Научная статья на тему 'Образовательный туризм'

Образовательный туризм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13423
1538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ / МОТИВАЦИЯ К ПУТЕШЕСТВИЯМ / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРОВ / НЕФОРМАЛЬНЫЙ ВИД ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Светлана Игоревна

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития образовательного туризма. Даны современные понятия образовательных путешествий. Рассмотрены основные направления образовательных туров. Систематизированы основные компоненты и признаки образовательного туризма. Составлены основные виды образовательного туризма. Дано определение познавательного туризма. Прослежена связь образовательного и познавательного туров. Приведены доводы о первостепенной пользе образовательного туризма для человека. Выявлена возможность развития общества посредством туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TOURISM

The arguments proving the necessity of educational tourism development are presented. The modern notions of educational tourism are given. The primary directions of educational tourism are considered. fundamental components and educational tourism indications are systematized. The main kinds of educational tourism are compiled. The definition of cognitive tourism is given. The connection of educational and cognitive tours is tracked. The reasons for paramount benefit of educational tourism for person are represented. The possibility for society development by means of tourism is revealed.

Текст научной работы на тему «Образовательный туризм»

УДК 338.48-6:37

СИ. Селиванова ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития образовательного туризма. Даны современные понятия образовательных путешествий. Рассмотрены основные направления образовательных туров. Систематизированы основные компоненты и признаки образовательного туризма. Составлены основные виды образовательного туризма. Дано определение познавательного туризма. Прослежена связь образовательного и познавательного туров. Приведены доводы о первостепенной пользе образовательного туризма для человека. Выявлена возможность развития общества посредством туризма.

Ключевые слова: образовательный туризм, образование за границей, мотивация к путешествиям, цели образовательного туризма, виды и направления образовательный туров, неформальный вид образования, познавательный туризм, виды познавательного туризма.

Svetlana Selivanova EDUCATIONAL TOURISM

Annotation. The arguments proving the necessity of educational tourism development are presented. The modern notions of educational tourism are given. The primary directions of educational tourism are considered. fundamental components and educational tourism indications are systematized. The main kinds of educational tourism are compiled. The definition of cognitive tourism is given. The connection of educational and cognitive tours is tracked. The reasons for paramount benefit of educational tourism for person are represented. The possibility for society development by means of tourism is revealed.

Keywords: educational tourism, education abroad, motivation to travel, educational tourism aims, kinds and directions of educational tours, unformal type of education, cognitive tourism, kinds of cognitive tourism.

Невозможно представить человечество без путешествий. В современном мире преобладают путешествия с образовательным уклоном. В настоящее время через сознание человека проходит огромный поток разнообразных знаний. От пресыщения различным информационным потоком индивид устает, не успевая структурировать приобретенные знания, перестает воспринимать новую информацию. Полученные знания постепенно забываются и теряются. Вопреки этому знания, полученные в процессе путешествий, практически навсегда остаются в нашей памяти. Это связанно с тем, что положительные эмоции заставляют человека переживать данный период снова и снова. Таким образом, образовательные путешествия могут стимулировать общество к дальнейшему развитию. Образовательный туризм - это путешествия с целью получения современных знаний в различных сферах жизнедеятельности человека.

Туристический сектор в наши дни стал одним из самых популярных видов услуг. Возможность совершенствоваться, получать образование за границей, познавать мир - сделали туризм одним из неформальных видов образования [1]. Под образовательным туризмом понимаются туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов [2]. Данный вид туризма способствует формированию образовательной мобильности, навыков самообразования. Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства [3].

Благодаря образовательному туризму человек сможет получить новые знания и полезный опыт. В зависимости от поставленных целей - получить диплом или повысить квалификацию. Познакомиться с местом пребывания, осмотреть достопримечательности, узнать обычаи и культуру местного населения. Образовательные туры позволят людям более почтительно относиться друг к другу, уважать и ценить все страны. Также образовательный туризм рассматривается как вид туризма,

© Селиванова С.И., 2014

основанный на туристическом спросе, связанном с туристическими потребностями в быстром и продуктивном обучении в различных сферах, в познании других государств и получении необходимых знаний для развития личности.

