Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевчик А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»»

и самоменеджмент. Навыки управления временем и ресурсами своей личности позволяют нам не только оставаться эффективными в условиях непрерывного потока информации, многозадачности, но и сохранять баланс между трудом и личной жизнью.

Нельзя не отметить значимость для сотрудников, занимающих ведущие должности (а именно такими в перспективе мы видим сегодняшних участников движения «Молодые профессионалы»), таких качеств, как инициативность, настойчивость, широкий кругозор, ориентация в смежных направлениях деятельности и тенденциях развития, медийная грамотность и владение современными технологиями.

Говоря о развитии личности участников движения WorldSkills, мы не ограничиваемся только анализом развития конкурсантов. Профессиональный и личностный рост экспертов — отдельное направление для исследования. Исследование гибких навыков дает возможность более

качественного отбора, мотивации, развития и дальнейшего сопровождения всех категорий участников чемпионатного движения.

Завершая размышления о гибких навыках, хотелось бы остановиться на ключевом факторе успешности — стремлении к постоянному развитию, позволяющему идти в ногу со временем. На наш взгляд, ситуация с развитием в современном мире схожа с тем, что происходит, когда плывешь против течения: если ты двигаешься недостаточно быстро, ты двигаешься назад, а для движения вперед необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы.

Перед нами стоит вопрос не о том, изменится ли мир: изменения уже происходят, и мы находимся на пути к новому обществу. Вопрос в том, как сделать нашу адаптацию к изменениям не стихийной, а осознанной и продуктивной. Тогда навыки будущего смогут стать дорогой в новый мир — в процветающую цивилизацию XXI века.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ЧЕМПИОНАТАХ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

А. Г. Волочай, О. Г. Жданова, преподаватели Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Новые экономические реалии, информатизация общества, развитие интеллектуальных и образовательных ресурсов вызывают изменения всей концепции подготовки работников. На сегодняшний день важной проблемой является учет требований работодателя к квалификации и качеству подготовки профессионалов. Для увеличения заинтересованности работодателей, система образования обязана подготавливать выпускников, обладающих сформированными и профессиональными компетенциями, и личными качествами.

Конкурсное движение УУогМвкШБ нацелено на повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. Однако подготовка к конкурсу требует особой организации образовательного процесса, что обусловлено спецификой отдельных компетенций. С 2017 года обучающиеся специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление

А. Г. Волочай

О. Г. Жданова

на транспорте (по видам) участвуют в региональном этапе чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «экспедирование грузов».

Для эффективной подготовки конкурсантов на занятиях применяются интерактивные методы обучения и проводятся интегрированные практические занятия. Серия практических интегрированных занятий проводится по МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транс-

порта) и дисциплине ОГСЭ.ОЗ Иностранный язык для обучающихся 2-3-го курса специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) с использованием интерактивных технологий обучения в рамках работы мастерской по подготовке к WorldSkills по компетенции «экспедирование грузов».

Особенностью практических занятий является интеграция междисциплинарных курсов профессионального модуля ПМ.03 Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта) и дисциплины ОГСЭ.ОЗ Иностранный язык по специальности в рамках работы мастерской по подготовке к WorldSkills.

Занятия по теме «Освоение технологии делового общения» МДК.03.02 Обеспечение перевозки грузов (по видам) направлены на отработку обучающимися навыков делового общения, что позволит подготовить их к участию в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills, участию в чемпионатах «Молодые профессионалы» и дальнейшей профессиональной деятельности.

При подготовке к участию в чемпионатах «Молодые профессионалы» уделяется особое внимание формированию навыков общения на английском языке. При этом участник конкурсного движения должен уметь пользоваться профессиональной терминологией по специальности, оформлять документацию, общаться с клиентом в устной и письменной форме на английском языке.

При выполнении практических заданий у обучающихся формируются профессиональные компетенции (ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов, ПК ВЧ 3.5 Обеспечивать процесс организации производства и сбыта товара (услуги) автотранспортного комплекса, ПК ВЧ 3.6 Организовывать управление коллективом исполнителей с использованием принципов менеджмента). Одновременно у обучающихся развиваются общие компетенции.

