Научная статья на тему 'Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)'

Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
696
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / TOURISM / CULTURE / YOUTH / EDUCATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Раитина Маргарита Юрьевна, Илюхина Галина Ивановна, Покровская Елена Михайловна, Суслова Татьяна Ивановна, Ходкевич Мария Михайловна

Статья посвящена актуальной проблеме молодежного туризма на примере региона г. Томска, студенческого поликультурного образовательного пространства, которое выступает драйвером культурной интеграции. Предметом исследования выступает особенности потребностей молодежи в сфере туристических услуг. Целью исследования является изучение молодежного туризма как способа культурной интеграции. В качестве гипотезы авторы выделяют положение о том, что сегодня рынок туристических услуг региона слабо представлен актуальными программами молодежного туризма, удовлетворяющими потребностями данной группы. В качестве основного метода исследования был выбран социологический опрос, проведенный на базе университетов и туристических фирм г. Томска с использованием авторской анкеты, состоящей из 20 закрытых вопросов. Полученные данные убедительно свидетельствуют о наличии проблемных зон в сегменте программ молодежного туризма региона в виду особенностей географического расположения (удаленности от центральной части России и крупных транспортных узлов, логистически обусловленных), ограниченности финансовых и временных ресурсов, отсутствия ментальной включенности в коммуникативное поле культурного разнообразия. Авторы выделяют стимулирующие и ограничивающие факторы в развитии молодежного туризма региона г. Томска. Результаты исследования носят прикладной характер и могут быть применимы при разработке учебных курсов, направленных на формирование общекультурной (универсальной) компетенции способность к осуществлению межнационального взаимодействия на русском и иностранном языках, а также при разработке методических материалов по направлениям подготовки: «Организация работы с молодежью», «Сервис», «Туризм». В перспективе полученные результаты могут быть экстраполированы в отраслевые комплексные программы развития на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Раитина Маргарита Юрьевна, Илюхина Галина Ивановна, Покровская Елена Михайловна, Суслова Татьяна Ивановна, Ходкевич Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth tourism as a way of cultural integration: regional aspect (on the example of Tomsk)

The article is devoted to the topical problem of youth tourism on the example of Tomsk region, student multicultural educational space, which is the driver of cultural integration. The subject of the study is the characteristics of young people needs in the field of tourism services. The aim of the research is to study youth tourism as a way of cultural integration. As a hypothesis, the authors highlight the position that today the market of touristic services in the region has very few relevant youth tourism programs that meet the needs of this group. The article proposes sociological survey of universities and touristic firms of Tomsk with the use of the author's questionnaire consisting of 20 closed questions was the main method of research. The data obtained clearly indicate the presence of problem areas in the segment of youth tourism programs in the region due to the peculiarities of geographical location (distance from the central part of Russia and major transport hubs, logistically conditioned), limited financial and time resources, lack of mental involvement in the communicative field of cultural diversity. The authors identify stimulating and limiting factors in the development of youth tourism in Tomsk region. The results of the study can be applied in the development of training courses aimed at the formation of general cultural (universal) competence the ability to implement international cooperation in Russian and foreign languages, as well as in the development of teaching materials in the areas of training: "Organization of work with young people", "Service", "Tourism". In the long term, we can extrapolate the results into sectorial complex development programs at the regional level.

Текст научной работы на тему «Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)»

Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)

туризм / тоитэм

УДК 141.2; 304.2

ОС!: 10.24411/2413-693Х-2019-10201

Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)1

РАИТИНА Маргарита Юрьевна

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Российская Федерация; кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра Гуманитарного факультета, raitina@mail.ru

ИЛЮХИНА Галина Ивановна

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация; доцент департамента высшего образования, кандидат социологических наук, giimos@mail.ru

ПОКРОВСКАЯ Елена Михайловна

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Российская Федерация; кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра Гуманитарного факультета, pemod@yandex.ru

СУСЛОВА Татьяна Ивановна

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Российская Федерация; доктор философских наук, профессор, tis1@main.tusur.ru

ХОДКЕВИЧ Мария Михайловна

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Российская Федерация; студент

