put forward: development of new tours and routes, closer collaboration with international universities for academic exchange, organization of contests for participation in educational tours, inclusion of separate tours in educational program of such study field as ‘Tourism’ and optional or obligatory independent development of new educational tours which will be further tried by students as a part of their educational training stipulated by the educational program. The importance of financial issue of such educational tours requiring certain investments is pointed out. The research results may contribute to further study of the concept of educational tourism in theory and may be applied to practice in the course of development of this study field which is relevant to students and teachers of the Russian State University of Tourism and Service, too.

Текст научной работы на тему «Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития»

Авагян А.А. 1 2019 №3(13): 21-30

Образовательный туризм в России:

современное состояние и перспективы развития

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 338.48

DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10303

Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития

АВАГЯН Асмик Арменовна

Российский государственный университет туризма и сервиса, Высшая школа международного сотрудничества, Москва, Российская Федерация; преподаватель; e-mail: avagyanasmik@gmail.com

Аннотация. В статье поднимается проблема недостаточного развития образовательного туризма. Рассмотрено понятие образовательного туризма, его ключевые составляющие и подходы разных исследователей к его определению. Методология исследования включает анализ недавних научных публикаций на тему образовательного туризма. Подчёркнута его роль для обучающихся по направлению «Туризм». Автором дана оценка современного состояния образовательного туризма, а также предложены возможные пути его развития. В качестве способов продвижения образовательного туризма предлагается разработка новых туров и маршрутов, расширение сотрудничества с международными вузами в целях развития академического обмена, организация конкурсов на участие в образовательных турах, включение отдельных туров в учебную программу направления «Туризм», а также опциональная или обязательная самостоятельная разработка и прохождение студентами новых образовательных туров как часть практики, предусмотренной учебной программой. Отмечена важность финансовой стороны подобных образовательных туров, требующих определённых вложений. Результаты данной работы могут послужить дальнейшему исследованию концепта образовательного туризма в теории и могут быть применены на практике на пути к развитию этого направления, актуального и для студентов и преподавателей Российского государственного университета туризма и сервиса.

Ключевые слова: образовательный туризм, составляющие, определения, перспективы развития

Для цитирования: Авагян А.А. Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития // Сервис Plus. 2019. Т.13. №3. С. 21-30. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10303.

Статья поступила в редакцию: 15.10.2019.

Статья принята к публикации: 15.11.2019.

Educational tourism in Russia: current state and prospects for development

Asmik A. AVAGYAN

Russian State University for Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; lecturer, avagyanasmik@gmail.com

Abstract. This article raises the problem of poor development of educational tourism. The concept of educational tourism is addressed, its key components and approaches of different researchers to its definition are discussed. The research methodology includes the analysis of recent scientific publications on educational tourism. Its role for students

СЕРВИС plus 2019 Tom 13 №3

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

www.philosoph.ru

from such study field as 'Tourism' is pointed out. The author characterizes the current state of educational tourism and offers new ways of its development. The following means of its promotion are put forward: development of new tours and routes, closer collaboration with international universities for academic exchange, organization of contests for participation in educational tours, inclusion of separate tours in educational program of such study field as 'Tourism' and optional or obligatory independent development of new educational tours which will be further tried by students as a part of their educational training stipulated by the educational program. The importance of financial issue of such educational tours requiring certain investments is pointed out. The research results may contribute to further study of the concept of educational tourism in theory and may be applied to practice in the course of development of this study field which is relevant to students and teachers of the Russian State University of Tourism and Service, too.

Keywords: educational tourism, components, definitions, prospects for development

For citation: Avagyan, A. A. (2019). Educational tourism in Russia: current state and prospects for development. Service plus, 13(3), 21-30. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10303 (In Russ.)

Submitted: 2019/10/15.

Accepted: 2019/11/15.

Введение

Туризм является одной из самых быстроразви-вающихся и перспективных отраслей экономики. Такой вид туризма, как образовательный туризм сегодня особенно важен в связи с постоянной необходимостью овладения новыми знаниями, умениями и навыками и большей академической мобильностью современной молодёжи. Актуальность выбранной темы связана с тем, что само понятие образовательного туризма является относительно новым и, как следствие, недостаточно изученным современными исследователями.

