Научная статья на тему 'ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROGRAMMED TRAINING / TRAINING PROGRAMS / PEDAGOGICAL SYSTEM / EDUCATION / GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES / COMPUTER TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грядунова Е. Н., Савин Л. А., Горин А. В., Токмакова М. А., Токмаков Н. В.

В статье рассматривается краткий анализ программного обучения, выявлены его недостатки.Предложены методы улучшения качества образования студентов по общетехническим дисциплинам с помощью компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грядунова Е. Н., Савин Л. А., Горин А. В., Токмакова М. А., Токмаков Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMMED LEARNING CAPABILITIES AND LIMITATIONS

The article discusses a brief analysis of program training, its shortcomings are identified. Methods are proposed for improving the quality of students’ education in general technical disciplines using computer technology.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

УДК 378.147.13 ГРЯДУНОВА Е.Н.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] САВИН Л.А.

доктор технических наук, профессор, кафедры меха-троники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГОРИН А.В.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВА М.А.

аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВ Н.В.

студент, Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева

E-mail: [email protected]

UDC 378.147.13 GRYADUNOVA E.N.

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Mechatronics, Mechanics and Robotics, Orel

State University E-mail: [email protected] SAVIN L.A.

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Mechatronics, Mechanics and Robotics, Orel

State University E-mail: [email protected] GORIN A.V.

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Mechatronics, Mechanics and Robotics, Orel

State University E-mail: [email protected] TOKMAKOVA M.A. Graduate Student, Orel State University E-mail: [email protected] TOKMAKOV N.V. Student, Orel State University E-mail: [email protected]

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ* PROGRAMMED LEARNING CAPABILITIES AND LIMITATIONS

В статье рассматривается краткий анализ программного обучения, выявлены его недостатки.Предложены методы улучшения качества образования студентов по общетехническим дисциплинам с помощью компьютерных технологий.

Ключевые слова: программированное обучение,обучающие программы, педагогическая система, образование, общетехнические дисциплины, компьютерные технологии.

The article discusses a brief analysis of program training, its shortcomings are identified. Methods are proposed for improving the quality of students' education in general technical disciplines using computer technology.

Keywords: programmed training, training programs, pedagogical system, education, general technical disciplines, computer technology.

Введение

В современной России так же, как и во всех высокоразвитых странах мира формируется единая глобальная техногенная среда. Материалистическое мировоззрение верит только в научно-технический прогресс - этот идол современного человечества [1]. При этом главным источником знаний молодого человек становится сеть Интернет. Это ставит новые задачи обучения и образования. Поэтому в настоящее время преподавание всех дисциплин включает в себя методы и средства электронного обучения. Широко разрекламированные в литературе методы программированного обучения [2, 3, 4] основаны на идеях бихевиоризма, согласно кото-

рым поведение человека - это психологическая категория, подлежащие научному исследованию, как и любое физическое явление, не дали ожидаемого положительного результата обучения. Это связано с недостаточно обоснованным выборам технологий и средств обучения, то есть разработкой е-дидактики (компьютерной дидактики).

Советский ученый и кибернетик Аксель Иванович Берг еще в 1966 году ввел в педагогику термин «кибернетическая педагогика». Он исходил из того, что «для эффективного и оперативного управления обучением нужны специальные устройства, которые должны автоматизировать важнейшею функцию педагога - функ-

Представленный материал выполнен в рамках проекта №9.2952.2017/4.6. государственного задания.

© Грядунова Е.Н., Савин Л.А., Горин А.В., Токмакова М.А., Токмаков Н.В. © Gryadunova E.N., Savin L.A., Gorin A.V., Tokmakova M.A., Tokmakov N.V.

*

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

цию взаимодействия каждого обучающего в процессе его обучения» [5].

