Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL ACTIVITY / RESEARCH COMPETENCIES / METHOD OF PROJECTS / HISTORY OF EDUCATION / PERSONAL-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернобровкина Ю. В., Чернобровкина И. И.

В современной школе часто используется такой вид педагогических технологий как метод проектов, посредством которого формируются исследовательские компетенции. Его следует отличать от проектной деятельности. Этот метод уходит корнями в начало XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернобровкина Ю. В., Чернобровкина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH THE METHOD OF PROJECTS IN SCHOOL EDUCATION

In modern schools, this type of pedagogical technology is often used as a method of projects, through which research competencies are formed. It should be distinguished from project activities. This method goes back to the beginning of the XX century.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.02

ЧЕРНОБРОВКИНА Ю.В.

аспирант, кафедра математики и прикладных информационных технологий и методики обучения математике имени Н.А. Ильиной, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ЧЕРНОБРОВКИНА И.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра алгебры и математических методов в экономике, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: [email protected]

UDC 37.02

CHERNOBROVKINA U.V.

Postgraduate Student, Department of Mathematics and Applied Information Technologies and Methods of Teaching Mathematics Named After N. A. Ilyina, Orel State University

E-mail: [email protected] CHERNOBROVKINA I.I. Candidate of Pedagogic, Associate Professor of Algebra and Mathematics Methods in Economic Department, Orel State

University

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH THE METHOD OF PROJECTS IN SCHOOL EDUCATION

В современной школе часто используется такой вид педагогических технологий как метод проектов, посредством которого формируются исследовательские компетенции. Его следует отличать от проектной деятельности. Этот метод уходит корнями в начало XX века.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, исследовательские компетенции, метод проектов, история образования, личностно- ориентированный подход.

In modern schools, this type of pedagogical technology is often used as a method of projects, through which research competencies are formed. It should be distinguished from project activities. This method goes back to the beginning of the XX century.

Keywords: pedagogical activity, research competencies, method of projects, history of education, personal-oriented approach.

Система образования в России уже на протяжении многих лет претерпевает изменения. Это, несомненно, связано с изменениями, происходящими в нашей стране во всех сферах деятельности, в частности - экономической и социальной. От выпускника средней школы требуются способности к самоопределению, самореализации, к анализу собственной деятельности. Таким требованиям отвечает личностно-ориентированная система обучения [1].

К педагогическим технологиям практической направленности, ориентированным на личность обучаемого, реализующей исследовательскую компетенцию, относится метод проектов.

Данный метод был создан в американской школе примерно в 1926 году. Одним из авторов выступал В.Х. Килпатрик, - последователь Дьюи. В.Х. Килпатрик придерживался мнения, что школа должна реагировать на меняющиеся условия функционирования окружающего мира, иметь практическую направленность и формировать у учащихся стремление к активной деятельности. По его мнению, учитель должен в первую очередь организовать учебную работу школьников,

создать услоловия для их активной познавательной деятельности.

Основные идеи Килпатрика: 1) школа должна создать условия для получения учениками реального опыта; 2) школа должна способствовать проявлению активности детей и раскрытию их потенциала; 3) учителя должны хорошо понимать необходимость проявления детской активности и не заглушать ее. [4]

Согласно рассматриваемому методу, проекты, или жизненные задачи, должны формироваться в соответствии с интересами учащихся и оцениваться ими самостоятельно в зависимости от степени достижения поставленной цели. Ученику давалась возможность самостоятельно выполнить все этапы проекта, от выбора вида задания до подведения итогов. В данном ключе учитель не ограничивает творчество школьников, позволяя им полностью раскрыть потенциал и проявить активность, его задача - создать комфортные условия для работы детей.

Килпатрик выделял несколько видов проектов: производственный проект (предполагал реализацию некоторой производственной задачи), потребительский

© Чернобровкина Ю.В., Чернобровкина И.И. © Chernobrovkina U.V., Chernobrovkina I.I.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020

проект (предусматривал создание какого-либо продукта для получения удовольствия), проблемный проект (заключался в решении поставленной проблемы, учитывал преодоление интеллектуальных затруднений).

Согласно данной классификации, проект в обязательном порядке должен преследовать некую цель. В ситуации, когда ученик, не проявляет активность, пассивно выполняет требования учителя, не имеет целевой установки, нельзя говорить об участии такого ученика в проектной работе, так как, по сути, данная работа не может быть названа проектом.

В русскую школу метод проектов пришел в начале 30-х годов, в то время школа имела тесную связь с производством. Суть данного метода заключалась в получении знаний путем выполнения конкретного учебного задания - проекта. При этом область приобретаемых знаний была ограничена рамками этого проекта. Формы работы могли быть как индивидуальными, так и групповыми. Учителями метод проектов и бригадно-лабораторный метод обучения не признавались. Они разумно сочетали их с урочной системой предметного преподавания.

Определение метода проектов:

«Метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [3].

В настоящее время метод проектов рассматривается и применяется как комплексный метод, ориентированный на личность обучающегося, позволяющий проявить ему самостоятельность и творчество, выявить индивидуальные способности.

Отметим, что проектирование тесно переплетается с исследованием, однако эти два понятия не являются синонимами. Для проекта характерно решение конкретной задачи, исследование в большей мере направлено на получение нового знания. Однако нельзя исключать ситуации, когда ученик в ходе выполнения проекта получает новое знание, а исследовательская работа в итоге находит практическое применение в конкретной задаче. По нашему мнению, жёсткое ограничение понятиями заключает учащихся в рамки, что ограничивает их деятельность и, следовательно, снижает эффективность развития творческого мышления. Поэтому будем рассматривать проект в более широком смысле проекта-исследования, как средства, объединяющего в себе элементы двух взаимосвязанных инструментов формирования исследовательской компетенции.

