Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕХАНИЗМЫ / УСЛОВИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / METHODOLOGICAL TOOLS / MECHANISMS / CONDITIONS / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедулянова Н. С.

В статье на основе выполненных сравнительных, аналитических оценок существующих методов формирования предпринимательских компетенций в образовательных организациях предложен методологический подход к их модернизации с целью создания методического инструментария. Методический инструментарий направлен на создание механизмов и условий для эффективного взаимодействия образовательных, научных организаций, предприятий реального сектора экономики и стимулирования процесса организации и запуска бизнес-проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гедулянова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL TOOLS FOR FORMING ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: MECHANISMS AND CONDITIONS OF ORGANIZATION

The article is based on the performed comparative, analytical assessments of existing methods of forming entrepreneurial competencies educational organizations have proposed a methodological approach to their modernization with the aim of creating methodological tools. The methodological tools are aimed at creating mechanisms and conditions for the effective interaction of educational, scientific organizations, enterprises of the real sector of the economy and stimulating the process of organizing and launching business projects.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 616.31 (091) ГЕДУЛЯНОВА Н.С.

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, E-mail: [email protected]

UDC 616.31 (091) GEDULYANOVA N.S.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher

FKU NH FSN of Russia E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ*

THE METHODOLOGICAL TOOLS FOR FORMING ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: MECHANISMS AND CONDITIONS OF ORGANIZATION

В статье на основе выполненных сравнительных, аналитических оценок существующих методов формирования предпринимательских компетенций в образовательных организациях предложен методологический подход к их модернизации с целью создания методического инструментария. Методический инструментарий направлен на создание механизмов и условий для эффективного взаимодействия образовательных, научных организаций, предприятий реального сектора экономики и стимулирования процесса организации и запуска бизнес-проектов.

Ключевые слова: методический инструментарий, механизмы, условия, предпринимательские компетенции.

The article is based on the performed comparative, analytical assessments of existing methods of forming entrepreneurial competencies educational organizations have proposed a methodological approach to their modernization with the aim of creating methodological tools. The methodological tools are aimed at creating mechanisms and conditions for the effective interaction of educational, scientific organizations, enterprises of the real sector of the economy and stimulating the process of organizing and launching business projects.

Keywords: methodological tools, mechanisms, conditions, entrepreneurial competencies.

Введение. Предпринимательская деятельность специалистов имеет решающее значение для современной российской экономики. Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков принял участие в заседании совета Российского союза ректоров. В своем докладе Валерий Фальков рассказал о направлениях развития системы высшего образования. По словам Министра, ведущая роль в подготовке кадров для экономики и социальной сферы должна быть отведена регионам. Будет продолжена программа повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов. Ожидается, что победители отбора будут представлены в каждом федеральном округе: «Вся система высшего образования должна быть ориентирована на взаимодействие с реальным сектором экономики», - подчеркнул Министр.

В условиях обострения международной конкуренции современное общество требует профессионального исполнения задач и функций, возложенных молодых специалистов. Достижение обучающимися высокого уровня профессиональной компетентности, включающей предпринимательские компетенции, навыки реализации проектов, основывается на современных технологиях оценки их профессионального уровня.

В статье на основе выполненных сравнительных, аналитических оценок существующих методов формирования предпринимательских компетенций в образовательных организациях предложен методологический подход к их модернизации с целью создания методического инструментария по формированию предпринимательских компетенций обучающихся в образовательных и научных организациях (далее - методический инструментарий) при взаимодействии конвергируемыми участниками.

Методический инструментарий направлен на создание механизмов и условий для эффективного взаимодействия образовательных, научных организаций, предприятий реального сектора экономики и стимулирования процесса организации и запуска бизнес-проектов.

Методический инструментарий предназначен для использования руководителями образовательных и научных организаций, преподавателями, магистрами, аспирантами.

Основная часть статьи. Понятие «образовательная среда» и её влияние на мотивацию обучающихся раскрывалось в работах как отечественных, так зарубежных учёных (В.А. Сластёнин, В.И. Слободчиков, Л.С. Выготский, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев,

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00845\20 «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства» по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 года.

© Гедулянова Н.С. © Gedulyanova N.S.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.Р. Радионова.

B.А. Ясвин, О.С. Газман, П.И. Образцов,

C.Л. Рубинштейн, С.Л. Новоселова, К.Х. Левин и др.) на протяжении последних двух и более десятилетий, однако единого мнения среди них по данному вопросу пока не сложилось.

В исследовании проведен анализ ответов обучающихся по техническому заданию по вопросам развития бизнес-проектов. Большое внимание уделено используемым показателям. Обоснован перечень показателей, характеризующий результаты ответов респондентов. Разработанные опросные листы (техническое задание) подготовлены с целью выявления механизма, условий и необходимых инструментов поддержки стимулирования процесса организации и запуска бизнес-проектов в фокусе общей тематики образовательной и научной организации.

