УДК 37.011 ТАРАСОВА О.В.
доктор педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ЧЕРНОБРОВКИНА Ю.В.
аспирант, кафедра математики и прикладных информационных технологий и методики обучения математике имени Н.А. Ильиной, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 37.011 TARASOVA O.V.
Dostor of Pedagogic, Doctor of Education, Professor, Orel
State University E-mail: [email protected] CHERNOBROVKINA U.V. Postgraduate Student, Department of Mathematics and applied Information Technologies and Methods of Teaching Mathematics Named after N. A. Ilyina, Orel State University
E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE ROLE OF RESEARCH COMPETENCE IN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION
В статье рассматривается роль одной из важнейших компетенций в рамках реализации ФГОС ООО -исследовательской компетенции. Представлено определение указанной компетенции и прослеживается ее реализация от начальной до старшей школы. Отмечается заинтересованность ВУЗов в сформированности исследовательской компетенции у потенциальных абитуриентов.
Ключевые слова: исследовательская компетенция, ФГОС, основное общее образование, исследование, конференция.
The article considers the role of one of the most important competencies in the framework of the implementation of the federal state educational standard of basic general education - research competence. The definition of the specified competence is presented and its implementation is traced from elementary to high school. The interest of universities in the formation of research competence among potential enrollee is noted.
Keywords: research competence, federal state educational standard, basic general education, research, conference.
Школа является одним из основных социальных институтов формирования личности, поэтому на нее ложится ответственная роль подготовки обучающихся к трудовой деятельности и всестороннего их развития. Для удовлетворения потребности государства и общества в высококвалифицированных кадрах выпускники общеобразовательных учреждений должны соответствовать требованиям, сформулированных в Федеральных государственных образовательных стандартах. В частности, для основного общего образования - это ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Результаты освоения разделены на личностные, метапредметные и предметные.
В рамках данного стандарта к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в числе прочего относятся [4]:
1. Умение самостоятельно определять цели своего
обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их достижения;
3. Владение такими приемами, как анализ, обобщение, классификация, сравнение, установка причинно-следственных связей, построение логических умозаключений;
4. Умение работать в команде, распределять обязанности, эффективно организовывать совместную деятельность;
5. Применение различных средств, в том числе ин-фокоммуникационных, для поиска новой информации.
На наш взгляд, достижение заявленных требований невозможно без формирования исследовательской компетенции учащихся.
Проблематика развития исследовательской компетенции в среднем и старшем звене поднимается в работах Дементьевой И.В. [3], Репеты Л.М. [5], Бияновой Е.Б. [2], Альниковой Т.В. [1]. Анализ результатов проведенных исследований позволил заключить, что
© Тарасова О.В., Чернобровкина Ю.В. © Tarasova O.V., Chernobrovkina U.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
на сегодняшний день нет общепринятого определения исследовательской компетенции. Нами под исследовательской компетенцией будет пониматься совокупность знаний и навыков, позволяющих самостоятельно:
1. Осуществлять поиск информации, добычу новых знаний;
2. Выдвигать гипотезы, находить пути их обоснования;
3. Определять цели, объект и предмет исследования;
4. Проводить исследования (наблюдения, эксперименты),
5. Обобщать полученные результаты, делать выводы;
6. Представлять результат своей работы.
Процесс формирования исследовательской компетенции трудоёмок. Требует специально организованной работы, направленной на поэтапное формирование исследовательской деятельности обучающихся. С точки зрения степени овладевания исследовательской компетенцией учащимся можно условно выделить три «ступени»:
1. Начальная ступень. Школьник выбирает тему исследования из предложенных наставником/руководителем. Понимает значение терминов «Объект исследования», «Предмет исследования», «Цели и задачи», но не может самостоятельно их сформулировать для конкретной задачи. Нуждается в значительной помощи при сборе информации по теме, составлении плана исследования и его проведения, подведении итогов и подготовке отчета.
2. Средняя ступень. Школьник может вносить корректировки при выборе темы. Может самостоятельно сформулировать цели и задачи исследования, но испытывает затруднения при определении объекта и предмета. Проявляет большую инициативу при сборе информации, составлении плана исследования и его проведения, подведении итогов и подготовке отчета, но нуждается в руководстве учителя-наставника на некоторых этапах.
3. Высшая ступень. Школьник самостоятельно осуществляет выбор темы исследования в зависимости от своих увлечений. Самостоятельно выделяет объект, предмет, цели и задачи исследования. Может сформулировать гипотезу исследования. Осуществляет независимый сбор информации, составляет план, проводит исследование, подводит итоги, делает вывод, оформляет результаты проделанной работы в виде отчета/ презентации/буклета/выступления с незначительной посторонней помощью.
Процесс формирования исследовательской компетенции осуществляется под руководством учителя. На разных этапах формирования компетенции меняется роль учителя и доля его участия в образовательном процессе. На наш взгляд, наиболее типичные - это роли «контролёра» и «советника».
1. Контролер. Осуществляет проверку корректности выполнения на разных его этапах исследования, стимулирует, направляет и контролирует ученика в его работе.
2. Советник. Вносит предложения о возможном изменении структуры/методов исследования, задает новые векторы раскрытия темы.
Отметим, что во всех рассмотренных выше случаях учитель/руководитель направляет ученика, дает рекомендации, делает замечания, уточнения.