На интегрированных практических занятиях применяются следующие интерактивные средства обучения:

• электронное учебное пособие по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для обучающихся 2-3-го курса специальности;

• авторские видеозадания с имитированием практических ситуаций;

• приложения Web 2.0 LearningApps.org для выполнения опроса обучающихся;

• многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения Online Test Pad;

• мультимедийные презентации по результатам выполнения практико-ориентированных кейс-заданий.

Интеграция необходима в современной системе образования. Во-первых, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Во-вторых, в современных образовательных учреждениях учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. В настоящее время в системе СПО используются профессиональные модули, включающие в себя междисциплинарные курсы, однако интеграция используется не в полной мере, что вызывает ряд проблем:

• обучающиеся овладевают обрывочными знаниями;

• обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на занятиях знания по другим дисциплинам;

• узкая специализация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека. Вместе с усвоением готового знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления.

При проведении практического занятия используются следующие формы интеграции:

• интегрированное занятие, объединяющее в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления;

• интегративное задание — разновидность учебной задачи. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета. Как правило, интегративные задания разрабатываются как межпредметные, межцикловые или связывающие теорию и личный опыт обучающихся;

• межпредметная проблемная ситуация — спровоцированное (созданное) преподавателем состояние интеллектуального затруднения обучающегося, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний

и умений, и осознает необходимость их внутри-и межпредметной интеграции;

• межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования.

Оценку за практическое занятие обучающийся получает в соответствии с представленными критериями. Применение на интегрированном практическом занятии интерактивных технологий обучения позволило:

1. Повысить качество выполнения практических работ (решения задач профессиональной направленности) обучающимися при изучении междисциплинарного курса с 54 % до 76 %.

2. Снизить время на решение профессиональных задач за счет использования информационно-коммуникационных технологий (ОК 5) (на 15 %).

3. Повысить ответственность обучающихся за организацию работы членов команды, эффективное взаимодействие с одногруппниками, умение брать на себя ответственность за результат выполнения заданий (ОК 6, ОК 7, ОК 8).

4. Проводить практические занятия с учетом подготовки к демонстрационному экзамену и участию в чемпионатах «Молодые профессионалы».

Критерии оценивания результатов обучающихся:

1. Качественная успеваемость обучающихся по итогам проведения практического занятия с использованием интерактивных технологий обучения и элементов интеграции.

2. Хронометраж времени, затрачиваемого обучающимися на выполнение всех этапов задания.

3. Качественная успеваемость обучающихся по итогам выполнения тестирования с использованием электронных образовательных ресурсов.

4. Само- и взаимооценка результатов выполнения практических занятий обучающимися при работе в парах и группах.

5. Оценка качества подготовки обучающихся по стандартам WorldSkills (результаты участия в региональном чемпионате «Молодые профессионалы»).

6. Анализ исследовательских работ обучающихся, участия в конкурсах, конференциях.

Рациональность применяемых средств развития компетенций:

• полученные ранее знания по организации международных перевозок, транспортно-экспедиционной и логистической деятельности на транспорте, маркетинговой деятельности применяют практически при выполнении заданий по представлению услуг транспортно-экспе-диционной компании и демонстрации навыков делового общения с клиентами (ПК 3.2, ПК 3.5, ПК 3.6, ОК 1);

• предложенные преподавателем практико-ориентированные задания для решения позволяют организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК 3.2, ПК 3.5, ПК 3.6, ОК 2, ОК 3);

• работа в группе (команде): при выполнении практического задания позволяет продемонстрировать личную ответственность обучающегося за результаты командной работы; провести самоанализ и коррекцию результатов собственной работы; сделать анализ и оценку степени своего профессионального и личностного вклада в выполнение задания (ОК 6, ОК 7);

• выполнение кейс-заданий по стандартам WorldSkills позволяет самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ПК 3.2, ПК 3.5, ПК 3.6, ОК 8);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.