В статье раскрывается понятие образовательного туризма, рассматриваются типы образовательного туризма, его современное состояние и перспективы развития. Автором поднимается проблема недостаточного развития образовательного туризма внутри страны. Обосновывается необходимость принятия мер по поддержке образовательного туризма студентов направления подготовки «Туризм», а также предлагаются возможные пути устранения текущих препятствий на пути к большему развитию этого вида туризма. Ключевые составляющие образовательного туризма

Понятие образовательного туризма включает в себя два компонента: «образование» и «туризм». Однако присутствие этих двух компонентов в конкретных случаях образовательного туризма неравномерно. Так, Т.В.Пономарёва говорит о преобладании одного из них в зависимости от целей поездки [11]. Например, для одних посетителей туристской дестинации основной целью поездки становится образование, в то время как для других первичным является туризм.

Сегодня высшее образование в России доступно всем желающим вне зависимости от их национальной, религиозной или иной принадлежности. Так называемая эгалитарность высшего образования в контексте развитых стран подчёркивается и в работах отечественных авторов [7, 14]. Абитуриенты, поступающие на обучение по направлению подготовки «Туризм», осознают необходимость высшего образования для последующего трудоустройства. Тем не менее, как признаются сами студенты, выбор этого направления часто обусловлен интересом к индустрии туризма и любовью к путешествиям. Отправляясь в различные поездки в рамках образовательной программы выбранного вуза, студенты достигают нескольких целей. С одной стороны, они получают и накапливают новые знания, умения и навыки, необходимые для полного освоения преподаваемых дисциплин. С другой стороны, они становятся туристами в самом классическом понимании этого слова, то есть посещают новые места с целью рекреации. Именно совмещение двух составляющих, образования и туризма, положило начало образовательному туризму.

В наиболее общем виде выделяют три вида образовательного туризма: ориентированный на изучение иностранных языков, ориентированный на обучение различным видам спорта и профессиональное обучение [12]. В зависимости от целей поездки в понятие образовательного туризма могут входить различные компоненты.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что образовательный туризм представляет собой эффективную технологию обучения, уходящую

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития

корнями в давние традиции как в России, так и далеко за пределами нашей страны. Подтверждений долгого существования этого вида туризма много: В.П.Титов и Д.А.Денисова в своих работах рассматривают понятие образовательного туризма с исторической точки зрения [7, 14]. Однако, причины привлекательности отдельных территорий (объектов, комплексов) как туристско-ин-формационных дестинаций разнятся. Например, Соломин и Погодина делают акцент на информационной, экологической, социальной, эстетической и иной ценности территорий, посещаемых обучающимися с образовательной целью. Среди параметров ресурсов образовательного туризма они выделяют такие характеристики, как ёмкость, устойчивость, надёжность и доступность [13]. Рассмотрим суть каждой из перечисленных характеристик.

Под ёмкостью образовательных ресурсов понимается способность территорий к удовлетворению познавательных потребностей больших групп обучающихся на протяжении длительного периода времени. В случае студентов вузов эта характеристика проявляется в количестве лиц, которых смог «вместить» конкретный образовательный ресурс. Впоследствии наличие этой характеристики проявляется в частотности посещений этой территории теми же студентами, проявляющими прежний интерес к той же дестинации, или новыми группами обучающихся, отправляющимися вследствие успешного опыта их предшественников.

Устойчивость ресурсов - это наивысшая степень сохранения их основных свойств при туристском использовании. Безусловно, многократное посещение одной и той же территории может отражаться в утрате её прежних свойств, которые, возможно, были решающим фактором в выборе обучающимися туристской дести-нации.

Надёжность (или стабильность) в использовании некоторых ресурсов отличается такой проблемой, как сезонность. В образовательном туризме, как и в любом другом виде туризма, различают высокий, средний и низкий сезоны, границы которого определяются активностью посетителей и персонала, предоставляющего ресурсы.

Наконец, понятие «доступности» ресурсов можно рассмотреть с разных точек зрения. Во-первых, речь идёт о пространственной (географической) доступности туристско-информационных дестинаций, привлекающих внимание потенциальных туристов. Такая категория туристов, как студенты особенно заинтересована в краткосрочных поездках с образовательной целью вблизи места обучения, так как они позволят им расширять кругозор и получать новые знания без отрыва от учебного процесса. Исключение составляют

практики студентов (как правило, продолжительностью от 1 недели) и летние стажировки, которые обучающиеся могут провести вдали от постоянного места нахождения.

