13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 373 ЖИЛЯЕВА Е.В.
учитель русского языка и литературы, куратор РДШ в МБОУ НСОШ №1 им. Н.И. Зубилина Урицкого района Орловской области E-mail: [email protected]
UDC 373 ZHILYAEVA E.V.
Teacher of the Russian Language and Literature, Curator of Russian Schoolchildren Movementin MBOU NSOSH №1 N.I. Zubilina, Uritsky District, Orel Region E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
THE EDUCATIONAL PROJECT «SCHOOL TV» AS A MEANS OF FORMING THE KEY COMPETENCIES OF STUDENTS
В статье исследованы основные этапы реализации образовательного проекта "Школьное телевидение" в сельской школе, приведены основные компетенции, формированию которых способствует проект, отмечена результативность проекта в формировании коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: образовательный проект, коммуникативная компетенция, мотивация, личностный рост, конкурентоспособность.
The article explores the main stages of the implementation of the educational project «School TV.» in a rural school, presents the main competencies, the formation of which is facilitated by the project, notes the effectiveness of the project in the formation of communicative competence.
Keywords: educational project, communicative competence, motivation, personal growth, competitiveness.
Приоритетным направлением государственной политики в области образования является творческая самореализация личности, которая сегодня невозможна без включения ребенка в сложный процесс развития цифровых технологий. В настоящее время среди основных направлений развития инновационной деятельности в школе владение ИКТ-компетентностью становится приоритетным. Не секрет, что сейчас современные школьники владеют этой компетенцией лучше многих учителей.
Доступность Интернета и введение в широкий обиход мобильных телефонов обеспечило и «демократизацию» телевидения, превратило его в быстрое и эффективное средство передачи информации, доступное для многих.
Следовательно, обучение детей технологии телевидения может осуществляться даже на базе сельской школы, ведь затратность проекта невысокая, а конкурентноспособность профессии на рынке будущего велика.
Такой проект стартовал в МБОУ НСОШ №1 им. Н.И. Зубилина Урицкого района Орловской области в 2016 году.
Школьное телевидение - это серьёзный образовательный проект, направленный на развитие коммуникативной компетенции, которая включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты. Следовательно, и подход к реализации проекта должен быть комплексным.
На подготовительном этапе для повышения мотивации учащихся мы использовали прием любой проект-
ной деятельности - демонстрация конечного продукта. Администрацией школы была организована встреча с сотрудниками ГТРК «Орел», на которой дети смогли пообщаться с корреспондентами, редакторами и увидеть сложный и в то же время творческий процесс создания новостных выпусков. Эффект от данного мероприятия не заставил себя ждать - появилось много желающих принять участие в проекте. Для правильного распределения ролей в инициативной группе мы использовали помощь школьных психологов, ролевые игры. В результате сложилась четкая картина способностей членов творческой группы.
На поисковом этапе мы использовали мозговой штурм - самый творческий метод, который помогает найти интересную идею и научить работать в команде, принимать идеи других и предлагать свои. Для совместной работы мы приняли специальные правила, соблюдать которые должен каждый. Они основываются на принципах взаимоуважения, принятия всех мнений к обсуждению. Приоритетным стало правило: «Отвергая - предлагай!»
На третьем аналитическом этапе мы использовали все методы и приёмы, которые дают нам занятия внеурочной деятельностью. В течение первого года реализации проекта дети изучали журналистские профессии, основы видеомонтажа, основы операторского мастерства, жанры журналистики. Усвоению основных теоретических понятий помогли образовательные блоки Медиашколы Российского Движения Школьников, в ряды которой вступила наша школа в 2017 году. Дети стали участниками вебинаров, конференций, имели воз-
© Жиляева Е.В. © Zhilyaeva E.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020
можность смотреть видеоуроки от профессионалов, осуществлять живое общение в социальных сетях в группе Медиашколы. Для организации проектной деятельности, продвижения продукта мы использовали дистанционные образовательные блоки другого проекта «РДШ-Территория самоуправления». Мы стремились сделать обучение интерактивным, интересным, использовать медиа и Интернет ресурсы с максимальной пользой для обучающихся.
Практический этап стал самым кульминационным и сложным, ведь дети смогли на практике применить полученные знания. Даже для создания одного сюжета требуется сплочённая работа нескольких членов команды, поэтому мы использовали Лист планирования, который помогает каждому участнику чётко спланировать свои действия, скоординировать их с действиями других.
Успешность усвоения языковых компетенций в школе зависит от многих факторов, в числе главных -мотивация. Когда у ребёнка появляется конкретная цель - создание репортажа, возникает и необходимость в средствах достижения цели, т.е. потребность в устной или письменной форме выразить свои мысли. Формат школьного сочинения лишает ребёнка возможности публично транслировать свои мысли, ведь порой его читает только учитель. Репортаж будут смотреть и слушать одноклассники, родственники, друзья, чьё мнение очень важно для подростка. В подходе школьника к работе начинают происходить серьёзные изменения: усвоение грамматических, орфоэпических, морфологических норм происходит успешнее. Постепенно «исчезают списанные сочинения, тексты самым тщательным образом редактируются их авторами, появляется необходимость проверять написание многих слов и предложений» [1].
