Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ЧЕМПИОНАТАХ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ЧЕМПИОНАТАХ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ЧЕМПИОНАТАХ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»»

и умений, и осознает необходимость их внутри-и межпредметной интеграции;

• межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования.

Оценку за практическое занятие обучающийся получает в соответствии с представленными критериями. Применение на интегрированном практическом занятии интерактивных технологий обучения позволило:

1. Повысить качество выполнения практических работ (решения задач профессиональной направленности) обучающимися при изучении междисциплинарного курса с 54 % до 76 %.

2. Снизить время на решение профессиональных задач за счет использования информационно-коммуникационных технологий (ОК 5) (на 15 %).

3. Повысить ответственность обучающихся за организацию работы членов команды, эффективное взаимодействие с одногруппниками, умение брать на себя ответственность за результат выполнения заданий (ОК 6, ОК 7, ОК 8).

4. Проводить практические занятия с учетом подготовки к демонстрационному экзамену и участию в чемпионатах «Молодые профессионалы».

Критерии оценивания результатов обучающихся:

1. Качественная успеваемость обучающихся по итогам проведения практического занятия с использованием интерактивных технологий обучения и элементов интеграции.

2. Хронометраж времени, затрачиваемого обучающимися на выполнение всех этапов задания.

3. Качественная успеваемость обучающихся по итогам выполнения тестирования с использованием электронных образовательных ресурсов.

4. Само- и взаимооценка результатов выполнения практических занятий обучающимися при работе в парах и группах.

5. Оценка качества подготовки обучающихся по стандартам WorldSkills (результаты участия в региональном чемпионате «Молодые профессионалы»).

6. Анализ исследовательских работ обучающихся, участия в конкурсах, конференциях.

Рациональность применяемых средств развития компетенций:

• полученные ранее знания по организации международных перевозок, транспортно-экспедиционной и логистической деятельности на транспорте, маркетинговой деятельности применяют практически при выполнении заданий по представлению услуг транспортно-экспе-диционной компании и демонстрации навыков делового общения с клиентами (ПК 3.2, ПК 3.5, ПК 3.6, ОК 1);

• предложенные преподавателем практико-ориентированные задания для решения позволяют организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК 3.2, ПК 3.5, ПК 3.6, ОК 2, ОК 3);

• работа в группе (команде): при выполнении практического задания позволяет продемонстрировать личную ответственность обучающегося за результаты командной работы; провести самоанализ и коррекцию результатов собственной работы; сделать анализ и оценку степени своего профессионального и личностного вклада в выполнение задания (ОК 6, ОК 7);

• выполнение кейс-заданий по стандартам WorldSkills позволяет самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ПК 3.2, ПК 3.5, ПК 3.6, ОК 8);

• применение презентаций для представления возможностей компании позволяет осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ПК 3.2, ПК 3.5, ОК 4, ОК 5);

• использование самоконтроля и взаимоконтроля направлено на формирования ОК 2;

• использование электронных образовательных ресурсов (электронное учебное пособие

по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык), компьютерных программ для оценки знаний и выполнения заданий (Online Test Pad, Web 2.0 LearningApps.org) направлено на формирование ПК 3.2, ПК 3.5, ОК 2, ОК 3.

Опыт проведения интегрированных практических занятий в рамках работы мастерской по подготовке к чемпионатам в дальнейшем поможет успешной сдаче демоэкзаменов по компетенции «экспедирование грузов», победам на чемпионатах и позволит обучающимся стать конкурентоспособными квалифицированными специалистами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «ЗНАТОК ГЕОДЕЗИИ» В ТЕХНИКУМЕ

Н. И. Марко, преподаватель Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Профессиональный конкурс «Знаток геодезии» проводился в преддверии 100-летия Единой геодезической службы Российской Федерации в целях выявления наиболее одаренных и талантливых обучающихся, повышения качества профессиональной компетентности, реализации творческого потенциала обучающихся, а также в рамках декады цикловой методической комиссии.

Презентации о значении геодезии для специальности, а также стенгазеты, посвященные Дню работников геодезии и картографии, участники демонстрируют на втором этапе конкурса. Презентация должна отражать выбранную специальность, ее значение для будущих профессий, информацию о технических средствах, которые используются в колледже для того, чтобы подготовить квалифицированных специалистов.

По итогам конкурса «Знаток геодезии» осуществляется отбор обучающихся для участия в региональном чемпионате WorldSkills Russia, который ежегодно проводится в Кемеровской области, так как задания и критерии оценки внутритехникумовского конкурса соответствуют требованиям стандарта WorldSkills.

Задания конкурса направлены на реализацию ППССЗ ФГОС СПО специальностей 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 08.02.10 Строительство железный дорог, путь и путевое хозяйство. Методическая разработка предназначена для преподавателей профессионального цикла, так как содержит подробные задания и порядок их выполнения.

Цель конкурса — стимулирование профессионального самопознания, расширение кругозора и формирование интереса обучающихся к будущей профессии.

Задачи конкурса:

• проверка способности обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности;

• совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач;

• развитие профессионального мышления, способности к анализу ошибок в профессиональной деятельности;

• стимулирование обучающихся к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;

• повышение интереса к будущей профессиональной деятельности.

• создание положительного имиджа выбранной профессии как одного из вариантов проф-ориентационной работы;

• повышение интереса к будущей профессиональной деятельности.