Во-вторых, немаловажным фактором является ценовая доступность этих дестинаций, так как обучающиеся, являясь основной аудиторией образовательного туризма, чаще всего не имеют стабильного заработка и зависят от доходов обеспечивающих их лиц (родителей или опекунов). Это означает, что высокая стоимость ресурсов может ограничивать возможности пребывания туристов на их территории.

В-третьих, даже при пространственной и ценовой доступности заинтересовавшие студентов объекты могут быть недоступны, если они располагаются на частной территории, владельцы которой не хотят использовать её для образовательного туризма. Особенно это касается природных ресурсов, которые могли бы стать потенциальными объектами новых исследований.

Подходы к определению образовательного туризма

Образовательный туризм можно считать широким понятием, так как оно может проявляться на самых разных уровнях: национальном, региональном, межрегиональном и международном [6]. Однако, в связи с тем, что образовательный туризм является относительно молодым понятием, он неоднозначно интерпретируется современными авторами. Более того, на сегодняшний день не существует единого определения образовательного туризма, закреплённого в российском законодательстве. Тем не менее, все существующие определения объединяет присутствие в структуре концепта двух обязательных взаимосвязанных компонентов - «образование» и «туризм» [6, 15]. Их присутствие в образовательном туризме неравномерно и разнится в зависимости от целей совершаемой поездки или тура или понимания самого концепта. Большой популярностью пользуется определение Э.А.Лунина, согласно которому образовательный туризм представляет собой «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [9: 13]. Ссылаясь на наибольшую определённость данной трактовки, И.И.Горлова отмечает, что образовательный туризм можно считать интегративным продуктом, включающим непосредственно туристскую составляющую и образовательный компонент и принимающим самые разнообразные формы [5].

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Ниже представлен один из подходов к определению структуры концепта «образовательный туризм» (см. рис. 1). Очевидно, что данный концепт возник при пересечении двух понятий, дав начало таким проявлениям образовательного туризма, как образовательные экскурсии, образовательная деятельность в музеях и программы студенческого обмена. С одной стороны, своего рода катализаторами появления и развития образовательного туризма стало всё большее значение образования в жизни современных людей и возможности непрерывного обучения, то есть

обучения на протяжении всей жизни, необходимость изучения иностранных языков, особенно в индустрии туризма, а также практикоориентированное обучение. Последнее характерно для туристских вузов, делающих акцент на применении студентами полученных знаний, умений и навыков на практике. С другой стороны, разные виды туризма (экологический, культурный, сбалансированный и экскурсионный), напрямую связанные с получением новых знаний и опыта, способствуют формированию концепта «образовательный туризм».

Экологический туризм

Культурный туризм

Туризм

Сбалансированный туризм

Экскурсионный туризм

Образовательные ЭКСКурСШ!

Образовательная деятельность в музеях

Образовательный туризм

Программы студенческого обмена

Непрерывное обучение (life-long learning)

Возросшая важность образован™

Образование

Возросшая необходимость

изучения иностранных языков

Практикоориентированное обучение

Рис. 1. Структура концепта образовательного туризма [19] Fig. 1. Structure of Educational Tourism Concept [19]

Т.В. Пономарёва выделяет ряд существующих подходов к определению понятия «образовательный туризм», среди которых экономический, деятельност-ный, программно-ориентированный, потребностно-ориентированный и комбинированные подходы [11]. Рассмотрим суть каждого из них.

Согласно А.Р. Лебедеву, образовательный туризм как экономическая категория подразумевает систему отношений, отражающую процессы, связанные с производством, распределением и потреблением образовательного туристского продукта [11]. Следует

отметить, что чаще всего образовательный туризм трактуется с точки зрения потребителей, а данный подход подчёркивает, что образовательный туризм, как и туризм в целом, может и должен рассматриваться как отрасль экономики.

Деятельностный подход прослеживается в определении Всемирной туристской организации, связывающим поездки, имеющие целью образование или профессиональную подготовку, с различными видами деятельности, такими как прохождение программ обучения или посещение курсов. Так, в соответствии с этим

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития

подходом стажировка студентов за рубежом и в пределах России - частный случай образовательного туризма.

