Научная статья на тему 'ОРГАНИЦАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ОРГАНИЦАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ПРОЕКТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефанова О.А., Иванова О.Ю.

Статья посвящена организации проектной деятельности, которая направлена на развитие личности обучающегося, активизацию его мышления и развитие умений и навыков самостоятельной работы. В статье раскрывается сущность понятий «проектная деятельность» и «метод проектов». Приводятся характеристика проектной деятельности, цели и задачи введения проектной методики в практику преподавания иностранных языков. Дается классификация проектов по разным основаниям. Рассматриваются требования к использованию метода проектов в учебном процессе и принципы отбора проектов по их тематике. Особое внимание уделено технологии работы над учебным проектом и преимуществам его использования в учебном процессе в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефанова О.А., Иванова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF APPLICATION OF PROJECT ACTIVITIES

The article is devoted to the organization of project activities, which are aimed at the development of the student ‘s personality, the activation of his thinking and the development of skills and skills of independent work. The article reveals the essence of the concepts “project activity” and “project method”. It gives the characteristics of project activities, goals and objectives of the introduction of project methods in the practice of teaching of the foreign languages. The classification ofprojects on different bases is given. The article considers the requirements for using the project method in the educational process and the principles of selecting projects by their subject. Special attention is paid to the work technique of on the educational project and the advantages of its use in the educational process in higher education establishments.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЦАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

УДК 378.147.88 ЕФАНОВА О.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: sunny21@inbox.ru ИВАНОВА О.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ivanoks@mail.ru

UDC 378.147.88

EFANOVA O.A.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Foreign Languages Department, Orel State University E-mail: sunny21@inbox.ru IVANOVA O.YU.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Foreign Languages Department, Orel State University E-mail: ivanoks@mail.ru

ОРГАНИЦАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

ORGANIZATION OF APPLICATION OF PROJECT ACTIVITIES

Статья посвящена организации проектной деятельности, которая направлена на развитие личности обучающегося, активизацию его мышления и развитие умений и навыков самостоятельной работы. В статье раскрывается сущность понятий «проектная деятельность» и «метод проектов». Приводятся характеристика проектной деятельности, цели и задачи введения проектной методики в практику преподавания иностранных языков. Дается классификация проектов по разным основаниям. Рассматриваются требования к использованию метода проектов в учебном процессе и принципы отбора проектов по их тематике. Особое внимание уделено технологии работы над учебным проектом и преимуществам его использования в учебном процессе в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: проектная деятельность, формирование компетенций, учебный проект, принципы отбора проектов, технология работы над проектом.

The article is devoted to the organization of project activities, which are aimed at the development of the student's personality, the activation of his thinking and the development of skills and skills of independent work. The article reveals the essence of the concepts "project activity" and "project method". It gives the characteristics of project activities, goals and objectives of the introduction of project methods in the practice of teaching of the foreign languages. The classification ofprojects on different bases is given. The article considers the requirements for using the project method in the educational process and the principles of selecting projects by their subject. Special attention is paid to the work technique of on the educational project and the advantages of its use in the educational process in higher education establishments.

Keywords: project activity, competence formation, educational project, principles of project selection, work technique on a project.

Изменения, происходящие в системе высшего образования сегодня, требуют разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, которые нацелены на развитие личности обучающихся, активизацию их мышления при самостоятельном поиске новых знаний, планировании своей деятельности и решении профессиональных задач, а также на формирование умения взаимодействовать с другими людьми. Одной из технологий, которая может помочь воплотить в жизнь эти цели, является проектная деятельность.

В основе проектной деятельности лежит метод проектов, основоположником которого является Джон Дьюи. Ученый полагал, что в обучении значимо только то, что имеет практическую ценность.

Под проектной деятельностью А.П. Поздняков понимает такую организацию учебного процесса, которая ориентирована на включение обучающихся в самостоятельную практическую деятельность по решению профессиональных и социальных задач на основе личного опыта обучающегося, рефлексивного анализа и диалога [9, с. 92].

Н.Б. Топка дает следующее определение проектной деятельности: «это совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, способов, ценностей конструктивной, творческой деятельности, сущность которой заключается в опережающем отражении действительности, создании прообраза предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью преобразования личностью себя, собственной жизненной си-

туации и окружающего мира» [15, с. 43].

По мнению Н.Н. Елсаковой, проектная деятельность -это «самостоятельная творческая познавательная деятельность обучающихся в логике проекта на иностранном языке, направленная на решение поставленной преподавателем творческой, исследовательской и (или) научной проблемы, связанной с будущей профессией, путем создания заданного преподавателем продукта, а также творческая деятельность преподавателя по проектированию и управлению самостоятельной творческой познавательной деятельностью обучающихся в их языковом образовании с целью развития у них творческой учебно-познавательной компетенции, повышения мотивации к дальнейшей самостоятельной творческой учебно-познавательной ... деятельности, формирования их профессионального самосознания и профессиональной самоидентификации» [2, с. 322].