Поступки современного человека строго промотированы желаниями достичь чего-либо в жизни. Каждый индивид стремится расширить свои знания по интересующей его теме. Для подростка и людей юношеского возраста (от 12 до 21 года) мотивом образовательных путешествий может стать желание найти друзей. Для людей зрелого возраста (от 22 до 55 лет) - обновить свои знания в интересующих индивида сферах, получить новые знания о неизвестных продуктах и услугах, совершенствоваться в нужных областях. В преклонном возрасте (от 55 лет) мотивом может послужить как и обновление полученных ранее знаний, так и желание общаться, заводить новых друзей, путешествовать.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей общества [5, с. 398]. Туризм выступает как вспомогательное средство к достижению цели, поставленной человеком. В образовательных путешествиях каждый индивид может удовлетворить собственные предпочтения.

Ю.А. Матюхина предлагает следующие направления образовательного туризма [4, с. 176]:

1) языковые центры - наиболее массовое направление образовательного туризма. В данных центрах ведется обучение иностранным языкам. Программы рассчитаны на любой возраст;

2) стажировка за рубежом - предусмотрены программы с различными направлениями, стажировки доступны круглый год;

3) детские каникулярные - программы рассчитаны на школьников и студентов, которые хотят с пользой провести зимние и летние каникулы. Обучение проводится в школах, колледжах, при университетах;

4) дополнительное образование - повышение квалификации, краткосрочные курсы для различных возрастов с различной степенью подготовки;

5) высшее образование - получение образования в университетах. Также разработаны специальные программы в различных областях для студенческого обмена;

6) подготовка в университет - обучение проводится при учебном заведении, в которое планирует поступать абитуриент. При некоторых учебных заведениях созданы специальные школы, в которых ведется подготовка к поступлению в конкретный университет.

Главной целью образовательного туризма является получение знаний и удовольствия от отдыха. Вспомогательными целями могут выступать деловые контакты, получение новых впечатлений, приятных знакомств, желание познакомиться с культурными ценностями принимающей стороны и др.

Образовательный туризм требует высокопрофессионального подхода, поскольку данный вид туризма включает в себя организацию образовательных путешествий для всех возрастных групп. В связи с этим для детей организовано проживание в семьях местных жителей, что позволяет контролировать ребенка, если он путешествует один. Для других возрастных групп существуют различные гостиницы, отели, резиденции и другие места проживания. По желанию туриста размещение может быть предоставлено и в семье.

Образовательный туризм в наши дни в основном проходит в рамках культурного обмена. Использование образовательных туров проходит либо в маленьких группах, либо в индивидуальном порядке. Образовательный туризм направлен на: становление и развитие личности;

- обмен информацией;

развитие международных связей;

- углубление знаний о стране пребывания.

Образовательный туризм - один из наиболее популярных видов путешествий. Данный сегмент туристического рынка наиболее востребован за границей. В особенности на островных государствах, поскольку дает возможность приносить хорошую прибыль и обеспечивать местное население работой.

Как отмечает большое количество исследователей, понятие «образовательный туризм» долгое время имело достаточно размытые границы. Познавательные и образовательные путешествия представляли как один общий вид туризма. Граница существующих различий стиралась, и только в начале XXI в. было дано четкое разделение понятий образовательного и познавательного туризма.

Образовательный туризм - это путешествия с целью углубить знания в интересующих индивида сферах, с возможностью получить диплом, сертификат или иной документ, удостоверяющий подлинность полученной квалификации. Также хотелось бы отметить, что это высоко мотивированное путешествие. Для многих людей образование является достаточно сложной проблемой. Но благодаря образовательному туризму можно легко и быстро усвоить необходимые знания по различным предметам.

Образовательный туризм определяется как «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» [7]. В настоящее время образовательный туризм представляет достаточно перспективный и быстро развивающийся сегмент туристского рынка. Выделяются следующие виды образовательного туризма:

- ориентированный на изучение иностранных языков;

- ориентированный на обучение различных видов спорта;

- профессиональное обучение.