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме молодежного туризма на примере региона г. Томска, студенческого поликультурного образовательного пространства, которое выступает драйвером культурной интеграции. Предметом исследования выступает особенности потребностей молодежи в сфере туристических услуг. Целью исследования является изучение молодежного туризма как способа культурной интеграции. В качестве гипотезы авторы выделяют положение о том, что сегодня рынок туристических услуг региона слабо представлен актуальными программами молодежного туризма, удовлетворяющими потребностями данной группы. В качестве основного метода исследования был выбран социологический опрос, проведенный на базе университетов и туристических фирм г. Томска с использованием авторской анкеты, состоящей из 20 закрытых вопросов. Полученные данные убедительно свидетельствуют о наличии проблемных зон в сегменте программ молодежного туризма региона в виду особенностей географического расположения (удаленности от центральной части России и крупных транспортных узлов, логистически обусловленных), ограниченности финансовых и временных ресурсов, отсутствия ментальной включенности в коммуникативное поле культурного разнообразия. Авторы выделяют стимулирующие и ограничивающие факторы в развитии молодежного туризма региона г. Томска. Результаты исследова-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, проект № 28.8279.2017/8.9

СЕРВИС^ 2019 Том 1В №2

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

www.philosoph.ru

Youth tourism as a way of cultural integration: regional aspect

(on the example of Tomsk)

ния носят прикладной характер и могут быть применимы при разработке учебных курсов, направленных на формирование общекультурной (универсальной) компетенции - способность к осуществлению межнационального взаимодействия на русском и иностранном языках, а также при разработке методических материалов по направлениям подготовки: «Организация работы с молодежью», «Сервис», «Туризм». В перспективе полученные результаты могут быть экстраполированы в отраслевые комплексные программы развития на региональном уровне.

Ключевые слова: туризм, культура, молодежь, образование, интеграция

Для цитирования: Раитина М.Ю., Илюхина Г.И., Покровская Е.М., Суслова Т.И., Ходкевич М.М. Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска) // Сервис Plus. 2019. Т.13. №2. С. 3-13. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10201.

Статья поступила в редакцию: 24.05.2019.

Статья принята к публикации: 24.06.2019.

Margarita Yu. RAITINA

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation; Cand. Sc. (Philosophy), Associate Prof., Senior researcher, raitina@mail.ru

Galina I. ILYUKHINA

Russian State University for Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Cand. Sc. (Sociology), Associate Prof., giimos@mail.ru,

Elena M. POKROVSKAYA

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation; Cand. Sc. (Philosophy), Associate Prof., Senior researcher, pemod@yandex.ru

Tatiana I. SUSLOVA

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation; Dr. Sc. (Philosophy), Prof., tis1@main.tusur.ru

Maria M. KHODKEVICH

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation; Student

Abstract. The article is devoted to the topical problem of youth tourism on the example of Tomsk region, student multicultural educational space, which is the driver of cultural integration. The subject of the study is the characteristics of young people needs in the field of tourism services. The aim of the research is to study youth tourism as a way of cultural integration. As a hypothesis, the authors highlight the position that today the market of touristic services in the region has very few relevant youth tourism programs that meet the needs of this group. The article proposes sociological survey of universities and touristic firms of Tomsk with the use of the author's questionnaire consisting of 20 closed questions was the main method of research. The data obtained clearly indicate the presence of problem areas in the segment of youth tourism programs in the region due to the peculiarities of geographical location (distance from the central part of Russia and major transport hubs, logistically conditioned), limited financial and time resources, lack of mental involvement in the communicative field of cultural diversity. The authors identify stimulating and limiting factors in the development of youth tourism in Tomsk region. The results of the study can be applied in the development of training courses aimed at the formation of general cultural (universal) competence - the ability to implement international cooperation in Russian and

Youth tourism as a way of cultural integration: regional aspect (on the example of Tomsk)

2019 Vol. 13 Iss. 2

SCIENTIFIC JOURNAL

service plus

www.philosoph.ru

Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)

foreign languages, as well as in the development of teaching materials in the areas of training: "Organization of work with young people", "Service", "Tourism". In the long term, we can extrapolate the results into sectorial complex development programs at the regional level.

Keywords: tourism, culture, youth, education, integration

For citation: Raitina, M. Yu., Ilyukhina, G. I., Pokrovskaya, E. M., Suslova, T. I., & Khodkevich, M. M. (2019). Youth tourism as a way of cultural integration: regional aspect (on the example of Tomsk). Servis plus, 13(2), 3-13. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10201. (In Russ.). Submitted: 2019/05/24. Accepted: 2019/06/24.

Межкультурное взаимодействие сегодня имеет определяющее значение для бытия человека в мире, трансформирует личностные смыслы, духовно-нравственный потенциал, способствует сближению и порождает новые формы культурной активности. Рассматривая межкультурный диалог как многогранный процесс, осуществляемый на основе различных социокультурных форм, как стран и регионов, так и на глобальном уровне, выделим молодежный туризм как один из способов культурной интеграции.

Для преодоления противоречия между вызовами современного мира и требованиями образовательных стандартов, направленных на овладение культурой межнационального общения, и непосредственно содержанием образовательных программ, обратимся к сфере туризма как возможности реализации собственных коммуникативных потребностей молодежи и приобретения необходимых компетенций для осуществления межкультурного диалога [5, 6, 14, 17].