Основная часть

Компьютерную дидактику нельзя рассматривать в разрыве с традиционной дидактикой: они не просто пресекаются друг с другом, они взаимно влияют друг на друга. Практически любая педагогическая задача решается сегодня с применением в той или иной мере компьютерных технологий [6]. Классическая модель обучения в виде дидактического треугольника (Рис.1), включающего ученика, учителя и учебное содержание, на сегодняшнее время считается не то, что устаревшей, а просто не соответствующей используемым в педагогике новым дидактическим принципам. Так как главным элементом, реализующего методику обучения в дидактическом треугольнике, является преподаватель.

Рис. 1. Дидактический треугольник.

Однако, мы не можем представить процесс обучения в современной не только высшей, но и средней школе без применения компьютерных технологий. Введение в дидактический треугольник четвертой точки дает уже объемную фигуру - тетраэдр, имеющую четыре одинаковые грани представленный на рисунке 2.

Ученик

Рис. 2. Дидактический тетраедр.

Теперь обучающий может получать знания без непосредственного присутствия Учителя с помощью обучающих программ. Основание тетраэдра - «Учитель»-«Содержание»-«Компьютерные технологии», говорит о том, что и тот, кто обучает большой объем знаний получает, используя информационные технологии и чем моложе преподаватель, тем больше это объем. При разработки любого программного продукта очередность этапов и последовательность разработки закреплена требованием ГОСТов [7, 8]. Эти этапы должны быть правильно распределены между педагогами и системотехниками [9].

К сожалению, большинство электронных обучающих программ ориентированы на репродукцию знаний, а не на развитие интеллектуальных способностей. На практике в большинстве ВУЗах страны программированное обучение осуществляется путем показа мультимедийных лекций и проведения рубежного и текущего тестирования студентов по конкретному пред-

мету. Учебный материал: лекции, практические занятия строятся так, чтобы знания были структурированы, дозированы и доступны для запоминания. Главная задача обучающего освоить необходимый объем информации по данной дисциплине и успешно сдать тестирование. Методика создания и проведения тестов хорошо разработаны и освещены в литературе [10, 11, 12]. Педагоги пошли по простой и удобной схеме внедрения информационных технологий: проведение уроков, лекций и практических занятий проводятся с мультимедийным сопровождением. Но несмотря на яркие информативные слайд, уникальные анимации, обучающие не показывают большую усвояемость предмета. Так после просмотра мультимедийной лекции по деталям машин на тему «резьбовые соединения», только 20% студентов смогли ответить на вопрос в каких соединениях используется прямоугольная и трапецеидальная резьба.

Таким образом, программированное обучение не лишено недостатков. Вспомним, что основа методики советского педагога А.С. Макаренко - это коллектив, в котором обучающие связаны одной общей целью, общими интересами. А ведь его методика признана одной и выдающихся методик мира наряду с Д. Дьюи, Г. Кершенетейноером и М. Монтессори. Программированное обучение не позволяет создать комфортную для русских студентов, имеющих исторически сложившийся опыт коллективного обучения, среду. Поэтому, при проведении промежуточного тестирования нужно разрешить студентам общаться друг с другом. И превратить тестирование из процесса контроля в процесс обучения. Студент дающий объяснение сокурснику, не только повторяет пройденный материал, но в процессе объяснение начинает глубже понимает смысл формул. А обучающий, получая информацию от ровесника, порой лучше и быстрее запоминает новые понятия.

Программированное обучение не способствует развитию самостоятельности в обучении. Обучающий осваивает только тот материал, который заложен в данной программе. Если мы коснемся таких фундаментальных общеинженерных дисциплин, как теоретическая механика и сопротивление материалов, то с помощью программированного обучения можно научить решать задачи простого и среднего уровня сложности. Чем сложнее задача, тем больше вариантов решения она имеет. Так определение ускорений точек системы, состоящей из нескольких тел (Рис. 3,) можно решить, как минимум тремя способами.

Рис. 3. Задача по динамике системы тел.

