Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"»

вать и осуществлять руководство различными видами деятельности и общением детей в интерактивной образовательной среде с применением цифровых образовательных ресурсов.

Организационно-деятельностный этап

С целью формирования мотивационно-цен-ностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности на основе анализа научно-методической литературы нами была разработана модель формирования моти-вационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, согласно стандартам WorldSkills. Модель формирования мотива-ционно-ценностного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности представлена блоками, обеспечивающих качественное осуществление взаимосвязанных этапов организации деятельности по ее формированию (целевой, структурно-содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный).

Предложенная модель отражает целостность и единство процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности в процессе подготовки и проведения чемпионата WorldSkills, а ее процессуально-динамический характер

обеспечивает внутреннюю регуляцию данного процесса. Субъективной основой данной модели являются обучающиеся и преподаватели колледжа, исходя из того, что студенты в процессе формирования мотиваци-онно-ценностного отношения к педагогической профессии поставлены в активную деятель-ностную позицию, существенным признаком которой является осознание каждым обучающимся ведущей роли выполняемой деятельности в процессе своего профессионального становления.

Оценочно-рефлексивный этап

С целью оценки эффективности результатов сформированности мотивационно-ценност-ного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности обучающимся было предложено пройти обследование, в котором приняли участие 23 обучающихся 4-го курса.

Данные обследования показали, что подготовка и участие в чемпионате WorldSkills способствуют успешному формированию мотива-ционно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, позволяют в полной мере оптимизировать профессиональную подготовку, наделив ее личностным смыслом для каждого обучающегося и преподавателя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫИ ПРОЕКТ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Л. А. Кузнецова, преподаватель Пензенского колледжа архитектуры и строительства

Цель проекта — формировании у обучающихся иноязычной компетенции в профессиональной сфере для успешного общения, профессиональной самореализации и социальной адаптации молодых специалистов, способности к профессиональной деловой коммуникации в поликультурном пространстве, что расширит возможности трудоустройства выпускников колледжа в иностранные фирмы или их филиалы.

Задачи проекта

• модернизация образовательной программы и технологий обучения иностранным языкам;

• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих —

речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

• моделирование реальных ситуаций, возникающих при решении профессиональных задач (включая анализ ситуаций конфликтов и неудач, возникших в процессе профессиональной деятельности, путей их решения и избегания) с учетом разницы мен-талитетов партнеров, реалий культуры взаимодействующих сторон;

• интеграция иностранного языка с профильными дисциплинами;

• создание информационно-образовательной среды: современные УМК; проектная деятельность, в т. ч. межпредметного характера (создание учебных фирм);

• ознакомление с деятельностью современных зарубежных предприятий, расположенных в регионах РФ, правилами деловой коммуникации;

• повышение престижа и значимости иностранного языка как учебной дисциплины в рамках подготовки молодого специалиста;

• расширение возможностей молодых людей в приобщении к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, так и через непосредственное участие в молодежных форумах, конкурсах (в т. ч. «Молодые профессионалы»), туристических поездках и др.

Актуальность и общая характиристика

Изучение иностранного языка является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования. Навыки общения в профессиональной сфере уже давно стали необходимостью успешного делового поведения в современном глобальном поликультурном мире. В свете требований федеральных государственных образовательных станда-ров к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования все более актуальным становится формирование у студентов межкультурной и иноязычной компетенции в профессиональной сфере: правила оформления документов и поведения на собеседовании при приеме на работу, умение грамотно презентовать свои знания, умения и навыки при составлении резюме на иностранном языке, особенности устной и письменной межкультурной коммуникации в профессиональной сфере, знакомство со структурой предприятия и многое другое. Кроме этого, развитие движения WorldSkills предъявляет высокие требования к уровню владения иностранным языком. Результативное участие в данном движении возможно только для тех представителей студенческой молодежи, которые не только владеют профессиональными навыками в той или иной компетенции, а также обладают хорошей языковой подготовкой, которая позволяет в полной мере и на высоком уровне решать поставленные задачи на чемпионатах международного уровня. Владение

иностранным языком расширяет границы профессиональной реализации и трудоустройства выпускников: возможная работа в мегаполисах, в совместных российских и зарубежных компаниях; возможность продолжать свое обучение за рубежом, участие в международных фестивалях, европейских программах по профессиональной деятельности, грантах.

В основу модели обучения легла концепция создания учебной фирмы. Студенты в рамках учебной фирмы действуют автономно и овладевают такими ключевыми навыками, как собственная инициатива, умение работать в коллективе, межкультурная коммуникация. Учебная фирма является оптимальной средой для тренировки навыков владения иностранным языком в ситуациях, приближенных к профессиональной деятельности. Студенты знакомятся с реалиями бизнеса и симулируют ситуации, в которых они могут применить свои знания иностранного (английского и немецкого) языка. Они узнают, как правильно вести современную деловую переписку на иностранном языке, учатся правильно составлять свое резюме и представлять его на собеседовании, а также знакомятся с особенностями рекламы в стране изучаемого языка.