Данная проблематика была предметом изучения в работах зарубежных и российских исследователей [7, 18, 20]. Так, модели поведения туристов в инокультур-ной среде отражены в работах С. Хуана, Дж. Кроттса [21]. Вопросы культуры и туризма как инструмента познания культуры рассмотрены в исследованиях Л. Ру-ханен, М. Уитфорда, Д. Тимоти, Ч. Чжана, В.В. Корту-нова [12, 22, 23]. Стереотипы о туризме и туристических предпочтениях в различных культурах находят отражение в работах Л. Стона, С. Лесего, Г. Неапане, Рассадина Б.И. [16, 24]. Ряд ученых, например, Е.В. Басаргина, Н.Н. Касенова, Е.В. Кузнецова, Р.З. Хайруллин и др. [3, 9, 13, 19] рассматривали вопросы межнационального общения в контексте вузовского образования.

Авторы разделяют точку зрения о ведущей роли образования в формировании ценностных ориентиров, коммуникативных практик в социально-культурном пространстве при подготовке высокопрофессиональных кадров для индустрии туризма [2]. Так, Томск традици-

онно выступает регионом студенчества: в вузах учатся 65,4 тысяч студентов из 75 регионов России и 47 зарубежных стран, градообразующей отраслью экономики Томска является научно - образовательный комплекс. Среди студентов - граждане иностранных государств. Университеты совместно с зарубежными странами реализуют профильные программ двойных дипломов (double degree). Тем самым, факторы интернационализации, академической мобильности в молодежной среде играют важную роль в региональном развитии города и области.

Исходя из предположения, что высокая туристская активность молодых людей остается реализованной не полностью, применительно целям нашей работы было проведено социологическое исследование, направленного на выявление потребностей, предпочтений, удовлетворённости молодых людей в сфере молодёжного туризма.

При анализе клиентской базы туристических фирм г. Томска установлено, что в среднем 25-30% клиентов туристических фирм молодые люди. Вместе с тем, специальных предложений по программам молодежного туризма сегодня недостаточно (1-2%). Очевидно, что существует потребность в программах, ориентированных на молодых людей, связанных с их социокультурными предпочтениями и ментальными ценностями. Особенности данной категории потребителей, их предпочтения в области молодёжного туризма изучены не в полной мере и данный сегмент туристического рынка нуждается в специфическом туристическом продукте.

В рамках нашего исследования были поставлены следующие задачи:

■ выявление мнений студентов о развитии молодежного туризма

■ определение целей путешествий студентов

■ определение туристских предпочтений студенческой молодежи

СЕРВИС peus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Youth tourism as a way of cultural integration: regional aspect

(on the example of Tomsk)

■ выявление частоты и продолжительности путешествий студентов

■ выявление сезонности путешествий

■ изучение предпочтительных регионов и мест отдыха молодёжи

■ оценка покупательской способности студентов

■ изучение интересов студентов, выявление предпочтений при выборе видов молодёжного туризма.

В настоящее время молодёжный туризм занимает особое место в системе мирового туристского развития [1, 4, 10-11, 15]. В последние годы значительно изменилась структура возрастного состава туристских потоков. Согласно общемировым тенденциям около половины путешественников - это молодые люди 20-25 лет и с каждым годом их становится все больше. Рынок молодежного туризма - самый быстрорастущий в мире, он ежегодно увеличивается примерно на 1,5% [8].

В качестве способа исследования при сборе первичных данных выступила анкета, состоящая из 20 закрытых вопросов, которые, по нашему мнению, позволяют выявить ценностные предпочтения, ориентации студентов в сфере туризма.

Исследование проводилось в период с 11 апреля по 23 май 2018 г. Участниками анкетирования являлись студенты 3 - 4 курсов Томского политехнического университета (ТПУ), Томского государственного университета (ТГУ), ТУСУРа, студенты, обращающиеся в ЦМТ «Сибинтур» за приобретением турпакетов.

Формы анкетирования:

- очная групповая форма в группах студентов ТПУ, ТГУ, ТУСУРа;

- очная индивидуальная форма (при прохождении практики в ЦМТ «Сибинтур»);

- заочная - через социальную сеть «Вконтакте».

Всего в опросе приняли участие 198 студентов. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурой случайного отбора. В таблице 1 отображен возрастной состав респондентов.

