13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 37.02
ЧЕРНОБРОВКИНА Ю.В.
аспирант, кафедра математики и прикладных информационных технологий и методики обучения математике имени Н.А. Ильиной, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ЧЕРНОБРОВКИНА И.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра алгебры и математических методов в экономике, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 37.02
CHERNOBROVKINA U.V.
Postgraduate Student, Department of Mathematics and Applied Information Technologies and Methods of Teaching Mathematics Named After N. A. Ilyina, Orel State University
E-mail: [email protected] CHERNOBROVKINA I.I. Candidate of Pedagogic, Associate Professor of Algebra and Mathematics Methods in Economic Department, Orel State
University
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH THE METHOD OF PROJECTS IN SCHOOL EDUCATION
В современной школе часто используется такой вид педагогических технологий как метод проектов, посредством которого формируются исследовательские компетенции. Его следует отличать от проектной деятельности. Этот метод уходит корнями в начало XX века.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, исследовательские компетенции, метод проектов, история образования, личностно- ориентированный подход.
In modern schools, this type of pedagogical technology is often used as a method of projects, through which research competencies are formed. It should be distinguished from project activities. This method goes back to the beginning of the XX century.
Keywords: pedagogical activity, research competencies, method of projects, history of education, personal-oriented approach.
Система образования в России уже на протяжении многих лет претерпевает изменения. Это, несомненно, связано с изменениями, происходящими в нашей стране во всех сферах деятельности, в частности - экономической и социальной. От выпускника средней школы требуются способности к самоопределению, самореализации, к анализу собственной деятельности. Таким требованиям отвечает личностно-ориентированная система обучения [1].
К педагогическим технологиям практической направленности, ориентированным на личность обучаемого, реализующей исследовательскую компетенцию, относится метод проектов.
Данный метод был создан в американской школе примерно в 1926 году. Одним из авторов выступал В.Х. Килпатрик, - последователь Дьюи. В.Х. Килпатрик придерживался мнения, что школа должна реагировать на меняющиеся условия функционирования окружающего мира, иметь практическую направленность и формировать у учащихся стремление к активной деятельности. По его мнению, учитель должен в первую очередь организовать учебную работу школьников,
создать услоловия для их активной познавательной деятельности.
Основные идеи Килпатрика: 1) школа должна создать условия для получения учениками реального опыта; 2) школа должна способствовать проявлению активности детей и раскрытию их потенциала; 3) учителя должны хорошо понимать необходимость проявления детской активности и не заглушать ее. [4]
Согласно рассматриваемому методу, проекты, или жизненные задачи, должны формироваться в соответствии с интересами учащихся и оцениваться ими самостоятельно в зависимости от степени достижения поставленной цели. Ученику давалась возможность самостоятельно выполнить все этапы проекта, от выбора вида задания до подведения итогов. В данном ключе учитель не ограничивает творчество школьников, позволяя им полностью раскрыть потенциал и проявить активность, его задача - создать комфортные условия для работы детей.
Килпатрик выделял несколько видов проектов: производственный проект (предполагал реализацию некоторой производственной задачи), потребительский
© Чернобровкина Ю.В., Чернобровкина И.И. © Chernobrovkina U.V., Chernobrovkina I.I.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020
проект (предусматривал создание какого-либо продукта для получения удовольствия), проблемный проект (заключался в решении поставленной проблемы, учитывал преодоление интеллектуальных затруднений).
Согласно данной классификации, проект в обязательном порядке должен преследовать некую цель. В ситуации, когда ученик, не проявляет активность, пассивно выполняет требования учителя, не имеет целевой установки, нельзя говорить об участии такого ученика в проектной работе, так как, по сути, данная работа не может быть названа проектом.
В русскую школу метод проектов пришел в начале 30-х годов, в то время школа имела тесную связь с производством. Суть данного метода заключалась в получении знаний путем выполнения конкретного учебного задания - проекта. При этом область приобретаемых знаний была ограничена рамками этого проекта. Формы работы могли быть как индивидуальными, так и групповыми. Учителями метод проектов и бригадно-лабораторный метод обучения не признавались. Они разумно сочетали их с урочной системой предметного преподавания.
Определение метода проектов:
«Метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [3].
В настоящее время метод проектов рассматривается и применяется как комплексный метод, ориентированный на личность обучающегося, позволяющий проявить ему самостоятельность и творчество, выявить индивидуальные способности.
Отметим, что проектирование тесно переплетается с исследованием, однако эти два понятия не являются синонимами. Для проекта характерно решение конкретной задачи, исследование в большей мере направлено на получение нового знания. Однако нельзя исключать ситуации, когда ученик в ходе выполнения проекта получает новое знание, а исследовательская работа в итоге находит практическое применение в конкретной задаче. По нашему мнению, жёсткое ограничение понятиями заключает учащихся в рамки, что ограничивает их деятельность и, следовательно, снижает эффективность развития творческого мышления. Поэтому будем рассматривать проект в более широком смысле проекта-исследования, как средства, объединяющего в себе элементы двух взаимосвязанных инструментов формирования исследовательской компетенции.
Проектная деятельность в школе - это составная часть учебной деятельности, которая совмещает в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, игровой, коммуникативной, теоретической и практической деятельности.