Выполнение практических конкурсных заданий формирует у обучающихся умения по дисциплине ОП.05 Геодезия:

• читать и составлять геодезические чертежи, использовать их для составления инженерных сооружений;

• производить геодезические измерения для составления чертежей;

• производить топографические съемки участков местности;

• выполнять математическую и графическую обработку;

• выполнять работы по выносу проекта в натуру;

• выполнять исполнительную съемку построенных сооружений;

• решать задачи на топографических планах, проектировать продольные и поперечные профили в соответствии с материалами геодезических съемок.

А также профессиональные компетенции:

• ПК 1.1. Выполнять геодезические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов. Выполнять различные виды геодезических съемок.

• ПК 1.3. Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов. Производить разбивку на местности элементов железнодорожного пути и искусственных сооружений для строительства железных дорог.

• ПК 3.2. Контролировать выполнение технологических процессов по строительству автомобильных дорог и аэродромов.

• ПК 5.2. Принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов.

Формирование профессиональных компетенций при выполнении заданий профессионального конкурса происходит в процессе:

• грамотной обработки материалов геодезических съемок в соответствующих журналах и ведомостях (в соответствии с технической документацией);

• построения и проектирования продольного и поперечного профилей в соответствии с материалами геодезических съемок.

Также задания профессионального конкурса направлены:

• на формирование умений решать задачи, которые в дальнейшем будут использованы для решения профессиональных задач междисциплинарного курса МДК.01.01 Изыскание и проектирование (ПМ.01 Выполнение работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог и аэродромов); МДК 01.01 Технология геодезических работ, МДК 01.02 Изыскания и проектирование железных дорог (ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог);

• овладение студентами навыками выполнения чертежей, необходимыми для выполне-

ния практических и графических работ междисциплинарного курса МДК.01.01 Изыскание и проектирование (ПМ.01 Выполнение работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог и аэродромов); МДК 01.01 Технология геодезических работ, МДК 01.02 Изыскания и проектирование железных дорог (ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог), а также при выполнении выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Профессиональный конкурс направлен на подготовку обучающихся для прохождения учебной практики УП.01.01, которая является частью профессионального модуля ПМ.01 Выполнение работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог и аэродромов, ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог.

Система оценивания конкурса выстроена таким образом, что качество выполнения практических заданий проверяется по критериям оценки умений и навыков, разработанных на основании стандарта WorldSkills Russia. Например:

Оценки/баллы

Критерий Объективные (О) Субъективные (С) Общая

1А Определение прямоугольных координат двух точек на топографическом плане 6 4 10

Процедура оценивания Критерий 1А Определение прямоугольных координат двух точек на топографическом плане.

Оценка выполнения будет происходить в соответствии со следующими объективными и субъективными критериями:

Наименование критерия Да/нет Балл

1О Приращения координат по плану определены верно Да 3

2О Координаты (Х и У) точек рассчитаны верно Да 3

3С Ведомость координат составлена четко и аккуратно без потертостей Да 2

4С Дополнительные построения на плане выполнены аккуратно Да 2

10

Важная роль при проведении профессионального конкурса отводится преподавателю-организатору. На начальных этапах организатор должен четко поставить перед участниками конкурса познавательные задачи, а также провести инструктаж, в процессе которого конкурсанты осмысливают сущность задания, последовательность его выполнения. Преподаватель-организатор должен проверить у конкурсантов теоретическую и практическую подготовленность, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть у них в процессе работы и ориентировать на самоконтроль. Наблюдения за работой конкурсантов дают возможность развивать познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы.

Для оценивания и подведения итогов конкурса сформировано компетентное экспертное жюри, в которое входят работодатели, преподаватели из других ПОО, участники чемпионата WorldSkills Russia. В зале присутствует администрация, преподаватели и обучающиеся Новокузнецкого горнотранспортного колледжа, учащиеся общеобразовательных школ.

Методы и формы, используемые при проведении профессионального конкурса в декаду цикловой методической комиссии, направлены на формирование у обучающихся умений по решению задач на топографическом плане, овладению навыками выполнения чертежей и на подготовку к прохождению учебной практики УП.01.01, которая является частью профессионального модуля ПМ.01 Выполнение работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог и аэродромов и ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог, а также на оказание профориентационной поддержки учащимся общеобразовательных школ, в процессе формирования интереса к труду, профессиям, выбора ими профиля обучения в сфере будущей профессиональной деятельности.

Проведение профессиональных конкурсов способствует закреплению обучающимися знаний и умений, полученных при профессиональной подготовке, и применению их в практической деятельности, ускорению адаптации обучающихся к условиям колледжа, повышению престижа образовательного учреждения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Я. И. Загребецкая, заместитель директора по учебно-методической работе Новокузнецкого торгово-экономического техникума И. Г. Бакаева, методист

Работу по организации участия педагогов в конкурсном движении координирует методическая служба техникума. Методист изучает информацию о планируемых конкурсах на официальных сайтах различных организаций: Министерство просвещения РФ, Министерство образования и науки Кузбасса, ГБУ ДПО «КРИРПО», ГКОУ «Центр обеспечения организационно-технической, социально-экономической и воспитательной работы», а также сайты ФУМО СПО и профессиональных образовательных организаций Алтайского и Красноярского края, Томской области и др.

Затем осуществляется анализ положений и определяются возможные кандидатуры участников. Чаще всего в ходе такой работы организуется цикловая методическая комиссия, члены

.^LiJ^^Ca 1 my wmtJ^^ Я. И. Загребецкая

И. Г. Бакаева

которой могли бы принять участие в конкурсе. Задача методиста в данном случае заключается в оказании помощи педагогам при оформлении заявки и конкурсной работы, подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.