Е.С. Полат раскрывает сущность метода проектов: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить определенную проблему во время самостоятельных действий с обязательной презентацией результатов. Если говорить о методе проектов как педагогической технологии, то она предусматривает совокупность исследовательских проблемных методов, творческих по своей деятельности» [10, с. 43].

Как подчеркивают Ш. Алинк и Х. ван дер Берг, проектный метод должен обладать следующими характеристиками:

© Ефанова О.А., Иванова О.Ю. © Efanova O.A., Ivanova O.YU.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

- «ключевая роль проекта;

- открытость проектов;

- ключевая роль студентов;

- вариативность;

- сотрудничество;

- междисциплинарность;

- интерактивность;

- реалистичность проектов;

- важная роль наставников» [17].

Основной целью организации проектной деятельности выступает формирование готовности обучающихся к их будущей профессиональной деятельности.

Применительно к дисциплине «Иностранный язык», главными целями введения в практику преподавания иностранных языков проектной методики являются, по мнению Р.Г. Борисовой, следующие:

1. Приобретение обучающимися исследовательских навыков и умения использовать их в процессе обучения;

2. Повышение интереса обучающихся к предмету изучения, проведение исследований в дальнейшем и сообщение адресату его результатов;

3. Повышение уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией;

4. Развитие умения сотрудничать с другими людьми;

5. Создание оптимальных условий для совершенствования личности обучающихся;

6. Умения систематизации и анализа информации, формулирования своих выводов [1, с. 32].

Как отмечает М.С. Попова, основная задача проектной деятельности - сформировать общеучебные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции обучающихся, способствовать развитию личности, творческих способностей, активности и самостоятельности [13, с. 102].

В.В. Колосова считает, что «одной из основных задач проектной деятельности является развитие у студентов умения вести поисковую и исследовательскую работу, направленную на формирование теоретико-прикладных знаний и умений» [4, с. 41].

Учебные проекты можно классифицировать по разным основаниям:

- основной вид деятельности в проекте;

- предметно-содержательная составляющая;

- тип координации проекта;

- тип контактов;

- количество участников проектов;

- срок выполнения проекта [11, с. 9-10].

Рассмотрим подробнее типы проектов, классифицируемых по данным признакам.

Согласно основному виду деятельности выделяют:

1. Научно-исследовательские проекты, требующие определенной структуры и оформления;

2. Творческие проекты, итоги выполнения которых отражаются в подготовленных участниками стенгазетах, видеороликах, презентациях, ролевой игре, экскурсии и т. Д.

3. Информационные (справочные) проекты, требующие тщательного изучения какого-либо явления, анализа и обобщения фактов для всеобщего обозрения.

По предметно-содержательной составляющей проекты делятся на:

1. Предметные проекты, которые проводятся в рамках одного предмета, например отдельных разделов или тем;

2. Межпредметные проекты, проводимые во внеурочное время в рамках нескольких предметов.

По типу координации проекты подразделяются на проекты:

1. С открытой координацией, когда координатор проекта организует работу над проектом и направляет работу участников проекта;

2. Со скрытой координацией, при которой координатор является участником проекта.

По характеру контактов проекты делятся на:

1. Региональные (в одном учебном заведении или между учебными заведениями региона);

2. Международные (в них принимают участие делегаты из разных стран).

По количеству участников различают индивидуальные, групповые и массовые проекты.

Срок выполнения проекта может быть коротким (1-2 занятия), средне длительным (от недели до месяца) и длительным (несколько месяцев).

Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и А.Е. Петров [6, с. 69] определили ряд требований к использованию в учебном процессе метода проектов:

- «наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы».

К.И. Сафонова и С.В. Подольский предлагают следующие принципы отбора проектов по их тематике:

«- соответствие темы проекта содержанию направления и прифиля подготовки студентов;

- направленность на формирование компетенций, указанных в образовательном стандарте;

- направленность на получение конкретного эффекта в сфере деятельности, соответствующей профессиональному интересу студентов;

- возможность обоснования и оценки результатов и эффективности проекта;

- соответствие сложности проекта способностям студентов и их наставников;

- реализуемость подготовки проекта в установленный срок;

- реализуемость внедрения предполагаемого проекта на практике за конкретный срок;

- заинтересованность студентов и наставников в теме проекта и его реализации» [14, с. 55].