При программно-ориентированном подходе участники образовательного туризма нацелены на выполнение конкретных задач, предусмотренных образовательными программами их учебных заведений. Такого подхода придерживаются отечественные исследователи В.П.Соломин и В.Л.Погодина [13]. Образовательный туризм в этом случае также рассматривается как эффективная форма обучения [15].

При потребностно-ориентированном подходе И.В. Зорин и В.А. Квартальнов в качестве цели образовательного туризма рассматривают удовлетворение познавательных интересов [11]. Таким образом, туризм как форма рекреации становится вторичным, уступая познанию, образованию как основным потребностям человека.

Наконец, в комбинированных подходах совмещаются принципы нескольких подходов с выделением временного, территориального признака или потребительского сегмента. Каждый из них рассматривает образовательный туризм с разных сторон, имея при этом весьма неоднозначные оценки исследователей. Одни считают нецелесообразным выделение временного признака, другие считают излишним упоминание целевой аудитории (потребительского сегмента) образовательного туризма.

Анализируя выше приведённые составляющие образовательного туризма, а также подходы к его определению, можем заметить, что в них не содержится информация о том, имеет ли значение финансовая сторона совершаемой поездки. Туристом может считаться любой студент, целью перемещения которого является прохождение краткосрочных курсов с целью овладениями конкретными навыками. Однако, представляется интересным разделение образовательного туризма на подтипы в зависимости от материального обеспечения совершаемой поездки. Большинство современных трактовок понятия «образовательный туризм» не поднимают этот вопрос, несмотря на то, что, например, де-ятельностный образовательный туризм может в перспективе получить более широкое распространение, если отправляющая или принимающая сторона возьмёт на себя часть расходов.

Наиболее распространённые классификации образовательного туризма включают разделение по возрастной категории и длительности пребывания. Принято считать, что целевая аудитория образовательного туризма представлена молодёжью, так как именно этот возрастной пласт населения чаще всего занят накоплением знаний, умений и навыков для их

дальнейшего применения в своей профессиональной области. Более того, именно обучающиеся школ и вузов имеют доступ ко всевозможным образовательным ресурсам, которые они находят сами или которые предлагаются им в рамках изучаемых дисциплин. В этой статье молодёжь будет рассмотрена как целевой сегмент, на удовлетворение познавательных потребностей которого направлен образовательный туризм.

Следует отметить, что немногие авторы эксплицитно говорят о целевой аудитории образовательного туризма. По крайней мере, в определениях многих исследователей чаще всего отражены цель поездки и временные промежутки, определяющие понятие «образовательный туризм». О значимости возрастной категории говорит и Т.В.Пономарева, систематизировавшая разные подходы к определению данного понятия [11: 140]. По её мнению, упоминание образовательной цели и отведённого на её достижение временного промежутка является излишним. Это обосновывается тем, что любой вид туризма непременно направлен на получение знаний, а туристом считается лицо, находящееся в месте пребывания не больше одного года и любое временное ограничение лишь подчёркивает срочность достижения образовательной цели, что на самом деле не имеет значения для образовательного туризма.

Однако, О.В. Акимова рассматривает образовательный туризм именно как разновидность молодёжного туризма. В подтверждение того, что этот сегмент развивается крайне быстрыми темпами, она отмечает, что 70% путешествий, совершаемых молодыми людьми, имеют целью получение опыта работы или обучение за рубежом, а растущий интерес к образовательному туризму вызвал появление специальных агентств. Более того, клиентами подобных агентств являются около 50% молодых людей [1].

Другой автор, Я. Г.Глумова, также говорит о целевой аудитории образовательного туризма и уточняет, что она, как правило, представлена людьми в возрасте от 16 до 40 лет [4: 56]. Такой широкий возрастной диапазон не позволяет определить образовательный туризм как разновидность молодёжного туризма. Тем не менее, он приводится автором неслучайно, такова статистика образовательного туризма за последние несколько лет, целевой аудиторией которого является именно молодёжь.

Некоторые зарубежные исследователи считают целевой аудиторией образовательного туризма всех, кто имеет отношение к образовательным учреждениям. Иными словами, «туристами» в данном случае могут считаться как студенты, так и преподаватели, научные сотрудники и академический персонал, а образовательный туризм может приобретать форму экотуризма

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

или студенческого обмена между университетами [20: 3].

