Научная статья на тему 'КУЗБАСС - СТОЛИЦА VIII НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS RUSSIA)'

КУЗБАСС - СТОЛИЦА VIII НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS RUSSIA) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЗБАСС - СТОЛИЦА VIII НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS RUSSIA)»

- КОНКУРСЫ ПРОФМАСТЕРСТВА -

кнул важность гибких навыков: умения работать в команде, решать творческие, нестандартные задачи и настраивать молодых людей и вообще людей любого возраста на постоянное совершенствование, постоянную учебу, движение вперед в прямом смысле слова.

Движение WorldSkills, несмотря на относительно короткий период своего распространения в России, приобрело внушительные масштабы: в стране практически не осталось регионов, где не слышали бы о чемпионатах «Молодые профессионалы». Перед студентами, школьниками, молодыми специалистами профильных предприятий и даже людьми старшего поколения открываются новые возможности: расширяется спектр компетенций, растет перечень активностей, в которых можно участвовать различным категориям, часть мероприятий успешно проводятся в формате онлайн-взаимодействия. В условиях столь активного развития становится очевидным, что на успешность профессиональной подготовки по мировым стандартам значительное влияние оказывает психологическая сторона вопроса, личностные качества напрямую влияют на уровень мастерства.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что современный профессионал, ориентированный на рост и саморазвитие, должен быть способен выполнять больше работы за более короткий промежуток времени, лучше, чем сотрудники, которые занимают средние позиции в отрасли. Достаточно ли для этого только высокого уровня развития специализированных профессиональных навыков? Очевидно, что в некоторых аспектах деятельности профессиональные навыки уступают ведущую роль надпредметным навыкам, не связанным с конкретной деятельностью, навыкам, которые получили название soft skills (гибкие навыки). Гибкие навыки обеспечивают эффективность поведения при взаимодействии с реальностью, успешное сотрудничество и участие в рабочем процессе, высокую производительность и достижение целей при использовании профессиональных навыков.

Soft skills представляют собой качества, желательные для выполнения определенных форм деятельности, не зависящие от приобретенных знаний. Зачастую именно гибкие навыки становятся ключевым фактором выбора претендента на участие в соревнованиях различного уровня, предполагающих довольно жесткое конкурентное взаимодействие.

Гибкие навыки условно можно разделить:

• на универсальные социальные навыки — умение уживаться с другими людьми, работать

в команде, управлять конфликтами, уважать чужое мнение;

• коммуникационные навыки, причем не только в устной, но и в письменной коммуникации, требующейся на рабочем месте. Все выше ценится умение специалиста грамотно, лаконично и по делу излагать собственные мысли, а также умение выслушать собеседника. Особое значение в некоторых видах деятельности, например в сфере обслуживания, приобретают невербальные навыки, связанные со зрительным контактом, позой, жестами, мимикой и пр.;

• развитие мыслительных навыков — критическое мышление, способность к принятию решений и ответственности за них, умение решать возникающие проблемы, эффективное запоминание, способность производить необходимые расчеты, креативность;

• самоконтроль как умение управлять собственными эмоциями, регулировать свое поведение в соответствии с ситуацией;

• позитивная самооценка как группа качеств, связанных с уверенностью в себе, ощущением самоэффективности, самосознанием, чувством собственного достоинства, благополучия и гордости. С уверенным поведением неразрывно связаны независимость суждений и способность отстаивать свою точку зрения, крайне необходимые во многих чемпионатных ситуациях.

Одним из важнейших качеств эффективного специалиста представляется умение прогнозировать ситуацию и на этой основе правильно формулировать цель, понятную команде. Вообще для перспективного развития крайне важно мыслить стратегически и своевременно определять приоритеты. Большинство задач, которые стоят перед сегодняшними профессионалами, возникают неожиданно, одновременно и не имеют однозначно верного решения. В таких условиях необходимо не только быстро и качественно думать и принимать решения, но и смотреть на несколько шагов вперед, отказываться от того, что сомнительно или неперспективно, рисковать и нести ответственность за результат.

Помимо собственных решений и действий современный профессионал часто несет ответственность за результаты команды, поэтому к перечню жизненно необходимых навыков можно отнести способность организовать деятельность других людей, эффективно взаимодействовать с ними, убеждать, оказывать влияние, понимать и поддерживать.

В актуальной литературе для менеджеров ведущими темами являются тайм-менеджмент

КОНКУРСЫ ПРОФМАСТЕРСТВА

и самоменеджмент. Навыки управления временем и ресурсами своей личности позволяют нам не только оставаться эффективными в условиях непрерывного потока информации, многозадачности, но и сохранять баланс между трудом и личной жизнью.

Нельзя не отметить значимость для сотрудников, занимающих ведущие должности (а именно такими в перспективе мы видим сегодняшних участников движения «Молодые профессионалы»), таких качеств, как инициативность, настойчивость, широкий кругозор, ориентация в смежных направлениях деятельности и тенденциях развития, медийная грамотность и владение современными технологиями.

Говоря о развитии личности участников движения WorldSkills, мы не ограничиваемся только анализом развития конкурсантов. Профессиональный и личностный рост экспертов — отдельное направление для исследования. Исследование гибких навыков дает возможность более

качественного отбора, мотивации, развития и дальнейшего сопровождения всех категорий участников чемпионатного движения.

Завершая размышления о гибких навыках, хотелось бы остановиться на ключевом факторе успешности — стремлении к постоянному развитию, позволяющему идти в ногу со временем. На наш взгляд, ситуация с развитием в современном мире схожа с тем, что происходит, когда плывешь против течения: если ты двигаешься недостаточно быстро, ты двигаешься назад, а для движения вперед необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы.

Перед нами стоит вопрос не о том, изменится ли мир: изменения уже происходят, и мы находимся на пути к новому обществу. Вопрос в том, как сделать нашу адаптацию к изменениям не стихийной, а осознанной и продуктивной. Тогда навыки будущего смогут стать дорогой в новый мир — в процветающую цивилизацию XXI века.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ЧЕМПИОНАТАХ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

А. Г. Волочай, О. Г. Жданова, преподаватели Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Новые экономические реалии, информатизация общества, развитие интеллектуальных и образовательных ресурсов вызывают изменения всей концепции подготовки работников. На сегодняшний день важной проблемой является учет требований работодателя к квалификации и качеству подготовки профессионалов. Для увеличения заинтересованности работодателей, система образования обязана подготавливать выпускников, обладающих сформированными и профессиональными компетенциями, и личными качествами.

Конкурсное движение УУогМвкШБ нацелено на повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. Однако подготовка к конкурсу требует особой организации образовательного процесса, что обусловлено спецификой отдельных компетенций. С 2017 года обучающиеся специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление

А. Г. Волочай

О. Г. Жданова

на транспорте (по видам) участвуют в региональном этапе чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «экспедирование грузов».

Для эффективной подготовки конкурсантов на занятиях применяются интерактивные методы обучения и проводятся интегрированные практические занятия. Серия практических интегрированных занятий проводится по МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.