Критериями отбора тем проекта служат, по мнению К.И. Сафоновой и С.В. Подольского, следующие:

- соответствие темы специфике и интересам кафедры;

- соответствию направлению обучения и требуемым компетенциям студентов;

- возможность реализации проекта по данной теме в необходимые сроки;

- возможность воплощения проекта на практике;

- возможность получения и оценки положительного эффекта [14, с. 58].

Технология работы над проектом должна предусматривать, по мнению ряда исследователей [7, с. 19; 8, с. 70; 12, с. 204; 16], четыре этапа:

1. Организационно-подготовительный этап: выбор темы, формирование проектных групп и утверждение их наставников.

2. Этап планирования: формирование плана работы над проектом.

3. Технологический этап: групповая работа над поиском фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу.

4. Заключительный этап: оформление результатов, защита проектов с презентацией результатов, выдвижение новых проблем.

Дадим более подробную характеристику этих этапов.

1. Организационно-подготовительный этап. На этом этапе происходит формулирование и обоснование проблемы, которую в данный момент невозможно решить в силу определенных обстоятельств. Формулирование проблемы заключается в постановке проблемного вопроса, в котором скрыто противоречие, например, между пониманием важности решения данной проблемы и недостаточностью или отсутствием знаний по данной теме. Далее определяются связи данной проблемы с другими и обосновывается необходимость ее решения. Затем формируются проектные группы и утверждаются их наставники.

2. Этап планирования проекта. Он состоит из следующих действий:

a. Операция целеполагания. Цель выполнения проекта - это результат, который должен быть получен по итогам работы над проектом. Цель проекта формулируют все участники проектной группы в ходе, например, дискуссии, мозгового штурма или деловой игры. Цель должна быть конкретной, понятной и лаконичной. В соответствии с поставленной целью формулируются задачи проекта.

b. Выдвижение рабочей гипотезы проекта. Гипотеза - это предположение о разрешении противоречий, лежащих в основе проблемы. В качестве гипотезы может служить предположение о получении какого-либо результата по итогам работы, о выявлении в ходе работы какой-либо тенденции или закономерности. При формулировании гипотезы происходит сбор и анализ информации, выявление причин возникновения проблемы и факторов, которые влияют на этот процесс.

c. Планирование содержания и структуры проекта. Они должны определяться поставленной целью. Завершаться проект должен оценкой результатов и эффективности. Структура проекта формируется участниками проектной группы, наставник контролирует ход процесса и вносит необходимые коррективы.

d. Составление графика работы над проектом и определение формы отчетности по проекту. Структура проекта предусматривает последовательность выполнения различных его составляющих, поэтому следует разработать график выполнения проекта, включающий последовательность мероприятий и сроки их выполнения. Далее планируется общий срок реализации проекта. Кроме этого, необходимо определить форму отчетности по каждому мероприятию и по проекту в целом. Чаще всего используются форма презентации (наглядное представление отчета о выполнении мероприятий) и совместная защита нескольких команд (ответы на вопросы по проекту, как своего наставника, так и участников других проектных групп).

e. Распределение ролей внутри проектной группы.

Роли участников проектной группы должны быть равноценными по сложности и требуемому времени.

3. Технологический этап, предполагающий выполнение проекта, в ходе которого участники проектной группы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a. осуществляют намеченные в процессе планирования мероприятия;

b. отчитываются о выполнении мероприятий;

c. вносят необходимые коррективы по результатам отчета в соответствии с рекомендациями наставника;

d. выполняют поставленные задачи и движутся к достижению цели проекта;

e. проверяют и оценивают факты и показатели, которые подтверждают или опровергают выдвинутую рабочую гипотезу;

f. обеспечивают формирование запланированной структуры отчета по проекту.

4. Заключительный этап подразумевает итоговую презентацию и защиту проекта. На итоговой защите проекта участники группы выступают с докладом (с использованием презентации) о результатах выполнения проекта. По результатам защиты участникам группы ставится оценка на основании критериев результативности проекта и качества защиты проекта командой. К критериям оценки результативности проекта относятся: соответствие содержания и структуры теме проекта, достижение цели и решение задач, обоснованность подтверждения или опровержения гипотезы, наличие положительного эффекта и оценка эффективности проекта, степень удовлетворения запроса заказчика, прирост знаний, умений и навыков участников, перспективы практического внедрения. Среди критериев оценки защиты проекта можно выделить полноту ответов на вопросы, качество доклада, степень согласованности действий и взаимопомощи между участниками группы, качество презентации.

Н.А. Кочетурова пишет, что метод проектов способствует:

- формированию и развитию лидерских и организаторских качеств участников группы;

- повышению самооценки;

- формированию толерантного отношения к мнению других людей при решении спорных вопросов;

- увеличению активности обучающихся, развитию их самоорганизации и инициативы;

- развитию мышления и культуры общения;

- умению аргументировать и отстаивать свою точку зрения [5, с. 63].