Языково-обучающий вид образовательного туризма нацелен на улучшение знаний в области иностранных языков. Возможность получения диплома или языкового сертификата привлекает людей различного возраста. Благодаря интенсивным занятиям, совмещенным с отдыхом и экскурсиями, уровень языковых знаний заметно увеличивается.

Спортивно-обучающий вид образовательного туризма подразумевает стремление человека овладеть определенным видом спорта. Среди них - обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовому, парусному спорту, подводному плаванию, водным лыжам и др.

Профессиональное обучение. В данный вид туризма входит множество программ: академический год за рубежом, бизнес-образование, повышение квалификации, «Work & Study» - работа и учеба, и др. Получение подобного образования повышает ценность человека как профессионала на рынке труда.

Выделяются следующие признаки образовательного туризма:

1) любое путешествие, в течение которого путешественник обучается в какой-либо сфере;

2) путешествие, в котором образование является главной ценностью;

3) доходы от образовательного туризма идут на поддержание экономики станы;

4) благодаря развитию образовательного туризма появляются новые рабочие места;

5) образовательный туризм является вспомогательным средством для развития общества.

Можно также выделить четыре основных компонента образовательного туризма:

1) «получение образования» - т.е. путешествие предполагает наличие образовательных центров, получение туристами новых знаний и навыков;

2) «активных отдых» подразумевает, что путешествие построено таким образом, чтобы человек не был перегружен обучением и смог совместить отдых и обучение.

3) «уважение интересов местных жителей» - не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально-экономическое развитие туристических дестинаций.

4) «поддержка местного населения» - для большинства островных государств образовательный туризм является практически основным источником дохода местных жителей. Ярким примером является остров Мальта.

Возрастных ограничений для занятий образовательным туризмом нет. Существует деление на возрастные группы. Заниматься образовательным туризмом можно с дошкольного возраста и до пожилого возраста. Как сказал Сенека, век живи - век учись. Для каждой категории разработаны определенные программы, с помощью которых обучающиеся смогут поднять свой уровень знаний.

Градация в образовательном туризме, ориентированном на изучение иностранных языков, следующая (на примере английского языка):

- Beginner - данный уровень подходит для тех, кто еще никогда не изучал языка;

- Elementary - этот уровень позволит вам элементарно объясняться;

- Pre Intermediate - настоящий уровень позволит четко разговаривать с окружающими;

- Intermediate - возможность общаться с носителем языка;

- Upper Intermediate - на данном этапе обучения вы сможете работать или обучаться за границей;

- Advanced - предусматривает владение языком на ровне с родным.

При необходимости определения уровня владения языком при образовательных путешествиях проводятся специализированные тесты на выявление языкового уровня. В связи с тем, что знания у различных возрастных категорий различные, созданы специальные группы для среднего и более старшего возраста с начинающего уровня. Для профессионального обучения тоже существует градация, но она менее разделена, чем в языковых турах. Для данного вида туризма есть возрастные ограничения: обучающийся не может быть моложе 14 лет, и для различных стран существует своя градация знания языка. Все зависит от выбора учебного заведения. В колледже можно получить образование со средним знанием иностранного языка, тогда как в университете необходимо знать язык наравне с носителями для успешной сдачи экзаменов и получения диплома. Существуют также курсы повышения квалификации, где требование по знанию иностранного языка немного ниже среднего.

И последний вид образовательного туризма - ориентированный на обучение различных видов спорта. Спортивный образовательный туризм тоже делится на различные уровни. В спортивно-туристической подготовке исследователи выделяют следующие этапы:

- ознакомительный и начальный этап подготовки;

- базовый этап подготовки;

- этап спортивного совершенствования;

- этап спортивного мастерства и поддержания достигнутого уровня мастерства.

Для различных спортивных видов существуют разные градации.