При высоком уровне владения исследовательской компетенцией школьником постепенно снижается роль учителя-контролера в исследовании, однако нельзя полностью исключать роль учителя-советника.
Процесс формирования исследовательской компетенции может занимать разный временной промежуток в зависимости от организации образовательного процесса в учебных заведениях и индивидуальных особенностей учащихся.
Наиболее распространённым на сегодняшний день является отнесение первой, начальной, «ступени» к начальному звену, средней - к основному звену, и высшей - к старшим классам. Данный подход учитывает возрастные особенности учащихся и является весьма эффективным.
Одним из важнейших условий успешного формирования исследовательских компетенций у школьников является создание условий для публичного представления результатов проделанной работы. В процессе подготовки выступления и сопроводительных материалов (презентация, наглядные модели, плакаты, буклеты и т.д.) происходит финальная обработка полученных результатов, их систематизация, обобщение, формулирование выводов. Кроме того, формируется навык публичного выступления, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.
К публичным представлениям результатов работы относятся:
1. Выступление перед классом в рамках урочной или внеурочной деятельности;
2. Выступление на школьной конференции перед учителями, учителями и другими участниками или всей школой в зависимости от масштабов проводимого мероприятия;
3. Выступление на конференциях более высокого уровня (региональных, областных, всероссийских, международных).
Поскольку ВУЗы заинтересованы в одаренных абитуриентах, распространенной является практика проведения на базе ВУЗов творческих конкурсов, внутренних олимпиад и конференция, победы в которых могут давать льготы при поступлении в данное учебное заведение.
Так, на базе ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева с 2013 года проводится ежегодная Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «МИФ» с элементами научной школы; на базе Российского Федерального Ядерного центра - ВНИИ экспериментальной физики (ВНИИЭФ), г. Саров - Школьные Харитоновские чтения; Сахаровские чтения на базе Лицея «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского Академического университета;
Колмогоровские чтения на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Специализированного учебно-научного центра (факультета) - школы имени А.Н. Колмогорова.
Проводимая нами работа по формированию исследовательской компетенции школьников осуществлялась на базе МБОУ - лицея .№4 города Орла. Одним из ключевых этапов данной работы является подготовка учащихся к выступлению сначала на школьной конференции, а затем на конференции «МИФ» на базе ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева. В результате проделанной работы на конференциях в секции «Математика» в разные годы были представлены исследовательские работы на темы: Многогранники в природе (Филонова А., Луценко И.), Математические парадоксы и софизмы (Махонина В); Неподвижная точка (Сенина С.); Загадки лабиринта (Филонова А.); Математический бильярд (Махонина В.); Теорема Шаля (Сенина С.); Дробление камней в почках или что такое эллипс (Махонина В.); Фигуры постоянной ширины (Филонова А.); Неевклидова геометрия (Луценко И.); Шуховские башни (Махонина В.); Неизвестная известная парабола (Филонова А.).
На протяжении четырех лет учащиеся успешно представляли результаты своих исследований и занимали призовые места, что свидетельствует об эффективности проводимой работы. Сегодня мы можем констатировать, что школьники, с которыми проводится работа по формированию у них исследовательских
компетенций, показывают следующие результаты: самостоятельно определяют примерную тему работы (окончательный вариант корректируется учителем), формулируют цели и задачи, но испытывают затруднения при определении объекта и предмета исследования, показывают среднюю степень активности при сборе информации, составлении плана исследования и подведении итогов, и высокую - при проведении исследования и подготовке отчета. В целом, данный результат можно характеризовать, как приближенный к средней ступени овладевания исследовательской компетенцией, что соотносится с возрастными особенностями учащихся (8 класс).
Подводя итог вышесказанному можно резюмируем следующее: формирование исследовательской компетенции возможно только в условиях последовательности, непрерывности и полноты реализации. Обязательным критерием является преемственность начального-среднего и среднего-старшего звена. Важно создать в школе условия, необходимые для проведения исследовательских работ школьниками (например, в рамках внеурочных занятий), представления результатов (недели науки, школьные конференции, научные чтения), в итоге - выхода на более высокий уровень (помощь с заявками на участие в конференциях, оформление приказов, выделение сопровождающих, общие поощрения).
Библиографический список
1. Альникова Т.В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике. Дис... канд. пед. наук. Томск, 2007. 174 с.
2. БияноваЕ.Б. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы. Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2011. 179 с.
3. Дементьева И. В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 165 с.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [электронный ресурс] / Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 8.02.20)
5. Репета Л.М. Формирование информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 249 с.
References
1. Alnikova T.V. Formation of design and research competence of learners in elective courses in physics. Candidate thesis in Pedagogic. Tomsk, 2007. 174 p.
2. BiyanovaE.B. Pedagogical conditions for the organization of research activities of primary school students. Candidate thesis in Pedagogic, Izhevsk, 2011. 179 p.
3. DementievaIV. Formation of design and research competence of high school students. Candidate thesis in Pedagogic. Chelyabinsk, 2013. 165 p.
4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1897 "On approval of the federal state educational standard of basic general education"[electronic resource] / Federal state educational standards.URL: https://fgos.ru/ (date accessed: 02.08.20)
5. Repeta L. M. Formation of information and research competence of learners of educational institutions. Candidate thesis in Pedagogic. Chelyabinsk, 2013. 249 p.