УДК 378
СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Падерина Лариса Николаевна
к.филол.н., доцент кафедры Гражданского права и филологии ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал
Россия, г. Ачинск
Аннотация. Формирование исследовательской компетенции студентов - одна из ведущих задач высшего образования. Значимость компетенции определена современным состоянием рынка труда, профессиональными требованиями к специалисту. В статье представлен практический опыт создания педагогических условий формирования данной компетенции у студентов Ачинского филиала КрасГАУ.
Ключевые слова: исследовательская компетенция, требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, виды профессиональной деятельности, общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
CREATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION AT STUDENTS
RESEARCH COMPETENCE
Larisa N. Paderina
research supervisor
Cand.Philol.Sci., associate professor of the Department of Civil law and Philology Achinsk branch of Krasnoyarsk state agrarian University Russia, Achinsk
Abstract. Formation of research competence of students is one of the leading tasks of higher education. The importance of a competence is defined present state of the labour market, professional requirements to the expert. The article presents the experience of creation of pedagogical conditions of formation of this competence at students of the Achinsk branch of Krasgau.
Key words: research competence, the requirements of the Federal state educational standard of higher education, professional activities, General and General professional competence.
Согласно требования ФГОС ВО нового поколения исследовательская компетенция студентов-бакалавров остается одной из важнейших в профессиональной подготовке. Собственно компетенция в стандартах высшего образования не называется, но анализ основных видов деятельности по разным направлениям подготовки бакалавров дает основание так утверждать. Например, в ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров «Экономика» обозначено, что одним из видов профессиональной деятельности будущих экономистов является «аналитическая, научно-исследовательская» [5]. В рамках данного вида деятельности выпускники должны уметь осуществлять «поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных расчетов», «обработку массивов данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и
81
обоснование выводов», «подготовку информационных обзоров, аналитических отчетов», «проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов», «участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ» и т.д. Все это ориентирует на создание условий для формирования у студентов таких общекультурных и общепрофессиональных компетенций, как «ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, ОК-7 -способность к самоорганизации и самообразованию; ОПК-2 - способность осуществлять отбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач» [5]. Аналогичные требования и соответственно компетенции нашли отражение во всех стандартах высшего образования.
Профессиональное образование - это не «начало начал», поэтому мы понимаем, что основы исследовательской компетенции у студентов 1 курсов имеются, благодаря их обучению в школе. Об этом очень много имеется публикаций, в которых утверждается практика системного формирования у учащихся исследовательской компетенции [1, 4 и др.].
Однако наблюдения над студентами во время работы на занятиях, анализ школьных исследовательских работ говорит о другом. Учащиеся школ, следовательно, студенты-первокурсники не имеют таких основ в своем большинстве, т.к. главное умение, которое они, к сожалению, выносят из школьного образования, это умение взять чужой текст из сети-Интернет и выдать за свой. Порой такой текст даже не обрабатывается технически, не говорим уже о содержании. Подтверждением этого факта стали и результаты работы по оформлению цитат, списка литературы по вопросу. Студенты-первокурсники не владеют этими умениями. Мы понимаем, что в наш век скоростей и глобальной информатизации для учащихся и студентов это самый экономичных во всех отношениях выход из ситуации, когда нужно подготовить сообщение, реферат и др.
Высшая школа в данном случае находится проблемной ситуации, из которой нужен выход, а именно, создание педагогических условий для формирования исследовательской компетенции. Сегодня подходов к содержанию этого термина достаточно. Приведем несколько, на наш взгляд, правомерных определений. Н.Г. Келеберда, А.И. Рябошапка понимают это следующим образом: «Исследовательская компетенция (ИК) - это способность осуществлять подготовку, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач (исследовательских и профессиональных» [2]. А.В. Воробьева под исследовательской компетентностью понимает «совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса» [1]. По мнению Е.Г. Литвиновой, «исследовательская компетенция - это интегральное качество, в котором в единстве выступает владение специальными знаниями, умениями и навыками, способностями к творческой деятельности, и проявляющееся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как её субъекту с целью переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразующему» [3]. Л. Репета указанное понятие раскрывает таким образом: «Исследовательская компетенция - это личностное умение, формирующееся в процессе исследовательской деятельности, направленное на самостоятельное познание неизвестного, решение проблемы» [4]. Приведенные точки зрения сходятся в одном: данная компетенция может быть сформирована только в том случае, если обучающийся находится в ситуации исследования неизвестного.