Одной из составляющих учебно-познавательного аспекта является умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно и адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач [2]. Тот корреспондент, который в совершенстве владеет монологической и диалогической формами речи, может высказывать и обосновывать свою точку зрения становится более успешным, интересным для зрителя, у него больше просмотров и лайков.
Очень эффективным методом презентации продукта стало создание «питчей» - коротких презентаций идеи за 30 секунд. Данный прием помог участникам совершенствовать навыки работы с информацией и освоить методы продвижения продукта.
На этапе рефлексии мы использовали лист самоэкспертизы основных результатов, который помогает каждому участнику объективно оценить не только свои ошибки, сверяя действия с целью, но и корректировать свою деятельность, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Немаловажным фактором являются и комментарии, ко-
торые получает корреспондент от своих зрителей в социальных сетях. Они заставляют автора более серьёзно относиться к содержанию репортажа и его идее.
Важной частью образовательного проекта «Школьное телевидение» стал одноимённый курс внеурочной деятельности, который уже принес первые результаты. Наша команда в 2018 году стала победителем регионального этапа Всероссийской Медиашколы РДШ в номинации «Школьное телевидение», в 2019 году наш Медиацентр занял 2 место на региональном этапе. Стабильно высокие результаты свидетельствуют о высоком уровне реализации проекта. Активисты Медиацентра в 2018 г. были награждены путёвками в ДООЦ «Юбилейный» г. Орла, где проходила смена лидеров Регионального отделения Российского движения школьников «Академия РДШ» На протяжении всей смены ребята принимали участие в самых различных творческих мероприятиях, а также смогли поучаствовать в мастер-классе «Я медиа лидер». Несколько активистов стали членами регионального Медиацентра РДШ.
Приобретение учащимися позитивного социального опыта отмечают и корреспонденты местной газеты Урицкого района «Новая жизнь», публикуя репортажи о нашей деятельности на своих страницах. Во время работы над текстами репортажей о школьной жизни ребята совершенствуют речевые навыки. Жанр интервью требует и отличных коммуникативных способностей, ведь героями наших сюжетов являются не только сверстники ребят, учителя школы, но и Глава администрации Урицкого района Тураев Н.В. Во время визита в Урицкий район главы Орловской области Андрея Клыкова дети смогли задать свой вопрос на пресс-конференции.
Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, имеющего активную жизненную и гражданскую позицию, умеющего работать в команде и профессионально выполнять своё дело, в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, рядом с которым будет комфортно [3].
Участники проекта - активисты школьного самоуправления, принимают участие в разных конкурсах. Сами выступают с предложениями. Значительно расширился круг тем и проблем, поднимаемых Медиацентром. От вопроса «нужна ли школьная форма» до проблем нравственного, патриотического характера. К 90-летию Урицкого района участники проекта подготовили большой документальный фильм об истории и экономическом развитии района. Успех фильма стимулировал команду, и идея создания фильма краеведческой и исследовательской направленности уже ни у кого не вызывала сомнения. Да и сами журналисты совершенствуют свое мастерство. Одна из участниц Медиацентра решила связать свою жизнь с журналистикой и готовится поступать по этой специальности. Следовательно, проект выполняет и профориентационную функцию. Ещё одна участница проекта прошла конкурсный отбор на про-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
грамму «Литературное творчество» в образовательном центре «Сириус» в январе 2020 года.
Анализ результативности проекта показал, что работа в школьном телевидении способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся.Самые активные юные журналисты учатся хорошо, с преобладающей оценкой «отлично», участвуют в конкурсах и проектах различной направленности. По сравнению с другими учащимися юные журналисты на экзамене в 9
классе в формате ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку набирают значительно больше баллов.
Данный проект может быть использован в условиях любой образовательной организации, его актуальность в условиях развития информационных технологий не вызывает сомнения. Его образовательный эффект налицо не только среди обучающихся, но и педагогов. Активность школьной жизни значительно повысилась, и в этом мы видим результат работы Медиацентра.
Библиографический список
1. Mukhina A.V. Pupils' Motivation Development at Russian Language and Literature Lessons through Introduction of Innovative Technologies//Eastern European Scientific Journal [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. https://elibrary.ru.2013. Page 93
2. Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения //«Мир русского слова». 2002. №4.С. 113
3. Подстреха Н.М. «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. http://tvov.ru/ 2014. С.1
4. Круглова О.С. Технология проектного обучения//»Завуч» 1999№ 6. С.90-94.
References
1. Mukhina A.V., Pupils' Motivation Development at Russian Language and Literature Lessons through Introduction of Innovative Technologies//Eastern European Scientific Journal.2013. Page 93
2. Dobrovolskaya, V.V. The role and place of written speech in flexible learning models // "World of the Russian Word". 2002. No. 4.C. 113
3. Podstreha N.M. "Formation of students' communicative competence in the media, in teaching the Russian language and literature in lessons and in extracurricular activities" [Electronic resource]. - Access mode :. http://tvov.ru/ 2014. P.1
4. Kruglova O.S. Technology of project training // "Zavuch" 1999. No. 6.S.90-94.