По мнению Ю.А. Коваленко и Л.Л. Никитиной, среди положительных сторон проектной деятельности можно выделить ее творческий характер, применение исследовательских методов и методов проблемного обучения, приобретение практического опыта решения профессиональных задач [3, с. 230].

Таким образом, проектная деятельность позволяет повысить мотивацию, учит студентов использовать на практике приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, формирует реалистичную самооценку, способствует развитию креативных способностей обучающихся высших учебных заведений.

Библиографический список

1. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2016. № 8. С. 31-36.

2. ЕлсаковаН.Н. Методические приемы проектной деятельности в языковом образовании студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-2. С. 322-325.

3. Коваленко Ю.А., Никитина Л.Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе в вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Вып. 15 (20). С. 229-231.

4. Колосова В.В. Проектная деятельность: совершенствование коммуникативных навыков в неязыковом вузе // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 3. С. 40-46.

5. Кочетурова Н.А. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранному языку. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 63 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008. 272 с.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

7. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

8. Пак В.В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 68-74.

9. Поздняков А.П. Проектная деятельность как средство формирования управленческой культуры в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2007. Выпуск 9 (53). С. 91-98.

10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-45.

11. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. № 1. С. 9-17.

12. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. М.: изд-во «Академия», 2008. 272 с.

13. ПоповаМ.С. Проектная деятельность как средство развития творческой активности студентов вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 3. С. 101-103.

14. Сафонова К.И., Подольский С.В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: Социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 52-61.

15. Топка Н.Б. Формирование опыта проектной деятельности студента как компонент профессионального воспитания в вузе // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Том 13. С. 43-45.

16. Юрловская И.А. Проектные технологии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 2. Март-апрель. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf (дата обращения: 15.02.2020).

17. Alink Ch.O., Berg H. van den. Project-Led Education. URL: https://www.utwente.nt/en/ces/celt/publications/20130820-ple-final.pdf (дата обращения: 17.02.2020).

References

1. BorisovaR.G. Project activity of students in secondary schools // Foreign languages at school. 2016. №. 8. Pp. 31-36.

2. ElsakovaN.N. Instructional techniques to project activities in the language education of university students // Kazan pedagogical magazine. 2015. № 5-2. Pp. 322-325.

3. Kovalenko Yu.A., NikitinaL.L. Project activity of students in the educational process at the university // Bulletin of Kazan Technological University. 2012. Vol. 15 (20). Pp. 229-231.

4. Kolosova V.V. Project activity: improving communication skills in a non-linguistic university // Scientific works of Moscow Humanitarian University. 2019. № 3. Pp. 40-46.

5. Kocheturova N.A. Telecommunications projects in teaching a foreign language. Novosibirsk: NSTU Publishing house, 2010. 63 p.

6. New pedagogical and information technologies in the educational system / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; ed. Moscow: Akademiya, 2008. 272 p.

7. Odarich I.N. Project activity in the educational process of a university // Nauchen Vektor na Balkanite. 2017. № 1. Pp. 18-21.

8. Pak V.V. Method of projects as a way of forming generalized design skills of students at engineering universities // Pedagogical education in Russia. 2016. № 1. Pp. 68-74.

9. PozdnyakovA.P. Project activity as a means of forming managerial culture in higher education // Bulletin of the Tomsk State University. 2007. Issue 9 (53). Pp. 91-98.

10. Polat E.S. Method of projects: history and theory of the issue // School technologies. 2006. №. 6. Pp. 43-45.

11. Polat E.S. Method of projects: typology and structure // The Best pages of the pedagogical press. 2004. № 1. Pp. 9-17.

12. Polat E.S. New pedagogical technologies in the educational system. Moscow: Akademiya publishing house, 2008. 272 p.

13. Popova M.S. Project activity as a means of developing creative activity of university students // Psychological and pedagogical magazine Gaudeamus. 2017. Vol. 16. № 3. Pp. 101-103.

14. Safonova K.I., Podolsky S.V. Project activity of students in higher education: principles of project selection and criteria for forming project groups // Society: Sociology, psychology, pedagogy. 2017. # 9. Pp. 52-61.

15. Topka N.B. Formation of the student's project activity experience as a component of professional education in higher education // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile medicine. Sociogenetics. 2007. Volume 13. Pp. 43-45.

16. YurlovskayaI.A. Project technology in achieving the standards of higher professional education of the third generation // Sociology of Science: an Internet magazine. 2014. Vol. 2. March-April. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf (date of request: 15.02.2020).

17. Alink Ch.O., Berg H. van den. Project-Led Education. URL: https://www.utwente.nt/en/ces/celt/publications/20130820-ple-final.pdf (date of request: 17.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.