Научная статья на тему 'Образовательный потенциал проектного метода обучения на уроках географии'

Образовательный потенциал проектного метода обучения на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердышева О. В.

Настоящая статья посвящена описанию и анализу практической реализации так называемого «проектного метода обучения» в средней школе. Сущность метода заключается в постановке конкретной практической или теоретической задачи, формированию проекта ее решения и осуществлению этого проекта в рамках учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бердышева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал проектного метода обучения на уроках географии»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

© Бердышева О.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 134, г. Пермь

Настоящая статья посвящена описанию и анализу практической реализации так называемого «проектного метода обучения» в средней школе. Сущность метода заключается в постановке конкретной практической или теоретической задачи, формированию проекта ее решения и осуществлению этого проекта в рамках учебного процесса.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, а также гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [3].

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями и, в особенности, перед школой задачи в приобретении следующих компетенций:

1. способность оперативно и грамотно обрабатывать получаемую информацию;

2. способность мобильно ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

3. способность самостоятельно критически мыслить, видя возникающие проблемы, давая им объективную оценку и определяя пути их решения;

4. способность применять полученные знания к конкретной ситуации;

5. готовность самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В подростковом возрасте ученик не редко сам стремится к познанию возникающих перед ним проблем, желая найти свои пути их решения, стремится самостоятельно исполнить задуманное. Кроме того, в нарастающем потоке информации перед учителем встает нелегкий вопрос о выборе приемов и методов, позволяющих активизировать учебную деятельность, направленную на развитие личности ученика [2].

Как следствие, у учителя возникает необходимость искать новые подходы, выстраивать новое образовательное пространство [1]. Поскольку учебная деятельность в классах среднего звена начинает приобретать индивидуальный характер, то основными задачами образовательного про-

* Учитель

цесса являются мотивация через активизацию познавательной деятельности субъекта обучения. А так как одной из приоритетных задач учителя является воспитание в обучаемом человека социума, востребованными являются коллективные формы учебной деятельности.

Для реализации всего вышесказанного одним из способов решения поставленной задачи является проектная деятельность в подростковой школе.

В настоящее время метод является интегрированным компонентом системы образования, призванным стимулировать интерес учеников и предусматривающим через проектную деятельность решение поставленных учителем или самими обучаемыми проблем. Причем, следует отметить, эти решения должны быть «осязаемыми». Если ставиться теоретическая задача, то должно быть конкретное ее решение, если практическая -конкретный результат, готовый к внедрению.

В процессе работы над проектом формируются особые умения и навыки учащегося, а именно способности к проблемно-поисковой деятельности.

Выделим основные этапы работы над программным проектом:

1. разработка проектного задания;

2. планирование работы;

3. сбор материалов;

4. выполнение работы;

5. анализ результатов;

6. формирование выводов;

7. презентация и защита проекта.

В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Как показал опыт практического применения проектов в рамках учебного процесса средней школы, эта работа интересна и учителю и ученикам.

Отметим, эффективность применения данного вида обучения к конкретной группе учащихся повышается из года в год. Этот факт является следствием того, что обучаемые постепенно включаются в поисковую деятельность: учатся работать с информацией, собирать материал из различных источников, проявлять свою творческую фантазию и т.п.

Некоторые примеры разработанных проектов представлены в табл. 1.

Автор статьи была руководителем школьной проблемной группы «Проектный метод». Цель которой - овладение алгоритмом разработки и обучения учащихся по проектному методу.