Наконец, по мнению автора учебного пособия по образовательному туризму С.Ю. Житенёва, образовательный туризм - это «туристские путешествия, представляющие собой поездки в места временного пребывания с целью получения дополнительных знаний, образования и квалификации, которые осуществляются вне постоянного места жительства в течение двух-трёх месяцев» [8: 14]. Это означает, что по данному определению обучение в учебных заведениях нельзя считать примером образовательного туризма.

При рассмотрении данного понятия авторы также отмечают роль образовательного туризма как средства развития географической культуры и образования учащихся [10, 19], в становлении и подготовке будущих работников туристской индустрии [16]. Последнее подчёркивается в данной работе применительно к студентам направления подготовки «Туризм».

Современное состояние образовательного туризма в России

На сегодняшний день образовательный туризм предлагает обучающимся разного уровня (школьникам, студентам) туры естественнонаучного профиля, туры с изучением иностранных языков, историко-культурные и спортивно-обучающие туры [14: 291]. Очевидно, что формы образовательного туризма представляют собой многообразие тщательно разработанных программ туров, нацеленных на получение совокупности знаний, умений и навыков в конкретной области знаний.

Некоторыми авторами были проведены исследования, показавшие наиболее популярные причины, мотивирующие россиян к образовательному туризму. Среди исследователей, изучивших потребительский сегмент данного направления, - Н.Л. Бельская [3]. Данным автором было проведено социологическое исследование среди респондентов разного возраста, показавшее, что подавляющее число участников (73%) исследования приняли бы участие в образовательном туре. При этом нередко в образовательном туризме ценится именно возможность совершенствования языковых навыков, если речь идёт о зарубежных поездках. Это преимущество сферы образовательного туризма отмечается как участниками социологических опросов, так и современными авторами [3, 15].

Другое подобное исследование показало, что наибольшей популярностью у россиян среди стран образовательного туризма пользуются государства западной Европы (Великобритания, Франция, Германия), США и Мальта [2]. Во многом такие предпочтения вызваны возможностью улучшения речевых умений и

навыков при изучении языков, наиболее популярных в российских учебных заведениях. Также эти государства известны высоким качеством образования, что, несомненно, вызывает особый интерес обучающихся.

На уровне высшего образования образовательный туризм также реализовывается при помощи краткосрочных стажировок за рубежом. Рассмотрим современное состояние образовательного туризма в России на примере опыта студентов ведущих столичных вузов направления подготовки «Туризм» рассмотрим случаи образовательного туризма. Студенты Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУ-ТИС) имеют возможность пройти стажировку за рубежом, в частности большой популярностью среди обучающихся пользуются поездки в Турцию и Испанию. Максимальный срок пребывания в этих стажировках, как правило, составляет 6 месяцев. За это время студенты приобретают базовые навыки работы с туристическими группами. Кроме того, подобные стажировки имеют ещё одну функцию: они способствуют совершенствованию языковых и коммуникативных способностей обучающихся. Однако, принимая во внимание вышеизложенные критерии определения понятия «образовательный туризм», подобного рода поездки вряд ли можно отнести к случаям образовательного туризма, тем более учитывая тот факт, что студенты получают заработные платы, что исключает употребление термина «турист» применительно к этой группе обучающихся.

Зарубежные образовательные туры, имеющие целью выполнение познавательной функции, осуществляются редко. Этот факт можно объяснить финансовой малодоступностью, сложностью организации подобных туров и процедуры оформления необходимых документов для выезда из страны (визы). Последнее, к сожалению, нередко занимает длительное время как для целых групп, так и для отдельных студентов. Более того, зачастую студенты недостаточно хорошо проинформированы о возможностях образовательной поездки за рубеж. Знание этих возможностей повысит активность обучающихся и мотивирует их к лучшим академическим результатам в рамках преподаваемых в вузе дисциплин. Однако, как показывает статистика въездного образовательного туризма, Россия занимает 6-7 место в мире по количеству иностранных студентов [17].

