13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147.091.313 АЛДОШИНА М.И.
доктор педагогических наук, профессор, директор центра взаимодействия с Российской академией образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378.147.091.313 ALDOSHINA M.I.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Center for Interaction with the Russian Academy of Education, O^l State University E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ* **
FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCES OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROJECT ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
В современной ситуации развития общества постиндустриального типа и современной фазы дигитально-сти особенно актуальна проблема формирования предпринимательских компетенций студенчества в университетском образовании. Основная проблема статьи - рассмотрение экспериментальных данных по формированию предпринимательских компетенций студентов в условиях опорного университета Центральной России в срезе использования механизмов цифрового образования (на примере нетрадиционных дидактических технологий STEAM-образования и Agile-технологии).
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские компетенции, университетское образование, цифровизация, STEAM-образование, Agile-технология.
In the current situation of development of society of post-industrial type and modern phase of digitizality, the problem offormation of entrepreneurial competences of students in university education is particularly relevant. The main problem of the article is the consideration of experimental data on the formation of entrepreneurial competences of students in the conditions of the support university of Central Russia in the section of the use of digital education mechanisms (on the example of non-traditional didactic technologies STEAM-education and Agile-technology).
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial competence, university education, digitalization, STEAM-education, Agile-technology.
Существующее социокультурное положение в современной России актуализирует научный поиск путей обновления механизмов и технологий образования всех уровней и направленности. Высшее образование в Российской Федерации, в результате долговременных модификаций и реформирования, представлено в основной своей массе университетами. Университетское образование — культурно-образовательный и научный феномен, понимаемый и дискутируемой широко представленной плеядой историографов и исследователей (Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, О.В. Долженко, М.В. Захарченко, Л.П. Илларионова, Е. Карье, А.А. Корольков, Л.Д. Кудрявцев, Е.С. Ляхович, В.А. Сластенин) Нам представляется важным выделение в условиях прагматической, компетентностной, междисциплинарной и цифровой ориентации современного поликультурного общества осмысления роли университетского образования в обществе, определения соотношения образования и общества, образования и культуры, образования и бизнеса, взаимовлияния этих институтов на личность
для наиболее полного ее раскрытия и самореализации, становления компетентного специалиста и личности [1; 2]. Именно предпринимательство видится неким связующим звеном в понимании решении проблемы на стыке бизнеса, науки и образования.
Цель развития предпринимательской деятельности - осуществление экономической деятельности на инновационной и рисковой основе. Формирование предпринимательских компетенций понимается нами как процесс формирования готовности и способности обучающегося осуществлять экономическую деятельность на инновационной и рисковой основе. Формирование и развитие предпринимательских компетенций возможно и необходимо осуществлять в непрерывном образовательном процессе на различных его этапах, учитывая возраст обучающихся и уровни сформированности новообразования, поэтому непременным условием их формирования является, в авторском понимании, непрерывность. Предпринимаемые ранее шаги на государственном, региональном и местном уровнях, к сожалению, значимых
* Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства», при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 г, договор № 18-013-00845\20 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.
** Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы современной дидактики", Орел, 24 - 25 сентября 2020 г
© Алдошина М.И. © АЬк^Ыпа М.1.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020
результатов пока не принесли. Значимым результатом научных поисков можно назвать формирование двух значимых моделей формирования предпринимательских компетенций у школьников: в условиях сетевого партнерства и в бизнес-обучении [3; 4].
Ориентируясь в исследовании на понимание «инновационного предпринимательства как стиль деятельности, характеризующийся ориентацией на создание и реализацию новаций, предпринятой для достижения позитивных экономических или социально значимых целей» [5, с. 107], актуализируем проблему статистического подтверждения актуальности и положительной динамики процесса формирования предпринимательских компетенций в рос-
сийском университетском образовании. Мы предложили студентам трех университетов (Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Краснодарского государственного университета и Курского государственного университета) опросники с набором открытых и закрыты тестов на основе авторских материалов. Ответы студентов оценивались по отдельным составляющим предпринимательских компетенций: компетенциям личностного роста, мировоззренческим, цифровым и коммуникативным компетенциям (Таблица 1).
По каждому их компонентов производились расчеты. Полученные результаты позволяют выдвинуть гипотезу Н1, что средние значения оценок при применении
Таблица 1.
