Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА WORLDSKILLS"'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА WORLDSKILLS" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА WORLDSKILLS"»

№ п/п Наименование задачи, результата Срок Характеристика результата Ответственное лицо

Создание банка данных об успешно реализованных бизнес-проектах. Создание банка данных о наиболее успешных членах студенческого бизнес-клуба

3.7 Выявление лидеров среди обученных в студенческом бизнес-клубе Июнь 2021 Данные анкет, психологических тестов Куратор Педагог-психолог Педагог- организатор

3.8 Создание единого информационного студенческого ресурса для разработки бизнес-проектов Июнь 2021 Банк данных Руководитель проекта

Контрольная точка. Единый информационный студенческий ресурс для разработки бизнес-проектов Сентябрь 2021

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА WORLDSKILLS»

О. Н. Кузнецова, преподаватель Пензенского социально-педагогического колледжа

Цель проекта: разработка модели формирования мотивационно-ценностного отношения обучающихся среднего профессионального образования (СПО) к профессиональной деятельности в процессе проведения и подготовки чемпионата WorldSkills.

Задачи проекта:

1) конкретизировать научное представление о формировании мотивационно-ценност-ного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности в процессе проведения и подготовки чемпионата WorldSkills;

2) разработать модель формирования моти-вационно-ценностного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности в процессе проведения и подготовки чемпионата WorldSkills.

3) раскрыть специфику и описать опыт формирования мотивационно-ценностного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности в процессе проведения и подготовки чемпионата WorldSkills (программу, кри-

терии, уровни затели).

и пока-

Актуальность проекта

Образование личности в условиях среднего профессионального образования определяется совокупностью инновационных объективных и субъективных особенностей деятельности обучающихся и педагогов среднего профессионального образования, а также их взаимодействием. Особую роль в этом процессе играет развитие теоретико-методологических и практических основ мотивационно-ценностного отношения участников педагогического процесса к образовательной деятельности.

На начальном этапе обучения в колледже студенты достаточно часто не представляют себе смысла и ценности педагогической про-

фессии. Получение образования они чаще всего связывают с необходимостью иметь диплом, расширением знаний по определенным дисциплинам, встречаются и те, кто педагогическую специальность не связывают с будущей профессиональной деятельностью. У такого контингента профессиональные мотивы и ценности либо отсутствуют, либо носят узконаправленный характер.

В связи с этим особую важность и актуальность приобретает степень сформированности мотивационных установок в профессиональном обучении и ценностные ориентации личности студента, определяющие отношение к обучению в колледже и к профессиональной деятельности в контексте с конкретным профилем профессиональной деятельности. Следовательно, формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к предстоящей педагогической деятельности — важная проблема в современном психолого-педагогическом знании.

Большим потенциалом обладают конкурсы профессионального мастерства, в том числе чемпионат WorldSkills, который позволяет готовить студентов к профессиональной деятельности с использованием новейших технологий цифрового интерактивного оборудования.

Этапы

Подготовительный этап

Подготовительный этап предполагал:

• теоретический анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме;

• определение участников проекта;

• подбор и проведение методик для изучения мотивационно-ценностной сферы студентов с последующим анализом;

• разработка и реализация программы подготовки студентов к конкурсам регионального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills Russia (компетенция «дошкольное воспитание»).

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют современные теории педагогики, психологии и философии о человеке; аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества (А. Г. Асмолов [7], К. А. Абульханова [4], С. В. Ани-симов [5], В. А. Сластенин [14] и др.); теоретические положения о закономерностях формирования мотивации, потребностей, ценностных ориентаций (Б. Г. Ананьев [3], Е. П. Ильин [10], А. Н. Леонтьев [11] и др.); понятие «отношение» специально исследуется педагогами и психологами (А. В. Петровский [13], А. Н. Леонтьев [10]

и др.) в процессе формирования у обучающихся общественно значимых ценностных ориентации, сознательного отношения к труду, учению и другим видам деятельности.