Перспективы развития образовательного туризма

Образовательный туризм, как и вся индустрия туризма в целом, конечно, требует определённых вложений, недостаток которых является на сегодняшний

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

день одним из главных сдерживающих факторов развития образовательного туризма [18]. Эти средства должны быть направлены на создание новых туров для обучающихся, включающих спектр различных услуг, таких как транспорт, мероприятия образовательного характера (семинары, конференции, выставки) и экскурсии. Иными словами, в образовательном туризме применимо использование знакомого всем термина «тур-пакет». В зависимости от длительности поездки, организаторы могут также включить в стоимость тура проживание и питание. В связи с тем, что студенты чаще всего ограничены в денежных средствах, образовательные туры, максимально оплачиваемые организующей стороной, будут пользоваться наибольшей популярностью.

Для наибольшего соответствия предпочтениям целевой группы образовательного туризма необходимо регулярное проведение социологических исследований [18]. Они призваны не только предоставить сведения о перспективных направлениях образовательных туров, но и выяснить, в чём состоят причины привлекательности отдельных территорий. Последнее позволит адаптировать менее популярные ресурсы в соответствии с интересами целевой группы и повысить возможности образовательного туризма в конкретных регионах.

Однако, образовательные учреждения не смогут предоставлять подобные возможности образовательного туризма всем студентам, поэтому целесообразной станет процедура отбора участников туров на конкурсной основе. Подобно программам на получение грантов для стажировки в зарубежных вузах, таких как ERASMUS, российским вузам необходимо внедрить внутренние конкурсы, позволяющие студентам отправляться в поездки с образовательной целью. Такие конкурсы призваны не только расширить кругозор обучающихся в конкретной области знаний, но и стимулировать их интерес к процессу обучения в целом. Интересно, что стимулирующий, или поощрительный туризм (incentive tourism) уже получил широкое распространение за рубежом и также пользуется популярностью среди российских работодателей в крупных компаниях. Однако, применительно к образованию этот термин ещё не используется.

Особая актуальность образовательных туров для студентов направления подготовки «Туризм», прошедших отбор по конкурсу, заключается в том, что они изначально заинтересованы как в краткосрочных стажировках, так и в длительных поездках. Обучающиеся, выбирающие это направление подготовки, понимают, что лучший способ понять суть будущей работы - это погрузиться в неё на практике. Исходя из этого,

образовательные туры для этой целевой группы повысят интерес нынешних и будущих студентов данного направления подготовки. В дальнейшем эти туры могут стать частью учебной программы. Несомненно, студенты будут стремиться к совершенствованию своих знаний, умений и навыков, чтобы получить возможность поучаствовать в образовательном туре в рамках обязательной дисциплины.

Как и в случае рамочных соглашений между разными вузами, сотрудничающими с целью обмена студентами, российские вузы - организаторы образовательных туров могут при возможности заключить договора с принимающей стороной, заведениями индустрии питания и гостеприимства. В рамках этих договоров они смогут гарантированно получать необходимые услуги по сниженной стоимости или, по обоюдному согласию сторон, частично услуги могут быть предоставлены за счёт принимающей стороны. Другими словами, образовательные учреждения могут наладить сотрудничество с конкретными лицами, реализующими образовательные туры, и при их успешности предлагать вниманию новых студентов уже знакомые их предшественникам маршруты как в пределах России, так и за её пределами.

Заключение

Сегодня туризм представляет собой огромную сферу человеческой деятельности, связанную в том числе и с процессами познания. Появление образовательного туризма представляется вполне закономерным, так как интерес и потребность в образовании существовали всегда. Однако, несмотря на широкий спектр существующих исследований в области образовательного туризма, на данный момент не существует единого представления о данном концепте.

Образовательный туризм можно рассматривать как с точки зрения деятельности потребителей, так и в качестве экономической категории, подразумевающей этапы формирования, распределения и потребления туристского продукта. Тем не менее, существует множество подходов к интерпретации концепта образовательного туризма, отражающих разные его составляющие. Ключевыми по-прежнему остаются образование и туризм, дополняющие друг друга и в разной степени присутствующие в конкретных случаях образовательного туризма.

Данная область особенно важна для студентов направления «Туризм», так как даёт возможность применить полученные знания на практике и овладеть новыми, необходимыми для успешного становления в своей профессиональной области. Растущая популярность зарубежных стажировок среди студентов Российского государственного университета туризма и

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

сервиса может послужить фактором развития образовательного туризма, если основной целью студентов является обучение. Оставляя в стороне вопрос о первичности или вторичности получения заработка, многими современными авторами подчёркивается необходимость практикоориентированного обучения студентов посредством академического обмена, краткосрочных стажировок, экскурсий и других видов образовательного туризма.