Исходные данные: Механизм под действием пары сил с моментом Мвр=300 Н-м приходит в движение из состояния покоя.т1 = 25кг, т2 = 40 кг, т3=10 кг, R1=3 м, R2 = 6 м, г2=3 м.Звено1 - однородный диск, звено 2 -ступенчатый диск с радиусом инерции J2=3 м.Принять §=10 м/с2.

Требуется определить ускорение груза 3.

При решении этой задачи с помощью различных теорем динамики, кинематические зависимости между перемещениями, скоростями и ускорения будут одними и теме же:

S,

р = ■

3

P2R2

р = = S,

R

2

r2R1

V

ю = р = -

3 .

ю1 = Р1 =

w2R2 R1

Е2 =■

a3

r2

SjR2. r2Rl'

R2

R2

£1 = E2 — = a3 „ Rl Г2 Rl

При решении первым способом расчленяем систему на три тела, проставляем силы и составляем дифференциальные уравнения движения, как показано на рисунке 4.

Рис. 4. Схема решения задачи первым способом с помощью дифференциальных уравнений движения тел.

Решение задачи первым способом будет иметь вид:

-тъ g

R

(i)

2 у

+ -Г + m3

Для второго способа записываем теорему об изменении кинетической энергии:

т - т0 = ¿4 + ¿4 ■

к=1 к=1

Обозначаем на схеме скорости тел и внешние силы, действующие на тело, как показано на рисунке 5.

Рис. 5. Схема решения задачи вторым способом с помощью теоремы об изменении кинетической энергии.

Определяем кинетический момент системы в начале и конце движения Т0и Т. Так как в начальный момент система находилась в покое, то Т0 = 0. Величина Травна сумме энергий всех тел системы:

1

1

T = Ti + T- + T3 = Ti = T- = - /X + 2 Л-®-2 + 2 mV • Учитывая кинематические зависимости, кинемати-

ческая энергия системы тел равна:

T =

Jx1 I R 2

Rr

2

J

V32 V32 m3V32

2r2 2

Согласно теореме, об изменении кинетической энергии системы, можно записать:

( о Л2

J

М

J

V32 + V32 +-m3V32 = М—^S3 - m3gS3.

2 у

2r

2

R Г2

Выразим требуемое ускорение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a =

m3 g

f

R

\2

v V2 у

Jr

(2)

+ -2Г + m3 r2

Третий способ решения задачи характеризуется заданием системе возможного перемещения. Обозначим внешние силы и силы инерции, как показано на рисунке 6.

im\S

м Л V2

VjZ/ a J

] m->g

\ Дз г

Рис. 6. Схема решения задачи вторым способом с помощью общего уравнения динамики механической системы.

г

2

г

2

a3 =

2

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Составляем общее уравнение динамики для данной

механической системы:

Мвр • 8ф -Ми1 • 8фг -Мм2 •8ф2 - Риъ -8Б3 - шъя = 0.

Сила инерции третьего тела и моменты сил инерции колес рассчитываются по формулам:

j—и

F3 = m3a3;

Ми 2 = Jx2S2-; Mu1 = JxlSl;

Тогда уравнение примет вид:

R i R 1 1

mbp - Jxi I I аз - Jx2—а -тзаз-mg =

R1r2 ^ R1r2 I r

Выразим из полученного уравнения требуемое ускорение. Оно запишется следующим образом:

-m g

(

J

A

Y

A Г

J,

(3)

X2

"2" + m3

2 У

Проанализировав выражения (1), (2) и (3) видим, что результат получен одинаковым, при различных способах решения.

Обычно, в тесте нужен только правильный ответ и преподаватель не знает каким способом студент к нему пришел. Если же в программе предусмотрена пошаговая инструкции, то есть сначала определяем кинетическую энергию первого тела, затем второго и т.д., то мы лишаем обучающего самостоятельного выбора способа решения. Такое обучение игнорирует учет психологии человека, так как одному студенту легче решить систему из трех простых уравнений, а другому продифференцировать одно сложное. Поэтому в программе должны быть предусмотрены вопросы по конкретизации используемой теоретической базы обучающего.

