Научная статья на тему 'Клуб межкультурной коммуникации «Английский без границ»'

Клуб межкультурной коммуникации «Английский без границ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. О. Драгиль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клуб межкультурной коммуникации «Английский без границ»»

Лучшие проекты областного конкурса «Преподаватель года - 2016»

КЛУБ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»

А. О. Драгиль, преподаватель ГПОУ «Анжеро-судженский педагогический колледж»

Цель проекта

Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка, совершенствование навыков общения на английском для реализации потребности в установлении профессиональных (и иных) контактов с представителями педагогической профессии — носителями английского языка.

Задачи проекта

- Изучить имеющийся опыт повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях профессионального образования;

- составить программу работы клуба межкультурной коммуникации и реализовать ее в условиях дистанционного интерактивного общения с представителями педагогической профессии в России и за рубежом;

- организовать работу клуба межкультурной коммуникации как условие создания естественной языковой среды, обеспечивающей эффективность усвоения языкового материала;

- популяризировать положительный опыт работы по реализации проекта через средства массовой информации;

- определить критерии и показатели сформированное™ общих, профессиональных компетенций и дополнительной профессиональной компетенции, провести по ним входную и выходную диагностику для определения эффективности работы по реализации проекта.

- привлечь социальных партнеров и зарубежных коллег для обмена профессиональным опытом.

Актуальность и новизна проекта

и анализ исходного состояния

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в образовательных организациях среднего профессионального образования. Владение иностран-

ным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. В соответствии со Стратегией инновационного развития РФ до 2020 года одной из ключевых компетенций инновационного человека является «широкое владение иностранным языком как коммуникационным инструментом эффективного участия в глобализации, включая способность свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке». Но как показывает практика, стандартные формы и средства обучения иностранному языку не дают возможности продемонстрировать всю значимость владения иностранным языком в профессиональной деятельности. И тому есть объяснения:

• процесс обучения происходит в искусственной языковой среде;

• иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина;

• недостаточное количество учебников и учебных пособий, имеющих профессиональную направленность.

• ограничен объем часов, отводимых на изучение иностранного языка;

• отсутствие у обучающихся опыта общения на английском языке.

Таким образом, возникшее противоречие поставило нас перед проблемой повышения мотивации студентов к изучению английского языка. Мы предположили, что эффективным ресурсом для этого станет создание и организация работы клуба межкультурной коммуникации «Английский без границ».

Локальная новизна нашего проекта заключается в следующем:

• в преподавание иностранного языка включили живое общение с носителями английского языка;

• ввели в педагогическую практику студентов комплекса занятий с элементами английского языка для детей дошкольного возраста.

План реализации образовательного проекта

Этапы реализации Содержание работы Ожидаемые результаты

I этап поисково-аналитический (сентябрь 2015 г — декабрь 2016 г) Разработка критериев и показателей уровня сформированности общих, профессиональных компетенций, приращенной дополнительной профессиональной компетенции и уровня мотивации студентов к изучению английского языка Перечень критериев и показателей

Проведение входной диагностики Характеристика уровней, статистические данные

Разработка образовательного проекта Паспорт проекта

Презентация клуба межкультурной коммуникации «Английский без границ» Распространение информации о клубе и привлечение желающих к участию в его работе

Проведение группового собрания, индивидуальных бесед с обучающимися Протоколы заседаний участников клуба

Поиск зарубежных коллег, готовых сотрудничать в рамках проекта Справка о намерениях Анжеро-Судженского колледжа и зарубежных образовательных организаций

Определение форм взаимодействия с зарубежными коллегами Интерактивные средства общения (вебинары, онлайн-беседы)

Изучение и анализ передового педагогического опыта по организации международного общения Уточненные и конкретизированные представления о формировании мотивации студентов к изучению английского языка

Разработка программы клуба Утвержденная программа клуба межкультурной коммуникации общения

II этап практический (февраль 2016 г — декабрь 2017 г) Проведение теоретических и практических занятий с участниками клуба по совершенствованию знаний английского языка Практический опыт: совершенствование лексико-грамматических навыков английского языка, коммуникационных навыков общения на английском языке, изучение методик обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Участие в международных проектах Postcrossing и ОоисЬ^игАпд Практический опыт, совершенствование знаний английского языка; приобретение новых зарубежных партнеров

Создание группы клуба «Английский без границ» в социальной сети ВКонтакте Возможность совершенствования навыков владения ИКТ в процессе межкультурного общения

Выявление потребности ДОУ и родителей в воспитателях со знанием английского языка Статистические данные

Проведение развивающих занятий и мероприятий с элементами английского языка с детьми дошкольного возраста Конспекты занятий с детьми, праздников и других мероприятий

Организация встреч и занятий членов клуба с носителями языка Протоколы и фотоотчеты заседаний. Размещение материалов на сайте клуба

Организация и проведение вебинаров членами клуба с зарубежными коллегами

Создание сборников игр по обучению детей дошкольного возраста английскому языку Присвоение сборнику грифа методического совета колледжа, рекомендация к его публикации и тиражированию

Посещение Центра педагогического образования в КемГУ, г Кемерово Увеличение количества студентов, желающих поступить в высшее учебное заведение по специальности.