С методической точки зрения учебная фирма является оптимальной структурой для реализации деятельностно-ориентированного и лич-ностно ориентированного подходов в процессе обучения. Таким образом, задача учебных занятий в процессе реализации данной методики — разыгрывание коммуникативных ситуаций из реальной профессиональной сферы деятельности, в процессе чего студенты усваивают и активную лексику и грамматические структуры. Грамматика и лексика являются не целью обучения, а средством овладения коммуникативными навыками.

Подпроект «Немецкий язык и профессия»

Одним из основных мероприятий дорожной карты образовательного проекта является пилотный проект «Немецкий язык и профессия». Этот проект, связывающий дисциплины профессиональной подготовки и немецкий язык на основе CLIL-метода (Content and Language Integrated Learning, или предметно-языковое интегрированное обучение), способствует формированию у студентов коммуникативной, социальной и профессиональной компетенции, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности.

Разработчиками был предоставлен комплект учебных материалов. соответствующих ФГОС.

Каждый модуль содержит творческие задания (мини-проекты), задания для самоконтроля, опросник для саморефлексии и словарь. Особое место в каждом модуле отводится разнообразным социальным формам работы: индивидуальной, парной, групповой. Учебные материалы были адаптированы преподавателем иностранного языка к образовательному процессу, разработаны рабочие тетради для изучения английского языка с аналогичными заданиями.

1-й этап

Реализация проекта в Пензенском колледже архитектуры и строительства началась в 2017 году со студентами III курса, обучающимися на специальностях «прикладная информатика» и «садово-парковое и ландшафтное строительство». Колледж получил комплект учебных материалов "Deutsch fur Beruf und Kamere" из института Goethe-institut (г. Москва).

Результат

Благоустроенный участок — это визитная карточка каждой корпоративной организации, частного домовладения и города в целом. В связи с этим была организована учебная фирма, которая получила название ART-Landschaft. Был разработан логотип фирмы, её девиз. Отрасль образованной учебной фирмы связали с будущей профессией — оказание услуг по благоустройству и озеленению территории. Организационная структура фирмы выглядит следующим образом: руководитель, ландшафтный архитектор, техник-проектировщик, сметчик, производитель работ, рабочие. После организации фирмы обучающиеся познакомились со структурой и особенностями оформления делового письма, приобрели навыки делового общения по телефону, познакомились с понятием smalltalk и правилами его ведения в различных культурах, разработали элементы корпоративной культуры собственной фирмы. Самым интересным и актуальным для студентов оказался четвёртый модуль программы, который подготовил обучающихся к собеседованию между руководителем отдела кадров и соискателем, составлению резюме на немецком языке.

2-й этап

Создание рекламного видеоролика о своей фирме. Фирма ART-Landschaft, организованная

студентами колледжа, получила грамоту победителя видеоконкурса на немецком языке «Немецкий язык для профессии и карьеры», организованном для учреждений среднего профессионального образования России. На региональной ярмарке учебных фирм в 2018 году студенты IV курса специальности «прикладная информатика», представляющие свою фирму, были отмечены членами жюри грамотой в номинации «Самая стильная фирма». В 2018 году студентка колледжа Васькова Валерия была принята в состав национальной сборной для участия в международных соревнованиях в рамках движения WorldSkills.

3-й этап

В 2019 году 15 человек специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в рамках обучения образовали фирмы Art-Dekor и Stroj-Dekor, деятельность которых представили на областном открытом уроке "Messe" (ярмарка) по немецкому языку, на котором гости и эксперты отметили, что навык общения на иностранном языке в профессиональном контексте становится приоритетным, и это позволяет стать более конкурентоспособными на рынке труда.

4-й этап

В 2020 году среди студентов выпускных курсов проведен конкурс резюме на иностранном языке с участием работодателей, представителей фирм-партнеров региона.

Результаты проекта

В процессе реализации проекта у студентов повысился уровень сформированности профессиональных компетенций: владение профессиональной иностранной лексикой, владение инновационными и креативными методами профессиональной деятельности, умение правильно организовывать свой труд, готовность к творческой реализации профессиональных функций, готовность к взаимодействию с коллегами, что свидетельствует об эффективности данного педагогического опыта. Студенты, имеющие достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, владеющие иностранным языком, активно и успешно принимали участие в городских, областных, межрегиональных конкурсах и олимпиадах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.