На этой основе профессорско-преподавательский состав кафедры гражданского права и филологии и выстраивает реализацию программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Для решения поставленной задачи на занятиях, при организации самостоятельной работы используются различные методы и способы. Так на занятиях в рамках дисциплин «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение» особо выделяется работа с текстом, на основе которого, например, нужно сформулировать вопросы-суждения, составить тесты для своего одногруппника, привести примеры из современной реальности, отредактировать текст (исправить ошибки), сформулировать альтернативную собственную позицию, написать эссе по проблеме текста, используя в том числе и дополнительные источники с обязательной ссылкой на них. Главное условие - такие задания должны быть эксклюзивными, т.е. такими, на которые нельзя найти ответ в сети-Интернет.
Выбирая темы для рефератов, контрольных и исследовательских работ, проектов, мы руководствуемся тем же принципом. Особое внимание на дисциплинах уделяется подготовке публичного выступления на международной студенческой конференции «Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века», ставшей традиционной для нашего филиала. Мы предлагаем студентам темы, которые не нашли широкого распространения в сети, а также носят профессиональный оттенок. Например, «Кайдзен как один из востребованных механизмов управления: анализ предприятий города Ачинска», «Просодическая система в юридической деятельности: на примере известных кинофильмов» (2013г.), «Средства воздействия в политической речи: на примере речи Президента российской Федерации» (2015г.), «Современные фразеологизмы в речевой практике юриста: на примере современных публикаций», «Слово «преступник» в словарях и речи жителей г.Ачинска», «Модные слова в речи политиков: на примере выступлений В.В. Путина, Д.А. Медведева» (2016г.) и др. Интерес студентов вызывает сам факт реального исследования того, что современно, что связано с приобретаемой профессией. Кроме того, это позволяет повышать интерес и к предмету: дисциплина осваивается не формально в режиме «лекция - практическое занятие», а в деятельности, что важно, исследовательской деятельности.
Таким образом, работа с текстом в разных форматах позволяет сформировать умения осуществлять отбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач, подбирать источники по теме, анализировать их, сопоставлять, обобщать, формулировать объект, предмет, цель, задачи исследования, подбирать методы исследования, выделять главное, формулировать собственную позицию на основе имеющихся, оформлять текст исследования в соответствии с требованиями, презентовать его на публике с учетом существующих требований к публичному выступлению, и что не менее важно, сформировать корректное отношение к чужому труду. Перечисленные умения - составляющие исследовательской компетенции. Следовательно, системная и целенаправленная работа с текстом в различных формах и режимах - одно из педагогических условий для формирования исследовательской компетенции.
Список литературы:
1. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника. // Дискуссия. Рубрика: Педагогика и психология. Выпуск: №3 (33) март 2013 // http://journal-discussion.ru/publication.php?id=157
2. Келеберда Н.Г., Рябошапка А.И. Модель научно-исследовательской компетенции студентов-бакалавров юридических вузов. // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2015. //http://www.joumal-nio.com
3. Литвинова Е.Г. Теоретический анализ понятия «исследовательская компетентность». // http://sv-sidorov.ucoz.com
4. Репета Л. Формирование исследовательской компетенции учащихся. // General and Professional Educational. 2011. №3. С. 28-33. /http://genproedu.com/paper/2011-03/full 028-033.pdf
5. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 38.03.01 Экономика (утвержден 12.11.2015, приказ №1327)