В целях развития образовательного туризма необходимо разработать новые туры и маршруты,

которые могут предлагаться студентам как в качестве факультативных мероприятий, так и в рамках обязательных дисциплин. Более того, предлагается вводить данные туры и маршруты на конкурсной основе, оплачивая определённую часть расходов в случае успешного прохождения конкурса. Это повысит интерес и мотивацию обучающихся, а также поспособствует более качественной подготовке студентов. Также целесообразным может стать расширение международного сотрудничества туристских вузов для создания возможностей студенческого академического обмена.

Литература

1. Акимова О.В. Образовательный туризм: проблемы и перспективы// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №2, стр. 77-79, 2013.

2. Бельская Н.Л. Образовательный туризм как объект научного исследования// Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева №5, стр. 11-18. 2013.

3. Бельская Н.Л. Современные подходы к управлению образовательным туризмом // Научный результат №2, стр. 29-38, 2015.

4. Глумова Я.Г. Образовательный туризм как фактор улучшения демографического потенциала региона // Событийный туризм - основа реализации туристского потенциала территорий: актуальные задачи, проблемы и перспективы развития/ Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Белгородский университет кооперации, экономики и права, стр. 50-55, 2016.

5. Горлова И.И. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика//Культурно-позна-вательный туризм юга России как стратегический ресурс укрепления российской государственности, стр. 18-24, 2015.

6. Гусейнова А.Г. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные понятия// Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса №4 (9), стр. 64-69, 2015.

7. Денисова Д.А. Ретроспективный анализ развития понятия «образовательный туризм»// Вестник магистратуры №1-1 (40), стр. 102-105. Йошкар-Ола. 2015.

8. Житенёв С.Ю. Образовательный туризм в России: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. С. Ю. Житенёва. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.

9. Лунин Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2009.

10. Погодина В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся//Из-вестия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, №116, стр. 59-68, 2009.

11. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей// Проблема современной экономики/ Материалы IV Международной научной конференции, стр. 139-143, 2015.

12. Селиванова С.И. Образовательный туризм// Вестник университета (Государственный университет управления), №11, стр. 169-174, 2014.

13. Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, №8 (30), стр. 96-112, 2007.

14. Титов В.П. Современный образовательный туризм в России: проблемы, тенденции и перспективы развития// Дизайн, технологии и инновации в текстильной и лёгкой промышленности (ИННОВАЦИИ-2016)/ Сборник материалов международной научно-технической конференции. Московский государственный университет дизайна и технологии, стр. 287-292, 2016.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития

15. Шпет Е.Н. Образовательный туризм как одно из перспективных направлений обучения в высшей школе// Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме/ Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, стр. 115-116, 2013.

16. Dembovska I., Silicka I., Lubkina V. Educational tourism in the training of future tourism professionals. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume IV, pp. 245-255, 2016.

17. Rodionova I., Shuvalova O., Erokhina E. Foreign experience and the development of educational tourism in Russia. Proceedings of ADVED 2018 - 4th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, pp. 437-445.

18. Kabanova, E., Frolova E., Medvedeva N., Vinichenko M., Shimanskaya I. Cultural and Educational Tourism in the Russian Federation: Basic Problems and Development Resources. International Review of Management and Marketing, 6(S5), 2016, pp. 206-210.

19. Prakapiene D., Olberkyte L. Using Educational Tourism in Geographical Education. Review of International Geographical Education Online (RIGEO), 3 (2), 2013, pp. 138-151.

20. Malihah E., Diyah Setiyorini H.P. Tourism Education and Edu-Tourism Development: Sustainable Tourism Development Perspective in Education. 2014, The 1st International Seminar on Tourism (ISOT), Bandung, "Eco-Resort and Destination Sustainability: Planning, Impact, and Development", 2014, pp.1-7.

References

1. Akimova O.V. (2013). Educational tourism: problems and perspectives. Aktualnye problemy gumanitamykh i sotsioalnykh nauk [Current problems of humanities and social sciences], 2, 77-79. (In Russ.)