Табл. 1. Возрастной состав респондентов

Возраст Кол-во %% к общему коли-

лет студентов, чел. честву

20 28 15,1

21 48 25,8

22 103 55,3

23 4 2,2

24 3 1,6

Результаты были обработаны методами математической статистики. По итогам проведенного нами

социологического исследования ожидаемо выяснилось, что студенты томских ВУЗов предпочитают активный досуг пассивному, соответственно 67,3% и 32,7% (Рис. 1).

33%

67%

W

пассивным отдых активный отдых

Рис. 1. Предпочтения студентов в видах досуга Fig. 1. Students' preferences in leisure activities

Активный отдых молодые люди связывают с развитием молодежного туризма в нашей стране. Только 13,4% студентов считают, что специально развивать это направление туризма не нужно, 12,9%, что он развит достаточно хорошо. 40,4% уверены, что для успешного развития молодежного туризма необходимы специальные молодежные программы, а 33,4% - что молодежный туризм в России развит недостаточно (Рис.2).

13,3%

12,9%

40,4%

I НУЖНЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТ НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТ ХОРОШО I РАЗВИВАТЬ НЕ НУЖНО

33,4%

Рис.2. Отношение к развитию молодежного туризма Fig. 2. Attitude to the development of youth tourism

Молодежь любит путешествовать, познавать мир, завязывать новые знакомства, постоянно учиться чему-то новому. Туристические поездки студентов ограничены внеучебным временем и финансами. При всем желании путешествовать, 31,7% студентов могут позволить себе туристические поездки только 1 раз в год, 43,7% - 1 раз в 2 года, 13,9% - 1 раз в 3 года, и только 10,7% - 2 раза в год (Рис. 3).

При проведении исследования определились сезонные рамки путешествий студентов, большинство из них - 61,8% - совершают туристические поездки летом, 17,7% - зимой, во время каникул. Весной путешествуют 14,6%, и только 5,9% - осенью (Рис. 4).

2019 Vol. 13 Iss. 2

service plus

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SCIENTIFIC JOURNAL

Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)

2 РАЗА В ГОД 1 РАЗ В ГОД 1 РАЗ В 2 ГОДА 1 РАЗ В 3 ГОДА

Рис.3. Частота путешествий Fig. 3. Frequency of travel

ЗИМОИ ВЕСНОЙ ЛЕТОМ ОСЕНЬЮ

Рис.4. Сезонность путешествий Fig. 4. Seasonality of travel

Основными мотивациями путешествий студентов явились: желание увидеть новые места 56,9%, сменить обстановку, развлечься 27,6%, пообщаться с новыми людьми 10,7%, познакомиться с культурой новых регионов 4,8% (Рис.5).

пообщаться с новыми людьми

Рис.5. Мотивация путешествия Fig. 5. Motivation for travel Установлено, что при приобретении студентами туристического продукта они, в первую очередь (40,5%), руководствуются отзывами друзей и знакомых о совершенном путешествии. 29,5% - желанием познакомиться с интересующей их страной, её культурой, обычаями, традициями, языком. 12,3% - финансовыми

возможностями, 11,8% - предложениями одной или нескольких туристических фирм. Только 5,9% молодых людей при выборе турпродукта ориентировались на рекламу в СМИ, что свидетельствует о том, что турфирмы недостаточно используют её в средствах массовой информации или она не является эффективной (Рис.6).

■ отзывы друзей и знакомых

■ желание познакомиться со страной

■ предложения турфирм

■ реклама в сми

i финансовые возможности

Рис.6. Приоритеты при выборе турпродукта Fig. 6. Priorities when choosing a tourist product

При проведении анкетирования выяснилось, что все респонденты в последние 5 лет совершали путешествия по России и за рубеж. Большая часть из них за это время совершила 1 -2 путешествия за границу, соответственно 36,2% и 39,7%. Некоторые участники опроса: 3-4 раза - 12,3% и 11,8%. Частота путешествующих по России за 5 лет сложилась по возрастающей: 1 раз - 22,2%, 2 раза - 24,1%, 3 раза - 25,8%, 4 раза и более - 27,9% (Рис. 7).

4 раза и боже

Рис. 7. Частота путешествий по России и за рубежом Fig. 7. Frequency of travel in Russia and abroad

На основе вышесказанного сделаем вывод, что студенты совершают выезды за границу реже, чем по России. Причинами выступают: недостаток свободного времени и высокая стоимость зарубежных поездок,

сервис pius

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Youth tourism as a way of cultural integration: regional aspect

(on the example of Tomsk)

особенно при высоком курсе валют. Анкетируемые указали, что в последние 3-4 года для них возможно совершать краткосрочные поездки по своему региону (например, горные лыжи на Алтае, скалолазание в Красноярском крае). В такой ситуации все дополнительные услуги в местах отдыха за границей являются более затратными, чем в России. Например, в г. Шерегеш (Горнолыжный курорт на Кузбассе) средняя стоимость за билет на подъемник на один день составляет 1200 рублей, а на французском горнолыжном курорте Шамони-Монблан - 56,50 €, по сегодняшнему курсу 4300 рублей. Отметим, что предпочтения студентов по туристическим регионам сложились следующим образом: наиболее популярными направлениями отдыха стали Южная Азия (43,5%), путешествия и отдых в России (31,1%), Европа (16,1%), Северная Африка (9,1%) (Рис. 9).