Результаты. Результаты анализа исследования показывают, что для развития предпринимательской деятельности обучающихся и участия их в программах и проектах на всех этапах инновационного цикла необходимо провести образовательную трансформацию, внести ряд изменений в содержание и организацию учебного процесса в образовательных и научных организациях по следующим направлениям: использование активных методов преподавания (кейс-метод, групповые проекты, творческие задания); расширение практической составляющей образовательных программ (расширение возможностей студенческой практики, вовлечение предпринимателей в среду организации малых предприятий; привлечение обучающихся к участию в предоставлении консультационных услуг предпринимателям; расширение перечня внеучебных мероприятий,

привлечение студентов в совместные бизнес-проекты с преподавателями-практиками.

Результатами проведенного в рамках Проекта исследования являются: выявленные проблемы мотивации обучающихся к формированию предпринимательских компетенций; охарактеризованные механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций; предложенная синергетическая модель и разработанные предложения с целью реализации трансляционных мероприятий в процессе развития бизнес-проектов в образовательных и научных организациях. Блоки процесса развития бизнес-проектов представлены на схеме 1.

Следует отметить, что, в ходе опроса обучающихся, выявлены проблемы дефицита и информационного недостатка.

С точки зрения авторов Проекта, определяющее значение для проявления функциональных компетенций имеет вовлеченность обучающихся и молодых ученых в проекты и учебные модули, такие как: предпринимательский потенциал и бизнес-образование: возможности исследования; психическая структура предпринимательского потенциала; психолого-педагогические технологии развития предпринимательских компетенций; роль онтопсихологического образования в формировании лидера.

В настоящее время явно ощущается необходимость в прогнозировании способностей, определения потенциальных возможностей обучающихся в конкретных ситуациях и предпринимательской деятельности.

В настоящее время явно ощущается необходимость в прогнозировании способностей, определения потенциальных возможностей обучающихся в конкретных ситуациях.

Блоки процесса развития бизнес-проектов

Блок I. Декларация предпринимательской мотивации научной организации

Блок II. «Рекрутинг» студентов, выпускников ВУЗов в исследовательские лаборатории

Блок III. Взаимодействие с институтами развития

Блок IV. Формирование бизнес-проектов

Блок V. Команда

Блок VI. Трансфер результатов научной деятельности в реальный сектор экономии

Схема 1. Схема процесса развития бизнес-проектов.

С - студенты - молодые исследователи -

предприниматели

Л1, Л2, Л3 - исследовательская

Сфера предпринимательской деятельности была выбрана не случайно, т.к. развитие предпринимательства в нашей стране неразрывно связано с решением экономических, социальных и психологических задач. Одной из задач изучения предпринимательских компетенций является исследование внутренних резервов психологической и деловой активности, без которых осуществление предпринимательской деятельности невозможно.

Обсуждение и заключение. Таким образом, для развития предпринимательских компетенций необходимы технологии, которые можно применять в бизнес-образовании, технологии, позволяющие: во-первых

- отличать предпринимателя, определять у человека наличие предпринимательского потенциала; во-вторых

- развивать предпринимательский потенциал и способности (компетенции) человека.

Анализ ответов респондентов позволил нам выявить основные характеристики успешности современных специалистов и понять, каким образом можно развивать предпринимательские компетенции в процессе обучения, используя новые методики, инструменты и технологии.

Основной вывод состоит в том, что развитие, как предпринимательства, так и бизнес-образования нуждается в научном осмыслении, в эмпирических исследованиях и психологическом сопровождении со стороны образовательных организаций.

Все данные, полученные в ходе научно-исследовательской работы, находят отражение в научных статьях и сборниках докладов с конференций.

Изучая феномен «предпринимательские компетенции», прежде всего, было необходимо определиться с самим понятием. Предпринимательские компетенции -способности, умения, навыки, опыт работы в инициативной самостоятельной деятельности, направленной на удовлетворение потребности, получение прибыли и создание новой экономической выгоды. Формируя предпринимательские компетенции, вместе с тем повышается высокая мотивация к достижениям и результатам, способность продуцировать новые творческие идеи.

По мнению ученых (П.В. Бершаков, 2002; Г.С. Дулина, 2004; Е.В. Дьячкова, 2003; В.Г. Зазыкин,

1998, 2001; В.Н. Марков, 2001; Baron, 2000, 2004; Baum, 1994; Gaglio, Katz, 2001; Kirzner, 1979; Markman et al., 2001 и др.) особенности личности согласуются с данными многочисленных исследований и позволяют рассматривать эти особенности как инвариантные характеристики.

Развитие и формирование предпринимательских компетенций тормозят сдерживающие факторы: стереотипы; комплексы; недостаточность силы воли; ди-фицитарный тип обработки информации; ошибочно выбранная сфера деятельности и т.д.

Проведенные нами исследования показали, что использование педагогических технологий, развивает качества, составляющие структуру предпринимательских компетенций, а значит, способствует их активизации. К факторам, влияющим на формирование предпринимательских компетенций в процессе обучения, относятся:

1. Среда обучения, включающая в себя как территориальное пространство, так и психологическую атмосферу, царящую во время обучения.