2. Belskaya N.L. (2013). Educational tourism as the object of scientific research. Vestnik Tobolskoy gosudarstvennoy sotsialno-pedagogicheskoy akademii im. D.I. Mendeleeva [The Bulletin of Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev], 5, 11-18. (In Russ.)

3. Belskaya N.L. (2015). Modern approaches to managing educational tourism. Nauchnyrezultat[Scientific result], 2, 29-38. (In Russ.)

4. Glumova Ya. G. (2016). Educational tourism as a factor of improving the demographic potential of the region. Event tourism as a basis for realizing the tourism potential of territories: current objectives, problems and prospects for development. Materials of international scientific and practical Internet-conference. Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 50-55. (In Russ.)

5. Gorlova I.I. (2015). Educational tourism in modern Russia: the nature and specificity. Cultural and educational tourism of the south of Russia as a strategic resource of strengthening the Russian statehood, 18-24. (In Russ.)

6. Guseinova A.G. (2015). Essence of the concept 'Educational tourism' and its basic principles. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [The Bulletin of association of universities of tourism and service], 4 (9), 6469. (In Russ.)

7. Denisova D.A. (2015), Retrospective analysis of development of the "educational tourism" concept. Vestnik magistratury [The Bulletin of Master studies], Yoshkar-Ola, 1-1 (40), 102-105. (In Russ.)

8. Zhitenyov S. Yu. (2018). Educational tourism in Russia: textbook for bachelor and master students. Moscow. (In Russ.)

9. Lunin E.A. (2009). Improving the educational tourism management in the Russian Federation: author's abstract of PhD dissertation. St. Petersburg. (In Russ.)

10. Pogodina V.L. (2009). Educational tourism as a way to develop geographical culture of students. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [News of the Herzen State Pedagogical University of Russia]. St. Petersburg, no.116, pp. 59-68. (In Russ.)

11. Ponomareva T.V. (2015). Educational tourism: its nature, purposes and main consumer segments. Problema sovremennoi ekonomiki [Problem of modern economics]. Proceedings of IV International scientific conference, 139-143. (In Russ.)

12. Selivanova S.I. (2014). Educational tourism. Vestnik universiteta (Gosudarstvenniy universitet upravleniya) [The University Bulletin (State University of Management)], no.11, pp. 169-174. (In Russ.)

13. Solomin V.P., Pogodina V.L. (2007). Current state and prospects for development of educational tourism in Russia. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [News of the Herzen State Pedagogical University of Russia]. St. Petersburg, 8 (30), 96-112. (In Russ.)

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

14. Titov V.P. (2016). Modern educational tourism in Russia: problems, tendencies and prospects for development. Dizain, tekhnologii i innovatsii v tekstilnoi i lyogkoi promyshlennosti (INNOVATSII-2016) [Design, technology and innovations in textile and light industry (INNOVATIONS-2016)]. Proceedings of the international scientific and technical conference. Moscow State University of Design and Technology, 287-292. (In Russ.)

15. Shpet E.N. (2013). Educational tourism as one of the perspective areas of studying at a higher school. In: Transformation of scientific paradigms and communicative practices in information society. Conference proceedings. National Research Tomsk Polytechnic University, 115-116. (In Russ.)

16. Dembovska I., Silicka I., Lubkina V. (2016). Educational tourism in the training of future tourism professionals. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. IV, 245-255.

17. Rodionova I., Shuvalova O., Erokhina E. (2018). Foreign experience and the development of educational tourism in Russia. Proceedings of ADVED 2018 - 4th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 437-445.

18. Kabanova, E., Frolova E., Medvedeva N., Vinichenko M., Shimanskaya I. (2016). Cultural and Educational Tourism in the Russian Federation: Basic Problems and Development Resources. International Review of Management and Marketing, 6(S5), 206-210.

19. Prakapiené D., Olberkyté L. (2013). Using Educational Tourism in Geographical Education. Review of International Geographical Education Online (RIGEO), 3 (2), 138-151.

20. Malihah E., Diyah Setiyorini H.P. (2014). Tourism Education and Edu-Tourism Development: Sustainable Tourism Development Perspective in Education. The 1st International Seminar on Tourism (ISOT), Bandung, "Eco-Resort and Destination Sustainability: Planning, Impact, and Development", 1-7.

2019 Vol. 13 Iss. 3

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

www.philosoph.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.