Поэтапное тестирование изучаемого материала, облегчает обучающему процесс запоминания и сдачи данного предмет, но не дает целостной картины об изучаем предмете, как науки неразрывно связанной с математикой, физикой. И тем более не обеспечивает развитие обще культурной составляющий, а ведь, изучение «теоретической механике» должно развивать способность к самоорганизации и самообразованию. Поток новой информации, который обрушивается на сегодняшнего студента несоизмеримо больший, чем несколько десятилетий назад. И есть опасность, что в определенный момент человеческий мозг просто заблокируемся и откажется принимать, кажущие ему ненужными сведения. Программированное обучение, в этом случае, может только констатировать факт об отсутствие усвояемости знаний, но ни о причинах.

Введение гуманитарного контекстного содержания в программированное обучение обеспечивает смягчение информационного потока. При живом чтении лекции талантливы педагог чувствует аудиторию и дает возможность ей отдохнуть. Вспомним рассказ А.П. Чехова «Скучная история», его герой старый профессор в таких случаях действует следующим образом: «....Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолгий гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать» [13]. И это не прихоть Учителя, это особенности физиологии головного мозга: общеизвестно, что при изучении технических дисциплин работу запоминания, логического мышления и анализа выполняет левое полушарие, а обращение к эмоциям, переключает работу мозга на правое полушарие. Это ведет к уменьшению утомляемости обучаемого, а значит к лучшей усвояемости нового материала. Как же в электронный учебник по механике включать гуманитарные составляющие. Но ведь и Паскаль, и Декарт были прежде всего философами, их взгляды на мир различны. Р. Декарт, обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции и модусусах, он утверждал: «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать [14]». Паскаль развил это положения: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем начальные понятия, и тщетно рассудок, к этому непричастный, пытается их оспорить [15]». Можно дать краткий экскурс в историю, привести высказывания и афоризмы ученых-механиков. Это не только повышает интерес к изучаемому предмету, но способствует формированию общекультурной компетентности бедующего специалиста. Для защиты от информационной перегрузки необходимо обеспечить быстрый доступ обучаемого к знаниям предшествующего уровня: должны быть ссылки на тригонометрические зависимости, элементы векторной алгебры и т.д.

Заключение

Программированное обучение должно обеспечить не только пакет знаний по конкретному предмету, но и стать основой для дальнейшей творческой деятельности обучающего. Даже изучение общетехническим дисциплинам может содержать гуманитарную составляющую, способствующую развитию разносторонней личности. Обучающие, работающие в коллективе объединённым одной познавательной целью, быстрее и надежнее добиваются результата.

a3 =

+

Библиографический список

1. Сергеев С.Ф. Глобальные техногенные среды в эволюции человеческой цивилизации //Журнал вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2013. С. 113.

2. СертаковаИ.Н. Новые технологии в сфере образования и образовательных услуг /Аналитика культурологии. 2010. №6. С.79-81.

3. ТалызинаН. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.

4. ПрокофьеваН.О. Модели и методы компьютерной оценки знаний обучаемых // Материалы Международной научно-практической конференции Информационные технологии в многоуровневой системе образования. Казань: ЗАО «Новое знание», 2005. С.139-143.

5. Маркова Е.В. Кибернетический период творчества академика А.И Берга // Аксель Иванович Берг/ Сборник: Информатика. Неограниченные возможности и возможные ограничения. М.: Наука. 2007. С. 52-89.

6. Башмаков А.И. Интеллектуализация как средство повышения доступности технологий разработки компьютерных средств обучения // Всероссийская науч.- прак. Конференция Образовательная среда: сегодня и завтра. (Москва ВВЦ, 2004) Тезисы докладов С. 204-205.