европа южная азия северная африка россия америка

Рис. 8. Регионы путешествий Fig. 8. Destinations for travel

На основе данных нашего исследования можно сделать следующие выводы о продолжительности молодежных поездок:

- почти половина студентов (48,9%) предпочитают двухнедельные туры;

- немногим меньше (33,8%) проголосовали за недельный отдых;

- 10,8% считают приемлемым отдых в течение нескольких дней;

- только 6,5% опрошенных потратили бы на поездки месяц и более свободного времени.

В силу того, что молодежь - это самая активная часть населения, ей свойственно желание к перемене мест, то оптимальный для данной группы является отдых в 1-2 недели, а отдых в течение месяца крайне затратен и может привести к монотонности восприятия (Рис. 9).

Один из главных барьеров на молодёжном туристическом рынке - покупательная способность студентов. Результаты проведенного анкетирования показали: большинство из опрошенных готовы заплатить за свой отдых от 30 до 40 тысяч рублей - 36,5% и 31,4%,

до 20 тысяч - 22,5%. Более 40 тысяч на свой отдых готовы потратить только 9,6% студентов (Рис. 10).

I МЕНЬШЕ НЕДЕЛИ НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛИ МЕСЯЦ И БОЛЕЕ

Рис. 9. Оптимальная продолжительность путешествия Fig. 9. Optimal travel duration

I ДО 20 ТЫСЯЧ ДО 30 ТЫСЯЧ ДО 40 ТЫСЯЧ 4О ТЫСЯЧ И БОЛЕЕ

Рис.10. Оптимальная стоимость поездки Fig. 10. Optimal travel price

Учитывая, что около 90% респондентов готовы заплатить за турпакет не более 40 тысяч рублей, то и на вопрос, считают ли они приемлемым для себя снизить стоимость путешествия за счет выбора средств размещения и питания эконом класса, 63,4% ответили утвердительно, а 36,6% готовы оплатить тур, не снижая комфорта в путешествии (Рис. 11).

I ГОТОВ СНИЗИТЬ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПИТАНИЯ

НЕ ГОТОВ СНИЗИТЬ ЗА СЧЕТ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПИТАНИЯ

Рис. 11. Возможность снижения стоимости туристического пакета Fig. 11. The possibility of reducing the cost of a package tour

2019 Vol. 13 Iss. 2

service plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)

Из элементов турпакета, важных для студентов, первым стала возможность активного отдыха (27,4%), вторым - наличие объектов туристического интереса (26,8%), они составили больше половины ответов. Значимость класса гостиницы отметили (22,2%), питания (16,1%) и вида транспорта (7,5%) (Рис.12).

■питание

вид транспорта

7,5% к 1 класс гостиницы

«наличие объектов туристического интереса

возможность активного отдыха

Рис. 12. Предпочтения в элементах турпакета Fig. 12. Preferences in elements of package tour

Из 68.1% респондентов, отдыхавших за границей в последние 5 лет (Рис. 8) на вопрос о предпочтении зарубежного туризма российскому, основными причинами были названы: познание мира (27,9%), развитая инфраструктура международного туризма (26,8%). Возможность получения новых эмоций и знакомство с другой культурой отметили 16,6% и практика закрепления навыков иностранного языка (15,3%). На разумное соотношение цены и качества обратили внимание 13,4% (Рис. 13).

■ соотношение цены и качества

■ развитая инфраструктура международного туризма

■ познание мира

■ эмоции от соприкосновения с другой культурой

■ практика закрепления иностранного языка

Рис. 13. Преимущества зарубежного туризма Fig. 13. Advantages of traveling abroad

Исходя из полученных данных, сделаем вывод о том, что большую часть студентов привлекают места, где можно не только отдохнуть у моря (30,7%), но и погрузиться в мир нетронутой природы (6,4%), а также горных красот (16,7%). Познакомиться с крупными городами России и других стран, их архитектурой, историей предпочитают 36,6%. Посетить историко-культурные центры, о которых раньше читали или слышали предпочитают 9,6% (Рис.14).

