Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе вуза'

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.Г., Щебляков Е.С.

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH WHEN TRAINING LAWYERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article actual problems of forming of professional competences at students of higher education institution are considered.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе вуза»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-104-108

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Иванова Н.Г.1, Щебляков Е.С?

красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Российская Федерация

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов в вузе.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; компетентность; компетенция; компетентностный подход.

FEATURES OF REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH WHEN TRAINING LAWYERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Ivanova N.G.1, Shcheblyakov E.S.1

1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russian Federation

2Siberian State Aerospace University named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russian Federation

In article actual problems of forming ofprofessional competences at students of higher education institution are considered.

Keywords: professional competences; competence; competence; competence-based approach.

В последние годы появилось большое число исследований, посвященных проблеме компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Так, термин «компетентность» встречается практически в каждой научной работе, посвященной проблемам высшего образования, а компетентностный подход, таким образом, используется в качестве методологической основы диссертационных исследований по теории и методике профессионального образования, а также в качестве ориентира практических преобразований в вузе [6].

Э.Ф. Зеер, рассматривая проблему компетентностного подхода в образовании, утверждал, что все меры по реформированию профессионального образования обусловливают необходимость научно-методического обеспечения, требуют пересмотра устоявшихся (традиционных) подходов, поиска новых принципов проектирования содержания образования, новых образовательных технологий [5, с. 5].

Ученые Ю.Г. Татур, В.И. Байденко и др., понимают под ком-петентностным подходом в образовании - совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Таким образом, авторы, рассматривали компетентностный подход, как подход «акцентированный не на содержании, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций» [8].

По мнению авторов, конечной целью реализации компетентностного подхода является выпуск конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями и способными квалифицировано подходит к решению профессиональных задач.

В результате проведенного анализа литературы мы определили для себя ряд обстоятельств, касающихся вопросов реализации компетентностного подхода в образовании:

- во-первых, в процессе обучения студентов в вузе важным становится приобретение умения получать знания, овладеть умениями и навыками;

- во-вторых, на первый план в подготовке специалистов выходит способность применять полученные знания на практике;

- в-третьих, прослеживается тесная взаимосвязь организации взаимодействия вуза и работодателей.

Проанализировав, таким образом, литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что формирование профессиональной компетентности бакалавра осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также посредством активной позиции студента.

При организации процесса формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров в качестве основных методологических подходов выступают следующие подходы, способствующие созданию оптимальных условий в совершенствовании их профессиональной подготовки:

- компетентностный подход - согласно, данному подходу результатом образования выступают не отдельные знания, умения и навыки, а наличие способности и мотивационной готовности человека к их продуктивному применению в практических ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим основной акцент делается на формировании опыта профессиональной деятельности в моделирующих ситуациях, а не просто в наращивании объема знаний [4, с. 17].

- деятельностный подход в образовании направлен на организацию процесса обучения, технологии практико-ориентиро-ванного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер.

- личностно-ориентированный подход (В.А. Сластенин, A.B. Хуторской и др.) означает последовательное конструирование и осуществление педагогического процесса, ориентированного на личность как на цель, субъект; результат и главный критерий её эффективности.

- технологический подход (В.П. Беспалы®, В.А. Сластенин, Г.К. Селевш и др.) предполагает применение в образовательном процессе технологий, техник, схем, алгоритмов, гарантирующих получение запланированного результата. Применение технологического подхода обусловлено необходимостью со— 106 —

вершенствования содержания формирования профессиональных компетенций в педагогической деятельности у будущих бакалавров, форм, методов образовательной деятельности, направленных на взаимодействие, сотрудничество. Как показывает практика, все вышеобозначенные подходы взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к. каждый студент должен видеть прямую связь между тем, что он изучает на занятиях и тем, что он должен делать в реальной профессиональной деятельности.

Таким образом, применение в учебном процессе комплекса выше обозначенных методологических подходов способствует формированию профессиональных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза.

Список литературы

1. Байденко В.И. Учебно-методические объединения вузов России: новые задачи / И.В. Байденко // Высшее образование в России. 2008. №5.

2. Бондарева O.A. Педагогика. Образование. 2013.

3. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.

4. Евтихов О.В., Адольф В.А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетенции курсантов в вузе правоохранительных органов: монография; Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 17.

5. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Практика формирования компетенций: методологический аспект. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч,-практ. конф., 5 мая 2011 г. / Науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. С. 5.

6. Федоров А.Э., С.Е. Метелев. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография; [Текст] Издательство ООО «Омск-бланкиздат», 2012. С. 81.

7. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И.П. Мединцева//Педагогическое мастерство: материалы II между-нар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.

8. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. М., 2004. №3. С. 20-26.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-108-111

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Иванова Н.Г.

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессионального самосознания в системе формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; компетентность; компетенция; компетентностный подход.

PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS IN THE SYSTEM OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION

Ivanova N.G.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russian Federation

The article deals -with actual problems of professional self-consciousness in the system of formation of professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.