Показатели сформированности блока компетенций обучающихся университета (2018 и 2019 годов приема) по 10-балльной шкале
показатели 2018 2019 Вероятность равенства сред
n=68 n=72
X1 б1 X1 б2 p-vaiue
1 Компетенции личностного роста
1.1 Способность и готовность на привнесение нового в деятельность, ее креативность 5,79 1,71 6,24 1,34 0,048
1.2 Владение ситуацией, видение перспектив ее развития и готовность рисковать ради успеха 5,73 1,32 6,2 1,44 0,023
1.3 Инновированность, готовность проектировать, планировать и моделировать будущую деятельность 5,69 1,66 6,14 1,26 0,0375
1.4 Инновированность, готовность проектировать, планировать и моделировать будущую деятельность 4,92 1,75 5,47 1,98 0,0425
Общий показатель 5,74 0,88 6,19 0,73 0,0005
2 Мировоззренческие компетенции
2.1 Владение информацией о социокультурных реалиях, нормах, принципах и готовность ими руководствоваться в каждодневной деятельности и поведении 5,35 1,59 5,92 1,55 0,017
2.2 Умение выбирать стиль деятельности и профессионального поведения сообразно контексту ситуации 5,09 1,94 5,56 1,28 0,0465
2.3 Владение такими поведенческими навыками, как некатегоричность, гибкость, эмпатийность, культурная полицентричность 5,86 1,69 5,97 0,87 0,0195
2.4 Ориентированность на будущее дело 5,35 1,59 5,92 1,55 0,017
Общий показатель 5,43 0,95 5,97 0,87 0,0005
3 Цифровые компетенции
3.1 Готовность воспринимать информацию как нелинейный продукт, способность его анализировать, перестраивать, изменять композицию 5,75 1,64 6,19 1,44 0,05
3.2 Умение интерпретировать данные из разных источников, оценивать вероятностные «плюсы» и «минусы» качества информации из различных источников, понимание специфики статистических, маркетинговых, финансовых и т. п. данных 5,51 1,64 5,83 1,7 0,1315
3.3 Владение навыками использования различного программного обеспечения для профессиональной деятельности 5,34 2,08 5,89 1,4 0,035
3.4 Владение навыками получения, классификации, анализа, оценки различных видов информации из разных источников и ее трансляции в виде продукта коллегам для выявления основных тенденций и трендов рынка 5,48 2,14 6,19 1,43 0,013
Общий показатель 5,47 0,67 5,98 0,5 0,0001
4 Коммуникативные компетенции
4.1 Владение лексическим материалом для профессионального общения на русском и иностранном языке 5,35 1,59 5,92 1,55 0,017
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Продолжение Таблицы 1.
показатели 2018 2019 Вероятность равенства сред
n=68 n=72
X1 б1 X1 б2 p-vaiue
4.2 Умение последовательно и связно излагать мысли, пользоваться определенными жанрами речи, техниками делового письма 5,61 1,77 6,13 1,35 0,0285
4.3. Способность ориентироваться на аудиторию 4,84 1,8 5,56 1,79 0,0095
4.4 Уважение авторского права и интеллектуальной собственности, умение корректного цитирования в различных форматах коммуникации 5,16 1,7 5,76 1,53 0,0155
Общий показатель 5,37 0,85 6 0,63 0,0001
предлагаемых подходов выше, чем до их использования против альтернативной гипотезы Н0: средние значения оценок одинаковы. Изначально выдвинутая гипотеза предполагала, что распределение оценок бакалавров можно считать близким к нормальному. Для проверки гипотезы использовались три разных метода (метод Q-Q Plot, метод ядерного сглаживания и критерий Шапиро-Уилка). Полученные значения вероятности однородности выборок позволило утверждать, что позитивные изменения в уровнях сформированности предпринимательских компетенций студентов имеют существенное и статистическое значимое (вероятность ошибки нашего утверждения менее 5 %, выборки неоднородны) различие.
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования предпринимательских компетенций обучающихся при целенаправленной планомерной работе по их реализации в университетском образовании. Нам представляется интересным выделение современных и эффективных образовательных технологий их формирования.
Приведенные показатели динамики значимости цифровых компетенций в структуре формируемых предпринимательских оказались преобладающими в сравнении с иными (за исключением компетенций личностного роста, что объясняется субъектно-личностными и мо-тивационными характеристиками выборки). Это актуализирует переход российского образования на иную ступень организации образовательного процесса на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Статья 16 Закона «Об образовании в Российской Федерации» трактует следующие исходные дефиниции. «Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [6].