■ крупные города

■ горные районы

■ морские курорты

■ места с нетронутой природой

■историко-культурные центры

Рис.14. Предпочтительные места отдыха Fig. 14. Preferred holiday destinations

Как следствие, выбор предпочтительных локаций отдыха определил и основные цели туристических поездок студентов. Отдых на море, пляж, дискотеки, рассматриваемые как рекреация, считают своей целью 37,4%. Многие молодые люди считают привлекательными для отдыха горные районы и места с нетронутой природой (диаграмма 14), где можно заняться спортивным и экстремальным туризмом, данная цель у 29,5% респондентов. Любителей истории, знакомства с достопримечательностями, т.е. путешествующих с культурно-познавательной целью, в нашем исследовании выявлено 26,8%. Студентов, проходящих практику, стажировку и занимающихся углубленным изучением языка с его носителями, определено 6,4% (Рис. 15).

i рекреация

i образовательный туризм, деловые цели

спортивный,

экстремальный

туризм

культурно-

познавательный

Рис. 15. Цели поездки Fig. 15. The aim of the travel

сервис pùis

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2019 Том 13 №2

9

2019, 13(1), 3-13 Raitina, M. Yu., Ilyukhina, G. I., Pokrovskaya, E. M., Suslova, T. I., & Khodkevich, M. M.

Youth tourism as a way of cultural integration: regional aspect

(on the example of Tomsk)

Молодежь как самая общительная и активная часть общества, включенная в глобальный кросскуль-турный коммуникативный контекст, разделилась в своих предпочтениями следующим образом: отдыхать с друзьями и интересными для них людьми предпочитают 25,8%; с компанией по интересам 10,7%, в одиночестве - только 3,7% (Рис. 16).

■ с друзьями или просто с интересными для меня людьми

Рис. 16. Предпочтения в отдыхе Fig. 16. Holiday preferences

К основным барьерам, препятствующим путешествиям молодых людей, респонденты отнесли: стоимость туристической поездки - 48,3% и нехватку времени из-за обучения в вузе - 30,3%. Гораздо меньше респондентов - 11,2% выбрали ограниченное количество предложений по интересующему их отдыху и 10,2% выразили полное отсутствие интереса к путешествиям (Рис. 17).

■ нехватка времени

■ мало предложений по интерисующему меня отдыху

■ стоимость поездки

■отсутствие интереса к путешествиям

Рис. 17. Барьеры, препятствующие путешествиям Fig. 17. Barriers to travel

При планировании своего путешествия студенты обращают большое внимание на выбор транспортного средства. Опрос показал, что абсолютное большинство, почти половина респондентов, средством перемещения выбирают авиационный транспорт (48,3%).

Это объясняется тем, что географическое расположение г. Томска обусловливает необходимость перемещения до ближайшего крупного транспортного узла (г. Новосибирск, г. Москва) и находится вдалеке от большинства локаций и мест путешествий как по России, так и за рубежом. Поездки в близлежащие регионы, как в летнее, так и в зимнее время, в большей части связаны с автобусным транспортом (31,3%), так как в последнее время упала популярность железнодорожных перевозок, их выбрали только 11,2%, из-за высокой стоимости. Меньше всего респондентов планируют свое путешествие, основываясь на водных видах транспорта -10,2% (Рис. 18).

АВТОБУСНЫЙ ■ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ВОДНЫЙ

Рис. 18. Транспортные средства, используемые в путешествии Fig. 18. Transport used for travel

Как было определено выше (Рис. 15), около 30% молодых людей предпочитают спортивный и экстремальный туризм. В связи с этим на поставленный вопрос анкеты о способах улучшения молодежного туризма, большинство респондентов (37,6%) выделили в качестве основного «увеличение бюджета на строительство туристических объектов», 26,5% связали улучшение с «открытием спортивных школ и секций». 22,5% респондентов отметили, что недостаточная информированность о возможностях занятий спортивным и экстремальным туризмом связана с отсутствием рекламы, и 13,4% считают, что ситуация в данном виде молодежного туризма (спортивный и экстремальный туризм) улучшится при расширении материальной базы учреждений спортивной направленности (Рис. 19).

Заключительный вопрос нашей анкеты подводил итог ответов по предпочтениям студенческой молодежи г. Томска в сфере туризма. Учитывая, что молодые люди предпочитают организованный отдых, который предлагает им туристический бизнес, 45,6% считают, что туристические фирмы предлагают недостаточное количество молодежных туров, 31,1% - в

2019 Vol. 13 Iss. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

service plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)

туристических фирмах нет предложений в молодежном сегменте. Только 23,1% респондентов считают количество предложений туристических фирм в сфере молодежного туризма достаточным (Рис. 20).

