чают в себя теоретические и практические групповые задания.
II тур
1. «Психологический биатлон». Конкурс проводится в групповой форме. В сообществе олимпиады в социальной сети «ВКонтакте» располагается ссылка на google-форму, при переходе по которой команда получает 10 заданий в рамках программы общепрофессиональной дисциплины «Психология», раздел «Основы психологии личности». Время выполнения — 20 минут. Выполнять можно со смартфона, планшета, компьютера.
2. «Психологический кейс». Необходимо в команде проанализировать психологические ситуации и предложить варианты их решения. Соревнование проводится между организациями одного профиля (команды образовательных организаций с медицинской спецификой соревнуются между собой). В сообществе олимпиады в социальной сети «ВКонтакте» располагается ссылка на google-форму, при переходе по которой команда получает задание-ситуацию и должна в свободной форме написать вариант решения проблемы. Время выполнения — 10 минут.
После завершения олимпиады члены жюри оценивают результаты команд и заполняют индивидуальные бюллетени. Оргкомитет суммирует полученные данные и определяет победителей, ранжирует командные места. Отдельно награждаются студенты, показавшие высокие резуль-
таты в интеллектуальном конкурсе, а также выявляется лучший проект. Организаторы оформляют итоговые протоколы и публикуют их на интернет-ресурсах ОГБУ ДПО КИРО, ОБПОУ КПК. Дипломы, сертификаты и благодарности высылаются на электронную почту руководителей команд. По итогам олимпиады проводится анализ мероприятия с целью выявления и устранения недочетов в организации, подтверждения реализации ожидаемых результатов.
Результаты проекта
1. Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов-участников.
2. Психологическое просвещение и повышение уровня психологической грамотности студентов среднего профессионального образования.
3. Повышение интереса студентов к психологическим аспектам профессии.
4. Выявление одаренных студентов и создание условий для раскрытия их профессионально-личностного потенциала, самореализации и развития профессионального творчества, а также актуализация стимулов для последующего обучения.
5. Профессиональное общение студентов разных учебных заведений, развитие студенческих связей, научных контактов.
6. Формирование надпредметных и профессиональных навыков.
7. Повышение ИКТ-компетентности студентов.
образовательный проект «студенческий бизнес-клуб»
С. А. Иванова, преподаватель Межрегионального центра компетенций — Чебоксарского электромеханического колледжа
Актуальность
В условиях развития социально-экономических отношений в России принципиально изменились форма собственности и система управления экономикой. Основные тенденции развития социально-экономической сферы России обусловлены становлением предпринимательства.
Под предпринимательской активностью понимается выраженная действием социальная потребность личности к созидательной деятельности, основанной на культурно-исторической традиции, направленной на создание новых источников ресурсов и получение прибыли
от выполнения работ, оказания услуг, пользования имуществом и продажи товаров.
Важность включения молодежи в развитие малого и среднего предпринимательства неоднократно подчеркивается в выступлениях В. В. Путина, руководителей политических партий и многих общественных деятелей. Все они указывают на то, что молодежное пред-
принимательство является одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики государства.
В мае 2019 г. в МЦК — ЧЭМК Минобразования Чувашии проводилось анкетирование студентов выпускных групп. В ходе исследований, направленных на изучение уровня удовлетворенности студентов выпускных групп, были получены результаты, которые выявили проблемы: вопрос с трудоустройством не решен практически у 63 % выпускников, что связано с такими причинами, как экономический спад, недостаточный уровень знаний, отсутствие опыта работы, низкий уровень знаний в области правовой грамотности, информационной культуры, делопроизводства и электронного документооборота, что особенно важно в современных условиях цифровизации экономики. Большинство обучающихся, имеющих интересные идеи, просто не знают, с чего нужно начинать реализовы-вать свою бизнес-идею, как разработать бизнес-план. Для устранения указанных проблем разработана новая организационная форма профессионального воспитания по бизнес-ориентирую-щему направлению — образовательный проект «Студенческий бизнес-клуб МЦК — ЧЭМК».
Цель проекта — создание условий для формирования предпринимательской компетенции обучающихся МЦК — ЧЭМК Минобразования Чувашии не менее чем у 40 % выпускников к 01.07.2024.
Задачи проекта
1. Организация студенческого бизнес-клуба МЦК — ЧЭМК.
2. Формирование предпринимательской активности обучающихся через выполнение индивидуальных студенческих проектов.
3. Популяризация среди обучающихся лучших практик проектной деятельности в Чувашской Республике, связанных с предпринимательской деятельностью.
4. Сформированность у обучающихся, участников проекта, общих компетенций:
• ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами (ТОП-50);
• ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ФГОС СПО);
• ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами (ФГОС СПО);
• ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере (ТОП-50).
Результаты проекта
1. Разработаны и утверждены: план работы, учебный план и рабочая программа студенческого бизнес-клуба.
2. Разработано не менее 5 методических пособий по направлениям работы студенческого бизнес-клуба.
3. Проведено не менее 5 мастер-классов по направлениям работы студенческого бизнес-клуба.