Таблица 1

Проекты на уроках географии

Класс Название проекта Тема раздела Продукт

6 Твоя личная география Географическая карта Альбом, картосхемы, планы

6 Путешествие капельки воды гидросфера Учебное пособие для начальной школы

7 Веселый учебник или творческая мастерская Африка, Австралия и Океания, Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Антарктида Учебное пособие, включающее в себя рисунки, стихотворения, картосхемы, схемы причинно-следственных связей и другое

7 Теория литосферных плит и ее практическое значение литосфера Картосхемы, математические расчеты

8 Уникальные природные объекты России Природа регионов России Сборник «Уникальные природные объекта России»

8 Я учитель Природа регионов России Интересный урок географии

8 Опорные картосхемы или шпаргалки для девятиклассника Природа регионов России Комплект опорных картосхем

9 Демографический портрет класса Население России Статистический сборник

9 Проект строительства микрорайона города Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география Представление и обоснование плана микрорайона города

9 Строительство новой дороги Инфраструктурный комплекс Картосхема и обоснование новой дороги

10 Туристическое бюро Региональная география Путеводитель

Результатами работы можно считать следующие.

Во-первых, анкетирование учителей школы показало, что представленный опыт участников проблемной группы полезен для них и актуален в учебном процессе (с этим мнением согласилось более 90 % респондентов). Многие взяли элементы проектного метода на вооружение (с этим мнением согласилось более 75 % респондентов).

Во-вторых, доказательством высокого потенциала проектных уроков могут служить такие факты, как:

1. 100 % активность учеников на уроках;

2. доминирующий метод в проектах - исследовательский, творческий;

3. на большинстве уроках такого типа ярко выражена самостоятельность и в планировании, и в выборе учебного материала, и в поиске решений, идет формирование общеучебных умений и навыков и организационных, и интеллектуальных, и коммуникативных.

В-третьих, в табл. 2 представлена сводная рефлексивная карта открытых уроков школьного семинара по данной проблеме составленная на основе откликов учителей.

Таблица 2

Сводная рефлексивная карта

Критерии оценки „ Количество опрошенных (%)

балл Низкий (1-3б) Средний (4-7б) Высокий (8-10б)

1. Реализация целей урока 8,6 - 12,5 87,5

2. Соответствие форм, методов, содержания учебного материала целям урока 7,9 - 17,6 82,4

3. Развивающий потенциал урока 7,5 - 37,4 62,6

В-четвертых, опрос проводился также и среди учащихся с целью выявления отношения к участию по созданию проектов. Анкетирование привело к результатам, отображенным в табл. 3.

Таблица 3

Результат анкетирования учащихся по их отношению к участию в создании проектов

Оценка проекта (в процентах учащихся, выставивших данную оценку)

3 2 1 -1 -2 -3

1.Проект доставил мне удовольствие 36 32 32 1.Проект не доставил мне удовольствия.

2.Во время проекта я выучил то, что мне было важно 52 32 16 2. Ничего не выучил

3. Мои одноклассники работали активно 48 40 12 3. Мои одноклассники ленились

4. Нахожу проектную тему великолепной 54 22 16 8 4. Наша тема проекта была скучной

5. Хотелось бы проходить некоторые темы в проекте 64 36 5. Не хотелось бы проходить темы в проекте

6. Во время проекта я чувствовал себя свободным, раскрепощенным. 56 24 20 6. Во время проекта я не чувствовал себя свободным

Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.

Старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить ра-

дость успеха. Все это отвечает познавательно-развивающим и обучающим, воспитательным и социально-адаптационным функциям концепции образования.

Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованиям и разработки проекта, в квалифицированного эксперта - консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать не легко, и к ней нужно предметно готовиться.

Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, четко формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого - проектная деятельность.

Список литературы:

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 284 с.

2. Щедровицкий Г.П. Психология и педагогика / Г.П. Щедровицкий. -М.: Путь, 2004.

3. Управление качеством образования / М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос; ред. М.М. Поташник. - М.: Пед. о-во России, 2004. - 441 с.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© Брыткова Е.А.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В данной статье рассматриваются возможности использования большого потенциала проектной технологии не только для обучения, но и для развития личности, в том числе - развития системы самоопределения и представлен опыт практического применения методики проектирования ближайшего будущего, являющегося одним из важнейших элементов программ самоопределения обучающегося.

* Старший преподаватель кафедры Педагогики психологии детства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.