Образовательный туризм положительно воздействует на людей. Он восстанавливает трудоспособность человека, помогает в дружественной атмосфере получить образование, помогает рационально использовать свободное время, создает новые рабочие места, повышает уровень жизни местного населения, способствует международному общению и др.

Познавательный туризм - туристические поездки с целью посещения каких-либо регионов, местностей, культурных центров и др. для ознакомления с научными достижениями, памятниками природы, истории, культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области культуры, промышленного производства, строительства и т.д. Познавательный туризм влияет на интеллектуальное и творческое развитие личности в процессе ее

ознакомления с культурными ценностями, созданными человечеством за период его существования.

Методологическую основу классификации видов познавательного туризма составляют данные о видах и типах объектов культурных ценностей и культурного наследия, представленные в Конвенции о культурных ценностях, определенных ЮНЕСКО.

На основе этих данных выделяют следующие виды познавательного туризма.

1. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с культурными ценностями, которые рассматриваются каждым государством как имеющие значение для культурного наследия человечества. К данному виду можно отнести: памятники архитектуры, искусства; произведения искусства, рукописи, книги; а также музеи, библиотеки и хранилища.

2. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с движимыми культурными ценностями, рассматриваемые государством как имеющие значения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства, науки. Под «движимыми культурными ценностями» подразумеваются все движимые культурные ценности, которые являются выражением или свидетельством творчества человека или эволюции природы и которые имеют ценность с археологической, исторической, художественной, научной и технической точек зрения.

3. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с культурным наследием, созданным гражданами, в том числе иностранными гражданами или лицами без гражданства в период проживания их на территории этого государства, или приобретенными ценностями.

4. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с культурным и природным наследием.

5. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с подводным культурным наследием.

6. Познавательный туризм, ориентированный на участие в археологических раскопках путем систематического обследования поверхности или же путем обследования дна или подпочвенных слоев внутренних или территориальных вод того или иного государства.

7. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление и изучение процессов, сохраняющих красоту и характер пейзажей и местностей, созданных как природой, так и трудом человека, представляющих культурный или эстетический интерес или же являющихся примерами характерной естественной среды.

8. Познавательный туризм, ориентированный на изучение условий сохранения исторических и традиционных ансамблей.

9. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление и изучение движущихся изображений. Включая кинематографические произведения, телевизионные произведения, видеографические произведения.

10. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление и изучение деятельности культурных учреждений, под которыми подразумевается любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа.

11. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление, изучение, участие в деятельности различных структур, осуществляющих массовые мероприятия в сфере мирового научного наследия, выраженные в формах различных систем информирования: съезды, симпозиумы, конференции и др.

12. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление и изучение современных форм изобразительного искусства, изобразительного искусства древних культур и изобразительного искусства примитивистов: Гогена, Руссо и др.

Познавательный туризм ориентирован на созидание, наблюдение, изучение любых культур-

ных ценностей и любых форм культурного наследия, которые каждое государство считает национальным достоянием и которые пока не внесены им в реестр мирового наследия [6].

Таким образом, видно, что образовательный туризм и познавательный туризм - два достаточно разных понятия. И первостепенным в современном обществе должен выступать образовательный туризм, так как знания, полученные после обучающих туров, необходимы для успешной жизни, карьерного роста и будущего, а познавательный туризм является дополнением в саморазвитии личности. Образовательный туризм является моральной и интеллектуальной основой для международного взаимопонимания и сотрудничества.

Библиографический список

1. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 200 с.

2. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М., 2003. - С. 267.

3. Колесникова И.А. Основы андрагогики / И.А. Колесникова. - М., 2003. - С. 159-160.

4. Матюхина Ю.А. Организация туристической индустрии: учеб. пособ. / Ю.А. Матюхина. - М., 2012.

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон [и др.]. - 2-е изд. - М.: Дело, 2004. - 800 с.

6. Старовойтенко О.А. Теория туризма / О.А. Старовойтенко. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. -800 с. - (Культура и туризм).

7. Классификация, виды и формы туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vfmgiu-tourism.ru ( дата обращения 06.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.