По нашему мнению, метод проектов удачнее всего использовать во внеурочной деятельности, поскольку он достаточно трудоемкий, требует большой самостоятельной работы, исследования и даже оформления результатов полученной работы.
В настоящее время различные ВУЗы страны предлагают выполнение каких-либо творческих тематических проектов-исследований. Высокая оценка выполнения проектов может дать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.
Приведем примеры проектов-исследований, которые были представлены учениками 7 класса на ежегодной Всероссийской молодежной научно-практической конференции Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева «МИФ-2019» с элементами научной школы» [5].
Проект 1. Фигуры постоянной ширины.
Цель: изучить понятие фигуры постоянной ширины и ее применение на практике
Задачи:
1. Дать определение понятию фигуры постоянной ширины.
2. Рассмотреть способы построения фигур постоянной ширины.
3. Рассмотреть возможность применения таких фигур на практике.
4. Доказать постоянство ширины несимметричных фигур практически и математически.
Объект исследования: фигуры постоянной ширины.
Предмет исследования: применение фигур постоянной ширины на практике.
Далее идет разработка самого проекта-исследования по плану:
1. Понятие фигуры постоянной ширины (с иллюстрациями).
2. Треугольник Рёло (с иллюстрациями).
3. Фигуры постоянной ширины (примеры, иллюстрации).
4. Применение (Сверло Уаттса. Двигатель Ванкеля. Грейферный механизм в кинопроекторах и т.д.).
5. Описание экспериментальной части (возможно - с демонстрацией видео).
6. Результаты и выводы.
Проект 2. Дробление камней в почках или что такое эллипс.
Цель: изучить понятие применение свойств эллипса в медицине
Задачи:
1. Дать определение эллипсу, рассмотреть его уравнение.
2. Рассмотреть способ построения эллипса.
3. Рассмотреть свойства эллипса.
4. Описать применение свойств эллипса при литотрипсии.
Объект исследования: эллипс.
Предмет исследования: применение свойств эллипса при литотрипсии
Далее идет разработка самого проекта-исследования по плану:
1. Понятие литотрипсии.
2. Определение эллипса.
3. Построение эллипса.
4. Уравнение эллипса.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
5. Оптическое свойство эллипса.
6. Дистанционная литотрипсия.
7. Выводы и заключения.
И, конечно, защита проекта-исследования происходит с предоставлением презентации, в которую возможно включить видео (если это необходимо).
Как видим, современные проекты имеют научную окраску. Школьникам неинтересно просто сделать реферат, доклад. Интересно что-то исследовать и может быть сделать своими руками, получить результат.
В целом, требования к современному проекту-исследованию можно сформулировать следующие:
1. Выделение задачи / проблемы, требуемой интегрированного знания и исследовательской деятельности для ее решения;
2. значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная деятельность учащегося (возможна - групповая);
4. Использование различных методов исследования.
Следует отметить, что в методе проектов существенно изменяется роль учителя (преподавателя). По большей части он - консультант, организатор, контролер, помощник. Несомненно, на начальных этапах ознакомления школьников с данным методом, доля участия учителя в работе над проектами будет существенной. Однако при регулярном продуктивном применении метода проектов-исследований роль учителя в выполнении работ учащихся постепенно снижается.
Таким образом, метод проектов претерпел некоторые изменения в ходе эволюции школьного образования, но суть его осталась прежней. Использование метода проектов-исследований в школьном курсе является эффективным методом формирования исследовательских компетенций учащихся, в связи с чем его применению способствуют не только школы, но и ВУЗы, заинтересованные в абитуриентах с высоким уровнем знаний, способных творчески мыслить, планировать свою деятельность, анализировать данные, грамотно представлять результаты своей работы.
Библиографический список
1. АлексеевН.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов на Дону: Феникс, 2006. 332 с.
2. РомановскаяМ.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. М: Центр «Пед. поиск», 2006. 160 с.
3. Российская педагогическая энциклопедия [электронный ресурс] / Библиотека Гумер - Педагогика. URL: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/12.php (дата обращения: 03.01.20)
4. Чернобровкина И.И. Эволюция школьного математического образования в США в ХХ веке [Текст]: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.02. Орел, 2001. 211 с.
5. 7-я Всероссийская молодежная научно-практическая конференция Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева «МИФ-2019» с элементами научной школы [электронный ресурс]/ Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева [официальный сайт]. URL: http://oreluniver.ru/science/tenders/mif/2019 (дата обращения: 03.01.20)
References
1. AlekseevN. A. Personal-oriented education at school. Rostov on don: Phoenix, 2006. 332 р.
2. RomanovskayaM. B. Method of projects in the educational process: a methodological guide. M: The Centre «PED. search», 2006. 160 р.
3. Russian pedagogical encyclopedia [electronic resource] / library of Gumer-Pedagogy. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Pedagog/russpenc/12.php (date accessed: 03.01.20)
4. Chernobrovkina I. I. Evolution of school mathematical education in the United States in the twentieth century [Text]: Diss.... Cand. PED. Sciences: 13.00.02. Orel, 2001. 211 р.
5. 7-th all-Russian youth scientific and practical conference Oryol state University named after I. S. Turgenev «MYTH-2019» with elements of the scientific school [electronic resource]/ Oryol state University named after I. S. Turgenev [official site]. URL: http://oreluniver.ru/science/ tenders/mif/2019 (date accessed: 03.01.20)