7. ГОСТ 24.602-86 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Состав и содержание работ по стадиям создания.

8. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.https://files.stroyinf.ru/Index/10/10698.htm

9. Печников А.Н. Е-дидактика: кому, зачем и каком виде она нужна / Андрей Николаевич Печников // Народное образование. Педагогика №5 С.157.

10. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / М.Б.Челышкова. М.: Логос. 2003. 363с.

11. Сосновский В.И., Тесленко В.И. Вопросы управления в обучении. Часть 1 (Педагогическое тестирование) / В.И.Сосновский, В.И. М.: Высшая школа. 1995. 273с.

12. ЗайцеваЛ.В., ПрокофьеваН.О. Модели и методы адаптивного контроля знаний // Educational Technology & Society. Nr.7(4), 2004 ISSN 1436-4522 (Международный электронный журнал). / Интернет. - http://ifets.ieee.org/russian/periodical/joumal.html

13. ЧеховА.П. Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 5. С. 287

14. РенеДекарт. Сочинения / Рене Декарт: Наука. Ленинградское отделение. 2015. 656с.

15. Блез Паскаль. Мысли. Афоризмы. https://iknigi.net/avtor-blez-paskal/64055-

References

1. Sergeev S.F. Global technogenic environments in the evolution of human civilization // Journal of Bulletin of Moscow University named after S.Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. 2013. Pp.113.

2. SertakovaI.N. New technologies in the field of education and educational services / Analytics of cultural studies. 2010. No.6. Pp.79 - 81.

3. Talyzina N. F. Pedagogical psychology: textbook. allowance for students. Wednesday ped textbook. institutions / N.F. Talyzina. M.: Publishing Center "Academy", 1998. 288 p.

4. Prokofiev N.O. Models and methods of computer assessment of student knowledge // Materials of the International scientific-practical conference Information technology in a multi-level education system. Kazan: CJSC "New Knowledge", 2005. Pp. 139 - 143.

5. Markova E.V. The Cybernetic Period of the Work of Academician A.I. Berg // Axel Ivanovich Berg / Collection: Computer Science. Unlimited possibilities and possible limitations. M .: Science. 2007. Pp 52-89.

6. BashmakovA.I. Intellectualization as a means of increasing the availability of technology for the development of computer training tools // All-Russian scientific and practical. Conference Educational environment: today and tomorrow. (Moscow All-Russian Exhibition Center, 2004) Abstracts pp. 204-205.

7. GOST 24.602-86 Unified system of standards for automated control systems. Automated control systems. The composition and content of work at the stages of creation.

8. GOST 34.601-90 Information Technology (IT). Set of standards for automated systems. Automated systems. Stages of creation. https:// files.stroyinf.ru/Index/10/10698.htm

9. PechnikovA.N. E-didactics: to whom, why, and in what form it is needed / Andrei Nikolaevich Pechnikov // Public Education. Pedagogy No. 5 P.157.

10. ChelyshkovaM.B. Theory and practice of constructing pedagogical tests: a training manual / M.B. Chelyshkova. M .: Logos. 2003.363s.

11. Sosnovsky V.I., Teslenko V.I. Management issues in training. Part 1 (Pedagogical testing) / V.I. Sosnovsky, V.I. M .: Higher school. 1995.273 s.

12. ZaitsevaL.V., ProkofievaN.O. Models and methods of adaptive knowledge control // Educational Technology & Society. Nr. 7 (4), 2004 ISSN 1436-4522 (International Electronic Journal). / The Internet. - http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

13. ChekhovA.P. Collected works in 8 volumes. Volume 5. Pp. 287

14. Rene Descartes. Works / Rene Descartes: Science. Leningrad branch. 2015.656s.

15. Blaise Pascal. Thoughts Aphorisms. https://iknigi.net/avtor-blez-paskal/64055

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.