Анализ литературы показал, что изучение мотивации обучения и знание мотивов, побуждающих к дальнейшей профессиональной деятельности, предоставляет возможность повысить уровень компетентности студентов педагогического колледжа в будущей профессии.

В качестве методов исследования проблемы проекта реализована совокупность взаимосвязанных теоретических и практических методов:

а) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение практического опыта педагогов, психологов по проблеме формирования мотива-ционно-ценностного отношения обучающихся колледжа к профессиональной деятельности, изучение диагностических методик: методика СЖО Д. А. Леонтьева; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, анкета; методика А. А. Азбель, А. Г. Грецовой «Определение статуса профессиональной идентичности», методика мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А. А. Реана;

б) эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностика; математические методы: педагогические измерения, количественный и качественный анализ полученных результатов, их регистрация.

Участниками проекта стали преподаватели и студенты 3-4-го курсов специальности «дошкольное образование».

В процессе подготовки и проведения чемпионата обучающиеся колледжа осваивают современные образовательные технологии и цифровое интерактивное оборудование. Цифровые образовательные ресурсы вдохновляют студентов овладевать новыми знаниями, содействуют формированию мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Каждое конкурсное задание требует тщательной и грамотной подготовки и профессионального методического сопровождения. С этой целью нами разработана учебная программа профессиональной подготовки обучающихся СПО согласно стандартам WorldSkills «Методика применения цифровых технологий в образовательном процессе ДОО».

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по формированию умения организовы-

вать и осуществлять руководство различными видами деятельности и общением детей в интерактивной образовательной среде с применением цифровых образовательных ресурсов.

Организационно-деятельностный этап

С целью формирования мотивационно-цен-ностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности на основе анализа научно-методической литературы нами была разработана модель формирования моти-вационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, согласно стандартам WorldSkills. Модель формирования мотива-ционно-ценностного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности представлена блоками, обеспечивающих качественное осуществление взаимосвязанных этапов организации деятельности по ее формированию (целевой, структурно-содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный).

Предложенная модель отражает целостность и единство процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности в процессе подготовки и проведения чемпионата WorldSkills, а ее процессуально-динамический характер

обеспечивает внутреннюю регуляцию данного процесса. Субъективной основой данной модели являются обучающиеся и преподаватели колледжа, исходя из того, что студенты в процессе формирования мотиваци-онно-ценностного отношения к педагогической профессии поставлены в активную деятель-ностную позицию, существенным признаком которой является осознание каждым обучающимся ведущей роли выполняемой деятельности в процессе своего профессионального становления.

Оценочно-рефлексивный этап

С целью оценки эффективности результатов сформированности мотивационно-ценност-ного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности обучающимся было предложено пройти обследование, в котором приняли участие 23 обучающихся 4-го курса.

Данные обследования показали, что подготовка и участие в чемпионате WorldSkills способствуют успешному формированию мотива-ционно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, позволяют в полной мере оптимизировать профессиональную подготовку, наделив ее личностным смыслом для каждого обучающегося и преподавателя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫИ ПРОЕКТ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Л. А. Кузнецова, преподаватель Пензенского колледжа архитектуры и строительства

Цель проекта — формировании у обучающихся иноязычной компетенции в профессиональной сфере для успешного общения, профессиональной самореализации и социальной адаптации молодых специалистов, способности к профессиональной деловой коммуникации в поликультурном пространстве, что расширит возможности трудоустройства выпускников колледжа в иностранные фирмы или их филиалы.

Задачи проекта

• модернизация образовательной программы и технологий обучения иностранным языкам;

• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих —

речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

• моделирование реальных ситуаций, возникающих при решении профессиональных задач (включая анализ ситуаций конфликтов и неудач, возникших в процессе профессиональной деятельности, путей их решения и избегания) с учетом разницы мен-талитетов партнеров, реалий культуры взаимодействующих сторон;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.