В современной университетской практике реализации электронного образования выделяется множество путей и механизмов достижения поставленных образовательных целей. Нам представляется интерес-
ным остановиться на некоторых наиболее эффективных образовательных практиках - STEAM-образовании и Agile-технологии в университетском образовании по формированию предпринимательских компетенции.
Идеи STEAM-образования заимствованы из набора современных общеобразовательных технологий и хорошо вписываются в реалии университета. STEAM-образование — одна из модификаций возрождающегося в начале XXI века метода проектов и проектного обучения, соединенных с идеями интеграции и междисциплинар-ности, что имплицирует его актуальное использование и определенную новизну.
Само название феномена включает набор механизмов достижения результата - science, technology, engineering, arts, math, что в переводе с английского означает синтезирование данных науки, технологий, инженерии, искусства и математики - в процессе образования для эффективного использования полученной информации естественно-научного, технологического, инженерного, математического и искусствоведческого видов посредством проектных технологий. Исследователями выделяются три основные причины современного распространения STEAM-образования:
• глобализация, повлекшая через стимулирование роботизации и цифровизации, преобразование индустриальной экономики в экономику знаний;
• изменение рынка труда и растущая потребность и новом поколении инженеров и программистов;
• обострение проблемы безопасности техногенного и экологического генезиса требую формирования нелинейного мышления, креативности, широкой эрудированности и инсайт-готовности.
Эти характеристики в полной мере отражают специфические характеристики формируемых предпринимательских компетенций студентов в университетском образовании, чем и объясняется применение преподавателями идей и технологий STEAM-образования на практике. Идеи STEAM-образования широко используются в практике школьного образования в Японии, Китае, Сингапуре, Финляндии, Канаде. Образовательным результатом становится совместная деятельность разновозрастной команды по подготовке итогового образовательного проекта с предложением своего варианта решения на стыке разных дисциплин, крайне актуального и практически востребованного (проблемы экологии, пандемий, безопасности жизни, существования, питания). Проект необходимо не только задумать и изготовить, но и продвинуть готовый продукт в реальном или виртуальном пространстве, продать его. STEAM-образование актив-
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020
но внедряется в дополнительное образование с 2010-х гг. при поддержке Президента РФ, а с 2014 года для достижения данных целей создаются кванториумы, фаблабы при вузах, ЦМИТы и Общероссийский центр «Сириус».
В университетском образовании по формированию предпринимательских компетенций студентов проектная междисциплинарная деятельность стимулирует инициативу, самостоятельность и критичность мышления, творческий подход и деловую успешность» [1, с. 2490]. В образовательной практике обычно используются следующие виды проектов:
1. Информационные - по переработке и интерпретации больших массивов информации;
2. Имитационные, предполагающие распределение ролей в конкретной профессиональной ситуации (учебной, квазипрофессиональной, профессиональной);
3. Специализированные практико-ориентированные, в которых результат проекта - обоснование, разработка плана реализации конкретного социального проекта, например, системный анализ инвестиционной образовательной стратегии в конкретном регионе, а также обязательное получение внешней экспертной оценки качества образования.
Именно последний вид, специализированные практико-ориентированные проекты, являются базой для реализации идей и технологий STEAM-образования, формируя готовность обучающегося ориентироваться в электронно-цифровом и реальном пространстве, проектировать, моделировать и планировать свои теоретические и прикладные проявления и характеристики предпринимательских компетенций. Примерами подобного вида проектов в университет могут стать междисциплинарная научно-исследовательская работа студентов с непересекающимися соруководителями (например, методист соответствующей предметной области, педагог-психолог, педиатр); оп-Нпе сетевые проекты разного вида, направленности и путей практического приложения; реализация междисциплинарного регионального социально-образовательного проектирования или по заявкам работодателей.
В рамках STEAM-образования интересной является Agile-технология. Сложность проектного обучения и использования проектных образовательных технологий объясняется, во многом трудностями организации и гибкого управления. Повысить эффективность образования в проектной деятельности команды обучающихся может использование Agile-технологии, инструмент мягкой подстройки, адаптации и изменений траекторий деятельности в постоянно меняющихся условиях для повышения ее эффективности. Как понятие и инструмент управления Agile-технология появилась в 70-е годы ХХ века в период активной разработки программного обеспечения, когда теоретики и практики столкнулись и осознали проблему нелинейности деятельности. Критикуя четкую за-данность и последовательность фаз деятельности, был получен набор гибких методов разработки и применения программного обеспечения, заменявших сложные, заданные и трудоемкие процедуры.