строительство туристических объектов

22,5%

расширение базы 37,6% туристических объектов

открытие спортивных молодежных школ

26,5%

14 40/ больше рекламы

13,4/0 молодежных

спортивных туров

Рис. 19. Способы улучшения молодежного туризма Fig. 19. Ways to improve youth tourism

Рис. 20. Удовлетворенность молодежными турами Fig. 20. Satisfaction with youth tours

Согласно результатам исследования выделим основные факторы, характеризующие молодежный туризм как способ культурной интеграции, а именно:

- социально-экономический фактор;

- информационный фактор;

- логистический фактор;

- географическо-климатический;

- фактор свободного времени;

- политический фактор;

- ментальная включенность в коммуникативное пространство, заданное культурным разнообразием.

Многие из факторов (социально-экономический, географическо-климатический и пр.) носят двойственный характер, выступая одновременно стимулирующими и ограничивающими в развитии молодежного туризма, как способа культурной интеграции. Также следует отметить, что в целом воздействие указанных выше факторов опосредованное и имеет периферийное влияние.

При осмыслении молодежного туризма на региональном уровне (г. Томск) обратим внимание на проблемное поле, сформированное по результатам исследования. Так, в определении туристских предпочтений студенческой молодежи значимую роль играет спортивный и экстремальный туризм. Средняя продолжительность отдыха не превышает двух недель, причем молодые люди предпочитают организованный отдых. Кроме того, респонденты отмечают, что сегмент молодежных программ в сфере туризма в настоящее время на региональном уровне требует комплексной проработки. Таким образом, возрастает роль выявленных проблемных зон и факторов, влияющих на улучшение туристических услуг и модернизацию региональной туристической инфраструктуры и, как следствие, требует учета при разработке отраслевых программ развития региона.

23,1 ■ молодежных туров

31,1 много

не достаточно

молодежных туров

молодежных туров

нет

45,6

Литература

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.

2. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И. Профессиональная адаптация выпускников на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей индустрии туризма // Знания. Технологии. Тенденции развития индустрии туризма в Российской Федерации: сборник тезисов докладов Всероссийской образовательной конференции. М.: Федеральное агентство по туризму, 2018. С. 55-61.

3. Басаргина Е.Ю. «Русский сезон» в Кембридже в 1916 г. // ВИЕТ. 2014. № 2. С. 54-63.

4. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации. СПб.: Невский фонд, 2004. 82 с.

5. Вакульчик А. Межкультурный аспект молодежного туризма // Социально-экономические коммуникации в современном российском обществе: сборник статей Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Омск: БОУДПО ИРООО, 2009. С. 330-333.

6. Горбовская А.С. Перспективы развития молодёжного туризма в России // Социально-экономические коммуникации в современном российском обществе: сборник статей Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Омск, 2009. С. 336-337.

7. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. М.: Кнорус, 2006. 192 с.

8. Кайкова А.И. Развитие молодёжного туризма в Чувашской республике // Международный студенческий научный вестник. 2015. №3-4. С. 379-380.

сервис pùis

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Youth tourism as a way of cultural integration: regional aspect

(on the example of Tomsk)

9. Касенова Н.Н. Воспитание культуры межнационального общения в педагогическом вузе // Истрия и педагогика естествознания. 2015. №3. С. 53-58.

10. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. СПб.: Издательский дом Герда, 2005. 320 с.

11. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2006. 448 с.

12. Кортунов В.В. Культура и цивилизация как основной вопрос социологии культуры // Сервис plus. 2014. №1. C. 6-15.

13. Кузнецова Е.В. Определение культуры: разнообразие подходов // Перспективы науки и образования. 2013. №5. С. 49-55.

14. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р

15. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2001. 206 с.

16. Рассадин Б.И. Развитие туризма в России и финансовые возможности населения // Сервис plus. Т. 12.

2018. № 1. С. 10-23 DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10102

17. Стратегия государственной молодежной политики. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. №1760-р

18. Теплова Д.С. Молодежный туризм как объект научного исследования // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2015. №5. C. 121-124.

19. Хайруллин Р.З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде // Мир психологии. 2009. №3. С. 85-93.

20. Юдина Т.А. Молодежный туризм как фактор развития международного туризма на территории Краснодарского края. Журнал «Теория и практика общественного развития». 2015. №5. C. 18-22.

