вать и осуществлять руководство различными видами деятельности и общением детей в интерактивной образовательной среде с применением цифровых образовательных ресурсов.
Организационно-деятельностный этап
С целью формирования мотивационно-цен-ностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности на основе анализа научно-методической литературы нами была разработана модель формирования моти-вационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, согласно стандартам WorldSkills. Модель формирования мотива-ционно-ценностного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности представлена блоками, обеспечивающих качественное осуществление взаимосвязанных этапов организации деятельности по ее формированию (целевой, структурно-содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный).
Предложенная модель отражает целостность и единство процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности в процессе подготовки и проведения чемпионата WorldSkills, а ее процессуально-динамический характер
обеспечивает внутреннюю регуляцию данного процесса. Субъективной основой данной модели являются обучающиеся и преподаватели колледжа, исходя из того, что студенты в процессе формирования мотиваци-онно-ценностного отношения к педагогической профессии поставлены в активную деятель-ностную позицию, существенным признаком которой является осознание каждым обучающимся ведущей роли выполняемой деятельности в процессе своего профессионального становления.
Оценочно-рефлексивный этап
С целью оценки эффективности результатов сформированности мотивационно-ценност-ного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности обучающимся было предложено пройти обследование, в котором приняли участие 23 обучающихся 4-го курса.
Данные обследования показали, что подготовка и участие в чемпионате WorldSkills способствуют успешному формированию мотива-ционно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, позволяют в полной мере оптимизировать профессиональную подготовку, наделив ее личностным смыслом для каждого обучающегося и преподавателя.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫИ ПРОЕКТ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»
Л. А. Кузнецова, преподаватель Пензенского колледжа архитектуры и строительства
Цель проекта — формировании у обучающихся иноязычной компетенции в профессиональной сфере для успешного общения, профессиональной самореализации и социальной адаптации молодых специалистов, способности к профессиональной деловой коммуникации в поликультурном пространстве, что расширит возможности трудоустройства выпускников колледжа в иностранные фирмы или их филиалы.
Задачи проекта
• модернизация образовательной программы и технологий обучения иностранным языкам;
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих —
речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
• моделирование реальных ситуаций, возникающих при решении профессиональных задач (включая анализ ситуаций конфликтов и неудач, возникших в процессе профессиональной деятельности, путей их решения и избегания) с учетом разницы мен-талитетов партнеров, реалий культуры взаимодействующих сторон;
• интеграция иностранного языка с профильными дисциплинами;
• создание информационно-образовательной среды: современные УМК; проектная деятельность, в т. ч. межпредметного характера (создание учебных фирм);
• ознакомление с деятельностью современных зарубежных предприятий, расположенных в регионах РФ, правилами деловой коммуникации;
• повышение престижа и значимости иностранного языка как учебной дисциплины в рамках подготовки молодого специалиста;
• расширение возможностей молодых людей в приобщении к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, так и через непосредственное участие в молодежных форумах, конкурсах (в т. ч. «Молодые профессионалы»), туристических поездках и др.
Актуальность и общая характиристика
Изучение иностранного языка является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования. Навыки общения в профессиональной сфере уже давно стали необходимостью успешного делового поведения в современном глобальном поликультурном мире. В свете требований федеральных государственных образовательных станда-ров к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования все более актуальным становится формирование у студентов межкультурной и иноязычной компетенции в профессиональной сфере: правила оформления документов и поведения на собеседовании при приеме на работу, умение грамотно презентовать свои знания, умения и навыки при составлении резюме на иностранном языке, особенности устной и письменной межкультурной коммуникации в профессиональной сфере, знакомство со структурой предприятия и многое другое. Кроме этого, развитие движения WorldSkills предъявляет высокие требования к уровню владения иностранным языком. Результативное участие в данном движении возможно только для тех представителей студенческой молодежи, которые не только владеют профессиональными навыками в той или иной компетенции, а также обладают хорошей языковой подготовкой, которая позволяет в полной мере и на высоком уровне решать поставленные задачи на чемпионатах международного уровня. Владение
иностранным языком расширяет границы профессиональной реализации и трудоустройства выпускников: возможная работа в мегаполисах, в совместных российских и зарубежных компаниях; возможность продолжать свое обучение за рубежом, участие в международных фестивалях, европейских программах по профессиональной деятельности, грантах.
В основу модели обучения легла концепция создания учебной фирмы. Студенты в рамках учебной фирмы действуют автономно и овладевают такими ключевыми навыками, как собственная инициатива, умение работать в коллективе, межкультурная коммуникация. Учебная фирма является оптимальной средой для тренировки навыков владения иностранным языком в ситуациях, приближенных к профессиональной деятельности. Студенты знакомятся с реалиями бизнеса и симулируют ситуации, в которых они могут применить свои знания иностранного (английского и немецкого) языка. Они узнают, как правильно вести современную деловую переписку на иностранном языке, учатся правильно составлять свое резюме и представлять его на собеседовании, а также знакомятся с особенностями рекламы в стране изучаемого языка.