В 2001 году появился «Манифест о гибкой разработ-
ке программного обеспечения Agile» (в переводе с английского быстрый, гибкий) провозгласивший ведущие идеи и принципы Agile-технологии. Этот документ определил приоритет взаимодействия людей над процессами и механизмами; рабочего программного обеспечения над документацией; клиентов над контрактами; готовности изменяться над первоначальным утвержденным планом. Ведущим контрольным фактором является визуальный (часто наглядность достигается применением карточек - сигналов разного цвета). Это позволяет не только поддерживать командный дух, но и поддерживать сотрудничество, стимулировать инсайт и личные достижения участников. Agile-технология выступает абсолютно адаптируемой к разным условиям образовательной технологией. Кроме того, в процессе работы весь процесс проектной деятельности подразделяется на мелкие части с итоговыми встречами (спринтами) для подведения итогов, анализа находок и проблем проектной деятельности на данном участке исполнения проекта. Методически Agile-технология реализуется при соблюдении следующих организационных условий: осознание участниками значения проекта; поэтапное участие заказчика; общий объем проектных действий выполняется дозировано; каждый из 7-9 участников четко ориентируется на объявленный результат. Важными методами практической реализации Agile-технологии выступают методы Scrum и Kanban. Метод Scrum акцентируется на детальном и качественном поэтапном контроле всей проектной деятельности и каждого участника, что позволяет обеспечить меньшую затратность и повысить производительность совместной проектной деятельности (распространен в Японии), а метод Kanban ориентирован на максимальную прозрачность и равномерность трудозатрат, стимулирую мотивацию взаимопомощи, сотрудничества и потребность самосовершенствования для достижения баланса и оптимального результата.
Приведенные примеры использования в профессиональном образовании в современном классическом университете STEAM-образования и Agile-технологии позволяют увидеть дополнительный потенциал цифро-визации по формированию предпринимательских ком-петнций обучающихся в синтезе науки, исследований и обучения. Процесс профессионального образования, особенно университетского, традиционно ориентируется на синтез науки, исследований и обучения, формирования их культуры и интеллигентности, как общей характеристики студентов, а не на научение их модели будущей профессиональной деятельности (на что, в большей степени, традиционно ориентированы организации среднего профессионального образования и профессионального обучения). Современному российскому обществу с его часто устаревшими технологиями на производстве (или их отсутствием) соответствуют (конгруэнтны) устаревшие образовательные и методические системы. В высокотехнологичном обществе будущий профессионал должен быть ориентирован и потенциально способен эффективно взаимодействовать не только с техникой будущих поколений, но и с традиционными участниками профессионального процесса.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Алдошина М.И. Инновационные практики формирования предпринимательских компетенций в опорном университете // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т.9 №1. С. 2484 - 2492.
2. Гедулянова Н.С., Забелина Г.А., Забелина С.А., Алдошина М.И. Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства: монография. М. 2020.
3. ГладилинаИ.П., Гришакина О.П., Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. М.: ООО «Коллаж», 2011. 120с.
4. Илларионов С.В., Илларионова Л.П. Менеджмент образовательной организации. М., 2018
5. Лежнева Н.В. Готовность студентов вузов к инновационной предпринимательской деятельности: экспериментальное исследование // Образование и общество. 2019. №6 (119). С.100 - 108.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. От 24.04.2020) https://fzrf.su/zakon/ ob-obrazovanii-273-fz. (Дата обращения: 04.06.2020)
References
1. Aldoshina M.I. Innovative practice of developing entrepreneurial competencies in supporting the University // Professional education in the modern world. 2019. Vol. 9-No. 1. Pp. 2484 - 2492.
2. Gedulyanova N.S., Zabelina G.A., Zabelina S.A., aldoshina M.I. Mechanisms and conditions for the formation of entrepreneurial competencies of students in the interaction of education, science and production: monograph. M. 2020.
3. Gladilina I.P., Grishakina O.P., Trusova L.A. Formation of entrepreneurial competencies in schoolchildren in the conditions of social partnership. Moscow: LLC "Collage", 2011. 120 p.
4. Illarionov S.V, IllarionovaL.P. Management of educational organizations. Moscow, 2018.
5. Lezhneva N.V. Readiness of University students for innovative entrepreneurial activity: experimental research / / Education and society. 2019. №6 (119). Pp. 100 - 108.
6. Federal law «on education in the Russian Federation» of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. From 24.04.2020)