4. Разработан и внедрен метод оценки уровня удовлетворенности участников студенческого бизнес-клуба.
5. Проведено не менее 4 мониторингов оценки уровня удовлетворенности участников студенческого бизнес-клуба.
6. Проведено итоговое анкетирование по выявлению готовности студентов к предпринимательской деятельности.
7. Организовано 5 учебных групп студенческого бизнес-клуба на базе учебных корпусов.
8. Организовано не менее 10 встреч с представителями малого и среднего бизнеса.
9. Разработано и представлено к защите не менее 20 бизнес-проектов.
10. Реализовано не менее 15 бизнес-проектов.
Этапы реализации проекта
I этап: проектный — 2020 год.
Цель: проектирование и организация деятельности «Студенческого бизнес-клуба».
Задачи:
• мониторинг предпринимательских намерений обучающихся;
• разработка и утверждение программы студенческого бизнес-клуба;
• анализ материально-технических и кадровых условий реализации программы;
• повышение квалификации команды проекта по работе в сфере бизнеса;
• привлечение для реализации проекта социальных партнеров;
• формирование единой информационной среды по основным направлениям программы.
II этап: практический — 2021-2022 гг.
Цель: реализация программы предпринимательства обучающихся.
Задачи:
• формирование общих компетенций, связанных с развитием навыков предпринимательской деятельности;
• организация и участие обучающихся в мероприятиях бизнес-ориентирующей направленности на различных уровнях;
• повышение значимости педагога социально-экономического цикла дисциплин в воспитании через преподаваемые дисциплины и производственные практики;
• повышение активности деятельности руководителей творческих студий, кружков по поиску, формированию и реализации идей предпринимательства в творческой и исследовательской (поисковой) деятельности обучающихся;
• реализация программы на основе социального сотрудничества с заинтересованными сторонами;
• мониторинг реализации программы в соответствии с планом-графиком.
III этап: аналитический — 2023 год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
• обобщение результативности программы студенческого бизнес-клуба МЦК — ЧЭМК Минобразования Чувашии;
• мониторинг эффективности программы;
• формирование новых цели и задач дальнейшей работы по направлению развития предпринимательства среди обучающихся.
Риски и возможности
Риск/возможность Действия по предупреждению риска / реализации возможности
Недостаток компетенций у команды проекта в сфере эффективной организации предпринимательской деятельности, отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта Обучение участников команды реализации проекта проектному обучению, повышение квалификации педагогических кадров
Выявление слепых зон в ходе реализации проекта с помощью промежуточного контроля Корректировка проекта по результатам промежуточного мониторинга и анализа реализации проекта
Низкий уровень вовлеченности обучающихся в социально значимую предпринимательскую деятельность и участию в проекте Проведение рекламных кампаний и профориентационных мероприятий с привлечением успешных выпускников МЦК — ЧЭМК, организация работы по презентации опыта лучших предпринимателей региона
Низкое качество разработанных бизнес-проектов Дополнительные консультации по привлечению внешних экспертов, организация образовательных мероприятий для педагогов, назначение наставников, тьюторов из представителей бизнес-сообщества
Введение режима самоизоляции, дистанционного обучения Формирование онлайн-площадки для студенческого бизнес-клуба
Рост числа социальных партнеров Изменение (расширение) тематики занятий, видоизменение форм, методик мероприятий проекта, рост количества площадок для стажировки студентов
Развитие молодежного самоуправления в предпринимательской среде Развитие студенческих стартапов, увеличение количества мероприятий с привлечением молодых предпринимателей
План-график проекта
Ol 1= Наименование задачи, результата Срок Характеристика результата Ответственное лицо
1-й этап. Внедрение формы «Студенческий бизнес-клуб»
1.1 Разработка документации по внедрению формы «Студенческий бизнес-клуб» Сентябрь 2020 Положение о студенческом бизнес-клубе Руководитель проекта Педагог-психолог Педагог- организатор
№ п/п Наименование задачи, результата Срок Характеристика результата Ответственное лицо
1.2 Разработка программы подготовки в рамках деятельности студенческого бизнес-клуба Сентябрь 2020 Программа / план работы
1.4 Работа с экспертами и формирование группы специалистов, участвующих в организации студенческого бизнес-клуба Сентябрь 2020 Договоры о сотрудничестве с привлеченными специалистами
Контрольная точка. Разработка пакета документов для организации деятельности клуба 01.10.2020
2-й этап. Практическая реализация программы предпринимательства обучающихся на основе студенческого бизнес-клуба
2.1 Мониторинг, направленный на анализ осведомленности обучающихся о содержании предпринимательской деятельности Сентябрь Обучающиеся Педагог-психолог Куратор
2.2 Тренинг «Портрет предпринимателя» Январь 2021 Приказ об утверждении программы; фотоотчет; размещение в СМИ (включая социальные сети) Педагог-психолог
2.3 Встречи с экспертами по теме «Поговорим о предпринимательстве» с применением технологии сторителлинга Февраль 2021 Куратор Эксперты