Проектная деятельность в школе - это составная часть учебной деятельности, которая совмещает в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, игровой, коммуникативной, теоретической и практической деятельности.

По нашему мнению, метод проектов удачнее всего использовать во внеурочной деятельности, поскольку он достаточно трудоемкий, требует большой самостоятельной работы, исследования и даже оформления результатов полученной работы.

В настоящее время различные ВУЗы страны предлагают выполнение каких-либо творческих тематических проектов-исследований. Высокая оценка выполнения проектов может дать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.

Приведем примеры проектов-исследований, которые были представлены учениками 7 класса на ежегодной Всероссийской молодежной научно-практической конференции Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева «МИФ-2019» с элементами научной школы» [5].

Проект 1. Фигуры постоянной ширины.

Цель: изучить понятие фигуры постоянной ширины и ее применение на практике

Задачи:

1. Дать определение понятию фигуры постоянной ширины.

2. Рассмотреть способы построения фигур постоянной ширины.

3. Рассмотреть возможность применения таких фигур на практике.

4. Доказать постоянство ширины несимметричных фигур практически и математически.

Объект исследования: фигуры постоянной ширины.

Предмет исследования: применение фигур постоянной ширины на практике.

Далее идет разработка самого проекта-исследования по плану:

1. Понятие фигуры постоянной ширины (с иллюстрациями).

2. Треугольник Рёло (с иллюстрациями).

3. Фигуры постоянной ширины (примеры, иллюстрации).

4. Применение (Сверло Уаттса. Двигатель Ванкеля. Грейферный механизм в кинопроекторах и т.д.).

5. Описание экспериментальной части (возможно - с демонстрацией видео).

6. Результаты и выводы.

Проект 2. Дробление камней в почках или что такое эллипс.

Цель: изучить понятие применение свойств эллипса в медицине

Задачи:

1. Дать определение эллипсу, рассмотреть его уравнение.

2. Рассмотреть способ построения эллипса.

3. Рассмотреть свойства эллипса.

4. Описать применение свойств эллипса при литотрипсии.

Объект исследования: эллипс.

Предмет исследования: применение свойств эллипса при литотрипсии

Далее идет разработка самого проекта-исследования по плану:

1. Понятие литотрипсии.

2. Определение эллипса.

3. Построение эллипса.

4. Уравнение эллипса.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

5. Оптическое свойство эллипса.

6. Дистанционная литотрипсия.

7. Выводы и заключения.

И, конечно, защита проекта-исследования происходит с предоставлением презентации, в которую возможно включить видео (если это необходимо).

Как видим, современные проекты имеют научную окраску. Школьникам неинтересно просто сделать реферат, доклад. Интересно что-то исследовать и может быть сделать своими руками, получить результат.

В целом, требования к современному проекту-исследованию можно сформулировать следующие:

1. Выделение задачи / проблемы, требуемой интегрированного знания и исследовательской деятельности для ее решения;

2. значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная деятельность учащегося (возможна - групповая);

4. Использование различных методов исследования.

Следует отметить, что в методе проектов существенно изменяется роль учителя (преподавателя). По большей части он - консультант, организатор, контролер, помощник. Несомненно, на начальных этапах ознакомления школьников с данным методом, доля участия учителя в работе над проектами будет существенной. Однако при регулярном продуктивном применении метода проектов-исследований роль учителя в выполнении работ учащихся постепенно снижается.

Таким образом, метод проектов претерпел некоторые изменения в ходе эволюции школьного образования, но суть его осталась прежней. Использование метода проектов-исследований в школьном курсе является эффективным методом формирования исследовательских компетенций учащихся, в связи с чем его применению способствуют не только школы, но и ВУЗы, заинтересованные в абитуриентах с высоким уровнем знаний, способных творчески мыслить, планировать свою деятельность, анализировать данные, грамотно представлять результаты своей работы.

Библиографический список

1. АлексеевН.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов на Дону: Феникс, 2006. 332 с.

2. РомановскаяМ.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. М: Центр «Пед. поиск», 2006. 160 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия [электронный ресурс] / Библиотека Гумер - Педагогика. URL: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/12.php (дата обращения: 03.01.20)

4. Чернобровкина И.И. Эволюция школьного математического образования в США в ХХ веке [Текст]: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.02. Орел, 2001. 211 с.

5. 7-я Всероссийская молодежная научно-практическая конференция Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева «МИФ-2019» с элементами научной школы [электронный ресурс]/ Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева [официальный сайт]. URL: http://oreluniver.ru/science/tenders/mif/2019 (дата обращения: 03.01.20)

References

1. AlekseevN. A. Personal-oriented education at school. Rostov on don: Phoenix, 2006. 332 р.

2. RomanovskayaM. B. Method of projects in the educational process: a methodological guide. M: The Centre «PED. search», 2006. 160 р.

3. Russian pedagogical encyclopedia [electronic resource] / library of Gumer-Pedagogy. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Pedagog/russpenc/12.php (date accessed: 03.01.20)

4. Chernobrovkina I. I. Evolution of school mathematical education in the United States in the twentieth century [Text]: Diss.... Cand. PED. Sciences: 13.00.02. Orel, 2001. 211 р.

5. 7-th all-Russian youth scientific and practical conference Oryol state University named after I. S. Turgenev «MYTH-2019» with elements of the scientific school [electronic resource]/ Oryol state University named after I. S. Turgenev [official site]. URL: http://oreluniver.ru/science/ tenders/mif/2019 (date accessed: 03.01.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.