С методической точки зрения учебная фирма является оптимальной структурой для реализации деятельностно-ориентированного и лич-ностно ориентированного подходов в процессе обучения. Таким образом, задача учебных занятий в процессе реализации данной методики — разыгрывание коммуникативных ситуаций из реальной профессиональной сферы деятельности, в процессе чего студенты усваивают и активную лексику и грамматические структуры. Грамматика и лексика являются не целью обучения, а средством овладения коммуникативными навыками.
Подпроект «Немецкий язык и профессия»
Одним из основных мероприятий дорожной карты образовательного проекта является пилотный проект «Немецкий язык и профессия». Этот проект, связывающий дисциплины профессиональной подготовки и немецкий язык на основе CLIL-метода (Content and Language Integrated Learning, или предметно-языковое интегрированное обучение), способствует формированию у студентов коммуникативной, социальной и профессиональной компетенции, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности.
Разработчиками был предоставлен комплект учебных материалов. соответствующих ФГОС.
Каждый модуль содержит творческие задания (мини-проекты), задания для самоконтроля, опросник для саморефлексии и словарь. Особое место в каждом модуле отводится разнообразным социальным формам работы: индивидуальной, парной, групповой. Учебные материалы были адаптированы преподавателем иностранного языка к образовательному процессу, разработаны рабочие тетради для изучения английского языка с аналогичными заданиями.
1-й этап
Реализация проекта в Пензенском колледже архитектуры и строительства началась в 2017 году со студентами III курса, обучающимися на специальностях «прикладная информатика» и «садово-парковое и ландшафтное строительство». Колледж получил комплект учебных материалов "Deutsch fur Beruf und Kamere" из института Goethe-institut (г. Москва).
Результат
Благоустроенный участок — это визитная карточка каждой корпоративной организации, частного домовладения и города в целом. В связи с этим была организована учебная фирма, которая получила название ART-Landschaft. Был разработан логотип фирмы, её девиз. Отрасль образованной учебной фирмы связали с будущей профессией — оказание услуг по благоустройству и озеленению территории. Организационная структура фирмы выглядит следующим образом: руководитель, ландшафтный архитектор, техник-проектировщик, сметчик, производитель работ, рабочие. После организации фирмы обучающиеся познакомились со структурой и особенностями оформления делового письма, приобрели навыки делового общения по телефону, познакомились с понятием smalltalk и правилами его ведения в различных культурах, разработали элементы корпоративной культуры собственной фирмы. Самым интересным и актуальным для студентов оказался четвёртый модуль программы, который подготовил обучающихся к собеседованию между руководителем отдела кадров и соискателем, составлению резюме на немецком языке.
2-й этап
Создание рекламного видеоролика о своей фирме. Фирма ART-Landschaft, организованная
студентами колледжа, получила грамоту победителя видеоконкурса на немецком языке «Немецкий язык для профессии и карьеры», организованном для учреждений среднего профессионального образования России. На региональной ярмарке учебных фирм в 2018 году студенты IV курса специальности «прикладная информатика», представляющие свою фирму, были отмечены членами жюри грамотой в номинации «Самая стильная фирма». В 2018 году студентка колледжа Васькова Валерия была принята в состав национальной сборной для участия в международных соревнованиях в рамках движения WorldSkills.
3-й этап
В 2019 году 15 человек специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в рамках обучения образовали фирмы Art-Dekor и Stroj-Dekor, деятельность которых представили на областном открытом уроке "Messe" (ярмарка) по немецкому языку, на котором гости и эксперты отметили, что навык общения на иностранном языке в профессиональном контексте становится приоритетным, и это позволяет стать более конкурентоспособными на рынке труда.
4-й этап
В 2020 году среди студентов выпускных курсов проведен конкурс резюме на иностранном языке с участием работодателей, представителей фирм-партнеров региона.
Результаты проекта
В процессе реализации проекта у студентов повысился уровень сформированности профессиональных компетенций: владение профессиональной иностранной лексикой, владение инновационными и креативными методами профессиональной деятельности, умение правильно организовывать свой труд, готовность к творческой реализации профессиональных функций, готовность к взаимодействию с коллегами, что свидетельствует об эффективности данного педагогического опыта. Студенты, имеющие достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, владеющие иностранным языком, активно и успешно принимали участие в городских, областных, межрегиональных конкурсах и олимпиадах.