2.4 Мероприятия, направленные на формирование предпринимательских качеств (тренинги с использованием технологии геймификации) Март 2021 Куратор Эксперты
2.5 Мастер-классы по теме «Основные приемы формирования команды. Организаторская техника лидера» Апрель 2021 Педагог- организатор Эксперты
2.6 Мероприятия, направленные на формирование предпринимательских качеств на основе технологии сторителлинг (круглые столы) Апрель 2021 Педагог- организатор Эксперты
2.7 Консультация педагога-психолога и специалистов по теме «Психология общения. Навыки ораторского искусства» Май 2021 Педагог-психолог Эксперты
2.8 Деловая игра «Тайм-менеджмент»: искусство быть успешным Июнь 2021 Эксперт
2.9 Встреча со специалистами по теме «Правовые основы предпринимательской деятельности», в том числе с использованием технологии BYOD Сентябрь 2021 Эксперты
2.10 Мастер-классы по методике разработки бизнес-проекта в форме тренинга Октябрь — ноябрь 2021 Эксперт
№ п/п Наименование задачи, результата Срок Характеристика результата Ответственное лицо
2.11 Мастер-классы по методике реализации бизнес-проекта Октябрь — ноябрь 2021 Эксперт
2.12 Лидерские встречи по темам «Основы организаторской деятельности в бизнес-проекте» или «Что должен знать начинающий предприниматель» с использованием технологии сторителлинг Декабрь 2021 Педагог- организатор Эксперты
2.13 Консультации для разработчиков бизнес-проектов Январь — май Эксперты
Контрольная точка. Защита бизнес-проектов Июнь 2022
3-й этап. Результативно-оценочный Мониторинг эффективности деятельности студенческого бизнес-клуба
3.1 Мониторинг настоящего состояния деятельности студентов Сентябрь — ноябрь 2023 Карта критериев оценки; диагностический инструментарий оценки Зам. директора по ВР Руководитель проекта Педагог-
3.2 Определение доли обучающихся, владеющих предпринимательской, правовой грамотностью, обладающих навыками работы с документами и электронным документооборотом на высоком уровне Сентябрь — ноябрь 2023 Аналитическая справка о результатах диагностики организатор Педагог-психолог
3.3 Определение доли обучающихся с высоким уровнем сформированности навыков эффективного командообразования и лидерских качеств Сентябрь — ноябрь 2023 Аналитическая справка о результатах диагностики
3.4 Мониторинг бизнес-проектов, разработанных обучающимися Сентябрь — ноябрь 2023 Аналитическая справка о результатах участия бизнес-проектов в конкурсах разного уровня, о количестве вовлеченных в проектную деятельность по направлению
3.5 Численность обучающихся, состоящих в студенческом бизнес-клубе Сентябрь — ноябрь 2023 Аналитическая справка о численности
3.6 Внедрение студенческого бизнес-клуба в систему воспитательной деятельности ПОО с учетом достижений, проблем и трудностей Ежегодно Пакет документов по организации деятельности «Студенческого бизнес-клуба»
Контрольная точка. Внедрение студенческого бизнес-клуба в систему воспитательной деятельности ПОО Распространение опыта организации. Информация в СМИ
№ п/п Наименование задачи, результата Срок Характеристика результата Ответственное лицо
Создание банка данных об успешно реализованных бизнес-проектах. Создание банка данных о наиболее успешных членах студенческого бизнес-клуба
3.7 Выявление лидеров среди обученных в студенческом бизнес-клубе Июнь 2021 Данные анкет, психологических тестов Куратор Педагог-психолог Педагог- организатор
3.8 Создание единого информационного студенческого ресурса для разработки бизнес-проектов Июнь 2021 Банк данных Руководитель проекта
Контрольная точка. Единый информационный студенческий ресурс для разработки бизнес-проектов Сентябрь 2021
образовательный проект «формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к профессиональной деятельности в процессе подготовки и проведения чемпионата worldskills»
О. Н. Кузнецова, преподаватель Пензенского социально-педагогического колледжа
Цель проекта: разработка модели формирования мотивационно-ценностного отношения обучающихся среднего профессионального образования (СПО) к профессиональной деятельности в процессе проведения и подготовки чемпионата WorldSkills.
Задачи проекта:
1) конкретизировать научное представление о формировании мотивационно-ценност-ного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности в процессе проведения и подготовки чемпионата WorldSkills;
2) разработать модель формирования моти-вационно-ценностного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности в процессе проведения и подготовки чемпионата WorldSkills.
3) раскрыть специфику и описать опыт формирования мотивационно-ценностного отношения обучающихся СПО к профессиональной деятельности в процессе проведения и подготовки чемпионата WorldSkills (программу, кри-
терии, уровни затели).
и пока-
Актуальность проекта
Образование личности в условиях среднего профессионального образования определяется совокупностью инновационных объективных и субъективных особенностей деятельности обучающихся и педагогов среднего профессионального образования, а также их взаимодействием. Особую роль в этом процессе играет развитие теоретико-методологических и практических основ мотивационно-ценностного отношения участников педагогического процесса к образовательной деятельности.
На начальном этапе обучения в колледже студенты достаточно часто не представляют себе смысла и ценности педагогической про-