21. Huang S.S., Crotts J. Relationships between Hofstede's cultural dimensions and tourist satisfaction: A crosscountry cross-sample examination // Tourism management, Jun. 2019.Vol. 72. P. 232-241. DOI: 10.1016/j.tour-man.2018.12.001

22. Qu C, Timothy DJ, Zhang CZ. Does tourism erode or prosper culture? Evidence from the Tibetan ethnic area of Sichuan Province, China // Journal of tourism and cultural change. Aprel. 2019. DOI: 10.1080/14766825.2019.1600867

23. Ruhanen L, Whitford M. Cultural heritage and Indigenous tourism // Journal of heritage tourism. 2019.Vol. 14. Is.3. P. 179-191. DOI: 10.1080/1743873X.2019.1581788

24. Stone LS, Nyaupane GP. ТЬю Tourist Gaze: Domestic versus International Tourists // Journal of travel research.

2019. Vol. 58. Is. 5. P. 877-891. DOI: 10.1177/0047287518781890

References

1. Aleksandrova A.Yu. International tourism. Moscow, 2002. (In Russ.)

2. Ananyeva T.N., Ilyukhina G.I. Professional adaptation of graduates in the labor market in accordance with the requirements of employers in the tourism industry. Knowledge. Technology. Trends in the development of the tourism industry in the Russian Federation: a collection of abstracts of reports of the All-Russian Educational Conference. Moscow, 2018. (In Russ.)

3. Basargina E.Yu. "Russian season" in Cambridge in 1916. VIET, no. 2, 2014, pp. 54-63. (In Russ.)

4. Birzhakov M.B, Nikifirov V.I. Analytic note. The state and problems of tourism in the Russian Federation. SPb, 2004. (In Russ.)

5. Vakulchik A. The intercultural aspect of youth tourism. Social and economic communications in modern Russian society: a collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Internet Conference. Omsk, 2009. (In Russ.)

6. Gorbovskaya A.S. Prospects for the development of youth tourism in Russia. Socio-economic communications in modern Russian society: a collection of articles of the All-Russian scientific-practical Internet conference. Omsk, 2009. (In Russ.)

7. Zhukova M.A. Management in the tourism business. Moscow, 2006. (In Russ.)

2019 Vol. 13 Iss. 2

service plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Молодежный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)

8. Kaikova A.I. Development of youth tourism in the Chuvash Republic. International Student Scientific Bulletin, no. 3-4, 2015. (In Russ.)

9. Kasenova N.N. Fostering a culture of international communication in a pedagogical university. Istria and the pedagogy of natural science, no. 3, 2015, pp. 53-58. (In Russ.)

10. Kaurova A.D. Organization of tourism. SPb, 2005. (In Russ.)

11. Kvartalnov V.A. Tourism. Moscow, 2006. (In Russ.)

12. Kortunov V.V. Culture and civilization as the main question of the sociology of culture. Service plus, no.1, 2014, pp. 6-15. (in Russ.)

13. Kuznetsova E.V. Definition of culture: a variety of approaches. Prospects of science and education, no. 5, 2013, pp. 49-55.

14. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-p. (in Russ.)

15. Papirian G.A. International economic relations: marketing in tourism. Moscow, 2001. (in Russ.)

16. Rassadin B.I. The development of tourism in Russia and the financial capacity of the population. Service plus, no. 1, 2018, pp. 10-23. (in Russ.)

17. The strategy of the state youth policy. Order of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006 №1760-r. (in Russ.)

18. Teplova D.S. Youth tourism as an object of scientific research. Bulletin of the Russian New University, Series "Man and society", no. 5, 2015, pp. 121-124. (in Russ.)

19. Khairullin R.Z. Forming a culture of inter-ethnic communication and tolerance in the youth environment. World of Psychology, no. 3, 2009, pp. 85-93. (in Russ.)

20. Yudina T.A. Youth tourism as a factor in the development of international tourism in the Krasnodar Territory. The journal "Theory and practice of social development.", no. 5, 2015, pp. 18-22. (in Russ.)

21. Huang S.S., Crotts J. Relationships between Hofstede's cultural dimensions and tourist satisfaction: A crosscountry cross-sample examination // Tourism management, Jun. 2019.Vol. 72. P. 232-241. DOI: 10.1016/j.tour-man.2018.12.001

22. Qu C., Timothy D.J., Zhang C.Z. Does tourism erode or prosper culture? Evidence from the Tibetan ethnic area of Sichuan Province, China // Journal of tourism and cultural change. Aprel. 2019. DOI: 10.1080/14766825.2019.1600867

23. Ruhanen L., Whitford M. Cultural heritage and Indigenous tourism // Journal of heritage tourism. 2019.Vol. 14. Is.3. P. 179-191. DOI: 10.1080/1743873X.2019.1581788

24. Stone L.S., Nyaupane G.P. The Tourist Gaze: Domestic versus International Tourists // Journal of travel research. 2019. Vol. 58. Is. 5. P. 877-891. DOI: 10.1177/0047287518781890

сервис pùis

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.