Разработка программы МДК «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста английскому языку» в профессиональном модуле 3 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» за счет вариативной части Включение МДК в учебный план специальности «дошкольное образование».

КОНКУРСНОЕ И ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

III этап — контрольный (январь-февраль 2017 г.) Проведение выходной диагностики Положительная динамика сформированности заявленных общих, профессиональных компетенций, дополнительной профессиональной компетенции и уровня мотивации студентов к изучению английского языка

IV этап — презентационный (март-июнь 2017 г.) Размещение материалов о реализации проекта на сайте колледжа и сайте города Популяризация положительных результатов образовательного проекта; повышение конкурентоспособности выпускников и имиджа колледжа

Публикация материалов по реализации проекта в газете «Наш город» и журнале «Образование. Карьера. Общество» Популяризация положительных результатов образовательного проекта; повышение конкурентоспособности выпускников и статуса колледжа

Выступление обучающихся на научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровней по итогам реализации программы клуба межкультурной коммуникации Популяризация положительных результатов образовательного проекта, навыки публичного выступления студентов.

Отчет — выступление на методическом дне Популяризация положительных результатов образовательного проекта; получение членами клуба сертификатов. Выставка методических материалов по результатам реализации проекта, фотоотчет

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня сформированности общих, профессиональных компетенций у студентов, заявленных в ФГОС, дополнительной профессиональной компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Дополнительной профессиональной компетенции: планировать различные виды деятель-

ности и общения детей в течение дня с элементами английского языка. Показатели данной компетенции:

• владение навыками организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

• адекватность выбора методов обучения английскому языку поставленным целям, особенностям индивидуального развития ребенка;

• самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки;

• аргументированное изложение собственной позиции о необходимости обучения дошкольников английскому языку.

2. Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению английского языка.

3. Увеличение количества студентов, желающих поступить в высшее учебное заведение по специальности.

4. Повышение интереса к участию в работе клуба межкультурной коммуникации «Английский без границ».

5. Укрепление взаимосвязей с социальными партнерами.

6. Повышение статуса образовательного учреждения.

7. Способность использовать полученный практический опыт в общении на английском языке для реализации потребности в установлении профессиональных контактов.

Ресурсы, риски реализации проекта и способы их преодоления

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЧЕМПИОНАТАХ

Н. В. Колмакова, преподаватель ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов»

Ресурсы Риски Способы преодоления

Мотивационные: наличие у студентов потребности участвовать в работе клуба Отсутствие у студентов желания совершенствовать свои знания английского языка и использовать его в своей будущей профессиональной деятельности Проведение мотивационных тренингов со студентами, организация экскурсий в Центр педагогического образования» в КемГУ, г. Кемерово

Кадровые: желание и возможности педагогических работников образовательного учреждения и социальных партнеров участвовать в реализации проекта Загруженность преподавателей и социальных партнеров, участвующих в проекте студентов Согласование графика проведения мероприятий в рамках проекта и занятости педагогов и социальных партнеров, а также расписания занятий студентов, освобождение педагогов от дополнительных обязанностей, возложенных на них

Финансовые: материальные и технические возможности для организации экскурсий, вебинаров и онлайн-конференций и т. д. Финансовые сложности в обеспечении экскурсий, вебинаров и онлайн-конференций и т.д. 1. Вовлечение в сотрудничество родителей, социальных партнеров. 2. Сотрудничество с учителями-предметниками, средствами массовой информации

Актуальность проекта

WorldSkills International (WSI) — международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 72 страны. Своей миссией WSI называет привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высокого уровня профессиональных компетенций. Ее основная деятельность — организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 25 лет. Раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук».

Постановка проблемы

В настоящее время само движение WorldSkills International основной целью называет мотивацию молодых людей на получение качественной профессиональной подготовки.

На основе ФГОС невозможно подготовить обучающихся в полной мере к участию в чемпионате. Обладание общими и профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС не дают необходимый объем знаний и умений для выполнения конкурсных стрижек и окрашивания, которые требуются по стандартам WorldSkШs.

Цель проекта

Повышение качества профессиональной подготовленности обучающихся по профессии «парикмахер» через подготовку к чемпионату WorldSkШs.

Задачи проекта

1. Формировать повышение уровня мотивации обучающихся для участия в профессиональных чемпионатах.

2. Формировать профессиональные компетенции обучающихся по профессии «парикмахер» при подготовке к участию в чемпионатах WorldSkШs.

3. Развивать активную жизненную позицию обучающихся, коммуникативные способности, стремление к самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.