2. Программа обучения, выстроенная по принципу последовательных шагов «теория-действие-самоосознание», с учетом психологических особенностей слушателей.

3. Преподавательский состав, обладающий специальной подготовкой и личностной зрелостью.

4. Принцип образовательного процесса «усиление индивидуальности».

Таким образом, в результате проведенного исследования в рамках Проекта можно сделать ряд выводов:

1. Предпринимательские компетенции - это объективно существующий и обладающий своей спецификой феномен.

2. Предпринимательские компетенции можно идентифицировать в человеке и сформировать.

3. Ключевым в развитии предпринимательских компетенций является самосознание, приведение сознания человека к природной норме, что достигается посредством психологических, образовательных и бизнес технологий.

4. Предпринимательские компетенции развиваются в результате действий человека и технологий, применяемых в процессе обучения.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: Монография. М.: МГОУ 2008.

2. Алдошина М.И. Основы поликультурного образования: учебное пособие. М., Берлин: Директ-Медиа, 2014.

3. Алдошина М.И. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие. Орел: ООО «Горизонт», 2016.

4. Гедулянова Н.С., ГедуляновМ.Т. Интеграция образования, науки и производства как условие формирования предпринимательских компетенций обучающихся: проблемы и решения // Вестник московского финансово-юридического университета. 2018. № 1. С. 236-244.

5. ГедуляноваН.С., Гедулянов М.Т. Планирование мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» на площадках Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1(78). С. 212-223.

6. ГедуляноваН. С. Проблемы правового регулирования проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении практик в вузе // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 59-62.

7. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Создание института наставничества в медицинских организациях / в сборнике: современные образовательные ценности и обновление содержания образования, сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 86-91.

8. Караяннис Э., Григороудис Э. Инновационная спираль и умная специализация: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт и управление ИППП. 2016. Вып. 10. № 1. С. 31-42. DOI: 10.17323 / 1995-459х.2016.1.31.42.

9. Образцов П.И. Сущность и содержание понятия «технология обучения»: современная интерпретация // Известия Тульского госу-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

дарственного университета. Педагогика. 2016. № 3. С. 76-82.

10. Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 51-58.

11. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3(33). С. 319-323.

12. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования / диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

13. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования / автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

14. Мурадова Н.С. Предпринимателями не рождаются (проблемы совершенствования экономического образования учащихся общеобразовательных школ) // Педагогика. 2001. № 2. С. 43.

15. Мурадова Н.С. Семейный бизнес как фактор формирования предпринимательской активности детей (на материале Республики Дагестан). Махачкала, 2000.

References

1. AldoshinaM.I. The formation of ethno-aesthetic culture: methodology, model, methodology: Monograph. M.: MGOU, 2008.

2. Aldoshina M.I. Basics of multicultural education: a textbook. M., Berlin: Direct Media, 2014.

3. Aldoshina M.I. Modern problems of science and education: a textbook. Orel: LLC "Horizon", 2016.

4. Gedulyanova N.S., GedulyanovM.T. Integration of education, science and production as a condition for the formation of entrepreneurial competencies of students: problems and solutions // Bulletin of the Moscow Finance and Law University. 2018. No. 1. Pp. 236-244.

5. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Planning events ("Roadmap") for the implementation of the project "Development of entrepreneurial competencies of students" at the sites of the Orel State University named after I.S. Turgenev // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2018. No. 1 (78). Pp. 212-223.

6. Gedulyanova N.S. Problems of legal regulation of control (supervisory) measures regarding practices at the university // Pedagogical education and science. 2015. No. 4. Pp. 59-62.

7. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Creation of the institute of mentoring in medical organizations / in the collection: modern educational values and updating the content of education, a collection of scientific papers based on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2016. Pp. 86-91.

8. KarayannisE., GrigoroudisE. Innovative spiral and smart specialization: knowledge production and national competitiveness // Foresight and STI management. 2016. Issue. 10. No. 1. Pp. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42.

9. Samples P.I. The essence and content of the concept of «learning technology»: a modern interpretation // Bulletin of Tula State University. Pedagogy. 2016. No. 3. Pp. 76-82.

10. Revin I.A., Tsybulevskaya D.L. The development of entrepreneurial competencies among students of a technical university // Modern problems of science and education. 2015. No. 2-1. Pp. 51-58.

11. Muradova N.S. NIRS - investment in the future // Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanitarian and social sciences. 2009. No. 3 (33). Pp. 319-323.

12. Muradova N.S. The formation of the socio-economic culture of the teacher in the system of continuing pedagogical education / dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

13. Muradova N.S. The formation of the socio-economic culture of the teacher in the system of continuous pedagogical education / abstract thesis for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

14. Muradova N.S. Entrepreneurs are not born (problems of improving the economic education of students in secondary schools) // Pedagogy. 2001. No. 2. Pp. 43.

15. Muradova N.S. Family business as a factor in the formation of entrepreneurial activity of children (based on the material of the Republic of Dagestan). Makhachkala, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.